Реферат по предмету "Психология"


Причины суицида

НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 РЕФЕРАТ
Тема: «ПРИЧИНЫ СУИЦИДА»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                Выполнила: Студентка I курса
ФП – 12
 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2003г. 
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
I.               историческийаспектсуицида ………………..…..……………………………..3
II.              Социальные и асоциальныефакторы,
сопутствующиесуициду …………..……………..………………………………………...…..4
III.            Философский аспект анализасуицида ………………………………….….6
IV.            О ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИНАХ И СПОСОБАХ УХОДА ИЗ ЖИЗНИ ………………....8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ             
«Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийствомнезадолго до его рождения, младшая сестра утопилась, старшая бросилась подпоезд, брат бросился с вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил своюжену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка, шаталась с цыганами иотравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог ив Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестра сотцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа»
Я. Гашек.
«Похождения бравого солдата Швейка»
Экзистенциально поставленнаяпроблема несоответствия человека миру, мира — человеку приобретает чертыглобальности. На таком социальном фоне стоит ли удивляться «помолодению» суицида,интенсивности его роста и всеохватывающему характеру «черного феномена»
На протяжении почти ужедвух веков неподдельное удивление вызывает у философов, культурологов исоциологов ряд загадочных суицидальных констант, в числе которыхпреимущественно сознательный характер самонасилия, а также стабильностьсопровождающих самоубийство асоциальных факторов, к которым относят время дня,пол, возраст и сезон совершения насильственного деяния.
С того момента какизмерение интенсивности суицида стало частью демографического знания,суицидологи различного толка вынуждены констатировать, что разные эпохисуществования человечества имеют почти постоянный процент лишающих себя жизни всостоянии сумасшествия, или невменяемости, а именно: 17%-20% от общего числа добровольныхсмертей, тогда как жертва самонасилия (или «самоагрессии», по выражению американскихсуицидологов), не обремененная ни какой-либо психопатией, ни сложнымиобстоятельствами личной жизни, ни порочными склонностями, годами вынашиваетзловещий замысел самовольного ухода из жизни и, дождавшись подходящего, по еерасчетам, момента, немедленно претворяет его в жизнь. Видимо, именно этаособенность суицида побудила современных медиков, микробиологов,химиков-органиков, а также психиатров-практиков искать в человеческом организме«вещественное» подтверждение скрытой предрасположенности к самоубийству, чтоповлияло на обнаружение специфики влияния на мозг человека понижения уровнясодержания в нем серотонина в качестве своего рода «предсказателя» суицидальногоповедения. Однако сами исследователи, в лице, например, ведущего специалиста вэтой области профессора психиатрии Колумбийского университета Джона Манна,вынуждены были констатировать, что на протяжении всей человеческой эволюцииуровень серотонина поражает своими стабильными показателями, понижение уровняего содержания в клетках мозга недостаточно для научного предсказания суицида,также как использование этого вещества в клинических целях, по меньшей мере, проблематично,ведь «успеха» добиваются, как правило, по мнению ученого, те самоубийцы, которые«заботливо планируют» самонасилие, а не импульсивно действующие личности сразбалансированной нервной системой, поэтому серотонин может выступить вкачестве «фактора риска», но не может кардинальным образом повлиять на раскрытие«печальных секретов» этого явления.
При достаточноповерхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценкиэтого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих емуусловий можно сделать следующий вывод: самоубийство вкачестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является самактивно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательновыполняющий задуманный план насилия, — это феномен болезни сознания, дляхарактеристики, которого нельзя использовать медицинский термин.
Для выяснения истинныхпричин возникновения феномена самоубийства необходимо рассмотрение его в разныхаспектах, а также с учетом различных условий, социального и асоциальногохарактера, сопутствующих суициду и затемняющих его действительную природу.Именно в результате анализа такого рода, в ходе рассуждения от противного: ниодно из условий нельзя считать истинной причиной самоубийства — долженпроступить сквозь толщу возможных интерпретаций этого феномена собственнофилософский аспект исследования корней суицида.
 
I. Суицид имеетисторический аспект своего изучения
Позитивно суицидоценивался некоторыми древними сообществами людей периода родоплеменныхотношений, такими, например, как древние скандинавские племена с их идеологиейальтруистического самоубийства стариков, освобождающих племя от неутешительныхзабот о дряхлеющей старости, или готы с существовавшей у них «скалойпредков», с которой бросались из-за страха перед естественной смертью. Суицидоценивался не только позитивно, но и приобретал эффект эстетизации в ритуальныхформах Харакири (Япония) и Сати (Индия). Античный мир периода правления римскихимператоров и борьбы политических партий и группировок знает немалое числосамоубийств римской аристократии по политическим мотивам.
В Индии, наоборот,давняя традиция сати «живительный» источник самоубийств. Онапредписывает жене после смерти мужа совершить сожжение на его кремационномкостре. Из-за этого обычая процент самоубийств женщин в Индии в несколько развыше, чем у мужчин.
Негативная оценкаявления суицида все-таки имеет более устойчивый и массовый характер посравнению с позитивной на протяжении всего существования известной намчеловеческой цивилизации.
Так, в частности,народы Ближнего Востока — Древняя Персия и Вавилон строго осуждалисамоубийство, исходя из священных заповедей «Авесты» (книги основныхдогматов религии зороастризма); древний иудейский мир вообще практически незнал такого рода насилия, что дало право социологу Э. Дюркгейму без всякойиронии заметить: «еврейство — это как раз та религия, в рамках которойсклонность к самоубийству имеет наименьшую величину»
Христианство осуждаетсамоубийство в качестве следствия впадения в смертный грех уныния, а также какформу убийства в нарушение заповеди «не убий!» (постановление Тридентского собора1568 г. согласно истолкованию Блаженным Августином шестой заповеди). Эпоха «первыххристиан» практически не знает самоубийства (Новый Завет дает в качествепримера две судьбы: отчаявшегося получить прощение своему предательствусамоубийцы Иуды и преодолевшего отчаяние троекратного отречения от Христаапостола Петра).
