Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет российская практика и международные стандарты

--PAGE_BREAK--В международной практике принято при исчислении прибыли исходить из принципа (правила) соответствия (matching rule), состоящего в том, что расходы должны быть отнесены к тому же отчетному периоду, к которому относятся доходы. То есть доходам, полученным в данном отчетном периоде, должны соответствовать те расходы, благодаря которым и были эти доходы получены.
Такого соответствия не получается, если расходы учитывать в том периоде, когда они возникли (например, при производстве товара), а доходы – когда поступят деньги в оплату за отгруженный товар. Именно так и был до последнего времени поставлен учет доходов и расходов на российских предприятиях. То есть реализованной считалась продукция, которую оплатил покупатель. В международной практике такой подход к реализации встречается у единоличных собственников и в малых фирмах при расчете облагаемой налогом прибыли. Метод, который основан на учете поступления и выплаты денег, называется кассовым методом. Он достаточно прост, но если соответствие между доходами и расходами при этом выявить трудно (относительно одного отчетного периода), то предприниматель (руководство) не может четко соотнести расходы и доходы, а следовательно, не может принимать обоснованные решения с целью повышения эффективности производства.
В условиях, когда нет высоких темпов инфляции и проблемы массовых неплатежей, может быть реализовано правило соответствия (расходов доходам за тот же период) с помощью метода начислений в учете (accrual accounting) доходов и расходов. Это позволяет «отразить финансовые последствия для фирмы возникающих фактов хозяйственной жизни в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда фирма получает или выплачивает деньги»* (Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета. М, 1994, с. 48)
При использовании метода начислений продукция считается реализованной на момент отгрузки ее покупателю и предоставления ему документов на оплату. В международной практике именно этот момент признается моментом перехода права собственности на отгруженный товар (предоставленную услугу). Переход права собственности в качестве основы для признания факта реализации в российском законодательстве впервые был сформулирован в ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако практическая реализация метода начислений в РФ до последнего времени сдерживалась возможностью выбора в учетной политике либо метода «по отгрузке», либо метода «по оплате» для целей налогового учета. Одним из главных нововведений главы 25 Налогового кодекса (о налоге на прибыль) является переход на метод начислений при определении выручки. Возможность своевременно рассчитаться по налогу на прибыль в этой ситуации ставится в прямую зависимость от платежеспособности покупателей, организации финансового планирования и контроля у продавцов. Очевидно, что с такой ситуацией легче справиться крупному предприятию, имеющему значительные финансовые ресурсы. Поэтому Налоговый кодекс предусматривает сохранение кассового метода для налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации за предыдущие четыре квартала не превысит 1 млн. руб. за каждый квартал (без НДС и налога с продаж).
Необходимо учитывать, что метод начислений, позволяя определить изменения капитала организации, не отражает движение денежных средств предприятия. Начисленный доход – это еще не деньги, которые можно немедленно использовать для погашения своих обязательств. Из международной практики известны факты, когда крупные прибыльные (по данным бухгалтерской отчетности) фирмы оказывались на грани банкротства из-за отсутствия достаточной суммы денежных средств в нужный момент. Поэтому отчет о движении денежных средств становится одним из важнейших документов бухгалтерской отчетности, составленной на основе метода начислений. Причем этот отчет составляется не на основе первичных кассовых и банковских документов, как в российской практике, а путем трансформации отчета о прибылях и убытках. Таким образом, переход на метод начислений в российском бухгалтерском и налоговом учете представляет собой непростую задачу.
Кассовый метод учета выручки является более простым методом, чем метод начислений. Но здесь возникает другая проблема. Не всякое поступление денег является доходом (т.е. фактором увеличения капитала), и не всякое выбытие денежных средств является расходом (то есть фактором уменьшения капитала). Например, поступление денежных средств в результате получения ссуды банка увеличит не капитал, а обязательства предприятия. А возврат банку полученной ссуды (уменьшение денежных средств на счете) означает уменьшение не капитала (расход), а обязательств. Таким образом, кассовый метод учета (по фактам поступления или выбытия денежных средств) не позволяет получить такую важную информацию, как сведения об изменении капитала организации, эффективности ее деятельности. Возможность преодолеть данный недостаток существует у малых предприятий с небольшими оборотами, где финансовый результат несложно определить. Поэтому сохранение кассового метода учета для малых предприятий с небольшими оборотами вполне оправданно.
