Реферат по предмету "Психология"


Основы психолого-педагогического исследования

1. Основные понятия 10определений по теме «Методология и методы педагогического исследования»
1.Методология — наиболееобщая система принципов организации научного исследования, способов достиженияи построения научного знания.
2. Метод — в самом общемзначении, способ достижения цели, определенным образом упорядоченнаядеятельность; способ теоретического исследования или практическогоосуществления чего-либо.
3.Гипотеза – научнообоснованное, но неочевидное предположение, требующие специальногодоказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретическогоположения или его опровержения.
4.Объект исследования – этоопределенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо отпознающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
5.Предмет исследования – впредмете фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данномслучае подлежит глубокому специальному изучению.
6.Цель- это обоснованноепредставление об общих конечных или промежуточных результата поиска.
7.Задача- это цельпреобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуациями, требующаясвоего преобразования для достижения определенной цели.
8.Диагностика психолого –педагогическая – процесс и способы определения степени развития личностныхкачеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а такжеэффективности функционирования и развития психологических систем, технологий,методик, педагогических проектов.
9.Наблюдение-исследовательский метод, который заключается в систематическом ицеленаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации,фиксаций действий и проявлений поведения объекта для изучения его.
10.Тестирование — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявитьуровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качествличности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальныхзаданий.
2. 7-10 библиографическихкарточек по теме: Исследовательские возможности к методам психолого-педагогическойдиагностики
1.В.И.Загвязинский,Р.Атаханов «Методология и методы психолого-педагогического исследования»
Учебное пособие для студентоввысших учебных заведений,5-е издание.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.
Рассматриваются методыпсихолого-педагогического исследования:
1. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования:
изучениелитературы, рукописей, документов и др., наблюдение (непрерывное и дискретное,широкое и узкоспециальное, невключенные и включенные), беседа, опрос(интервью ианкетирование), тестирование, изучение процессов и продуктов деятельности,оценивание, эксперимент (констатирующий или формирующий)
2.Методы теоретическогоисследования: метод анализа и синтеза, метод абстрагирования и конкретизации,метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования. Психолого-педагогическоеобследование-комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего длядостаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, егоструктуры, уровня развития, его гармоничности и тд.
Виды обследования:разведывательное, частичное, комплексное, системное.
2. Лихачев Б.Т.Педагогика:Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателейИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001
К числу методов научного познания принадлежит педагогическоенаблюдение, представляющее собой фиксацию и сбор фактов непосредственногопроявления детей в системе общественных отношений, их поведения и деятельности.Наблюдение может быть как основным методом накопления научного материала, так ивспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдениешироко используется на уровне эмпирического познания.
К наблюдению тесно примыкаюттакие методы, как сбор независимых характеристик, изучение, документации ожизни детей и результатах их деятельности. Эти методы являются средствомдиагностики педагогического изучения ребенка. Учитывается мнениевзаимодействующих с ним людей, фиксирующих свои впечатления и наблюдения вразличных документах (характеристиках, оценках, дневниках). Диагностикаосновывается также на данных деятельности, творчества и поведения ребенка.
К группе методов сбораэмпирического материала тесно примыкают методы конкретно-социологическихобследований. Используются методы анкетирования, интервьюирования, экспертныхоценок результатов деятельности, высказываний и суждений детей, статистическойобработки полученных данных.Теоретического исследования состоит в анализе,оценке, приведении в систему эмпирического и обобщенного материала с позицийопределенного мировоззрения.
Начальной стадиейтеоретического исследования, ступенькой перехода от эмпирического познания ктеоретическому является обобщение опыта передовой практики. Суть обобщения не вфотографировании, буквальном описании и переносе опыта из одних условий вдругие, а в вычленении наиболее существенных черт, особенностей передового илиноваторского опыта. Опытно-экспериментальные и теоретические исследованияобъединяет метод моделирования реальных педагогических процессов. Он состоит всоздании идеальной с точки зрения научных данных модели организации и условийфункционирования какой-либо части или целостного педагогического процесса. Методыи способы добывания диагностической информации разделяются на две основныегруппы. Первую можно охарактеризовать как совокупность методов специальногоизучения здоровья детей, возрастных и индивидуальных особенностей, их психики,направленности и степени одаренности, индивидуально-личностных качеств исвойств, результатов учебно-воспитательного процесса,эмоционально-нравственного климата в коллективе, отношений учителей- иучащихся, детей и родителей. Важное место среди методов специального изучениядетей занимает методика комплексного медицинского обследования состоянияздоровья.
