Реферат по предмету "Психология"


Система тренинговых занятий

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра психолого-педагогической технологии
ПДПО «Педагогическое руководство школьным психологическимобразованием»
СИСТЕМА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Выполнил:
студентка13 группы
БорюкЯна Юрьевна.
Проверил:
УшачеваЮлия Викторовна.
Орел 2007

Цель: помочь понять свой внутренний мир, увидеть себяглазами окружающих, овладеть основными приёмами эффективного общения, научитьсяставить перед собой цели и добиваться их.
Занятие 1. Куда же намплыть?
Цель: создать благоприятные условия дляработы в группе.
Задачи: познакомить участников группы, ознакомитьих с основными принципами работы социально-психологического тренинга, помочь каждомулучше узнать себя и других участников.
1. Знакомство
 
Давайте познакомимся исделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке)будет называть своё имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одножелаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или инойпричине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чемрассказать о себе, повторит сказанное первым. Начиная с третьего, все будут повторятьто, что расскажут о себе 2 предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальное ихобби желаемое…
2. Выявление интересов членов группы
 
А сейчас я раздам вамбумагу для записей и английские булавки. Каждый участник пишет в верхней частилиста свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечаетзнаком “+”, правую знаком “-”. Под знаком “+” перечисляется: любимый цвет,любимое время года, любимый фрукт, животное, название любимой книги, любимоголитературного героя, исторический персонаж, любимое мужское и женское имя. Вконце указывается черта характера, которая нравится в других больше всего.
В правой части перечисляетсято же самое, но со знаком “-”, т.е. нелюбимое.
А теперь прикрепителисточки на видном месте на груди. После чего все в полном молчании ходитемедленно по комнате и внимательно читайте все, что написано на листке укаждого.
3. Правиланашей группы
 
После того, как мыпознакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностейэтой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим квыработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайтепредлагаемые правила.
Тренингпомогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловомобщении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируютсяв искусственно созданной социально-психологический среде, помогают эффективноодолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.
1. Общение по принципу «здесь итеперь». Для многих участников характерно стремление переключится снепосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий.В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идеятренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемноезеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидетьсебя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что вгруппе существует интенсивная обратная связь, которая базируется надоверительном межличностном общении.
2. Принцип персонификациивысказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковыхформ, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позициютого, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях.Конкретно: вместо высказываний: «считается...», «некоторые считают, что ...» вгруппе учат говорить, используя формы: «я считаю, что ...» и т.п…
3. Принцип акцентирования на языкечувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент наэмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров погруппе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, которыйфиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа:«Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Дляповседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере неявляется типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задачаперестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить»,четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.
4. Принципактивности.Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участниковтренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивноегрупповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера,группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельствнередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах.Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость насебя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. Назанятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включаяруководителя.
5. Принцип доверительности.Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общенияучастников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мереопределяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага кпрактическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единуюформу обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравниваетвсех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия.Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говоритьтолько правду, или хотя бы не врать».
6. Принципконфиденциальности.Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, котороеразвивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказываетсодействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, чтосодержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый,искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свойдискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы заее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этихпроблем в рамках самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мереисчерпывает себя.
7. Недопустимостьнепосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем неучастника, а только его действия и поведение. Мы не используем выражения типа:«Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мыникогда не скажем «Ты плохой человек», а просто подчеркнём: «Ты плохопоступил».
8. Как можно большеконтактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определённыесимпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но вовремя занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми,кого меньше всего знаем.
9. Уважение кговорящему. Когдавысказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даёмчеловеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всемсвоим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что наминтересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим дотех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаём своивопросы, благодарим его или спорим с ним.
За несоблюдение правилучастник штрафуется – в конце занятия с выражением читает стихотворение.овторит сказанное первым. ой связи.сновными принципамиработы социально-психологического тренинг
 
