Реферат по предмету "Психология"


Одиночество

/>/>Содержание.
Содержание.                                                                                                                             2
Введение.                                                                                                                                   3
Глава I. Дети без друзей.                                                                                                    4
Группа I: дети, не обладающие необходимыми навыками общения.                              4
Группа II: дети, потерявшие друзей при смене местожительстваили школы.               4
Группа III: когда друзья расходятся.                                                                                 5
Вывод.                                                                                                                                5
Глава II. Поступление в колледж: одиночество и процесссоциальной адаптации.                                                                                                                                6
Вопрос I: причины одиночества.                                                                                      6
Вопрос II: социальные взаимоотношения и одиночество.                                              6
Вопрос III: факторы обстановки и личностные характеристики.                                     7
Вопрос IV: кому удается справиться с одиночеством?                                                   7
Вывод.                                                                                                                                7
Глава III. Одинокий брак в корпоративной Америке.                                         9
Вывод.                                                                                                                              10
Часть IV. Одиночество и старость.                                                                          11
Вывод.                                                                                                                              12
Заключение.                                                                                                                           13
/>/>Введение.
Каждый человек осознанноили нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание внеобщества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими,потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя вследующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новыееще не приобретены. Мы можем быть одинокими, потому что не имеем необходимыхнавыков общения. Причин много. Однако важным замечанием здесь будет то, что укаждой социальной группы причины свои, а значит и свои пути выхода изодиночества. Цель этой работы рассмотреть, каковы особенности этого состояния уотдельных социальных групп. Важность выявления этих особенностей заключается внеобходимости разработки индивидуальных для каждой возрастной группы способовборьбы с ним.
Здесь рассмотрены всегочетыре социальные группы, определенные в основном по возрастному признаку.Однако такое деление может быть продолжено по характеру трудовой деятельности,местности проживания, особенностями национальной культуры и многим другимкритериям, оказывающим огромное влияние на нашу жизнь. Существуют, несомненно,и исключения из подобных обобщений, но я все же остановлюсь лишь на отдельныхсоциальных группах. Это дети без друзей, студенты-первокурсники, работникикорпораций и их семьи, а также пожилые люди. />
/>Глава I.Дети без друзей.
(ЗикРубин)
Существует много категорий детей без друзей: среди них те,кто живет в уединенных  местах, где у ребенка нет возможности завести друзей, ите, кто лишен такой возможности из-за серьезных физических и умственныхнедостатков. Встречаются дети, которые на определенном этапе своего развития неиспытывают необходимости в друзьях. Им любимые занятия заменяют общение сосверстниками и полностью удовлетворяют их потребности.
В данной работе основное внимание уделено трем группам детейбез друзей, которые не исключают друг друга, но позволяют рассмотреть болееширокий круг вопросов, связанных с одиночеством. Первая из них – это дети, неимеющие друзей из-за отсутствия необходимых навыков общения. Вторая – дети,потерявшие друзей в результате смены местожительства или школы. И третья – это тедети, у которых дружба пошатнулась или прервалась в результате постепенныхизменений, произошедших в их психике./>/>Группа I: дети, не обладающие необходимыми навыкамиобщения.
Такие дети, как правило, ничем не отличаются от других: онитак же живы и веселы, увлекаются теми же играми. Однако на первом этапе, когдапроисходит непосредственное формирование дружеских отношений в новомколлективе, не проявляют большой инициативы в общении с другими детьми.Подобная отчужденность приводит к тому, что позже одинокому ребенку трудновключиться в уже сложившуюся групповую деятельность. Все его попыткиоказываются неудачными: как только двое или более детей придумали для себяопределенного рода деятельность, они «защищают» свой мир, неподпуская никого из посторонних.
Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимоовладеть несколькими навыками. Они должны уметь включаться в общие игры изанятия, быть настойчивыми после первого отказа, научиться с одобрениемотноситься к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты, проявлятьчуткость и такт – словом, быть друзьями. Однако не следует и слишком«бурно» выражать свои чувства: подобная навязчивость может не всем понравиться.
