Содержание
Введение
1. Межличностные и групповые конфликты
2. Позиционные и конфликтныесправедливости
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Конфликтология какпредмет изучения возникла в глубокой древности. Природа конфликта, пути егоразрешения рассматривались в древневосточной философиях, в военном деле,системе права, в произведениях художественной литературы и искусства. Интерес кэтим проблемам особенно обострился в настоящее время в социально-экономическойи политической жизни общества. Каждая из областей научных знаний разрабатываласвои подходы, формировала свою терминологию, рассматривала различные стороныжизни общества и окружающего материального мира. В результате все это привило ккрайне многообразному пониманию конфликта как явления и трактовкеконфликтологии как науки.
Термин «конфликт» (отлат. conflictus – столкновение) по своему смысловомусодержанию означает столкновение противоположных интересов, сил, взглядов,мнений.
Предметом изучения общейконфликтологии является природа возникновения и развития конфликтной ситуации,измерение степени развития конфликта, возможные пути направленного воздействияна конфликтную ситуацию.
Цель контрольной работы –изучить основы возникновения конфликта, способы его измерения и выхода из конфликтнойситуации.
1. Межличностные и групповые конфликты
Вовзаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваютсяразные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтнаяситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предметисследования привлекают не только психологов, но философов, социологов,юристов. Таким образом, можно говорить о конфликте как о междисциплинарномфеномене, что находит свое отражение и в существующем множестве определенийэтого термина.
Впсихологии также не существует полного единодушия по поводу определения понятия«конфликт». В бихевиоризме конфликт понимается как состояние наличияальтернатив реагирования, по мнению приверженцев когнитивной психологии,конфликт — это столкновение феноменов сознания желаний, ценностей, идей, целей,а в психодинамической концепции конфликт рассматривается как одновременнаяактуализация нескольких мотивов, побуждающих человека к действию. Каждое изпсихологических направлений делает акцент на одну из составляющих конфликта:действие, образ, мотив. Ряд зарубежных психологов стремились создать общуютеорию конфликта (Л. Козер, К. Боулдин, Т. Шеллинг и др.). Разработка проблемыконфликта в отечественной психологии связана с именами А.А. Ершова, В.М.Шаленко, Н.В. Гришиной, С.Н. Ериной, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина, Н.М.Коряк и других. Возникает необходимость в определении этого процесса, котороеобъединяло бы большинство точек зрения. Поэтому одним наиболее общих и простыхявляется определение, где конфликт рассматривается как столкновение противоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
Типологияконфликта. Анализируялитературу, посвященную проблеме конфликта, можно выделить типы конфликтноговзаимодействия. А. Рапопорт отметил, что нельзя анализировать некий «усредненный»конфликт, и выделил типы конфликтов на основании формы их взаимодействия:
• Конфликты- «схватки». Противников разделяют непримиримые противоречия, и рассчитыватьможно только на победу.
• Конфликты- «дебаты». Здесь возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могутрассчитывать на компромисс.
• Конфликты- «игры». Обе стороны действуют в одних и тех же правилах, поэтому они никогдане завершаются и не могут разрешиться разрушением всей системы отношений.
Созданиетеории игр направлено на выяснение формальных моделей принятия оптимальныхрешений в ситуации, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышейконкурентного взаимодействия. Существуют игры со строгим соперничеством и снестрогим соперничеством. Наиболее распространенной является игра «дилеммаузника», заключающаяся в выборе между индивидуальными интересами иблагополучием общества.
Наиболеечасто употребляемыми критериями для выделения видов конфликта являются «видструктурных отношений» и «тип участника». М. Дойч выделил по этим двумкритериям такие виды конфликта, как внутриличностный — межличностный,внутригрупповой — межгрупповой, внутринациональный — международный. Для анализасоциального конфликта в 1979 году В.А. Сосниным была создана концептуальнаясхема, раскрывающая его многоуровневый характер. Автор выделил 4 уровня анализасоциального конфликта: социально-философский, социологический,социально-психологический, индивидуально-психологический. Каждый уровень предполагаетспецифическую причину, цель конфликта, а также форму взаимодействия (отэволюционно-революционного скачка на социально-философском уровне докомпромисса и конфронтации на индивидуально-психологическом уровне) ипоследствия. В конфликтной ситуации важным является представление о ней у субъектовобщения. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е.реальных противоречий, но субъекты полагают, что они есть. Такой конфликтрассматривается как ложный, в отличие от подлинного.
Л. Козервыделил два типа конфликтов:
• Реалистические— столкновения между людьми по поводу требований или ожиданий. Конфликт каксредство достижения цели. Это средство может быть оставлено, если найдетсядругое, более эффективное.
• Нереалистические— возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости отобъекта. Они не направлены на достижение конкретного результата.
Характерлюбого разногласия в большой степени определятся внешней средой, в которойвозникает конфликт. Ее характеристики еще недостаточно изучены психологическойнаукой, поэтому укажем наиболее значимые из них:
1.Пространственно-временные характеристики. Сюда можно отнести местоосуществления противоречия и время, в течение которого оно должно бытьразрешено.
2.Социально-психологические характеристики. Такие, как климат в конфликтующейгруппе, тип и уровень общения, степень конфронтации и состояние участниковконфликта.
3.Социальные характеристики. Это, прежде всего, вовлеченность в противоречиеинтересов разных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических,национальных.
Говоря оконфликтном взаимодействии, А.А. Ершов отмечает, что сам конфликт всегдаосознан, но не всегда осознаны и ясны его мотивы для субъекта взаимодействия.Автор выделяет 4 уровня конфликта:
• Нервно-психическийуровень. Психические явления человека как индивида, сюда относятся различныевиды фрустраций.
• Внутриличностныйуровень. Социально-психологические явления, присущие человеку как личности илииндивидуальности, толкователю и исполнителю определенного комплекса ролей вмомент их столкновения друг с другом. Начальной точкой конфликта на данномуровне может быть исключение, выбор или отсрочка одного из двух —положительного или отрицательного — мотивов, целей, способов деятельности исоответствующих им ролей. Конечной точкой — крайняя стадия внутриличностногоконфликта, приводящего к деперсонализации, разрушению целостной картины «Я» и«мира», раздвоению, распаду личности. Внутриличностный конфликт можетреализовываться в затруднениях, возникающих при выборе конкурирующих целей, мотивов,позиций. На поведенческом уровне этот вид конфликта проявляется какнеуверенность в себе, сомнении и переживании в правильности собственныхдействий, депрессии.