1.4 Реформирование российского бухгалтерского учета Программа реформирования бухгалтерского учета была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98. Ее главная цель – переход на рыночные принципы учета и отчетности. В постановлении названы три задачи реформирования системы бухгалтерского учета:
-                      сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
-                      обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
-                      оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Реализация этих задач – дело весьма трудное. Прежде всего необходимо четко определить, какую модель бухгалтерского учета следует предпочесть, двигаясь по пути гармонизации бухгалтерских стандартов. Учитывая разную степень инвестиционной привлекательности предприятий, следует пойти по пути постепенного и добровольного перехода на международные стандарты учета и отчетности. Но для этого должны быть созданы благоприятные социально-экономические условия в обществе. Потенциальный инвестор должен быть не только уверен в экономической и политической стабильности, неизменности «правил игры», в защите своих прав инвестора. Не менее важное условие – обеспечение прозрачности финансовой деятельности предприятий, что достигается использованием международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Проблема прозрачности финансовой отчетности – это не только проблема бухгалтерского учета и его реформирования. Нежелание российских предприятий показывать в открытой отчетности значительную часть своих оборотов (по некоторым данным, теневой оборот составляет не менее половины реального оборота) связано, прежде всего, с высоким уровнем налогообложения, а также с бюрократической системой контроля за деятельностью коммерческих организаций, сопровождающейся коррупцией. Поэтому реформирование бухгалтерского учета возможно только в комплексе с решением других проблем экономической и социальной политики, и прежде всего с налоговой реформой, дебюрократизацией управления. Очевидно, с пониманием этой ситуации связано изменение срока завершения реформирования бухгалтерского учета, намеченного Правительством РФ. Таким сроком назван 2004 год, вместо намеченного ранее 2001‑го. Однако, и это решение пришлось изменить: в 2004 году была принята Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004–2010 годы), которая предусматривает постепенный и выборочный переход крупных российских компаний, чьи акции обращаются на международных финансовых рынках, на публикацию своей консолидированной отчетности по МСФО. Такой подход является значительно более взвешенным и реалистичным.
В бухгалтерском учете как учебной дисциплине рассматриваются принципы, правила и способы учета активов, обязательств, доходов, расходов и финансовых результатов организации.
Практическое построение системы бухгалтерского учета, основанной на рыночных принципах хозяйствования, происходит в РФ в процессе реформирования бухгалтерского учета и отчетности на основе международных стандартов.
Реализация программы реформирования российского бухгалтерского учета требует решения комплекса сложных задач, а именно изменений в налоговом, корпоративном законодательстве, политической и экономической стабильности, иными словами, создания условий, при которых работа «на свету» станет более выгодной, чем в условиях «теневой» экономики. Важное значение имеет и подготовка специалистов – бухгалтеров и высших руководителей, способных реализовать международные принципы бухгалтерского учета и отчетности.

2. Бухгалтерский баланс 2.1 Характеристика бухгалтерского баланса. Актив баланса Бухгалтерский баланс – это отчет о финансовом положении предприятия на определенную дату.
Под финансовым положением понимается наличие у предприятия принадлежащих ему экономических ресурсов (активов) и противопоставленный этим ресурсам весь капитал, который является источником формирования данных ресурсов. Поэтому:
Активы (средства предприятия) = Весь капитал.
Активы – это принадлежащие предприятию средства, имеющие денежную оценку и представляющие ценность для предприятия, т.е. способные принести экономическую выгоду в будущем. К ним относятся денежные средства, легко реализуемые ценные бумаги, дебиторская задолженность – наиболее ликвидная часть активов, которая сразу (денежные средства) или в короткие сроки может быть превращена в деньги и использована для расчетов по неотложным обязательствам. Менее ликвидная часть активов – товароматериальные запасы, которые включают в себя запасы материалов на складе, незавершенное производство и запасы непроданной готовой продукции.
Вышеназванные части активов и составляют так называемые оборотные активы, или оборотные средства.
Наименее ликвидная часть активов – внеоборотные активы. Главная отличительная особенность их состоит в том, что они могут быть возвращены в исходную денежную форму в срок свыше одного года. К ним относятся основные средства и нематериальные активы. Особую часть активов составляют финансовые вложения, экономическую выгоду от которых организация может рассчитывать получить как в срок свыше одного года, так и в течение отчетного периода. К таким вложениям относятся инвестиции в дочерние и зависимые общества, в другие организации, займы, предоставленные другим организациям. В отличие от отчетности, основанной на международных стандартах учета, в российском балансе в состав финансовых вложений входят собственные акции, выкупленные у акционеров. Это означает завышение величины активов, поскольку такие акции не обеспечивают получение экономической выгоды и, следовательно, не могут относиться к активам.
