Реферат по предмету "Психология"


Особенности творческого процесса

1. Этапы постановки ирешения творческих заданий
П.К. Энгельмейер описалтри этапа творчества – замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит «Теориятворчества», вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д.Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особуюценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического снаучным и художественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: «Когдаобщепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другуюобласть, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее испособствует ее развитию». В этой работе Энгельмейер уже неограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки «эврилогии»- науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса нетолько в технике, но и в науке, религии и искусстве.
Основное место в книгезанимает «теория трехакта», состоящего из трех стадий: желания,знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во второмдоказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается синтуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатываетсяплан, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт несвязан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть порученосоответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант вовтором, прилежание в третьем.
В когнитивной психологииУоллес описал следующие четыре последовательных этапа творческого процесса:
— Подготовка:Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
— Инкубация: Отвлечениеот задачи и переключение на другой предмет.
— Просветление.Интуитивное проникновение в суть задачи.
— Проверка: Испытаниеи/или реализация решения.
Четырехэтапная модельтворческого процесса Уоллеса дала концептуальные рамки для анализа творчества.Рассмотрим вкратце каждый из этапов.
Подготовка. Напримерматематик Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над задачейдве недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отвергнесколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, чтоподготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь какматематика, а также, возможно, и значительная часть его детства можетрассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографияхмногих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивалиидеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретномнаправлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самаяотдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессеостается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульномокружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своеготворческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рукгораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратитьвнимание на генетические основы творчества.
Инкубация. Почему такполучается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которогопроблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболеепрагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашейжизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем,путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того,чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скореевсего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner,1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласноодному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправитьсяот усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяеттакже забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели,решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено,что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способыее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочьтворческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаемработать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитымположением Вильяма Джеймса «Мы учимся плавать зимой и кататься на конькахлетом» Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи можетпроисходить реорганизация материала.
3. Просветление Инкубацияне всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали винкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления).Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно«включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыввозбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Всеотносящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мыслиигнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множествоОткрытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретениетелефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как вмомент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливойзадачи.
4. Проверка. Вслед зарадостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие,наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода«отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет егозаконности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшеесятворческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварнымзолотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случаеперепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, внекоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований,проверок и перепроверок.
Русский философ-педагог Н.Д.Никандров выделили четыре этапа творчества:
1) возникновение замысла,направленного на решение задачи;
2) разработка замысла;
3) воплощение замысла вдеятельности;
4) анализ и оценкарезультатов творчества.
Понамарев Я.А. выделяетчетыре фазы:
1) Сознательная работа(подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивногопроблеска новой идеи.
2) Бессознательнаяработа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).
3) Переходбессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательнойработы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы,в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа.Развитие идеи, окончательное оформление идеи.
Примером решениятворческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма,позволяющий наиболее быстро и эффективно найти приемлемые варианты решения.
На первом этапе мозговогоштурма мы формулируем задачу, которую необходимо решить. Лучше, если это будетсделано в форме вопроса — и, конечно же, в письменном виде. Торопиться не нужно- потому что правильно заданный вопрос уже несет в себе залог ответа. Мы должныпостараться увидеть конкретную ситуацию в контексте всей работы, а если речьидет о нас — то в контексте всей нашей жизни. Нам необходимо взглянуть напотребности в свете наших основных ценностей.
Следующий этап — свободная генерация идей. Все идеи также необходимо записывать. Не имеетникакого значения, насколько осуществимыми выглядят эти идеи на первый взгляд.Главное — это необходимость их выразить и зафиксировать на бумаге, сделатьобъектом рассмотрения — но не критики. В процессе генерации идей, критика должнабыть исключена.
Наконец, последний этап — это подведение итогов. Если перед началом мозгового штурма могло угнетатьчувство, что выхода из ситуации нет, то сейчас очевидно, что это не так.Альтернативы есть — пусть даже некоторые из них и не выглядят реалистичными. Аэто помогает трезво оценить эти идеи и выбрать наиболее подходящее направление,в котором следует двигаться дальше.
В настоящее время всебольше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Дляэтого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий, приведем некоторые подходы ворганизации творческих заданий по специальной системе.