• Межличностныйуровень. Конфликтная ситуация включает в себя определенное состояние микро- имакросреды, деятельности, коммуникации, распределения ролей и статусов,взаимодействия и взаимоотношения личностей и групп. Межличностные конфликтыпредставляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимноисключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуютили мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональнымипереживаниями.
• Социальныйуровень. Объективно обусловленное социальное противоречие интересов,реализуемое в поведении и соответствующих социально-психологических формахвзаимоотношений конфликтующих групп, личностей как носителей социальных ролей.
Делаяакцент на последствиях конфликтного взаимодействия, М. Дойч выделяет два видаконфликта:
• Деструктивныйконфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, становится независим отпричины, его породившей, и приводит к переходу на «личности», чем и порождаетстресс. Для подобного конфликта характерно специфическое развитие: расширениеколичества вовлеченных участников, увеличение количества негативных установок вадрес друг друга и остроты высказываний.
• Продуктивныйконфликт возникает в том случае, если столкновение не касается несовместимостиличностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способее решения. В этом случае сам конфликт способствует формированию всестороннегопонимания проблемы, а также мотивации партнера.
Такжевыделяют конфликты по предмету (Я. Штумански): экономические, социальные,классовые, политические, идеологические, культурные, аксиологические,позиционные.
Динамикаконфликта. Рассматриваяконфликт как социально-психологическое явление необходимо основываться на егодинамической характеристике. Анализ литературы позволяет выделить четыре стадииразвития конфликта (Р. Рамель, А. К. Зайцев, А. Г. Ковалев, В. В. Бойко и др.).
1. Зарождениеконфликта. На этой стадии происходит возникновение конфликтной ситуации. Этаситуация не сразу опознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадиейпотенциального конфликта». Здесь незаметно для внешнего наблюдения возникаютразличия в диспозициях, ценностях, обстоятельствах, планах, которые образуютпотенциальные противостояния. В условном виде это может представляться так:стороны А и Б оказываются участниками конфликта, если стремление А к достижениюопределенного состояния, цели, потребности объективно препятствует достижению Бжелаемого им состояния и наоборот.
2. Осознаниеконфликта. Объективная реальность воспринимается как конфликтная. Противоречиястановятся осознанными, и противоположная сторона отвечает реальным поведением,т.е. конфликт становится реальностью. Для того чтобы конфликт был осознан,необходим инцидент. Инцидент представляет собой первое столкновение сторон,попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу, ущемляя интерес другойстороны. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевесасоотношения сил в свою пользу, то конфликт может быть завершен на стадии инцидента.Существует несколько вариантов соответствия между объективным значениемконфликтной ситуации, и ее субъективным восприятием каждой сторонойвзаимодействия:
—адекватно понятый конфликт. Здесь налицо объективная конфликтная ситуация, истороны правильно ее понимают;
—неадекватно понятый конфликт. В этом случае объективная конфликтная ситуация тоженалицо, и стороны воспринимают ее как таковую, но с теми или иными отклонениямиреального положения вещей;
—непонятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, но она невоспринимается как таковая потенциальными оппонентами;
— ложныйконфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимаютсвои отношения как конфликтные.
3. Переходк конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят кконфликтному поведению, которое направлено на блокирование достиженийпротивоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Здесь возможнаэскалация конфликта, которая заключается в резкой «интенсификации» борьбыоппонентов. Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение какконфликтное. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он можетразвиваться как прямой или опосредованный, конструктивный или неконструктивный.Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один изоппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремитсяподавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Такое поведениепартнера по взаимодействию чаще всего вызывает сопротивление и эскалациюконфликта. Конструктивным же межличностным конфликтом является тот, при которомоппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаютсяличности противоположной стороны. Р. Блейк и Дж. Моутон выделили пять стратегийповедения в конфликтной ситуации:
• Сотрудничество.Поведение, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всехсторон.
• Компромисс.Поведение, направленное на урегулирование разногласий путем взаимных уступок.
• Избегание.Заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступаясвоего, но и не настаивая на своем.
• Приспособление.В поведении наблюдается тенденция сглаживать противоречия в ущерб собственныминтересам.
4. Разрешениеконфликта. Свое разрешение конфликтное взаимодействие получает как за счетизменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразованияпредставлений о нем у оппонентов (Л.А. Петровская). Разрешение может бытьчастичным (конфликтные действия исключаются, но остается побуждение кконфликту) и полным (конфликт устраняется как на уровне внешнего поведения, таки на уровне внутренних побуждений, как на субъективном, так и на объективномуровнях). Следовательно, возможны следующие варианты разрешения конфликта:
1) полноеразрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтнойситуации. Например: пространственное или социальное разведение сторон,предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;
2)частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования конфликтнойситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;
3)полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального измененияобразов конфликтной ситуации;
4)частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, нодостаточного для временного прекращения противоречия, изменения образовконфликтной ситуации.
Главныепредпосылки для урегулирования конфликта следующие:
—конфликтующие стороны должны быть сами по себе организованы;
— каждаяиз конфликтующих сторон должна быть готова признать законность требованийдругой стороны и принять результат урегулирования конфликта, даже если оноказался вне ее интересов;
—конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности.
Говоря оконфликтном взаимодействии, о его характеристиках и специфике, не надозабывать, что, в конечном счете, главным действующим лицом является конкретнаяличность. Внимание на личностные причины конфликта обращают авторы,занимающиеся изучением причин неврозов: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, В.Н.Мясищев, А.И. Захаров, Д.Б. Карвасарский и др.
З. Фрейдв центр конфликтного существования человека поставил комплекс Эдипа. А. Адлер —чувство неполноценности. К. Хорни во главу угла поставила базальнуютревожность. В результате неблагоприятных условий развития и воспитанияпоявляется незаметно подкрепляющееся, усиливающееся, всеохватывающее чувствособственного одиночества и бессилия во враждебном мире. Отдельные острыереакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизируются в склад характера.
В.Н.Мясищев через категорию «отношения» проясняет природу субъективного в человеке,раскрывает социально-психологическое содержание связей личности со средой.Психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система еесубъективно оцениваемых, сознательно избираемых отношений к действительности.Она представляет собой интериоризированный опыт взаимоотношений человека сдругими людьми в условиях социального окружения.
