Реферат по предмету "Банковское дело"


Кредитная политика "ОАО Дальневосточный банк"

Содержание Введение 1.Понятие и сущность кредитования 2.Конкуренция на рынке банковских услуг Приморского края 3.Организационно - экономическая характеристика ОАО «Дальневосточный банк»
4.Кредитная политика ОАО «Дальневосточный банк» и пути ее совершенствования Заключение Список используемой литературы Введение Банк – это организация, работающая в особой сфере финансовых услуг. В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством, с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли. Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков. В свою очередь, хорошая репутация, известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк. Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей. Многие коммерческие банки делают немало для развития экспорта страны, в частности, во Внешторгбанке, Внешэкономбанке, в том числе и в Сберегательном банке работают профессионалы высокой квалификации, пришедшие из государственных финансовых, коммерческих структур. Они принесли с собой ценнейший опыт, знания в сфере торговли, инвестирования, валютных и страховых операций, международного и страхового права, что в изменившихся условиях российской экономики неизбежно будут происходить серьезные метаморфозы в кредитной сфере, меняться ее приоритеты, цели и задачи. Совершенно очевидно, что в сложившейся в России экономической и политической ситуации государственное финансирование заметно сокращается и все чаще осуществляется через коммерческие структуры. Это в свою очередь приводит к широкому охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, располагающих мощными финансовыми ресурсами. В этой обстановке усиливается внимание к проблемам качественного обслуживания и привлечения клиентов. Тот факт, что отношения банков с клиентурой и пути их совершенствования и развития в перспективе деятельности банков не было предметом специального исследования специалистов в нашей стране, подчеркивает новизну и актуальность в настоящий момент. Целью данной работы является рассмотрение управления кредитной политикой в Уссурийском Филиале Акционерного Общества «Дальневосточный банк». 1.Понятие и сущность кредитования. Кредит-это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (в некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента. Срочность, возвратность и, как правило, платность - принципиальные характеристики кредита. Кредит представляет собой форму движения судного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Он обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита свободные денежные капиталы и доходы предприятий, граждан и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который за плату передается во временное пользование. Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других возникает потребность в них. Кредит - основной источник удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы. Даже при самом высоком уровне самофинансирования, при высоко рентабельном ведении хозяйствующим экономическим субъектам недостаточно собственных средств для осуществления инвестиций и текущей основной деятельности. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения производства на основе достижений научно-технического прогресса. Кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживание процесса реализации произведенных товаров, что особенно важно на этапе становления рыночных отношений. Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, то есть превращение прибыли в дополнительные производственные фонды, что ведет к концентрации производства. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряя формирование источников капитала для расширения производства. Сущность кредита проявляется в его функциях. В свою очередь функция кредита есть проявление его сущности, выражение общественного назначения кредита. Посредством использования функций кредита предприятия различных форм собственности и общество в целом добиваются эффективности производства, ускорения обращения и роста доходов. Выяснение функций кредита имеет большое практическое значение, поскольку это позволяет использовать его наиболее эффективно. Кредит выполняет следующие три основные функции: - распределительную; - эмиссионную; -контрольную. Распределительная функция кредита заключается в распределении на возвратной основе денежных средств. Она проявляется при аккумуляции средств, а также при их размещении. Конкретно эта функция проявляется в процессе временного предоставления средств предприятиям и организациям для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Предприятия, таким образом, обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций. Содержание эмиссионной функции заключается в создании кредитных средств обращения наличных денег. Она проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, то есть оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньги в безналичной форме. Действие данной функции проявляется и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты. Содержание контрольной функции состоит в осуществлении контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Действие этой функции проявляется в том, что в хозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятий. Ведь любой кредитор-банк или предприниматель - через ссуду своими методами контролирует состояние заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга. При кредитных сделках должны соблюдаться важнейшие принципы, то есть главные правила, которые позволяют обеспечивать возвратное движение средств. На основе этих принципов устанавливаются порядок выдачи и погашения ссуд, их документальное оформление. Эти положения и правила определяются природой, ролью, функциями кредита и теми конкретными общественными условиями, в которых они проявляются.
Банковское кредитование всегда осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к органи­зации кредитного процесса и являются исходными правилами использования определенной формы кре­дита, обеспечивающими его возвратное движение.
