Реферат по предмету "Психология"


Основы психологического консультирования в позитум-подходе

--PAGE_BREAK--
Барьеры в общении

Барьеры общения – это  чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения консультанта и клиента.

 Барьеры связаны с нашими предрассудками и предубеждениями (см. таблицу). Например:

Барьеры, препятствующие установлению контакта


Вид барьера

Метафорическое описание

Метафоры преодоления барьера

Смысловой

«Вавилонское смешение языков»

«Счастье — это когда тебя понимают...»

 «Сверяйте почаще часы и слова!»

Моральный

«Фи! Да как так можно ?!!»

«Не судите — и не судимы будете»

Мотивационный

«Лебедь, Рак и Щука: а воз и ныне там»

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись?»

Интеллектуальный

«В наш стремительный космический век каждый пессимистически настроенный индивидуум катастрофически мистифицирует обстановку; но если посмотреть на это со стороны интро­спективной субъективности, то все становится ясным и понятным». «Тю! Оно то так, конечно. Оно никогда не было так, чтобы никак не было. Но случись оно что — то вот оно тебе и пожалуйста».

«Слова истины всегда просты»

Эмоциональный

«Смеющийся и горюющий не сойдутся...»

«Плачьте с плачущими

и веселитесь с веселящимися»

Эстетический

«На вкус и цвет товарищей нет»

«Другого можно не понять.

Но постарайся хоть принять...»

Еще причинами психологических барьеров могут служить социально-культурные, индивидуально-психологические различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные, возрастные, расовые, ценностные и профессиональные различия, а так же невербальные, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьеров может выступать исамо восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.

Контракты в психологическом консультировании.

Контракт– это явное двустороннее обязательство придерживаться четко определенного курса действий (Э. Берн).

Контракт – это соглашение между клиентом и психологом, которое определяет ответственность обеих сторон (К. Стайнер).

                                

                                    Уровни контракта






Административный

(организационные вопросы)

Профессиональный

(определение цели работы)

Психологический

(скрытый уровень, часто неосознаваемый)

Административный контрактзаключается в первые минуты встречи (после установления межличностного контакта) и определяет условия работы: место, время, продолжительность встреч, оплату и т.п.

Психологический контрактпредполагает нечто неосознаваемое в отношениях клиента и психолога. Например: клиент предполагает, что психолог будет с ним мягким и добрым. Психолог может ожидать, что клиент будет следовать его рекомендациям. В этой ситуации каждый из них опирается на свои ожидания, фантазии. Представления, а не на реальные договоренности между ними.

Профессиональный контракт– это соглашение между клиентом и консультантом, единое понимание того, что будет происходить в процессе взаимодействия.

Контрактом определяются права и ответственность сторон.

Контракт предусматривает:

Ø                Осознание того, что проблема существует.

Ø                Наличие намерения решить проблему.

Ø                Возможность решения данной проблемы в принципе.

Ø                Наличие способов оценки достижения результата (Как Вы узнаете, что достигли цели?)

 Требования к контракту:

Ø                Взаимное согласие.

Ø                Компетентность обоих сторон (учет состояния, наличие психических расстройств и др.).

Ø                Легальность (без нарушений закона).

             Алгоритм консультативной беседы





                          
Активное слушание

                                                                                            Техники воздействия





Этапы продвижения клиента по процессу консультирования:

                                                                                    решение                                                                                        

                                     желание                         
( план действий)                                        результат

       жалоба                                      намерение/                                 действие 

                                                                     цель                             

Важно различать:

·        желание  (чего хочет клиент в жизни),

·        намерение/цель (чего хочет клиент+что может)

·        запрос (чего хочет клиент от психолога на консультации),

·        профессиональный контракт (предмет совместной работы психолога и     

    клиента по достижению целей клиента в жизни),

·          готовность клиента к реальным изменениям в жизни по конкретному

     плану.
Клиент формулирует запрос к психологув различной форме. Психологу полезно различать виды запросов клиента.

Виды запросов:

·     запрос как требование к третьему лицу,

Пример: Я хочу, чтобы мой муж…

·     запрос как просьба об исцелении,

Пример: Я хочу, чтобы Вы сделали так, чтобы мне стало лучше…

·     запрос на исследование.