4. Игра«Счёт до десяти»
Все становятся в круг, некасаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрытьглаза, опустить свои носики вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том,что считать вы будете по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий– «три» и т.д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести толькоодин человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счётначинается сначала. Всё ясно? Начнём? У вас есть 10 попыток. Если за 10 попытоквы доведёте счёт до десяти, считайте свою группу – необыкновенно согласованной.После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг надруга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга без слов.
— Вы обнаружили важнуюпсихологическую закономерность. Когда что-то не получается, люди начинаютзлиться, раздражаться, становятся агрессивными, недоброжелательными поотношению друг к другу. Надо учиться сдерживаться, не выражать гнев. Попробуемещё раз…
— Как сложно было этоупражнение?
— С какими трудностями выстолкнулись?
— Вы готовы совместнымиусилиями добиться сплочения группы? Тогда вперёд!

5. Тест насамоопределение
 
Мы начинаем большую исерьёзную работу над собой. Но сначала нам нужно понять, каковы мы на самомделе. Для этого предлагается тест, который поможет вам ответить на этот вопрос.А в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Такчто будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите действительноизменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать своичувства и контролировать своё поведение.
(см. тест 1)
6. Ассоциации
 
А теперь мы поиграем винтересную игру, она называется «Ассоциации». Водящий выходит за дверь.Оставшиеся в комнате участники договариваются между собой, кого изприсутствующих участников тренинга они «задумывают».
Водящий входит и начинаетспрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?»
Тот, к кому он обратился,отвечает ему, высказывая своё мнение. Вопросы могут быть самыми разными.Единственное условие состоит в том, что они должны задаваться опосредованно, вописательной форме: «Если бы этот человек был домом (картиной, погодой,цветком, едой, видом транспорта и т.п.) …»
Когда у водящеговозникает ощущение, что он знает, кого загадали, он называет его. Можноугадывать до трёх раз. Затем выходит следующий водящий и т.д.
— Вам понравилосьупражнение?
— Какие сложности испыталкаждый из вас? Как вы думаете, с чем они связаны?
7. Мойпортрет в лучах солнца
Нарисуйте солнце, вцентре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затемвдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете.Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Это будет ответ навопрос: «Почему я заслуживаю уважения?». Так что теперь мы знаем, за что стоитуважать друг друга.
8. Записки
А теперь я предлагаю вамнаписать записки, они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должныбыть анонимными. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которыевас посетили, до анонимных писем конкретному человеку. Приступайте. Вашизаписки мы прочтём на последнем занятии.
9. Ритуалпрощения
 
