Реферат по предмету "История"


Политические и экономические реформы в Монголии 1921-1940 гг

Содержание: 1. Введение. Краткая историческая справка. Предпосылки революции 2. Политические и экономические реформы А) Начало национально-освободительной борьбы
Б) Революция 1921 г. В) Ход реформ Г) Основные события 1940 – 1990 гг. 3. Заключение. Современный этап истории Монголии Введение Говоря об истории дореволюционной Монголии я думаю стоит начать с покорения Монголии маньчжурскими (цинскими) завоевателями в 1691 году. Итак, после захвата монгольских территорий маньчжурские правители, как и во всей своей империи искусственно усугубляли противоречия между коренными племенами, стремясь таким образом подавить силы сопротивления. Принимая действенные меры по предотвращению политического объединения монгольских княжеств, маньчжурская династия одновременно использовала монголов для охраны своих северных границ. Цинское правительство в зависимости от обстановки то расширяло, то суживало права и привилегии монгольских князей, сочетая методы угроз и поощрений. Князья и при маньчжурском господстве продолжали междоусобную борьбу за феодальные уделы и власть в Монголии. Эта борьба, как правило, не носила вооружённого характера, а проходила в форме взаимных доносов и жалоб цинскому правительству. С целью усиления своей власти Цины реорганизовали систему административного и военного устройства Монголии. Суть этой реорганизации сводилась ещё большей феодальной раздробленности Монголии. Количество административных единиц постоянно увеличивалось: в 1655г. только Халхе хошунов было 8, а в 1725г. – 74. Цины превратили все боеспособное монгольское население в солдат хошунского войска, князья-дзасаки выполняли функции военачальников. После Долоннорского съезда в том же году монгольские князья ещё некоторое время пытались вести самостоятельную внешнюю политику, но в 1721г. Цинский император ограничил их право непосредственно вступать в какие-либо контакты с иностранными государствами. Внутреннюю политику монгольских князей Халхи определяли принятые на съездах в период 1709 – 1770 гг. законы, известные под названием «Халха Джирум». Этот свод законов закреплял привилегии светских и духовных феодалов. Естественно, что Монголии росло возмущение на тяжелый режим захватчиков. Это возмущение вылилось в крупное народное восстание 1755 – 1758гг, на территории Джунгарии. Возглавлял его ойратский князь Амурсана, ранее состоявший на службе у цинского правительства, а затем перешедший на сторону повстанцев. В начале восстание развивалось успешно: удалось даже разгромить маньчжурские войска в Западной Монголии, но цинское правительство направило крупную армию для подавления восстанию. В кровопролитных сражениях отряды повстанцев потерпели поражение, а Амурсана вынужден был бежать в Россию. После этого отдельные отряды еще продолжали сопротивляться, однако безуспешно. Преобладающая часть ойратского населения Джунгарии была истреблена маньчжурскими карателями. Одновременно с восстанием ойратов в Халхе началось крупное антиманьчжурское движение под руководством князя Чингунжава Хотогойтского. Чингунжав создал повстанческие отряды, длительное время помогавшие ойратам вести борьбу с цинской армией у границ Западной Монголии. Во время этого восстания жители Дзасакату-ханского и Сайн-нойон-ханского районов угоняли вглубь степей свои стада, прекращали караульную пограничную службу, не платили пошлин, затрудняя цинские карательные операции и создавая угрозу маньчжурскому правлению в Халхе. Вскоре это восстание приняло массовый характер, но и оно было подавлено маньчжурской армией, а Чингунжав был взят в плен и казнён. После подавления восстаний 1755 – 1758гг. цинское правительство провело новую реорганизацию военно-административной системы Монголии. Её суть заключалась в усилении контроля над бунтовавшими провинциями. Далее ситуация не менялась коренным образом до 30 – 40г. XIX века, когда положение монгольского народа, как и других народов цинской империи, стало особенно тяжелым, в условиях насильственного проникновения в Китай иностранного капитала. Крушение системы «герметической изоляции» (К. Маркс) поставило Китай лицом к лицу с остальным миром, естественно, намного более могущественным. Как следствие, решающие экономические и политические позиции в стране стали переходить в руки иностранных европейских государств. На этом фоне маньчжурская династия стала применять новые методы порабощения Монголии. Особенно ярко они проявились на рубеже XIX – XX веков, когда окончательно оформилась колониальная политика Запада на Дальнем Востоке, и завершился раздел Китая на сферы влияния. Противодействуя сближению Монголии с Россией, цинское правительство отменяло все ограничения на деятельность китайского капитала в Монголии, открывая китайским феодалам и торговцам путь колониального захвата монгольских земель. Благодаря такой политике английские, американские предприятия сумели развернуть свою деятельность и в Монголии, вывозя из нее сырье(продукция скотоводства, в основном шерсть, ткани) и ввоз более дешевую продукцию. Например, в 1909г. Во Внешнюю Монголию было ввезено 256400 двадцатипятиярдовых кусков английской и американской хлопчатобумажной ткани на общую сумму 1400 тыс. руб. золотом. Эта торговля для Монголии была неэквивалентной и вела к оскудению народного хозяйства. В том же 1909 году колонизаторское бюро цинского правительства захватило значительную часть лучших монгольских пастбищ. Массовое отчуждение земель наряду с невыгодной для Монголии торговой деятельностью китайских и западных фирм, в корне подрывало монгольское скотоводческое хозяйство. В начале XX века, как и в глубокую старину, продолжало господствовать отсталое пастбищное, кочевое скотоводство, преобладавшее в системе всего хозяйства страны; промышленность не развивалась, земледелие находилось в зачаточном состоянии. По данным русских экспедиций, за весь период маньчжурского ига в Монголии техника и методы ведения хозяйства практически не изменилась. Начало национально-освободительной борьбы Локальные выступления против правящей верхушки продолжались и после восстания Амурсана, но с новой силой они стали проявляться в Монголии с середины XIX века. Например, в 90-х годах начались волнения в Кобдоском округе, которой пытался воспользоваться некто Дамби-Джанцан, объявивший себя потомком Амурсаны, легенды о «втором пришествии» которого жили тогда в монгольском народе. Тогда же стали создаваться первые мелкие группы из беглых крепостных аратов устраивавших степные пожары там, где находились ставки маньчжурских чиновников. В начале XX века освободительное движение аратов принимает все больше угрожающие масштабы для цинской династии. Наиболее важной фигурой этих событий был арат Аюши, сумевшем в 1911 году объединить освободительные движения разных районов в общемонгольское. Освободительная борьба, развернувшись в условиях и под воздействием китайской революции 1911 года, привела к свержению маньчжурского господства во Внешней Монголии. Весь ход событий в период, когда феодальная внешняя Монголия находилась под властью маньчжурских завоевателей, а именно с 1691-1911 год, показывает, что это было чрезвычайно тяжёлое время в истории монгольского народа. Господство маньчжурских завоевателей задержало экономическое и культурное развитие Монголии. Интересно отметить, что русское царское правительство с самого начала освободительного движения было на стороне монголов. Это подтверждается русско-монгольским договором, признающим независимость нового государства (3 ноября 1912г.).
