Реферат по предмету "Психология"


Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт филологии, массовой информации и психологии
Кафедра специальной психологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом (РДА)

Выполнила:студентка 2 курса
УточкинаАнастасия Владимировна
Специальности:“Специальная психология”.

г. Новосибирск 2010

Содержание
 
Введение
I.Понятие аутизм
II.Состояние проблемы в современной психолого-педагогической литературе
III.Психологическое развитие детей
IV.Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия
1.Причины возникновения
2.Особенности речевой сферы
3.Особенности восприятия
V.Рекомендации родителям в оказании помощи детям с аутизмом
Заключение
Списоклитературы

Введение
В настоящее время аутичные люди частострадают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии,навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации.Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании тогофакта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого.Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, таксказать, слепое сознание: они считают, что — то, о чем они думают, и у другихна уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие. Они не умеют подражатьвзрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшиминструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означаютнекоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди с огромным трудом считываютвнутреннее состояние партнера, неявные сигналы, при помощи которых нормальныелюди легко понимают друг друга. В то же время неверно считать, что аутичныелюди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.
Пока непонятно, возникает ли аутизм водном отделе мозга, а затем поражает и другие, либо это изначально проблема длямозга в целом, проблема, которая становится все более явной с усложнениемзадач, требующих решения. Но верна ли та или другая точка зрения, ясно одно:мозг аутичных детей отличается от мозга обычных детей, как на микроскопическом,так и на макроскопическом уровне.
Парадоксальным является тот факт, чтоаутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду.Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта,правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятноевоздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут напользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.
Как бы то ни было, ученые проверяют всепредположения, и они полагают, что в ближайшее десятилетие будут непременнонайдены более эффективные формы терапевтического вмешательства.
В ходе исследования была изученалитература по особенностям детского аутизма, его формам, причинам возникновенияаутизма и методам психологической помощи. Данная информация полезна дляобщества тем, что при столкновении с таким ребенком человек будет знать каксебя вести с ним и чем помочь, по возможности.
Тема исследования:особенности развития аутичного ребенка.
Объектомисследования является процесс развития аутичного ребенка.
Предметомисследования являются особенности возникновения аутизма у детей.
Цель: подбор методовпсихологической помощи для аутичных детей.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться и сравнить теорииаутизма;
2. Выявить критерии аутизма;
3. Изучить формы проявления детскогоаутизма;
4. Раскрыть причины и факторы,способствующие возникновению аутизма;
5. Проанализировать методыпсихологической помощи аутичным детям.
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы,что методы психологической помощи для детей с синдромом аутизма будут болееэффективными, если будут опираться на специфику развития аутичного ребенка.