Участники встают в круг икладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга иговорят: «Спасибо, до свидания»
Занятие 2. Кто я?
Цель: создать в группе атмосферы доверия иоткрытости.
Задачи: активизировать процесс самопознания,помочь участникам в раскрытии своих сильных сторон, помочь им «раскрыться».
1. Ритуал приветствия.
Встать в круг. Положитьруки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
2. Никто не знает.
Все сидят в кругу. Уведущего в руках мяч.
— Сейчас мы будем бросатьдруг другу мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто не знает,что я (или у меня)…» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принялучастие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.
3. Мой герб.
— Был в старину обычай изображать наворотах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение,выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем писатьдевиз, а нарисуем герб. Каждый из вас должен изобразить свой герб, которыйотображает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. На рисованиигерба отводится 7 мин. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте и увас обязательно получится. После завершения рисунков мы организуем их выставку.Мы пронумеруем рисунки. Они будут разложены так, чтобы их было видно, и всебудут ходить, смотреть на них, пытаясь угадать, чей это герб. Свои догадки надофиксировать на бумаге, записывая номер и имя участника. Затем мы соберёмся вкруг и обменяемся мнениями. Даже подведём итог, определив самогопроницательного участника, а именно того, кто правильно назвал больше всехавторов гербов.
4. Для раскрепощения участников тренинга.
Группа разбивается на 2 подгруппы так, чтобы в одной было на1 человека меньше, чем в другой. Меньшая группа рассаживается в круг, оставиводно кресло в кругу свободным. Большая подгруппа — «стража» — располагается за кругом; каждый участник стоит сзади одного из кресел и держитруки на его спинке. Участник, стоящий за пустым креслом, пытается переманить внего кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он подаёт своему избранникукакой-нибудь сигнал: кивок, движение рукой, подмигивание, выразительный взгляди прочее. Уловив этот сигнал, сидящий в кругу участник должен вскочить сосвоего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих стражников стараетсяне упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, еслистражник успел положить ему руки на плечи прежде, чем тот вскочит с кресла.
5. Притча «Ворона ипавлин».
В парке на веткуапельсинового дерева села чёрная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживалпавлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашемпарке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственнойперсоной! Взгляните только, какие у неё безобразные ноги, а её оперение – чтоза отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свойхвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлинпомолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоихсловах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняетсянедоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятойголовой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородокпортит мне шею. На самом же деле, я – всё что угодно, только не гордец. Япрекрасно знаю всё, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах.Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высокоголову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у менянекрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе этоне пришло в голову. То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего инравится людям…»
Обсуждение…
6. Моё отражение.
— В нашей культуре существуеттрадиционное представление, что человек хорош, когда он живёт ради других,когда он не эгоист и о себе заботится в последнюю очередь. Эта идея хорошая, ноеё все понимают по-разному. Обычно близко к сердцу эту мысль воспринимаютименно те люди, у которых и так есть совесть и которые от природы неэгоистичны. Психологи считают, и не без оснований, что человек может любитьокружающий мир ровно настолько и именно таким образом, насколько и как он любитсебя. Мы видим, что жизнь складывается удачно у тех людей, которые хорошо знаютсвои ценные качества и уважают себя за них, а также умеют позаботиться об их развитии,таким образом, как хорошие родители заботятся о развитии своих детей.
— Легко ли было говоритьо себе в данном упражнении? Почему?
7. Брачное объявление
Всем членам группы дается 3-5 минут для того, чтобы написатьбрачное объявление. Любой пишет о себе, составляя свой психологический портрет,выделяя свои преимущества, которыми он мог бы заинтересовать другого человека.В инструкции подчеркивается, что следует выделять, прежде всего,психологические характеристики, а не восхищаться описанием внешнего вида,квартиры, машины.
И снова все поочереднозачитывают свои объявления, а группа помогает, дополняя то, что участникпропустил.
— Как вам это упражнение?
— Что нового вы узнали осебе благодаря нему?
— Что сложного было привыполнении задания? Почему?
8. Пальцы
Участники рассаживаются вкруг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все“выбрасывают” пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участникинезависимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещенодоговариваться, перемигиваться и другими “незаконными” способами пытатьсясогласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнетсвоей цели.
— Вот видите, с каждымзанятием вы всё больше и больше чувствуете друг друга.
9. Кто я?
Участникам тренингапредлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (они будут накарточках):
Я словно птичка, потомучто…
Я превращаюсь в тигра,когда…
Я могу быть ветерком,потому что…
Я словно муравей, когда…
Я – стакан воды…
Я чувствую, что я –скала…
Я – прекрасный цветок…
Я чувствую, что я вкусныйзавтрак…
Я сейчас – лампочка…
Я – тропинка…
Я словно рыба…
Я интересная книжка…
Я – песенка…
Я – мышь…
Я чувствую, что я –кусочек таящего льда…
Я словно буква «О»…
Я – макаронина…
Я светлячок…
 
10. Ритуал прощения.
Участники встают в круг икладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга иговорят: «Спасибо, до свидания».
 