Ф.М.Бородкин и Н.М. Коряк говорит о таком типе конфликтов, причиной которыхявляется защита идеального «Я». Это необходимо в силу того, что человек сливает«Я-реальное» и «Я-идеальное», в результате человек живет в вымышленном мире.Авторы рассматривают самооценку личности как фактор, влияющий на развитиеконфликта.
Личность,склонная к конфликтному взаимодействию, или конфликтогенная личность, обладаетнекоторым набором индивидуально-типологических свойств, определяющих ее статуси социальную роль в обществе. Для конфликтогенной личности характернопреобладание эгоистических мотивов, некоторые из них являются осознанными,некоторые — нет. Такой человек убежден, что находится в «стане врагов» иединственный способ выбраться — это победить или обмануть всех. Ценности такойличности приобретают характер непреложных истин, своего рода догм. Такого родаценности обладают высокой степенью ригидности, жесткости, консерватизма.Интересы конфликтогенной личности в основном связаны с удовлетворениемпотребности в самоутверждении и вытеснении внутренних страхов.
Вструктуре отношений конфликтогенной личности преобладает непринятие себя,неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка, самоуверенность —неуверенность в себе, эмоционально-волевые установки, направленные насохранение внутренних условий, избежание изменений. Межличностные отношенияконфликтогенной личности характеризуются:
1) непринятиемдругих людей такими, какие они есть;
2) стремлениемизменить окружающих;
3) стремлениемдоминировать;
4) высокимуровнем оценок и интерпретаций в процессе общения;
5) отрицанием,закрытостью, недоверием, неуважением.
Членыгруппы, выступая в качестве посредников, вполне могут помочь конфликтующимсторонам выйти из создавшейся затруднительной ситуации. Посредничествопредставляет собой специально организованное общение двух конфликтующих сторонпри участии и помощи третьей, нейтральной стороны (посредника). В зарубежнойпсихологии для обозначения нейтральной стороны используют термины «медиация»(посредничество), «медиатор» (посредник). Механизм посредничества заключается втом, что наличие третьего, нейтрального, стороннего, внешнего участникапозволяет перенести на него часть эмоциональной нагрузки конфликта. Посредник,медиатор выполняет ряд важнейших функций косвенного управления ходом конфликта,поскольку в чем-то заменяет его непосредственных участников.
Процедурапосредничества, медиации в самом общем виде заключается в том, что посредникспособствует тому, чтобы оппоненты-противники захотели вступить в диалог сцелью разрешения конфликта. Затем он помогает оппонентам выслушать позиции другдруга в развернутой форме, постепенно осознать взаимное доверие и наметитьнекоторые новые предметно-содержательные и личностно-коммуникативные аспектыпроблемы и отношений конфликтующих сторон. В заключение течение конфликтапереходит в фазу прямого диалога оппонентов-партнеров, что позволяет найти конструктивныерешения и приемлемые компромиссы и разработать их до уровня программы взаимныхдействий, удовлетворяющих обе стороны конфликта.
Посредникни в коей мере не является судьей или арбитром в развертывающемся конфликтномвзаимодействии. Его задачей не является анализ, разбор содержания конфликта илиотношений между участниками, а тем более их оценка. Главная задача посредника —организация взаимодействия между конфликтующими сторонами на основепсихологических закономерностей, механизмов и правил. Медиатор не долженподсказывать какие-то конкретные идеи и решения участникам конфликта, но обязанспособствовать формированию атмосферы общения, переходящего в диалог оппонентов,в ходе которого постепенно открываются новые повороты и ракурсы в картинеконфликта, рождаются творческие решения, намечаются компромиссы. Несомненно,метод посредничества может быть назван, говоря словами Сократа,«майевтаческим», «родовспомогательным», но преображение и порождениеосуществляют сами участники конфликта, а не посредник-медиатор.
Разрешениеконфликтов при помощи методики посредничества, по мнению Г. Дьяконова, включаетпять основных этапов, а соответственно, и пять основных форм умений и навыков,требующихся от посредника: организация опосредования конфликта, мотивация иустановление отношений оппонентов, монологическое опосредование конфликтадиалогическое опосредование конфликта и подведение итогов конфликта.
Организацияопосредования конфликтазаключается в проектировании и конструировании формы сеансов опосредованияконфликта и подготовке участников конфликта к предстоящему взаимодействию.
Посколькувозможности методики посредничества недостаточно распространены, то следуетподчеркнуть, что чаще всего именно посредник выступает инициатором разрешенияконфликта. Он отдельно встречается с обеими сторонами, объясняет им, в чемзаключается цель и процедура посредничества, убеждает, что благодаряпосредничеству они могут достойно выйти из конфликтной ситуации, и заручаетсяих согласием на участие в процессе медиации. Конечно, если посреднику ужеудалось достичь некоторой известности как эффективному помощнику в разрешенииконфликтов, то желающие могут найти его и по своей инициативе, но и в этомслучае медиатор лично встречается с каждой стороной и раскрывает все основныеособенности будущего взаимодействия оппонентов.
Организациявстречи конфликтующих сторон требует вдумчивого поиска и подготовки меставстречи, а также некоторых важных моментов ее реквизита. Это должна бытьнейтральная для обоих участников территория (кабинет, комната), в которой недолжно быть отвлекающих раздражителей (приборов, ярких картин, украшений).Помещение для встречи, сеанса посредничества должно быть достаточно просторным,удобным и создавать ощущение спокойствия, защищенности от вторжений постороннихлюдей и, желательно, относительно удаленным от возможных источников шума.
Следуетпродумать обстановку для встречи: каким будет стол, его форма, как участникирасположатся за столом, на каком расстоянии стороны будут сидеть друг от друга,вообще нужен ли стол; какими будут стулья или кресла; как сделать, чтобы ниодин из участников не сидел выше другого.
Иногдаможно привлечь к участию в посредничестве еще двух-трех человек из группы,которые, как правило, выступают в роли наблюдателей-свидетелей. Если же они достаточноподготовлены, то группа посредников может состоять и из трех человек, инечетное количество медиаторов может оказаться полезным при необходимостисогласования мнений посредников. В отдельных случаях можно приглашатьдобровольцев, которые время от времени подключаются к участию в работе какподдерживающие свою сторону в конфликте, но нельзя допускать, чтобы эти«адвокаты-болельщики» заглушали инициативу и продуктивную деятельностьнепосредственных участников конфликта.