В основе этойтехнологии – применение систем творческих заданий для воспитания творческихкачеств личности. Основные этапы технологии следующие:
1. Постановка задач темы и уроков. При постановке задач темыи уроков определяется, что на реализацию учебных, развивающих и воспитательныхзадач будет уделено примерно одинаковое время на протяжении изучения темы.
Знания можно зазубрить, если ежедневномеханически запоминать определенные тексты, правила и термины, а можно усвоить,и довольно широко и глубоко, если не тратить время на механическое запоминание,а обучать учащихся применению теоретического материала для решения творческихзадач, то есть через непроизвольное запоминание. Мастерство учителя заключаетсяне в том, чтобы максимально облегчить учебную деятельность учащихся, а в том,чтобы даже слабые ученики имели методическое обеспечение: методики, конспекты,алгоритмы – и умели бы применять их для выполнения сложных заданий. Но в школахв большинстве случаев пока наоборот – эффективность урока и, следовательнопрофессионализм, учителя оцениваются по одному критерию – умению учащихсярассказывать по памяти материал предыдущего урока и выполнить несколькорепродуктивных заданий.
2.Ознакомление и конспектирование учебнойинформации. Заучивание основной терминологии закономерностей. На этом этапе учащиесязнакомятся с учебным материалом, составляют его копии: конспекты, таблицы,схемы. Заучиваются только определения основных терминов и закономерностей. Вэтом принципиальное отличие данной технологии от технологии “Система учебнойинформации”, где требуется заучивать всю учебную информацию.
3. Выполнение система творческих заданий. В систему творческихзаданий входят творческие задания по работе с учебной информацией, творческиезадачи, практические работы творческого характера. Применение системытворческих заданий не означает, что не будет репродуктивных заданий, они будутиспользоваться наряду с творческими, но уже не в качестве основного видадеятельности учащихся.
В процессе выполнения творческих заданийприменяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяетнепроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, атакже развивать творческие умения и умения применять знания в практическихситуациях. Таким образом то, что достигается в технологии “Система учебнойинформации” зубрежкой и страхом, в этом случав с интересом и без перегрузки.Вопрос в том, где взять системы творческих заданий?
Путь первый – использовать методическиеразработки учителей-новаторов, а они работают именно по этой технологии.
Путь второй – составлять постепенно,самостоятельно. Второй путь более эффективный, хотя и длительный, ведь сколькобудет учителей, столько будет и систем творческих заданий по темам. У каждогосвой индивидуальный стиль и подход.
4. Систематизация и углубление изученногоматериала. Систематизацияи углубление изученного материала осуществляется путем сопоставления исравнения изученного материала с предыдущим, выполнения творческих заданий,составления рефератов о новейших исследованиях в данном разделе изучаемойнауки, решения актуальных научных проблем. Дифференциация учебных заданийпредполагает, что ученики в каждом классе будут иметь выбор заданий разногоуровня сложности. Это позволит снять проблему “ориентации” учителя на слабыхучащихся и реально развивать талантливых детей.
5. Комплексный зачет. Суть комплексного зачетазаключается в том, что проверяются не только знания и репродуктивные умения, нои творческие и практические умения, а также умения морально-оценочнойдеятельности. По результатам зачета проводится коррекция учебных заданий,которые учащиеся будут выполнять по следующей теме. Увеличивается доля техзаданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения и соответственноуменьшается доля тех заданий, по которым у учащихся затруднений на зачете невозникло.
Здесь следуетнесколько остановиться на таком “замечательном” педагогическом явлении,особенно частом на уроках математики и родного языка, как работа над ошибками.После проведения контрольной работы учитель проводит урок анализа допущенныхошибок, после чего считается, что все будет в полном порядке, и ученики уже небудут допускать ошибки. Ошибочное мнение. Один урок работы над ошибками (а онобычно всегда один) общей ситуации не изменит, нужна система коррекции ошибокпри изучении каждой темы. Это значит, что параллельно с изучением нового материала,используются задания по предыдущим темам, выполнение которых так и не усвоеноучащимися. Только длительная, систематическая корректирующая работа позволитрешить глобальные проблемы современной школы – ликвидировать всеобщуюбезграмотность и неумение применять правила для выполнения простейших заданийпо предметам.
Такимобразом, определено, что триэтапа творчества – это замысел, план, исполнение. В когнитивной психологииУоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса. Русский философ-педагогН. Д. Никандров также выделили четыре этапа творчества. Примером решениятворческих заданий может быть пример решения задач с помощью мозгового штурма.В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциалсвоих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующиесистемы творческих заданий. Данная технологиявключает пять последовательных этапов: Постановка задач темы и уроков,ознакомление и конспектирование учебной информации, выполнение системытворческих заданий, систематизация и углубление изученного материала,комплексный зачет.