Занятие 3. Эффективныеприёмы общения.
Цель: знакомство с приёмами общения.
Задачи: расширение представлений о способахсамоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативныхумений.
1. Ритуал приветствия.
Встать в круг. Положитьруки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
2. Испорченныйтелефон.
Все встают в цепочку.Тренер встаёт в конце цепочки. Таким образом, все участники повёрнуты к немуспиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом, стоящемувпереди подростку. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечныйкоробок, пистолет, мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второмуи также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второйпередаёт третьему, третий четвёртому и т.д. Последний участник показываетпредмет.
Условия: всё делается,молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники недолжны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их поплечу.
3. Каков я в общении?
 - Слово «диагноз» скореемедицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможностьузнать о себе что-то новое. Для более продуктивной работы во время занятия вамнеобходимо в самом начале получить исходную информацию об уровне вашейкоммуникабельности, общительности.
Мы это сделаем с помощьюнебольшого теста: «Каков я в общении?».
Поэтому внимательнопрочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельнойискренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет»,«нет». Выбирайте 1 из вариантов ответа, особенно не думайте над каждымвопросом. Ещё раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно,т.к. это нужно, прежде всего, вам (см. тест 2).
4. Умение вестиразговор – это талант.
Если хочешьзаинтересовать другого человека разговором, старайся расположить его к себе спервых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении – счастливое,доброе отношение к собеседнику. Мне кажется, что добрый человек – это такойчеловек, который обладает воображением и пониманием, какого другому, умеетпочувствовать, что чувствует другой. Задумайся, а умеешь ли ты разговаривать слюдьми, например, в компании друзей и знакомых?
Сейчас многие этого неумеют. Наверно, вы можете припомнить такую ситуацию: пришли в гости к знакомымили собрались где-то компанией, думали дружески поговорить, обсудить самыеразные проблемы. А разговор не получился. Почему?
Все говорят одновременно,шумно, с увлечением, каждый – о своём, и друг друга не слушают. И в результате– никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Воспитанный человек умеетразговаривать в компании, он уважает собеседника или собеседников, а поэтому синтересом выслушивает их, не торопится с собственными высказываниями.
К. Морли остроумнозаметил, что «существует только один способ стать хорошим собеседником – уметьслушать». И ещё, обрати внимание на то, что беседу, разговор оживляет нестолько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе исвоём собеседнике, в мотивах своих и его поступков, благожелательное отношениедруг к другу и окружающим. Доверие основано на искренности собеседника. Никакоеобщение, сотрудничество не может основываться на недоверии и подозрительности.Развивайте у себя чувство доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. Всвоих отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен,порядочен, и очень удивляется, огорчается, когда в ком-то этих качеств необнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика,карьериста, любую удачу другого человека объясняет тем, что «кто-то еготолкает, кто-то за ним стоит», или тем, что тот использовал недозволенныесредства – хитрость, лесть, обман; и его очень трудно убедить в порядочностиэтого человека. Среди ваших знакомых, наверно, есть и плохие, и хорошие люди. Авы?
Вероятно, каждому из насесть над, чем задуматься. Вы должны научиться культурно, спорить. При этомследует помнить, что в споре может родиться истина, и он имеет какой-то смыслтолько в том случае, если идёт обсуждение того или иного факта, явления,ситуации, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения.Самое трудное в споре – иметь чёткое представление о своей точке зрения. Опозиции, которую ты защищаешь. Быть может, и с вами так бывало, когда вы простонавязывали своё мнение, делали это упорно, не заботясь о доказательствах, неслушая возражений и, главное, не интересуясь ими. А вы никогда не воспринималивозражения как личную обиду?
Тут уж забывается предметспора, да и не спор это. Между тем культура поведения в споре предполагаетнеобходимость внимательно выслушивать и другую сторону, с уважением относитьсяк другой точке зрения. Народная поговорка предупреждает: «Говори, но не спорь,а хоть спорь, да не вздорь».
 