Мотивацияи установление отношений участников разрешения конфликта — второй этап посредничества — этоначало медиаторного процесса. Посредник приветствует участников конфликта,выражает удовлетворение, что они проявили добрую волю и сделали первый шаг напути к разрешению взаимных трудностей, т.е. пришли на сеанс посредничества. Этипервые минуты общения весьма важны и порой приобретают решающее значение.Пользуясь методом валидности, медиатор всячески подчеркивает серьезность изначимость возникшей ситуации, выражает свое уважение к сторонам конфликта,старается убедить в возможности успеха. Конфликтующие должны почувствовать, чтоимеют дело с уравновешенным, спокойным, твердым человеком, серьезным иуверенным в себе специалистом. Но не следует преувеличивать значение недостаткаопыта, и иногда можно прямо сказать собеседникам, клиентам, что вы впервыевстречаетесь с таким типом конфликта. Если они почувствуют искреннее и глубокоежелание им помочь, то вполне можно рассчитывать на успех.
Затемпосредник-ведущий кратко говорит о тех стадиях работы, которые предстоит пройтии объясняет (точнее говоря, напоминает) основные правила работы в ходе сеансапосредничества. Очень хорошо подготовить заранее в печатном виде памятку совсеми нужными правилами. В ряде конкретных случаев эти правила могут несколькоизменяться, однако главные из них можно представить так:
Правилауспешного общения в конфликте
1.Говорите только по просьбе или сигналу ведущего, посредника.
2.Относитесь к другому человеку с уважением и доверием.
3.Обращайтесь, называйте оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашейвстречи, или просто называйте его по имени или по имени-отчеству, избегаяместоимений «он» или «она».
4. Неперебивайте ни оппонента, ни посредника. Проявляйте терпение и выдержку!
5.Знайте, что у вас всегда будет возможность и время сказать все, что вы считаетенужным!
6.Внимательно выслушивайте своего оппонента и умейте видеть в его словах ипозиции положительные моменты.
7.Проявляйте добрую волю, настойчивость и старайтесь вести обсуждение, а неуходить от него, замыкаясь в себе.
8.Стремитесь в какой-то степени стать на точку зрения другого человека, увидетьпроисходящее его глазами.
9.Помните, что посредник, ведущий не должен предлагать вариантов решенияконфликта, он — только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.
10.Соблюдайте условия конфиденциальности, т.е. полного неразглашения содержаниясеансов посредничества. Но когда работа будет завершена, вы можете сообщитьинтересующимся основной результат разрешения конфликта.
2. Позиционные и конфликтные справедливости
Основополагающимфактором сохранения равновесного состояния как инвариантной формы нормы и ееоценки на любых социальных уровнях организации общественных отношений являетсяпонятие справедливости, или как его определяют Р. К. Хьюсман и Д. Д. Хэтфилж — фактора справедливости в отношениях между людьми. Именно чувство справедливостиопределяет устойчивые или нормальные отношения. В свою очередь ощущение справедливостиформируется и воспринимается, с одной стороны, условиями социальной среды, а сдругой — психофизиологическими особенностями личности, и не могут бытьодинаковыми у всех индивидуумов. Фактор справедливости во взаимоотношенияхстроится на двух действиях: дать и получить. Для сохранения равновесных (хороших)отношений необходимо как давать, так и получать.
Намежличностные или межгрупповые отношения влияют не намерения, не усилия иколичество времени, потраченные на развитие этих отношений, а то, как онивоспринимаются другим человеком. В данном случае оценка действительностиявляется отражением восприятия принимающего ее и, естественно, несетопределенную субъективность.
В своихотношениях, делается ли это сознательно или подсознательно, как правило, людиотдают, чтобы получить. Это могут быть прямые межличностные отношения либоопосредованные через одно или нескольких лиц: отдаленные во времени, месте илиих значимости (силы воздействия). Многогранность деятельности порождаетадекватные взаимоотношения как свое внешнее отображение. В обмене результатамисвоей деятельности каждая из сторон ценит то, что для нее требует большихусилий для их достижения. Всегда отдается то, что легче делается илидостигается взамен за то, что составляет трудность или невозможность сделатьсамому. Сравнение такого обмена и рождает чувство справедливости. Естественно,что оно носит субъективный характер, который зависит от сочетания многихфакторов. В данном случае, говоря о некой общей норме справедливости, вновьприходим к вероятностной природе ее понимания с некоторой усредненной характеристикойи допустимыми границами ее соблюдения или согласия.
Факторсправедливости в изложенном представлении давно сформулирован и используется впсихологии, антропологии, экономике, философии. Впервые это понятие былоопределено более 2 тыс. лет назад. Так, в работе Аристотеля «Никомаховаэтика» говорится, что суть человеческих взаимоотношений заключается в том,что люди отдают и получают. «Само существование государства, — подчеркивалмыслитель, — зависит от взаимодействия в обмене результатов труда, связывающихлюдей». Построение отношений по принципу «дать, чтобы взять»нашло свое отражение в экономической истории ХVIII-ХIХвв., в частности в работах Дж. Стюарта Милля, А.Смита и И.Бентама. А.Смит всвоей книге «Могущество наций» говорит: «Мы ожидаем получить нашобед не вследствие благотворительности мясника, повара или пекаря, а благодаряих заботе об их собственных интересах».
Известно,что непрерывный обмен привел к необходимости создания унифицированногоэквивалента — денег. Но в повседневных взаимоотношениях межличностного обменалюди обмениваются гораздо большим, чем деньги с постоянной оценкой за то, чтоприобретается. Это и является основой справедливости.
Заменапонятия нормы на справедливость не решает проблему количественной оценки этой характеристики,но делает ее более понятной в плане соотношений «что я даю?»,«что я получаю?» и наполняет норму конкретным социально-средовымсодержанием, что отражает ценности конкретной социально-психологической среды.Если бы этот обмен измерялся некоторым эквивалентом, то возможно введение егомеры. Такими эквивалентами во многих случаях выступают материальные ценности,которые всегда имеют стоимость, но это только часть взаимоотношений какиндивидуальных, так и коллективных. Намного более сложной является оценкадуховной стороны отношений.