2. Внешние факторы,что способствуют актуализации творческого потенциала
Творчество имеет в своейоснове иррациональную мотивацию — отчуждение человека от мира и направляетсястремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью«положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс,превращая его в погоню за горизонтом. Творчество есть жизнь бессознательного.Механизм творчества — взаимодействие активного доминирующего бессознательного спассивным (рецептивным) субдоминантным сознанием. Деятельность есть жизньсознания. Но для того чтобы творить, человек должен включиться в сознательнуюдеятельность, усвоить ее нормативную основу.
Подражание ивзаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлениитворческой личности. Креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния,запреты, «табу», социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать«влияние» нерегламентированности поведения как отсутствие всякого влияния. И наэтой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путьвысвобождения творческого потенциала. Но если полагать, что среда влияетпозитивно, то для развития креативности совершенно необходимо подкреплениеобщей одаренности определенным социальным влиянием и подражанием творческойличности.
Античная философияпротивопоставляла творческую деятельность человека как нечто преходящее вечномубытию. Вместе с тем, в философии Платона творческая личность (философ) в еёстремлении к познанию обращается к высшему созерцанию сущности мира, идееБлага. В Средние века, как правило, феномен творчества теологизируется имистифицируется. Верховным субъектом творчества предстает Бог; человеку жеотводится роль канала, посредством которого изъявляется его воля. Становлениетворческой саморефлексии происходит в эпоху Ренессанса; в творческом актеличность уподобляется божественным силам.
И. Кантв качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчествооказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной ирефлективной деятельности воображения. Маркс рассматривал становление личностив результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека имира; творчеству он отводил роль разновидности деятельности. Ф. Ницше, критикуясовременную ему культуру, видел назначение творчества в преобразовании самойсущности человека. С интуитивистских позиций рассматривал данную проблему А.Бергсон. Он утверждал, что эволюция природы представляет собой постоянноерождение нового, то есть процесс творчества, спонтанный и непредсказуемый. Вфилософских произведениях А. Камю творчество осмысливается как экзистенциальнаяпроблема личности, как бунт против абсурдности существования в действительноммире; творчество представляется ему способом преодоления абсурда. Сартррассматривает творчество как средство созидания собственной личноститворческого субъекта. В русской философии В. Соловьёв рассматривал творчествокак средство, которым человек стремится выразить ценности Красоты, Истины иДобра и постигнуть сущность «всеединства».
Свободному творческомусамоопределению личности посвящены работы Н.А. Бердяева. Философ полагал, чтоспособность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание ипредназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение делабожественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчествомчеловек оправдывает своё существование. В целом понятно, что все этифилософские взгляды подчеркивают одну общую закономерность — человек включён вобщественную систему. Общество возникает как результат деятельности,осуществляемой людьми, которая и становится интегрирующим фактором. Деятельностьпредставляет собой универсальный способ бытия человека и в мире вообще, и вобществе, в частности. Посредством деятельности человек обнаруживает своюсущностную определённость, прежде всего, деятельность людей включает в себяосвоение их исторического опыта, что формирует основу последующей творческойдеятельности и представляет собой, по сути, механизм социализации индивида,обеспечивающий преемственность.
Творчество представляетсобой вид деятельности, характеризующийся при этом рядом особенностей:
— творчество представляетсоздание нового, уникального, оригинального, посредством чего в мир привносятсяизменения, что, с одной стороны, расширяет границы неизведанного, создавая приэтом новые поля для дальнейших исследований, с другой – открывает совсем новыевозможности, до этого казавшиеся нереальными;
— творчество естьсознательная целесообразная деятельность. Выбор целей, как правило, сопряжён спроблематикой ценностных ориентаций личности;
— современныеисследования проблематики творчества, акцентируют внимание на особенностяхличности, которая раскрывается как деятельностный субъект, формирующие своёбытие согласно собственной свободной воле. Творчество представляет собойдеятельность свободную;
— созидание новогосопряжено с критикой, а порой отрицанием старого, в связи с чем актуализируетсявопрос о взаимоотношении творчества и традиций. С одной стороны, возникновениенового способствует радикальному переосмыслению действительности, с другой, –невозможно представить исторический процесс без сохранения элементов предшествующего.Новое и традиционное взаимодополняют друг друга в социальном процессе;
— творчество включает всебя элементы как продуктивного, так и репродуктивного. Продуктивнаядеятельность преобладает в творчестве. Однако, репродуктивная также имееттворческое содержание, ведь зачастую вопроизведение существующего в чистом виденевозможно, в повторении также обнаруживается элемент нового.