5. Общение – это…
А) Невербальноеобщение.
«Передай другому».
Участники сидят в кругу ипо очереди, каждый без слов передаёт соседу какой-нибудь воображаемый предмет.Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагаетуже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется, пока всене примут участие.
Обсуждение:
— Легко или трудно былопередавать предмет?
— Кому легко?
— В чём были трудности?
-Легко или трудно былоотгадывать предмет?
— Кому было легко?
— А в чём заключалисьтрудности?
Б) Наблюдательность вобщении.
«Что помню?»
Один из участников (пожеланию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного изприсутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний видзагаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнитьописание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной каудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется.
Обсуждение:
— Легко или трудно былоописывать внешность?
— В чём были сложности?
— Почему?
— Что легче всеговспоминается?
— Что труднее?
— Кому было легковыполнять это упражнение?
— Почему?
В) Умение слушатьдругого.
«Спина к спине»
Двое участников (пожеланию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог накакую-либо интересующую обеих тему в течение 3-5 минут. Остальные участникииграют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение:
— Легко ли было вестиразговор?
— В чём были трудности?
— Есть ли удовлетворениеот разговора?
Зрители высказывают своинаблюдения. Можно повторить упражнение с другой парой участников.
Г) Точная передачаинформации.
«Пересказ текста»
— Сейчас все вы покинетекомнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого яприглашу в комнату второго участниками и первый перескажет ему текст, которыйтолько что прослушал. Затем я приглашу в комнату следующего и т.д. Затемпоследний участник пересказывает текст всем. Участники сравнивают текст.
— За счёт чего произошлоискажение информации?
— Что «своего» каждыйвнёс в рассказ?
— Бывает ли так в жизни?
— Что надо делать, чтобыискажения были минимальными?
 
6. Как укрепить своюкоммуникабельность.
— Облегчите другимобщение с вами, идя им навстречу. Для этого внимательно изучите следующиерекомендации и следуйте им. И вы будете «душой общества».
1.        Серьёзно ищитесебе друзей.
2.        Открытопроявляйте интерес к другому человеку.
3.        Идите навстречулюдям с открытым сердцем.
4.        Улыбайтесь дотого, как начнёте говорить.
5.        Спрашивайтедругих об их интересах.
6.        Сначала представляйтесьсами, называя своё имя.
7.        Задавайтечеловеку вопросы.
8.        Сами говоритеменьше.
9.        Отвечайте накаждый заданный вам вопрос.
10.      Помогайте другимпреодолевать трудности.
11.      Проявляйтесердечность.
12.      Будьте спокойны иневозмутимы.
13.      Будьте терпимы иоптимистичны.
14.      Горите четко ичленораздельно мелодичным голосом.
15.      Смотрите начеловека заинтересованно.
16.      Проявляйтепонимание.
17.      Внимательнослушайте собеседника.
18.      Запоминайте то,что говорил собеседник.
19.      Держите себяспокойно и уверенно.
20.      Крайне осторожновысказывайте свою точку зрения.
7. Успех в общении.
— Чем же определяетсяуспех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора,умением найти «общий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Всёэто правильно. И вместе с тем недостаточно. Нужно помнить: главное в общении –это сам человек.
Общаясь, мы, преждевсего, использует самого себя.
Общение всегда ценилосьне столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько завозможность соприкоснуться с уникальными мирами – человеческими личностями. Дляэтого надо совсем немного… суметь открыть себя другому. (Под открытостью,естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностейсвоей жизни.) Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства ипереживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своейличности в глазах другого – желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самомделе, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у насвсё уже есть – наша неповторимая личность. Поэтому выражение «научитьсяобщаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом делевсегда умеем.
Наша же проблема совсем вдругом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся»сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать всевозможныебарьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.
8. «Как слово нашеотзовётся…»
— Помните, что вашивысказывания, мнения, суждения, доказательства – тоже твоё поведение. Такоеповедение психологи называют вербальным (словесным).
Мы иногда не придаёмдолжного значения словам, особенно сказанным в минуту раздражения, усталостиили просто походя – в автобусной толпе, на перемене в школе, дома маме…Однако наши слова, содержание нашей речи значит не меньше, чем наши реальныедействия и поступки.
Неслучайно об этомговорится в таких точных народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «Отслова спасенье и от слова погибель»; «От одного слова – да навек ссора»…Поверьте, что ваша грубость и резкость отрицательно влияют не только на других,но и на нас самих. Если вы не сдержались, по какому – то ничтожному поводузадели человека обидным словом – значит, вы унизили не только его, а, преждевсего, себя самого, что-то потеряли в себе. Вам, наверное, знакомо это чувствовнутреннего стыда и раскаяния, когда вы говорите себе: «Зачем же я так сказал?Ведь это же неверно, несправедливо, да и я так не думаю. Что же теперь делать?Попробовать объясниться? А поверят ли мне? Как стыдно!» Сила словабеспредельна. Особенно доброго слова. Таким образом, можно успокоить человека,убедить его в чём-то, привлечь внимание к какому-либо явлению, пробудить благодарныечувства.
Вспомните такие привычныеи простые слова «спасибо» и «пожалуйста» — насколько с ними приятнее и легчежить. Не случайно в детских сказках «пожалуйста» — волшебное слово, открывающеечеловеческие сердца. А «здравствуйте»? Попробуйте произнести его неторопливо,не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» ипосмотрите при этом тому, кого вы приветствуете, в глаза, улыбнитесь. Поверьте,что и у вас, и у него целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только всамих словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся.
9. Найди свою пару.
— Я раздам вам карточки,на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон»,знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».
Прочтите, пожалуйста, чтонаписано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы.Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любымивыразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерныезвуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будемделать молча. Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайтемолчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, мыпроверим, что у нас получилось.
10. Ритуал прощения.
Участники встают в круг икладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга иговорят: «Спасибо, до свидания».
 