Эти сведения позволяютучителю строить педагогический процесс как разноуровневый,индивидуализированный, дифференцированный.
Специальную диагностическуюфункцию выполняют методы социологического обследования детей, накапливающиесведения о социальном положении и морально-психологическом здоровье детей.
Огромное значение длясовершенствования учебно-воспитательного процесса, формирования детскойличности и индивидуальности имеют методы добывания психологическойдиагностической информации. С их помощью достигается определение характерапротекания психических процессов и состояний, становления системных личностныхкачеств и индивидуальных черт
Исходная диагностическаяинформация добывается также и с помощью методов педагогического изучения.Широко используется повседневное наблюдение за детьми в учебно-воспитательномпроцессе, в обыденном жизненном взаимодействии.
Группу методов специальногоцелостного изучения и диагностирования состояния детской личности дополняетвторая группа способов педагогического диагностирования. Ее можноохарактеризовать как совокупность приемов попутного или параллельного изучениясостояния детей и педагогического процесса, получения обратной информации оходе воспитания и обучения, методов организации и воспитания коллектива, иметоды педагогического взаимодействия с детьми.
Методы проверки и оценкизнаний, умений и навыков учащихся, такие их модификации, как опрос, собеседование,контрольные работы, дают определенный информационный срез о состоянииобученности и степени развития отдельных психических процессов ребенка.
3. П.И.Пидкасистый«Педагогика» Учебник рассчитан на студентов педагогических вузов и колледжей,аспирантов, учителей и руководителей школ.
Рассматриваются основныеметоды педагогических исследований: эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы: методнаблюдения-это — непосредственное восприятие исследователем изучаемыхпедагогических явлений, процессов (непосредственное и опосредованное, сплошныеили дискретные), опросные методы(беседа, анкетирование, интервьюирование),метод педагогического консилиума, метод диагностирующих контрольных работ, методпедагогического эксперимента, методы рейтинга и самооценки, метод«педагогического консилиума», обобщение педагогического опытаТеоретические методы педагогического исследования: моделирование,построение идеализированных объектов,
4.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методомрисуночного теста
—М.: ТЦ Сфера,2004. —96с— Серия «Библиотека практическогопсихолога.
Книгапосвящена исследованию мало известной в отечественной психологии области.Рассматривается количественная оценка интеллекта в системепсихолого-педагогической диагностики; изобразительная деятельность какпоказатель типического развития; тест «Нарисуй человека» как метод диагностикиинеллекта.
5.Ананьев Б.Г. Человек какпредмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастерапсихологии»)
Все методы он разделил начетыре группы:
организационные;
эмпирические;
по способу обработки данных;
интерпретационные.
/>1.Корганизационным методам ученый отнес:
сравнительный метод каксопоставление различных групп возрастам, деятельности и т.п.;
лонгитюдный — какмногократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периодавремени;
комплексный — как исследованиеодного объекта представителями разных наук.
2.К эмпирическим:
обсервационные методы(наблюдение и самонаблюдение);
эксперимент (лабораторный,полевой, естественный и др.);
психодиагностический метод;
анализ процессов и продуктовдеятельности(праксиометрические методы);
моделирование;
биографический метод.
3.По способу обработкиданных
методыматематико-статистического анализа данных и
методы качественногоописания.
4.К интерпретационным
генетический (фило- ионтогенетический) метод;
структурный метод(классификация, типологизация и др.).
