Реферат по предмету "Психология"


Проблема одиночества в психологии

«Одиночество отнюдь не редкость, некакой-то
необычныйслучай, напротив, оно всегда было
и остаетсяглавным и неизбежным испытанием
в жизничеловека»
Т.Вульф
Прошло не так много времени как насмену свахам и знакомствам через родственников пришли службы знакомств,предлагающие своим клиентам электронные базы данных, которые позволяют выбиратьпотенциальных «партнеров» практически по любым параметрам — цвету волос, росту,весу, интересам, уровню интеллекта и др. На смену одинокому москвичу, желающемупознакомиться пришли мужчины «без в/п., с в/о, без мат. пробл., без компл.», интересующие женщинами «с атрибутами женственности, вплоть до чрезмерных»[1].Клубы «Для тех, кому за тридцать» превратились в ночные клубы «Для тех, кому задвенадцать». Красные флаги на весенних демонстрациях сменились на черно-красныхполотнища, бритые затылки и битых представителей «кавказской национальности»вне зависимости от времени года. Компьютер становиться не просто печатноймашиной с экраном, а порой единственным «собеседником», помогающим забыться илиизмениться входя в «чаты», меняя имена. Партсобрания и политинформацияпреобразились в воскресные собрания, а вопрос про партийность в анкете приприеме на работу приобрел очертания армии[2]целеустремленными молодых, останавливающих прохожих скороговоркой«здравствуйте-можно-к-вам-обратиться-верите-ли-вы-в-бога». 
          Все эти и многие другиепримеры изменений, произошедших за последние два десятилетия в нашей странеговорят, на мой взгляд о том, что проблема одиночества все также тревожитлюдей, вне зависимости от количества сортов колбасы в магазине, возможностизарабатывать сколько хочется или открыто говорить о своих убеждениях. Конечно,порой бывает трудно разглядеть лики одиночества за черными стеклами иномарок,воплями «Хайль-Янки-Гоу-Хоум» и «свободными отношениями». Однако, внезависимости от того, какую форму оно обретает, человек, оставаясь наедине ссобой, как и много лет назад думает, что ему делать со своим одиночеством.Перефразируя Т. Уильямса, можно сказать, что человек думает как ему житьдальше, будучи обреченным на пожизненное заключением в одиночной камере своего«Я».
Проблема одиночествазанимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучениемзанимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели.Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии какобособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные содиночеством концепции, теории и исследования. В этой работе я хотел бы сделатьобзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мненийпсихологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и какполноценно жить с ним. 
 
Психологические представления ободиночестве
1) Психоаналитический подход(Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)
Обобщая положения некоторыхпсихоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этойпсихологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями вдетство.   
Один из представителейпсихоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считалон суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результатеотсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же — это непреодолимое, неприятное(оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, чтопричинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, маниивеличия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувствособственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинаетформироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости бытьлюбимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабоесущество, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночестваписал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости онсчитал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), вподростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можнообменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворитьэту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
Фромм-Рейхман, выделяяпричины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременногоотлучения от материнской ласки.
2) Человеко-центрированный подход(К.Роджерс)
Подход К.Роджерса к одиночествуотличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания наранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями,которые испытывает личность.
Согласно Роджерсу,одиночество — это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его — феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представитьего, то получиться следующая картина.
1) Общество влияет на человека,вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными,ограничивающими свободу действия образцами.
/>

2)Из-за этого возникаютпротиворечия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» вотношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
/>
 

3)Индивид становитсяодиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», онтем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.
/>

И здесь получается замкнутый круг:человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своемодиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных«фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночествепроявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
3) Социально-психологический подход(Боумен, Рисмен, Слейтр)
В отличии от психоанализа ироджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек,некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность завозникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов,способствующих усилению одиночества в современном обществе:  ослабление связейв первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
Рисмен считает, что однойиз главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такойориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, атакже обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Этоприводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности»и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем этапотребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуяамериканское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют«одинокую толпу».
Слейтер называетсовременное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможнодостичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, учеловека возникает одиночество.
4) Интеракционистский подход (Вейс)
Подход Вейса к одиночеству отличаетсяот рассмотренных выше по двум причинам:
·  он считает, чтоодиночество это результат влияния двух факторов — личности и ситуации;
·  Вейс рассматривалодиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность,руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостатоксоциального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющегосоциальные запросы личности.
Вейс выделил два типа одиночества:эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой теснойинтимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек можетиспытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное жеодиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей иличувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальноймаргинальности.
5) Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)
Согласно мнению представителейкогнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснениясвязи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пеплосчитает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемыми достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
 