Творческий потенциаллюбого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признакамитворческой личности. Значимой характеристикой его является креативность какспособность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс,способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умениевникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидетьперспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте.
Проявлением творческогопотенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность.
В толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий,пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение суспехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными отприроды». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишьзадатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основезадатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности,которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакиеспособности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он необладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, незанимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить,что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиватьсянеодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требованийдеятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни иособенностей воспитания.
Психолог Г.А. Рубинштейнсформулировал основное правило развития способностей — по «спирали»: отзадатков к способностям — в этом состоит путь развития личности. Творческиезадатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциаладелает человека творческой личностью.
При определении понятия«талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется какдарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами,талант — это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.Талант — это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно иоригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Одаренностьрассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.Одаренность — высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразноесочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Изсказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность италант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря оспособностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря оталанте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества.Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности,которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
В определении творческойличности особое место занимает выбор, который относится к любой сферечеловеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной,эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается восуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению.Рубинштейн С. Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемнаяситуация. Но что такое проблемная ситуация — это, в простейшем случае,ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем вситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровнядеятельности.
Свобода личности — важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности исвободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видовдеятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место вчереде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», аблагодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которыеучащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессиональногоуровня и компетенции. Творческая личность — это личность с определенным наборомнравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе еедеятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могутреализоваться оптимально и для человека, и для общества.
Очень важно приорганизации работы исследовать, какие способности являются ключевыми.
Именно в творчествеличность обретает смысл жизни. Утверждение и реализация смысла жизни такжеможет быть фактором, мотивирующим личность к творчеству. Вместе с темтворческая деятельность может мотивироваться и негативными факторами(несправедливости со стороны общества, ощущение абсурдности бытия, личностногонесовершенства и дисгармонии и т.п.). Это во многом связано с процессами,которые происходят в действительности и порождают в обществе подобныенастроения. Современная социальная стратификация с относительно открытымиструктурными элементами создаёт условия достаточно высокой степени социальноймобильности, что также может выступать в качестве стимулирующего развитие иреализацию творческого потенциала личности.
Для перехода отрепродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированиюсобственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходиматворческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчествуэлементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком иполностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Этоположение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, чтопризнание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем «раньше иотчетливее выступают оригинальные творческие элементы». Таким образом, длятворческого роста человека имеет значение цивилизованность, креативность среды,насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.
Изменение сущности ихарактера труда лежит в основе новой парадигмы не только экономики, но и всегообщества. Основные изменения, происходящие в труде постиндустриального типа всвязи с новым качественным развитием человечества, определяются устранением изаменой модели «экономического человека». Ни экономические методы, ниэкономическое принуждение не могут управлять творческой направленностьюличности. Подобная трансформация затрагивает не только условия жизни идеятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели,ценности, стремления. Формируется новый тип работника — «работникинтеллектуального труда», — объединяющий ориентацию на оперирование информациейи знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей,прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения. Но существует иряд противоречий, так как людей, движимых постэкономической системой мотивации,нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляютсоциальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а сдругой — противостоит остальной части общества.
Феномен творчества имеетпрямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия человека, еготворческим способностям, творческому отношению к миру.
Поэтому творчество можнорассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания общественногопрогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. В труде, вовзаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфическиекачества человека как социального существа. В творчестве имеет значениемножество как социальных, так и личностных факторов, в том числе ипсихологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, атакже умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность,толерантность и др.