6…Дружинин В.Н.Экспериментальная психология — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.: ил. — (Серия«Учебник нового века»)
Учебноепособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальнаяпсихология» для психологических факультетов университетов. В нем изложеныметодологические основания психологического исследования, дана классификация ихарактеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура иорганизация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемыэкспериментальных планов. Одна их глав посвящена социально-психологическимаспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора. Книга предназначена длястудентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всехинтересующихся методами психологического исследования
Целесообразно, по аналогии сдругими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляетсявнешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъектвзаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
3. Интерпретационно-описательные, прикоторых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическимпредставлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатомприменения эмпирическихметодовявляются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающиерезультаты деятельности .
 Результат применения теоретических методов представлен знанием о предметев форме естественно-языковой, знаково-символической илипространственно-схематической.Среди основных теоретических методовпсихолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождениеот общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закони др.;
индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция»,умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложногообъекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния.
Наконец,интерпретационно-описательныеметоды — это«место встречи» результатов применения теоретических иэкспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирическогоисследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлениюв соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороныорганизующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретацияэтих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотезрезультатам.
 Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечномсчете оправдание илиопровержение гипотезы./>
7. Борытко Н.М «Методология и методыпсихолого-педагогических исследований», Издательство: ACADEMIA » 2008 г
В пособии раскрываютсяметодологические основы и логика психолого-педагогического исследования спозиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса,представлена система научных понятий, охарактеризованы теоретические иэмпирические методы работы; предложен цикл специальных упражнений и тестов,способствующих усвоению изучаемого материала
8. Валеев Г.Х. Методология иметоды психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика ипсихология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
К методам теоретическогоисследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция идедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.К методамэмпирического уровня исследования обычно относят следующие: изучениелитературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (беседа,интервью, анкетирование), оценивание (метод экспертов или компетентных судей),тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытнаяпедагогическая работа, эксперимент.
 
3. Разработать программу своегодипломного исследования (расписать программу). Написать актуальность, объект, предмет,цели, задачи, гипотеза)
Тема: Формированиенравственности у старших школьников средствами учебно-воспитательной и социально-педагогическойдеятельности.
Проблема нравственноговоспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всемходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими длянее задачами социально-экономического и культурного развития, диктуетнеобходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Детиявляются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегдаони задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте еговнешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Какдержится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка?Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными,т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросынравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие,жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Отутраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточнонастрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранногокруга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любойобстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тонанеобходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всегодетства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (ввиде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым,элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужнонаучить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведениячеловека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальныхзанятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоитв том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство ит.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Проблемой формированиянравственности у школьников рассматривали ряд ученых..
.Подласый И. П., Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Смирнов С.Д., Ушинский К.Д.,Харламов М.Г., Мардахаев Л.В., психолог Немов Р.Г. Поэтому, мы считаемвыбранную тему нами актуальной.
Объектисследования: система формирования нравственности у школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственности у старших школьниковсредствами учебно-познавательной и социально-педагогической деятельности.
Цель исследования: изучить и апробировать различные средства и методы формированиянравственных качеств у старших школьников.
Гипотеза: процесс формирования нравственности у старших школьников будетэффективным при соблюдении следующих условий:
1. изучении индивидуальныхособенностей старших школьников;
2. использовании программно-целевого, индивидуального и системного подходов;
3. комплексном взаимодействиивсех педагогов, психологов и активном участии родителей учащихся в нравственномвоспитании детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическиеосновы формирования нравственности у подростков;
2. Выявить формы и методыформирования нравственности;
3. Провести диагностическоеисследование;
4. Разработать программунравственного воспитания старших школьников в условиях общеобразовательнойшколы;
5. Подвести итогиисследования нравственности у старших школьников.
Методы исследования:
-Анализ научной литературы
— Сравнение
— Наблюдение
-Тестирование
— Анкетирование
-Беседа
База исследования: Целинский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Майскаяосновная общеобразовательная школа №10
Структура курсовой работысостоит из: введения, двух глав, включивших шесть параграфов, заключения,список литературы, приложения.