Несмотря на все старания монгольского народа в конце 1919 года китайцы послали в город Ургу генерала Сюй Шучжена, чтобы силой оружия ликвидировать автономию Внешней Монголии, что и было осуществлено. Мне кажется, что ослабление Богдоханской монархии в Монголии (1911-1919) связано с ослаблением и падением монархии в России.
К 1919 году национально-освободительное движение монголов начало принимать более острый характер. На этом фоне в столице Внешней Монголии Урге было создано два подпольных революционных кружка. Оба кружка на первых порах не имели чёткой организации и действовали разобщено. Революционеры, прежде всего Сухэ-Батор и его военные соратники, всё больше понимали необходимость тесных связей с Советской Россией, но осуществление этого затруднялось гражданской войной в Сибири. Попытка Сухэ-Батора весной 1920 года установить контакты не увенчалась успехом. 25 июля 1920 года состоялось совместное заседание обоих кружков, на котором они были объединены в одну организацию под названием «Монгольская народная партия». В июле 1920 года состоялся II конгресс Коммунистического Интернационала, в Иркутске, имевший достаточно важное значение для национально-освободительных движений в некоторых колониально зависимых странах, в том числе и Монголии. 24 августа 1920 г. состоялось ещё одно заседание делегации НМП в Иркутске, на котором было решено разделить её на три группы: одну отправить в Москву, другую вернуть в Ургу, а третью вместе с Сухэ-Батором и Чойбалсаном оставить в Иркутске. В это время положение в стране серьёзно обострилось. После бегства Из Урги Сюй Шучжена туда прибыл в качестве верховного комиссара «по умиротворению» северо-западного края председатель пекинского правительства Чэн И. Аресты и репрессии обрушились на членов революционной партии. Многие революционеры были вынуждены покинуть город и скрываться в горах в окрестностях Урги. Революционеры, уехавшие в Советскую Россию, развернули работу, направленную на свержение чужеземного режима китайских милитаристов в Монголии. В это время японцы, неоднократно пытавшиеся установить свое господство в монгольских землях, решили использовать в этих целях русскимих белогвардейцев, часть которых после побед Красной Армии в Забайкалье вынуждена была бежать в Монголию и Маньчжурию. В качестве главнокомандующего был выбран барон Унгерн, который был командирован в Японию и снабжен там материальными средствами и оружием. Итак, 2 октября 1920г. Унгерн со своей дивизией перешел границу Монголии. Ему удалось привлечь под свои знамена достаточно большое количество монгольских князей. Это были в основном феодалы сами пострадавшие от китайских милитаристов, но в то же время опасающиеся революционно настроенного аратства. Началась борьба между унгеровцами и китайскими войсками. Первая попытка белогвардейцев занять Ургу в ноябре 1920г. окончилась неудачей. Но уже 3 – 4 февраля 1921 унгерновцы заняли Ургу. 21 февраля состоялась новая церемония провозглашения монархии в Монголии. Японо-белогвардейская оккупация пришла на смену власти китайских милитаристов, а Монголия стала сферой влияния одной Японии. Террор и репрессии создавали в стране глубокий кризис. Таким образом в конце 1920 – начале 1921г. налицо оказались все признаки революционной ситуации. Революция 1921г. Главной заботой революционеров во главе с Сухэ-Батором и Чойбалсаном в этот период была подготовка I съезда Монгольской народной партии. Съезд состоялся 1 марта 1921г. в Кяхте. На нем в частности было решено объединить все партизанские отряды в единую армию и создать руководящий оперативный орган. Сухэ-Батор был назначен главнокомандующим, а Чойбалсан – комиссаром. Платформа, принятая на этом съезде нацеливала монгольский народ на совершение революции. Историческое значение I первого съезда Мнп заключается в том, что он создал действительно революционную партию и нацелил ее на организацию вооруженного восстания и освободительной войны за национальную независимость против китайцев и японо-белогвардейских сил. Были сформированы четыре конных полка, командирами которых были назначены выдвинувшиеся из партизан талантливые военачальники. 16 марта 1921г. ЦК Мнп и временное народное правительство приняли историческое решение об освобождении от китайских милитаристов города Маймачена, где было сосредоточено около 10 тыс. китайских солдат. Овладение этим городом дало бы повстанцам важный опорный пункт. Когда подготовка к наступлению была готова, Сухэ-Батор направил китайскому командованию ультиматум: сложить оружие и сдать город. Ответа не последовало, и утром 18 марта начались упорные бои монгольской армии с китайскими милитаристами, которые продолжались весь день с переменным успехом. Эти бои закончились ночью 18 марта победой монгольской армии над превосходящими числом силами противника. 19 марта в Маймачен прибыли члены ЦК партии и Временного народного правительства. В этот же день был обнародован манифест, который оповещал население об образовании временного правительства, ставящего своей целью освободить страну от господства китайских милитаристов и белогвардейцев и созвать Всенародный Великий Хурал. Манифест провозглашал, что отныне в стране нет другой власти, кроме народной, то все должны выполнять приказы и законы, издаваемые этой властью. Подготовка революции закончилась, она стала фактом. ЦК Народной партии и Временное народное правительство расширяли партизанскую армию, укрепляли свои позиции. Им даже удалось привлечь на свою сторону часть чиновничества, феодалов и лам. Для разъяснения своей политики организации населения на борьбу с оккупантами в марте 1921 года партия и правительство направили своих представителей в важнейшие районы страны. В апреле того же года правительство объявило о призыве в армию мужчин старше 19 лет. Важным экономическим преобразованием стала отмена частной собственности на землю в мае 1921 года. Были также установлены правила взимания налогов и податей. Полномочные представители партии и правительства контролировали эту деятельность. Однако при всем этом силы были неравны. Армия Унгерна имела огромное численное превосходство, была оснащена первоклассным вооружением и снаряжением, руководили ею опытные офицерские кадры. Кроме того, под контролем белогвардейцев находилась огромная территория, что давало им большие возможности для маневра. В связи с этим Временное народное правительство по предложению Сухэ-Батора 10 апреля 1921 года обратилось к правительству Советской России с просьбой о военной помощи для совместной борьбы против общего врага. Советское правительство удовлетворило эту просьбу.27 июня 1921 года Монгольская народно-революционная армия под руководством Сухэ-Батора во взаимодействии с частями советских войск начала операцию по освобождению Урги. После ряда боев с белогвардейцами, засевшими в городе, утром 6 июля передовые отряды революционных войск вошли в столицу, а через два дня вместе с основными силами армии в Ургу прибыли Временное народное правительство и ЦК МНП. 10 июля того же года ЦК партии вынес решение о передаче центральной власти постоянному Народному правительству. При этом на правительство были возложены следующие задачи: во-первых, обеспечить, чтобы араты стали хозяевами своих земель, во-вторых, предоставить аратам права и свободу определить путь, направленный на развитие и процветание страны. 11 июля в Урге состоялся всенародный митинг, на котором было объявлено об установлении в Монголии народной власти. С тех пор этот день стал праздником – датой победы революции. 12 июля Народное правительство обратилось к правительству РСФСР с просьбой не выводить советские войска из Монголии до окончательной ликвидации белогвардейцев. Советское правительство дало свое согласие.