Приобретение необходимых навыков общения можетоказаться делом достаточно трудным для детей дошкольного возраста, особенноесли у них не было достаточно опыта общения со сверстниками в прошлом. В даннойситуации детский сад является своего рода «испытательным полигоном»для развития таких навыков. Большую помощь могут оказать родители: к примеру,свести двух детей с одинаковыми интересами, контакт между которыми может быть,по их мнению, взаимно полезным. Такое «сводничество» помогает приобрестипервый, столь необходимый опыт общения. Существуют также специальные программыдля непосредственного обучения данным навыкам. Следует лишь помнить, что такаяпомощь не должна слишком явно навязываться, ведь за видимой неспособностью кдружбе может скрываться элементарное желание побыть одному./>/>Группа II: дети, потерявшие друзей при сменеместожительства или школы.
Еще одним серьезным препятствием к приобретению друзей могутстать переезд или перевод в другую школу. Необходимость расстаться с друзьями илюдьми, которые до сих пор ежедневно были рядом, может привести к появлениючувства одиночества. Дополнительная трудность заключается в том, что ребенокдолжен стать частью нового социального окружения, где все давно знакомы.Особенно трудно найти новых друзей детям старшего возраста, когда компании ужесложились и новичку войти в них трудно.
В таких ситуациях возможность поддерживать связь со старымидрузьями может быть приятна ребенку, но подобные контакты могут также инапоминать об утрате. Эта двойственность переживаний объясняется попыткойребенка разобраться со своим ощущением потери и необходимостью смириться сосвоим новым положением.  В то же время многие дети воспринимают переезд или переходв другую школу как возможность завести новых друзей. />/>Группа III: когда друзьярасходятся.
Случаи, когда дети сами прерывают дружескиеотношения, встречаются чаще, чем расставание в результате переезда. Подобныйразрыв – это, скорее всего, результат медленного расхождения, возникшего тогда,когда один из друзей или оба постепенно осознали, что их дружба больше неприносит им прежнего удовлетворения. По мере, того как ребенок растет, меняютсяего потребности, способности и интересы. Эти изменения особенно ярко видны впериод, когда дети превращаются в подростков. Как известно, у разных детей этотпроцесс происходит далеко не одинаково, что непременно отражается на характеревзаимоотношений между друзьями. Так, например, одной девочке достаточно сложноподдерживать дружбу с другой, когда ее уже интересуют мальчики, а подруга всееще  играет в куклы. Как пишет известный детский врач: «Сам факт, чтодружба тает и идет на убыль, свидетельствует о том, что на каждой стадии своегоразвития дети склонны ощущать потребность завести друзей, непохожих на прежних,и как следствие вынуждены время от времени искать новых»[1].
Однако, хотя такая ситуация и является нормальным инеобходимым явлением в процессе взросления, детям часто бывает трудно пережитьразрыв дружеских отношений. Идеален случай, когда разрыв происходит повзаимному согласию, но он встречается редко. В других же ситуациях инициаторамиразрыва являются преимущественно дети, повзрослевшие быстрее и уже научившиесяуважать чувства других. Для них принятие такого решения – шаг ответственный имучительный. Многие находят выход в сохранении дружеских или, скорее,приятельских отношений при менее пылком проявлении чувств.
Опасность в данном случае заключается в возможностивозникновения у «тех, с кем порвали», различных комплексов. Ребенокищет в себе причины, которые, как ему кажется, могли бы спровоцировать разрыв.Такое поведение может отвратить его от дальнейших попыток найти себе новыхдрузей. И здесь не обойтись без помощи родителей или преподавателей.
Во многих случаях детям в конечно счете удаетсяпревратить потери в приобретения: подобные переживания весьма плодотворновлияют на расширение круга их интересов и знакомств. />/>Вывод.
Хотя одиночество детей отличается от подобного состояния уподростков или взрослых, природа переживания одинакова. Как и взрослые, детимогут ощущать недомогания, скуку, отчужденность. К одиночеству, котороеиспытали маленькие дети, нужно относиться с тем же пониманием и сочувствием,как и к одиночеству взрослых. У них есть много общего, поскольку перед нимивстают проблемы, как вовлечь других в общение, как справиться с физическойразлукой и разрывом связи и как отнестись к изменившимся у человекапотребностям, интересам и системе ценностей.
Кроме того, перенесенное в детстве одиночество приобретаетособую важность из-за того значения, которое оно может иметь для взрослойжизни. Своеобразие опыта у одиноких детей, вероятно, окажет влияние на то, какэти дети перенесут разлуку и потерю в зрелом возрасте.