Такое же значение имеет и сохранение в составе дебиторской задолженности статьи «Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал». Возможность такой задолженности связана с порядком учета собственного капитала при регистрации Устава организации. Согласно российскому законодательству, уставный капитал отражается в пассиве баланса по сумме подписанного, а не только оплаченного капитала.
2.2 Пассив баланса В соответствии с двумя основными источниками формирования, капитал включает в себя два типа капитала: собственный и заемный.
Активы = Собственный капитал + Заемный капитал.
Собственный капитал – это обязательства предприятия перед его собственниками. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (приказ Министерства финансов РФ от 29.07.98 №34н») и положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99, в состав собственного капитала входят уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль. В любом случае, независимо от конкретной формы коммерческого предприятия, собственный капитал – это та часть, которую внесли учредители при создании организации, а также та, которая возникла в результате эффективной работы предприятия, т.е. за счет части прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия – нераспределенной прибыли. За счет полученной прибыли в соответствии с законодательством и Уставом организации создаются, по существу, страховые фонды: добавочный и резервный капитал.
В том случае, когда баланс должен в первую очередь удовлетворить интересы инвесторов – кредиторов, на первом месте в пассиве должны стоять сведения не о собственном капитале, а о долгосрочных и краткосрочных обязательствах. Это максимально упрощает задачу сопоставления величины данных обязательств с величиной ликвидных активов, наличие которых и гарантирует выполнение обязательств перед кредиторами, предоставившими ресурсы на возмездной основе в различных формах на определенное время. Таким образом, заемные средства, или заемный капитал – это обязательства перед кредиторами, или пассивы. Поэтому противостоящую активам часть (сторону) баланса точнее было бы называть не «пассив», а «пассивы и собственный капитал». Очевидно, для устранения недоразумений с пониманием термина «пассивы» в новых российских нормативных документах, касающихся отчетности и ее форм, вместо термина «пассивы» используется термин «обязательства». Правда, при этом подразумевается кредиторская задолженность, тогда как обязательства перед собственниками называются «капитал», или «собственный капитал».
Очевидно, что предприятие не может иметь больше (или меньше) средств (активов), чем сумма всех его обязательств. Поэтому бухгалтерский баланс представляет собой балансовое уравнение (тождество) активов и их источников – сумму собственного и заемного капиталов.
В западных моделях учета структура бухгалтерского баланса подчинена задаче предоставления заинтересованным пользователям информации о ликвидности, платежеспособности фирмы, степени устойчивости ее финансового положения, степени доходности инвестиций для ее акционеров (собственников). Поэтому статьи актива баланса расположены либо по принципу убывания (англоязычные балансы), либо по принципу возрастания ликвидности. При этом текущие активы (оборотные средства, или оборотный капитал) четко отделены от внеоборотных активов. Пассив баланса (обязательства + собственный капитал) строится по принципу убывания срочности обязательств: сначала даются статьи текущих (краткосрочных) обязательств, затем долгосрочные обязательства и, наконец, собственный капитал (обязательства перед совладельцами).
2.3 Чистые активы и собственный капитал: российские правила и международные стандарты В структуре и составе статей пассива баланса российских предприятий в ходе реформирования учета и отчетности произошли изменения. В состав статей раздела «Капитал и резервы» были перенесены «Убытки», которые ранее составляли третий раздел актива баланса. В Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций уточняется, что на основе принятых в организации решений о покрытии убытков в качестве источников покрытия убытка (как отчетного года, так и прошлых лет) могут быть использованы нераспределенная прибыль (за исключением учтенной в качестве источника покрытия капитальных вложений), резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством, добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), а также доведение величины уставного капитала до величины чистых активов организации. Но механизм использования последнего способа не прописан.