С переходом власти в стране в руки постоянного Народного правительства начался важный период монгольской революции – период борьбы за окончательную ликвидацию унгерновцев, укрепления народной власти и последовательного проведения демократических преобразований. Бои продолжались: части Сухэ-Батора занимались ликвидацией белогвардейцев в районах вокруг Урги, а отряды Чойбалсана вместе с советскими войсками – в северных районах. Серьезные бои произошли 18 и 21 июля на берегу р.Селенги. После этого последовала череда поражений армии Унгерна, закончившаяся отступлением на запад. Монголы, входившие в состав армии отказались следовать за командиром, схватили и обезоружили его. Пленный Унгерн был передан преследовавшему его 35-ому кавалерийскому полку, после чего был доставлен в Новосибирск, где по приговору революционного трибунала его и расстреляли. 17 октября 1921г. Народное правительство вновь обратилось к РСФСР с предложением о совместной операции по окончательной ликвидации белогвардейцев в Западной Монголии. Как этого и следовало ожидать, советское правительство согласилось. В результате длительных боев к середине 1922г. белогвардейцы в Монголии были разбиты, а к концу того же года страна была практически полностью освобождена от оккупантов и воссоединена под властью Народного правительства.
Ход реформ 14 сентября 1921г. Народное правительство обратилось ко всем странам с декларацией, в которой говорилось о завоевании монгольским народом свободы и независимости и заявлялось о желании установить со всеми странами дружественные, в частности торговые, взаимоотношения. В заключении декларации говорилось, что правительство Советской России отказалось от всех прежних привилегий, предусмотренных дореволюционными договорами, и выражалась надежда, что правительства других стран последуют этому справедливому и гуманному примеру.***** 5 ноября 1921г. между монгольским Народным правительством и Правительством РСФСР было подписано соглашение об установлении дружественных отношений. Советское правительство специальной статьей в соглашении подтвердило свой отказ от исключительных прав, которыми пользовалась в Монголии царская Россия, безвозмездно передало Монголии некоторое имущество, принадлежавшее России, аннулировало дореволюционный долг Монголии на сумму около 5 млн рублей. Это соглашение имело значение для укрепления международного и внутреннего положения монгольского народного государства, усиления позиций народной власти, создания благоприятных условий для строительства основ народной демократии. Используя старых чиновников, правительство в то же время последовательно устраняло их реакционную часть из государственного аппарата, усиливало свой контроль над деятельностью местных органов власти, внедряя в практику выборность глав органов самоуправления. Преобразование старого феодального аппарата проводилась постепенно. Иногда чиновники сменялись под видом традиционной передачи власти по наследству или их смещали в случае враждебных действий против народной власти. До созыва съезда партия признала необходимым создать совещательный орган народных представителей. С этой целью Народное правительство 5 сентября 1921 года постановило создать в Урге совещательный орган – Временный Государственный Хурал, в состав которого вошли по 5 аратов и по 1 представителю дворянства от каждого аймака (области), а также представители армии, ЦК МНП и ЦК Ревсомола. Таким образом, 92% членов Временного Хурала составляли представители аратства. С переходом власти в стране к народному правительству проводилось постепенное ограничение привилегий феодалов, в частности в сфере права и суда. В конце 1921 года правительство образовало специальную комиссию, которая должна была подготовить демократическую реформу судебной системы; были отменены пытки и запрещено применение маньчжурских законов. Законодательные акты народного правительства носили демократический характер. Они ликвидировали привилегированное положение класса феодалов перед судом и законом. Народная власть ограничила права не только светских, но и церковных феодалов. Отменялись их владетельные права, а в дальнейшем был уничтожен и сам институт церковного землевладения ; стада монастырских хозяев стали облагаться налогом наравне с аратскими; аннулировались особые права и льготы, которыми до революции пользовались торговцы. Народное правительство осуществляло также некоторые мероприятия, связанные с разрешением земельных вопросов: был установлен контроль над арендой земли, сдаваемой иностранцам и частным лицам. Национализация промышленных и сельскохозяйственных и других предприятий, принадлежавшим раньше частным иностранным предпринимателям и бывшему царскому правительству, а также бывшему феодальному правительству дореволюционной Монголии и создание потребительской кооперации имели одну общую цель – ослабить экономические позиции иностранного капитала, наладить хозяйство страны и улучшить положение аратства. В декабре 1921 года была учреждена Монгольская Центральная кооперация, которая должна была служить интересам народа, вытесняя иностранный торговый капитал и обеспечивая возможность некапиталистического пути развития страны. Большая работа проводилась и в области культурного строительства. Для ликвидации неграмотности среди взрослого населения в Урге, а также в районных центрах было открыто несколько начальных школ. В августе 1921 года в Урге состоялось первое совещание представителей монгольской молодежи, на котором был учрежден Монгольский революционный союз молодежи во главе с Чойбалсаном. В ноябре 1921 года Народное правительство утвердило документ об ограничении прав богдо-гэгэга (монарх), который вошел в историческую литературу под названием «Клятвенного договора». Этот договор лишал богдо-гэгэна права вето. Законы и правительственные постановления вступали в силу только после утверждения их Народным правительством. Светские и духовные феодалы организовали один за другим антинародные заговоры, пытаясь восстановить старую феодально-теократическую монархию. Они предприняли попытку поднять контрреволюционный мятеж с помощью тибетских лам и ростовщиков, возглавляемых Саджи-ламой, приближенным богдо-гэгэна и бывшим командиром тибетского отряда армии Унгерна. Мятежники предполагали утром 21 декабря 1921 года напасть на дом правительства. Однако бойцы Монгольской народно-революционной армии в ночь на 21 декабря арестовали 48 участников этой группы. С этого же времени началось постепенное проведение некоторых социально-экономических преобразований, осуществлявшихся исключительно в интересах аратства и укрепления демократического государственного строя. Народному правительству Монголии приходилось уделять особое внимание вопросам защиты завоеванной государственной самостоятельности, однако изгнание из страны японо-белогвардейских и китайских оккупантов дало возможность монгольскому народу сразу же после революции решать свои внутренние задачи. Вследствие сложных исторических условий демократические преобразования, предшествовавшие провозглашению республики, потребовали более трех лет. В 1921-1924 годах шаг за шагом были проведены важнейшие революционные преобразования: ликвидирована крепостная зависимость аратов, отменены феодальные повинности, аннулированы долги иностранным фирмам, начато ограничение иностранного капитала путем пошлинно-налогового обложения и укрепления национальной потребительской кооперации. Была налажена работа государственных предприятий и увеличен государственный бюджет. Налогом стали облагаться все владетельные и невладетельные князья, духовные феодалы, дворяне, ламы, араты, а также монастыри (последние с предоставлением льготы – по 20 баранов на каждые 100 бодо).