Несомненно и то, что дети без друзей могут помочь психологампонять одиночество взрослых. Поскольку дружеские отношения завязываются ипротекают у них гораздо быстрее, чем у взрослых, перед исследователямипредстает своеобразная миниатюра дружеских отношений. />
/>Глава II.Поступление в колледж:                                                   одиночество и процесс социальной адаптации.
(Кэролин И. Кутрон)
Юность и раннюю молодость принято считать особеннотрудными периодами в жизни человека. Одним из важных аспектов перехода вовзрослую возрастную группу является установление взрослых социальных отношений.Особенно показателен в этом отношении процесс адаптации при поступлении вколледж.
Расстаться со знакомым с детства миром и поступить вВУЗ – значит многое начать заново. Высокие личностные качества, отмеченные вшколе, не могут помочь человеку найти себе место в колледже. Среди студентовможет оказаться масса победителей самых различных конкурсов, членов советовучащихся. Что же касается романтических отношений, то перед студентами встаетпроблема, как привлечь к себе внимание противоположного пола в новых условиях.
Неудивительно, что большая часть новичков чувствуетсебя одинокими. Многим из них удается приспособиться к новой обстановке, но дляостальных это становится серьезной проблемой. Вполне возможно, что одиночествоучащихся – одна из важных причин большого отсева среди них. Случаи самоубийствав университетских городках и общежитиях и такие проблемы, как алкоголизм инаркомания, также связываются с чувством безысходного одиночества у студентов./>Вопрос I: причины одиночества.
У одиноких людей, естественно, возникает желаниеузнать причины своего состояния. Их понимание помогает разобраться в неприятнойситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих отношенияхс обществом.
Одинокие люди обычно могут указать на события,предваряющие одиночество. Часто они заключаются в изменениях в круге общениячеловека, таких, как разрыв любовной связи, расставание с домом при поступлениив колледж или различными событиями в семье. Эти события вызывают несоответствиемежду действительными и желаемыми социальными взаимоотношениями человека.Однако когда неблагоприятное соотношение между желаемым и действительнымисохраняется, люди могут начать задумываться над причинами затянувшегосяодиночества, которые мешают им приспособиться к изменившейся ситуации общения ивступить в удовлетворительные отношения с другими людьми.
Объяснения, которые люди дают своему одиночеству,могут сильно воздействовать как на их эмоции, так и на средства егопреодоления. Например, если студенты считают, что они бессильны перед причинойсвоего одиночества, они могут опустить руки и погрузиться в уныние. К таким причинамможно отнести постоянные качества характера. Однако если причина, по их мнению,поддается воздействию (сюда относятся ситуативные причины), они чаще всего снастойчивостью пытаются наладить общение.
Таким образом, чтобы преодолеть одиночество студентамнужно научиться реалистически оценивать свое положение, поскольку такая оценкадаст им возможность справиться с одиночеством и поддержит в них стремлениепродолжать попытки окончательно его преодолеть./>Вопрос II: социальные взаимоотношения и одиночество.
На каждом этапе жизни для людей важны разные типыотношений. Для маленького ребенка главными являются отношения с родителями,потом – с ровесниками, возлюбленными и так далее. Большинство людей поступают вколледж в период поздней юности, поэтому их социальные связи могут иметь своиособенности, соединяя в себе разные типы взаимоотношений.
Для некоторых студентов дружба может в некоторойстепени компенсировать отсутствие постоянной романтической связи, поэтому квесне с одиночеством обычно справляются те, кто смог установить дружескиеотношения с окружающими людьми.
Однако другая группа студентов, не сумевшаясправиться с одиночеством к весне, видела единственный способ справиться с нимв романтических отношениях. Но возможно и то, что они просто недооцениваютдружеские отношения как вероятное средство преодоления одиночества.
Преодоление одиночества с помощью различныхсоциальных связей может зависеть и от того, какие психологические потребностиэти связи призваны удовлетворять. Так, «социальное единение», чувствообщности интересов и дел, обычно возникает у человека при общении с друзьями. Увзрослых «привязанность», ощущение надежности и обязательств поотношению к партнеру, чаще всего появляется при интимных контактах свозлюбленным или супругом. Ощущение надежности родства или уверенность впродолжительном оказании поддержки обычно возникает при связях с семьей иродными. Сотрудники и коллеги могут представить подтверждение достоинств,наставники и учителя – обеспечить руководство, а свой ребенок – датьвозможность воспитывать.