Пример: Я хочу понять, почему…

·     запрос на изменение (состояния, поведения, отношения),

Пример: Я хочу изменить свое отношение к дочери.

Первые два запроса в работу не берутся.

7 ступеней активного слушания




                    
3 уровня понимания человека






Техники активного слушания в консультировании

    Техника «Поддержка — терпение».

Поддержка – основа консультативного контакта. Поддержать клиента можно короткой фразой, означающей согласие и понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжать повествование, например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так». Реакция «Угу», «М-м-м» также выражает поддержку.

Важным компонентом поддержки клиента является успокаивание и ободрение, которое помогает клиенту поверить в себя. Выразить его можно с помощью фраз: «Очень хорошо», «Вы правы», «Не волнуйтесь из-за этого» и т.п.

Количество поддержки должно быть умеренным. Когда поддержки много, она может создать зависимость клиента от консультанта, что мешает самостоятельному развитию клиента.
   Техника «Понимание-парафраза».

Чтобы отражать содержание речи клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Таким образом, клиент убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования.

Структура техники:

— Вы только, что сказали, …

— Если я Вас правильно понял, то…

Для обобщения нескольких высказываний применяется следующая конструкция (техника суммирования):

— Если подытожить то, что Вы сказали, то …

Правила перефразирования:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2.Не допускается искажение смысла утверждения клиента, добавление чего — либо от себя.

3. Избегать дословного повторения высказываний клиента (эффект попугайства).

4. Учитывать логическое ударение, которое поставил клиент.

5. Убирать вопросительную интонацию из речи клиента (например, клиент: «Может, мне стоит поменять работу?»; психотерапевт: «Если я Вас правильно понял, Вы думаете о перемене работы».
Техника «Отражение эмоционального состояния»

Познание и отражение эмоционального состояния клиента представляется одной из главных техник консультирования. Отражение эмоционального состояния тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей – разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредотачивается на содержании, а при отражении эмоционального состояния – на том, что скрыто за содержанием.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, так как показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента – положительные, отрицательные и амбивалентные.

Клиент может отражать чувства по-разному:

— невербально;

— прямо говорить о своих чувствах;

— неясно высказывать чувства;

— передавать их с помощью метафоры.

Структура техники:

— Мне кажется, что Вам (хорошо, плохо, обидно, больно …).

— Говоря об этом, Вы испытываете (обиду, радость, злость, огорчение …)

Показатели эффективности применения техники:

1.  Психолог отражает не все чувства клиента, а лишь те, что важны в процессе консультирования.

2.  Консультант как можно полнее и точнее идентифицирует чувства свои и клиента.

Консультант отражает собственные чувства, возникающие в консультировании.
     
Техника «Отражение желания и скрытого смысла».

В консультировании психолог стремится перейти от жалобы клиента к желанию, а от желания – к намерению (что он готов делать?).

Структура техники:

— И Вам бы хотелось…

Перейти к желанию можно с помощью следующих вопросов:

— Что тебе хотелось бы изменить?

— А как ты хотел бы, чтобы было?

— Что ты хочешь от меня «здесь  и теперь»?

За желанием клиента стоит какой-то смысл. В консультировании важно его прояснить.  Прояснение скрытого смысла – это простая и мощная техника.  Выяснить скрытый смысл можно с помощью вопросов.

— А что это для тебя значит?

— Что тебе это дает?

— Вчемдлятебясмысл этого?

-Зачем тебе это нужно?

Иногда в консультировании важно прояснить, что для человека означают отдельные понятия. 
Техники вопросов
Задавание вопросов – это один из главных инструментов в консультировании.
Закрытые вопросыиспользуют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например:

— Сколько Вам лет?

— Сколько раз в день Вы испытываете раздражение?

— Вам удобно?
Открытые вопросыпредполагают более широкие ответы, они расширяют и углубляют контакт, передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, то есть свой внутренний мир. Например:

— Что Вы об этом думаете?

— Что Вы теперь чувствуете?