К принципам кредитования, в том числе и ипо­течного жилищного, относятся: возвратность, сроч­ность кредитования; целевой характер, обеспечен­ность кредита; платность банковских ссуд, дифферен­цированный характер кредитования. Рассмотрим под­робнее каждый из данных принципов. Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов по мере их высвобожде­ния из доходов заемщика. Свое практическое выражение данный принцип находит в постепенном погашении кон­кретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора) или путем внесения наличных денежных средств в кассу банка, что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов бан­ка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности. Гарантией возвратности являются доку­менты о платежеспособности клиента. Ипотечные жи­лищные кредиты всегда предоставляются на возвратной основе, а порядок погашения оговаривается в кредитном договоре. Срочность кредита. Принцип отражает необхо­димость его возврата не в любое приемлемое для за­емщика время, а в точно определенный срок, зафикси­рованный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для при­менения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке - предъявления финансовых требований в судебном порядке. Нарушение срочности возврата кредита является для банка дестабилизирующим фак­тором, поскольку нарушает сбалансированность при­влеченных и размещенных средств по срокам, что чревато финансовыми потерями. Долгосрочный ха­рактер ипотечного жилищного кредита предполагает установление длительного срока погашения. Платность кредита. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщи­ком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредито­ром. При ипотечном жилищном кредитовании эконо­мическая сущность платы за кредит выражается, в перераспределении части личного дохода заемщика в пользу банка. Рассматриваемый принцип находит применение в процессе установления величины банковского процен­та по ипотечным жилищным кредитам,, выполняюще­го три основные функции: перераспределение части дохода физических лиц; регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях; на кризисных этапах развития экономики - антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка. Ставка (или норма) ссудного процен­та, определяемая как отношение суммы годового до­хода, полученного на ссудный капитал, к сумме пре­доставленного кредита, выступает в качестве цены кредитных ресурсов. Подтверждая роль ипотечного жилищного креди­та как одного из предлагаемых на специализирован­ном рынке товаров, его платность стимулирует заем­щика к его наиболее продуктивному использованию, а главное и к своевременному возврату. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использо­валась в условиях плановой экономики, когда значи­тельная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственными банковскими учреждениями за ми­нимальную плату (1,5 - 5% годовых) под льготный процент или вообще на беспроцентной основе. Принципиально отличаясь от традиционного ме­ханизма ценообразования на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают обще­ственно необходимые затраты труда на их производ­ство, цена ипотечного жилищного кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факто­ров, в том числе чисто конъюнктурного характера: -цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличи­вается, на стадии быстрого подъема — снижается); -темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повыше­ния ссудного процента); -цены привлеченных ресурсов; -эффективности государственного кредитного ре­гулирования, осуществляемого через учетную полити­ку центрального банка в процессе кредитования им коммерческих банков; -динамики денежных накоплений физических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается); -ситуации на международном кредитном рынке (например, проводившаяся США в 80-х гг. политика удорожания кредита обусловила привлечение зару­бежного капитала в американские банки, что отрази­лось на состоянии соответствующих национальных рынков); -динамики производства и обращения, опреде­ляющей потребности в кредитных ресурсах соответст­вующих категорий потенциальных заемщиков. Обеспеченность кредита. Этот принцип выра­жает необходимость обеспечения защиты имущест­венных интересов кредитора при возможном наруше­нии заемщиком принятых на себя обязательств. При ипотечном жилищном кредитовании данный принцип соблюдается обязательным предоставлением в залог приобретенной на кредитные средства квартиры, а при необходимости используются и другие формы обеспечения, например, гарантия организации - рабо­тодателя заемщика. Целевой характер кредита. Данный принцип распространяется и на ипотечные жилищные кре­диты, выражая необходимость целевого использо­вания средств, полученных от кредитора. Основной целью получения ипотечного жилищного кредита является удовлетворение потребности заемщика в жилье путем приобретения квартиры. Это находит практическое выражение в соответствующем раз­деле кредитного договора, устанавливающего кон­кретную цель предоставления ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обя­зательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита. Целевое использование ипотечного жилищного кредита обеспечивается прямым пере­водом средств продавцу квартиры, что подтвер­ждается соответствующими документами об ис­пользовании заемщиком полученной ссуды. Дифференцированный характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным катего­риям потенциальных заемщиков по ипотечным жи­лищным кредитам. Практическая реализация его мо­жет зависеть как от индивидуальных интересов кон­кретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных категорий граждан при приобретении ими жилья в кре­дит. Этот принцип соблюдается при разработке банком собственной методики анализа кредитоспособности за­емщика (включая анкету-заявление на получение ипо­течного жилищного кредита), при составлении различ­ных федеральных, республиканских и городских про­грамм льготного ипотечного жилищного кредитования, целью которых является поддержка отдельных категорий граждан при приобретении жилья.
2. Конкуренция на рынке банковских услуг Приморского края Возрастающие потребности субъектов экономической деятельности при одновременном сокращении количества кредитных организаций создают благоприятную для банка ситуацию на рынке услуг. В настоящий момент спрос на высококачественные банковские продукты существенно превышает предложение, и банк имеет уникальную возможность расширения объемов и спектра предоставляемых услуг. Вместе с тем, сложившиеся стереотипы в обществе свидетельствуют об отсутствии культуры повсеместного использования банковских услуг, что предопределяет необходимость формирования самим банком спроса на качественные банковские продукты, развивая, в том числе, российский рынок безналичных расчетов.