I.Понятие “Аутизм“
Термин “аутизм” происходит от греческогослова “autos”, что означает “сам”.Впервые он был использован швейцарским психиатором Блейлером в 1911 году дляописания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов,страдающих шизофренией. [12, С. 5]
По «Справочнику по психологии ипсихиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина:
Аутизм – «уход» от действительности сфиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качествепсихопатологического феномена отличается от интроверсии как личностногоизмерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии. [11, С.185]
Синдром Аспергера (аутистическаяпсихопатия) – конституциональная патология характера аутистического типа.Состояние, как при раннем детском аутизме, определяют коммуникативныенарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный кругинтересов, отличающие таких детей от сверстников. [11, С. 323-324]
Ранний детский аутизм (синдром Каннера)– особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативногодизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой,моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социальногообщения. [11, С. 446]
В начале 40-х годов прошлого века аутизмбыл описан Лео Каннером и австрийским педиатром Гансом Аспергером. Каннерприлагал этот термин к детям социально замкнутым, склонным к шаблонномуповедению; будучи часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивалиречь, что заставляло подозревать задержку в умственном развитии. Аспергер, всвою очередь, имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении,обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и,по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные нарушениячасто переходят в семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем, также указывал нароль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшем исследованияприняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети не рождаютсяаутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенно матери,обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо.
Однако в 1981 году появилась статьябританского психиатра Лорны Уинг, которая возродила интерес к работамАспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляютсобой разновидность каннеровского аутизма. Нынешние исследователи считают, чтоАспергер и Каннер описывали два лика сложнейшего и многообразного нарушения,источник которого в целом закодирован в геноме человека. Установлено также, чтотяжелые формы аутизма не всегда сопровождаются интеллектуальной одаренностью,а, напротив, часто характеризуются задержкой в умственном развитии.
Гены имеют отношение кпредрасположенности человека к аутизму. Под подозрением оказываютсяпреимущественно гены, отвечающие за развитие мозга, а также за холестеролфункции иммунной системы. [2, С. 10]
Впервые описанный Лео Каннером в 1943 г., аутизм продолжает вызывать большой интерес до настоящего времени. Разработано множествопсихологических теорий, пытающихся объяснить его природу. В некоторых из нихосновной акцент делается на эмоциональных нарушениях, приписывая им ведущуюроль в развитии аутистических проявлений.
В рамках психоанализа аутизмрассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленногобезразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологическийстресс, специфическая патология родительско-детских отношений, по мнениюавторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однакорезультаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствовавшие оего связи с органическими и генетическими факторами, а также изучениевзаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнутьутверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношениек ребенку выступают причиной развития болезни.
Другие концепции, где акцент делается нааффективных расстройствах, можно разделить на 2 группы:
-согласно теориям первой группы, причинавсех проявлений аутизма — эмоциональные нарушения.
-по мнению авторов концепций второйгруппы, аффективные расстройства также определяют взаимодействие с миром убольных аутизмом, однако, сами они производны от специфических когнитивныхнарушений.
Наиболее последовательная и детальноразработанная концепция, относящаяся к первой группе, считается теория В.В.Лебединского, О.С. Никольской. Согласно этой концепции, биологическаянедостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужденприспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичноесочетание двух патогенных факторов:
—  нарушениевозможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженномжизненном тонусе;
—  снижениепорога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся вболезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости приконтактах с другим человеком.
Оба указанных фактора действуют в одномнаправлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создаваяпредпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается нетолько потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении.Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения защитных икомпенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительностабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках даннойконцепции искажение развития когнитивных функций — это следствие нарушений ваффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия,речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубымиэмоциональными расстройствами.
Рассмотренные выше концепции аутизма вкачестве основной причины нарушений развития видят эмоциональные расстройства,независимо от того, являются ли они первичными или производными от когнитивногодефицита. Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и естьисточник отклонений у подобных больных.
Одна из наиболее известных концепцийтакого рода — теория У. Фриф. Основанием для ее создания послужили результатыэкспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не толькоснижение возможностей, но и специфические способности у больных аутизмом. Ктаким необычным способностям относятся, например, высокие показатели при запоминаниислов, не связанных по смыслу, умение узнавать перевернутые и зашумленныеизображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц и др. В тоже время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминаниепредложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнаваниеправильно ориентированных изображений и т.д.
У. Фриф предположила, что аутизмхарактеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнениюавтора, нормальный процесс переработки информации заключается в тенденциисводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстомили «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно этоуниверсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то времякак нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, вкотором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого«контекстуального принуждения».
В последнее время исключительнуюпопулярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теориянамерений». Ее создатели У. Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, чтотриада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждениемфундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей.Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеютубеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируютповедение. По мнению авторов, у людей с аутизмом этаспособностьотсутствует, что приводит к нарушению развития воображения формированиякоммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений, означает бытьспособным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именнотакая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается,что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающийформирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальныхсостояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощьюкоторой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны впонимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей. [7, С.6]
Таким образом, большинство современныхисследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом.Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связанопрежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов,отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепцияс необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а такжеуказать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того,поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезнилежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этихбольных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологическийсиндром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологическоймоделью.
 
