Реферат по предмету "Психология"


Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

МОУ Разинская средняя общеобразовательная школа
РЕФЕРАТ
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУОБУЧЕНИЮ
2009 ГОД

ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
I.     Определение понятия готовностиребенка к школе
1.    Личностная готовность
2.    Интеллектуальная готовность
3.    Социально-психологическая готовность
II.    Сферы исследования готовностиребенка к школе
1.    Познавательная сфера
2.    Произвольность поведения
3.    Развитие тонкой моторики пальцев рук

ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего реферата — основные методыисследования готовности детей к школьному обучению. Эта тема действительноочень важна и не потеряет своей актуальности до тех пор, пока будутсуществовать школы.
Результаты проведенных исследованийпоказали, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся являетсясвоего рода их «незрелость», недостаточная нервно- психическая и другаяготовность к сложному процессу обучения, которая в результате неправильной илинеполной диагностики не была выявлена.
Поэтому чрезвычайно важно своевременноевыявление такого рода незрелости детей, определение уровня развития ребенка,его возможных отклонений от нормы с помощью различных методов исследования.
Исходя из этого, основной целью нашейработы является: наиболее полное представление методов исследованияпсихологической готовности ребенка к школе. Для этого нам необходимо решить рядболее конкретных задач, а именно: каковы закономерности развития детейдошкольного возраста; что такое готовность к школе; какие сферы исследуютданные методы?
Таким образом, для того, чтобы наиболееполно раскрыть данную тему, нам необходимо придерживаться поставленной цели ирешить выше указанные задачи.

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬРЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Поступление ребенка в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для егородителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизниребенка. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего,ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему нетолько новые права, но и налагающие нелегкие обязанности. Маленький школьниквправе рассчитывать на уважение окружающих к его учебным занятиям и сам обязансистематически выполнять все задания учителя, вести себя в соответствии сошкольными правилами независимо от того, хочет он этого в данный момент или нет.
Большинство детей, достигающихсемилетнего возраста, стремятся к положению школьника, но не во всех случаяхони достаточно ясно представляют себе, в чем это положение состоит. Иногда ихпривлекает чисто внешняя сторона дела — хочется иметь портфель, считатьсябольшим, получать отметки и т.д. А какой же ребенок считается по- настоящемуготовым к школе? Как определить понятие «готовности к школе»? В современнойпсихологии пока не существует единого четкого понятия «Готовности или школьнойзрелости».
Так, А. Анастази трактует понятиешкольной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивациейи другими, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы,поведенческими характеристиками».
И более емко определяет школьнуюзрелость как достижение такой степени развития ребенка, когда он «становитсяспособным принять участие в школьном обучении». В качестве компонентовготовности к обучению И. выделяет умственный, социальный и эмоциональныйкомпонент.
Л.И. Божович указывает, что готовность кобучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительнойзрелости, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своейпознавательной деятельности к социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец,отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостнуюсистему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности еемотивации, уровня развития ее познавательной, аналитико-синтетическойдеятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий тт.д.»
На сегодняшний день практическиобщепринято, что, готовность к школьному обучению — многокомпонентноеобразование, которое требует комплексных психологических исследований. Вструктуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (поданным Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского и др.)
1. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Включает формирование у ребенкаготовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющегокруг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношенииребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит иопределенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучениюявляется ребенок, которого школа привлекает не своей внешней стороной (будусидеть за партой, носить портфель и т.д.), а возможностью получать знания, чтопредполагает развитие познавательных интересов. Школьнику необходимопроизвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, чтовозможно при сформированной иерархической системе мотивов.
Таким образом, ребенок должен обладатьразвитой учебной мотивацией. К началу школьного обучения у ребенка должна бытьдостигнута хорошая эмоциональная устойчивость, т.е. определенный уровеньразвития эмоциональной сферы.