— О чем Вы хотели бы рассказать?
Уточняющие вопросыпомогают конкретизировать ситуацию, о которой рассказывает клиент:

— Могли бы Вы привести конкретный пример?

— В чем именно это проявляется?

— Что конкретно сказал Вам сын?
Цель этих вопросов– не дать клиенту говорить общими фразами.
Правила, которые хорошо было бы иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

— избегать чрезмерного опрашивания (не превращать беседу в допрос);

— важно понимать, с какой целью задается вопрос;

— вопросы «Почему?» могут провоцировать защитные реакции клиента; они направлены на выяснение причины.
При задавании важно соблюдать цикл вопросов:

1)  подготовить человека к вопросу;

2)  задать вопрос;

3) дать подумать;

4) выслушать ответ;

5) дать реакцию на ответ;

— вопрос задавать в контексте, конгруэнтно, однозначно.
Виды полезных вопросов в консультировании

Вопросы на установление контакта:
Установить контакт– это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы клиенту чувствовать себя комфортно и достаточно свободно в присутствии консультанта.
Как я могу к Вам обращаться?

Кто Вас ко мне направил?

Приходилось ли Вам раньше обращаться за помощью к психологу?

Достаточно ли Вам комфортно?

Что Вы можете сообщить о себе?    продолжение
--PAGE_BREAK--
Вопросы на внешнюю и внутреннюю реальность:
внешняя (факты)                                              внутренняя (модальности внутренней

                                                                                                          реальности)

Сколько Вам лет?                                                      Какие чувства это у Вас вызывает?

Ваше семейное положение?                                 Как реагирует Ваше тело?

Где работаете?                                                          О чем Вы думаете в этой ситуации?

Когда произошло это событие?                           Что говорите себе при этом?

Как часто повторяются конфликты                     Что хотите изменить?

с мужем? 
Вопросы на «+» и «-»:
Позитум-подход в позитивной психотерапии предполагает видение ситуации целостно с «+» и «-». Вопросы на «+» помогают включить ресурс. Вопросы на «-» помогают увидеть в ситуации то, что нужно изменить. Вопросов на «+» должно быть больше.
                            «+»                                                                            «-»
Что хорошего есть в Вашей жизни?             Что Вас не устраивает в этой ситуации?

Что Вас радует? Кто радует?                          Что беспокоит?

Кому благодарны?                                           Какой отрицательный опыт связан с этой

Ваши любимые занятия?                               ситуацией?

Что доставляет Вам удовольствие?            С какими трудностями Вам придется

Что помогает? Кто помогает?                       столкнуться?

Во что Вы верите?                                            Кому это помешает?

На что надеетесь?                                            Чем готовы пожертвовать?
Вопросы на прошлое, настоящее, будущее:
Как раньше справлялись с такими ситуациями?

Что до сих пор Вам помогало?

Какой опыт Вы получили в связи с этим?

Что сейчас хотелось бы изменить?

Что готовы сделать для решения этого вопроса?

Какой представляете Вашу жизнь через год?

О чем мечтаете?
Уточняющие вопросы.
Уточняющие вопросы задаются, если клиент теряет конкретность в консультации:

Что именно Вам не нравится? Что конкретно беспокоит?

Когда это происходит? Как часто?

Что конкретно Вы хотите изменить?

Вы бы могли привести конкретный пример?
Вопросы, передающие ответственность клиенту.
Что вы делали, чтобы изменить ситуацию?

Что вы можете сделать еще в этой ситуации?

Что в Ваших силах изменить?

Что вы готовы изменить в себе, чтобы менять эту ситуацию?

А что готовы делать для этого?

Как вы сами можете с этим справиться?
Вопросы на завершение контакта.
Какие выводы Вы можете сделать?

Что берете для себя из нашей сегодняшней работы?

Как себя чувствуете?

Как Вам было со мной?

Могли бы мы на этом остановиться?
Техника «Объективации фактов».
В консультировании одной из задач психолога является выделение фактов в речи клиента. К факту можно перейти от мнения (мнение – то, что человек думает по поводу какого-то факта). Часто клиент в речи использует не факты и даже не мнения, а «мусор».
Существует четыре вида «мусорных бачков».
«Бачок ужастиков»— в речи используются слова «ужас», «кошмар» (например: «Ужас, какой сегодня день?»).