II. Состояние проблемы всовременной психолого-педагогической литературе
Наданный момент существует достаточно небольшой количество литературы на темуРаннего Детского Аутизма. Еще меньше на тему особенностей развития детей, ихпроблем в обучении, социальной адаптации, и каких-то рекомендаций родителям ипедагогам.
Здесья приведу список книг, прочитанных мною. И рекомендованных педагогам,родителям, специальным психологам, и просто людям интересующимся РДА. Нижепредставлено 4 книги, которые, по моему мнению, наиболее полные и простые длячтения. Первая книга адресована специальным психологам, также она окажетсяочень полезной родителям детей страдающих аутизмом. Вторая в больше степенибудет полезна именно специальным психологам, так в ней дано наиболее полноеописание форм, методов коррекции, психологических особенностей детей с РДА.Третья предназначена для родителей, так как в ней описаны игры, рекомендации покоммуникации, и какие то практические советы по проведению времени с такимребенком. И наконец, четвертая самая простая для чтения, так как она написаначеловеком, который страдал аутизмом в детском возрасте. Её я рекомендуюпрочитать всем, кого интересует РДА.
ПитерсТ. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию.
КнигаТео Питерса «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию»нацелена на практическое использование множества идей, касающихся столь плохоподдающемуся коррекции нарушению развития, как детский аутизм. Структурамонографии отражает взгляды автора на основные нарушения, имеющиеся при детскомаутизме.
Всеглавы, за исключением первой, посвящены основным, с точки зрения автора,трудностям препятствующим развитию при этом болезненном состоянии: «проблемам спониманием значения», «коммуникации», «социальному взаимодействию», «проблемевзаимодействия».
Впервой главе дается общий обзор обсуждаемой проблемы. Книга хорошоиллюстрирована наблюдениями педагогов и описаниями собственных переживанийлюдей с аутизмом. Автор убедительно доказывает, что аутизм следует отличать отумственной отсталости, психоза и других психических заболеваний, т.к.аутизм — это постоянное состояние и требует не лечения, а «развитиявозможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». [13, С.7]
БогдашинаО. Аутизм: определение и диагностика
От автора:“Мне бы хотелось поделиться своими знаниями по проблеме, опытом работы саутичными детьми, один из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив этуинформацию, многие специалисты посмотрят на этих детей другими глазами иизменят свое отношение к ним. Я надеюсь, что это поможет признать аутизм ипонять проблемы и нужды аутичных детей. Я очень хочу, чтобы некоторыеспециалисты поняли, что, если они не диагностируют аутизм, это не значит, что вУкраине нет аутичных детей”.
Это первая из4-х частей по проблеме аутизма. Она посвящена истории, определению и проблемамдиагностики аутизма. Во II части рассматриваются психологические аспектыаутизма и методы психологического обследования и коррекции. III часть посвященапроблемам обучения аутичных детей. IV часть — для родителей, братьев и сестераутичного ребенка. Чтобы облегчить родителям и людям, не имеющим специальногообразования, чтение этой книги, в конце приводится Словарь терминов,встречающихся в тексте.
ЯнушкоЕ.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия,развитие речи, психотерапия
Эта книгаобобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знаниемнеудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране.
Главная цельавтора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает саутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которыевпервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Еще одна цель книги —информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме(литература, ресурсы Интернет), а также учреждения и организации, где возможнополучить консультацию и помощь специалистов.
Устройствокниги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работылогически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использованиеотдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний,целей занятия и т.п. Описания игр подробны, снабжены примерами, представленыразные варианты дальнейшего развития игры. В Приложении 1 приведеныиспользуемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски).
ЮханнсонИ. Особое детство
Книгаоснована на воспоминаниях Ирис Юханнсон ( в детстве она страдала аутизмом) ееотца. Описание событий имеет как бы 2 стороны: как окружающие воспринималиИрис и пытались интерпритировать ее поведение в той или иной ситуации, и какона сама воспринимала эту же ситуацию, что в ней для девочки было существенно.Первая часть строится как воспоминания Ирис о своей семье, о доме, с детстве.Во второй взрослая Ирис делает попытку увидеть себя со стороны ипроанализировать свое поведение. Интересно что, сама Ирис называет его: “Этотвнутренний внешний мир”, а свое пребывание в этом мире состоянием “снаружи”.[18, С. 4].