Век Просвещения в лицеД. Юма и Ж. Ж. Руссо сломал представление об абсолютной неприемлемостицивилизованным человечеством права человека на смерть. Логическим завершениемтакого по существу атеистического взгляда на самоубийство в историичеловеческой культуры явилось принятие советским законодательством в 1922 годув России статьи 148 Уголовного кодекса, совершенно исключающей наказуемостьсамоубийства и покушения на него и карающей лишь за содействие или подговор кнему.
Следует отметить, чтоРоссию отличало от многих европейских государств более взвешенный идифференцированный подход к этому явлению общественной жизни: законы, карающиесамоубийство, постоянно уточнялись и дополнялись. Так, например, до проведенияреформ Петром Великим предусматривался только суд церкви и никакой уголовнойнаказуемости за покушение на самоубийство или за самоубийство. Первые формынаказуемости сознательного суицида появляются в военном уставе Петра Первого за1716 год. Позже по русскому законодательству классифицировались 2 видасамоубийства: суицид, совершенный в состоянии вменяемости (уголовно наказуемо),и в состоянии невменяемости (ненаказуемо), причем меры, предпринимаемые вотношении сознательно покушавшихся на собственную жизнь, постоянно смягчались(см. Уложения о наказаниях 1845, 1857, 1866 и 1885 годов). Не подвергались всоответствии со статьей 1474 Уложения наказанию лица, которые пошли на смертьпо великодушному патриотизму ради сохранения государственной тайны или изжелания сохранить честь и целомудрие (самоубийцы такого рода не лишалисьцерковного погребения, все их распоряжения оставались в силе).
В советское время былликвидирован сектор социальных аномалий при Центральном статистическомУправлении. В этот период нашей истории существовала официально признаннаястатистика только по доведению до самоубийства, она обнаруживала странныедемографические перекосы: большинство такого рода самоубийств совершалось всельской местности (более 51 процента), несмотря на то, что суицид в мире преимущественно явление городское; уровень образования самоубийцбыл в основном средний, или неполный средний, тогда как феномен сознательногосуицида чаще фиксируем в высоко интеллектуальной среде(в царской России, например, это офицеры флота, представительницы высшихженских учебных заведений, известные поэты, художники и т.д.); по своемусоциальному статусу советские самоубийцы — это чаще всего колхозники или домохозяйки
Несмотря на явнуюнеполноту информированности по суицидологическим вопросам исследователивынуждены были констатировать преимущественно сознательную природу «самоубийствас человеческим лицом» (прежде всего об этом свидетельствовала тщательнаяспланированность доведенными до самоубийства суицидального акта).
Интересно в этом планерассмотреть природу сознательного суицида не только в плане конфликта личностис обществом, но и в плане асоциального характера соотношения личности и еебиологической нормы, учитывая существование таких суицидальных констант какпол, возраст несчастных самоубийц, а также время суток и сезон совершениястрашного деяния. II. Социальные и асоциальные факторы,сопутствующие суициду
Обычно выделяют факторыасоциального характера (у Дюркгейма они названы«космическими факторами») такие как время года, дня, а также пол ивозраст.
Давно уже принятосчитать одним из фундаментальных теоретических вопросов социологии и одновременносуицидологии  существование ряда социальных (демографических) констант, в числокоторых входит странное соотношение 1:3, означающее, что в мире на однуженщину-самоубийцу приходится в среднем три мужчины (не означает ли этоэволюционное сохранение той особенности, что более рациональная природа мужчинысклонна к сознательному суицидальному акту в большей степени, чем «хаотическая»,более защищенная инстинктом самосохранения и сохранения рода, природа женщины).
Параллельно спрояснением проблемы «мужского» характера суицида вновь встаетпроблема соотношения между суицидом и сумасшествием, т.к. если самоубийство — не женское, как правило, преступление, то сумасшествие как раз имеет встатистическом плане женский характер, что позволило в свое время Э. Дюркгеймувысказать странное предположение о том, что «идиотизм предохраняет отсамоубийства.»
Кроме того, что суицид преимущественно«мужское явление», хотя женщины и опережают мужчин по числу суицидальныхпопыток, он еще и явление «молодое», т.к. суицидальный возраст без различия пола,национальности, места проживания — это 19-40 лет, т.е. период наибольшей жизненнойактивности человека. Коррективы в эту константу не внес ни «помолодевший» суицидв США и Европе, начиная с конца 60-х годов нашего века, ни искаженнаястатистика советского периода в нашей стране, ни культурологическиеисследования истории анализируемого феномена. Например, когда в странах Европы,США, Канаде, Японии и Австралии стал наблюдаться неизменный рост суицидальныхпопыток в молодежной среде, а смертность от самоубийства стала третьей ведущейпричиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше, то суицидальный«всплеск» опять-таки пришелся на наиболее «сознательный» возраст (сохраняется посей день)  от 20 до 24 лет.
Время и сезонсознательного суицидального деяния не менее странны по своим ведущимхарактеристикам. Ф. Ницше, Н. В. Гоголь, М. М. Пришвин не однажды отмечали особоевлияние на психику человека «слепящего» полдня. Именно полдень составляетнаиболее опасное в плане суицидальных попыток время суток
выдающийся русский космистА. Л. Чижевский писал о причинах «весенних кризисов» в человеческом сообществеЧижевский настаивал на том, что воздействие окружающей Среды на нашу психикунесравненно глубже, чем это представляется обыкновенно с позицийпоследовательного антропоморфизма. Он делал вывод о предрасположенности живогоорганизма в периоды сезонной солнечной активности к «резким и бурным»психическим переживаниям, включая суицид.
 Если взять статистикутолько в течение ХХ века, то наиболее опасным временем года будут, как ихназывают суицидологи, «убийственные месяцы» — май и июнь, современныеамериканские исследователи отмечают сезон — весна. «Убийственныечасы» — с утра до полудня, т.е. до 12.00, либо от 13.00 до 15.00.
Гениальность. такженакладывает печать неврастении, поэтому неслучаен искус самоубийством у такихизвестных личностей как Байрон, Гёте, Бетховен, Жорж Санд, Л. Н. Толстой, А. А.Фет, Н. В. Гоголь и др.