Положение о местных органах власти и правах владетельных и невладетельных князей законодательно оформило лишение правителей областей права на передачу земли в собственность по наследству. Особые права шабинаров (кочевников-пастухов) на свободное кочевание по выгодным им пастбищам аннулировались. И в этом отношении их прировняли к обычным аратам. Обо всем этом было сказано в положении о Шаби, утвержденном правительством в 1923 году. В том же году между правительствами СССР и Монголии было подписано взаимовыгодное и равноправное торговое соглашение. С этого момента удельный вес торгового оборота с СССР в общем внешнеторговом обороте Монголии постоянно возрастал.
8 марта 1922 года Народным правительством Монголии было принято постановление о приглашении советских педагогов-консультантов, владеющих монгольским языком, для оказания помощи в организации народного образования. Наряду с этими важными социально-экономическими мероприятиями в 1922-1924 годах осуществлялся слом старой государственной машины, проводилась постоянная замена старых местных органов власти народными собраниями. Ликвидация политического господства феодалов и крепостнических отношений, ограничительная политика народного правительства в отношении иностранного торгового капитала, появление первых государственных кооперативных предприятий в стране и поддержка Народным правительством аратских хозяйств с целью увеличения их товарности – все это к 1924 году значительно изменило характер экономики и вызвало перегруппировку классовых сил в стране. Социально-экономические мероприятия, проведенные в 1922-1924 годах под руководством МНРП, содействовали укреплению народного государства и создали необходимые условия для провозглашения республики. 3 июня 1924г. Президиум ЦК МНРП постановил учредить в стране республиканский образ правления. Созыв широкого представительного хурала стал практической необходимостью. В Великий Народный Хурал было избрано 77 делегатов, в основном это были представители аратства, главным образом бедняки и середняки (92% общего числа делегатов), и 6 бывших дворян. В число делегатов вошли 46 членов МНРП и 6 членов РСМ. I Великий Народный Хурал открылся 8 ноября 1924г. Он принял исторические решения, в которых были сформулированы политические и экономические задачи страны. 26 ноября того же года Хурал утвердил первую в истории страны конституцию, которая провозгласила Монголию Народной Республикой. Великий Народный Хурал избрал Малый Хурал. В его составе находилось 23 арата и 6 бывших князей. 28 ноября сессия Малого Хурала избрала президиум (5 человек) и правительство (12 человек). Премьер-министром стал Б.Цэрэндорж, а главнокомандующим – Х.Чойбалсан. После I Великлго Хурала и провозглашения МНР развитие страны стало протекать в более благоприятной международной обстановке, чем в 1921 – 1924 гг. Это определялось в первую очередь дальнейшим развитием и укреплением сотрудничества между МНР и СССР. С 1925г. Советский Союз стал осуществлять своими силами и на свои средства научные работы, направленные на развитие основных отраслей народного хозяйства и культуры МНР, на подъем ее производственных сил. С середины 20-х годов получает развитие новая форма экономического сотрудничества двух стран – создание промышленных предприятий и хозяйственных организаций на акционерных началах. Эта форма сотрудничества в условиях острой нехватки финансовых ресурсов и кадров, способных самостоятельно управлять производством, оснащенным современной техникой, представляла собой наиболее эффективный на тот момент способ использования советской помощи в целях развития национальной экономики. Значительное развитие получили монголо-советские торговые связи; торговый оборот между МНР и СССР увеличился в 1929г. в 17 раз по сравнению с 1924г.*****349 Наряду с укреплением дружбы с Советским Союзом, Монголия пыталась наладить отношения с Китаем. Правительство МНР неоднократно обращалось к китайскому правительством с предложением об установлении межгосударственных контактов на основе взаимного признания суверенитета и равноправия. Реакционные китайские правители не приняли эти предложения, стремясь снова подчинить себе Монголию. Ситуация изменилась лишь когда 31 мая 1924г. был подписан договор «Об общих принципах для урегулирования вопросов между Советским Союзом и Китайской Республикой». Благодаря этому договору было достигнуто ослабление непосредственной угрозы военной интервенции китайских милитаристов в МНР. В 1925г. советские войска были выведены с территории МНР. МНР присоединилась к протесту защитников мира против расстрела шанхайских рабочих англичанами в середине 20-х годов и оказала моральную поддержку и материальную помощь освободительной борьбе китайского народа против японской агрессии. После подавления китайской революции 1924 – 1925 гг. гоминьдновская группа во главе с Чан Кайши активизировала враждебные действия против МНР. Чанкайшистское правительство негативно воспринимало соседство с Китаем новой революционной Монголии и угрожало уничтожить независимость МНР военной силой. Одновременно с Чан Кайши, примерно в 1927г., Япония возобновила агрессивные акции, направленные на осуществление планов по захвату Монголии. Цель японских милитаристов заключалась в том, чтобы превратить территорию МНР в военный плацдарм для широкой экспансии на Азиатском материке. В связи с обострением международного положения и нарастанием угрозы нападения извне монгольское правительство приняло необходимые меры по укреплению обороноспособности страны. 16 октября 1925г. был утвержден закон о всеобщей воинской повинности. С 1926г. на местах стали создаваться временные отряды народного ополчения, в которых временно обязанные проходили военное обучение. В 1929г. был создан Совет государственной обороны. По мере усложнения задач экономического и культурного строительства видоизменялась структура центральных органов государственного управления. Так, в 1924г. были созданы министерсва хозяйства и просвещения, в 1925 – мин. Государственного контроля, в 1930 – министерства здравоохранения, скотоводства и земледелия, торговли и промышленности и др. В 1925г. был создан межотраслевой орган управления – Экономический совет, который осуществлял координацию деятельности хозяйственных субъектов, разрабатывал экономическую и финансовую политику государства. Наряду с общегосударственными, укреплялись и местные исполнительные органы: увеличивались штаты и создавались новые отделы, расширялся круг их компетенции. Таким образом в 1924 – 1930 гг. в МНР создавались новые органы управления, а ранее функционировавшие реорганизовались в целях более успешного выполнения задач демократизации общества. В 1925 году правительством МНР была назначена специальная комиссия для разработки нового законодательства и порядка формирования новых демократических судов. В том же году II Великий Народный Хурал специально обсудил вопрос о проведении судебной реформы. В декабре 1925 года был создан Временный суд, в 1926 году утверждены «Положение о народных судах», уголовный и гражданский кодексы и другие законы. 1 января 1927 года были созданы Верховный суд МНР, а затем и местные суды. В 1930 году впервые в истории Монголии был утвержден институт прокуратуры. В соответствии с первой конституцией МНР 3 сентября 1926 года был принят закон об отделении религии от государства. Этот закон лишил ламаистскую церковь возможности вмешиваться в государственные и гражданские дела.