III.Психологическое развитие детей с аутизмом
 
Младенчество.Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит в положенныесроки. К первым признакам «необычности» поведения, замечаемыми родителями,относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, проявляющиеся уже напервом году жизни. В реакциях на предметы, звук, свет обнаруживаласьхарактерная полярность. У части детей реакция на: «новизну» была необычайносильной. Так, изменение освещения, выраженное в чрезвычайно резкой форме ипродолжающееся длительное время после прекращения действия раздражителей. Многиедети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них также неотмечалось реакций испуга или плача на внезапные и сильные звуковыераздражители, наряду с этим у них замечали повышенную чувствительность к слабымраздражителям. Дети просыпались от едва различимого шуршания.
Легко возникали реакции испуга, страхана привычные раздражители, например работающие в доме бытовые приборы.
Как известно, в период младенчествапервым проявлением социальности ребенка, его потребности к общению с взрослымявляется набор поведенческих реакций, именуемый «комплекса оживления» (улыбка,зрительное сосредоточение, движение рук и ног в ответ на рыбку, лицо, голосвзрослого); у большинства — описываемых детей «комплекс оживления» вообще небыл выражен.
Родители вспоминают, что дети совершенноне улыбались, не удивлялись при звуке голоса. Наряду с этим все компонентыреакции оживления наблюдались у ряда детей при отсутствии взрослого иотносились, например, к висящей над кроватью декоративной тарелке или игрушке.[16, С. 118-119].
Таким образом, в отличие от нормы, гдеболее стойкой является реакция оживления на взрослого по сравнению с реакциейна неодушевленные предметы, у таких детей наблюдается противоположная картина.Кроме того, в реакциях оживления у детей в ряде случаев отсутствовалахарактерная безразличность, как к близким взрослым, так и к любому постороннемулицу.
По мере роста ребенка слабостьэмоциональных контактов, с близкими взрослыми продолжала нарастать. Дети непросились на руки; находясь на руках у матери, не принимали соответствующейпозы, не прижимались, оставались вялыми и пассивными.
Во второй половине первого года жизниособенности поведения детей проявлялись более отчетливо. Одни дети постояннопроявляли общую вялость, бездеятельность, пассивность. Они незаинтересовывались новыми игрушками, быстро выпускали предметы из рук. Другие,наоборот, отличались повышенной подвижстью, суетливостью. Это проявлялось вжелании ребенка схватывать все попадающиеся на глаза предметы, однако, приотсутствии характерного ощупывания, изучения свойств предмета. У многих детейвозникали стереотипы движения руками, пальцами. Дети могли подолгу держать рукиперед глазами, причудливо переплетать пальцы, скрещивать руки. Первые словапоявлялись рано. Обычно уже к 7 — 8 месяцам многие произносили около десятислов.
Раннее детство.Главным новообразованием этого периода становятся действия с предметами,усваиваются общественно выработанные способы их употребления. Существенная рольв этом принадлежит развитию ориентированной деятельности, которая в норменаправляется на выяснение функциональных свойств предметов. В отличие от этого,для наблюдаемых детей оставались привлекательными манипуляции предметами, ихориентировочные реакции даже за пределами раннего детства направлялись нафизические свойства вещей. Например, многих детей привлекали пуговицы, камешки,катушки, так как подбрасывание или постукивание ими вызвало характерные звуки.Некоторые дети открывали и закрывали двери с целью получения специфическогоскрипящего звука. Другие вслушивались в шуршание разрываемой бумаги.Излюбленным занятием для многих детей было переливание воды.
По-видимому, со специфическимреагированием на «новизну» связан отмечаемый у аутичных детей феноменнепереносимости изменений в окружающей обстановке. Это явление в литературеполучило название «феномена тождества». Безучастные и, казалось бы,невнимательные к окружающему дети дают бурные реакции на самый минимальныеизменения в окружающей обстановке. Перемены порядка расположения предметов наполочке; новую занавеску, новый воротник на одежде матери. Очень часто детистрого избирательны в собственной одежде. Родители подолгу не могут заставитьих надеть новую пижаму или рубашку. Такая же избирательность относится и к еде,дети нередко избегают пищу определенных видов, или, наоборот, предпочитаяпитаться только одним, конкретным видом еды, полностью игнорируя все прочее.
Действия самообслуживания формируютсямедленно, однако, уже овладев ими, дети обычно отказываются применять усвоенныенавыки, предпочитая, чтобы их кормили и одевали взрослые.