Экономические результаты, достигнутые Россией в целом, и в том числе и Приморским краем в 1999 –2001 гг., внушают значительный оптимизм: впервые за годы реформ заметно вырос ВВП, компенсирован спад промышленного производства 1998 года, выпуск промышленной продукции превышает докризисный уровень. Положительные тенденции в экономике создают основу для расширения банковских операций, позволяют Дальневосточному банку России более эффективно использовать накопленную ресурсную базу, расширяют сферу возможных инвестиций, повышают потребность клиентов в получении качественных банковских услуг. Широкая филиальная сеть, возможность унификации банковских продуктов и технологий позволяют банку консолидировать затраты на развитие и становление новых банковских продуктов с использованием новейших технологий и снизить срок их окупаемости за счет возможностей широкого тиражирования. Конкуренция как процесс состязания на рынках банковских услуг за наиболее выгодные источники привлечения денежных ресурсов и сферы их размещения изучена недостаточно. Это связано с отсутствием необходимой информации о субъектах, методах и объектах конкуренции. В то же время актуальность данного вопроса связана именно с ее усилением после кризиса 1998г. На рынке банковских услуг Приморского края в настоящий момент взаимодействуют 8 региональных банков, имеющих 26 филиалов и 50 филиалов из других регионов. Одним из лидеров по разветвленности сети в крае является Дальневосточный банк. Более 150 низовых звеньев предоставляют банку достаточные возможности по привлечению корпоративных клиентов и обслуживанию населения края. К числу банков, занимающих лидирующие позиции в крае по величине клиентской базы следует также отнести ОАО «Дальневосточный банк», АКБ «Приморье», ОАО СК БП «Примсоцбанк». Для клиентов, решающих вопрос о выборе банка для обслуживания своей финансовой деятельности, одним из самых важных критериев, определяющих выбор, является спектр и качество предоставляемых банковских услуг. Сравнение этих показателей позволяет выявить конкурентоспособность банков по следующим параметрам: потребительская ценность для клиента; разновидность одной услуги; технология обслуживания клиентов. Банки края оказывают следующие виды услуг: - юридическим лицам: расчетно-кассовое обслуживание; кредитование; депозиты; операции с ценными бумагами; конверсионные операции; документарные операции; обслуживание с помощью системы «Клиент-Банк»; услуги инкассации; зарплатные проекты; обслуживание эквайринговой торговой сети. - физическим лицам: вклады; денежные переводы в рублях РФ; прием коммунальных платежей; валютно-обменные операции; операции с дорожными чеками; операции с банковскими чеками; аренда сейфовых ячеек; кредитование. Для оценки конкурентной позиции банка на рынке банковских услуг использовалась балльная шкала: 3 – хорошее качество предоставляемых услуг; 2 – удовлетворительное; 1 – невысокое (таблица 2.1). Экспертные оценки показывают, что конкурентную среду на рынке формируют три региональных банка и три московских филиала, которые имеют важнейшие внутренние условия конкуренции – генеральную лицензию, высокую квалификацию персонала, специальные службы по развитию услуг, стратегию развития. Рассмотрим факторы успеха банковских учреждений Приморского края (Таблица 2.1). Таблица 2.1 Конкурентная позиция банковских учреждений Приморского края
Наименование
Разнообразие услуг
Качество услуг
Конкурентная позиция
Физическим лицам
Юридическим лицам Приморское ОСБ
3
1,8
2,4
7,2 ОАО «Дальневосточный банк»
3
2,4
1,8
7,2 ОАО СК БП «Примсоцбанк»
3
1,8
1,8
6,6 АКБ «Приморье»
3
2,2
2,3
7,5 ОАО «Примтеркомбанк»
1
0,9
1,2
3,1 ОАО «Востокбизнесбанк»
1
1,5
1,1
3,6 ОАО «Большой Камень Банк»
1
1,6
1,2
3,6 Филиал Внешторгбанка
2
1,5
1,4
4,9 Филиал КБ «МДМ-банк»
3
2,3
1,9
7,2 Филиал Банка Москвы
2
1,7
2,0
5,7 Филиал АКБ «Менатеп СПб»
1
1,6
1,0
3,6 Филиал ОАО «Альфа-банк»
3
2,0
1,4
6,4 Фактически конкуренция между банками за счет средств вкладчиков идет только на рынке краткосрочных сбережений и не затрагивает средств накопления. Экономическая нестабильность последнего десятилетия, недоверие граждан к российской валюте, многочисленные факты банкротства крупных финансовых компаний и банков сдерживают вовлеченность средств населения в хозяйственный оборот. По мере стабилизации ситуации в стране возможности привлечения данных средств будут возрастать. Конкурентные преимущества будут иметь банки, способные гарантировать клиентам сохранность вкладов, обеспечить предоставление полного спектра качественных банковских услуг. (Таблица 2.2)
Таблица 2.2
Факторы успеха банковских учреждений Приморского края
Банковские учреждения
Факторы успеха Приморское ОСБ - наличие генеральной лицензии; - направленность политик банка на предоставление клиентам полного перечня банковских услуг; - наличие в структуре банка подразделений по внедрению и совершенствованию услуг; - широкая филиальная сеть ОАО «Дальневосточный банк» - - наличие генеральной лицензии; - значительный опыт; - высокая квалификация персонала; - широкая филиальная сеть ОАО СК БП «Примсоцбанк» - наличие генеральной лицензии; - направленность политик банка на предоставление клиентам полного перечня банковских услуг; - высокая квалификация персонала АКБ «Приморье» - высокая квалификация персонала; - наличие генеральной лицензии; - наличие в структуре банка подразделений по внедрению и совершенствованию услуг Несмотря на сильные позиции Сбербанка на рынке банковских услуг, Дальневосточный банк имеет значительные преимущества в конкурентной борьбе, продолжает развиваться, увеличивать свои капиталы, расширять клиентуру, а также объемы кредитных и других банковских услуг. 3.Организационно экономическая характеристика ОАО «Дальневосточный банк» Дальневосточный банк создан в ноябре 1990 года во Владивостоке как региональный банк универсального типа. Банковская лицензия № 843 выдана Центральным банком Российской Федерации 19 июня 1991 года. Имеет генеральную лицензию Центрального банка, лицензию на право совершения операций с драгоценными металлами, лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Является открытым акционерным обществом. В числе акционеров банка - крупнейшие предприятия морского транспорта, рыбодобывающей, судоремонтной, оборонной промышленности Дальнего Востока, строительства и торговли, а также граждане - всего более 7000 юридических и физических лиц. Дальневосточный банк - учредитель Московской межбанковской и Азиатско-Тихоокеанской валютной бирж, Владивостокской фондовой биржи, член Ассоциации Российских банков, Ассоциации Азиатских банков. Банк является членом Международной системы электронных расчетов Visa International, международного сообщества финансовых телекоммуникаций S.W.I.F.T., пользователем системы Reuters Dealing, участником Программы развития финансовых учреждений России, осуществляемой Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития совместно с Министерством финансов России, Инвестиционным фондом США - Россия. Центральный офис банка находится во Владивостоке. Банк имеет 9 филиалов по России, 10 отделений во Владивостоке, Находке и Уссурийске, 5 выносных операционных касс, 21 пункт обмена валюты. Численность служащих Банка - 656 человек. Официальные аудиторы - ОАО «Дальаудит» (по российским стандартам) и Moore Stephens (по международным стандартам банковской отчетности). Филиал банка проводит следующие операции: -осуществляет расчеты по поручению клиентов и их кассовое обслуживание; -заключает договоры с физическими и юридическими лицами от имени головного офиса по депозитным, вкладным счетам, на расчетно-кассовое обслуживание, о приеме коммунальных платежей; -открывает и ведет счета клиентов, в том числе иностранных, в рублях и иностранной валюте; -осуществляет валютный контроль по экспортно-импортным операциям; -осуществляет все виды валютно-обменных операций; -оформляет и выдает кредиты предприятиям и организациям в соответствии с установленными требованиями правил кредитования под реальное обеспечение, оформленное надлежащим образом; -оформляет и выдает потребительские кредиты на приобретение бытовой техники в магазинах города, на условиях, определенных