Рассмотрим, наконец, ито, что составляет особенность современного нам общества за рамками национальных,политических и религиозных различий. Особую роль в современных обществах,безусловно, играют средства массовой информации, влияющие на заразительность иколлективный характер суицида. Учитывая заразительность суицида, легкоперерастающего в психическую эпидемию на грани болезни и здоровья,  можно сделатьвывод о серьезной опасности влияния на психику современного человека mass mediaво всех его возможных на сегодняшний день формах.
К социальнымфакторам, сопровождающим суицид, обычно относят урбанизациюнаселения, влияние средств массовой информации, заразительность иколлективность самого феномена самоубийства, ослабление института семьи иразрушение ее внутренней гармонии, специфику национальной окраски данногоявления, а также определенную связь с характером вероисповедания определенныхнародов.
Внутреннеепротиворечие, скрытое в просвещенческом истолковании индивидуальной свободыличности имело печальные последствия, т.к. по существу разрешало человекуошибаться, как ему заблагорассудиться, но, даруя право на ошибку, не решало техмучительных внутренних проблем, которые ставят личность на грань между жизнью исмертью, обрекая на выбор последней, что собственно и подтвердил печальный опытзаконодательства в нашей стране.
 Сквозь толщуусловностей, обрядов, обычаев, традиций проступает биение живого пульсаличности, помещающей себя в рискованные обстоятельства («пограничную ситуацию» междужизнью и смертью), путеводной же звездой такой личности выступает спецификачеловеческого сознания, его способность к рефлексии, связанность в нем интеллектас волевым началом (или «практический разум», в терминах И. Канта).
Значительная частьсамоубийств совершается психически здоровыми людьми в результатесоциально-психологической дезадаптации личности в условиях «микросоциального конфликта».
Необходимо отметить, что,как мне представляется, «микро» может стать «макро» — конфликтом, если использоватьоценку социальной регулируемости поведения личности, данную в начале нашеговека Э. Дюркгеймом. В частности, с точки зрения известного французскогосоциолога, для защиты общества от всплесков массового суицида необходимоотчетливо представлять зависимость сознательного покушения на свою жизнь отстепени социальной интегрированности личности. Имеется в виду как возможностьжесткой, предельной регуляции поведения личности со стороны общества, так и «слабая»регуляция персонального поведения (варианты заброшенности детей в семье,отсутствие уголовной наказуемости суицида в обществе) как следствие, «аномическийсуицид» (особенно в среде подростков, эффект разобщенности, отчуждения).
Обе крайности, по мыслиДюркгейма, одинаково опасны в плане провоцируемости сознательного суицида.Подтверждает данную мысль и существование как эгоистического, так иальтруистического характера самоубийства, которые совершают либо асоциальныеличности, либо излишне интегрированные (например, солдат-самоубийца,бросившийся на гранату, спасая жизнь своего товарища).
Сознательный суицидпреимущественно асоциален (чем менее интегрирована личность, тем болееподвержена она суицидальным настроениям), глубоко эгоцентричен (статистикапоказывает значительное преобладание «эгоистического» самоубийства над «альтруистическим»),обусловлен не только рядом внешних условий, но и рядом скрытых от постороннихглаз внутренних индивидуальных причин. За дебрями всевозможной статистики частоупускается главное — личностный, неповторимый характер всякого сознательного сведениясчетов с жизнью.
Человек, обладающий свободой«От» принятия самостоятельно решений, реже подвергает себя риску самоубийства.В каком-то смысле господин чаще кончает собой, чем раб на протяжении всейчеловеческой истории; богатый чаще сводит счеты с жизнью, чем бедный; склонныйк рефлексии интеллектуал чаще подвержен суицидальным настроениям, чем простойрабочий. Степень социализации человека проявляет себя не в пользу самоубийцы,однако подлинная индивидуальная свобода оказывается важнее для человечества,чем рабство в любых его исторических формах, ибо именно борьба за свободуличности в обществе часто оплачивается кровью героев. III. Философский аспект анализасуицида.
Американский философ ипсихолог У. Джемс называл гетерогенность сознания источникомсмертельной борьбы между двумя «Я»: реальным и идеальным. Краткий обзоридей У. Джемса по данной проблеме представляет из себя следующую картину:существует два основных типа темпераментов человека в зависимости от отношенияк наличному злу в мире, а именно:
1. «однажды рожденные»-  оптимисты
2. «дважды рожденные» — пессимисты
Преодоление разбалансированностипсихики, внешнее проявление которой практически незаметно; а внутреннее в формепессимизма проявляет себя как раздвоенность сознания на «Я» реальное и идеальное, возможно через сознательно подготавливаемый суицид, либо через обретение«вершины сознания» (т.е. через руководящую всем поведением человека идею, истокикоторой лежат за пределами рационального, она есть ВЕРА в кого-то или во что-токак основной ограничитель абсолютной внутренней свободы).
Единственным исходомэтой борьбы за смысл индивидуального существования является путь обретенияверы. Джемс настаивал на спасительном характере любой веры по отношению ксуицидальным попыткам Он рассматривал подобное кризисное состояние сознания какформу «религиозной болезни», когда на нормальный религиозный запросне дается нормального религиозного ответа. По его  утверждению, именно личностис развитым, «преизбыточным» интеллектом труднее всего следоватьабсурдной логике бездоказательной веры. Возникает ситуация, когда индивидуальноечеловеческое сознание выступает в качестве основного источника дисгармониивнутри личности, которая оказывается глубоко несчастна, и в которой на место«инстинкта любви» выступает противоположный ему «инстинктсмерти», используя фрейдовскую терминологию.
Вера, воля,свобода выступают при таком видении проблемы как атрибутычеловеческой природы, но у феномена индивидуальной верысохраняется особая функция по отношению ко всему сознанию человека в целом.