Стремлениеколичественного измерения оценки справедливости во взаимоотношениях имеетвполне обоснованный подход и может успешно быть разрешенным. Целесообразностьрешения этой задачи объясняется тем, что при более точной количественной икачественной оценке можно существенно влиять на ход развивающихся конфликтов инаправлять их разрешение в нужное русло. Привлечение компьютерной техникипозволяет уже сегодня создавать автоматизированные экспертные системы спрогнозированием оптимальных вариантов развития ситуации. Для этой цели можноиспользовать различные варианты введения меры в системообразующих отношениях,обеспечивающих сохранность справедливых отношений. Наиболее распространеннымметодом оценки фактора справедливости во взаимоотношениях является тест, вкотором систематизируются действия «Что я даю?» и «Что яполучаю». В эти понятия можно вкладывать различное содержание — время,совет, преданность, деньги, вещи, которые, кроме содержательной стороны, имеютстоимость, различные формы отношений, позволяющие иметь перспективу на решениеконкретных задач и пр. Однако при всем многообразии содержания используемыххарактеристик, оценку «Что я даю?» и «Что получаю?»целесообразно давать в баллах. Точность измерения может осуществляться по шкалес любым количеством баллов. Конкретную запись содержания «Что даю?»,«Что получаю?» можно регистрировать на отдельных листах, а их номерзаносить в свободную таблицу с оценкой этих действий.
Дляопределенности возьмем десятибалльную систему оценки. В ручном вариантеобработки этого теста необходимо составить таблицу из двух частей: «Что ядаю?» и «Что получаю?». Каждую часть следует разделить на 11столбцов, в среднем столбце поставить 0, а слева и справа — оценочные баллы,знак «минус» определяет обещания или что потеряно, а знак«плюс» — реальные приобретения. Во втором варианте знак«минус» определяет нанесенный урон, хлопоты, а знак «плюс»- приобретение. Образец такой таблицы показан на рис. 2.
Введениетекстовой записи для каждой из частей «Что я даю?», «Чтополучаю?» может быть использовано и представляет исключительный интерескак для индивидуального самоконтроля, так и для психологического анализаличности или среды и составления объективных характеристик проективного портрета.В компьютерном варианте использования этой методики, основанной на теориираспознания образов, можно оценить предпочтительные склонности индивидуума, егожизненные ценности, склонность к альтруизму либо эгоизму, перспективность истепень сложности поставленных задач, уровень доверия своим партнерам ипредпочтительность их выбора в решении конкретных задач. Аналогичные результатыможно получить и при обработке результатов вручную, но в этом случаесистематизация весовых значений и расчет приоритетных отношений занимаетзначительное время.
Фактическитакая постановка задачи адекватна ее трактовке П.С. Лапласом. Балловая оценкакаждой характеристики «Что я даю?», «Что я получаю?»позволяет установить ряд весовых значений как отражение качественной характеристикивзаимоотношений среды и индивидуума, сложность этих взаимоотношений по числуопределяющих характеристик и приоритетность мотивационных факторов понаиболее-высоким весовым значениям и их взаимоотношения между собой.
Упорядоченнаяструктура этих характеристик может быть использована для заполнениясоциально-психологического и правового паспорта соответствующего района,области и составления их виктимологических карт. В пределах отдельнойорганизации или предприятия такие сведения позволяют определить направленностьинтересов членов коллектива, их межличностные отношения притязания, что всущественной степени дает возможность упреждать остроконфликтное развитиесобытий в случае столкновения интересов отдельных лиц и групп.
Проведениесистематических оценок по данной схеме без текстовой записи, но с конкретнойнаправленностью опроса (например, «сотрудник-предприятие»), позволяетиметь информацию об отношении их к выполняемой работе, судьбе своей организациинагреваемых конфликтах и путях их разрешения.
Не даваяна данном этапе общей классификации конфликтных ситуаций можно отметить, чтоодной из основных причин возникновения конфликта является отклонениерассматриваемого объекта (отдельного индивида или группы) от равновесногоотношения с окружающей средой, что соответствует степени напряженности, котораянаходится за границей зоны функционального оптимума.
Такойконфликт возникает, когда предпринимаются попытки переноса стиля работы,дающего успешный результат, из одного коллектива или предприятия в другой либосмены обстановки (среды привычного пребывания). Степень различия среды всегдаприводит к накоплению противоречий, к созданию конфликтной ситуации, разрешениекоторой может вызывать неблагоприятные последствия.
Одним изпримеров различных вариантов управления предприятием или производством можетбыть стиль управления, рассматриваемой системы ГРИД, разработанный фирмой«Эксон». Цель любого производства — выпуск эффективной продукции,цель какого-либо предприятия — достижение необходимого результата. Эти целидостигаются конкретными лицами с различной степенью их долевого участия.Процесс управления обеспечивается заботой о производстве и о людях. Конкретныйстиль руководства определяется количественной характеристикой этих параметров.В данном случае определение направленности оценки и текстового содержания, вчем проявляется забота о людях и о производстве, может не осуществляться. Вортогональной системе при десятибалльной оценке определяется стиль руководстваконкретным лицом (см. рис. 3).
Следуетотметить, что подобный подход удовлетворителен только для установления стиля,но не его рекомендаций как предпочтительного для всех случаев. В различныхситуациях определяющим фактором в руководстве может стать забота о производствелибо перевес отдается заботе о людях. Долевая значимость этих компонентов восуществлении руководства имеет определенное соотношение и диапазон колебаний,характерный для конкретной социально-средовой обусловленности.
Включениетекстового описания с оценкой значимости каждой графы дает возможностьустановить адекватность используемых средств в определенной социально-средовойобстановке и оценить динамику и направленность использования этих средств врешении конкретных задач управления. Попытки навязать определенный стильуправления при его неадекватности приводит к конфликту в отношении«запрос-удовлетворение» и нарушает его устойчивость.
Вприведенной на рис. 2 таблице регистрации действий «что даю?»,«что получаю?» введены их положительные и отрицательные оценки, чтоможет осуществляться как со стороны того, кто берет и того, кто получает. В данномслучае, как и в случае оценки по сетке ГРИД, один и тот же результат действияоценивается двумя сторонами, и эта оценка может совпадать или быть в пользуодной или другой стороны, т.е. возможно искажение результата с известнойстепенью неточности. Все эти процессы отражаются в жизненном опыте, а затем наего базе оцениваются ситуации, прогнозируются результаты и определяютсясоответствующие действия. Вербальное отражение информации, и ее систематизацияв форме таблиц имеет определенную степень обобщения, за пределами которой онаутрачивает свою ценность для обработки и восприятия конечного результата ипонимания закономерностей, лежащих в основе ее протекания. Для установлениязакономерностей изучаемых процессов необходимо вводить какой-либо способизмерения с последующим упорядочением получаемых данных. Наиболеераспространенным способом упорядоченного представления контролируемогоматериала является графический.