С двух лет у большинства детейпоявлялась фразовая речь, как правило, с чистым произношением. И в то же времямногие дети почти совсем не говорят, редко используют речь для контактов слюдьми. При этом, будучи предоставленными, самим себе, они обнаруживали богатуюречевую продукцию: что-то рассказывали, читали стихи, напевали песенки. Частьродителей с раннего возраста отмечали у своих детей выраженную многоречивость.Дети не замолкали ни на минуту, они постоянно все комментировали, называлипредметы, поясняли свои и чужие действия. Однако такая говорливостьхарактеризовалась, по определению О. П. Юрьевой (1972), «потёрей Чувствасобеседника». Несмотря на повышенную речевую продукцию, от таких детей труднополучить ответ на вопрос, их речь не сочеталась с ситуацией, ни к комуконкретно не адресовывалась. Нарушение коммуникативной функции речи проявлялосьтакже в своеобразных голосовых. Модуляциях. Страдает и грамматический стройречи. Наиболее часто встречается у детей явление “реверзии местоимений”. Детиназывают себя “ты” и “он”, а других людей — «я».
Дошкольный возраст. Вэтом возрасте внимание родителей привлекает особый, «странные» интересы детей.Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, водопроводными кранами,печатными рекламами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями,словами на иностранных языках. Необычные по «содержанию влечениясопровождались патологическим фантазированием. В содержании аутостическихфантазий причудливо переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории,кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологическиефантазии детей отличаются повышенной яркостью, образностью. Нередко содержаниефантазий приобретает агрессивный характер. Дети могут часами ежедневно, причемв течение многих месяцев, а иногда и нескольких лет, рассказывать истории омертвецах, скелетах, убийствах, поджогах, называют себя “бандитом”,“Потрошителем”, приписывают себе всевозможные пороки.
Наряду с этим у многих детейобнаруживались несомненные музыкальные способности, некоторые хорошо рисовали.Вместе с тем в этот период усиливались нарушения коммуникативной функции речи,появлялся избирательный мутизм, изменялось интонирование, возникали стереотипы,речевые штампы, своеобразные акценты, ударения, растягивание слов. У некоторыхдетей заострялись агроматизмы, возникали эхололии, неологизмы. Этот период вжизни детей характеризовался появлением неадекватных страхов. Отмечались страхимеховых предметов и игрушек, лестницы, свечей, нередко возникал страхнезнакомых людей. Многие дети боялись ходить по улице, опасаясь, что на нихнаедет машина, ездить в транспорте, так как им казалось, что может произойтикатастрофа.
Дети испытывали неприязнь, если имслучалось испачкать руки, раздражались, когда им на одежду попадала вода. Частопоявлялись более выраженные, чем в норме, страхи темноты, боязнь остаться однимв квартире.
У части детей отмечалась чрезмернаячувствительность к грустным мелодиям, они часто плакали при просмотрекинофильмов или когда им читали книги. Другие, наоборот, любили страшные фильмыи сказки, получали особое удовольствие, когда с героями случались неприятности.
С этим сочетались холодность или дажежестокость по отношению к близким взрослым. Нередко дети могли ударить илиукусить, стремились все делать назло. Чрезвычайно существенно обстоятельство,что почти все дети оставались совершенно безразличными к оценкам взрослых. Уних отсутствовало, характерное для дошкольного возраста в норме желание понравится,заслужить похвалу, одобрение. Для детей, всех, без исключения было характерноотсутствие тяготения к детскому коллективу, потребности в общении сосверстниками. На улице, на прогулках, в общественных местах дети производиливпечатление слепых и глухих, они не обращали внимания на окружающих, несмотрели на собеседника, избегали взгляда других людей. В.Е. Каганом приводитсяточное выражение: «Ребенок ходит мимо людей… смотрит сквозь людей…” (1976,С.9).У некоторых детей периодически появлялся интерес к маленькимдетям, но со стремлением нанести им боль. Родители отмечали, что большее времяих дети проводили в одиночестве, никто не был им нужен, они не подключались кдомашним занятиям, не стремились помочь.
Младший школьный возраст.Некоторые из детей, пошли в школу. Часть детей обучается индивидуально,некоторые в условиях массовой школы. В школе по-прежнему сохраняласьизолированность детей от коллектива, они не умели общаться со сверстниками, неимели друга. Отмечаются колебания настроения, новые, уже связанные со школойстрахи. Школьная деятельность не ладиться. Учителя отмечают пассивность иневнимательность на уроках. Одни дети постоянно погружены в себя, другиепредпочитают фантазировать, нередко прямо на уроке. Их трудно заинтересоватьработой класса.
Дома дети выполняют задания только подконтролем родителей. Быстро наступает перенасыщение, утрачивается интерес кпредмету.
В школьном возрасте у некоторых детейстремление к “творчеству” усиливается. Они пишут рассказы, стихи, сочиняютистории, которые якобы с ними приключились. Появляется избирательнаяпривязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают свободномуфантазированию. Часто это бывают случайные, малознакомые люди: старушки водворе, прохожие. По-прежнему у детей отсутствует потребность в активнойсовместной жизни с взрослыми, в продуктивном общении с ними. Учеба в школескладывается в ведущую деятельность для такого ребенка.
 