«Бачок обобщений»— в речи используются слова «всегда», «все», «никогда», «никто» и т.п. (например: «Меня никто не понимает!»).

«Бачок обвинения»— в речи используются выражения «ты — виноват», «все из-за тебя» и т.п. (например: «Из-за него нас лишили работы»).

«Бачок долженствования»— в речи используются слова «должен», «обязан»,  «надо», «необходимо», «угроза» и т.п. (например: «Психолог должен всем нравится»).

Выделив в речи клиента фразу из «мусорного бачка», психолог очищает ее от «мусора», переводя во мнение с помощью выражений «тебе (не) нравится», «ты считаешь», «ты думаешь» и т.д. После перехода к мнению, с помощью уточняющего вопроса, можно выделить факт.

Структура техники «Объективации фактов».

Клиент: «Ужас, какой сегодня день!»

Психолог: «Тебе не нравится сегодняшний день?»

                     «Что именно тебя не устраивает?»

Клиент: «Меня никто не понимает»

Психолог: «Ты считаешь, что тебя мало кто понимает. Кто именно тебя не понимает?»
Позитум – подход в консультировании.

Позитивное видение человека



«Человек – это высший талисман, рудник с драгоценностями…»

 


       
POSITUM
 
=
  
POSITIVE

                                         

 



                                                                                                                             
                                

                                                                                                                                                                                                                                         

психолог

способности

клиент

проблема

      Позитум – подход опирается на позитивное видение человека, позитивную интерпретацию проблемы, транскультурный (межкультурный, кросс-культурный) подход и использование метафор, притч, историй, народной мудрости в работе с клиентом.

Согласно доктору Н. Пезешкиану, каждый человек — без исключения – от природы обладает двумя базовыми способностями: способностью к любви и способностью к познанию. Обе базовые способности составляют сущность каждого человека и заложены в нем с рождения. Иными словами, человек добр по своей сути. И в то же время, семена его скрытых возможностей еще нужно развивать. В зависимости от потребностей и возможностей организма, окружающей среды (воспитание, образование и культура) и того времени, в которое живет человек (дух времени), эти базовые способности дифференцируются в уникальную структуру личностных черт, которая в последствии составляет характер человека и его индивидуальность.

Способность к познанию– это логическое, рациональное восприятие действительности. Эта способность развивается на основе знаний и дифференцируется во вторичные актуальные способности: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, вежливость, честность, бережливость, усердие/деятельность, верность.

Способность к любви– это способность эмоциональной сферы, сферы чувств. Развиваясь, способность любить дифференцируется в первичные актуальные способности: терпение, время, контакты, доверие, любовь/принятие, нежность/сексуальность, надежду, веру, единство.
Техники  позитум-подхода.

Техникапозитивной реинтерпретации.

Позитивная реинтерпретация расстройств, проблем, ситуаций, поступков, заболеваний позволяет увидеть их с другой стороны, найти в отрицательном – положительное, в проблеме – возможности, в патологическом – здоровое, в кризисе – шанс.
Примеры традиционных и позитивных реинтерпретаций:

Традиционная интерпретация

Позитивная интерпретация

Страх.

Неспособность находиться в трудных ситуациях, трусость.



Способность избегать угрожающих ситуаций, осторожность.

Упрямство.

Неспособность подчиняться установленному порядку.



Способность сказать «Нет», возразить авторитетам, настоять на своем.

Лень.

Недостаток трудолюбия, слабый характер.



Способность отказаться от явно завышенных потребностей, способность отдыхать.

Депрессия.

Чувство подавленности при преимущественно пассивном поведении.



Способность глубоко эмоционально реагировать на конфликты.



Вопросы на позитивную реинтерпретацию:
§        Какие возможности открывает перед Вами эта ситуация?

§       Чему тебя учит эта ситуация?

§       Что тебе даёт эта ситуация?

§       От чего тебя освобождает эта ситуация?

§       От чего тебя уберегает эта ситуация?

§       Чего ты, возможно, ждёшь, находясь в этой ситуации?