кредитной политикой банка; -осуществляет продажу кредитных ресурсов; -привлекает денежные средства населения во вклады, под векселя банка в рублях и иностранной валюте; -оказывает консультационные услуги клиентам. Работая по классическим принципам (срочность, платность, возвратность) и видам кредитов, Банк сосредотачивает также усилия на развитии новых форм кредитования, используя различные экономические инструменты, присутствующие на Российском рынке. В настоящее время клиентам предлагаются: - кредитование под залог государственных ценных бумаг; - кредитование под залог депозита (рублевого, валютного); - кредитование под гарантии других Банков; - кредитование под поручительство третьих лиц; - кредитование под залог товарно-материальных ценностей; - весельное кредитование; - валютное кредитование и кредитные линии. Кредитная деятельность является одним из основных направлений, обеспечивающих рентабельную работу ОАО « Дальневосточный банк». За последние три года филиалом проводился широкий круг банковских операций: кредитование юридических и физических лиц, осуществление операций с иностранной валютой, прием вкладов у населения и оформление депозитов юридических лиц, а также расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц. Общее руководство деятельностью Банка осуществляет собрание участников и Совет Банка, избираемый собранием участников. Количество членов Совета банка определяет собрание участников. Управление текущей деятельностью Банка осуществляет коллегиальный орган в составе Правления Банка и единоличный исполнительный орган в лице Председателя Правления банка, который и возглавляет Правление Банка. Высшим органом банка является общее собрание участников банка. В перерывах между собраниями участников Банка Высшим органом управления банка является Совет Банка, который подотчетен общему собранию участников банка. Совет банка избирается собранием участников простым большинством голосов. Количество членов Совета банка и срок полномочий Совета определяются собранием участников банка. Руководство деятельностью Совета Банка осуществляет Председатель Совета, который избирается членами Совета из своего состава (если проголосовало не менее 60% членов Совета).
Совет Банка осуществляет общее руководство Банком в пределах полномочий, предоставленных ему собранием участников, Положением о Совете Банка и Уставом банка. Совет вправе делегировать часть своих полномочий Правлению банка. Руководство текущей деятельностью Банка осуществляет коллегиальный исполнительный орган в составе Правления Банка и единоличный исполнительный орган в лице Председателя Правления, который и возглавляет Правление Банка.
Правление Банка подотчетно общему собранию участников банка и Совету Банка. Членом Правления банка может быть только физическое лицо, которое может не являться участником Банка. Председатель Правления руководит деятельностью Банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему общим собранием участников и Советом Банка, участвует в работе Совета Банка. Директор филиала назначается на должность Председателем Правлениям Банка и своей деятельностью подотчетен ему. Общее руководство деятельностью филиала осуществляется Правлением Банка, непосредственное текущее руководство деятельностью филиала осуществляется директором филиала. Главный бухгалтер и зам. директора филиала назначаются на должности Председателем Правления Банка, подотчетны как директору филиала, так и Председателю Правления Банка. Из вышеизложенного можно определить, что ОАО «Дальневосточный банк» существует 3-х ступенчатая линейно-функциональная система управления. Что касается кредитной политики банка, то здесь главной целью является увеличение кредитного портфеля за счет улучшения качества и увеличения его доходности, путем снижения кредитных рисков, применения разработанных кредитным управлением банка методов финансового анализа заемщика, положений по формированию и оценке принимаемого обеспечение залога, оценке рейтинга кредитных рисков, мониторинга и других положений. Как показывают данные, приведенные в таблице 3.1 наибольший удельный вес в разрезе отраслей, при кредитовании занимают предприятия промышленности 36% и торговли 26%, кредитование различных фермерских хозяйств составляет лишь 0,1% , что непосредственно связано с высоким риском предоставления кредита данной отрасли экономики. Таблица3.1 Кредитный портфель УФ ОАО «Дальневосточного банка» в разрезе отраслей за 2002 год №п/п Отрасль экономики Удельный вес, %
1 Промышленность
36
2 Торговля
26
3 Прочие отрасли
19
4 Физические лица
9
5 Транспорт и связь
6,1
6 Строительство
4,8
7 Сельское хозяйство
0,1 Итого:
100 Проводя анализ структуры доходов по видам деятельности филиала (таблица 3.2) можно сделать вывод, что основную часть доходов составляют в 2002 году операции по расчетно-кассовому обслуживанию. Банк в основном обслуживает крупные и мелкие предприятия города. Тем не менее, по анализу структуры доходов за 2002 г. по сравнению 2000 г. данная статья по доходам увеличилась в два раза и составила в 2002 году 3380 тыс. руб. Это связано с тем, что больше и больше предприятий в городе предпочитают качественное, удобное и быстрое обслуживание в банке Наблюдается увеличение доходов и по полученным процентам в УФ ОАО «Дальневосточный банк» на 22 % (415 тыс. руб.) Причины такого увеличения доли кредитования, объясняется, прежде всего, тем, что в данном банке действует программа Европейского Банка Реконструкции и Развития малого бизнеса (ЕБРР). Удобство, надежность и, конечно, предоставление кредита в максимально короткие сроки под приемлемый процент дает возможность банку и клиенту успешно вместе сотрудничать. На 12 % (100 тыс. руб.) увеличились доходы в филиале по валютным операциям. Причиной такого увеличения является возрастающее доверие клиентов к валютным операциям, проводимым в банке. Не маловажную роль в увеличении доходов по валютным операциям играет увеличение доходов по расчетно-кассовому обслуживанию и по полученным процентам по кредитам, что рассматривалось выше. Таблица 3.2 Структура доходов и расходов по видам деятельности УФ ОАО «Дальневосточный банк» за 2000 – 2002гг. Виды доходных статей Годы 2002 г. к 2000 г. 2000 2001 2002 Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Доходы: Полученные проценты по кредитам 1865 43,6 1985 43,1 2280 34,5 122 Доходы по валютным операциям 850 19,9 865 18,7 950 14,4 112 Доходы по расчетно-кассовому обслуживанию 1560 36,5 1760 38,2 3380 51,1 217 Итого доходов 4275 100 4610 100 6610 100 155 Расходы: Расходы за расчетно-кассовое обслуживание 8 0,93 8 0,88 8 0,74 100 Заработная плата 350 40,84 381 41,87 480 44,57 126 Прочие расходы 499 58,23 521 56,26 589 54,69 113 Всего расходов 857 100 910 100 1077 100 118 Что же касается непосредственно расходов анализируемого банка, то наибольший удельный вес занимают прочие хозяйственные расходы, которые взросли на 13% в 2002 к 2001 гг. и куда входит оплата услуг охране, текущий ремонт, налоги, амортизационные отчисления, аудит. Второй статьей расходов является заработная плата сотрудников, которая возросла на 26 % в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и составила 44,57% в структуре расходов.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что 2002 г. был одним из успешных годов в деятельности УФ ОАО «Дальневосточный банк». Доходы по сравнению с 2000 г. увеличились на 55 % (2335 тыс. руб.). Таблица 3.3
Анализ доходов и расходов в УФ ОАО «Дальневосточный банк»
с 2000 по 2002 гг., в тыс. руб.
