Реферат по предмету "Литература"


Романтизм в творчестве А.С. Пушкина

Романтизм в творчестве А.С. Пушкина ПЛАН I Вступление 1.Что такое романтизм 2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм. II Основная часть 1.Романтическая лирика а Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии. б Человеческая свобода и мелкость общественных верхов. в Бесстрастие и огненная страсть. г Образ нации в лирике


Пушкина. д Морские пейзажи. е Романтическая лирика Пушкина - вдохновение композиторов. 2. Романтическая поэма А.С. Пушкина Кавказский пленник а Пленник- психологический портрет пушкинского современника. б Тема свободы. в Душевная охладелость героя. г Тема огня и холода. д Ревность и душевный героизм Черкешенки. е Общее значение поэмы.


III Заключение. Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу. а Содержательный романтический мир страстей. б Солнце нашей поэзии закатилось Что такое романтизм. Всякий по-своему его определяет и видит - писал о романтизме в 1826 г. поэт Н.М. Языков1. А в 1958 году, через 132 года, современный исследователь П. С. Мейлах отметил то же самое Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой


разногласицы, как в области понимания романтизма2. Что такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-исторической характеристике романтизма Русский романтизм, порожденный надвигающимся переломом в развитии России, стал в основном выражением новых антифеодальных освободительных тенденций в общественной жизни


и мировоззрении3. Но романтики описывают не только эпоху , но и самого человека. Положительный герой романтической литературы- это человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в будущее4. Что же такое романтизм для вас Какой бы ни был ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит незабвенные строки из стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье .


Да и не удивительно , ведь поэзия Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих любви , дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия , неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не только его памятник , но и его душа в заветном мире . Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него мог так возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства Тут все- и легкая уверенность, и глубокая страсть, и ревность, и ожидание новой ,


и добродушная насмешка над девичьим кокетством. Вот проходит мимо девушка, и рождаются такие замечательные стихи Когда нечаянно пройдет передо мной Младое , чистое , небесное созданье, Пройдет и скроется Ужель не можно мне, Любуясь девою в печальном сладострастье , Глазами следовать за ней и в тишине Благословлять ее на радость и на счастье, И сердцем ей желать все блага жизни сей, Веселый мир души , беспечные досуги ,


Все- даже счастие того , кто избран ей , Кто милой деве даст название супруги . Маяковский восхищался одним пушкинским стихом как высшим проявлением любовного чувства . Он предельно лаконичен Я знаю , путь уж мой измерен , Но , чтоб продлилась жизнь моя , Я утром должен быть уверен , Что с вами днем увижусь я . Может быть с Пушкиным мы только и научились понимать, что такое


Любовь Возвышение - это мечта об идеале женщины-чистейшей прелести чистейший образец, гений чистой красоты, которую заронил Пушкин в сердце русского, и которою тот с тех пор безнадежно болен. Безусловно, Пушкин является самым блестящим примером писателя-романтика. Многие люди пытались проанализировать его романтизм. Но как же все-таки понимает романтизм сам Пушкин Взгляды


Пушкина на романтизм. У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы в 1824 году были написаны Кавказский пленник и Бахчисарайский фонтан , в октябре того же года были закончены Цыганы . Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма.


Он писал друзьям Сколько я ни читал о романтизме, все не то.5 В шестой главе Евгения Онегина , Пушкин , цитируя предсмертные стихи Ленского замечал Так он писал темно и вяло Что романтизмом мы зовем , Хоть романтизма тут нимало Не вижу я да что нам в том Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное


Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление нельзя относить к романтической литературе все произведения , носящие на себе печать уныния или мечтательности6 . Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет по всем правилам парнасского православия7. Он утверждал , что романтическая школа есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства8.


Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о перевороте в словесности, который должны произвести романтики9. Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира , Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей.


Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина , который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным . Таким образом , Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни.


Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чм он видел содержание романтизма. Пушкин не считал , что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей . читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей , совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности . Это люди, отличающиеся бурными страстями , которые являются героями самых необыкновенных приключений , поднимающих человека над обыденностью.


