Реферат по предмету "Психология"


Самовоспитание

Самовоспитание Самовоспитание сознательная деятельность,направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясноосознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание относительнопозднее приоб ретение онтогенеза, связанное с определенным уровнемсамосознания, критиче ского мышления, способности и готовности ксамоопределению, самовыраже нию, самораскрытию, самосовершенствованию.

Базируется на адекватной само оценке, критическом анализе им своихиндивидуальных особенностей и потен циальных возможностей. Находится внеразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процессформирования личности. Необходи мыми компонентами являются самоанализличностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ,самоодобрение, самовнушение . Самонаблюдение наблюдение человеком за внутреннимпланом. собственной психической жизни, позволяющее

фиксировать е проявления переживания, мысли, чувства . Возникает в процессе общения с другими людьми,усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом являетсясамоотчет описание человеком самого себя в относительной целостностипсихических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематическиеошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемыхсклонна, давая его, представлять его в возможно более выгодном

свете .Эти две обширные цитаты, на мой взгляд, выражаютосновную мысль индивидуального самовоспитания постоянное стремление проявитьсебя как можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любованиесобственными успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственнопереоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально. Интеллектуальное самовоспитание.В пору студенчества основной элемент интеллектуальногосамовоспитания учеба.

Результат тем более важен, чем старше человек, так какименно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюдаострая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов,повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чемлитература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходитсясталкиваться со специализированной литературой технического характера. Этоприда т излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речьпрофессиональной

фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешатьобщению с учениками, техническая терминология не поможет, а образности в речиуже как не бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать литературнуюклассику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактногоматериала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цельинтеллектуального самовоспитания учителя - -не качать свой интеллект кактаковой, а научиться изложить свой знания так, чтобы научить, увлечь, заставитьпочувствовать

жизнь в сво м предмете. Основной интеллектуальной деятельностьюучителя школы является общение с учениками, поэтому акцент делается именно наэтом. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя быпотому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро. Фактически,учителю каждый учебный год нужно переучиваться программа обучения информатикеменяется каждые 12 месяцев, именно за это время меняется поколениекомпьютеров .

Жизнь учителя это постоянная погоня за меняющейсядействительностью и попытки объяснить е в рамках своего предмета. Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором являетсяхорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умениеобъяснить ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После глубокиепрофессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокийуровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения.

Этопозволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучатьтолько актуальным знаниям.Этическое самовоспитание.Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоитвопрос этики. Работая с детьми, учитель, быть может, как никто другой, частосталкивается с проблемами этики в общем и этических отношений в частности.Профессиональная этика, детская этика, житейская этика вот далеко не полныйперечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя отношения сколлегами и детьми

, ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить егожизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны,учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярнымиотношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления идипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо какможно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержатьконтакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание.

Американцы иногданазывают это присутствием человека сразу выделяют из толпы, он привлекаетвнимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры.Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скореевсего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратитьагрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатиюк себе. Это довольно часто проявляется вучительской среде к одному учителю

дети тянутся, другого не любят. Неприязнь кучителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом в неуспеваемость по нему.С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере,неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всегоучитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, ауж потом требует этого от других. Физическое самовоспитание.Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком маловнимания.

Физическая нагрузка в деятельности учителя не преподавателяфизкультуры очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженностьстрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещ в период учебы незаняться спортом, результаты будут сказываться в течении очень многих лет. Правда,нецелесообразно профессиональное занятие спортом организм перегорает насоревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полномобъ ме.

Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс,сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливостии жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всемэтим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивныесистемы. Призвание спорта в жизни учителя это прежде всего психологическаяразгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальнойспортивной формы в сочетании с крепким

здоровьем. Недовольство, недомогание,стресс ни в коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учительвсегда здоров, весел и готов помочь. Детский максимализм приводит к однобокомувосприятию состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему. Психологическое самовоспитание.Я посчитал необходимым вынести этот раздел дляотдельного рассмотрения, поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют дообидного мало.

Молодой учитель выходит на работу практически неподготовленным кспецифике своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться,снимать психологическое напряжение, понимать состояние учеников, правильнообщаться с родителями и коллегами. Несмотря на большой объ м психологии ипедагогики, прикладных элементов в программе обучения немного, вс большетеория. С другой стороны, психологический аспект достаточно сильно выражен вразличных системах самоконтроля

и психотехниках. Комплекс навыков по управлениюсвоими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем.Вот почему подчеркивается необходимость спорта, физической активности,объедин нных в единую стройную систему. Более того, нужен соответствующийвнутренний настрой, потому что пессимизм учителя обязательно передастся детям.Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимывспышки ярости, недовольства, агрессии.

Достичь этого можно только имеяустойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно, людям с бурнымтемпераментом необходима специальная тренировка. А многие ли знают, какразрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во время вспышки яростивыделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, так как организмготовится к активным действиям на пределе возможностей. Эти вещества так илииначе должны быть потрачены, иначе

вызовут расширение сосудов ипоследующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойд т психосистема типасамогипноза или самовнушения, возможно также применение какой-либо восточнойсистемы концентрации-расслабления, например тайцзицюань,Общим итогом можновынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых,формирование высокоуровневого общего образовния вкупе со специальными навыкамиобщения.

Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, аоступкам,мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительногоотгошения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков вобласти прикладной психологии и психологии общения. Вс это должно обеспечитьустойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования. .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.