Чистые активы – это все активы за вычетом всех обязательств (долгосрочных и краткосрочных). Иными словами, чистые активы – это все, чем могут располагать собственники после выполнения всех обязательств перед кредиторами. Таким образом, основное бухгалтерское тождество можно представить и в форме равенства чистых активов и собственного капитала. Расчет этого показателя по балансам, составленным по правилам международных стандартов, не представляет никаких трудностей, поскольку состав и структура активов и обязательств соответствует содержанию этих понятий. Например, по данным бухгалтерского баланса британской фирмы, ее активы по итогам отчетного года составили, тыс. ф. ст.:
    продолжение
--PAGE_BREAK--Внеоборотные активы – 5326
Текущие (оборотные) активы – 2817
Итого активы (итог актива баланса) – 8143
В пассиве баланса:
Текущие (краткосрочные) обязательства – 2372
Долгосрочные обязательства – 3000
Итого все обязательства – 5372
Таким образом, собственный капитал этой фирмы должен составлять:
Активы-все обязательства: 8143 – 5372= 2771 тыс. ф. ст.
Действительно, в пассиве баланса приводится именно такая величина собственного капитала, состоящего из акций по номиналу – 50 тыс. ф. ст.; премии на акции (избыточный или добавочный капитал) – 275 тыс. ф. ст.; нераспределенной прибыли – 2446 тыс. ф. ст. Итого собственный капитал равен 2771 тыс. ф. ст.
Наличие в бухгалтерской отчетности данных о чистых активах (собственном капитале) за ряд лет позволяет судить о финансовой устойчивости фирмы, о степени ее независимости от внешних источников финансирования.
В российском бухгалтерском учете показатель величины чистых активов исчисляется в соответствии с совместным приказом Министерства финансов РФ и Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 05.08.96 №71/149. Требование исчисления этого показателя было связано с введением в действие Гражданского кодекса РФ, который в качестве гарантии интересов кредиторов установил требования к величине собственного капитала акционерных обществ. Согласно статьям 90, 99 ГК РФ, если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», были определены минимальные размеры уставного капитала: для открытых акционерных обществ – 1000-кратная величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного действующим законодательством, для закрытых АО, а также для ООО – 100-кратная величина этого показателя.
Согласно ранее указанному совместному приказу Министерства финансов РФ и ФКЦБ чистые активы определяются путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. К числу активов, принимаемых к расчету, совершенно справедливо не относятся:
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (код строки 244, счет №75);
балансовая стоимость собственных акций общества, выкупленных у акционеров (код строки 252, счет №81).
Для определения суммы обязательств, принимаемых к расчету, также необходимо произвести ряд корректировок:
из итога раздела пассива баланса «Краткосрочные обязательства» следует вычесть суммы по двум статьям: «Доходы будущих периодов» (строка 640, счет №83) и «Резервы предстоящих расходов» (строка 650, счет №89), поскольку в действительности они не являются обязательствами перед внешними кредиторами;
из раздела «Капитал и резервы» (раздел III баланса, содержащий данные о величине источников собственных средств) данные по статье «Целевое финансирование» (код строки 450, счет №86) следует прибавить к сумме обязательств.
Необходимость внесения изменений в порядок оценки стоимости чистых активов будет усиливаться по мере реформирования российского бухгалтерского учета. Порядок внесения изменений в величину уставного капитала, определенный действующим законодательством, не позволяет оперативно в случае необходимости, если недостаточно других составляющих собственного капитала (добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли) использовать необходимую часть уставного капитала для покрытия убытков. Формально такой подход должен защищать интересы акционеров (собственников). Фактически же он создает возможность на основе действующего закона «О банкротстве» довести до банкротства любое вполне благополучное предприятие, если у него окажется непогашенная в течение трех месяцев задолженность на сумму 500 тыс. руб. В отличие от российской системы, международные правила позволяют сумму убытков вычитать из всей величины собственного капитала. В результате сумма убытков возмещается сначала из нераспределенной прибыли, добавочного капитала и резервов, если таковые были созданы, а затем, при необходимости, и за счет собственно акционерного (уставного) капитала. И лишь в случае, когда величина уставного капитала оказывается ниже законодательно установленного уровня, компания ликвидируется. При таком подходе недобросовестный заинтересованный кредитор не может спровоцировать банкротство. Таким образом, очевидно, что проблемы реформирования бухгалтерской отчетности, в частности такого важнейшего документа, как бухгалтерский баланс, необходимо решать в комплексе с другими разделами законодательства.
2.4 Требования к форме бухгалтерского баланса На основе действующего законодательства по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ приказом от 13.01.2000 №4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», начиная с отчетности за 2000 год, отменил обязательные типовые формы отчетности, но в то же время рекомендовал организациям при разработке форм бухгалтерской отчетности учитывать образцы форм, приведенные в приложении к приказу, а также содержащиеся в приказе Указания об объеме и порядке составления форм бухгалтерской отчетности.
