Реферат по предмету "Психология"


Основные типы коммуникабельности людей

Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Речевая коммуникация и культура речи»
Основные типы коммуникабельности людей
Выполнила
студентка
Д.В. Галлиулина
Оренбург 2010

Содержание
Введение
Коммуникабельность
1.Доминантный тип
2.Интровертный тип
3.Мобильный тип
4.Ригидный тип
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Вся система отношения человека к другим людям реализуется вобщении. Понятие «общения» является одним из центральных в системепсихологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оновыступает средством передачи общественного опыта. Его специфика определяетсятем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается длядругой, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и др. Вобщении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальныеособенности. Результат общения — налаживание определенных отношений с другимилюдьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, производятся нормыповедения, взаимодействия. Связь людей в процессе общения является условиемсуществования группы как целостной системы. Общение координирует общие действиялюдей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.
Психолог и лингвист А.А. Леонтьева считает, что общение тесносвязано с деятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместнойдеятельности, люди всегда общаются в процессе определенной деятельности. Сочетаниедеятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместнуюдеятельность. В совместной деятельности формируются не только субъект-объектные(человек — предмет деятельности), но и субъект-субъектные отношения (человек — человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектовдеятельности.
Общение может рассматриваться как сторона, условиедеятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения идеятельности заключается именно в том, что благодаря общению деятельностьорганизуется. Перестройка плана совместной деятельности требует от каждогочеловека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций дляее достижения.
Общение — сложный многоплановый процесс установления иразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместнойдеятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникабельность
Коммуникабельность- термин, широко используемый в повседневной жизни для обозначенияопределенного типа поведения. Как коммуникабельного обычно характеризуют такогочеловека, который легко и непринужденно вступает в общение с другими людьми,умело его поддерживает, и своим поведением побуждает других людей к общению.Эта природная особенность относится к социально одобряемым качествам.Окружающим нравятся коммуникабельные люди, так как находиться рядом с людьми,обладающими этим свойством легко и комфортно.
Техническийарсенал коммуникативных приемов, служащих для установления контакта, невелик,да и не в приемах дело. Соль в том, чтобы суметь взять на себя инициативу вустановлении контакта, а значит и ответственность за то, каким станет этотконтакт. Все дело в социальной смелости, в отсутствии страха передпсихологической неудачей.
Развитиекоммуникабельности может происходить только в ходе непосредственноговзаимодействия с другими людьми. Невозможно стать более общительным, читаяспециальную литературу или занимаясь аутотренингом. Только реальные контактыпомогут вам совершенствовать свое коммуникативное мастерство. Это может бытьспециально организованный коммуникативный тренинг, но не обязательно. Вся нашажизнь это один большой и продолжительный тренинг, но только в том случае, есливы сами выберете такое отношение к ней.
По мнениюЛ.Д. Столяренко, преимущества коммуникабельности заключается в том, что:
· открывает пусть кдостижению успеха.
· даёт освобождениеот замкнутости и комплексов.
· даётнезависимость от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельныйчеловек сумеет достичь понимания с окружающими.
· даёт радость отобщения с самыми разными людьми.
· даёт возможностии для самореализации, и для поиска поддержки извне.
В зависимости от способа использования своегокоммуникативного потенциала академик О.Я. Гойхман относит личность к следующимтипам:
a. Доминантный
b. Мобильный
c. Ригидный
d. Интровертный
1.Доминантный тип
Доминантного собеседника не спутаешь ни с кем. Уже через двеминуты общения возникает ощущение, что собеседника чересчур «много», что на вас«давят», вы непроизвольно увеличиваете дистанцию между вами, но доминантныечеловек ее упорно сокращает. Манера общения доминантного собеседникадействительно такова: жесткая, напористая. Если он испытывает потребность обратитьсяк вам, то соображения «удобно-неудобно», «можно-нельзя», «поймут-не поймут» егозаботят мало. Если же вдруг у вас возникло желание задать ему какой-нибудьвопрос, то вовсе не факт, что он сочтет нужным ответить. В процессе разговоравы будете неоднократно перебиты, шокированы повышенным, чересчур эмоциональнымтоном, перебить который вам вряд ли удастся. Еще один прием – он неожиданнозамолкает, «держит паузу», вынуждая вас снова и снова повторять свои доводы итеряться в догадках, понимает ли вас собеседник или что-то не так с вашейаргументацией.
Доминантный собеседник не объясняет, он – втолковывает,«вбивает» вам в голову, если выслушивает, то обязательно задает уточняющиевопросы, либо прерывает в самом начале, показывая, что уже все понял и «не надотак много слов». В разговоре «доминант» может позволить себе ядовитую насмешкуили грубость, он редко признает свою неправоту. Даже если он хвалит вас,признает ваши доводы (обычно тоже шумно и эмоционально), то это тожедемонстрация силы. Ситуация осложняется, если вы – тоже доминантный собеседник,тогда ваш разговор вполне может привести к ссоре, во всяком случае договоритьсявам будет сложнее. Но, как в любой характеристике, у доминантного собеседникесть и свои плюсы. Как правило, он – хороший оратор, умеющий убедить и повестиза собой. Он может быстро принять решение в трудных ситуациях и взять на себяответственность за происходящее.