Показатели
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2002 г. к 2001 г. 1. Процентный доход 2. Процентный расход 3. Процентная разница 4.Уровень покрытия процентных расходов, процентными доходами, в % 5. Непроцентный доход 6. Непроцентный расход 7. Непроцентная разница 8. Уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами, в % 9. Налоги в бюджет 10. Прибыль по балансу
7865
4500
3365
175
2770
5000
2230

133
1135
9085
4000
5085
227
3618
5319
1701

157
3384
11280
3300
7980
342
4038
5500
1462

175
6518
135
83
157
151
112
103
86

132
193 Проведя анализ доходов и расходов в УФ ОАО «Дальневосточный банк» (таблица 3.3), приходим к выводу, что в 2002 году получено банком прибыли на 93% больше, чем 2001 году, что в первую очередь связано с увеличением процентных доходов на 35% и непроцентных доходов на 12%. Кроме того, отметим и рост уровня процентных расходов процентными доходами. На конец 2002 года он составил 342% против 175% в 2000 году, что связано со снижением процентных расходов на 17%. Сокращение данных расходов говорит о том, что Банк использует более дешевые привлеченные ресурсы и не пользуется дорогостоящими. Уровень покрытия непроцентных расходов непроцентными доходами увеличился на 7% в 2002 году по сравнению с 2001годом, причем непроцентная разница в 2002 году составила 1462 тыс. руб. Анализ динамики и структуры баланса – таблица 3.4 показывает, что за счет снижения расходной части филиала на 7 %, удалось увеличить балансовую прибыль в пять раз, при увеличении доходной части на 44 %, что на прямую отразилось на чистой прибыли, которая увеличилась в шесть раз. Таблица 3.4 Динамика и структура баланса УФ ОАО «Дальневосточный банк» за 2000 –2002гг. (тыс. руб.) Показатели Годы 2002 г. к 2000г. 2000 2001 2002 Финансовая деятельность Доходы Расходы Балансовая прибыль Налоги в бюджет Чистая прибыль Пассивные операции Привлечено средств всего Средства юридических лиц Средства физических лиц Активные операции Остаток ссудной задолженности Межфилиальные кредиты Сформированные резервы под возможные потери по ссудам 10635 9500 1135 133 1002 11150 10950 200 11150 4000 1912 12703 9319 3384 157 3227 12251 12034 217 12251 4600 2751 15318 8800 6518 175 6343 21319 21014 305 21319 6133 2200 144 93 574 132 633 191 192 153 191 153 115 Валюта баланса 22051 27242 42845 194 В 2002 г. по сравнению с 2000 г. происходит увеличение пассивных операций за счет увеличения размера привлеченных средств на 91 %. , причем происходит увеличение как за счет привлечения средств юридических лиц на 92% , так и физических лиц на 53%, что говорит о доверии со стороны вкладчиков к УФ ОАО «Дальневосточный банк». Увеличение ссудной задолженности на 91 %, увеличение в два раза объема межфилиальных кредитов, увеличение сформированных резервов под возможные потери по ссудам на 15 % отразилось как на увеличении валюты баланса (94 %), так и на доходной части в целом. При анализе актива и пассива баланса банка (таблицы 3.4) следует отметить тот факт, что процент обязательств в общей сумме баланса неуклонно растет и в 2002 году составил 89,85 %, за счет увеличения числа клиентов банка. Этот факт подтверждает высокий уровень процента активов, приносящих доход в общей сумме баланса, который равен 72,95 % в 2002 году. Исходя из данных таблицы 3.5 видно, что наблюдается увеличение по всем приведенным показателям, что сказалось на валюте баланса, которая увеличилась на 57% в 2002 г., за счет того, что только активы, приносящие доход возросли на 53 % в 2002 году по сравнению с 2001годом, что произошло в основном за счет увеличения выдачи кредитов на 16% в этом же периоде. Наблюдается и увеличение отчислений в резервные и страховые фонды банка на 1% в 2002 году, за счет увеличения прибыли на 92% в этом же году по сравнению с предыдущим, кроме того, возросли и доходы будущих периодов на 63% , что говорит о безусловно эффективной работе банка на протяжении всего анализируемого периода. Говоря о доверии к УФ ОАО «Дальневосточный банк» со стороны клиентов следует отметить и рост вкладов граждан, который составили 7981 тыс. руб. в 2002г. против 3500 тыс. руб. в 2000 году. Таблица 3.5
Анализ актива и пассива баланса УФ ОАО «Дальневосточный банк» за 2000-2002 гг.