§       К каким решениям тебя подталкивает эта ситуация?
            Техника транскультурного подхода.

            Транскультурный подход открывает возможность для клиента и консультанта решать психологическую задачу, используя опыт других, приводит клиента к смене точки зрения, расширяет его горизонт и дает новые возможности для решения собственной проблемы.
Вопросы на транскультурный подход:
·                   Знаете ли Вы людей с подобными проблемами?

·                   Как они с ними справлялись?

·                   Как относятся к этому в других культурах?

·                   Что бы тебе сказали про твою ситуацию...?

ü    твоя мама

ü    твой папа

ü    твои бабушки

ü    твои дедушки

ü    самый спокойный человек в мире

ü    самый мудрый человек в мире
Техника метафоры.
Использование притч, историй, мудрых высказыванийи пословиц в качестве метафор проблемных ситуаций – еще одна техника позитум – подхода. С помощью метафоры мы включаем образное (правополушарное) восприятие у клиента, воздействуя не только на его ум, но и на его сердце. Метафора, также как и две предыдущие техники, расширяет видение клиента, помогает ему увидеть новые возможности для решения проблемных ситуаций.
Возможные вопросы:
§        Что напоминает Вам эта ситуация?

§       На что она похожа?

§       Какие пословицы, поговорки приходят Вам на ум в связи с этим?

§       О чём говорят тебе эти слова?

§       На что ты бы хотел чтобы эта ситуация СТАЛА похожа? Какими словами тогда можно будет назвать эту ситуацию?
Позитивная реинтерпретация, транскультурный подход, метафора используются в качестве вопросов для исследования актуального конфликта (жалобы, проблемы, симптома) клиента.

В консультировании техники позитум – подхода являются переходными от техник исследования к техникам воздействия.

Кроме того, позитивная интерпретация, транскультурный подход и метафора могут быть предложены как альтернативная точка зрения и самим консультантом. Тогда они выступают как техники воздействия.

Особое место отводится притчам. В позитивной психотерапии имеется большое количество притч, которые могут использоваться в различных ситуациях, выполняя функции зеркала, образца, опосредования, сохранения опыта, контрконцепции, транскультурного взаимодействия, расширения концепции. История, в нужное время рассказанная клиенту, несет большой терапевтический потенциал.
           
Схема исследования актуального конфликта (жалобы) клиента с использованием позитум – подхода




          Конкретное содержание                                                    Субъективное видение (мысли,

                            (факты)                                                                 чувства). Что ты по этому поводу

          Кто, что, где, когда, как?                                                  говоришь себе? Что ты чувствуешь?

             (внешняя реальность)                                                            (внутренняя реальность)







                                                                                                                                       Предыдущий опыт.

                  Позитивный                                                                                              Какой опыт извлек?

                     контекст                                                                                                        Как пробовал

                                                                                                                                         справиться с этим?


                                              АКТУАЛЬНЫЙ

                                                КОНФЛИКТ

                                                                        (жалоба, симптом)

                                                                                     
M
,
m









                  Метафора.                                                                                                       Ресурс клиента

                Что это тебе                                                                                                           (внешний и

                напоминает?                                                                                                        внутренний).

                  Как ты это                                                                                                          Что помогает?

             представляешь?                                                                                                    Что мешает?


                                                                         Транскультурный

                                                                                   аспект.

                                                                            Как у других?    продолжение
--PAGE_BREAK--
Техники воздействия
Техники воздействия по Айви

Метод

Описание

Функции во время беседы

Интерпретация

Задает новые рамки, в которых клиент может увидеть ситуацию. Может быть получена из теории или собственного опыта. Ее можно рассматривать как сердцевину метода воздействия.

Попытка дать клиенту возможность по-новому видеть ситуацию. Дает клиенту четко очерченное альтернативное восприятие реальности. Это восприятие способствует изменению взглядов, что в свою очередь, может изменить мысли, настроение, поведение.

Директива (указание)

Говорит клиенту, какое действие предпринять. Может быть хитроумной техникой на основе какой-нибудь теории.

Ясно показывает клиенту, какого действия хочет от него психолог. Предполагается, что клиент сделает то, на что ему указывают.