Как строить общение с доминантным собеседником с наименьшимипотерями? Прежде всего – ему не надо мешать проявлять свою доминантность. Также постарайтесь не высмеивать или пресекать используемые им «силовые» приемы.Спокойно держитесь своей, независимой точки зрения, не поддаваясь на«провокации» давлением.
2.Интровертный тип
Интровертный собеседник — полная противоположностьвышеописанному типу. Он заранее чувствует себя виноватым, когда возникаетпотребность обратиться к вам, вдруг его вопрос покажется вам глупым илинеуместным. Уж лучше тогда вообще промолчать и обращаться к окружающим какможно реже. Если же вы обратитесь к интровертному человеку, то он сочтет своимдолгом ответить незамедлительно, чтобы не обидеть или не разозлить своейзамедленной реакцией. Такая деликатность обычно импонирует таким женедоминантным собеседникам. Но если вы – доминант, то подобная манера общениябудет вызывать у вас глухое раздражение. Вас будет нервировать чужаяуступчивость, тихий голос, смущение, терпеливое отношение к тому, что вы егоперебиваете.
Лишь в случае мирного разговора (и лучше не с доминантом)интровертный собеседник смелеет, даже решается перебивать и отстаивать своюточку зрения. Но если он почувствует (а недоминантный собеседник обычноотличается тонкой чувствительностью к нюансам чужого настроения), что у васзакончились аргументы и вам нечем возразить, то непроизвольно встанет на вашусторону и будет искать аргументы в вашу пользу и затушевывать факт своей победыв дискуссии. Чтобы общение с интровертом было наиболее продуктивным, его надопостоянно поощрять, подбадривать, причем, лучше не словами, а взглядом,междометиями. В противном случае вы рискуете недооценить важность того, что довас хотят донести. Выводы о том, кто перед вами, доминант или интроверт можноделать только после неоднократных наблюдений, так как большинство людей успешнокурсируют от одного полюса к другому, в зависимости от настроения и предметаразговора.
3.Мобильный тип
Мобильный собеседник легко включается в беседу, прерываялюбые, даже самые важные дела. И также легко из нее выходит, переключаетвнимание на что-то более интересное в самый неподходящий, по вашему мнению,момент. Глаза только что страстно заинтересованного в ваших словах собеседникастановятся «пустыми», а взгляд ускользает. Речь мобильного собеседника быстра,порой из-за этого даже не понятна, выражение лица меняется с калейдоскопическойскоростью (причем не всегда в соответствии с произносимыми словами). Речьдругих кажется такому человеку непозволительно медленной, он торопит васвзглядом, перебивает, давая понять, что уже давно все понял. Если у васпроблемы с умением коротко формулировать свою мысль, то вы вполне способныдовести мобильного собеседника до белого колена. Он будет переминаться с ногина ногу, хватать вас за пуговицу, зевать, пытаться вставить слово или хотя бымеждометие в особенно длинные ваши реплики или делать попытки закончить за васфразу.
Когда ваш собеседник кажется вам чересчур мобильным, то лучшедействовать следующим образом: вначале попытайтесь подстроиться под его темп,пусть даже в ущерб содержательности. Далее, подстроившись, постепенно замедляйтескорость собственных реплик. В принципе, если повезет, то мобильный собеседникдолжен «повестись» на заданный вами более медленный темп. Правда, если он приэтом еще и доминант, то перестроить его на другую, более приемлемую для васманеру общения будет практически невозможно.
4.Ригидный тип
Чтобы включиться в беседу с вами такому человеку требуетсянеобходимое время и настрой. Причем, это не зависимо от характера, будь он дажерешительным и уверенным в себе человеком. Основная характеристика ригидногособеседника – основательность. И если он к моменту начала вашего разговора очем-то думал, то ему надо некоторое время, чтобы додумать мысль и поставить вопределенном месте точку. Зато слушать он вас будет очень внимательно, говоритьне спеша, подробно излагая свою мысль и то, как он к ней пришел.
Фразы ригидный собеседник формулирует с максимальнойточностью (точность не всегда означает, что мысль изложена коротко). Иногда увас может возникнуть из-за этого ощущение, что собеседник топчется на месте илисчитает, что до вас «доходит» медленнее, чем до других. Вовсе нет, просто,найдя удачное с его точки зрения выражение, ригидный собеседник исключительнодля собственного удовольствия может повторить его несколько раз. И не пытайтесьперебить ригидного собеседника! Не любит он этого. И сам никогда вас неперебьет. По вполне понятным причинам, общение с ригидным человеком изматывает,особенно, если вы сами – мобильный собеседник. Поставьте перед собой ступенькуличностного роста под названием «долготерпение» и тренируйтесь себе во благо вовремя беседы. Тем более, что раздражаясь, обижаясь или торопя своего визави, вывряд ли достигните понимания.

Заключение
Коммуникабельность, на мой взгляд, в нашем современном миреявляется важнейшим критерием успешной жизни. Благодаря такому качеству каккоммуникабельность, человеку намного проще строить отношения с окружающими еголюдьми. И это касается в равной степени как межличностных, так и деловыхотношений. Потому что к специалистам в области сервиса предъявляются требованияне только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принциповобщения. Специалисты по туризму, музейному сервису, домашнему менеджментудолжны в совершенстве уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствоватьсебя уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Список использованной литературы
1. Гойхман, О.Я.Речевая коммуникация/ О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 100с.
2. Русский язык икультура речи: учеб. пособие / Под. ред. О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА – М, 2002. –187 с.
3. Психологияобщения: учеб. пособие / А.А. Леонтьев .- 4-е изд. — М.: Академия, 2007. — 368с.
4. Психологияделового общения и управления: учебник /Л.Д. Столяренко .- 5-е издание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.