В 1931***** году было произведено коренное изменение алдминистративно-территориального устройства страны. Реорганизация этого устройства способствовала укреплению местных органов власти и расширению их прав и функций. В 1925 и 1929 годах были приняты решения о проведении чистки в государственных, общественных и хозяйственных учреждениях с целью избавления их от чиновничье-бюрократических элементов. Кампания активно способствовала очищению местных органов власти, выдвижению в них представителей бедняцкой и середняцкой части аратства.
Экономическая отсталость страны проявлялась в ее многоукладности: 1) натуральный уклад, представленный мелким единоличным аратским хозяйством, 2) мелкотоварный уклад, представленный более крупными единоличными хозяйствами, значительная часть продукции которых шла на продажу, 3) феодальный уклад, включавший монастырские хозяйства и хозяйства бывших феодалов, 4) иностранный торговый капитал, 5) социалистический уклад, который был представлен государственным и кооперативным сектором. Наличие разных укладов естественно осложняло управление экономическим строительством. Еще одной проблемой для развития экономики был низкий культурный уровень населения. В 1925 году в школах обучалось в 10 раз меньше детей, чем в монастырских дасанах. Кроме того, остро ощущалась нехватка в руководящих кадрах в отраслях народного хозяйства и культуры, в партийных, государственных и общественных организациях. Наибольшую трудность представляла экономическая борьба против свергнутых феодалов, которая велась в двух основных направлениях: налогообложение и конфискация их собственности. Закон 1926 года о едином налоге, установивший принцип прогрессивного налогообложения по количеству скота, сыграл большую роль в ослаблении роли феодальных хозяйств на систему торговых отношений МНР. Таким образом, закон о едином налоге впервые в истории Монголии переносил центр тяжести налогообложения на зажиточные слои населения. Принцип прогрессивного налогообложения получил дальнейшее совершенствование в законах , утвержденных в 1928,1929,1930 годах. В 1930 году был введен новый налог, называемый воинским налогом, который взимался с лам призывного возраста. Конфискация скота и имущества феодалов началась с 1925 года. Для конфискации была создана специальная комиссия. Массовая конфискация собственность феодалов происходила в течение осени и зимы 1929 и 1930 годов. За это время было конфисковано имущество более 600 хозяйств из 729 подлежащих экспроприации. Несмотря на то. Что в эти годы была проведена конфискация имущества у крупных светских и церковных феодалов и реакционных чиновников. В стране все еще сохранялись монастырские хозяйства – джасы, являвшиеся мощным феодальным институтом. В июне 1930 года ЦК МНРП и Совет министров МНР приняли постановление и разработали инструкцию по проведению джасовской кампании. В ходе кампании 2,1 млн. голов монастырского скота было передано на договорных началах на выпас кооперативам и аратам. Другой важной задачей, решения которой на тот момент настоятельно требовали интересы политического и экономического развития страны, явилось освобождение экономики страны от засилья иностранного капитала. С целью вытеснения иностранного торгового капитала из экономики страны партия и государство с самого начала оказывали всемерную поддержку Монгольской кооперации взаимопомощи, использовали ее как важное экономическое орудие против иностранного капитала. В целях вытеснения иностранного капитала активно расширялись экономические и торговые связи с Советским Союзом. Если в 1923-1924 годах всего 14% экспорта Монголии приходилось на СССР, то в 1928-1929 годах - 85,5%. МНРП и народное государство уделяли особое внимание развитию животноводства – основной отрасли экономики страны, рассматривая его как главное условие развития всех других отраслей народного хозяйства. Государство предоставляло мелким аратским хозяйствам право безарендного пользования пастбищами. Оказывало им всяческую поддержку в увеличении поголовья скота и заготовляемого сырья. Значительное внимание уделялось развитию ветеринарии. С середины 20-х годов началась селекционная работа путем скрещивания местных лучших пород с привозным скотом. В 1925-1930 годах были расширены и реконструированы ранее существовавшие мелкие предприятия, такие как кожевенный завод в Алтан-Булаке, угольные шахты в Налайхе, гостипография, электростанция в Улан-Баторе и другие. В эти годы получили значительное развития транспорт, связь и другие отрасли промышленности. В 1925 году было создано транспортное управление МНР, в сентябре 1929 года – монголо-советское акционерное общество «Монголтранс». Было проложено несколько линий связи между городами. Таким образом, в 1925-1928 годах наряду с развитием государственной кооперативной промышленности зародились и получили развитие такие важные отрасли народного хозяйства, как связь. Транспорт, строительство и другие. 22 февраля 1925 года народное правительство приняло решение о выпуске национальной валюты – тугрика. С 1 апреля 1928 года из денежного обращения были полностью изъяты китайские янчаны и слитки серебра. В том же году тугрик был переведен на золотое обеспечение. Опираясь на национальную валюту, народное государство осуществило бюджетную реформу. Местные бюджеты были подчинены государственному, были определены назначение и порядок использования местных бюджетов. Если в 1924 году ассигнования госбюджета на народное хозяйство составляли 10,7%, на образование и культуру – 3,2%, то в 1926 году они соответственно возросли до 26% и 6%. В результате этих преобразований значительно укрепилось мелкое единоличное аратское хозяйство. Военный конфликт на Китайской военной железной дороге в 1929 году и обострение в связи с этим обстановки на Дальнем Востоке были восприняты противниками монгольского государства как удобный момент для открытого выступления. Основной силой контрреволюции выступали церковные и светские феодалы. В своей борьбе они опирались на иностранный капитал и международные реакционные силы, в первую очередь, на правящие круги Китая и Японии. Проникая в партийные, государственные, общественные и хозяйственные органы, представители этих кругов пытались проводить линию на отказ от политики партии народного государства, направленной на неуклонное углубление народной революции, на осуществление генерального курса на некапиталистический путь развития МНР. В мае 1929 года народное правительство, принимая во внимание, что в некоторых местах были созданы простейшие формы кооперации, такие как