Реферат по предмету "Психология"


Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы

--PAGE_BREAK--Альфред Адлер отмечал, что для невротика особенно характерна неспособность устанавливать связи с людьми и окружающим миром. Он утверждал, что нельзя сохранить душевное здоровье, отгораживаясь от своей социальной группы, поскольку сама структура личности зависит от общества. Это переплетение взаимозависимостей включает теоретически каждого живущего или когда-либо жившего индивидуума. Адлер называет эту взаимозависимость «любовью и логикой, которые связывают нас всех в одно целое». Предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна. Полное устранение конфликтов приведет к застою. Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные[4].
Тенденция к упрощению проявляется и при обсуждении проблемы чувства вины. Некоторые психотерапевты стараются полностью стереть чувство вины, считая его симптомом заболевания, и упрекают религию за то, что у многих людей чувство вины приобретает патологическую форму. Можно согласиться с ними в том, что чрезмерное чувство вины часто связано с неврозом, а незрелое религиозное чувство слишком часто порождает в его носителях болезненное чувство вины. Однако стоит ли полностью освобождаться от чувства вины? Зачастую такое чувство являет обратную сторону духовного начала в человеке и может быть здоровым и конструктивным. Чувство вины – это осознание разницы между тем, какова реальность на самом деле, и тем, какой она представляется в нашем воображении. Если для нас мир не более чем иллюзия, прежде всего, следует наводить порядок в собственной голове, а не пытаться исправить мир. Внутренняя напряженность личности необходима для работы духовного начала.
Возвращаясь к учению об эмпатии, можно подчеркнуть, что именно неспособность одного человека понять другого становится камнем преткновения на пути познания истины. Эмпатия – чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эмпатия составляет ключевой момент в работе психотерапевтов, преподавателей, священнослужителей и представителей других профессий, имеющих главным содержанием воздействия людей [8].
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывания в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществлять только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят [25].
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют различные обстоятельства, связанные как с эмпатирующей стороной, так и с эмпатируюмой[1].
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на станицах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому ряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получается, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания [22].
Термин «эмоциональное выгорание» не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистский как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Прежде всего, эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижая их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [15].
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
·    хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
·    дестабилизирующая организация деятельности
·    повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
·    неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
·    психологически трудной контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
·    склонность к эмоциональной ригидности
·    интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности
·    слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
·    нравственные дефекты и дезориентация личности эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса [11].
В социально-психологической науке феномен эмпатии личности тесно связан с такими методологическими категориями как: взаимодействие, взаимопонимание и межличностное восприятие. Отечественные ученые А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, Л.П. Буева, М.Г. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровская подчеркивают ведущую роль эмпатии в межличностных отношениях, понимания знаков, при помощи которых выражается чувствование в общении, играющих важную роль в процессе взаимопонимания людьми друг друга [26].
Категория общение является базовой для социально-психологической науки, рассматриваемое как необходимое условие социализации личности человека, познания на теоретическом и эмпирическом уровне самого себя и окружающих, развития коммуникативных навыков. Общение, по определению А.В. Петровского, есть «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Являясь условием любой деятельности, общение связано с активным получением и передачей информации различными средствами коммуникации. Так, Б.М. Парыгин акцентирует на системном понимания сущности общения, подчеркивает его деятельностную природу. Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, а также как отношение людей друг к другу [15].
Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.
Во всех сферах своей деятельности человек ориентирован на достижение успеха, психологического и эмоционального комфорта, что невозможно без продуктивного и успешного общения с другими, также заинтересованными в своем благополучии личностями. Происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений и интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. В процессе общения может быть достигнуто взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, способность к прогнозированию поведения или, наоборот, могут возникнуть конфликты, вызванные неспособностью к предугадыванию поведения партнера по общению. Важно подчеркнуть, что, предсказывая собственное, либо чужое поведение, человек в первую очередь ориентируется на собственные представления и переживания [3].
Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений.
Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.
Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии. Парыгин Б.Д. считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей.
Целостный процесс взаимопонимания как познание другого, включает в себя также понимание его внутреннего мира. Проявление эмпатии в общении представляет собой понимание не только сказанного, но и вчувствование в скрытый смысл произнесенного, в эмоциональное состояние собеседника, отражаемое всеми средствами [19].
В процессе взаимопонимания человека человеком ведущую роль играют психические процессы мышления и воображения, окрашенные эмоциональным состоянием воспринимающего субъекта. Это взаимопонимание эмоциональных и познавательных процессов на восприятие и понимание человека в межличностном общении представляет собой предикативную эмпатию, обозначенную А.А. Бодалевым как способность индивида с помощью воображения и интуиции проникать в состояние другого человека. Предикативная эмпатия выступает как прогностическая способность индивида по отношению к эмоциональным и поведенческим реакциям партнера процесса взаимодействия. Эмпатия личности играет важную роль «расширения» вариантов интерпретации поведенческих реакций собеседника, проникновения в его внутренний мир, а также и собственных переживаний.
А.А. Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [5].
Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие собеседника носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять партнера по общению, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.
Пользуясь эмпатией, индивид на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. По А.А. Бодалеву, основная функция эмпатии личности – быстро получить впечатление о человеке, не тратя много времени на то, чтобы понять, кем является партнер по общении. Эмпатия, служит эффективным средством предсказывания поведения человека, то есть его мотивационно – когнитивного объяснения [17].
Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию [19].
В процессе эмпатического взаимодействия субъекты коммуникации формируют некий отражаемый образ своего собеседника, основанный на прошлом опыте взаимоотношений с людьми. Эмпатия выполняет функцию отражения такого образа, заключающуюся в воспроизводстве личностью признаков, характеристик и отношений других людей.
Передаваемый и наблюдаемый образ могут не совпадать, так как социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка. У познающих сторон формируется субъективный, идеальный образ с наложением на него личностных характеристик, деятельности центральной нервной системы, а также предыдущего опыта взаимодействия [5].
Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия [17].
Из теории отражаемой субъективности А.А. Петровского следует, что представление о себе через представления о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Эмпария участвует в создании индивидуумом мысленного образа другого человека для себя и образа себя для другого.
Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта (другого) в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий. Следует отметить, что эмпатия, как децентрализирующий личность фактор, не позволяет отражаемому образу определять поведение слишком и глубоко проникать в духовный мир субъекта, осуществляемого отражения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В ходе эмпатического познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять смысл его поступков, и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии своего собственного поведения, и последовательное взаимоотражение, содержанием которого являются воспроизведения внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое колличество реакций людей на него самого. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. Эмпатия позволяет раскрыть эти особенности и впоследствии использовать это знание в собственных конструктивных целях, изменяя свой образ в глазах других людей.
Известно, что люди различаются между собой субъективными моделями в представлении мира. Так как субъект разрабатывает уникальную модель мира с целью интерпретации окружающего и регулирования своего поведения, опираясь на прошлый опыт, эмпатия позволяет понять особенности психологических процессов и предсказать поступки этого человека. Располагая высоким эмпатическим потенциалом, умея оценивать других людей, человек лучше может определить, каким он представляется им, и выбрать для себя способ поведения, чтобы произвести положительное впечатление на других людей.
Характер взаимодействия субъектов и результаты их совместной деятельности напрямую зависят от того, как люди отражают и понимают облик, поведение и возможности друг друга. При этом достижение положительного результата в общении, связано с эмпатическими способностями личности, с адекватным отражением, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Адекватному отражению образа субъекта общения способствует эмпатия личности, в принятии другого человека, имеющего свои цели и мотивы [15].
Итак, эмпатия личности, или ее эмпатический потенциал, имеет социально-психологическуцю природу и играет важную роль в общении, выполняя функции познания, отражения людьми друг друга и установления взаимопонимания в процессе взаимодействия. Эмпатия способствуют адекватному отражению и восприятия образа собеседника, регулирует поведение личности, делая возможным доверительные, открытые и продуктивные отношения между людьми [26].