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Данный компонент предполагает наличие уребенка кругозора, запаса знаний. Ребенок должен владеть планомернымвосприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями,смысловым запоминанием. Однако мышление остается, в основном, образным,опирающимся на реальные действия с предметами. Также предполагаетсяформирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности (умениевыделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности).
Обобщая, можно говорить, что развитиеинтеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированноевосприятие; аналитическое мышление (выделение основных признаков и связей междуявлениями, способность воспроизвести образец); логическое запоминание, интереск знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение наслух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;развитие тонких движений руки и зрительно- двигательной координации.
3. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Включает в себя формирование у детейкачеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.Ребенок должен уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы,справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность к школеобусловлена анатомо-физическим созреванием организма ребенка. К 7-ми годамсовершенствуется морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий,что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольногоповедения, планирования и выполнения программы действий.
Возрастает подвижность нервныхпроцессов, отмечается большее равновесие, чем у дошкольников, процессоввозбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют.
Возрастает значений второй сигнальнойсистемы, слово приобретает обобщающее значение. Существенное изменение ворганах и тканях тела, существенно повышающее физическую выносливость. Все этосоздает благоприятные предпосылки для осуществления учебной деятельности.
Очень важно выявить уровень психическогоразвития и индивидуальных особенностей ребенка при поступлении в школу, с цельюоказания помощи в раскрытии задатков, способностей и наиболее полной ихреализации.
Таким образом, понятие готовность кшколе — сложное и включает в себя: личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность. И лишь при наличии всех этих трех компонентовготовности можно говорить о том, что ребенок готов к школьному обучению.

II. СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИРЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Современная школа не начинает обучение снуля. Она рассчитывает на то, что дети приходят в класс с достаточным кругомзнаний и навыков, а также с достаточной зрелостью структур личности, для того,чтобы воспринимать и запоминать полученную в школьной обстановке информацию.Естественно, что ребенок, не обладающий свойствами, характерными для готового кшколе ребенка не может полноценно воспринимать эту информацию и успешноучиться. Поэтому так важно педагогам- психологам исследовать готовность каждой отдельнойсферы личности ребенка к обучению в школе.
Главными предметами исследования вданном случае являются следующие сферы:
1.        Познавательная сфера (когнитивная) очень бурноразвивается в дошкольном возрасте. Ведь в ребенке от природы заложен инстинктпознания и исследования мира. Особый скачок она делает в 1 год, в 3 и 5 лет-кризисные периоды, характеризующиеся появлением принципиально нового вструктуре личности ребенка. Он хочет познать окружающий мир, в результатеразвиваются его когнитивные процессы, а в частности:
·          Внимание- проявление избирательной направленностипроцессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешностьобучения в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок неможет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешнихвпечатлений, что проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможностисосредоточиться на чем-то одном, частой сменой деятельности.
К 6-7 годам у ребенка постепенноформируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, есливзрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесносвязано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнениелюбого задания — как интересного, так и неинтересного.
Произвольность внимания развиваетсяпостепенно, по мере развития его отдельных свойств, таких как:
ОБЬЕМ ВНИМАНИЯ — определяетсяколичеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка. Для егоопределения ребенку предлагается в таблице с набором знаков, фигурок или цифр,которые располагаются в произвольном порядке зачеркнуть определенный видфигурок или цифр (например, треугольник или в случае с цифрами- 7, 5 или 4).Инструкцию можно усложнить, попросив называть знаки вслух. Фиксируется времявыполнения задания и количество ошибок. Большинство детей 6-7 лет выполняют этозадание за 2-3 минуты и почти без ошибок (при наличии 14 строк знаков по 10знаков в каждой).