Занятие 4. Моёуспешное будущее.
Цель: Пробудить потребность развивать всебе мотив стремления к успеху.
Задачи: Обеспечить правилами постановки цели,принципами планирования будущего. Способствовать четкому осознанию того, чтожелаешь достичь. Развитие самопринятия. Способствовать гармонизации позитивногоотношения к себе. Обеспечить осознание участниками важности и необходимостиформирования мотивации достижения для дальнейшего личностного ипрофессионального саморазвития. Развитие позитивного мышления, адекватнойсамооценки и самоуважения.
1. Ритуал приветствия.
Встать в круг. Положитьруки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
2. Полюби себя.
Сначала участникипроговаривают про себя фразу: «Я люблю себя таким, каков я есть». Затем встаюти ходят по комнате. Встречая своего товарища, участники должны по очередипроизнести для другого: «Я люблю тебя таким, каков ты есть». При этом важносмотреть в глаза, когда произносишь эту фразу.
3. Моя мечта.
На листке бумагиучастникам предлагается, не ставя себе никаких ограничений, изобразить своюбудущую жизнь так, как хотелось бы, чтобы она сложилась. Начинать участникидолжны со списка того, о чем мечтают, затем, кем хотят стать, каким человекомхотят быть, где жить, чем заниматься, что иметь. Надо отбросить всеограничения. Дать волю своим фантазиям.
4. Пять правил.
Ведущий объясняет, чтоесть определенные принципы, правила постановки цели:
1.        Формированиецели (мечты) в позитивных терминах.
2.        Будьтепредельно конкретны: представьте в малейших подробностях вашу цель, мечту.
3.        Постарайтесьясно представить результат: что именно будет, когда вы достигнете цели, что выбудете тогда чувствовать, что и кто вас будет окружать.
4.        Формулируйтетакие цели, достижение которых в принципе зависит от вас, не надо рассчитыватьна других.
5.        Результатдостижения цели должен приносить пользу и вам и другим людям.
Усвоив эти правила,участникам предлагается еще раз на бумаге изложить свои мечты, планы, ноопираясь на 5 правил. После анализируется, насколько постановка плановопирается на правила.
5. Рекламный ролик.
— Всем нам хорошо известно, что такоереклама. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будетпреувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот мы и представим себе,что мы здесь собрались, чтобы создать свой собственный ролик для какого-либотовара. А товаром будут конкретные люди, сидящие вокруг вас. Каждый сейчасвытянет карточку с именем участника, которого он будет рекламировать. Еслипопадётся ваше имя – ничего страшного – будете рекламировать самого себя. Внашей рекламе будет действовать одно условие: вы не должны называть имячеловека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представитьчеловека в качестве товара или услуги.
Подумайте, чем бы могоказаться ваш «товар», если бы его не угораздило родиться в человеческомоблике.
Может быть,холодильником?
Или загородным домом?
Тогда что это захолодильник?
И каков этот загородныйдом?
Назовите категориюнаселения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Длительность каждогоролика: 1-2 мин.
После этого группа должнаугадать, кто из её членов был представлен в этой рекламе. Время на подготовку:10 минут.
Затем каждый высказываетсвои переживания по поводу представления его в рекламном ролике.
6. Близко – далеко.
Участники на листкебумаги, который поделен пополам, пишут планы ближайшего будущего (насегодняшний день, на завтрашний, на неделю, на месяц) и отдаленного (начиная от6 месяце и завершая зрелой жизнью). Затем производится анализ, – какие планыпреобладают и насколько они содержательны.
7. Четыре цели.
Из ранее составлявшегосясписка целей выбираются 4 самых важных на этот год. Затем они зановоописываются, применяя 5 усвоенных правил постановки цели.