Взависимости от выбора системы представления результатов можно достичь высокогоэффекта в поисках аналитических зависимостей и модельных построений,обеспечивающих прогнозирование наблюдаемого процесса. Если рассмотретьотношение «даю-получаю» с учетом их оценки в баллах, то, используяпринцип дихотомической организации отношений, все возможные их вариантыпредставляются в системе координат, где по горизонтали отмечается содержаниедействия в соотношении «даю-получаю», а по вертикали — качественнаяхарактеристика действий того, что дается и получается. Давать можноположительное или отрицательное и соответственно получать положительное илиотрицательное (см. рис. 4). Поскольку каждая координатная ось являетсядихотомическим представлением связываемых понятий, то значение «0»соответствует равновесному отношению — сколько даю; столько и получаю.Следовательно, «0» — это не отсутствие характеристики, а равенствоотношений двух противоположностей. Крайнее значение либо «толькоберу», либо «только даю», что соответствует 100%, или 1 рассматриваемогодействия. Такое же суждение распространяется и на качественную характеристикувертикальной оси. Возможна только положительная отдача (прием) или толькоотрицательная. Значение «0» соответствует равенству отношенийположительного и отрицательного, когда дают или берут в равном отношении, т. е.можно брать 100%, или 1 только положительное и так же отдавать толькоотрицательное.
Такимобразом, если брать все хорошее для себя, а отдавать только плохое, тодиагональ, проходящая через третью и первую четверти координатной плоскости,будет отражать эгоистические отношение. В свою очередь диагональ, проходящаячерез вторую и четвертую четверть, отражает альтруистические отношения, когдавсе хорошее отдастся, а плохое собирается. Если же теперь каждое полученноезначение разместить в представленной системе координат с учетом частоты ихпроявления, то будет наблюдаться распределение, отражающее свойства личностиили группы со статистическими характеристиками, указывающими математическоеожидание и диапазон вариации границ, контролируемых характеристик. Сравниваяэти распределения, можно говорить о количественных и качественных характеристиках.На рис. 5 показаны варианты характеристик распределения в обмене, чтосоставляет основу их представления о справедливости отношений.
Изпроведенного графического упорядочения всевозможных долевых соотношений двухдихотомических характеристик, которые составляют ортогональную системупредставления результатов, следует важное заключение, что такая форма поведениякак альтруизм и эгоизм выступают не в качестве дихотомических, а ортогональныххарактеристик, которые определяют поведение индивидуума. В таком представлениихарактеристики альтруистического и эгоистического поведения являютсядихотомическими относительно самих себя, а не друг друга. В соответствии сданным представлением альтруист может быть либо как принимающий на себя всетяжести, защищая других, либо как отдающий все хорошее другим, лишая себявознаграждения во имя благополучия их. Между полярно-противоположными формамиальтруизма находятся нормальные формы — отдающие от себя лучшее и принимающиена себя тягости.
Аналогичныерассуждения встречаются относительно эгоистического поведения. Таким образом, вцентре системы представления находятся индивиды, равнозначно обладающиечастично всеми характеристиками. В зависимости от преобладания той или инойформы поведения будут существенно различаться индивидуальные представления осправедливости.
Альтруизми эгоизм являются социальными формами поведения, но любое поведениемотивировано и имеет свои морфофункциональные механизмы обеспечения. В силутого, что альтруизм не в равной мере характерен всем индивидуумам, следовательно,существуют особые морфофункциональные характеристики, которые и определяютпредрасположенность к нему только при их наличии. Аналогичное рассуждениеотносится к эгоизму. Эти две формы поведения, которые часто противопоставляютсякак взаимопротивоположные, являются порождением общественных отношений и выражениемконкретных форм жизни людей. Будучи порождением коллективных форм отношений,они имеют биологическую основу и в коллективных отношениях являются внешнимотображением внутренних свойств, определяющих предрасположенность к ихразвитию.
Самипонятия «альтруизм» и «эгоизм» являются обобщающими и в каждомконкретном случае необходимо говорить об уровне проявления данной формыповедения и ее значимости для каждого из них. Осуждение одной из форм поведенияи превозношение другой носит принципиально ошибочный характер, если этоосуществляется оторвано от конкретных условий их проявления. Любая из формвсегда содержит в себе различную долевую наполняемость противоречивогорезультата, т.е. одновременно несет положительную и отрицательную составляющие,отражая конфликтную природу любой дихотомической системы как основысамоорганизации.
Альтруизм,как одна из форм коллективных отношений, имеет важное биологическое значениедля сохранения вида. Самопожертвование во имя сохранения остальных представляетсобой минимизированный вариант потери общества в конкретной борьбе и поощряетсяим. Как осознанная форма поведения проявления альтруизма связано с глубокимпониманием коллективных отношений в качестве целостности системы более высокогоуровня организации, чем индивидуальные. Важность сохранения целостного являетсядоминирующим фактором в организации всего поведения такого индивидуума.Сохранение личной жизни вне той среды коллективных отношений, котораяподвергается опасности, утрачивает смысл. Конкретная форма альтруистическогоповедения крайне многообразна и носит разноуровневый характер, но приформализации такого поведения, независимо от его сложности и содержания, можновыделить самопожертвование, заключающееся в том, что все лучшее индивидстремится сделать или отдать другим, а все трудности и тяжести принять на себя,освобождая от них других.
Толькопри наличии такой формы поведения возможно возникновение коллективных структур,причем более сложных, чем глубже понимание их превосходящего результата надиндивидуальными формами поведения. В обществе альтруистическая форма поведениястановится частью идеологии.
