Реферат по предмету "Психология"


Основные особенности внимания дошкольников

Санкт-Петербургскийпедагогический колледж № 8
Контрольнаяработа по возрастной психологии
на тему:
«Основныеособенности внимания дошкольников»
                                                                 Работа выполнена
                                                                       студенткой 42 группы
                                                                  заочного отделения
                                                         Пенцевой Е.А.
                                                              Работа проверена
                                                                    преподавателем психологии
                                                        Смольной Т.А.
Санкт-Петербург
2008 г

Содержание
1. Краткая характеристика внимания
2. Развитие внимания в дошкольном возрасте
3. Характеристика внимания детейсреднего возраста
4. Методы развития внимания
5. Диагностика развития внимания удетей в возрасте от 3 до 6 лет
Список литературы

1. Краткая характеристика внимания
Внимание — характеристика психической деятельности,выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённыйобъект. Под направленностью сознания понимается избирательный характерпсихической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта изнекоторого поля возможных объектов.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, каквосприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работунашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа идеятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляетсявнутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессовсознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность,направленная на объект.
Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляетсяв определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся,вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когдаповышена активность познавательной деятельности в процессе познания илиотражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическаяхарактеристика протекания познавательной деятельности, оно выражаетпреимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, накотором она как в фокусе сосредоточена.
Виды внимания
Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представленынепроизвольным вниманием, вторые — произвольным.
Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным(произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своейсложности.
Вид внимания Условие возникновения Основная характеристика Механизм Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности Произвольное
Постановка
(принятие)
 задачи Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется начто-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания напредметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своейинтенсивности.
Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
— интенсивность раздражителя;
— качество раздражителя;
— повторение;
— внезапность появления объекта;
— движение объекта;
— новизна объекта;
— согласие с наличным содержанием сознания.
Произвольность внимания развивается вместе с формированиемего отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания — оназаключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получилназвание «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введенов употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает наоснове произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу егоценности (значимости, интереса) для личности.
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
— первичное внимание, вызванное разнообразнымираздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
— вторичное внимание — сосредоточенность на одном объекте,несмотря на наличие других (дифференциация);
— постпроизвольное внимание, когда объект удерживается вовнимании без специальных усилий.
Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание,которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный моментобъектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольноговнимания определяется физическими, психофизиологическими и психическимифакторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевыхусилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания :
— объективные особенности предметов и явлений (ихинтенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
— структурная организация (объединенные объектывоспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
— интенсивность объекта — более сильный звук, более яркийплакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;
— новизна, необычность объектов;
— резкая смена объектов;
— субъективные факторы, в которых проявляется избирательноеотношение человека к окружающему;
— отношение раздражителя к потребностям (то, чтосоответствует потребностям, привлекает внимание, прежде всего).
Основная функция непроизвольного внимания заключается вбыстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях,выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшийжизненный смысл.
В зависимости от внутренних условий выделяют триразновидности непроизвольного внимания.
Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно ввидовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играетнезначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной.Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума илипринимает автоматический характер.
Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит нестолько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она такжескладывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессестихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этоймере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают упредставителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие ииндивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можноназвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействиевпечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. Вотличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникаютв область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха иактуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшиеобъекты, голоса и т.д.
Третью разновидность непроизвольного внимания можно назватьпривычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаемпроизвольного внимания, другие же — переходной к нему формой. Со сторонысубъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить туили иную деятельность.
Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидностинепроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат внесознания человека.
Непреднамеренное внимание характеризуется следующимиособенностями:
— человек предварительно не готовится к восприятию объекта илидействию;
— интенсивность непреднамеренного внимания обусловливаетсяособенностями раздражителей;
— непродолжительно по времени (внимание длится до тех пор,пока действуют соответствующие раздражители, и, если его не закрепить,прекращается по окончании их действия). Эти особенности непреднамеренноговнимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или инойдеятельности.
Источником произвольного (преднамеренного) внимания целикомопределяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит длядостижения поставленной и принятой к исполнению  цели. В зависимости отхарактера этих условий и от системы деятельности, в которую включены актыпроизвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.
1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекатьлегко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобыотличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее.Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбраннымобъектом или направлением деятельности и объектами или тенденцияминепроизвольного внимания. Чувство напряжения — характеристика процесса вниманияданного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источникконфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой — суть любыхпроцессов волевого внимания.
2. Волевой характер выжидательного внимания особеннопроявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.
3. Особенно важный вариант развития произвольного вниманиязаключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функциянепроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудачепоявляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествамикак произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием егороднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению вниматьвыбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольнымвниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.
Основная функция произвольного внимания — активноерегулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольноевнимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения,поддержание устойчивой избирательной активности.
Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:
— целенаправленность — определяется задачами, которые человекставит перед собой в той или иной деятельности:
— организованный характер деятельности — человек готовитсябыть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет своевнимание на него, организует необходимые для данной деятельности психическиепроцессы;
— устойчивость — внимание продолжается более или менеедлительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаемнаше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
— интересы человека, побуждающие его к занятию данным видомдеятельности;
— осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнятьданный вид деятельности.
Послепроизвольное внимание — это активное, целенаправленноесосредоточие сознания,  не требующее волевых усилий вследствие высокогоинтереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное вниманиеявляется высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощаетчеловека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится занововтягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает втех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость вволевом усилии.
Свойства внимания
Устойчивость – этовременная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному итому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральнымифакторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подверженопериодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частностипо Н. Ланге равны обычно 2-3 секунды доходя до 12 секунд.
Однако исследователисчитают, традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторыхразъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни вкоем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях вниманиехарактеризуется частными периодическими колебаниями, в других – значительнобольшей устойчивостью.
В настоящее времядоказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания являетсявозможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны исвязи. Когда поставленная задача требует сосредоточенности на каком-либо предмете,мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях, внимание может оченьдлительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержаниепредмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легкоотвлекаемся, наше внимание колеблется.
Если бы внимание при всехусловиях было не устойчивым, более или менее эффективная умственная работа былабы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности,раскрывающей в предмете новые стороны и связи, означает закономерность этогопроцесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивостьвнимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенностиматериала, степень его трудности, знакомство с ним, отношение к нему со сторонысубъекта, а также от индивидуальных способностей личности.
Концентрация внимания –это степень или интенсивность сосредоточенности, то есть основной показательего выраженности, другими словами – тот фокус, в который собранапсихологическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтоминский полагал, чтоконцентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантногоочага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствиемвозбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон корыголовного мозга.
Под распределениемвнимания понимают субъективно переживающую способность человека удерживать вцентре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именноэта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их вполе внимания. Однако, как показывает жизненная практика, человек способенвыполнить только один вид сознательной психологической деятельности, асубъективные ощущения одновременности выполнения нескольких обязано быстромупоследовательному переключению с одной на другую. Еще В. Вундтом было доказано,что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявленныхраздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнитьодновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один извидов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и нетребует внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельностиневозможно.
Многие авторы считают,что распределение внимания, по существу, является обратной стороной егопереключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяетсяскрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означаетсознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Вцелом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться всложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людейразлична и зависит от целого ряда условий. Чем интереснее деятельность, темлегче на нее переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошотренируемых качеств.
Следующее свойствовнимания, которое выделяет психология, – это объем. Объем внимания – особыйвопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах ивыполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающуюизвне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.Таким образом, человек обладает ограниченными способностями одновременновоспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объемвнимания. Важной и определяющей его способностью является то, что онпрактически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