Совет (информация)

Дает пожелание, общие идеи, домашнее задание, совет, как действовать, думать, вести себя.

Умеренно используемые советы дают клиенту полезную информацию. Например, это метод всегда используется при консультации по трудоустройству.

Самораскрытие

Психолог делится личным опытом и переживаниями  либо разделяет нынешние чувства клиента.

Тесно связан с приемом обратной связи, построения на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.

Обратная связь

Дает клиенту возможность понять, как его воспринимает психолог, окружающие.

Дает конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведение и стиль мышления, что создает возможность иного самовосприятия.

Логическая последовательность

Объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения. «Если…, то…».

Дает клиенту точку отсчета. Этот метод помогает людям предвидеть результаты действий.

Воздействующее резюме

Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога. Чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.

Проясняет, чего психолог и клиент добились за время беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенты перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.



5-шаговая модель решения психологической задачи:

1 шаг.Формулировка психологической задачи (цели в жизни клиента) по правилам формулировки цели.

2 шаг.Поиск вариантов решения этой задачи (набор всех возможных вариантов).

3 шаг.Анализ вариантов и выбор наиболее оптимальных для клиента.

4 шаг. Подробный план конкретных действий для достижения цели.

5 шаг.Перенос в реальность (Есть ли у Вас готовность внедрять это в жизнь? Кто и что будет помогать в достижении Вашей цели? Что может помешать (оценка рисков)? Чем готовы себя поощрять, если будете действовать по плану?).
Техника «Принятие решений (за — против)».

Цель техники – помочь сделать выбор «за» и «против» решения, которое вызывает сомнения.

Для этого лист делится на 2 колонки. Одна колонка «за» — это аспекты жизни, которые согласуются с принимаемым решением, а другая, соответственно, «против».

После оценивается весомость этих аспектов в жизни человека и количество «за» и «против».

Выводы делает клиент.
Техника «Расфиксирования идей».

Техника применяется в консультировании, когда консультант обнаруживает у клиента фиксированные идеи.

Фиксированная идея– это застывшая в уме мысль, действующая как «истина», на основе которой клиент действует, не задумываясь об этом. Расфиксирование идеи делает клиента более гибким в этой области.

 При обнаружении в консультировании фиксированных идей, они становятся первоочередным объектом работы консультанта.

Примеры фиксированных идей:

— Все мужчины – сволочи.

— Все женщины – глупы.

— Я должен всем нравиться.

— Женщина должна быть сильной.

I этап. Найти фиксированную идею. При произношении фиксированной идеи  у клиента появляется самоуверенность, безаппеляционность или нелогичность.

Выявить фиксированную идею можно с помощью вопроса:

— Что для тебя является правилом?

— Каких принципов ты придерживаешься?

— Что ты знаешь о…?

ΙI этап. 3 шага для расфиксирования  идеи:

1 шаг.Исследование позитивного аспекта фиксированной идеи:

— Какие преимущества это тебе дает?

— Чего помогает достичь?

— Что предотвращает?

— Как ты к этому пришел?

2 шаг.  Исследование последствий:

— Что случится, если ты сделаешь…?

— Что случится, если ты не сделаешь…?

— Что не случится, если ты сделаешь…?

— Что не случится, если ты не сделаешь…?

3 шаг.Поместить идею в ситуацию:

— Когда (в каких условиях) эта идея работает хорошо?

— В каких ситуациях от этой идеи лучше отказаться?

Работа с фиксированной идеей завершена, когда клиент может принять или отбросить ее, когда у него  есть выбор и когда она превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип.
Техника «Конфронтации».

Одной из техник воздействия в консультировании является конфронтация. Применяется она тогда, когда в процессе консультирования консультант сталкивается с противоречием клиента в поведении, мыслях, чувствах или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. С помощью техники «Конфронтация» консультант помогает клиенту увидеть противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Таким образом, конфронтация – это определение противоречий у клиента и возвращение их клиенту.

Техника состоит из двух ступеней:

1 ступень.Выделение  противоречия у клиента.

2 ступень.Возвращение его клиенту с помощью специальной словесной конструкции.

Типы возможных противоречий:

1.     Между двумя разными утверждениями.