Заметный интерес ктворчеству как к экзистенциальной ценности со стороны бизнеса обозначился,начиная с 60-х годов 20 столетия. Объясняется это явным и острымнесоответствием сложившихся организационных структур реальным ситуациям итребованиям времени. Существовавшие в компаниях управленческие структуры былирассчитаны на принятие ограниченного числа типовых решений. Но социальные,экономические, технологические условия производства, бизнеса и управления сталиизменяться достаточно быстро; число проблем, не соответствующих известнымклассам типовых задач и решений, непрерывно увеличивалось. Возрастающийдинамизм реальных ситуаций потребовал более гибкой и быстрой реакциируководства и сотрудников. Дальнейшее развитие производства оказалосьневозможным без его децентрализации и фрагментации. Полномочия принятия решенийи ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни организации,что требовало реализации креативных способностей работников, предоставления имбольшей свободы. Поэтому творчество, создание новых принципов, способовдеятельности оказалось необходимым в трудовой деятельности работника.
Творчеству соответствуетособый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивомтрудовой деятельности становится самооценка. Знания и опыт, воображение иадаптивность, гибкость мышления становятся экономически значимыми в оценкеличностями своих потенциальных возможностей.
Необходимым условиемсаморазвития и самореализации индивида является высокий уровень свободы,который достигается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой ивнешней целесообразностью, а целью производства становится сам человек. Изэтого следует, что истинной свободы можно достичь лишь тогда, когда трудобщества организован как творчество, когда свободное творчество выступает впроцессе труда как условие саморазвития личности.
В современном социальномконтексте переход от творчества к самореализации предполагает множествофакторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможность преобразовыватьполучаемые сведения в готовые информационные продукты, что характерно лишьнезначительному кругу людей. Именно в новом типе работника коренится вызовтрадиционной экономике, так как работник интеллектуального труда стремится ксамостоятельности и автономности. И если раньше данная тенденция не былавыраженной, то на настоящий момент это довольно явно проявляется. Необходимоподчеркнуть особую значимость интеллектуального капитала, определяемого каквоплощенное в человеке полезное знание. Отношение к подобному капиталу какличной собственности получает однозначные оценки. Личная собственность служитнамного более мощным побудительным мотивом, чем любой иной вид собственности.
 
3. Фазы развитиятворческих умений личности
Понамарев Я.А. выделяетчетыре фазы:
1) Сознательная работа(подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивногопроблеска новой идеи.
2) Бессознательнаяработа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).
3) Переходбессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательнойработы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы,в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа.Развитие идеи, окончательное оформление идеи.
В основу выделения фаззакладывает:
— переход отсознательного поиска к интуитивному решению;
— эволюция интуитивногорешения в логически завершенное.
Для решения творческойзадачи можно выделить следующие фазы:
1. Фаза логическогоанализа.
2. Фаза интуитивногорешения.
3. Фаза вербализацииинтуитивного решения.
4. Фаза формализациивербализованного решения.
На фазе 1 для решениятворческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решательдолжен быть компетентным и интеллектуальным.
На фазе 2 определяетсяинтуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазеосознанным является необходимый или требуемый результат.
На фазе 3 осознаннымявляется не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата- алгоритм решения творческой задачи.
На фазе 4 осуществляетсяпостановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденномурезультату окончательной, логически завершенной формы.
Для того, чтобыреализовать понятие «ясно видимой цели», нужно произвестиконкретизацию задачи, которую принято определять как постановка задачи.
Цель задачи. Первый шагна пути к результату при определении задачи — определение ее цели: Чтотребуется, что надо определить?
Но цель невозможно достичь,если не имеется исходной информации, следовательно следующий вопрос:
— Какова исходнаяинформация для достижения цели? (Что дано?)
— Определить условия, прикоторых может быть достигнута цель.
В них включаютсявозможные методы, способы, средства достижения цели, а также, если этонеобходимо, начальные условия и существующие ограничения. Перечисленныеусловия, связанные в единую систему, являются постановкой задачи.
Современная классификацияпериодов творческого процесса включает четыре фазы.
1 фаза (сознательнаяработа)- подготовка, особое деятельное состояние как предпосылка интуитивногопроблеска новой идеи. Этот период можно назвать фазой логического анализа. Еслипроводить аналогии с этапами брендинга и, конкретно, с задачей поиска идеипозиционирования, то на этой фазе используются те знания, которыми располагаютрешающие эту задачу. Это данные результатов маркетинговых исследований,информация из вторичных источников, данных о позиционировании конкурентов,особенностей их рекламных кампаний и т.д. Информация о продукте анализируется,выдвигаются гипотезы, нарастает мотив поиска.