Рекомендованная приказом форма бухгалтерского баланса (форма №1) для всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых и бюджетных организаций), должна иметь точно определенные реквизиты. К ним относятся: наименование организации, вид деятельности, организационно-правовая форма, ИНН, адрес организации, дата, на которую составлен баланс, код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Баланс должен состоять из пяти разделов. Первые два раздела содержат данные об активах. Раздел I – «Внеоборотные активы». Он включает в себя активы со сроком обращения свыше 12 месяцев после отчетной даты. К ним относятся следующие статьи: нематериальные активы (код строки 110); основные средства (код строки 120); незавершенное строительство (код строки 130); доходные вложения в материальные ценности (код строки 135); долгосрочные финансовые вложения (код строки 140); прочие внеоборотные активы (код строки 150).
Раздел II баланса – «Оборотные активы». Срок их обращения (т.е. возвращения в исходную денежную форму) – менее 12 месяцев с момента опубликования отчетности. К этому разделу относятся: запасы (код строки 210); налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (НДС) (код строки 220); дебиторская задолженность (с подразделением по срокам поступления платежей и видам – коды строк соответственно 230, 240); краткосрочные финансовые вложения (код строки 250); денежные средства (в том числе касса, расчетные, валютные счета, прочие денежные средства – код строки 260).
Пассив баланса включает в себя три раздела: раздел III «Капитал и резервы»; раздел IV «Долгосрочные обязательства»; раздел V «Краткосрочные обязательства».
Важен и принцип размещения статей внутри пассива баланса. В международной практике статьи пассива баланса располагаются по убыванию срочности обязательств. Такой подход удовлетворяет в первую очередь интересы кредиторов: они могут судить, способно ли предприятие за счет своих ликвидных активов платить по самым неотложным обязательствам (со сроком погашения менее 12 месяцев с момента опубликования отчетности). В рекомендованной форме российского баланса сохранен противоположный порядок: сначала расположены статьи, представляющие собственный капитал, затем – долгосрочные обязательства (со сроком погашения свыше 12 месяцев с момента опубликования отчетности) и в последнюю очередь (V раздел баланса) – краткосрочные обязательства.
Указанные особенности российского баланса создают определенные трудности для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия, особенно потенциальными иностранными инвесторами. Но устранение несоответствий международным стандартам финансовой отчетности требует комплексного решения непростых экономических и социально-политических проблем.
Бухгалтерский баланс – основной документ финансовой отчетности (форма №1), который должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Основное тождество бухгалтерского баланса – равенство итогов актива и пассива – объясняется принципом двусторонности: в активе отражаются имущество и права, способные приносить экономическую выгоду в будущем, а в пассиве – источники этих активов (собственные или заемные).
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (принцип автономности, означающий допущение имущественной обособленности).
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны быть представлены с подразделением на краткосрочные (со сроком обращения или погашения менее 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочные (со сроком обращения или погашения свыше 12 месяцев после отчетной даты). Это позволяет судить о состоянии ликвидности и платежеспособности (финансовой устойчивости) организации.
В процессе реформирования российского бухгалтерского учета достигнуты определенные результаты по гармонизации российского финансового учета и его важнейшего документа – бухгалтерского баланса – с международными стандартами. Однако «прозрачности» финансовой отчетности, в том числе представленной в бухгалтерском балансе, препятствуют те же обстоятельства, которые способствуют «уходу» бизнеса «в тень»: высокие налоги, бюрократический стиль государственного управления, коррупция, неполнота и нестабильность законодательной базы.

3. Бухгалтерские счета 3.1 Счета бухгалтерского учета и двойная запись Счет – основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. Именно на счетах, а не в бухгалтерском балансе, отражаются (записываются) все хозяйственные операции, которые изменяют (увеличивают или уменьшают) каждый вид средств и их источников. То есть счета открывают для каждого вида активов, обязательств (пассивов) и капитала предприятия, включая доходы и расходы. Для малого предприятия достаточно иметь несколько десятков счетов, тогда как крупному предприятию необходимы тысячи счетов.
Совокупность всех счетов предприятия с соответствующими номерами называется планом счетов. В порядке нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ Министерством финансов Российской Федерации представлен и приказом от 31.10.2000 №94н введен в действие с 01.01.02 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. План счетов не устанавливает правил ведения бухгалтерского учета, он не является документом нормативного регулирования бухгалтерского учета, таким как положения, методические рекомендации и т.д. Но он определяет общий порядок отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, оформляет общий концептуальный подход к построению системы счетов и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. План счетов как элемент нормативного регулирования бухгалтерского учета отсутствует в такой модели бухгалтерского учета, как GAAP. Но следование общепринятым принципам бухгалтерского учета и отчетности создает условие единообразия показателей основных документов внешней отчетности.
