Реферат по предмету "Психология"


Особенности общения подростков со взрослыми и сверстниками

--PAGE_BREAK--
II. Практическое изучение общения подростков со взрослыми и со сверстниками.


2.1. Организация и методы исследования особенностей общения подростков с родителями и сверстниками


Как уже говорилось, главным содержанием подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни, когда все стороны развития подвергаются качественной перестройке, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен­ности личности детей подросткового возраста.  Они были рассмотренны в исследованиях Л.И. Божович., Т.В. Драгуновой,. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Так как общение в подростковом возрасте является одним из основных видов деятельности, нами было предложено исследование направленное на выявление особенностей подросткового общения со сверстниками и со взрослыми (как с матерями, так и с отцами). Это и является целью моей работы.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

1. Изучить представления современных подростков о значимости общения и выявить роль сверстников, матерей и отцов в общении.

2. Выявить основные закономерности общения подростков с матерьми и отцами.

3. Выявить взаимосвязь между общением подростка со сверстниками и со взрослыми.

4. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися данными и выявить роль социальных факторов в общении современных подростков.

В данном исследовании я решила прибегнуть к помощи опросника: «Подростки о родителях» — Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, и Е.Е. Ромицына.
Описание методик.


Методика №1:«Подростки о родителях»

В данном эксперименте принимали участие ученики 9 «в» класса, школы №2 г. Королева Московской области.

Цель данной методики: выявление особенностей взаимодействия подростка с родителями (в отдельности с матерью и отцом).

Методика представляет собой опросник, состоящий из 50 утверждений по отношению к матери, и 50 утверждений по отношению к отцу.

Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных ниже положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого экспериментатор прочитает каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то в оценочном бланке рядом с номером соответствующего утверждения поставьте цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), то ставьте цифру «1». Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то ставьте цифру «0».

Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу в мужском. Заполняются бланки отдельно. Сам опросник представлен в приложении.

После того как подросток заполнил оба бланка (и на отца, и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма в соответствии с ключом.

Номера утверждений, соответствующие шкалам (ключ):

Шкала Позитивного интереса (POZ): 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;

Шкала Директивности (DIR): 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;

Шкала Враждебности (HOS): 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;

Шкала Автономности (AUT): 4. 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;

Шкала Непоследовательности (NED): 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. 

Далее «сырые» баллы переводятся в стандартные в соответствии с таблицами. Стандартные баллы располагаются от 1 до 5, и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру набрано 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражен вполне отчетливо. Затем в специальном бланке строится график оценки подростком своего отца или матери.

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.

Результаты по методике №1 (Подростки о родителях).


Для наглядности данные по каждому испытуемому были представлены в приложении № 7 «Подростки о родителях», в виде графиков с обработанными баллами. Справа находится график отражающий отношение подростка к матери, а слева находится график отражающий отношение подростка к отцу.

Результаты проведения методики «Подростки о родителях» представлены в таблице № 1.
Таблица №1

«Подростки о родителях»

Названия шкал

POZ

DIR

HOS

AUT

NED

Испытуемые

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

1

Василиса Р.

2

3

3

3

4

4

3

3

3

3

2

Олеся М.

2

2

5

2

5

4

2

5

4

4

3

Ксюша Е.

3

3

2

4

3

4

4

2

4

3

4

Дима С.

2

3

4

4

3

2

2

3

4

3

5

Наташа Р.

4

3

3

3

3

2

4

3

2

3

6

Оля С.

4

2

3

4

3

4

4

4

3

3

7

Женя Т.

3

3

3

4

2

3

3

2

4

3

8

Лида О.

3

3

2

4

3

2

4

3

3

3

9

Лена Ж.

3

4

2

3

3

2

4

4

4

2

10

Леша М.