4. Провести анкеты,опросники, диагностику исследования, аналитическая справка
 
Аналитическая справка порезультатам мини-исследования «Методика выявления коммуникативных способностейучащихся»
Дата проведенияисследования: 15.11. 2009.
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся 8,9классов.
Количество учащихся висследовании: 15 человек.
Цель исследования: Выявить уучащихся личностные особенности коммуникативных особенностей учащихся.
Процедура исследования:
Проводясоциально-педагогическую диагностику, учащимися была предложена на отдельныхлистах методика. Учащимся необходимо ответить на 20 вопросов. Диагностирующиесясвободно выражает свое мнение по каждому из них и отвечайте только « да» или «нет». Учащимся необходимо представить себя в типичной ситуации и незадумывайтесь над деталями, не затрагивайте много времени и не обдумывайте, иотвечайте быстро.
Анализ полученных ответов.
Показатель выраженностикоммуникативных склонностей, можно судить по показателю уровня развитиякоммуникативных способностей ребенка.
Высокий уровень имеют- 5учащихся;- 30%
Средний уровень имеют- 7учащихся;20-25%
Низкий уровень имеют – 3учащихся;10-15%
Структурированные выводы:Анализ проведенной методики показал, что высокий уровень имеют, те учащиеся,которые хорошо обучаются, но и хорошо коммуникабельны.
Средний уровень учащиесяменее коммуникабельны, и им необходимо больше общения, нужно стремиться бытьболее самостоятельными.
Низкий уровень имеют 3учащихся, с которыми необходимо работать, помогать развивать коммуникабельныеспособностей. Таким подросткам необходимо больше общения.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проводя диагностику мыисследовали коммуникабельность учащихся, и выделили тех учащихся, на которыхнеобходимо обратить внимание, и помочь им развивать способности.
Аналитическая справка порезультатам мини-исследования «Определение рейтинга ценностей»
Дата проведенияисследования:22.12.09
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся 7,8,9классов.
Количество учащихся висследовании: 20 человек.
Цель исследования: Изучениеценностного отношения к себе, жизни, окружающим людям;
Процедура исследования:
Учащимся предлагается назаранее приготовленных бланках отметить в соответствующем столбике пятьнаиболее значимых для жизни ценностей им пять совсем ни на, что не влияющих ирасставить их в порядке значимости в первом столбце и в порядке не значимостиво втором столбце.
Анализ полученных ответов:
Анализируя рейтинг ценностейу учащихся мы выявили, что для 10 учащихся очень важными являются те ценности,которые связаны с образованием, наукой, для остальных 10 человек, эти ценностименее важны.
Структурированные выводы:
Для большинства подростковне важные политика, внутренний мир, религия, СМИ. Особенно выделяются, теучащиеся для которых не важен спорт, хобби.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проведя рейтинг ценностейвыявляются те ценности, которые подростки считают для себя более важными, нонужно внимание и уделять тем ценностям которые развивают и воспитывают личностьучащихся.
Аналитическая справка порезультатам мини-исследования «Наркотики и влияние сверстников»
Дата проведенияисследования:4.09.09
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся: 9класса
Цель исследования:исследовать склонность учащихся к употреблению наркомании, токсикомании.
Процедура исследования:
Проводя тест учащимся былпредложен тест на который им необходимо было выбрать ответ из приведенныхвариантов. Подросткам необходимо представить себя в типичной ситуации и незадумывайтесь над деталями, не затрагивайте много времени и не обдумывайте, иотвечайте быстро.
Анализ полученных ответов:
Анализируя полученныерезультаты мальчиков, мы выявили:
0-15 баллов -5 мальчиков,они хорошо ориентируетесь в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даженаходясь в меньшинстве, вы не испытываете ни искушения, ни малейшеголюбопытства отведать наркотиков. Тем лучше для вас, но помните: не судитеслишком строго тех, кто поддался чужому влиянию или добровольно решилпоэкспериментировал над собой. Ни замечаниями, ни насмешками их не остановишь –они просто перестанут вас слушать.