2.Развитие внимания в дошкольном возрасте
В раннем детстве развитиевнимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов,тем самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает длямалыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляетвнимание.
Освоение назначения,функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с однойстороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, асдругой, совершенствовать свойства самого внимания — распределение,переключение.
В связи с овладениемречью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах,фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она«формулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы:«Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до концаи выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи умалыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без нагляднойопоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если онисопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет засобой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им.Слово выступает как средство организации внимания.
И все-таки, несмотря нато, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределениивнимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого.Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагируетна указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка оченьслабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как быскользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращаетначатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстникамашинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том,что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И кактолько пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасаети внимание к ним.
Выделим особенностиразвития внимания в раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, атакже действии с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
— малыш сосредоточен навыполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературныхпроизведений, внимателен к слову, речи;
— под влиянием речи уребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
— внимание малыша слабоконцентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения ираспределения, невелик его объем.
В дошкольном возрастеизменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем:дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможностьраспределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка.Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнятьпод руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную.Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже еслипоявилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания,фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательныхпроцессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать,где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы.Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Ввозрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболеепродолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительностьотвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастаетустойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечениянаблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие вниманиядошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваиваетновые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенокнаправляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говоритдошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. Встаршем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка,которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок,а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель«посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Такимобразом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитиемречи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения,становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игредругих детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочьвзрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы.Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, какой красиво расставляетприборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Таким образом, развитиепослепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, онотакже связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Укажем особенностиразвития внимания в дошкольном возрасте:
— значительно возрастаетего концентрация, объем и устойчивость;
— складываются элементыпроизвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательныхинтересов;
— внимание становитсяопосредованным;
— появляются элементыпослепроизвольного внимания.
Внимание — это важнейшеекачество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасываниялишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналовиз внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), тонаш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладаетопределенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией,избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушениекаждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении идеятельности ребенка.
Маленький объем внимания- это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах,удерживать их в уме.
Недостаточнаяконцентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание,не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточнаяизбирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на тойчасти материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитаяпереключаемостью внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одноговида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малышсделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменоватьего по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допуститмного ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстропереключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскомуязыку).
Плохо развитаяспособность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнятьодновременно несколько дел.
Недостаточнаяпроизвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание потребованию.
Подобные недостатки немогут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями навнимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показываютисследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должнавестись по двум направлениям:
1. Использование специальныхупражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение,концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использованиеупражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей наобщий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — детисхватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегаютчастностями». В связи с этим главная задача таких занятий: преодолениеэтого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетомэлементов на фоне смысла целого.