Наименование показателя
2000 г.
2001г.
2002г.
Актив Процент активов, не приносящих доход в общей сумме баланса Процент активов, приносящих доход в общей сумме баланса
Пассив Процент собственных средств в общей сумме баланса Процент обязательств в общей сумме баланса Рост прибыли к предыдущему году, в %
37,36
62,64

13,97
86,03
151
25,08
74,92

13,44
86,56
296
27,05
72,95

10,15
89,85
192 На основании, проведенного анализа финансовой деятельности филиала (таблица 3.6), наблюдается увеличение прибыли и доходов филиала, что в свою очередь приводит к увеличению рентабельности. По сравнению с 2000 г. имеется увеличение на 31,9 пункта. Рентабельность в банках зависит от процентной маржи и производственных издержек.
Таблица 3.6
Основные экономические показатели работы УФ ОАО
«Дальневосточный банк» за 2000 – 2002 гг., тыс. руб.
Показатели
2000
2001
2002
Отношение 2001 к 2000 в %
Отношение 2002 к 2001 в % Кредиты клиентам
24000
24122
27892
101
116 Итого активы, приносящие доход
13813
20411
31255
148
153 Резервные и страховые фонды в банке
2000
2021
2032
101
101 Доходы будущих периодов
130
145
237
112
163 Добавочный капитал
158
158
158
100
100 Итого собственные средства
3081
3661
4348
119
199 Остатки по привлеченным ресурсам
3500
3696
7981
106
216 Сумма полученной прибыли
1017
3243
6365
319
196 Валюта баланса
22051
27242
42845
124
157 УФ ОАО «Дальневосточный банк» пытается снижать производственные издержки в условиях роста инфляции, повышения затрат на содержание техники, электронной обработки данных, информационных услуг, услуг связи, коммунальных услуг, инкассации и охраны, но при этом увеличивает доходную часть от оказания филиалом услуг в, частности, сфере кредитования и расчетно-кассового обслуживания клиентов. Отметим так же, что валовой расход на 1 работника в 2002г., по сравнению с 2000 г. снизился на 7%, и при этом наблюдается рост валового дохода на 1 работника в 2002 г. он увеличился на 44 %. С точки зрения рентабельности следует не только перепроверять установление цен, но и развивать заключение сделок с получением комиссионных: посредничество, страхование, операции с недвижимостью. Количество клиентов УФ ОАО «Дальневосточный банк» (таблица 3.7) за анализируемый период увеличивается и в 2002 г. составляет 130000 человек, что на 78% больше, чем в 2000 г., основная масса клиентов – юридические лица –75145 человек в 2002 г. Таблица 3.7 Основные показатели финансовой деятельности УФ ОАО «Дальневосточный банк» за 2000 –2002 гг. Показатели Периоды 2000 г. 2001 г. 2001 к 2000 г. 2002 г. 2002г. к 2000 г. Финансовый результат (прибыль, тыс. руб.) Среднегодовая численность, чел. Уровень рентабельности (прибыль на рубль дохода),% Валовой доход на 1 человека, тыс. руб. 1150 48 10,8 221,6 3400 48 26,8 264,6 296 - - 119 6540 48 42,7 319,1 569 - - 144 Валовой расход на 1 человека, тыс руб. 197,9 194,1 98 183,3 93 Количество клиентов-всего В т. ч. юридических лиц физических лиц 73152 44000 29152 112125 62186 49939 153 141 171 130 000 75145 54855 178 170 188 Подведя итог проведенного анализа, можно говорить о высоком рейтинге доверия населения к данному банку, хорошей репутации филиала, как юридического лица, так и репутации менеджеров, а также качестве оказания банковских услуг.
4.Кредитная политика ОАО «Дальневосточный банк» и пути ее совершенствования Кредитная политика ОАО «Дальневосточный банк» строится не только с учетом соблюдения общепринятых основных принципов кредитования: срочность, платность, возвратность, обеспеченность, но и таких как: 1. Формы предоставления кредитов. Основная форма - срочный коммерческий кредит. К особым видам кредитования относятся кредиты, предоставляемые в форме кредитной линии и кредиты в форме овердрафта. Кредитование в форме открытия кредитной линии кредитование в форме овердрафта возможно при наличии постоянных стабильных денежных оборотов в Банке. 2. Концентрация ссудной задолженности по одному заемщику - рассчитывается в зависимости от величины капитала Банка с целью соблюдения нормативов по определению размеров кредитных ресурсов, предоставляемых одному заемщику.
3. Целевое использование - выдача кредитов осуществляется с обязательным указанием по тексту кредитного договора целевого назначения выдаваемого кредита, за которым устанавливается постоянный контроль. 4. Установление процентных ставок - ценообразование по ссудам осуществляется в зависимости от таких основных положений как: действующие ставки рефинансирования ЦБ РФ и межбанковского кредита, степень кредитного риска по конкретному кредитному проекту, ликвидность баланса заемщика, наличие имеющихся депозитов в Банке, стоимость осуществления мониторинга за кредитом со стороны Банка, наличие позитивной кредитной истории и стабильных денежных оборотов в Банке, стоимости привлекаемых ресурсов.