Таким образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В равнодушии к жизни , к е наслаждениям, в преждевременной старости души , т. е. в душевной охладелости романтического героя , он видел отличительные черты молоджи 19-го века10.


Впервые в русской романтической литературе Пушкин создат образ современного героя. живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских южных поэм. В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя. Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще всего контрастные психологические состояния , непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека.


В романтической лирике Пушкина нарисованы или могучая страсть, подчиняющая все переживания и поступки человека , или душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В Кавказском пленнике Черкешенка- страстная дева, полная восторгов сердца. Ей противопоставлен Пленник , который погубил страстями сердце , стал жертвою страстей. Он почти совершенно охладел душой. В Бахчисарайском фонтане


Заремой владеют порывы пламенных желаний , она для страсти рождена и говорит языком мучительных страстей . Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещ в начале поэмы скучает бранной славой , а после смерти Марии приходит к полному унынию . В Цыганах , вершине романтизма Пушкина , всюду страсти роковые. Поэт подчркивает , что послушной душой


Алеко играли страсти . Играют они и Земфирой , и е любовником молодым цыганом , и е матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой старый цыган , которому после любовной катастрофы постыли все девы мира . Постараемся же теперь разобраться в этом лучше , на конкретном художественном материале романтических произведений Пушкина. Романтическая лирика Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими .


И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений , выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века. В стихотворениях Пушкина романтического периода мы нередко находим не романтическое обращение к классической мифологии . На ней целиком построено пушкинское стихотворение 1824 года Прозерпина , начатое словами Плещут воды Флегетона ,


Своды Тартара дрожат , Кони бледного Плутона Быстро к нимфам Пелиона Из Аида бога мчат. Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений Пушкина романтического периода , заключающих мифологические мотивы , далк от разорванности романтического стиля. Таковы превосходные антологические стихотворения Муза и Нереида Среди зелных волн , лобзающих Тавриду ,


На утренней заре я видел нереиду. Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть Над ясной влагою полубогиня грудь Младую , белую как лебедь воздымала И пену из власов струю выжимала . У них плавные , как бы закруглнные концовки. И вс же самые яркие и смелые лирические произведения Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические .


Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в графе М.С. Воронцове , под начальством которого был вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин иронически противопоставил свойственный Воронцову хороший тон подлинно выдающимся умственным и моральным качествам


Он не хранил в свом запасе Глубоких замыслов и дум Имел он не блестящий ум , Душой не слишком был отважен Зато был сух , учтив и важен. Не знаю где , но не у нас . В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается, как возникает бесстрастие, как исчезает страсть. Об этом говорится в стихотворении Чрная шаль. Герой , переживший измену возлюбленной , младой гречанки


, которую он страстно любил , и убивший е , приходит к полной душевной охладелости . Он навсегда забывает о женской красоте , совсем как старый цыган в пушкинской поэме Цыганы . Здесь есть даже совпадения текстов С тех пор не целую прелестных очей , С тех пор я не знаю веслых ночей . Гляжу , как безумный , на чрную шаль , И хладную душу терзает печаль . Чрная шаль С этих пор


Постыли мне все девы мира Меж ними никогда мой взор Не выбирал себе подруги, И одинокие досуги Уже ни с кем я не делил . Рассказ старого цыгана. В обоих случаях катастрофическое исчезновение страсти становится трагическим рубежом в жизни человека. С тех пор , С этих пор - именно черта во времени . Но чаще, чем душевный холод, в лирике Пушкина -романтика мы видим душевное горение , мощную огненную


страсть . Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит о своей политической страстности поэта . Страстею воли и гонениям я стал известен меж людей пишет Пушкин в одном из посланий В.Ф. Раевскому . И вс же на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с е принципиальным психологизмом . Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего была разврнута его философия страстей и резче


всего проявилась его убежднность в том , что романтический поэт должен жить в стихии яркой , напряжнной страсти. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени . В сердце поэта живт пламенная страсть , пламенный восторг , лобзанья возлюбленной так пламенны , новый жар волнует кровь, возлюбленная вливает в душу огонь , юный пыл страстей Противопоставлен этому пламени образ того , что остатся от любовного горенья- образ пепла.