3.Характеристика внимания детей среднего возраста
В констатирующемэксперименте участвовали дети среднего возраста группы № 2 ДОУ № 39:
1.   Лоскутова Ира
2.   Кузьмин Дима
3.   Макаров Макар
4.   Картабаева Саша
5.   Поляк Саша
Для решения поставленнойзадачи были проедены две методики:
«Проставь значки» и«Найди и вычеркни»
Методика № 1 «Проставьзначки» (Рис.1)
/>
(рис 1)   Лист к методике«Проставь значки».
Тестовое задание в этойметодике предназначено для оценки переключения и распределения вниманияребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок иобъясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом изквадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, которыйзадан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает,выполняя это задание в течение двух минут.
 После выполнения этойметодике были получены следующие результаты:
1. Лоскутова Ира — среднийуровень развития
2. Кузьмин Дима — низкийуровень развития
3. Макаров Макар — средний уровень развития
4. Картабаева Саша — средний уровень развития
5. Поляк Саша — средний уровеньразвития
Методика № 2  «Найди ивычеркни» (рис. 2), (рис. 3)
Задание, содержащееся вэтой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивостивнимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даныизображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенокперед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобойпоиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано многоразных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово „начинай“, ты построчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые яназову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока яне скажу слово „стоп“. В это время ты должен остановиться и показатьмне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечуна твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово»начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искатьи вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я нескажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится".
В этой методике ребенокработает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) емуговорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этойметодике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либодва разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, адомик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка теместа, где даются соответствующие команды.
Лист к методике  «Найди ивычеркни»/>/>(рис.2)                                                                                 (рис. 3)Послепроведения и подведения итогов были получены следующие результаты об уровнеразвития продуктивности и устойчивости внимания:
1. Лоскутова Ира — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
2. Кузьмин Дима — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
3. Макаров Макар — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
4. Картабаева Саша — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя
5. Поляк Саша — продуктивностьвнимания средняя, устойчивость внимания средняя
Вывод: В ходе выполнениязаданий дети вели себя спокойно, но под конец некоторые начинали отвлекаться,внимание рассеивалось.
Макаров Макар и КузьминДима гипервозбимые мальчики, они допускали много  пропусков и ошибок, поэтому уних низкий результат, и им было сложно удержаться на одном месте.
У остальных детей  результатсредний, они тоже допускали ошибки.
На основании диагностики можнонаметить цели и задачи по развитию внимания данных детей.
Цель: Развивать внимание.
Задачи:
1.        Отобрать игры дляразвития внимания детей среднего возраста.
2.        Уделять большевремени на игры, связанные с развитием внимания.
3.        Провести беседу сродителями, порекомендовать игры, в которые можно играть дома.