Глава 2. Диагностика эмпатии у педагогов
2.1 Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами педагогов по 10 человек в каждой группе. В первой группе педагоги работают в коррекционной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Вторую группу составляют педагоги, работающие в общеобразовательной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Все педагоги имеют высшее или неоконченное высшее педагогическое образование.
Выявив педагогов, работающих в коррекционной и общеобразовательной школах, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.).
Таблица 1 — Группы испытуемых, работающих в коррекционной и общеобразовательной школах
Педагоги, работающие в коррекционной школе
Педагоги, работающие в общеобразовательной школе
Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 0-5 лет
Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 0-5 лет


1
П.О.А.
1
Г.М.В.
2
Д.Е.В
2
Ч.М.В.
3
З.Е.С.
3
Ш.М.А.
4
З.Т.В.
4
К.И.В.
5
О.Т.В
5
Л.Е.П.
Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 15-25 лет
Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 15-25 лет
1
П.Л.Ф.
1
С.Н.В.
2
К.Т.Д.
2
Б.Т.В.
3
П.П.С.
3
Б.С.Н.
4
Д.Т.В.
4
А.А.П.
5
О.М.М.
5
Ф.И.К.
Исследование проводилось при помощи двух методик: «Ваши эмпатические способности», «Эмоциональное выгорание».
В методику «Ваши эмпатические способности» включены 6 каналов эмпатии:
1.     Рациональный канал эмпатии. Он характеризует направленность внимания и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
2.     Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становятся средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируему. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
3.     Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
4.     Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать леченых контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
5.     Проникающая способность. Расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует инфррмационно — энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
6.     Идентификация. Непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе индетификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. По предварительным данным можно выделить: низкий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии и высокий уровень эмпатии [2].
Методика «Эмоциональное выгорание» дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Она позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокорркции. Освещаются следующие вопросы:
·                   Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
·                   Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
·                   Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
·                   В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
·                   Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам [2].
2.2 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 2.
Таблица 2 — Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы

Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Рациональный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 3.
Таблица 3 — Уровни показателей рационального канала эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
2
20
средний уровень
7
70
высокий уровень
1
10
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Эмоциональный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы.
Таблица 4 — Уровни показателей эмоционального канала эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
1
10
средний уровень
6
60
высокий уровень
3
30
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Интуитивный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 5.

Таблица 5 — Уровни показателей интуитивного канала эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
1
10
средний уровень
7
70
высокий уровень
2
20
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Установки, способствующие эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 6.
Таблица 6 — Уровни показателей установок, способствующих эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
1
10
средний уровень
9
90
высокий уровень
0
0
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Проникающие способности в эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 7.

Таблица 7 — Уровни показателей проникающих способностей в эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
0
0
средний уровень
9
90
высокий уровень
1
10
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Идентификация в эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 8.
Таблица 8 — Уровни показателей идентификации в эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
5
50
средний уровень
4
40
высокий уровень
1
10
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности представлены в Таблице 9.

Таблица 9 — Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности
Уровни
Испытуемые
со стажем пед. Деятельности 0-5 лет
со стажем пед. деятельности 15-25 лет
кол-во
%
кол-во
%
низкий уровень
0
0
0
0
средний уровень
5
100
5
100
высокий уровень
0
0
0
0
Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает средний уровень эмпатии.
Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания.
2.3 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 10.
Таблица 10 — Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Рациональный канал эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 11.
Таблица 11 — Уровни показателей рационального канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
3
30
средний уровень
7
70
высокий уровень
0
0
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Эмоциональный канал эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 12.
Таблица 12 — Уровни показателей эмоционального канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
1
20
средний уровень
8
80
высокий уровень
1
20
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Интуитивный канал эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 13.
Таблица 13 — Уровни показателей интуитивного канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
2
20
средний уровень
6
60
высокий уровень
2
20
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Владимир Владимирович Набоков. Защита Лужина
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Методы решения научно-технических задач в строительстве» по магистерской программе 270800. 68. 01 «Водоотведение и очистка сточных вод» по направлению 270800. 68 «Строительство»
Реферат «Проблема взаимоотношений Руси и Степи в книге О.Сулейменова «Аз и Я»
Реферат 5B042300 «Арт-менеджмент» мамандығы бойынша қабылдау талаптары
Реферат Ii всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Модернизация современного российского общества: содержание, задачи и проблемы» цикла «Будущее России в руках молодых ученых»
Реферат Розрахунок струмів і напруг у складному електричному колі
Реферат Влияние комет на климат Земли
Реферат История государства и права России (полный курс)
Реферат Устойчивость радиоэлектронных следящих систем
Реферат Социальный бихевиоризм
Реферат Государство как субъект управления общественными процессами
Реферат Місце та роль судового конституційного контролю в американській концепції розподілу державної влади
Реферат Кабардино-балкарский этнический конфликт
Реферат Perestroika и glasnost, поэтому и Стена, разделявшая Западный и Восточный Берлин, через некоторое время была разрушена
Реферат 1822 1895) видатний французький хімік, один із основоположників сучасної мікробіології, член Паризької Академії наук (з 1862р