В переводной литературе по бухгалтерскому учету можно встретить такое определение бухгалтерского счета, как «Т-счет». Этому есть простое объяснение: в своей простейшей форме бухгалтерский счет выглядит, как буква «Т» или как двусторонняя таблица, левая сторона которой называется дебет, а правая кредит.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 27.07.98 №34н, п. 9) говорится, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Так, если организация приобрела материалы на сумму 5000 руб. за наличные, то такая операция отразится на двух взаимосвязанных счетах – «Материалы» и «Касса» (денежные средства). Взаимная связь между счетами, используемая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, – корреспондирующими счетами. Следующая задача бухгалтера – правильно определитьбухгалтерскую проводку, т.е. определить, какой из этих счетов следует дебетовать (записать сумму по дебету счета), а какой – кредитовать (записать сумму операции по кредиту счета). В нашем примере дебетовать следует счет «Материалы», что означает увеличение средств на счете, а кредитовать – счет «Касса», что означает уменьшение средств на счете (в данном случае – денежных средств). В каких случаях запись означает увеличение, а в каких – уменьшение зависит от характера счета. Здесь существуют очень четкие правила, которые необходимо усвоить и запомнить.
Начальные остатки и увеличение на счетах средств (активов) записываются по дебетусчета, а уменьшение – по кредиту; поэтому конечный остаток по счету средств (активов) может быть только дебетовым: нельзя уменьшить актив на величину большую, чем сумма начального сальдо и дебетового оборота. Например, нельзя израсходовать материалов на большую сумму или списать с кредита счета «Материалы» больше, чем было отражено по дебету этого счета.
Начальные остатки (начальное сальдо) и увеличение на счетах обязательств и капитала записываются по кредиту, а уменьшение – по дебету. Конечное сальдо на счетах обязательств и капитала может быть только кредитовым. Так, при приобретении материалов в кредит корреспондирующими счетами будут счета средств («Материалы») и обязательств перед поставщиками (счет №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Бухгалтерская проводка при этом будет такой:
Дебет счета №10 «Материалы» (увеличение актива) – Кредит счета №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (увеличение обязательств).
Для удобства запоминания этих правил в одном из учебников по бухгалтерскому учету предлагается прием, опирающийся на структуру баланса. Поскольку активы отражаются в левой стороне баланса, увеличение на счетах активов также записывается слева, по дебету, а уменьшение соответственно по кредиту. Статьи обязательств и капитала находятся в правой стороне баланса – пассиве, поэтому увеличение на счетах, открытых для статей пассива баланса, записывается справа, по кредиту, а уменьшение – по дебету таких счетов. Таким образом:
увеличение активов – это дебет;
уменьшение активов – это кредит;
увеличение обязательств и капитала – это кредит;
уменьшение обязательств и капитала – это дебет.
Один из принципов бухгалтерского учета – принцип непрерывности. Однако на практике непрерывное отражение операций с активами и обязательствами приходится искусственно прерывать, чтобы отразить в отчетности результаты деятельности организации за отчетный период. При этом на счетах, открытых для статей актива и пассива баланса, определяется конечный остаток, сумма которого и переносится в новый, заключительный баланс. Поскольку на счетах средств (активов) начальный остаток (начальное сальдо) и увеличение, произошедшее за отчетный период, записаны по дебету, а уменьшение – по кредиту этих счетов, конечный остаток (конечное сальдо) определяется вычитанием кредитового оборота из суммы начального сальдо и дебетового оборота по счетам активов. Например, поступили материалы на сумму 600 ден. ед., полученные в кредит (счет еще не оплачен). Учет материалов ведется на активном счете №10 «Материалы». Допустим, что на начало отчетного периода (начальное сальдо) на этом счете была записана сумма 300 ден. ед. – по дебету счета. Согласно принципу двойной записи, бухгалтерскую операцию принятия на учет поступивших в кредит материалов следует отразить на двух взаимосвязанных счетах, а именно на счете активов №10 «Материалы» и счете обязательств №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Поскольку в результате этой операции произошло увеличение средств (материалов) и обязательств (поставщикам), должна быть сделана следующая бухгалтерская запись (бухгалтерская проводка):
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.