6) Экзистенциальная психология(И.Ялом, К.Мустакас)
Экзистенциальная психология тесносвязана с экзистенциальной  философией. Первые попытки непосредственноперенести идеи философии экзистенциализма в психологическую ипсихотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченныерезультаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтини др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинамиэкзистенциальной психологии на сегодняшний  день являются общепсихологическиетеории и методологические основы психологической практики, разработанные наоснове философии  экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй,Д.Бьюдженталь.
          В экзистенциальнойпсихологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума сданностями существования. Под данностями существованиями здесь понимаютопределенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющейбытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится ктаким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии отпсихоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, несчитают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условияхчеловеческого бытия.
Один из представителейэтого направления И.Ялом рассматривая изолированность как одну из данностейсуществования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемымею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Этофундаментальная изоляция — и от других созданий («пропасть между собой идругими») и от мира («отделенность между  индивидом и миром»). Таким образом,он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
В своей работе«Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих косознанию экзистенциальной изоляции — конфронтация со смертью и свободой.Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто неможет умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здеськак принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное«авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя.К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опытыдефамилиаризации — состояний, в которых с конституированного нами мирасрываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогдачеловек теряет ощущению уюта, принадлежности к чему-то знакомому.
Говоря о связи роста иизоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс ростатесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (ростподразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако,человек расплачивается за сепарацию изоляцией.
У человека, пишет Ялом,есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» — частичноепринятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могутуничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми итогда «любовь компенсирует боль изоляции». Это созвучно М. Буберу, которыйсчитал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенногоуединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одногосамостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной».
Не принимая своейизолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться кдругим. Оказывавшись в море существования, переживая ужаса одиночества истремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся отдругих, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можемотноситься к другим, воспринимая их такими же как и мы — испуганными,одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и,будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством дляотрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования,человек строит отношения, дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие),помогающие отрицанию изоляции. Ниже, при рассмотрении взглядов М. Бубера,А.Маслоу и Э.Фромма на проблему одиночества, я коснусь принципов, по которомможно строить отношения, свободные от нужды друг в друге.
К. Мустакас, другойпредставитель экзистенциального направления в психологии, разделяет «суетуодиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом наодиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплексзащитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенныхжизненных вопросов, путем осуществления  «активности ради активности» вместе сдругими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальностиодинокого существования».  Как и Ялом он считает, что этому осознанию могутспособствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение,смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.
Рассматриваяхарактеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия,Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальнымневрозом [3]:
1)  «Сплав» — желание потерять собственную личность,стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано смужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;
2)  «Универсальный симптом» — состоявшееся слияние,попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувстводвойственности;
3)  «Универсальный конфликт» — это переживаемое, какстрадание, нежелаемое чувство одиночества.
Эти тенденции позволяют клиентуизбегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все,чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимаетсостояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможностьсвободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.
По сути, об этом же пишети Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Онпредставляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своихпоступков, не что иное как собственную жизнь».
Отношения как средство, способноепомочь разделить одиночество
При рассмотрении экзистенциальноговзгляда на одиночество я упомянул, что кроме принятия факта экзистенциональнойизоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от «ужаса конечнойизоляции» — отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способныепомочь разделить это одиночество и, одновременно, не построенные на принципе«ты мне — я тебе», рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоуи Э. Фроммом.
 
Диалог vs. монолог (М. Бубер)
М.Бубер внес большой вклад врассмотрение проблемы одиночества. Трудно отнести его к какому-то одномунаправлению философии, т.к. его позиция основывается на еврейской мистическойшколе, хасидизме и релятивистской теории, а его взгляды оказали значительноевлияние как на религиозную философию, так и на психологию. Он считал, чтостремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже утолько что появившегося на свет ребенка есть стремление к  контакту — сначалатактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек несуществует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку дляБубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказатьдля него нет одиночества как фундаментального факта бытия (ср. сэкзистенциалистами).
Бубер выделил два типаотношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи — это отношения безвзаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Буберпротивопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности ивключающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат нетолько в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. «Я», пишетБубер, возникает и приобретает очертания в рамках отношений и оно, т.о.,связано с «Ты», взаимодействуя с которым каждый раз создается новое «Я». Приотношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» — он удерживаетчасть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом ивынесением суждения об «Оно».
Основной способпереживания «Я-Ты» отношений — диалог. В нем «каждый из участников имеет в видудругого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установитьживые взаимоотношения между собой и им». Об этом же писал и В.Франкл когдаговорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. «Встреча» частоявляется самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцентсмешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решениясвоих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные поддиалог».
 
Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)
А. Маслоу — один из основателейгуманистической психологии — считал, что действия человека определяются двумятипами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристикичеловека, ориентированного на рост: способность реализации собственногопотенциала, большая самодостаточность, меньшая зависимость от подкреплениясреды, меньшая потребность в межличностных отношениях, восприятие людей не спозиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждогочеловека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными или средовымидетерминантами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить дватипа любви — бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что длябытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость,автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность,заботливость.    
Симбиотическая привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм)
Э.Фромм, в одной из своих блестящихработ «Искусство любви», также затрагивает вопрос о том, что должныпредставлять из себя ненуждающиеся отношения. Так же как и многиеэкзистенционалисты, Фромм считает экзистенциональную изоляцию причинойсерьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходесвоего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческаядеятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиямгруппы не были достаточными для этого преодоления — они были «частичнымиответами». «Полный ответ» — достижение единения с другим человеком в любви.
          Как и Маслоу, он предложилсвою классификацию типов любви. Фромм отличал «симбиотическое слияние», прикотором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой»любви. Последняя есть «союз при условии сохранения индивидуальности… двоестановятся одним и все же остаются двумя».
Для Фромма важно, чтолюбовь — активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче;«участии», а не «увлечении». К другим характеристикам зрелой любви он относит:заботу, отзывчивость, уважение и знание.
Литература:
1.  Миюскович Б. Одиночество:междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.Покровский Н. Е.) М., 1989
2.  Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретическиеподходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.Покровский Н. Е.) М., 1989
3.  Пузько В. И. Экзистенциальный неврозкак бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология,философия и психология одиночества», Владивосток, 1995
4.  Садлер У.А., Джонсон Т. Б. Отодиночества — к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.Покровский Н. Е.) М., 1989
5.  Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1991
6.  Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность.Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000
7.  Фромм Э. Искусство любви. М., 1995
8.  Хараш А.У. Психология одиночества //Педология/новый век. № 4, 2000 г.
9.  Ялом И. Экзистенциальная психотерапияМ., 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.