2.     Между словами и действиями.

3.     Между намерением и поведением.

4.     Между утверждением и невербальным поведением.

5.     Внутриличностное противоречие между двумя или несколькими частями личности.

Структура техники:

1 часть.

«С одной стороны………, а с другой стороны……..». Или «Вы говорите………, а делаете……….».

2 часть.

«Что Вы об этом думаете?»

«Как это можно объяснить?»

«Как с этим быть?»

«Что с этим можно делать?»

Например:

Клиент:«Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить».

Консультант:«С одной стороны, Вы считаете, что люди должны сами принимать решения, а с другой стороны, своих детей Вы осыпаете советами, как им жить. Как это можно понять?»

Реакция клиента на конфронтацию:

1.                Отрицание.

2.                Клиент признает часть утверждения.

3.                Признает сказанное, но у клиента нет готовности меняться.

4.                Соглашается со сказанным и смиряется (принимает все так, как есть).

5.                Создает новые формы поведения.

 Техника «Конфронтация» требует от консультанта утонченности и опытности. Ее уместно применять, когда сформировано доверие между консультантом  и клиентом.

Правила применения техники:

— конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение;

— конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты. Ее назначение – распознать способы, которыми клиент защищается от осознания реальности;

— конфронтация применяется вместе с эмпатией;

— конфронтация направлена не на человека, а на его противоречие;

— конфронтация не должна произноситься агрессивно и категорично.

Желательно консультанту использовать фразы «Мне кажется…», «Если я не ошибаюсь...», которые смягчают тон конфронтации.
Техника «Пустой стул».

С помощью этой техники работают с противоречивыми чувствами и мыслями, инконгруэнтностями и амбивалентными проявлениями. Эта техника применима как к межличностным, так и к внутренним конфликтам.

1.     Подумайте о конфликте, амбивалентных чувствах или о случае, когда Вы хотели проявить настойчивость, но это не получилось. Оживите ситуацию, вспомните Ваши мысли и чувства.

2.     Выберите любую сторону, какая Вам больше подходит, и начинайте словесно выражать мысли, чувства, переживания другой стороне, которая якобы сидит в другом кресле. Выражайте свои чувства открыто, будьте сердитыми, раздраженными, выражайте все, что Вы чувствуете. Когда Вы высказались, пересядьте на другое кресло – кресло противоположной стороны.

3.     Теперь Вы можете высказать контраргумент – противоположные мысли и чувства – поспорить с первой стороной. Выражайте чувства и мысли другой стороны с нужным эмоциональным накалом. Когда Вы выскажите все, пересядьте в кресло, с которого начали.

4.     Теперь Вы выступаете за первую сторону: выскажите реакцию на только что сказанное. Закончив, пересядьте во второе кресло и выразите свое отношение.

Продолжайте процесс, пока не достигните понимания сути конфликта или инконгруэнтности. Возможно, хотя и не обязательно, Вы найдете решение проблемы.

Опытный психолог умеет оценить, на сколько полезным окажется для клиента эта техника, и он направляет клиента в русло эффективного решения. Подобная техника, кроме того, стимулирует развитие самосознания. Оно особенно полезно при эмоциональной инконгруэнтности.
Медитативная техника «Мудрый старец».

Используется в случае, когда у клиента нет готовых вариантов решения ситуации. Помогает подключить интуицию.

Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов. Войдите в особое состояние сознания.

Вообразите, что Вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором никто сейчас не живет. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням.

Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней Вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным-давно никто не ходил.

Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте ее и войдите.

Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы начинаете читать заголовки книг и вдруг замечаете, что в одном из углов комнаты сидит старец.

«Я ждал тебя», — говорит он. Вы понимаете, что он знает все и ответит на любой вопрос, который Вы зададите.

Теперь спросите: «Зачем я родился на этот свет?»

Послушайте его ответ и задайте другой вопрос, который хотите. Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдите из комнаты, спуститесь по лестнице и покиньте дом.

Когда Вы закончите упражнение, сделайте о нем запись. «Мудрый старец» — это скрытая мудрость, которая есть в каждом из нас. Многие не решаются это признать и потому проецируют ее вовне, на других.