 Вера — это принципиальная несвобода, но она же организующее (смысловоеначало) и основной импульс к действию (к тому, чтобы жить). Л. Н. Толстойвполне подтверждает эту мысль, когда подводя мучительный итог своим исканиям,пишет: "… Я начинал понимать, что в ответах, даваемых верою, хранитсяглубочайшая мудрость человечества, и что я не имел права отрицать их наосновании разума, и что главные ответы эти одни отвечают на вопрос жизни''
Парадигму«несчастного сознания» в русской культуре задолго до метаний Л. Н.Толстого воссоздал Ф. М. Достоевский, которому принадлежитнесомненная заслуга раскрытия внутренней логики «умногосамоубийства».
Будучи не толькогениальным психологом по своим природным наклонностям, но и сыном врача посвоему социальному происхождению он серьезно интересовался вопросамипсихиатрии, в частности, наблюдая за газетными публикациями фактовсамоубийства. Он активно отстаивал позицию, что гораздо чаще, чем это видитсясовременным врачам, самонасилие может явиться результатом не сумасшествия, аопределенного характера мировоззрения.
«Опять новаяжертва и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они(то есть медики) не могут догадаться, что человек способен решиться насамоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, ав наше время и от прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а несумасшествие».
«Дляиного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и дотого понятны, что и думать не о чем, смотреть даже не на что и не стоит.Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что(случается, даже и нередко) — не в силах, наконец, их обобщить и упростить,вытянуть в прямую линию и на том успокоиться он прибегает к другого родаупрощению и просто запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свойизмученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только двепротивуположности, но между ними помещается весь наличный смыслчеловеческий».
Теорию писатель тут жеиллюстрирует примером из жизни:
Самоубийца — молодаядевушка лет двадцати трех или четырех не больше, дочь одного слишком известногорусского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти ужесовсем не русская по воспитанию
«Она намочила ватухлороформом, обвязала себе этим лицо и легла на кровать… Так и умерла.
Комментируяпредсмертную записку несчастной девушки, Достоевский, не ведая об истинныхпричинах самоубийства, пишет: „В этом гадком, грубом шике, по-моему,слышится вызов, может быть, негодование, злоба, — но на что же? Просто грубыенатуры истребляют себя самоубийством лишь от материальной, видимой, внешнейпричины, а по тону записки видно, что у нее не могло быть такой причины
На что же могло бытьнегодование?.. на простоту представляющегося, на бессодержательность жизни? Этоте, слишком известные, судьи и отрицатели жизни, негодующие на“глупость» появления человека на земле, на бестолковую случайностьэтого появления, на тиранию косной причины, с которой нельзя помириться?
просто умерла от«холодного мрака и скуки», с страданием, так сказать, животным ибезотчетным, просто стало душно жить, вроде того, как бы воздуху недостало.Душа не вынесла прямолинейности безотчетно и безотчетно потребовала чего-нибудьболее сложного..."
«Аристократически-развратному»уходу из жизни Достоевский противопоставляет самоубийство «нравственно-простонародное».
"… Во всехпетербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом ободном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа,одна бедная молодая девушка, швея, — «потому что никак не могла приискатьсебе для пропитания работы». Прибавлялось, что выбросилась она и упала наземлю, держа в руках образ (то есть икону). Этот образ в руках — странная инеслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренноесамоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто — стало нельзя жить
По существу, иДостоевскому, и Джемсу удалось определить парадигму «несчастного сознания» самоубийцы-интеллектуала,заключенную в двух основных несоответствиях человека и мира:
1)   тоскапо гармоничному устройству мира, по тому, что «за пределами природы» существуетдух, и полная невозможность доказать существование разумного начала внечеловека;
2)   тоскао Боге как всемогущей личности при невозможности доказать его бытие.
По Камю,самоубийство — один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методовпознания мира. «Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор ивыбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возражение». Нопросто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели(смысла). А вот смерть-самопожертвование — есть деяние с гармонизирующейосновой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо«самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие…На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной дажесаму смерть».
П. Ширихев,заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологииАН СССР, кандидат философских наук:
«Основная причинасуицида — ощущение человеком бессмысленности своего существования.
Можновыделить три формы суицида:
 
1.Истинный (когда человек действительно хочет убить себя).
2.Аффективный (с преобладанием эмоционального момента).
3.Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).
 Первыйв основном характерен для мужчин, второй и третий — для женщин. Причем истинныйсуицид, как правило, „удается“ самоубийцам.
Авот мнение специалиста — руководителя Всесоюзного научно-методическогосуицидологического центра доктора медицинских наук А.  Амбарцумовой:
»Самоубийство — это социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенногоконфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни.Поэтому неверно считать всех самоубийц сумасшедшими.
Причин суицида много.Для Москвы, скажем, очень характерна такая причина, как одиночество, которое всочетании с городскими суперстрессами социально-экономического характераприводит очень многих к роковому концу. Играет свою зловещую роль пресловутыймикроконфликт: претензия личности к личности. Мы попросту не умеем нормально,по-доброму общаться друг с другом".
Американский психологиз Колумбийского университета Джеффри Янг называет одиночествомладшей сестрой депрессии. Не каждый одинокий человек страдает депрессиями, нокаждый, кого они мучают — одинок. А от депрессии до самоубийства путь поройбывает короче, чем из прихожей в комнату, к телефонному аппарату.
Проблемы молодых людей,как юношей, так и девушек, связаны в первую очередь с тем, что они не могутнайти себе партнера или же не в состоянии наладить с ним такие отношения,которые удовлетворяли бы обоих. Среди людей старшего возраста это в основномженщины, у которых вдруг опустел дом, когда выросшие дети вылетели из гнезда,или которых оставил муж.
«Одиночествопотому воспринимается как нечто ужасное, — объясняет доктор психологическихнаук Регула Фрейтаг, работающая в Обществе по предотвращениюсамоубийств (Германия), — что мы никак не можем понять: это состояние вообщеприсуще человеку. Любому из нас знакомо чувство, что он один на всем беломсвете, что возможности выразить себя, как-то заявить о своем „я“ впринципе очень ограниченны. Людям было бы неприятно это сознавать, и мысли ободиночестве они подсознательно стараются подавлять». Увы, попытка загнатьджинна в бутылку не всегда бывает удачной. Всегда есть опасность, что пробкуоднажды выбьет.