В Сожженном письме Пушкин пишет Свершилось Тмные свернулися листы На лгком пепле их заветные черты Белеют Грудь моя стеснилась . Пепел милый , Отрада бедная в судьбе моей унылой , Останься век со мной на горестной груди Поэт называет пепел милым , лгким. Для него пепел- единственная отрада . Это вс что осталось от любви, от всего того , что было ему дорого.


Живущий в стихии страстей , поэт- романтик часто говорит об единственности своей любви , захватывающей вс его существо. Вс в жертву памяти твоей обращается он к Воронцовой. Даже слава нужна ему лишь для того , чтобы она всегда напоминала о нм возлюбленной. В стихотворении Желание славы , посвящнном Воронцовой , читаем Желаю славы я , чтоб именем моим Твой слух был поражн всечасно, чтоб ты мною


Окружена была , чтоб громкою молвою Вс, вс вокруг тебя звучало обо мне Это единственное чувство заставляет поэта жить с образом возлюбленной даже тогда , когда е нет с ним . Нередко в любовной лирике Пушкина возникает видение- воспоминание, заменяющее реальность. В стихотворении Ночь , посвящнном Амалии Ризнич , перед поэтом в молчаньи ночи тмной с поразительной ясностью , возможной только при огромной силе чувства, предстат образ возлюбленной.


Он слышит даже звуки е голоса , е страстные признания Во тьме твои глаза блистают предо мною. Мне улыбаются , и звуки слышу я Мой друг , мой нежный друг люблю твоя твоя Такое же, только смягчнное видение-воспоминание есть в знаменитом стихотворении К . Поэт тоже видит лицо любимой женщины и слышит е голос В томленьях грусти безнаджной , В тревогах шумной суеты


Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты. И в стихотворении Ненастный день потух посвящнном Воронцовой, перед поэтом видение - воспоминание. Но на этот раз оно исключительно зрительного порядка. Поэт видит возлюбленную на фоне южной природыдвижущейся роскошной пелены моря по горе теперь идт она К берегам, потопленным шумящими волнами Там , под заветными скалами,


Теперь она сидит , печальна и одна В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная сила переживаний поэта в большинстве случаев разрывает упорядоченность художественных форм. Стиль становится динамичным , остро экспрессивным и даже разорванным. Подобная разорванность отражает душевную взволнованность поэта и противоречивость его любовных переживаний, не поддающихся упорядоченности. Вопросы и восклицания сменяют друг друга в стихотворении


Желание славы , где поэт сетует на интриги , возникшие в связи с этой любовью И что же Слзы , муки , Измены , клевета, вс на главу мою Обрушилося вдруг Что это я, где я Стою Как путник, молнией постигнутый в пустыне, И вс передо мной затмилося Какую бурю чувств мы видим в этих стихах Мы ощущаем все переживания лирического героя . Стихотворение


Ненастный день потух завершено предельно экспрессивным описанием одиночества возлюбленной Одна никто пред ней не плачет , не тоскует Никто е колен в забвенье не целует Одна ничьим устам она не предат Ни плеч, ни влажных уст , ни персей белоснежных Никто е любви небесной не достоин. Не правда ль ты одна ты плачешь Я спокоен Но если Вс это необыкновенно сильно. Ряды точек графически выражают взволнованную прерывистость


и скачкообразность эмоций возлюбленного. Эти точки в то же время намекают на то, что скрывается в глубинах психологии поэта. И замечательнее всего последнее Но если Это внезапно обрывает стихотворение и даже лишает его внешней стройности и последовательности рифмовки. Это гениальное Но если Внезапный обрыв речи повествователя яснее, чем слова , раскрывает ревнивое волнение влюблнного . Протяжнность подразумеваемой мысли изображена многоточием , занимающим почти целую строку