артели охотников, извозчиков и др., специальным постановлением разрешило аратам вступать в кооперативы на основе принципа добровольности. Между тем, большинство тогдашнего руководства МНР, встало на путь механического копирования советского опыта коллективизации сельского хозяйства без учета и анализа условий страны, ее материальной базы, социально-экономических, национально-бытовых особенностей. На состоявшемся в 1930 году VIII съезде МНРП и VI Великом Народном Хурале им удалось утвердить курс на проведение сплошной коллективизации. Однако, в рассматриваемое время, в МНР еще не были решены демократические задачи революции: в основной отрасли народного хозяйства – скотоводстве преобладали мелкие единоличные аратские хозяйства, остро ощущался недостаток финансовых и экономических ресурсов, кадров, способных руководить крупными социалистическими хозяйствами. Одним словом, в начале 30-х годов в МНР еще не были созданы необходимые предпосылки для непосредственного осуществления задач социалистического этапа революции. Политика коллективизации лишила аратов стимула к увеличению поголовья скота. За короткий срок она нанесла огромный урон скотоводству. Поголовье скота, насчитывающее в 1930 году 23 млн., к 1932 году сократилось на 32%.
III чрезвычайным пленумом ЦК МНРП, состоявшимся в июне 1932 г., была осуждена политика раннего социалистического строительства. Для решения проблем, возникших в процессе проведения этой политики, пленум наметил программу мероприятий, известную под названием Нового курса. Политика нового курса не была какой-то новой политической линией партии, она восстанавливала сбитую генеральную линию, определенную еще III съездом МНРП.
В июле 1932 г. состоялась представительная аратская конференция, в которой приняло участие около 400 аратов. На конференции обсуждались вопросы, связанные с претворением в жизнь Нового курса. Были приняты меры по укреплению революционной демократии, в частности, запрещено вмешательство партийных организаций во внутренние дела государственных учреждений и повышена их самостоятельность. В 1932 г. было утверждено новое положение о выборах, в соответствии с которым, в конце этого года, состоялись выборы в местные органы власти. Во второй половине 1932 г. проводилась работа по реорганизации созданных в принудительном порядке колхозов и коммун. Следует отметить, что, находившийся в то время на посту премьер-министра, П.Гендун допускал роспуск не только созданных в принудительном порядке колхозов и коммун, но и тех добровольных аратских объединений, которые при соответствующей организационной и технической помощи, могли бы получить дальнейшее развитие. Эти действия нанесли серьезный ущерб процессу кооперирования аратских хозяйств. В августе 1932 г. был утвержден новый закон о скотоводческом и земледельческом налоге. Этот закон подтвердил антифеодальный характер налоговой политики; он был направлен на поддержку аратских хозяйств и повышение их личной заинтересованности в увеличении поголовья скота. В 1933 г. хозяйства, освобожденные от уплаты налогов, составляли более половины всех хозяйств страны. Одна треть получила различные льготы. В соответствии с политикой Нового курса, был отменен запрет на частную торговлю. Если в 1932 году в стране насчитывалось 28 торговцев, имевших разрешение заниматься частной торговлей, то в 1934 г. их число достигло 100. В первые годы Нового курса страна добилась значительных успехов в развитии промышленности, транспорта и связи. В 1933 году была сдана в эксплуатацию Хатгальская шерстомойная фабрика, в феврале 1934 г. уланбаторская ТЭЦ, а в марте промышленный комбинат, построенный с помощью Советского Союза. С целью распространения передового опыта ухода за скотом, с 1934 г. во многих областях стали созываться совещания лучших скотоводов, а с 1936 г. начало развертываться соревнование за увеличение поголовья скота. Неуклонно возрастали заготовки продукции животноводства. В 1934 г. государству было сдано свыше 5 тыс. тонн шерсти, а в 1940 – свыше 10 тыс. тонн шерсти. Политика ограничения хозяйств эксплуататорского типа препятствовала формированию капиталистических элементов, складыванию самостоятельного капиталистического уклада экономики. Это облегчало развитие страны по некапиталистическому пути. Важнейшим достижением МНР, определившим весь ее новый облик, явилось развитие и укрепление социалистического уклада, представленного национальной промышленностью, транспортом, связью, торговлей, финансовой системой и т.д. Наряду с государственными промышленными предприятиями все более важное значение приобретала промысловая кооперация. Одновременно с укреплением ранее созданных, с середины 30-х годов начали создаваться в большом количестве ламские артели, представлявшие собой одну из форм кустарной кооперации. В 1940 году валовая продукция государственно-кооперативной промышленности возросла по сравнению с 1932 годом в 22 раза. В области связи, в 1934 г. была дана в эксплуатацию центральная радиостанция, построенная с помощью СССР, а к 1940 г. почти во всех областях стали функционировать радиостанции. Из года в год расширялась монголо-советская торговля. Резко возрос экспорт-импорт страны в 1935-40 гг. Конкретным показателем подъема экономики МНР является систематический рост государственного бюджета. Если в 1934 г. доходы его составляли 40 млн. тугриков, то в 1940 – 118 млн. В 1932-33 гг. возникли первые конно-сенокосные станции. В 1937 году конно-сенокосными станциями было скошено сена на площади свыше 70 тыс. гектаров. Большую роль в возникновении и дальнейшем росте и укреплении социалистического уклада сыграли помощь СССР и влияние его социалистической экономики. Динамично развивалась и промышленность. Если в 1928 году на государственных предприятиях было занято всего около 300 рабочих, то в 1940 - уже около 14 с половиной тыс. Правительственная политика, живое участие народных масс, значительная помощь Советского Союза обеспечили успешное завершение общедемократического этапа народной революции и постепенный переход страны к строительству основ социализма. Тем временем японские агрессоры пытались развязать войну против Советского Союза, в первую очередь, стремясь захватить Китай и МНР. Захватив Манчжурию и значительную часть Внутренней Монголии, японцы начали совершать нападения на МНР. В связи с этим, по просьбе правительства МНР, 27 ноября 1934 года было заключено соглашение с СССР, предусматривающее взаимную поддержку всеми мерами в деле предотвращения военного нападения, а также оказания друг другу помощи в случае