Кроме того, немалую роль в преодолении одиночества играетеще и социальное сравнение, поскольку существующие нормы социальныхвзаимоотношений являются очень важным фактором в процессе социальной адаптациилюдей./>Вопрос III: факторы обстановки и личностные характеристики.
Обстановка, в которой люди находятся, может оказать глубокоевоздействие на их поведение. Так, немаловажными факторами в процессе социальнойадаптации студента является чувство уюта и комфорта, которое он испытывает вобщежитии, дух сотрудничества среди студентов и преподавателей, проживание вколлективе. К тому же важным является и само понимание студентом особенностейобстановки, в которой он живет. Возможно, что студент игнорирует этот фактор ив одиночестве винит исключительно самого себя, что только усугубляет состояниедепрессии.
Принимая во внимание сложности, связанные с обстановкой,психологам-консультантам следует предупреждать студентов о возможной опасностии советовать им не сосредоточивать внимание исключительно на личныхнедостатках. Студентам нужно уметь реально оценивать, насколько они самивиноваты в трудностях, возникающих при общении, и насколько их проблемыобусловлены ситуацией.
Что касается личностных характеристик одинокого студента, тоони сводятся к следующему. Одинокий студент, как правило, человек недостаточноуверенный в себе при общении, застенчивый и чувствительный к отказу. Этихарактеристики явно мешают их обладателям завязать отношения и могут тормозитьпроцесс социальной адаптации./>Вопрос IV: кому удается справиться с одиночеством?
Результаты проведенных исследований показали, что успешноепреодоление одиночества не связано с тем, как далеко студент живет от родителейи живет ли он в общежитии или отдельно. Не обнаружилось принципиальных различийи в том, как те или иные студенты пытались бороться с одиночеством. И те идругие принимали участие в университетских спортивных играх, вечерах, пытализавязать разговор с незнакомыми сокурсниками. Многие студенты старалисьпривлечь к себе внимание окружающих, изменив к лучшему свой внешний вид илиманеру общения с людьми, а когда чувствовали себя одинокими, еще усерднеепроявляли дружелюбие по отношению к окружающим или старались найти новыеспособы познакомиться. Главным отличием здесь являются взгляды студентов, ихнадежды, возлагаемые на будущее.
Студенты, преодолевшие одиночество, ждали от будущихвзаимоотношений большего, несмотря на первоначальные трудности. Те же, ктоостался одинок, мало надеялись на улучшение своих взаимоотношений с людьми. />Вывод.
При переходе из средней школы в колледж абитуриентсталкивает с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальнойобстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко некаждому под силу справиться с ним.
Один из ключевых выводов данной работы заключается в необходимостисубъективной удовлетворенности людей своими взаимоотношениями. Можно добитьсябóльших результатов в преодолении одиночества, углубив и укрепив ужеимеющиеся контакты.
А недовольство отношениями может возникнуть по многимпричинам. Иногда такой причиной являются непрактичные или просто завышенныенормы социальных взаимоотношений, поэтому студентам необходимо научитьсяставить перед собой достижимые цели общения.
Другой причиной может быть неправильное понимание путейвыхода из депрессии и одиночества. Так, романтические связи не всегда способнызаменить дружественные. И наконец, самым важным является непонимание самихпричин одиночества. Концентрируя внимание, к примеру, на личных недостатках,студент может совершенно выпустить из виду фактор обстановки.
Таким образом, очень важно помочь студентам приобрестинавыки поведения, необходимые для установления и поддерживанияудовлетворительных отношений. Однако не следует забывать и о том, что длянекоторых вполне достаточно будет открыть им глаза на истинные причиныодиночества./>
/>Глава III.Одинокий брак в корпоративной Америке.
(РобертСейденберг)
Проблема одиночества работников корпораций является оченьважной и, к сожалению, очень распространенной. Находясь в среде постояннойконкуренции, работник не может рассчитывать на поддержку даже коллег, доверятьабсолютно каждому. Ему приходится выставлять на показ свою уверенность инезависимость, чтобы никто не увидел его слабостей.