Когда немецкая актрисаМария Шелл приняла чрезмерную дозу снотворного, чтобы уйти из жизни, окружающиебыли потрясены — ведь она всегда была такой жизнерадостной, энергичной!..Оказалось, что она просто маскировала свое одиночество: «Мне ведь никто недавал права отравлять окружающим жизнь из-за собственных неприятностей...»
IV. Возможныепричины и способы ухода из жизни
Полностью отвергаетвозможность самоубийства лишь тот, для кого его собственная жизнь являетсяценностью, выше которой ничего нет и быть не может.
Есть люди сильные, ониидут на самоубийство обдуманно, в этом проявляется их сила.
Столкнувшисьс неразрешимыми проблемами, сильные люди нередко готовы бежать из мира живых вцарство Танатоса.
«В1926 г., когда катастрофа была для меня слишком близкой -  пишет МихаилЗощенко, — когда противоречия и конфликты ужаснули меня и я не находил выхода,я увидел странный сон.
Яувидел, что в мою комнату входит Есенин, который только недавно умер,повесился. Он входит в комнату, потирая руки, счастливый, довольный, веселый, срумянцем на щеках. Я в жизни никогда его таким не видел. Улыбаясь, онприсаживается на кровать, на которой я лежу. Наклоняется ко мне, чтобы что-тосказать.
Новот шли годы. Я позабыл об этом ночном инциденте. И только теперь, припоминаявсе, что было, припомнил этот сон. И тотчас понял, что он означал для меня в товремя. Ведь он означал: посмотри, как мне теперь хорошо, взгляни, какой ятеперь счастливый, здоровый, беззаботный. Милый друг, поступи, как я, и тыбудешь в безопасности от тех ужасных бед, которые нас с тобой раздирали.
Вотчто означал этот сон, угодливо подсунутый мне низшим этажом (сознания), которыйстрашится опасностей значительно, видимо, больше, чем страшится смерти, ибо непонимает, что это такое, — вернее, не понимает ее так, как мы понимаем ееразумом.
Есть люди слабые, у нихсамоубийство это проявление слабости. И есть третьи — большинство, обычныелюди. И если они живут, а не существуют, то очень часто их размеренная,благополучная жизнь прерывается каким-нибудь трагическим событием, ставящим ихна грань самоубийства. В такие моменты человек настолько ослеплен своей бедой,что не способен о чем-либо мыслить, а тем более мыслить правильно. И тогда дажесильные люди делают непоправимый шаг, тогда как им надо было только взглянутьна ситуацию адекватно.
.Но если вы продолжаетенастаивать на том, что ваше мнение более правильно на том основании, чтоболит-то у вас, а не у них, то я вам сообщу еще одну важную вещь, которую надозапомнить хорошо: ваше мнение на самом деле и не ваше вовсе. И вот почему. Те,кто прошел по самой грани и все-таки преодолел нежелание жить, тот знает, чтодумает человек через несколько месяцев спустя. А думает он чаще всего вот что:»Какой ужас, а ведь я чуть не убил себя из-за такой ерунды. Подуматьтолько, ведь я мог бы сейчас уже (столько-то месяцев) лежать в могиле.Кошмар." Так какое мнение было правильным? Когда вы мылили петлю, иликогда ужасаетесь сами себе несколько месяцев спустя? Очевидно, что второе.Значит тогда ваше мнение даже с вашей точки зрения было неправильным. Значитто, что вы думаете, не обязательно является вашим настоящим мнением.
-   Смертьдолжна быть желанна сама по себе, а не как избавление от жизни.
Если вы ненавидите мир,то ваше мнение неадекватно. Каждый человек проходил через любовь к миру и черезненависть к нему. Если только он не безмозглый скот. Тот, кто уходит, долженпридерживаться такого взгляда на мир. «Мир разнообразен, в нем естьостровки хорошего, есть островки плохого, есть океан где все это перемешано.Сейчас мне не повезло, я попал в ту часть мира, где жить нельзя. И нет путейперебраться туда, где хорошо. Поэтому я ухожу без ненависти к миру. То, что сомной случилось есть несчастный случай. Пусть другим повезет больше. Дай бог имсчастья». Если вы не можете принять такую формулу ухода, то вы непонимаете своего действительного положения в мире и ваш уход не будет благородным.
Многие самоубийствасовершаются в состоянии, которое выражается фразой: «Мне оченьплохо. Я не могу больше терпеть». Во всех таких случаях наилучшимдействием будет простое ожидание. Лучше всего, если человек будет сидеть всостоянии отупения. Чем дольше он просидит, тем меньше вероятностьнеоправданного самоубийства. Боль от долгого ожидания перегорает, какперегорает молоко в груди женщины если его перестать сцеживать. Обычно хватаетнескольких дней. Если ничего не меняется, то причины горя действительно серьезные.(К сожалению не всегда есть возможность сидеть в «состоянии отупения». Бытьможет если бы человека в этом состоянии действительно оставили  в покое, то унего было бы время на переосмысление произошедшего, но так бывает не всегда. Поповоду серьезности причин – это скорее проблема внутренняя, чем внешняя.Казалось бы со стороны проблема не стоит и выеденного яйца, а для тебя этосерьезная проблема, разрешить которую ты не в состоянии, в силу утраты защиты инехватки своих внутренних резервов. Казалось бы разумом ты все понимаешь, всеосознаешь, но вот сил пережить это нет никаких. И тогда действительно нуженпокой, нужно время, осознание бессмысленности самоубийства, но к сожалению не увсех есть такая возможность и терпение. Иногда достаточно проснуться утром ипонять как глупо было думать так вечером, а иногда боль не уходит годами ичеловек инстинктивно начинает искать смерти, сам себя он не убьет, но будеежедневно подвергать себя риску, ругая свою судьбу и говоря, что он не заслужилсмерти. Все сказанное это мое субъективное мнение, не претендующее направоту.)
Очень часто реакцией на сильный стресс являетсясостояние дремоты. Человек ложится в постель и целыми днями спит. Если этопроисходит, то не надо его тревожить.
.Есличеловек не может перейти в состояние отупения, не сидит на месте, ищет выхода,то ситуация опасна. Чтобы он не потратил энергию на подготовку своей смерти,надо направить энергию в другое русло. Вариантов много, например такие.