8. Волшебный магазин.
Тренер предлагаетучастникам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем онпросит представить себя в волшебном магазине, где каждый участник продавец, авсе остальные для него – покупатели. В этом магазине в обмен на те своикачества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых,как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хотели быизбавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя.
В ходе дискуссииучастники делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческоекачество ценно.
9. Четыре цели(продолжение).
— Напишите, почему выточно уверены, что для вас так важно достичь ваших четырех целей, так как улюбого человека, когда он планирует цель и приступает к ее реализации, должнобыть внутреннее основание, уверенность в необходимости достижения результата.Если точно знать, почему это так важно знать для вас, то вы найдете, как кэтому придти.
10. Мои ресурсы.
Учащимся необходимосоставить список ресурсов, которые помогут приблизиться к осуществлению четырехнамеченных на год целей. Учащиеся описывают, что у них уже есть, например,знание, черты характера, друзья, энергия, свободное время. А также указывается,что нужно, но что отсутствует. И как сделать так, чтобы это было. Есливозникают трудности у члена группы с этим заданием, ему помогают все остальныеучастники.
11. Памятка.
Тренер раздаёт всемучастникам «памятки успеха», затем происходит обсуждение каждого пункта.

Памятка успеха.
ПОМНИТЕ, ЧТОБЫ БЫТЬУСПЕШНЫМИ, НЕОБХОДИМО:
1.        Желаниеработать: «Я хочу и делаю».
2.        Постоянноесамосовершенствование и желание учиться.
3.        Энтузиазм,движение, внутренняя активность.
4.        Пониманиетого, что для улучшения соответственного положения дел надо самому стать лучше.
5.        Относиться ксебе критически.
6.        Признать, чтопостоянное упорство – это ключ к успеху.
7.        Вести делапрофессионально и согласно этическим нормам.
8.        Успешныелюди всегда готовы делать то, что неуспешные люди делать не хотят!
12. Ритуал прощения.
Участники встают в круг икладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга иговорят: «Спасибо, до свидания».
 