Работники, а особенно высшие должностные лица корпорацийтяжело расплачиваются за то одиночество, которое навязывает им их стиль работы.Зачастую такой расплатой становятся стрессы. Реже встречаются алкоголизм икурение. Кроме того, процент самоубийств среди мужчин гораздо выше, чем средиженщин, и все чаще люди, занимающие ответственные посты сходят с ума. Такимобразом, одиночество, отчасти выбранное самим человеком, отчасти навязанное емукак условие успеха, в конечном итоге губит его.[2]
Несомненно то, что наиболее одинокими чувствуют себялюди, которые не справляются со своей работой. Такой человек становится либожертвой какой-то психической болезни, либо параноиком, алкоголиком илисамоубийцей. Усугубляет раздражение и разочарование безразличие, по мнениюсамих работников, к их проблемам членов семьи. Однако им и самим частоприходится несладко. Особенно страдают от одиночества жены.
Существует мнение, что в собственном одиночествеженщины виноваты сами и, если бы они преодолели свое «ребячество»ради мужа, было бы намного лучше[3].Такого рода высказывания не только не помогают женщинам, но и заставляютсомневаться в себе. 
Очень часто одиноких женщин, лишившихся общения смужем из-за его постоянной занятости, посещают различные страхи, они боятьсяоставаться одни. Хаус в таких случаях предлагает практические меры: завестисобаку, поставить новый замок на входную дверь. Такие меры заставляют думать обопасности извне, поэтому не только не успокаивают, но и еще больше усиливаюттревогу. Они являются неприемлемыми еще и потому, что если женщине внушить, чтоона сумасшедшая, это может привести к возрастанию неуверенности в себе ичувства страха перед пребыванием в одиночестве[4].В таком случае происходит разрушение собственного «Я», и возникаетпотребность в общении. А собеседника бывает очень сложно найти.
Многие работники корпораций переезжают со своимисемьями в пригород. Женщины в переезде видят возможность больше временипроводить с семьей. Однако бóльшая часть их дня уходит на выполнениенудной и нетворческой домашней работы. Даже новейшие достижениятехнократического общества не помогают им: женщины просто не знают, как убитьоставшееся свободное время. Они становятся «новым классом прислуги»,выполняя работу, которую выполняли служанки в прошлом, шоферами-добровольцамидля своих детей.[5]Не лишним будет сказать, что интенсивной работой они пытаются еще и заполнитьту пустоту в общении, которая образуется из-за отсутствия осмысленнойдеятельности. Одиночество и есть результат замены творческих и личностныхвзаимоотношений на монотонную работу. В конечном счете, именно жены оказываютсяв ловушке пригорода, так как мужья все же ездят на работу, общаются с реальнымилюдьми, решают проблемы.
С разного рода лишениями сталкиваются и дети,которые живут слишком далеко от маршрутов общественного транспорта, чтобыдобраться до библиотеки, музея, кинотеатра или спортивной площадки.Закономерным последствием этого является то, что мать и дети все больше временипроводят перед телевизором.
В молодых студенческих семья муж с женойразговаривают в среднем два часа в день. Примерно столько же женщины,занимающиеся домашним хозяйством, проводят и с детьми.
Как же бороться с одиночеством? Одним из способовявляется алкоголь. Сейчас в Америке пять миллионов алкоголиков, среди которыхна двух мужчин приходится одна женщина. Еще десять лет назад соотношение было 5к 1.[6]
В то время как большинство жен служащих корпораций продолжают вести традиционный образ жизни, растет и число тех, кто не толькослышит об освобождении от него женщин, но и сам выступает за это или чуткореагирует на ощущение утраты своего «Я». Развод видится чуть ли неединственным решением проблемы одиночества в браке. Женщины, конечно же,сталкиваются с определенными проблемами на первых порах своей свободной жизни.Утешением им служит то, что это их проблемы. Мужчины же, может быть,впервые начинают получать удовольствие от заботы о детях, так как теперь онилибо выступают в роли «матери и отца», либо слишком редко видятдетей, чтобы не получать удовольствия от общения с ними.
Однако и в разводе есть свои недостатки. Женщинам сдетства внушается мысль о необходимости замужества для полного счастья, поэтомуим бывает очень и очень нелегко привыкнуть к своему новому положению. К тому жеи мужчины, согласно проведенным опросам, гораздо счастливее в браке. />Вывод.
Одиночество, наступающее с женитьбой, является очень тяжелымиспытанием для людей, поскольку рушатся их надежды на счастливую совместнуюжизнь, поддержку и понимание со стороны супруга. И то обстоятельство, что этинадежды с самого начала были неоправданны, не смягчает потрясения от ихкрушения.