-  Идти куда глаза глядят. Лучше влес. Идти надо много часов, пока не свалит усталость и голод. Повернуть назадможно не ранее, чем захочется домой. Если в голове стали появляться какие-либомысли, кроме мысли о своей беде, то значит боль начинает спадать.
-   Ехатькуда-нибудь далеко. Садитесь на поезд или электричку и едете как можно дальше.Нельзя садиться на ветку, оканчивающуюся тупиком. Только большие магистрали.Вокруг будет много людей, но это не имеет значения. Нигде человек не бываетнастолько один и нигде нельзя так хорошо спрятаться, как в толпе. Общение сокружающими свести к минимуму, пока не захочется обратного.
Главнейшиепсихические установки, ведущие к самоубийству, следующие:
а).Крайне узкий взгляд на ситуацию. Выражается он в том, что мысли человека текутпо одному и тому же кругу, не в силах вырваться из него. Интеллект полностьювыключен, простейшие умозаключения становятся непосильными. Человек часамисидит, мозг напряженно работает, но вся его работа происходит вокруг простейшихмыслей, вроде: «как плохо», «что делать?», «почемуя?». Узость выражается и в том, что человек видит только текущий моментвремени. Он не способен представить ни прошлого, ни будущего. Он как бы исходитиз того, что его жизнь целиком состоит из того страдания, которое он испытываетсейчас. Простейшая мысль о том, что боль пройдет, ему недоступна.
б). Крайнийэгоцентризм. Человек фиксируется на своей боли и потому не способен на«взгляд со стороны».
в). Самоизоляция.Человек не воспринимает окружающих людей как реальность. От попыток помочь онотмахивается, они только мешают ему сосредотачиваться на своей боли. Всепредложения о выходе из ситуации отвергаются.
г). Обратная ситуация.Человек отчаянно ищет помощи, но не находит ее. После этого он забивается всвой угол и прекращает поиски.
д). Крайняя усталость.Человек теряет последние силы в борьбе с ситуацией и сдается. Потеря сил всегдасопровождается угасанием надежды. Когда надежда умерла, человек тоже умирает.
80% самоубийц — мужчины, при том, что женщины делают попытки суицида в три раза чаще, чеммужчины. Это потому, что женские попытки как правило демонстрационны. Особенноопасны суицидные намерения у мужчин старше 50. Они практически всегдаоканчиваются смертью.
Что толкает людей насамоубийство?  Подростковые самоубийства. Когда читаешь о них, то поражаешьсятому, из-за какой ерунды дети сводят счеты с жизнью. Я не припомню, чтобыкто-нибудь из подростков кончил жизнь по действительно серьезному с нашей точкизрения поводу. Это говорит о том, что, хотя все мы и были детьми, детский мирнам не понятен. Ответственность за детей всегда лежит на нас, поэтому следитьза возникновением критических ситуаций должны мы. Надо помнить вот о какихмоментах.
— Поводы дляподростковых самоубийств всегда нелепы и потому всегда для васнеожиданны. Не пропустите момент, когда будет поздно.
⋁ Подростковое самоубийство всегдапроявление его слабости по отношению ко взрослым, к окружающему миру. Этосвоего рода защита от нас. Не загоняйте его в угол. Никогда не«дожимайте» его, как бы он ни был не прав.
⋁ Опаснои обратное: полное равнодушие к ребенку. Если вы почти не общаетесь с ним и приэтом у него нет друзей, то ситуация опасна.
⋁Ребенокдаже из благополучной семьи, даже при том, что его любят, находится в опасномсостоянии, если на него свалилось одновременно несколько даже не очень крупныхнеприятностей.
⋁Оченьчасто логика ребенка такова: «Ах, вы меня обидели! Тогда я умру, а вы всебудете плакать!» Ребенок думает, что таким образом отомстит взрослым. Онзнает, что в случае его смерти вы будете плакать, но он не знает самого смысласлова «смерть». Он думает, что будет наблюдать за всем этим состороны. Впрочем, та часть человечества, которая верит в загробную жизнь,придерживается такого же детски-наивного взгляда.
⋁ Дети-шантажисты. Разновидностьпредыдущего пункта. «Ах, вы мне не купили велосипед? Тогда я спрыгну сбалкона, вы испугаетесь и купите!» В эту игру играют и взрослые, если уних остановилось развитие.
⋁ Смерть, как временное убежище.Если ребенок загнан в угол, то он воспринимает смерть как способ временно передохнутьот гонки. Смысл понятия «смерть» он не понимает и думает, чтопереждав, сможет вернуться.
⋁ Детимладше 8 лет крайне редко кончают жизнь самоубийством, разве что за компанию сболее старшими детьми (встречаются и коллективные детские самоубийства).Критический возраст приходится на 12 — 15 лет. В более старшем возрастесамоубийства происходят уже по взрослым сценариям. Хотя переход между нимидовольно плавный.
Вот несколькопримеров детских самоубийств:
— Дома ребенка сильноругали за двойки. У ребенка на этой почве развился панический ужас передродителями. Получив очередную двойку, он решил не возвращаться домой, а так какдругого убежища у него не было, то решил свести счеты с жизнью. Повесился начердаке.
— Толстенькую девочкудразнили «жирной». Дети очень хорошо умеют коллективно травитького-нибудь одного. Взрослые не вмешивались. Девочка осталась одна безчьей-либо поддержки и повесилась.
Вообще, дети либовешаются, либо прыгают с крыши. Редко топятся. Другие способы ухода им, заредким исключением, недоступны.
— У ребенка не былодрузей. Родителям было не до него. Чувство одиночества и ненужности привело ксамоубийству.
Каждый ребенок должензнать, чувствовать, что по крайней мере один человек его любит. Говорите ему обэтом время от времени.
⋁ Безответнаялюбовь. Почти все самоубийства на этой почве совершаются девочками. Влюбилась вмальчика, он не ответил взаимностью. Или оскорбительно посмеялся над ней. Даеще, смеясь, рассказал друзьям. Или просто стал гулять с другой девочкой. Детилюбят чистой душой, им и в голову не приходит, что любовь — это временноеявление, что будут и другие влюбленности и даже много. Итог — самоубийство.