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – интенсивностьсосредоточения на одном или нескольких объектах. Проверяется с помощью парыкартинок, содержащих 10-15 отличий. Ребенка просят сравнить картинки и назватьвсе их различия. Учитывается скорость, результативность, число правильноназванных различий. Норма в среднем 1-3 минуты (в зависимости от сложностикартинки).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это возможностьконцентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов.Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следитьза несколькими независимыми процессами, не теряя не одного из них из полясвоего внимания. Для проверки его берется бланк с различными элементами фигур иобразец с эталонами- целыми фигурками. Ребенка просят, сравнивая фигуры сэталоном одним- двумя штрихами дополнить их до полных фигур. Нормой для 7 летявляется выполнение этого задания за 3-4 минуты (при не более 5 ошибках).
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — возможностьсознательного и осмысленного перемещение внимания с одного объекта на другой.Хорошая переключаемость означает способность быстро ориентироваться в ситуациии переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смыслеслова и означает плохую переключаемость внимания. Развить и проверитьпереключаемость можно, показывая ребенку различные слова. Он должен подоговоренности отреагировать на определенные слова (например, обозначающиеживотных) хлопком, звуковым обозначением или другим знаком. В 7 лет это заданиевыполняется почти безошибочно.
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ — определяетсядлительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивостьвнимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степень еготрудности, понятности, интереса и сформированных волевых качеств. Хорошийуровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у негосамоконтроля. Проверить устойчивость можно с помощью переплетенных между собойлиний, пронумерованных у начала и конца (эти номера не совпадают). Ребенокдолжен без помощи пальца провести от начала линии к концу, сопоставив номера вначале и в конце. Дети 7 лет справляются с заданием за 1-2 минуты почти безошибок.
Таким образом, различные свойствавнимания в значительной мере не зависимы друг от друга: внимание, хорошее вкаком- то одном отношении, может быть не столь совершенно в другом.
Отчетливо сказывается на развитии вниманияроль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.Понимание этого является особенно важным в развитии и тренировке внимания.Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результатеупражнений.
·          ВОСПРИЯТИЕ- это отражение сознанием человека предметов и явленийдействительности в момент их воздействия на органы чувств.
В старшем дошкольном возрасте дети ужехорошо различают цвет и форму предметов. Узнав названия геометрических фигур,они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах:«Дверь — это прямоугольник, абажур лампы — шар» и т.д. По силуэту илинезначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину,форму, удаленность и др. Если у ребенка хорошо развита речь, то он используетмногообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз,потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другуюсторону».
Более трудным для дошкольника являетсявосприятие времени- ориентации во времени суток, в оценке различных промежутковвремени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).
Например, одна минута по представлениюдетей 6-7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делаютошибки, представляя себе длительность какого- либо дела меньшей, чем она есть вдействительности.
Большим достижением ребенка являютсяпервые попытки установления связей между пространством, временем, количеством.Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу- восприятиекартинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимаетизображение как нечто целое (целостность восприятия).
Неоценима роль восприятия в овладенииребенком навыками письма, чтения, счета.
·          МЫШЛЕНИЕ – процесс познания человеком действительности с помощьюмыслительных процессов — анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют три вида мышления:
1.        Наглядно-действенное (познание путем манипулирования игрушками(предметами)).
2.        Наглядно-образное (познание с помощью представленийпредметов, явлений).
3.        Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов,рассуждений).
Наглядно- действенное мышление особенноинтенсивно развивается с 3-4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учитсяоперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самыеразные практические задачи.
На основании наглядно- действенногомышления формируется более сложная форма — наглядно-образное мышление. Онохарактеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основепредставлений, без применения практических действий, что позволяет ребенку,например, использовать схематические изображения.
К 6-7 годам начинается более интенсивноеформирование словесно- логического мышления, которое связано с использованием ипреобразованием понятий, но оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны междусобой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, но ирешение даже самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка,рисование, чтение, общение и т.д. то есть все, чем занимается дошкольник,развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение,абстрагирование, классификация, способность рассуждать и т.д.