В конце концов, «человек не может сделать другогосчастливым, но может сделать его несчастным. Именно поэтому в мире большенесчастья, чем счастья». Быть одиноким, когда ты живешь один, может  бытьдаже выгодно. Но когда ты живешь с определенным человеком под одной крышей,одиночество становится невыносимым. В данном контексте становятся понятнымислова А.П. Чехова: «Если вы боитесь одиночества, не женитесь»./> 
/>Часть IV.Одиночество и старость.
(МаргаретКларк, Барбара Гэллатин Эндерсон)
Хотя старение – неизбежный биологический факт, тем не менее,культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние.
Так, лишь небольшое число пожилых людей продолжаютучаствовать в деловой жизни.  Большинство из них живут на пенсию, сбережения,пользуются социальными пособиями, благотворительностью. Некоторые старики живутс детьми или дети им помогают. В большинстве своем они отрицательно относятся кзависимости и создают себе индивидуальный мир, где могут эту независимостьсохранить. Но часто оказывается, что этот мир сокращается у них до комнаты,дома или района.
В таких условиях происходит социальное отчуждение пожилыхлюдей. Существует несколько причин этого. Например, многие люди воспринимаютпроцесс старения, как только свою «беду», не замечая, что то жепроисходит и со всеми поколениями. Другие лишены подвижности и сил, необходимыхдля общения, то есть просто отрезаны от внешнего мира. Третьи боятся старения ив общении с ровесниками видят напоминание о собственной уязвимости. А четвертыеуже пережили всех близких ровесников.
В силу этих причин многие пожилые люди видят выход в общениис представителями следующего поколения. Однако и здесь возникает рядопределенных трудностей. Так, многие старики считают, что между поколениямиотсутствует связь. Другие говорят о пренебрежительном отношении к молодежи и опредполагаемом у них отрицательном отношении к старикам. Порицается безразличиемолодых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поколением истереотипное представление молодежи о стариках как об отсталых и умственнонеполноценных людях. Надо сказать, однако, что не всегда пожилые люди возлагаютответственность за плохие отношения между поколениями на молодых. Многиепризнают, что в этом следует винить и взгляды самих стариков.
Существует определенное различие между пониманием уединенияпожилых людей с различным состоянием здоровья. Только старые люди со здоровойпсихикой активно участвуют в общественной жизни. Уединение не является для нихпроблемой, так как у них достаточно много интересных занятий. Люди из общинбоятся оказаться слишком вовлеченными в чужие дела и предпочитают уединение,видя в нем возможность побыть наедине с собой, подумать. Душевнобольные жевоспринимают общение как сложный процесс, требующий массы усилий с их стороны.Таким образом, одиночество становится для них лишь побегом от трудностей.
Тем не менее, многие пожилые люди, вынужденные жить вуединении, часто недовольны своим образом жизни и поэтому были бы совсем непротив что-либо изменить. И здесь на их пути становятся преграды субъективные.Кто-то уже пытался жить в компании сверстника, но у них ничего не вышло.Умудренные старым опытом они не предпринимают новых попыток найти сожителя.Другие пожилые люди намеренно не принимают приглашения жить вместе, чтобы небыть обузой, хотя и испытывают чувство одиночества. К ним чаще всего относятсяте, кто ни разу в своей жизни не пытался установить более или менее тесныеотношения с противоположным полом. Они оказываются более«закаленными».
Важным, на мой взгляд, замечанием является то, что женщиныгораздо сложнее переносят одиночество. Они готовы пойти на что угодно лишь быизбавиться от него. Женщины, жалующиеся на одиночество, чаще всего вдовы.Возможно, в прошлом у них были проблемы с общением и единственной отрадой былсупруг. С его потерей все вернулось в первоначальное русло, из которого им ужетрудно выбраться. Те же женщины, у кого межличностные отношения всегдаскладывались удачно, и в пожилом возрасте поддерживают свои старые дружескиеконтакты.
В отличие от женщин пожилые мужчины не столь охотнопризнаются в своем одиночестве. Им свойственно представлять прекращениедружеских контактов как осуществление собственных планов, а не несчастливоестечение обстоятельств. Они очень быстро смиряются со своим положением, и ихвполне устраивают поверхностные отношения.
Есть и такие пожилые люди, кого не тяготитодиночество. В основном это представители нарцисистического типа: имсамолюбование заменяет общение с другими людьми.