Как илюбая форма поведения, альтруизм в себе несет свое отрицание. Будучинаправленным на сохранение коллективных отношений и характеризуясьсамопожертвованием, проявление альтруизма благоприятно влияет напаразитирование и развитие эгоизма, способствуя тем самым своему ограничению. Всвою очередь эгоизм, лишенный благоприятной среды своего развития, вырождаетсяибо проявление эгоизма определяется стремлением существовать за счет окружающейсреды при минимизированных затратах своих сил для достижения конечногорезультата. Таким образом, альтруизм по отношению к себе несет дихотомию,заключающуюся в проявлении принципа борьбы и единства противоречий. Способствуяи сохраняя коллективные формы отношений, альтруизм порождает индивидуализм,отрицая при этом коллективные формы. Одним из опосредованных результатовдействий альтруизма есть эгоизм, направленный на сохранение среды своегосуществования.
Следовательно,альтруизм и эгоизм как формы социального поведения составляют некуюортогональную систему, в которой может быть отражена структура личности идинамика межличностных отношений. Эти отношения основаны на действии принципа«запрос-удовлетворение», что позволяет в их формальном описаниииспользовать модель Вольтера «хищник-жертва». Данный результатосновывается на представлении отношений «даю-получаю» каквзаимно-противоположных (дихотомических) понятиях. Поскольку давать и получатьможно как хорошее, так и плохое, то второй дихотомической парой является«все хорошее» и «все плохое».
Еслитеперь представить рассматриваемые процессы в несколько иной системе, неизменяя при этом набор характеристик, то отношения «альтруизм-эгоизм»приобретают иной характер. Из ортогональных взаимонезависимых отношений онипереходят в дихотомические взаимопротивоположные, но при этом меняется исодержательная сторона данных понятий: каждое из них становится обобщающимсвоих составляющих компонентов поведения.
Посколькупонятие «даю» содержит «все хорошее» и «всеплохое», то второй вариант можно представить следующим образом:«даю» и «получаю» переходят из дихотомической связи вортогональную (см. рис. 6). В результате возникают противоречия всистематизации результатов. Конфликт, взглядов или подходов в оценке таких формповедения можно рассматривать либо как альтруизм, либо как эгоизм. Такойхарактер противоречий при анализе теоретических представлений различныхпроцессов встречается довольно часто. Накопление противоречий приводит кразногласиям и сталкиванию мнений, т.е. к конфликту. Такая конфликтная ситуацияявляется причиной неправильного понимания сути самого процесса. Каждая изприведенных форм представления результата имеет полное основание и мнимоепротиворечие, заключающееся в том, что используемые понятия (категории) несут всебе дихотомическую структуру. Если в одном варианте представлений ей непридается, внимание, и она носит скрытый характер, то упорядочиваемые характеристикипроявляют эти свойства. Одновременное отражение двух противоположностей, наоснове которых строится ортогональная система отражения результатов,невозможно. Эта процедура протекает автоматически через один шаг преобразованияи является одной из закономерностей динамики последовательных отображений. Еслина одном уровне характеристики имеют ортогональное отношение, то порождение имиотображения переводит их в дихотомические и так далее (происходит поворотхарактеристики процесса на 900). Принцип дихотомической организациифактически является источником противоречий в развивающихся системах ипроцессах. Широко известный как принцип борьбы и единства противоречий, данныйпринцип определяет обязательное наличие конфликтной ситуации, разрешениекоторой может быть найдено в деструктивных изменениях в виде различной степеникатастроф либо конструктивных в виде более сложных систем организации иотношений. Соотношение этих характеристик лежит в основе, определяющейнаправленность протекания процесса развития, и в ряде случаев трактуется какстатистический принцип организации развивающихся систем. Распределение этиххарактеристик служит как бы паспортом контролируемого явления.
Порезультатам такого представления легко наблюдать и сопоставлять характеристикикаждого индивида. В статистической оценке фигурирует сила проявления признака,которая характеризуется распределением весовой значимости или частотойпроявления конкретного признака, диапазоном его вариации и местом нахожденияматематического ожидания. Введение количественных характеристик в оценкеиндивида позволяет более точно прогнозировать его поведение, решать вопросыпрофессиональной пригодности и вскрывать причины профессиональной деформации.
Отмеченныйспособ количественной оценки справедливых отношений касается непосредственныхдействий: «что я дал» («сделал»), «что получил».Аналогичное представление можно установить в отношениях «беру сам»как активное действие, дают как пассивное действие — «получаю», а сдругой стороны — «отдаю»; «даю» — добровольное активноедействие — возврат. Следовательно, «получаю» можно представить издвух источников аналогично действию «отдаю». Графически такуюхарактеристику установления справедливости отношений в системе«индивид-среда (группа)» можно отразить в трехмерном пространстве(см. рис. 7).
В данномпредставлении наглядно видны результаты возможного установления справедливостис применением добровольных и принудительных мер. Так, к принудительным можноотнести действия аналогичные взиманию налогов, пошлин, штрафов и прочихправовых действий, регулирующих межличностные отношения, а также насильственныхдействий, которые предусматривают противоправные формы поведения.
Принудительныеправовые меры в регуляции справедливых отношений принадлежат скорее не котдельным межличностным отношениям, а к отношениям отдельной личности в группеили отдельных групп. Если рассматриваются социальные отношения, томежсоциальные распространяются на индивида соответствующего социального слоя.
Еслиговорить о принудительной форме поведения в межличностных отношениях, то любоевоспринимаемое принуждение по отношению к себе всегда психологическиоценивается как несправедливое действие (насилие), и только рамки зависимостиили необходимости, связывающие двух индивидуумов, сохраняют их отношения впределах нормальных (нормативных), но с известной степенью напряженности иликонфликтной ситуации. Если в последующих отношениях не происходит компенсациинанесенной несправедливости, то происходит суммирование или накопление ошибокотношений и возникает конфликт, формы, разрешения которого могут быть самыми различными.Существенной особенностью в оценке действий как своих, так и другихотносительно себя, имеют психофизиологические особенности личности и тойсоциальной среды, в которой она формировалась. Если первые(психофизиологические) определяют возможности и форму проявления отношений, товторые (социальная среда) — содержательную сторону характерных для конкретнойсоциально-средовой организации отношений.
Характернаяособенность распределения результирующей оценки справедливости отношенийсвязана с наличием некоторой области, имеющей нормальную плотностьраспределения и диапазон рассеивания. Именно такая природа распределенияобъясняет то, что имея различную биологическую предрасположенность к восприятиюсреды и ее адаптации, а также динамику самой среды (как социальной, так иприродной), порождается комбинаторика всевозможных сочетаний, имеющих различнуюдолевую значимость способствования и препятствования установлению справедливыхотношений. Различный диапазон оценки отношений и места нахожденияматематического ожидания этих оценок порождает разное понимание и суждение опроисходящем.