3

2

5

3

3

4

2

5

4

2

Среднее

2.9

2.8

3.2

3.4

3.2

2.7

3.2

3.4

3.2

2.6



Для большей наглядности результаты представлены в виде серии гистограмм (Приложение «Подростки о родителях»), представленную для каждого испытуемого. По данным гистограммы можно судить о стилях взаимоотношений в семье т.к. объединенные результаты наглядно показывают характер взаимоотношений в системе «родители – ребенок».

Далее мы посчитали необходимым полученные результаты внести в сводную таблицу №2, показывающую степень выраженности каждого признака во всей выборке,  по отношению «мать-ребенок», в процентном соотношении.


Сводная таблица №2

«Степень выраженности параметров в отношении с матерьми».

Мать

POZ

DIR

HOS

AUT

NED

Слабо выраженный

30%

30%

10%

30%

10%

Норма

50%

40%

70%

20%

30%

Отчетливо выраженный

40%

30%

20%

50%

60%



Для большей наглядности были полученные результаты были представлены в гистограмме №1 «Степень выраженности параметров в отношении с матерьми».


Гистограмму №1

«Степень выраженности параметров в отношении с матерьми».

Из гистограммы №1 отчетливо видно, что:

1.                     По шкале позитивного интереса отношения с матерьми половина данной выборки входит в нормальное значение. Отчетливо выраженный позитивный интерес наблюдается у 40% родителей. Слабо выраженный показатель позитивного интереса наблюдается у 30% родителей в данной выборке.

2.                     По шкале директивности, также преобладает нормальное значение (40%). 

3.                     По параметру враждебности в полной мере преобладает среднее значение (70%).  В 20%  случаев  параметр враждебности отчетливо выражен. В 10% из общей выборки наблюдается слабо выраженный параметр враждебности.

4.                     По результатам данной выборки было выявлено, что наибольшее количество матерей дает большую степень автономности своим детям (50%). В 20% из 100% была получена норма по данному показателю. И у 30%  матерей степень автономности по отношению к их детям слабо выражена.

5.                     По шкале непоследовательности данный параметр отчетливо выражен у  70% матерей.  По результатам данной выборки в 30% данный параметр находится в норме, и лишь у 10% матерей этот показатель выражен слабо.

Полученные результаты по отношению «отец-ребенок»,  были внесены в сводную таблицу №3, показывающую степень выраженности каждого признака во всей выборке, в процентном соотношении.

Сводная таблица №2

«Степень выраженности параметров в отношении с отцами».

Отец

POZ

DIR

HOS

AUT

NED

Слабо выраженный

30%

10%

40%

20%

10%

Норма

60%

40%

10%

40%

80%

Отчетливо выраженный

10%

50%

50%

40%

10%



Все результаты таблицы №3, для наглядности были перенесены в гистограмму №3 «Степень выраженности параметров в отношении с отцами».
Гистограмма №3

«Степень выраженности параметров в отношении с отцами».


 

Из гистограммы №3 отчетливо видно, что:

1. По шкале позитивного интереса в отношении с отцами больше половины данной выборки входит в нормальное значение (60%). Отчетливо выраженный позитивный интерес наблюдается у 10% родителей. Слабо выраженный показатель позитивного интереса наблюдается у 30% родителей в данной выборке.

2. По шкале директивности,  преобладает отчетливо выраженный параметр директивности (50%). .  У 40% отцов наблюдается нормальное значение данного показателя. Слабо выраженный показатель директивности был выявлен лишь у 10% отцов.

3. По параметру враждебности преобладает отчетливо выраженная тенденция по данному показателю (50%).  В 40%  случаев  параметр враждебности  выражен слабо. И лишь у 10% из общей выборки наблюдается нормальное значение по данному показателю.

4. По результатам данной выборки было выявлено, что степень автономности у 40% отцов входит в норму. У такого же количества отцов показатель автономности отчетливо выражен. И у 20%  отцов степень автономности по отношению к их детям слабо выражена.

5. По шкале непоследовательности данный параметр входит в норму у  80% отцов.  По результатам данной выборки в 10% данный параметр выражен отчетливо, и  у 10% отцов этот показатель выражен слабо.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.