20-30 баллов- 2 мальчика, нуи ну! Уж не пляшете ли вы под чужую дудку? С одной стороны, вас пугают наркотики,с другой – вы боитесь потерять друзей и остаться в одиночестве. Вы знаете все опагубной стороне наркотиков, поэтому вам и только вам решать, как поступитьправильно. Однако запомните: любой, кто запросто отказывается от дружбы с вамитолько потому, что вас не интересуют наркотики, не стоит ваших переживаний.
Анализируя полученныерезультаты девочек, мы выявили:
0-15 баллов- 7 девочек, выхорошо ориентируетесь в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даженаходясь в меньшинстве, вы не испытываете ни искушения, ни малейшеголюбопытства отведать наркотиков. Тем лучше для вас, но помните: не судитеслишком строго тех, кто поддался чужому влиянию или добровольно решилпоэкспериментировал над собой. Ни замечаниями, ни насмешками их не остановишь –они просто перестанут вас слушать.
29-35баллов – 1 девочка, нуи ну! Уж не пляшете ли вы под чужую дудку? С одной стороны, вас пугаютнаркотики, с другой – вы боитесь потерять друзей и остаться в одиночестве. Вы знаетевсе о пагубной стороне наркотиков, поэтому вам и только вам решать, какпоступить правильно. Однако запомните: любой, кто запросто отказывается отдружбы с вами только потому, что вас не интересуют наркотики, не стоит вашихпереживаний.
Структурированные выводы:
Проанализировав, ответыучащихся, мы выявили, что из 15 человек 3 учащимся необходима помощь,проведения ряда мероприятий, которые помогут учащимся освободиться от сильноговлияния друзей.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проводя диагностирующийтест, мы смогли узнать что есть такие учащиеся, которые подвержены влиянию.
Аналитическая справка по результатаммини- исследования «Методика для изучения социализированности личностиучащихся»
Дата проведения: 26.10 09г.
Место проведения: Целинскийрайон х. Свободный МОУ Майская ООШ № 10.
Контингент: учащиеся 6-9классов.
Количество учащихся: 25учащихся;
Цель исследования: изучитьсоциализированность личности учащихся.
Процедура исследования:
Учащимся предлагаетсяпрочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием последующей шкале: 4- всегда, 3- почти всегда, 2- иногда, 1- очень редко, 0-никогда.
Анализ полученныхрезультатов:
Продиагностировав качества,умения, навыки учащихся, мы выявили, что из 25 учащихся :
Высокую степень социализированностиимеют 12 учащихся;
Среднею степеньсоциализированности имеют 9 учащихся;
Низкую степеньсоциализированности имеют 4 учащихся ;
Структурированные выводы:
Проведя методику, мы видим,что высокую степень имеет большая часть учащихся, что хорошо влияет на развитиесоциализированности. 9 учащихся которые имеют средний, низкий уровень имнеобходимо уделить внимание для развития социализированности личности.
Общие субъективныевпечатления исследования о проведенной работе.
Проведя исследования средиразличных возрастов подростков, можно судить о социализированности личности.Дети имеющие высокий уровень стремятся быть лидерами, быть впереди своихтоварищей. Относящиеся к среднему уровню они подвержены влиянию со сторонытоварищей, им нужно быть более самостоятельными.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская литература XVIII века
Реферат Романтизм в творчестве А.С. Пушкина
Реферат Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого “Война и Мир”
Реферат Материаловедение металлы и сплавы
Реферат Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат Мир глазами Исаака Ньютона: пространство и время
Реферат Монография Л.А. Тихомирова "Монархическая государственность"
Реферат 4 економічний розвиток провідних країн світу в останній третині xix-на початку XX ст
Реферат Рыцарская идея в культуре XV в.
Реферат Своеобразие поэтики С. Есенина
Реферат Русский символизм. Лекция из курса Валюлис
Реферат Обгрунтування теми дослідження на здобуття ступеня кандидата педагогічних науки
Реферат Нью Йорк. 1998 г., партия Кончака, опера А
Реферат Внеклассное мероприятие "Белые пятна в истории ВОВ. Неизвестная блокада Ленинграда"
Реферат In The Name Of The Father Essay