IV. Причинывозникновения, особенности речевой сферы и восприятия
 
Причинывозникновения
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания. Здесь можно отметить следующую характерную особенность — было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой.
Таким образом, ответственность за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих родителей.
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, воснове которой лежит недостаточность центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением Ц.Н.С. в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства. [5. С. 27-30]
Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза.
Британскиеученые установили, что возможной причиной возникновения аутизма являетсямужской гармон тестостерон. Проведенное в рамках исследования КэмбриджскогоУниверситета обследование детей, страдающих данным заболеванием, показало, чтоуже в материнской утробе у них был повышенный уровень тестостерона в крови.Переизбыток тестостерона буквально отравляет организм ребенка, что приводит кзапуску механизма возникновения заболевания.
Раннийдетский аутизм, комплекс внешних проявлений, может быть экзогенно обусловлен ииметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.
Вторичныйпсихогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной иэмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка вприют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка.Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает какпроцессуальное психическое заболевание или органическая патология Ц.Н.С.
Такжеаутизм рассматривается как следствие нарушения определенныхпсихофизиологических механизмов, нарушение уровня бодрствования, первичнаяпатология вестибулярного аппарата, нарушение константности восприятия.
Согласноклиническому подходу, причинами аутизма являются: слабость я, нарушениесознания и активности, врожденная инстинктивная недостаточность, врожденнаятревожность, недостаточность интуиции, не способность понимания переживанийдругих людей.
Нейропсихологическиегипотезы: аутизм связывают с нарушением корковых функций преимущественно левогополушария – речевых зон. Аутизм связывают с гипоактивностью правого полушария,переработки образной и символической информации, оторванность от реальности,без опоры на реальные впечатления, изолированность символов. Не одна изконцепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушенийпри аутизме. В основе некоторых форм аутизма может лежать нарушениекровоснабжения определенных отделов головного мозга. [6. С. 57-63]
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что явные причины аутизма до сих пор неустановлены, эта область остается до конца не изученной.
Особенности речевой сферы
Аутизм проявляется в различных сферах.Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка.
Для раннего развития при аутизме характерныследующие особенности прелингвистического развития: плач тяжелоинтерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг иликрик), отсутствует имитация звуков.
Речевые расстройства наиболее отчетливовидны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в техслучаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. Вотличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, ане конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные илинепосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиямприводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоименияповторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы,как «да» или «нет». В речи таких детей нередки перестановки звуков,неправильное употребление предложных конструкций.
Возможности понимания речи такжеограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые детилюбят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речьне больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не всостоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.
В то же время некоторые дети, страдающиеаутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствиемслушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно,их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большогоколичества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вестипродуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затрудненои из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такиеособенности речевого развития в большей степени характерно для детей ссиндромом Аспергера.
Особенности интонационной стороны речитакже отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкостиголоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная»,«механическая». Нарушены тон и ритм речи. [3, С.44]
Таким образом, независимо от уровняразвития речи, при аутизме впервую очередь страдает возможность использованияее с целью общения.Кроме того, следует подчеркнуть, что отклонения отнормального онтогенеза наблюдаются уже на стадии прелингвистического развития.Спектр речевых расстройств варьирует от полного мутизма до опережающего (посравнению с нормой) развития.
Также, детский аутизм проявляется вневербальной коммуникации.
Подготовительный этап будет протекатьаномально, если отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта,что характерно для аутизма, а это не может не сказаться на развитии целого рядапсихических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаютсяявные трудности невербальной коммуникации, а именно: использование жестов, мимическойэкспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенокберет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычногорасположения и ждет, пока ему дадут предмет. [10, С.69]
Таким образом, уже на ранних этапах развитияу детей с аутизмом имеют место признаки искажения специфических врожденныхповеденческих паттернов, характерных для нормальных детей.
Особенности восприятия
Особенности восприятия ребенка,болеющего аутизмом также подвержены отклонениям от нормального развития.
Аутичные дети зачастую никак нереагируют даже на громкие звуки, производя впечатление глухих. В то же время вотношении некоторых звуков они демонстрируют гиперчувствительность, например,зажимают уши, услышав лай собаки. Очевидно, что слухо-моторные координацииформируются отличным от здоровых детей образом. Очень часто наблюдаетсяотсутствие избирательного внимания к звукам речи.
Особенности зрительного восприятия такженаблюдается у детей с аутизмом, начиная с раннего возраста. Этологическизначимые стимулы, такие, как человеческое лицо, глаза, не вызывают той реакции,которая типична для здоровых детей. [4, С.27]
Поскольку диагноз «аутизм» ставится, какправило, в относительно позднем возрасте (обычно не раньше 3 лет),систематических наблюдений и тем более экспериментальных исследований младенцевс аутизмом не существует. Тем не менее, наблюдения родителей указывают наотсутствие или невыраженность целого ряда поведенческих паттернов, характерныхдля здоровых младенцев: гуления, глазного контакта, мимической экспрессии итипичных для этого возраста зрительно-, слухо-моторных координаций. Этопозволяет предположить, что одной из важных черт аутизма можно считатьотсутствие некоторых врожденных механизмов, обеспечивающих сходный репертуар поведенческихактов в одинаковых ситуациях, характерный для большинства младенцев.
Некоторые из перечисленных вышефеноменов обладают одним удивительным свойством, а именно: появляясь наопределенном этапе развития, они исчезают в более позднем возрасте, а затемвновь возникают на некотором новом уровне. Примерами повторяющихся феноменов,по мнению ряда авторов, выступают развитие ходьбы, дотягивания, имитации,пространственных представлений, лингвистическое развитие и др.
Таким образом, уже в период младенчествау детей с аутизмом наблюдается отсутствие ряда врожденных поведенческихпаттернов, которые типичны для нормальных детей. Невозможность выделить вполнеопределенные параметры среды и прореагировать на них специфическим, общим длябольшинства младенцев образом, не может не сказаться на развитии одного изважнейших свойств психического – антиципации.
Согласно современным представлениям,антиципация выполняет 3 важные функции в процессе отражения мира. Во-первых –это предвосхищение одних и тех же событий, во-вторых – готовность к событиям,упреждение в поведении. Наконец, третья функция антиципации – коммуникативная –обеспечивает возможность нормального общения. Развитие антиципации в онтогенезе– непрерывный процесс, который начинается с момента рождения, проявляясь воврожденной способности избирательно реагировать на определенные параметрыокружения, различать мимическую экспрессию, предпочитать человеческое лицо иречь и др. Нарушение этого процесса на ранних этапах онтогенеза не может несказаться вполне определенным образом на ходе всего развития. Вероятно,качественные аномалии общения и реципрокного взаимодействия, характерные дляаутизма, во многом обусловлены именно недостаточным развитием процессаантиципации.
Таким образом, многие проявления аутизмаимеют своей причиной нарушения восприятия. Эти нарушения носят полимодальныйхарактер и затрагивают базовые механизмы перцептивных процессов. В частности,отсутствие или дефицитарность врожденных предвосхищающих схем (по У. Найссеру)приводит к невозможности избирательно и однотипно реагировать на определенныеэтологически значимые события, а также затрудняет формирование новыхприжизненно складывающихся схем.
Качественные нарушения социальноговзаимодействия, необычно интенсивные или ограниченные, стереотипные поведение,интересы и активность (аналогичные проявлениям РДА) выделяются в качестведиагностических критериев синдрома Аспергера, для которого типично отсутствиеклинически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи иликогнитивного развития. [7, С.13]