Вколлективных отношениях вырабатывается, как правило, наиболее приемлемая форма,обеспечивающая справедливость, адекватную в данном случае норме отношений.Естественно, индивидуальные представления о справедливости или о норме могутотличаться от коллективных, обеспечивающих устойчивость этой нормы. В данномслучае индивидуумы с различными статистическими характеристиками имеютразличные особенности поведения. Более широкий диапазон рассеиванияотносительно основной формы поведения (см. рис. 5,6) говорит о большейприспособляемости, вариантности в среде, но обладает меньшей различимостью идопускает неточность в оценке как в определенном диапазоне равнозначностихорошего и плохого, так и в возможном систематическом смещении этой оценки всторону либо хорошего, либо плохого. Именно неточность (ошибка) в оценкереальной ситуации является фактором, определяющим возможную сложность как межличностных,так и групповых отношений.
Неточностьв оценке (ошибка) определяет толерантность пространства, в котором строитсясложная структура межличностных и социальных отношений. Толерантностьпространства и сложность структурной организации отношений четко взаимнодетерминированы. В конкретной неточности событий возможна только определеннаясложность формы отношений.
Этоположение имеет строгое математическое доказательство и в понимании природывозникновения внутренних противоречий в межличностных и групповых отношенияхили природы развития конфликтов представляют особый интерес. Речь идет оспециальном рассмотрении ошибки или неточности в оценке ситуации при построениимежличностных отношений и сохранении их нормы, что может быть использовано дляцеленаправленного воздействия на их формирование. Особого внимания заслуживаетдвойственное значение ошибки в обеспечении устойчивости отношений. С одной стороны,толерантность (неточность, ошибка) обеспечивает инертность в сохранениипредшествующего состояния, чем повышает его устойчивость, а с другой — способствует накоплению систематической ошибки, формированию скрытого идилатентного конфликта.
Такимобразом, справедливость как вариант понятия нормы отражает социально-средовоеее наполнение. Суть справедливости заключается в сбалансированном отношенииобмена услуг или взаимных потребностей, возникающих в коллективных отношениях.Понятия «справедливость» и «норма» носят либо абсолютный,либо относительный характер. Перенос относительного содержания,соответствующего определенным социально-средовым условиям, на другие приводит квозникновению противоречий, порождающих конфликтные ситуации.
Установлениесоциально-средовой наполненности содержания справедливости может бытьдостигнуто при контроле за обменом «что я даю?» и «чтополучаю?». Такой контроль можно осуществлять путем регистрации результатовконтролируемого обмена и оценки значимости произведенных взаимоотношений споследующей обработкой таблиц регистрации. Данную операцию можно; производитькак вручную, так и с помощью компьютера.
Систематическийучет и контроль определенных социально-средовых взаимоотношений, отражающихраспределение результатов совместной деятельности с учетом конкретного обмена«что даю? » — «что получаю?», позволяют установитьназревающий конфликт, причины и формы его разрешения. Наличие такой информациипозволяет более успешно управлять производственным процессом.
Взависимости от долевого соотношения в обмене «что даю?» — «чтополучаю?» можно осуществить классификацию форм поведения не толькоотдельного индивидуума, но и группы с выявлением таких признаков поведения, какальтруизм и эгоизм. Последние являясь следствием социальных отношений,порождают различные представления о справедливости одного и того жераспределения результатов обмена, что приводит к развитию конфликта.
Различныепредставления о справедливости распределения результатов совместнойдеятельности со стороны отдельных индивидуумов либо социальных групп в целяхсоблюдения общего равновесия (нормы), приводят к необходимости введенияопределенных принудительных мер в организации перераспределения и контроля заего протеканием. Необходимость наличия принудительных мер в обеспечении нормколлективных отношений или статистических норм поведения является объективнымфактором возникновения конфликтных ситуаций между индивидуальной и коллективнойнормами поведения.
Любаяформа принуждения оценивается как несправедливые действия и вызываетопределенную степень напряженности или конфликтную ситуацию. Необходимостьпребывания в коллективных взаимоотношениях делает этот конфликт, скрытым илилатентным.
Существующаянеточность во взаимопонимании справедливости распределения конечного, совместнодобытого результата, порождает определенную толерантность во взаимоотношениях.Неточность или толерантность в оценке реальной ситуации является фактором,определяющим возможную сложность организации как межличностных, так и групповыхотношений.
Целенаправленноеизменение толерантности во взаимопонимании, как отдельных индивидуумов, так игрупп может быть использовано в управлении процессом развития конфликтнойситуации. Наличие строгой аналитической закономерности, определяющей сложностьструктурной организации системы, и толерантность ее элементов позволяетмоделировать динамику межличностных или групповых отношений.
Выводы
В процессе выполненияконтрольной работы мы ознакомились с основными понятиями предметаконфликтологии, принципами и способами возникновения конфликтов, пониманиемприроды любого конфликта и др.
Мы выяснили, что конфликт– это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональнымипереживаниями. Еще можно назвать конфликт – конфликтная ситуация плюс инцидент.
Конфликт – столкновениепротивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектоввзаимодействия.
Конфликт – этопротиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросовсоциальной и личной жизни.
Конфликт –психологическое противоборство сторон, имеющих несовместимые цели и интересы.
В общем же конфликт проявляется,как стремление одной стороны утвердить свою позицию, а другая протестует противневерной оценки его деятельности или поступка.
Списокиспользованной литературы
1. Ворожейкин И.Е., Кибалов А.Я.,Захаров Д.К. Конфликтология – М., 2001-224 с.
2. Бандурка А.М., Друзь В.А.Конфликтология: Уч. – Харьков, Ун-т вп. дел, 1997-355 с.
3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии:Курс лекций – РнД, Феникс,
1998-480 с.
4. Мириманова М.С. Конфликтология:Уч. – М., Академия, 2003-320 с.
5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Уч.пособие – М., Альфа-М,2003-236 с.
6. Шейнов В.П. Конфликты в нашейжизни и их разрешение – М., Амалфея,
1997-288 с.
7. Психология для студентов ВУЗОВ.Под общ. Ред. Е.Н. Рогова, – М., МарТ,
2005-557 с.
8. Управление персоналом: Навч. посіб. Піб. ред.Крушельницкой О.В. – К., Кондор, 2005-308 с.