Занятие 5. Переддальней дорогой…
Цель: закрепление полученного на занятияхматериала.
Задачи: закрепление представления участниково своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашеннымиобразами личности. Закрепление дружеских отношений между членами группы.
1. Ритуал приветствия.
Встать в круг. Положитьруки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
2. Заколдованные.
Выбирается один водящий.Группа разбредается по комнате. По команде «стоп» все замирают в своих позах, вкоторых их застала команда. Водящий пытается рассмешить кого-то иззаколдованных. Если ему это удаётся, то расколдованный присоединяется к нему, иони продолжают водить вдвоём. Игра идёт до тех пор, пока не будут расколдованывсе участники.
3. Что же у насслучилось.
— Вернёмся к началу нашихзанятий. Какие задачи вы ставили перед собой? Что смогли решить? А что неполучилось до сих пор? Почему? Что или кто вам помешал? Или вы сами былипассивны? А может быть, вы продолжаете ставить непосильные задачи?
4. Чемодан.
Один из участников выходит изкомнаты, а другие начинают готовить ему в дальний путь «чемодан». В этотчемодан собирают то, что, по мнению группы, очень нужно человеку в общении сдругими людьми, обязательно учитывая и положительные характеристики, которыегруппа в особенности ценит в нем. Не забывают «собрать» и то, что мешает этомучеловеку, от чего ему следует избавиться. На практике это делается следующимобразом. Избирается «секретарь», который берет лист бумаги и делит еговертикальной линией пополам. На одной стороне сверху ставится знак «+», надругой — знак «-». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а подзнаком «-» — все отрицательное.
При этом каждая характеристикадолжна быть поддержана большинством группы, если есть возражения, сомнения,лучшее воздержаться от категоричной оценки. Для хорошего «чемодана» нужно неменее 5-7 характеристик.
Далее участнику, который выходил,зачитывается и передается этот список. У него есть право лишь на один вопрос,если нему что-то непонятно. Потом выходит другой участник группы и всяпроцедура повторяется до тех пор, пока каждый участник не получит свой«чемодан». В конце концов, это дает основания к некоторым выводов.

5. Необитаемый остров.
— Опыт,который вы приобретаете на занятиях, может лишь стимулировать вас к дальнейшимшагам по изменению собственного поведения, но шаги эти вы будете делать в вашейповседневной жизни. Для этого лучше выбрать какой-то конкретный примерповедения и поставить перед собой определенные цели. Можно, например,опробовать такие способы поведения, на которые в повседневной жизни вы боитесьрешиться. Делая свой выбор, решите сразу, каких перемен вы хотите, наскольковам удалось задуманное. Учтите, что намерение, сформулированное в слишком общихсловах или тесно связанное с необходимостью внешних изменений, а несобственного поведения, не очень подходит для вашей задачи — попытки изменитьчто-то конкретное в себе. Если эта задача решается в группе людей, занятыхобщей деятельностью, члены группы могут помогать друг другу, делясь своимивпечатлениями и наблюдениями.
Далееведущий проводит упражнение на выработку навыка совместного действия с другимичленами группы:
— Представьтесебе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. Вближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родныекрая. Ваша задача — создать себе условия, которые смогли бы вас удовлетворить.
Выможете:
а)      освоитьостров, организовав на нем хозяйство;
б)      наладитьна нем социальную жизнь (создать организации, распределить функции, роли,обязанности и т.п.);
в)      установитьправила и нормы совместной жизни на острове (в
форме 10 основных предписаний).
На этовам дается 40 минут и полная свобода действий в рамках пунктов А-В. Поистечении назначенного времени предлагается обсудить и проанализироватьвпечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать,что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринималповедение других, чем был доволен и чем не был.
6.Карусели.
Группа делится на 2подгруппы и встаёт «круг в круге» лицом друг к другу. Даётся задание: один кругстоит на месте, другой идёт по часовой стрелке. Например, улыбнуться каждому,сказать комплимент или что-то приятное.
7.Записки (участникам выдаются записки,написанные ими на 1 занятии, они их читают и обсуждают).
8. Котёл.
— А теперь давайте станемв круг. Представьте, что в центре нашего круга стоит большой котёл. Этоволшебный котёл. Сейчас у вас есть возможность выбросить ненужные вашикачества, может, какие-нибудь вредные привычки, в котёл. Там они сгорят дотла ибольше вам не помешают. А взять из котла вы можете всё, что хотите, то, чеговам, возможно, недостаёт. То, что пригодится вам в жизни Начнём?
9. Ритуал прощения.
Участники встают в круг икладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга иговорят: «Спасибо, до свидания».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.