поэт чувствовал бы себя глубоко несчастным , если бы любимая женщина была не одна и полюбила бы другого человека. Вся эта поэзия страстей и бесстрастия имела художественной целью раскрыть психологический . внутренний мир личности и воссоздать е образ. Но перед романтиками стояла и другая задача отказываясь от традиций классической поэзии , они стремились нарисовать индивидуальный образ нации. Эту задачу решил романтик Пушкин. Подлинным шедевром пушкинского романтического воспроизведения русского


национального колорита явилась Песнь о вещем Олеге. Здесь не только использовано летописное предание и блестяще нарисована эпоха древнегреческого язычества, но и взят явно романтический сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у Пушкина появляется тема поэта-пророка , не подчиняющегося никакой земной власти, наделнного силой безошибочного предвидения , которое выделяет его из среды обыкновенных людей.


Предсказывающий смерть Олега вдохновенный кудесник открывает собой длинный ряд таких пушкинских героев , как пророк из первого Подражания Корану , Андре Шенье , Моцарт и др. Об этом свидетельствуют слова Песни Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесного дружен. Грядущие годы таятся во мгле


Но вижу твой жребий на светлом челе. В лирических стихотворениях Пушкина -романтика , изображающих жизнь разных народов , нет соответствующих пейзажей или же они не имеют почти ничего национально характерного . Нет пейзажей в стихотворениях Гречанка верная , Гречанке упоминается лишь достаточно абстрактное небо Греции священной , Чрная шаль упоминаются лишь дунайские волны , куда раб убийцы бросил мртвые тела.


И в русских произведениях Пушкина мало национальных пейзажных образов. Дать описание жизни разных народов на фоне соответствующих национальных пейзажей Пушкину удалось лишь в южных поэмах. Зато в пушкинской романтической лирике есть великолепные личностные пейзажные стихотворения , рисующие экзотическую природу и вместе с тем проникнутые глубоким и тонким психологизмом . Эти стихотворения связаны не с изображением какой-либо национальной среды , а с переживаниями


самого поэта , с его восприятием жизни. Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика. Пушкин видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром в его стихотворении Узник орл, стремящийся на волю , звал поэта улететь туда , где синеют морские края . В стихотворении Погасло дневное светило волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых желаниях и надеждах , о прошлой безумной любви , которую он не в силах забыть , и бесконечно


сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море , но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения Шуми , шуми , послушное ветрило , Волнуйся подо мной , угрюмый океан Я вижу берег отдалнный , Земли полуденной волшебные края С волненьем и тоской туда стремлюся я Воспоминаньем упонный И чувствую в очах родились слзы вновь


Душа кипит и замирает Мечта знакомая вокруг меня летает Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И вс чем я страдал, и вс , что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении. Такова романтическая лирика Пушкина. Удивительно тонкая и возвышенная , она стала художественным материалом для многих крупных русских композиторов , находивших в ней мир благородных эмоций.


На тексты этой лирики были написаны прекрасные романсы А.Н. Верстовского , М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др. Особенно замечателен романс Н.А. Римского-Корсакова, написанный на текст стихотворения Пушкина Редеет облаков летучая гряда . Когда после слушания этого романса начинаешь читать пушкинское стихотворение , невольно повторяешь именно те интонации , которые даны в романсе


Римского-Корсакова. Так органически сливается музыка с текстом романса. Но вс же основная область романтической лирики Пушкина - это область любовных переживаний. Поэтому все его романтические поэмы имели любовные сюжеты . В них ещ ярче , чем в романтической лирике , выразились сильные , пламенные страсти и полярная душевная охладелость. Так как же проявилось вс это в его поэмах


Кавказский пленник. Первая романтическая поэма ПушкинаКавказский пленник, законченная в феврале 1821 года , принесла ему успех , наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем , что читатели находили в ней образ современного романтического героя , отсутствовавший в допушкинской литературе. Легко убедиться в том , что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными . В Пленнике живт яркое и смелое вольнолюбие.


Он попадает на Кавказ именно потому , что ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его свете- в цивилизованном обществе Отступник света , друг природы , Покинул он родной предел И в край далкий полетел С веслым призраком свободы. Свобода он одной тебя Ещ искал в пустынном мире. Сам сюжет поэмы организует тема свободы герой , лишнный духовной свободы и стремящийся обрести е , попав в плен , лишается свободы физической.


Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике Затмилась перед ним природа. Прости , священная свобода Он раб. Другая важная черта Пленника душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому , что он лишился способности чувствовать.


Об этом говорят его слова , обращнные к Черкешенке Бесценных дней не трать со мною Другого юношу зови. Его любовь тебе заменит Моей души печальный хлад Как тяжко мртвыми устами Живым лобзаньям отвечать И очи , полные слезами , Улыбкой хладною встречать Правда , даже эта душевная охладелость не заставляет героя отвергнуть идеал свободы.


Пушкин говорит о Пленнике и свободе Охолодев к мечтам и мире С волненьем песни он внимал , Одушевлнные тобою И с верой , пламенной мольбою Твой гордый идол обнимал. Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской , но и западноевропейской молоджи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту преждевременную старость души на основе доступного ему


жизненного и литературного материала. О том , что пленника привели к душевной охладелости страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где закованный Пленник вспоминает о родине Где первую познал он радость , Где много милого любил , Где бурной жизнью погубил Надежду , радость и желанье И лучших дней воспоминанье


В увядшем сердце заключил. Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ душевного увядания. Особенности же психологии увядшего Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы , в которой часто встречался прим контраста , который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию


Пушкин - романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация Пленник-Черкешенка , сталкивает людей не имеющих ничего общего в свом психологическом складе. Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием огненных душевных переживаний героини Пленник милый, Развесели свой взгляд унылый, Склонись главой ко мне на грудь,


Свободу , родину забудь. Скрываться рада я в пустыне С тобою , царь души моей Люби меня Но огню в поэме был противопоставлен холод а иногда и окаменелость. Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел , что он уже не может разделить пылкое чувство Умер я для счастья , Надежды призрак улетел Твой друг отвык от сладострастья ,


Для нежных чувств окаменел Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещ одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнам , что это была любовь неразделнная , что герой не знал любви взаимной любил один , страдал один. Эта тема влекла за собой другую темуревности героини. Черкешенка хотела узнать , кто е соперница Но кто ж она,


Твоя прекрасная подруга Ты любишь , русский Ты любим Но Черкешенка преодолевает ревностьв этом-то и состоит е душевный героизм. Освобождая Пленника , Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром , когда она идт освобождать Пленника , Пушкин говорит Казалось, будто дева шла На тайный бой , на подвиг ратный.


В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже соединения с другой , хотя е собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность в е словах ещ звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к другой, благословляя его в то же время на


новую жизнь, полную любви Прости , любви благословенья С тобою буду каждый час. Прости - забудь мои мученья , Дай руку мне в последний раз. Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник , чтобы достичь родины , не похожи на злую ревность Заремы и Алеко , которые под е влиянием совершают убийство.


По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведт к охлажднности, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная , естественная страсть возвышает человека и дат ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает , что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась


Черкешенка. Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью. Общее значение Кавказского пленника было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные


черты целого поколения русской и европейской молоджи. Пушкин внс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления внутреннего мира души человека. Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир


страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в Литературных прибавлениях и журнале Русский инвалид такие строки Солнце нашей поэзии закатилось Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща Пушкин наш поэт наша радость, наша народная слава Неужели в самом деле нет уже у нас


Пушкина К этой мысли нельзя привыкнуть Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживт и тленья убежит И вс шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение. Как реквием Библиографический список 1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г. 2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению


IV Международный съезд славистов. Сов. комитет славистов. М 1958г. 3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века 1-ая половина. 3-е изд. М 1970г. 4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М 1977г. 5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений.


М Л 1937г т. XIII, с. 245. 6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XII, с. 179. 7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XIII, с. 57. 8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XIII, с. 102. 9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XIII, с. 225. 10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений.


М Л 1937г т. III, с. 52. Использованная литература 1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. Молодая Гвардия, 1989г. 2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. Просвещение, 1980г. 3. А.С. Пушкин. Сочинения в трх томах. М. Художественная литература, 1985г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.