5. Срок кредитования - обосновывается технико-экономическими обоснованиями и бизнес-планами заемщиков, но, как правило, краткосрочные кредиты предоставляются на срок не более 6 месяцев, среднесрочные до 1 года, долгосрочные - не более 3 лет. Более длительные сроки (свыше 3 лет) могут быть установлены по проектам отдельных клиентов, имеющих комплексное взаимодействие с Банком по разным операциям. 6. Источники погашения - выдача кредитов осуществляется только при наличии реального первичного источника погашения предоставляемого кредита, а также с учетом предлагаемой заемщиком формы обеспечения возврата кредита (вторичный источник погашения в форме залога, заклада имущества). 7. Кредитная информация - кредитными договорами обязательно предусмотрено реальное осуществление Банком контроля за состоянием финансово-хозяйственной деятельности заемщиков и состоянием залогового обеспечения, с правом затребования необходимых бухгалтерских, финансовых или хозяйственных документов, на всем протяжении срока действия кредитного договора. 8. Синдицированное кредитование - Банком допускается участие в совместных кредитных проектах (с участием других коммерческих банков) по кредитованию заемщиков с обязательным соблюдением необходимых условий такого кредитования. 9. Приоритетное право получения кредита - приоритетное право получения кредита имеют предприятия и организации, обслуживающиеся в Банке и являющиеся его постоянными клиентами или акционерами, а также прочие предприятия и организации, имеющие достаточные обороты по счетам в Банке. 10. Взаимосвязь кредитных и депозитных взаимоотношений - клиенты, имеющие депозиты в Банке, также пользуются приоритетом при рассмотрении вопросов о предоставлении кредитов. Все вышеперечисленные принципы кредитования играют важную роль в дальнейшем процветании и финансовой стабильности банка, который, в свою очередь, предлагает огромный спектр услуг населению, среди которых: 1) срочные кредиты; 2) кредитные линии; 3) кредиты по линии TUSRIF (Инвестиционный Фонд США - Россия); 4) овердрафты по расчетному счету. 5) лизинговое финансирование 6) банковские гарантии 7) кредиты по линии Европейского Банка реконструкции и развития; 8) документарные операции. 9) вексельное кредитование Получение кредита в ОАО «Дальневосточный Банк» возможно после осуществления ряда процедур, заключающихся в анализе достигнутых потенциальным заемщиком финансовых показателей и бизнес-плана компании (в ряде случаев - технико-экономического обоснования получения кредита), анализе достаточности залогового обеспечения. Кредит может быть выдан на следующие цели: -приобретение активов (зданий, оборудования, автотранспорта, судов и т.д.) для расширения производства; -на пополнение оборотных средств; -оплату услуг; -приобретение сырья и материалов для производства; -приобретение товаров для перепродажи, то есть на коммерческие цели; -иные цели. Для планирования конкретных действий по решению проблем клиента банковскими аналитическими службами проводится бизнес-диагностика клиента, с помощью, которой уточняется существующее положение клиента на рынке, его потенциальные возможности, степень рациональности деятельности. Показатели оборачиваемости средств клиента (по данным баланса и отчета о прибылях и убытках) Совокупный капитал клиента Кск= ВР/ВБ Пск= Вб х Т/ ВР Кск - скорость оборота совокупных активов клиента, раз ВР – выручка от реализации за рассматриваемый период (отражение в учете по отгрузке) ВБ – средняя величина активов клиента за рассматриваемый период Пск – длительность оборота совокупных активов клиента, дни Т – длительность рассматриваемого периода, дни Оборотные активы клиента Кта = ВР / ТА Пта = ТА х Т / ВР Пр. = Вр / Т х (Пта2 – Пта1) Кта – скорость оборота оборотных активов клиента, раз ТА – средняя величина оборотных активов за рассматриваемый период Пта – длительность оборота оборотных активов клиента, дни Пр. – дополнительное привлечение (высвобождение) оборотных активов в оборот (из оборота), связанное с замедлением (ускорением) оборачиваемости оборотных активов Пта1 – длительность оборота оборотных средств сравниваемого периода, дни Пта2 – длительность оборота оборотных средств отчетного периода, дни. Товарно-материальные запасы Кз = ВР / З Птз = З х Т / ВР Кз – скорость оборота запасов, раз З – средняя величина товарно-материальных запасов за рассматриваемый период Птз – длительность хранения товарно-материальных запасов, дни. Дебиторская задолженность Кдз = ВР / ДЗ Пдз = ДЗ х Т / ВР Кдз – количество раз превышения выручки от реализации над средней дебиторской задолженностью ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности за рассматриваемый период Пдз – отражает средний срок расчетов потребителей и заказчиков продукции или услуг клиента, дни. Незавершенное производство Кнз = ВР / НЗ Пнз = НЗ х Т / ВР Кнз – скорость оборота издержек обращения, раз НЗ – средняя величина затрат в незавершенном производстве за рассматриваемый период Пнз – длительность периода нахождения затрат в незавершенном производстве, дни Готовая продукция Кгп = ВР / ГП Пгп = ГП х Т / ВР Кгп – скорость оборота готовой продукции за рассматриваемый период, раз ГП – средний объем готовой продукции за рассматриваемый период Пгп – срок хранения готовой продукции и товаров для перепродажи, дни Кредиторская задолженность Ккз = ВР / КЗ Пкз = КЗ х Т / ВР Ккз – скорость оборота кредиторской задолженности за рассматриваемый период, раз КЗ – средняя кредиторская задолженность за рассматриваемый период ВР – Выручка от реализации за рассматриваемый период (отражение в учете по кассовому методу) Пкз – средний сложившийся за рассматриваемый период срок погашения заемных средств, долговых обязательств и авансов полученных. Показатели деловой активности клиента Рентабельность продаж Рр = Пор / ВР Рр - размер прибыли, получаемой с каждого рубля реализованной продукции или услуг Пор – прибыль, остающаяся в распоряжении клиента Рентабельность оборотного капитала Рок = Пор / ВР Рок – размер прибыли, получаемой с каждого рубля оборотного капитала клиента
Рентабельность инвестиций Ри = П / (ВБ – КЗ) Ри – эффективность использования средств, вложенных в бизнес клиента П - прибыль до уплаты налогов КЗ – размер краткосрочных заемных средств Прогноз движения денежных средств клиента