V. Рекомендацииродителям в оказании помощи детям с аутизмом
Средства помощи аутичному ребенку должныбыть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса,психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков.
Для поддержания психофизического тонусаи снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки.Наряду со специальными занятиями по моторной коррекции, на которых ученикиприобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития личности, атакже распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни,рекомендуются занятия спортом. Выбирая вид спорта, надо учитывать трудностиаутичного ребенка во взаимодействии с детьми и в выполнении сложной последовательностипроизвольных движений. Поэтому на начальных этапах выбираются такие виды спортаи элементы спортивной деятельности, как легкая атлетика, лыжи, силовыеупражнения, плавание. В младшем подростковом возрасте тех ребят, которые ужеимеют некоторую физическую подготовку и питательный опыт, можно учить играть, вфутбол, конечно начиная в небольшой компании знакомых детей и взрослых,отрабатывая при этом навыки группового взаимодействия. [8, С.57]
Успех обучения детей с аутизмом зависитот ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а также от умениявести себя в коллективе. Положительные эмоции, как и положительный опыт общенияс окружающими, способствуют наиболее успешному обучению. Как известно, моторикатесно связана с эмоциями. С одной стороны, двигательная активность, участие виграх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой — эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому нормализацияпсихофизического тонуса — один из важных аспектов социализации аутичногоребенка. [9, С.150]
На основе коррекционной работы,проводившейся с 70-х годов прошлого века под руководством К.С. Лебединской,исследователи подходили к пониманию аутизма как тяжелого нарушения в развитииаффективной сферы. Рекомендуется применять, созданные в его рамках, методыпсихологической помощи:
На первом этапе основной задачейявляется установление контакта для достижения возможности эмоциональнотонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишь на основе немногихзначимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения,выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов.Установление и поддержание контакта должно подкрепляться осторожным усилением,эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений с помощьюсловесного комментария.
Второй этаппсихологическойработы нацелен на формирование устойчивого пространственно-временногостереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводитьсложившиеся эпизоды игры, что позволяет постепенно все более дифференцироватьвзаимодействие. Условием формирования такого стереотипа было построениеспециалистом определенного пространственно-временного порядка занятия. В то жевремя этот порядок не должен формироваться слишком жестко, посколькупластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) являетсянеобходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точексоприкосновения.
Третий этап— развитие смысловогостереотипа занятия. Возникновение избирательности и развитие положительноокрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать болееприспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условияхжизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного осмысленияпроисходящего: появляется большая направленность на людей, интерес к другимдетям,эмоционально окрашенным становится контакт с близкими. Дети должны начатьфункционально использовать игрушки, из них выделять любимые, появляется всебольше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже несвязанных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает основу дляформирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит непросто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленнаяестественная последовательность.
Четвертый этапсвязан с развитиемсюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка,формируются социально адекватные способы самоутверждения. Упорядочивание иосмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открываетпуть, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлениювозможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможностиадаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности,непредсказуемости.
В процессе коррекции все дети должнызначительно продвигаются в аффективном развитии: во все болеесложномосмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой;должны нормализоваться функции саморегуляции. [1, С.47-50]
Результатыисследования А.В. Хаустова (особенностей коммуникации аутичных детей) позволяютсделать вывод о том, что лексическое развитие не изолированный процесс, а одиниз аспектов общего развития аутичного ребенка. Таким образом,коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обогащениесловаря аутичного ребенка, должна вестись внутри психологической коррекцииаутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условияхстимуляции активности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенкомсебя как субъекта коммуникации и взаимодействия, формированию представлений облизких людях, возникновению индивидуальной избирательности.[9, С.159]
Развитиеречи особенно активизируется с появлением у детей увлечений запретными темами:речь не только становится более развернутой, необходимость договариваться дляосуществления собственных намерений и сохранения при этом важного для ребенкавзаимодействия со взрослым стимулирует развитие диалога. Освоение более сложныхсмыслов игры стимулирует появление обращения к взрослому, к игрушке, детиначинают предлагать собственные сюжеты игры, речь становится более спонтанной,появляются шутки. Дети все больше начинают выражать желания с помощью слов иотстаивать их, начинают активно использовать первое лицо. Речь начинаетиспользоваться ребенком и для организации собственного поведения. [3, С. 47]
Наиболееблизкие люди, которые окружают детей – это, конечно, их родители. Перед нимистоит очень важная задача – вырастить и воспитать ребенка. У родителей детей саутизмом эта задача усложняется во много раз. Им необходимо помочь такомуребенку адаптироваться во внешнем мире. Поэтому, в первую очередь, нужноинформировать родителей об этом заболевании и призывать их к трезвому пониманиюситуации, а не к панике.
Итак,у малыша, начавшего ходить, обнаруживаются такие признаки аутизма (важноследить за сочетанием симптомов):
— в годовалом возрасте он не указывает пальцем на предметы;
— в год еще не лопочет, в 16 месяцев не произносит отдельных слов, в два года несвязывает хотя бы два слова;
— теряет приобретенные речевые навыки;
— не стремиться играть;
— не стремиться заводить друзей;
— может сосредоточить свое внимание на очень короткое время;
— не отвечает, когда его окликают по имени; равнодушие к другим;
— не вступает в зрительный контакт (или вступает в малой степени);
— повторяет одни и те же телодвижения (хлопает в ладоши, раскачивается);
— сильные вспышки раздражения;
— пристрастие к какому-то одному предмету, такому, как вентилятор;
— необычно сильное сопротивление переменам в устоявшихся привычках;
— чрезмерная чувствительность к определенным звукам, материалам или запахам;
Признакисиндрома Аспергера обычно распознаются у детей в возрасте шести лет и старше.Они:
— трудно заводят друзей;
— испытывают трудности в чтении или в невербальном общении, например при помощимимики;
— не понимают того, что у других есть мысли и чувства, отличные от ихсобственных;
— навязчиво сосредоточены на узких интересах, например на запоминании расписанияэлектричек;
— неловки в движениях;
— с трудом отказываются от привычек, особенно если перемены происходятнеожиданно;
— используют механические, словно у робота, обороты речи.
Дажеу «нормальных» детей подобные черты поведения могут проявляться – но лишь времяот времени. Напротив, симптомы аутизма или синдрома Аспергера устойчивы иистощают психику ребенка.
Каждодневнаяжизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация обаутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше ибольше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание тогофакта, что родители не ответственны за недуг своих детей. [2, С.11]