Уровни развития клиента




7 типичных ошибок начинающего консультанта.
Ошибка 1.«Завороженность симптомом» – следование за жалобой или обвинениями клиента.

Преодоление ошибкис помощью следующих действий консультанта:

Использование техник

1.    Позитум-подхода

2.    Прояснение более широкого контекста   жизни  клиента

3.    Применение расходящегося консультирования
Ошибка 2.«Позиция Спасателя» — стремление консультанта быстро помогать клиенту, «спасать», предлагая различные решения ситуации.

Преодоление ошибкиза счет следующих действий консультанта:

1.    Опора на первичный договор на  исследование.

2.    Позиция «честного свидетеля  происходящего».

3.    Использование транскультурного подхода.

4.    Умение держать консультантом паузу неопределенности.

5.    Передача ответственности клиенту за свою жизнь.
Ошибка 3. Потеря конкретности – уход в метафорическую реальность.

Преодоление этой ошибкиследующими способами:

1.    Подтверждение конкретными примерами    

2.    Использование уточняющих вопросов: «Что именно…? Как именно…?»

3.    Уменьшить масштаб запроса

4.    Опираться на феномен «здесь и  сейчас»

5.    Акцент на психологической части  договора
Ошибка 4.  Потеря управляемости процессом – клиент начинает вести процесс.

Преодоление ошибки:

1.    Вернуться к запросу клиента (тема).

2.    Переключиться с содержания на процесс (отношения   психолог-клиент).
Ошибка 5.Завороженность консультанта своей гипотезой (или техникой) – стремление втиснуть свою реальность в реальность клиента.

Преодоление ошибки, применяя следующие действия:

1.     Проверить готовность клиента к принятию решения

2.     Соотнести уровень психологической работы и   уровень развития клиента

3.     Вынести гипотезу на супервизию
Ошибка 6.Завороженность консультанта личностью клиента – влияние механизма контрпереноса, приводит к потере управляемости процессом.

Преодоление данной ошибкиследующими способами:

1.  Техники анализа и работы с контрпереносом

2.  Взять в работу отношения терапевт – клиент

3.  Передать клиенту часть ответственности за работу
Ошибка 7.«Пробуксовка» процесса — нет энергии в теме и в отношениях.

Преодоление ошибкис помощью:

1.       Возврата к договору.

2.       Переключения с содержания на процесс.

3.       Поиска более актуально значимой темы.
                                                                                          
             
 


 
Примерный план ведения дневника консультирования.
1.     Общие сведения о клиенте (пол, возраст, профессия, семейное положение и т.п.).

2.     Содержательный процесс-анализ консультирования.

3.     Продвижение клиента (тема, желание, цель, запрос, договор).

4.     Что происходило (состояние, чувства клиента, его реакции, применяемые методы и техники и т.д. ).

5.     Что получилось (состояние изменения клиента, цели, контракт, план действий и т.д.).

6.     Выводы для клиента (резюме клиента, состояние клиента после консультации, прогноз консультирования).

7.     Выводы психолога (резюме процесса, личный опыт психолога, то есть, что я думал, что я чувствовал, мое отношение к клиенту).
Вопросы к межсессионной индивидуальной работе (МИР – 1).

1.     Консультирование как вид психологической помощи.

            Основные цели и задачи психологического консультирования.

            Взаимосвязь психологического консультирования с другими видами психологической помощи.

            Предмет работы психолога-консультанта.

            Этические принципы консультирования.

2.     Личность, как инструмент психологической помощи: базовые установки и личностные качества консультанта (анализ литературы и рефлексия).

3.     Алгоритм консультативной беседы (цели и содержание этапов).

4.     Позитум-подход в обыденной жизни и консультировании.

5.     Описать решение своей проблемной ситуации по 5-шаговому алгоритму.

6.     Описать опыт работы с клиентом (2-3 встречи).

7.     Привести примеры этических дилемм в жизни и консультировании.

8.     Рефлексия собственного опыта в самопомощи и помощи другим.

9.     Творческий вопрос.

10.                       Отчет о практической работе в межсессионный период (6 протоколов встреч с клиентом или 2 сценария проведенных групп).    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.