4. Методыразвития внимания
ПСИХОГИМНАСТИКА
В магазине зеркал
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Созданиеположительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а такжеумения подчиниться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения,которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку.Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошелчеловек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах иподумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки вответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей иззеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делалаобезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Ябуду обезьянкой, а вы — зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняетвзрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить,чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игрунеобходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода вбаловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (этоповышает мотивацию к игре).
Смотри на руки
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса«Красные цветы».
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различныедвижения рук, показанные взрослым или «командиром».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбратькомандира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром будуя, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг задругом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоятькомандир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рукпоказывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Примечание. На этапе освоения игры показ движений рукосуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс,руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затемпоказ движений рук осуществляют дети.
Слушай команду
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова«Марш»
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения всоответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают толькона выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющиехорошо слушают и точно выполняют задание.
Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этогонадо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звукимузыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В этовремя я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющиедолжны выполнить эту команду. Будьте внимательны !»
Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед ивытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны;сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ  СЕНСОРНОГОВНИМАНИЯ
«Четвёртый лишний»
Цель: развитие внимания, речи и логического мышления
Материал: набор картинок
Инструкция: Покажите ребёнку карточку. Попросите найти«лишний» предмет, т. е. тот, который не сочетается с другими по каким-топризнакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнкавозникают затруднения, задайте ему наводящие вопросы.
“Найдидва одинаковых рисунка”
Цель: развитие внимания.
Материал: бланкиметодики.
Инструкция: в каждом изпяти заданий даны  похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Нодвое из этих рисунков совершенно  одинаковые. Какие именно рисунки полностьюидентичные, ребенок и должен определить.
Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравниватьмежду собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро иточно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Примечание: в первом и во втором задании рисунки имеют только2 признака отличия; в третьем задании их уже 3; в четвертом и пятом задании – 4признака отличия. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенокне просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаютсякартинки в каждом задании.
                       />
/>
Выкладывание палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционнойпроволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор илисилуэт из палочек (листы 13-14).
а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящиеот 6 до 13 палочек (карточки);
г) 4-й уровень сложности — сложные с большим количествомдеталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор,домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). Привыкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкоймоторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики:цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра(буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву,узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
Нанизывание бусинок
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкоймоторики пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки,соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляциитолстой проволоки; для усложнения задания — крупный бисер.
Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь самсобрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать другза другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детейзатруднения. Возможно, использование крупного бисера только в случае хорошоразвитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
Лото
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц)и 6 карт с изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимаяпо одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный нафишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку изакрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроетвсе клеточки своей карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большойобщий стол кто, где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которойизображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьтевнимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображенодин из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такойже предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этомслучае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку насвоей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, покакто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он истанет победителем».
Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, вдальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
Опиши друга
Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становитсяспиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого;выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.
Удочка
Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у негошнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивныммешочком. По сигналу: «Ловлю!» — взрослый вращает шнур, постепенно его, удлиняятак, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должныподпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочкуи должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь непоймает.
По новым местам!
Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок.Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному подразученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» — играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшиеместа последними проигрывают.
Упражнение “Лампы” 5-8 лет
Цель: развитие внимания.
Материал: распечатанный бланк методики.
Инструкция: на основе только зрительногопрослеживания линий, требуется отыскать соответствующую каждому выключателюлампу.
/>
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВНИМАНИЯ
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определеннымобразом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети).Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленныхстульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будетразведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд.Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль«разведчика» на себя.
Съедобное — несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствамипредметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен онили нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы(например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должныпоймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Еслиназванный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затемпередвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч непойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), тоиграющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит впоследний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классовможет быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, тонарисовать надо 5-6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно,сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка,помидор, огурец, ножницы и т.д.
Слушаем тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто ичто услышал в тишине.

5. Диагностикаразвития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые задания длядиагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающихупражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественныекритерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок илинет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типадля развивающих занятий.
Задания должны бытьяркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательнопроводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15минут в день.
1. Кпервому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства иразличий картинок, поиск парных изображений:
/>/>
/>
/>
/>
/>
2. Ковторой группе относятся задания на определение изменений, перестановок,произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменялиместами — надо указать, что изменилось):
/>
3. Третийтип заданий: нахождение различных геометрических фигурок,«спрятанных» на картинке:
/>
/>
4.   Всевозможные лабиринты. Ребятишкампомладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком,дети постарше должны стараться следить только глазами:
5.   />
6.   Задания на нахождение нелепиц,несоответствий на картинках («Что перепутал художник?»). Здесь такжедиагностируется уровень развития мышления ребенка, его знания о мире:
7.   />
6. Заданияна диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд)предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящиепредметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают иребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных емупредметов или их изображений. Например:
/>
После этого картинку убирают, иребенок должен ответить на вопросы:
— Какие предметы нарисованы накартинке?
— Сколько вишен ты видел на картинке?
— Что ты видел, ручку или карандаш?
— Сколько конфет на картинке?
7. Ответына вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено:
/>
Ответь на вопросы:
— Какие животные нарисованы накартинке?
— Какие животные живут у нас, а какиев теплых странах?
— Каких животных на рисунке два?
— Какое животное из тех, которых тывидишь, ходит на двух ногах?
В этом задании (впрочем,как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для болееполной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характерпроцесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованностьработой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.
8. Задание на диагностикуизбирательности внимания:
/>

Списоклитературы
1.     Петровский А.В.,Ярошевский М.Г… Психология: Учебникдля студ. высш. пед. учеб. заведений — М.:Издательский центр «Академия», 2001
2.     Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии — СПб.: «Питер», 2001
3.     Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников.Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: Академия развития,2000 г.
4.     Урунтаева Г.А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. — М.:«Академия», 1996
5.     http://azps.ru/tests/indexch.html
6.     http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a011.shtml


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.