Заключение
Взаключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболеетрудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успехсоциальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группелибо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координациидействий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
Внастоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработокпо социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам саутизмом адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов вобласти социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонникиповеденческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимостии самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить двакрупных направления в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение иобучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного обучения лежат исследованиябихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения черезотработку отдельных операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981).Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and relatedCommunication handicapped Children — Лечение и обучение детей, страдающихаутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовойадаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Наиболееэффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является методхолдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ееэффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, являетсяактуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитиеребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичнымребенком и его матерью. Данный вывод сделан на основании анализа данныхэтологического направления в психологии и коррекционной практики,ориентированной на формирование аффективной сферы аутичного ребенка. Действенностьхолдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективногоразвития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатываетпсихологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживаниемопасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка сматерью.
Хочетсятакже отметить, что в настоящее время информированность общества про детскийаутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладаютдостаточной информацией, но большинство людей мало или совсем ничего не знаютпро это заболевание. Нужно информировать общество, ведь согласно современнымданным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.

Списокиспользованной литературы
 
1. АршатскаяО.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детскомаутизме // Дефектология. – 2005. — №2. – С.46-56.
2. ВладимироваН. Не от мира сего? // Семья и школа. – 2003. — №9. – С.10-11.
3. ДодзинаО.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом //Дефектология. – 2004. — №6. – С.44-52.
4. ИвановаН.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. – 2002. — №2. – С.27-32.
5. КраснопереваМ.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. – 2003. — №5. – С.24-35.
6. КраснопероваМ.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». – 2004. — №1. – С.55-63.
7. МанелисН.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы //Школа здоровья. – 1999. — №2. – С.6-21.
8. ПласкуноваЭ.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательныхфункций у детей с синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. – 2004.- №1. – С.57-62.
9. СарафановаИ. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО //Московский психотерапевтический журнал. – 2004. — №1. – С.150-164.
10. ХаустовА.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детскогоаутизма // Дефектология. – 2004. — №4. – С.69-74.
11. Справочникпо психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Циркин С.Ю. –2002. – С.185, 323-324, 446.
12. ФеррариП. Детский аутизм; пер. с фр. О. Власовой. — М.: РОО “Образование и здоровье”,2006.-127с. ISBN 5-9900666-1-9.
13. ПитерсТ. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. — СПб.:Институт специальной педагогики и психологии, 1999. — 192 с.
14. БогдашинаО. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк, 1999.
15. ЯнушкоЕ.А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия,развитие речи, психотерапия. — М.: Теревинф, 2004
16. ЩипицинаЛ.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших исредних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. –СПб.: “Дидактика Плюс”, — 2001. – 368с. ISBN5-89239-028-4
17. БашинаВ.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.- 240с. ISBN5-225-04534-0.
18. ЮханнсонИ. Особое детство/пер. со швед. О. Б. Рожанской. – М.: Центр лечебнойпедагогики,2001.-168с. ISBN5-88707-023-4
19. БуяновМ. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001. – 88с. ISBN5-7712-0126-Х
20. НикольскаяО.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. –М.: Теревинф,2005.-288с. ISBN 5-901599-16-0
21. МамайчукИ.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь,2007.- 288с.-ISBN5-9268-0633-Х


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.