Для некоторых пожилых людей серьезной проблемой становитсяосознание себя как человека старого, пусть и не беспомощного. Поэтому то, чтосначала может показаться опасным расторжением связей с миром, потом оказываетсялишь попыткой сохранить самоуважение вопреки спаду физической и душевнойактивности, а также проявлением самостоятельности и уверенности в себе. Те же,кто и в 80 лет здоров физически и духовно, так же общительны, как и болеемолодые люди. Это напрямую противоречит «геронтологической» теориирасторжения связей, где утверждается, что активность в общении неизбежноубывает с возрастом. Кроме того, данная теория оказалась несостоятельной и втом своем утверждении, что сокращение социальных связей соответствуетморальному состоянию пожилых людей. Однако ряд исследований, проведенныхМаргарет Кларк и Барбарой Гэллатин Эндерсон, доказывает, что социальные связиявляются единственным источником удовлетворения для одиноких людей. Тем неменее, в некоторых случаях с душевнобольными стариками была видна иположительная сторона одиночества: они были ограждены от каких-либо нападок.
Таким образом, видно, что для здоровых людей поддержаниесоциальных связей является необходимым условием их старения. Более того, онипроявляют замечательную способность к созданию новых связей в случае, когдастарые по каким-либо причинам прерываются.  И все же надо заметить, что это неявляется подтверждение теории активности. Зачастую чрезмерное стремление кобщению является признаком неправильной социальной адаптации.
Интересно, что большую помощь в социальной адаптацииоказывают своим старикам традиционные культуры. Там им отводится рольстарейшины, советника, сказителя и наставника. Благодаря этому пожилые люди невыпадают из общества и сохраняют социальные связи. Единственная возможность дляжителей стран с нетрадиционной культурой поддерживать отношения заключается вих способности завязывать общение с представителями молодого поколения. />Вывод.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, чтоглавной проблемой пожилых людей является не расторжение связей, а проблемавовлеченности в общение. Кроме того, перед ними, как и перед людьми всехвозрастов стоят одинаковые задачи: сохранить чувство собственного достоинства ивыжить при любых обстоятельствах. При достижении этих целей одиночество частовыступает не как следствие старения, а как средство для адаптации к нему.Многие старики отказываются от социальной помощи, поскольку это наносит удар поих самолюбию. Для них одиночество более приемлемо, нежели потерясамостоятельности.
И все же рано или поздно всем старикам приходитсяпоступиться своей гордостью, отказаться от независимости, но продление жизни –достаточная награда за такой отказ.
/>

/>Заключение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждыйчеловек подвержен одиночеству. Однако так как мы все разные, то и оно носитиндивидуальный характер. Естественно, что классификация, использованная вработе, условна. Тем не менее она помогает понять, что может повлечь за собойодиночество и как его преодолеть.
И все же эта проблема далеко не раскрыта, много ещенерешенных вопросов, ненайденных путей. Но тем не менее главным выводом изданной работы может служить то, что хотя одиночество разных социальных группразлично, к нему всегда нужно относиться с должным пониманием, потому что нет человекаболее несчастного, чем человек, живущий в одиночестве. Об этом можетсвидетельствовать стихотворение, написанное шестнадцатилетней девушкой послепотери единственного друга:
Я хочу покинутьэтот мир,
Полный зла,обиды и печали,
И хочу, чтоб вмой последний миг
Надо мною чайкипрокричали,
Чтоб меняпохоронили в море,
Средь кораллов вцарстве Нептуна,
Чтобы целый деньмне песни пела
Непослушнаязеленая волна,
Чтобы сталабезголосой я русалкой
И не закричалаиз глубин,
Что из всехлюдей на этом свете
Только ты любилменя один.
Конечно, существуют и исключения из правила, и есть людивполне счастливые в своем одиночестве, использующие его с пользой для себя.Иногда оно помогает открыть в себе какие-то совершенно неожиданные таланты.Вспомнить хотя бы великого поэта и прозаика Михаила Юрьевича Лермонтова. Он былбесконечно одинок без друзей, без семьи, но именно его одиночеству мы обязаныпоявлением на свет великих произведений литературы. Кто знает, если бы он жил вблагополучной семье и имел много друзей, увидел ли бы свет такой же одинокийПечорин, мчался ли бы навстречу буре одинокий «Парус»?
Однако не стоит забывать о том, что исключения из правилчаще всего эти правила лишь подтверждают.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.