такого нападения. С мая 1935 по март 1936 японские войска неоднократно вторгались на территорию Монголии. В связи с напряженностью внешнеполитического положения страны, народное правительство приняло ряд важных мер для укрепления обороноспособности, как то обеспечение армии вооружением и техникой и увеличение ее численного состава. Подготовившись к захватнической войне, японские военные 11 мая 1939 года крупными силами нарушили государственную границу МНР в районе реки Халхин-гол. Но наступление было отбито. Японцы с большими потерями отступили в Манчжурию. Советско-монгольское командование укрепило свои вооруженные силы, подтянув в район боевых действий две бронемоторизированные и одну танковую бригаду. В ночь на 3 июля японцы форсировали реку Халхин-гол и днем вышли в район горы Баян-Цаган. Однако с большими потерями от налетов авиации и сильного артиллерийского обстрела со стороны совестско-монгольских войск японцы оставили поле боя, а уже 5 июля Баян-Цаган был освобожден. Несмотря на большой урон в этой битве, японцы снова стали готовиться к наступлению. Но утром 20 августа 1939г. началось неожиданное для японцев наступление советско-монгольских войск на восточной границе МНР. 23 августа противник был окружен. 30 августа наступление закончилось победой над японскими захватчиками. 15 сентября в Москве было подписано соглашение между СССР, МНР и Японией о ликвидации конфликта в районе Халхин-гола. В то время, как японцам был нанесен сокрушительный удар в районе реки Халхин-гол, в Европе фашистская Германия раздувала пожар Второй мировой войны. Внешняя политика МНР того времени была направлена на укрепление дружбы с Советским Союзом и всемирную поддержку борьбы против фашизма, за мир во всем мире.
В июне 1940 г. был созван VIII Великий народный хурал. Основным вопросом повестки дня было обсуждение и утверждение новой конституции МНР. Хурал учел важнейшие поправки и дополнения, внесенные во время всенародного обсуждения проекта конституции, выработал ее окончательный текст и окончательно утвердил. Новая конституция МНР законодательно закрепила завоевания и успехи, достигнутые монгольским народом за период с 1924 по 1940 гг., ознаменовала собой дальнейшую демократизацию государственного управления, отразила успехи в развитии МНР на пути к социализму. Конституция предоставила гражданам МНР права на труд, отдых, образование, право избирать и быть избранными во все органы народной власти страны.
Одним из крупных достижений в развитии послереволюционной культуры МНР было успешное создание системы народного образования. Борьба за ликвидацию неграмотности с особой силой развернулась в 1921-40 гг. и велась в основном по двум направлениям: обучение грамоте детей в государственных школах и обучение взрослого населения с помощью различных курсов и кружков. Развитие народных школ осложнялось тем, что в условиях кочевого образа жизни аратов-скотоводов и обширности территории страны требовались специальные школы-интернаты, для строительства которых государство не располагало необходимыми средствами. В 1933-34гг. был принят первый школьный устав, пересмотрены учебные планы и программы, изданы буквари для начальных школ и другие учебники. В результате создания новых государственных школ и преобразования добровольных народных школ в государственные в 1940 в стране насчитывалось 319 начальных школ, значительно возросло количество учащихся в средних школах. В этих школах обучалось примерно 20% детей школьного возраста. В конце 1940-х годов в Монгольской Народной Республике вновь была начата, а к концу 1950-х годов практически завершена коллективизация пастбищных животноводческих хозяйств. В этот послевоенный период в стране развивалась промышленность, создавалось многоотраслевое сельское хозяйство и расширялась добыча полезных ископаемых. После смерти в 1952 г. Х.Чойбалсана премьер-министром республики стал его прежний заместитель и генеральный секретарь ЦК МНРП с 1940 Ю.Цэдэнбал. Основные события 1940 – 1960 гг. После того как в 1956 г. председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев осудил грубые нарушения законности в период сталинского режима, партийное руководство МНР последовало этому примеру в отношении прошлого собственной страны. Впрочем, данное событие не привело к либерализации монгольского общества. В 1962 г. жители Монголии с большим энтузиазмом и чувством национальной гордости праздновали 800-ю годовщину рождения Чингисхана. После возражений со стороны Советского Союза, объявившего Чингисхана реакционной исторической фигурой, все празднования были прекращены и началась суровая чистка кадров .В 1960-е годы, из-за идеологических расхождений и политического соперничества, возникла серьезная напряженность в советско-китайских отношениях. С их ухудшением из Монголии, которая приняла в этом конфликте сторону СССР, в 1964 г. были высланы 7 тыс. китайцев, работавших по контрактам. На протяжении 1960–1970-х годов Улан-Батор многократно выступал с осуждениями в адрес КНР. То обстоятельство, что во Внутренней Монголии – автономном районе Китая – проживает значительное по численности монгольское население, лишь усиливало неприязнь. В начале 1980-х годов в Монголии были размещены четыре советские дивизии, составлявшие часть группы войск СССР, стоявшей вдоль северной границы Китая. С 1952 по 1984 г. у власти в МНР находился Ю.Цэдэнбал, который совмещал должности Генерального секретаря ЦК МНРП, Председателя Совета Министров (1952–1974) и Председателя Президиума Великого Народного Хурала (1974–1984). После того как он был отправлен в отставку, на всех постах его сменил Ж.Батмунх. В 1986–1987 гг., вслед за советским политическим лидером М.С.Горбачевым, Батмунх стал проводить в жизнь местный вариант политики гласности и перестройки. Неудовлетворенность населения низкими темпами реформ стала причиной многолюдных демонстраций в Улан-Баторе в декабре 1989 г. Современный этап В стране образовалось широкое общественное движение за демократию. В начале 1990 г. насчитывалось уже шесть оппозиционных политических партий, активно призывавших к осуществлению политических реформ. Наиболее крупная из них – Демократический союз – официально признанная правительством в январе 1990 г., позднее была переименована в Монгольскую демократическую партию. В марте 1990 г., в ответ на беспорядки, все руководство МНРП ушло в отставку. Новый генеральный секретарь ЦК МНРП П.Очирбат произвел реорганизацию в партии. При этом из партии были исключены некоторые весьма известные лица (в первую очередь Ю.Цэдэнбал). Тогда же, в марте 1990 г., П.