⋁ Религиозные мотивы. Теперьпоявилось и такое. У девочки погибли родители. Ее утешали рассказами о том, чтоони в раю, и что когда-нибудь они там встретятся. Девочка их очень любила ирешила отправиться к ним, прыгнув с крыши.
Взрослыесамоубийства. Можно условно поделить на имеющие конкретную причину и навнешне беспричинные. В обоих случаях самоубийца уверен, что ничего изменитьнельзя. Разумеется, назвать все возможные причины сведения счетов с жизньюневозможно, я приведу наиболее распространенные. Но они вмещают в себя 99% всехслучаев. Вот они.
- Политическиесамоубийства.
17-летнегокомсомольца, покончившего с собой в знак протеста против введенного Ленинымнэпа. В некрологе, помещенном в «Правде» от 20 мая 1922 года, поповоду этой смерти сказано:
«Часто приходилосьот него слышать, что, прежде всего надо быть коммунистом, а потом ужечеловеком». Паренек был неодинок. Газеты то и дело сообщали о случаяхсамоубийств коммунистов, протестовавших против «измены революционнымидеалам». Для многих людей самоубийство — письмо к миру, последняявозможность быть услышанным...
Близка к философии«идейного» самоубийцы философия террориста. И тот, и другой в равнойстепени не дорожат жизнью. Разница лишь в том, что в сознании террористасовмещена психология убийцы и самоубийцы.
-Один из распространенных мотивов самоубийства в знак протеста — борьба засвободу родины.
-  Жертвенное самоубийство в условиях войны.
-Самоубийство из чувства долга. Эта причина в какой-то степени смыкается спредыдущей, но носит более массовый характер, поскольку поощряется икультивируется государством. «Умереть за Родину — это прекрасно» — внушают людям с малых лет во всех странах мира. Если ты пожертвовал собой воимя Родины, ты велик, — убеждают людей.
В средневековой Япониисамурай, отправлявшийся в поход, давал три обета: навеки забыть свой дом,забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала(вспарывание живота в форме «конверта») после гибели сюзерена сталотрадицией.
Истинный социальныйсмысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верностивассала господину и связывается с термином «сэппуку» — иероглифы теже, что и в «харакири», но «облагороженные» прочтениемпо-китайски.
Самоубийцами из чувствадолга были и камикадзе (переводится как «божественный ветер») — японские летчики, направлявшие свои самолеты во время второй мировой войны на военныеобъекты (главным образом корабли) противника. Существовал целый ритуалотправления камикадзе на боевое задание — то есть на смерть.
Слово «долг»имеет в русском языке не только моральное, но и «финансовое»значение.
- Денежные долги,разорение — тоже повод для сведения счетов с жизнью.
Самоубийства по этойпричине совершают либо очень совестливые, щепетильные люди, либо трусы,страшащиеся долговой тюрьмы, общественного презрения.
- Потеря высокого занимаемого поста.
- Профессиональная несостоятельность.
- Безработица.
Страшнее всеговоспринимается потеря такой работы, которая не просто давала средства Ксуществованию, но была смыслом жизни.
- Раскаяние засовершенное убийство или предательство.
Самоубийство из-зараскаяния принимается обществом как должное; на нем почти нет печатиостракизма. Искупление вины ценой собственной жизни как бы облагораживает актсамоизъятия из бытия.
Иногда, правда, бываеттрудно определить, что именно послужило катализатором при принятии решения обуходе из жизни — раскаяние или страх перед разоблачением и наказанием.
- Угроза тюремногозаключения или смертной казни.
Во времена сталинскихрепрессий многие видные партийные, государственные и военные деятели кончали ссобой, когда видели, что вот-вот будут арестованы по ложным обвинениям. Иногдачекисты, приходившие для ареста, сами подсказывали несчастным людям такойвыход.
-  Тюремное заключение.
- Угроза физической расправы.
—  Получение тяжелой инвалидности.
- Неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти.
- Похожа на неизлечимую болезнь и несчастная любовь.
- Психическое расстройство.
Причина очевидная.
По причине сумасшествияналожили на себя руки Ван Гог, Всеволод Гаршин, английский яхтсмен ДональдКроухерст.
- Наркомания.Алкоголизм.
До безумия доводит излоупотребление алкоголем, принятие наркотиков.
-  Шантаж.
 -Сексуальная неудача.
- Измена мужа, жены.
- «Семейные» самоубийства.
Не видя возможностирешить те или иные проблемы, муж, прежде чем уйти из жизни, сначала убиваетжену и детей.
- Бросил жених, невеста и т.п.
-  Ревность.
- Потеря невинности.
—  Нежелательная беременность.
-  Венерические болезни.
- Изнасилование.
- Систематические избиения.
В Средней Азии ежегодносжигают себя сотни замужних женщин, устав от забитого и униженного положения всемье.
-Публичное унижение.
              -Коллективная травля.
                 -Проигранная война. Неудачный мятеж.
- Состояние аффекта.
-Смерть детей, близкого человека.
-Одиночество. Тоска. Усталость.
-Религиозные мотивы.
По мистико-религиозныммотивам кончали жизнь самоубийством последователи многих сект.
-Подражание кумиру
Подражание кумиру,следование моде. Из всех причин самоубийств это едва ли не самая бессмысленная,тем более что она чревата массовой гибелью людей. Вот почему кумиры (преждевсего молодежи), чья жизнь и смерть на виду у миллионов, должны тысячу разподумать, прежде чем решиться на добровольный уход из жизни...
Некоторые изспособов сведения счетов с жизнью
- Отравление. Этотспособ может считаться приемлемым для женщин. Но для мужчин этот способнедостаточно благороден. Большинство «самоубийц понарошку» избираетименно этот способ в расчете, что их успеют спасти. Тут они правы.Эффективность большинства используемых препаратов крайне низка. Если родственникивовремя заметят мутный взгляд и сделают промывание желудка, то ущерба дляздоровья как правило не бывает. Если заметят не сразу, то можно приобрестисерьезные болезни почек и печени, которые могут проявиться и через десятилетияв виде цирроза или нефрита. Таким способом легко сократить жизнь лет надвадцать. Ну а если вас сочтут спящей, то можно и вообще не проснуться.Снотворное и прочие таблетки глотают исключительно шантажисты, желающие лишьпопугать родственников. Человек, серьезно желающий окончить свою жизнь,подобными способами не пользуется.