Таким образом, наглядно- действенноемышление можно проверить, предложив ребенку соединить прямыми линиями фигуры внижней части рисунка так, как показано на образце. Наглядно-образное – спомощью карточки с четырьмя картинками одна из которых — лишняя (по смыслу).Словесно- логическое- с помощью вопросов на анализ- синтез, сравнение,абстрагирование и т.д. (Например: «Небо голубое, а трава?»).
Ребенок может понять главную мысльпредложения, картинки, ответить на вопрос (см. выше), выделить из общегочастное (по картинке), разложить предметы на группы по существенному признаку ит.д. Для 6-7 лет – это норма.
·          ПАМЯТЬ- это способность к получению, хранению и воспроизведениюинформации. Она лежит в основе способности ребенка, является условием обучения,приобретения знаний и умений.
Часто учителя жалуются, что первоклассникне помнит, что задано на дом, что нужно принести на урок и др. В тоже времяродители говорят, что их ребенок быстро запоминает рекламу или точнопересказывает сериал.
Дело в том, что в первом случаетребуется произвольное запоминание, с во втором – непроизвольное.
Память бывает кратковременной(воспроизведение через несколько десятков секунд) и долговременной(воспроизведение через длительное время).
В зависимости от того, какие ощущенияпреобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ- сохранение ивоспроизведение зрительных образов. У дошкольников иногда встречается«эйдетическая» память, когда воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит этоперед глазами и может описать во всех подробностях.
Проверка происходит с помощью 10представляемых в течение 1-2 секунд каждая картинок. Ребенок 6-7 летвоспроизводит 7-8 картинок.
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ связана с сохранением и воспроизведениемразнообразных звуков. Иногда дети, стараясь запомнить словесную информацию, шевелятгубами или повторяют про себя сообщение. Этот вид памяти имеет большое значениев развитии ребенка. Все известное дошкольник узнает на слух. Этим же способомон будет усваивать до 70% информации в школе. Проверка- с помощью запоминанияребенком 10 предъявляемых слов. 6-7 летний ребенок называет 5-6 слов.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ- память на эмоции.Пережитые и сохраненные чувства выступают как сигналы, либо побуждающие кдействию, либо удерживающие от него. На ней основана прочность запоминанияматериала: то, что вызывает эмоции запоминается без труда и на длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую памятьсвоих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенказазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случаепроблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминанияматериала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительнуюдеятельность никакое усвоение знаний не возможно и противоестественно дляздорового ребенка. Поэтому так важно в тестировании памяти ориентироваться насмысловую память и показывать ребенку различные приемы, помогающие лучшезапомнить материал.
·          ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс создания нового в формеобраза или идеи. Как и другие психические процессы, воображение развивается иформируется в течение всей жизни человека.
Ребенку она дает возможность представитьсебя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садитсяв перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной.Воображение помогает включиться в проигрывание социальных ролей, реальноеисполнение которых ребенку пока недоступно.
Общеизвестный факт, что у детейпрекрасно развита склонность к фантазированию. И нередко родители обеспокоеныэтим: «А нормально ли это?» Да, это скорее норма и в очень редких случаях такая«лживость» у дошкольников является патологической.
Фантазия ребенка наиболее проявляется всоответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии уребенка задатков к ним.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Засоби невербального спілкування
Реферат Что считать браком в полиграфии?
Реферат Задачи по статистике (пять штук)
Реферат Plato Essay Research Paper The Use of
Реферат Эвфемизмы как средство манипулирования в языке СМИ (на материале русского и английского языков)
Реферат Генетический и геолого-промышленный тип Верхнекамского месторождения (Быгельско-Троицкий участок)
Реферат Задачи и тесты по экономике
Реферат Идейная направленность романа Ф М Достоевского Униженные и оскорбленные
Реферат Функции и методы инновационного менеджмента
Реферат Колонизация русским Сибири и Дальнего востока в XVII веке
Реферат Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование икт
Реферат McDonald's
Реферат Древняя Индия
Реферат Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)
Реферат Совершенствование организационно-технологической подготовки производства на основе информационных