ППС = (ВР/ВБ х ЧП/ВР х ВБ/СК х ЧП-ФП/ЧП) х ДС ППС - потенциальные возможности клиента создавать добавленную стоимость собственного бизнеса или прирост собственного капитала ВР – выручка от реализации ВБ – величина активов клиента ЧП – чистая прибыль СК – собственный капитал ФП – фонды накопления и социальной сферы ДС – остаток денежных средств клиента Повышение доходности кредитных операций непосредственно связано с качеством оценки кредитного риска. В зависимости от классификации клиента по группам риска банк принимает решение, стоит ли выдавать кредит или нет, какой лимит кредитования и проценты следует устанавливать. В мировой практике существует два основных метода оценки риска кредитования, которые могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом: -субъективное заключение экспертов или кредитных инспекторов; -автоматизированные системы скоринга. Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок. Философия скоринга заключается не в поиске объяснений, почему этот человек не платит, а он выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента. Мы не знаем, вернет ли данный заемщик кредит, но мы знаем, что в прошлом люди этого возраста, этой же профессии, с таким же уровнем образования и с таким же числом иждивенцев кредит не возвращали. Поэтому мы давать кредит этому человеку не будем. В этом заключается дискриминационный (не в статистическом, а в социальном значении этого слова) характер скоринга, то есть если человек по формальным признакам близок к группе с плохой кредитной историей, то ему кредит не дадут. Поэтому даже при очень высокой степени использования автоматизированных систем скоринга осуществляется субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, доказывающей, что человек, классифицированный как ненадежный, на самом деле «хороший», и наоборот. Выборка подразделяется на две группы: «хорошие» и «плохие» риски. Это оправдано в том смысле, что банк при принятии решения о кредитовании на первом этапе выбирает из двух вариантов: давать кредит или не давать. При всей «детскости» определений «хороший»/«плохой», это именно те термины, которые используются кредитными аналитиками. Определение «плохого» риска может быть разным в зависимости от политики банка, в Западной Европе «плохим» риском обычно считается клиент, задерживающийся с очередной выплатой на три месяца. Иногда к «плохим» рискам относятся клиенты, которые слишком рано возвращают кредит, и банк не успевает ничего на них заработать. Таким образом, скоринг представляет собой классификационную задачу, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющее выборку клиентов на «плохих» и «хороших».

Заключение Проблема совершенствования деятельности банков в условиях перехода к рыночной экономике стала одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России. В условиях административно-командной системы эта тема практически не рассматривалась, так как директивный метод управления банковской системой страны зачастую не учитывал интересы клиентов и банков. С переходом к рыночной экономике принципиально меняется содержание деятельности банков как предприятий особого рода, актуальной становится проблема банковских услуг, первостепенную значимость приобретает качество банковского обслуживания клиентов, набор предоставляемых банковских услуг, получила развитие концепция комплексного подхода к продаже банковских услуг корпоративным и частным клиентам. Иными словами банки должны обеспечить высокое качество обслуживания для выбранной категории клиентов. Отсюда, одной из актуальных проблем для банков на сегодняшний день встает разработка стратегии, направленной на повышение качества обслуживания клиентов. Исследуемый ОАО «Дальневосточный банк» создан в ноябре 1990 года во Владивостоке как региональный банк универсального типа и является открытым акционерным обществом. В числе акционеров банка – крупнейшие предприятия морского транспорта, рыбодобывающей, судоремонтной, оборонной промышленности Дальнего Востока, строительства и торговли, а также граждане – всего более 7000 юридических и физических лиц. Уссурийский филиал банка является одним из наиболее успешных и рентабельных филиалов ОАО «Дальневосточный банк», кредитная деятельность которого является одним из основных направлений, обеспечивающих рентабельную работу банка. Отметим, что по анализу структуры доходов за 2002 г. по сравнению 2000 г. данная статья по доходам увеличилась в два раза и составила в 2002 году 3380 тыс. руб. Это связано с тем, что больше и больше предприятий в городе предпочитают качественное, удобное и быстрое обслуживание в банке, при этом наблюдается увеличение доходов и по полученным процентам в ОАО «Дальневосточный банк» на 22 % (415 тыс. руб.). Причины такого увеличения доли кредитования, объясняется, прежде всего, тем, что в данном банке действует программа Европейского Банка Реконструкции и Развития малого бизнеса (ЕБРР). Удобство, надежность и конечно, предоставление кредита в максимально короткие сроки под приемлемый процент дает возможность банку и клиенту успешно вместе сотрудничать. Список используемой литературы 1. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Банковское дело//Деньги и кредит.-2000.-№10.-С.5- 8. 2.Банковское дело: Справочное пособие. - М.:Экономика.- 1993.-397 с. 3.Колесникова В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: финансы и статистика,1999.- 464 с. 4.Банковское дело / О.И. Лаврушин, И.Д.Мамонова, Н.И.Валенцева и др.; Под общ.ред.О.И.Лаврушина.- М.: Финансы и статистика,2000.-576с. 5.Большаков С.В. Финансы предприятий и кредит//Деньги и кредит.-1999.-№1.-С.64-66. 6.Борисов С.М. Федеральный закон о Центральном Банке РФ //Деньги и кредит.-1995.- №11.-С.18-25. 7. Воробьев Ю., Караваева И., Скробов А. Залоговое кредитование: зарубежный опыт и российская деятельность//Вопросы экономики.-2000 .-№10.- С.135-145. 8. Косой А. Деньги и кредитные ресурсы//Вопросы экономики.-1999.-№8.-С.41-48. 9. Козлова О.И. Оценка кредитоспособности предприятий: Пособие для 10. Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Соколинская Н.Э. Банковские риски//Деньги и кредит.-2000.-№12.-С.18-25.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.