- Вскрытие вен. Обычноприменяется мужчинами, так как перерезать вены вообще трудно, а для женщины вособенности. Тут, как ни странно, требуется значительное мужество, либосумасшествие, которое его заменяет. Если человек кончает жизнь вскрытием вен,не будучи психически нездоровым, то скорее всего у него действительно вескиепричины для этого.
Сумасшедшие применяютэтот способ с целью напугать окружающих. Они ужасаются виду крови, многимстановится дурно, люди падают в обморок, кто-то бегает, пытается оказатьпомощь. А псих смотрит на все это и смеется. «Смотрите, как вы напугались.А мне не страшно!» Если бы он повесился или отравился, то был бы лишенвозможности наблюдать весь этот переполох.
Довольно часто этотспособ практикуют самоубийцы-шантажисты. Отличить их легко: они режут венытогда, когда в доме полно людей, чтобы их вовремя откачали. Кроме того, онирежут всегда поперек вен. Если разрезать вену вдоль, сантиметров на пять, токровь вытекает значительно быстрее, но такие раны и лечить на порядок труднее.
- Самосожжение.Применяется только религиозными и политическими фанатиками как публичная акцияпротеста. Либо психически нездоровыми людьми. Как правило и то и другоеприсутствует одновременно.
- Экзотические видысмерти. Применяются крайне редко. С помощью гранаты, взрывчатки. С помощью змеи(так окончила жизнь Клеопатра). С помощью автомобиля: со скалы или в стену(если не закрыть глаза, то нога инстинктивно нажмет на тормоз). Выпить жидкий кислород,азот, гелий (большинству людей недоступны). Электрический ток
-Никто еще неумирал таким образом. Это, к сожалению, невозможно. Но это был бы наилучшийспособ. Я ложусь на кровать и ничего не делаю. Я просто хочу умереть, и смертьнаступает.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно отметить следующее: суицид,являясь устойчивым в демографическом отношении явлением, имеет преимущественноиндивидуальные корни. Суицид поднимает вопрос о вере как особой формецелостного знания, сопрягающего в себе интеллектуальную созерцательность иповеденческую активность (из этого проистекает неслучайность интересаамериканского прагматизма и русской религиозно-философской мысли, прагматичнойпо существу, к вопросам «второго рождения сознания»). Суицид преодолим,решение данной проблемы не безнадежно, если вспомнить, что почти в 80% случаевсамоубийство — это результат дееспособной воли и рационально заостренногосознания. Конечно, поднимаемые вопросы веры только обозначены, но правильновыбранный путь решения проблемы — это уже наполовину ее решение.
«Живая»,личностная вера преодолевает конфликт человека и мира, а также раздвоенностьчеловека на путях абсолютной свободы. Остается еще один важный моментвнутреннего бытия человека, сопряженный с суицидальными попытками, — эторешение проблемы существования зла и страдания в мире. Если суицид естьво многом следствие глубокой меланхолии от разочарования личности в возможностиисправления наличного зла в мире, включая смерть, то необходимо решить проблемухарактера и основных источников зла. Зло, с философско-богословской точкизрения, можно истолковать по меньшей мере двояко: либо как самостоятельнуюсубстанцию, либо как недостаток добра.
Один изпсихотерапевтических подходов к разрешению проблем внутренней готовностиличности к суициду — это переключение сознания личности на какие-то заботыальтруистического характера. Хорошо известно, что суицид по самому своемусуществу есть проявление глубочайшего эгоцентризма.

Смерть на каменныхглыбах, забыться и уснуть.
Повторить словаЛермонтова, Проклясть искусство и чаек. Дружить с орлом и враждовать ссиницами. Ночью не спать, а смотреть на пламя костра.
Гореть свечой на чьем-то столе. Быть деревом чьей-то кровати. Жить безсожаления и умереть, когда не просили.
Мне вязко. Мне дымно.Мне хочется света. Мне хочется крика. Несчастье. Отчаянье. Боль возрожденья.Вокруг меня — пусто. Вокруг меня — тихо. И ложечка вновь утонула в варенье...
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.    КрасненковаИ.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека сискусственной //средой Вестник МГУ Сер.12, № 3, 1997 г.
2.    Сб.«Идея смерти в российском менталитете». Изд-во «Русскийгуманитарный христианский институт» СПб, 1999. xx.lipetsk.ru/, Alex V. Korostelyov. Демон самоубийства. Project by 1999-2001
4.    xx.lipetsk.ru/, Красненкова И.П.Один на один со смертью (Социально-философскиеи политико-правовые аспекты феномена суицида).
5.    xx.lipetsk.ru/Александ
Дегтярев. Справочник самоубийцы
6.    А.Ф. Кони. Собр. соч., М., 1967, Т.4.
7.     Э.Дюркгейм. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.
8.    А.Смирнов (проф., прот.). Самоубийство и христианский взгляд на жизнь (публичнаялекция). СПб., 1914.
9.    Л.Трегубов, Ю. Вагин. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.
10.  И. А. Алиев. Актуальныепроблемы суицидологии (уголовно-правовой и криминологический аспект). Баку,1987.
11.  Н. Е. Бачериков и др.Философские вопросы психиатрии. Киев, 1985.
12.  Л. Н. Толстой. Полн. собр.соч. под ред. П. И. Бирюкова. М., 1913, Т.15.
13.  Ф. М. Достоевский. Полн.собр. соч. Л., 1981, Т.23.
14.  Ф. М.Достоевский. Собр.соч. М., 1957, Т.7.
15.  Н.Бердяев. О самоубийстве(психологический этюд). Переизд. МГУ, 1992.
16.  С. Кьеркегор. Страх итрепет. Л., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.