2 фаза (бессознательнаяработа)- созревание идеи, бессознательная работа над проблемой. Эта фазаназывается интуитивным решением, характеризуется неосознанным способом решенияпроблемы. Само решение оказывается возможным, если ключ к нему содержится внеосознанном опыте. В основу понимания данной фазы положено представление одвойственности результата действия человека. Помимо прямого, осознаваемогопродукта действия, отвечающего сознательно поставленной цели, в составерезультата действия содержится побочный, неосознаваемый продукт. Он возникаетвопреки сознательному намерению и складывается под влиянием информации, котораявключена во взаимодействие, но не существенна с точки зрения цели действия.Побочный продукт не осознаётся тем, кто его производит, но может регулироватьпоследующие действия человека, создавшего этот продукт, в частности приводить крешению творческой задачи. Осознание факта решения происходит при этом совершеннонеожиданно, оно возникает благодаря тому, что оказывается удовлетворённойпотребность, достигшая к этому времени наибольшего напряжения. Поэтому решениеи переживается как непонятно откуда взявшееся, самопроизвольное, как озарение,инсайт.
3 фаза (переходбессознательного в сознание)- вдохновение, когда в результате бессознательнойработы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическомвиде, в виде принципа, замысла. Это фаза вербализации интуитивного решения. Напредыдущей стадии человек чувствует, что задача практически решена, нообъяснить, как получено решение, не может. Для возникновения такой возможностинеобходимо общение, когда создателю бывает очень важно проговорить то, что былопридумано. Эта потребность автора в нашей компании активно поддерживается,часто перерастая в активное групповое обсуждение. В итоге — область осознаниярешения исходной задачи существенно расширяется, осознанным оказывается способрешения. Таким путём на основе интуитивного формируется логическое решениезадачи.
4 фаза (сознательнаяработа) — развитие идеи, её окончательное оформление и проверка. Фаза связана спостановкой и решением специальной задачи- придания найденному решениюокончательной, логически завершённой формы. Такая задача возникает, например, вусловиях, когда только что найденное решение оказывается необходимым средствомрешения другой задачи.
Таким образом,установлено, что творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию —отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этогоотчуждения. Подражание и взаимодействие играют исключительную роль вформировании и проявлении творческой личности. Творческий потенциал любогочеловека характеризуется рядом особенностей, которые являются признакамитворческой личности. Значимой характеристикой его является креативность какспособность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс,способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умениевникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидетьперспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте. Свободаличности — важнейшее условие развития творческого потенциала. Творчествусоответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для неерешающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. В современномсоциальном контексте переход от творчества к самореализации предполагаетмножество факторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможностьпреобразовывать получаемые сведения в готовые информационные продукты, чтохарактерно лишь незначительному кругу людей. В решения творческой задачи выделяютследующие значимые фазы: 1. фаза логического анализа, 2. фаза интуитивногорешения, 3. фаза вербализации интуитивного решения и нконец. 4. фазаформализации вербализованного решения.

Список использованнойлитературы
1. СолсоР.Л. «Когнитивная психология». " Пер. с англ. " М.,Тривола, 1996 г.
2. КиселеваТ.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. -М.: МГУК,1995.
3. ШадриковВ.Д. Психология деятельности и способности. — М., Логос, 1996.
4. БаткинЛ. М. Европейский человек наедине с собой. М. 2000.
5. БахтинМ. М. Эстетика словесного творчества. М. 1999.
6. БергсонА. Творческая эволюция. М. «001.
7. РубинштейнС. Л. Основы общей психологии. СПБ 2001.
8. СлободчиковВ. И. Психология развития человека. М. 2001.
9. СтаровойтенкоЕ. Б. Современная психология. М. 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская природа в лирике А С Пушкина
Реферат Экономико-географическая характеристика Пакистана
Реферат Compare And Contrast Of The Metamorphosis By
Реферат The Lymphatic System Essay Research Paper The
Реферат Правовая база МСУ
Реферат Организация системы управления предприятием общественного питания 1 категории кафе-бар "Фараон"
Реферат Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков
Реферат Проектирование привода к специальной установке
Реферат Современные информационные технологии понятия, структура, технологии
Реферат Физиологические эффекты при воздействии лазерного излучения на человека
Реферат Территориальные претензии Китая к странам СНГ
Реферат Контрольная по организации туризма
Реферат Основные права и свободы Российских граждан
Реферат Периодическая система материи
Реферат Huckelberry Finn Essay Research Paper In Mark