Очирбат стал главой государства. Вскоре после этого началась подготовка к выборам в высший законодательный орган страны. В конституцию 1960 г. были внесены поправки, исключавшие упоминания об МНРП как о единственной партии и единственной направляющей силе в политической жизни монгольского общества. В апреле состоялся съезд МНРП, целью которого было реформирование партии и подготовка к участию в выборах; генеральным секретарем ЦК МНРП делегаты съезда избрали Г.Очирбата. Хотя на состоявшихся в июле 1990 г. выборах в парламент МНРП получила 357 из 431 места в высшем законодательном органе, все оппозиционные политические партии смогли принять участие в предвыборной конкурентной борьбе в большинстве районов Монголии, нарушив тем самым монополию МНРП на власть. В 1992 г. была принята новая, демократическая конституция, по которой вводился пост президента страны. В том же году президентом был избран П.Очирбат (срок полномочий 1992–1997), представлявший демократические силы страны. В сентябре 1990 г. было сформировано коалиционное правительство Д.Бямбасурэна, в которое, наряду с членами МНРП, вошли и представители оппозиции – Монгольской демократической партии, Монгольской социал-демократической партии, Партии национального прогресса. В июне 1992 г. МНРП вновь одержала победу на выборах: получив 56,9% голосов, она заняла в Великом Государственном Хурале 70 из 76 мест. Остальные мандаты достались «Демократическому блоку» (4 места) в составе демократической партии, Гражданской партии объединения и Национально-прогрессивной партий (позднее объединились в Национально-демократическую партию), социал-демократам и независимым (по 1 месту). После выборов было вновь сформировано однопартийное правительство МНРП во главе с П.Жасраем. Провозгласив «центристский курс», оно продолжало осуществлять начатые рыночные реформы, которые включали приватизацию земли и промышленности. Политическое противоборство в стране нарастало. Оппозиционные партии (НДП, МСДП, Зеленые и Религиозная) объединились в блок «Демократический союз» и обвиняли власти в развале экономики, бездумном разбазаривании средств, коррупции и неэффективном управлении с помощью «старых коммунистических методов». Выступив под лозунгом «Человек – труд – развитие», они смогли выиграть парламентские выборы в июле 1996 г., получив 47,1% голосов и 50 из 76 мест в Великом Государственном Хурале. МНРП достались на сей раз 40,9% голосов и 25 мест. 1 мандат получила правая Объединенная партия национальных традиций. Во главе правительства встал лидер НДП М.Энсайхан. Победившая коалиция приступила к форсированию реформ. Быстрое преобразование централизованного хозяйства в рыночное повлекло за собой ухудшение положения значительной части населения и социальные конфликты. Недовольство сказалось быстро: президентские выборы в мае 1997 г. неожиданно выиграл кандидат МНРП Н.Багабанди, собравший около двух третей голосов избирателей. Новый президент учился в СССР, в 1970–1990 гг. возглавлял один из отделов ЦК МНРП. В 1992 г. он был избран заместителем председателя ЦК МНРП, в 1996 г. возглавил парламентскую фракцию партии, в 1997 г. стал председателем партии.
Бывшая правящая партия начала консолидировать свои позиции. Было посмертно восстановлено членство в МНРП Ю.Цэдэнбала, проведена конференция, посвященная его памяти. Однако, разногласия в правительственном лагере нарастали. В октябре 1998 г. был убит один из лидеров демократического движения 1990 г. и претендент на пост главы правительства, министр инфраструктуры С.Зориг. Правящей коалиции долго не удавалось назначить нового председателя правительства; 5 кандидатов на этот пост не смогли добиться успеха. Только в декабре 1998 г.хурал утвердил главой правительства мэра Улан-Батора Э.Наранцацралта, который уже в июле 1999 г. подал в отставку и был заменен бывшим министром иностранных дел Р.Амаржаргалом.
Засуха лета 1999 г. и последовавшая за этим необычно холодная зима вызвали катастрофическое падение сельскохозяйственного производства. Погибли до 1,7 из 33,5 млн. голов скота. Продовольственная помощь требовалась не менее чем 35 тысячам человек. Рост зарубежных инвестиций (в 1999 г. они увеличились по сравнению с 1998 г. на 350% и составили 144,8 млн. долларов США) в добычу меди и производство кашемирового волокна, а также текстиля не могли смягчить для населения последствий структурных экономических реформ, которые проводились под патронажем Международного валютного фонда. Треть населения жила ниже уровня прожиточного минимума, средний доход на душу населения составлял 40–80 долларов США в месяц и был ниже, чем в России и Китае. Разочарование в политике правящей коалиции привело к ее тяжелому поражению на парламентских выборах в июле 2000 г. МНРП завоевала 72 из 76 мест в Великом Государственном Хурале и вернулась к власти. По 1 месту получили НДП, блок Партии гражданской смелости и Зеленых, Альянс родины и независимые. Генеральный секретарь МНРП Н.Энхбайяр, ставший после выборов главой правительства, пообещал, что рыночные реформы будут продолжаться, но в смягченном варианте. Энхбайяр – известный переводчик русской и англо-американской литературы, в 1992–1996 гг. занимал пост министра культуры, в 1996 г. был избран генеральным секретарем МНРП. Считает себя активным буддистом; в МНРП выступает сторонником социал-демократического облика партии. Господство МНРП укрепилось в мае 2001 г., когда Н.Багабанди, получив 57,9% голосов, был переизбран на второй срок. Президент подтвердил свою приверженность экономическим преобразованиям, правам человека и демократии и отрицал обвинения в намерении вернуться к однопартийной системе. В 1998 г. Монголию посетил впервые с 1990 г. глава западноевропейского государства: им стал президент ФРГ Роман Херцог. Сменивший его в 1997 г. Н.Багабанди (срок полномочий 1997–2002) является представителем МНРП. При нем началось возвращение коммунистов на многие ответственные посты в республике. Было восстановлено членство в МНРП Ю.Цэдэнбала, проведена конференция, посвященная его памяти. Уже несколько лет длится противостояние МНРП и Демократического союза оппозиционных партий. В октябре 1998 г. страну потрясло первое громкое политическое убийство основателя демократического движения, депутата парламента и министра развития инфраструктуры С.Зорига. Еще в 1990 г. Советский Союз согласился полностью вывести свои войска из Монголии. Теперь во внешнеполитических связях Монголии ведущие позиции занимают Китай, Япония и США.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.