Глава 1. Социализация в семье
1.1 Понятие социализации.
Социализация – это процесс,посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности,убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми ижелательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты,включенные в этот процесс, — родители, сиблинги, сверстники, учителя,представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказыватьна ребенка большое влияниесемья, как правило, является наиболее значимой частьюмира ребенка. По этой причинеона обычно рассматривается как первичный инаиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формированииличностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передачеценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Цель социализации,т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальноеповедение, которое он должен усвоить, — варьируют от одной культуры к другой,точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, вамериканской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность всебе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность иумение защищать свои права. В японсокй культуре, наоборот, ценится преданностьсвоей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовностьдолго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность искромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы,японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются егопристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».
1.2 Детерминанты воспитательного процесса.
Стиль и методывоспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множествавзаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурныйконтекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым ввоспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых еесубкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическоенаказание детей за непослушание, тогда как в других соцальных группах родителиприбегают к этому крайне редко.Еще одним фактором, влияющим на выбор методоввоздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становитсяребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическоепроявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражениялюбви и одобрения. С совершенствованием речевых навков ребенка растетэффективность применяемых родителями словесных указаний, разьяснений ирассуждений.
Согласно Белски,факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории:1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убежденияотносительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методовсоциализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивныеспособности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключеныродительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей,область их социальных и профессиональных контактов.
Личностныекачества и убеждения родителей.
Стиль воспитания ииспользуемые дисциплинарные методы с неизбежностью отражают личностные качествародителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированныеродители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своихпотребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менееблагополучные в психологическом плане; сензитивное воспитание способствуетразвитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности иинтелектуальных навыков.
Помимо личностных особенностей на формированиестиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителй омотивации и способностях ребенка. Пытаясь социализировать своих детей такимобразом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оцениваютих действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нет.
Некоторые родителуверены, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира черезэксперементирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов,таким образом побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того, те ктоубежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстромуобучению, полагают, что по отношению к ребенку не следует быть жесткодирективным. родители же, которые считают, что дети пассивны в своем познаниимира, напротив, используют наставления и указания, которые в меньшей мереспособствуют когнитивному развитию.
На взаимодействиеродителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, ихобобщенные представления о других людях. Родители, подчеркивающие значениепсихологических характеристик, мотивов и чувств – в отличии от тех, кторассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положенияв обществе, — склонны использовать личностно-ориентированные дисциплинарныеметоды. Они обращают внимание детей на чувства, мотивы других людей, поощряютих размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствуетразвитию позновательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности иавтономности.
Таким образом,представления родителей о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательногопроцесса.
Личностные особенностии поведение ребенка.
Принцип взаимноговлияния наглядно иллюстрирует отношения между родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество и количество внимания, которое емууделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют наличностные характеристики ребенка. Возбудимый, беспокойный ребенок, скореевсего, будет фрустрировать тех, кто за ним ухаживает, вызывая реакциюраздражения, которая, в свою очередь, повышает возбудимость ребенка. Матери,считающие своих детей «трудными», меньше взаимодействуют с ними, менее чуткореагируют на них.
Взаимное влияниеродителей и детей можно обьяснить через концепцию верхней и нижней границдопускаемого родителями поведения. Если поведение выходит за рамки, родительпытается скорректировать его.
Социальныйконтекст.
Отношения междусупругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчаютадаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сензитивнымвоспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенкак родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности ккомпромису в умении считатся с личными интересами и потребностями партнера,уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистикабракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают всфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура обшенияпредполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность,чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.
Нормальнывоспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов,их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особоеположительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения всемье, а так же социально-психологическая готовность супругов к браку, включаяусвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимныхобязанностей по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям:супруга, супруги, отца, матери и т.п.
Взаимная поддержкародителей воздействует на воспитательный процесс несколькими способами. Первыйиз них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональныйдистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личнаяподдержка повышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействоватьс ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют народительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства,беря на себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляютособенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет кобщему решению.
Частымипричинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушениясупругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия,внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередкопричиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругамисемейных ролей мужа, жены, хозяина, главы семьи, завышение требования,предьявляемые супругами друг к другу. Но самым пожалуй, существенными факторами,отрицательно сказывающимся на воспитании детей, являются несовместимостьнравственных позцый супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль,долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.
Какисоциальная поддержка, получаемая от супружеских отношений, социальнаяподдержка родственников и друзей существенным образом влияет на родительскоеповедение. У родителей, получающих социальную поддержку, выполнениеродительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы иблагожелательны, лучше заботятся о детях
1.3 Методы воспитания и их эффект.
Практически увсех родителей есть ясные или смутные идеальные представления о том, какимидолжны быть их дети, т.е. какие знания, нравственные ценности и формы поведенияони должны усвоить в процессе развития. Пытаясь воплотить в детях эти идеальныеобразы, родители пробуют разнообразные стратегии, поскольку для достижениякаждой цели необходимы свои методы. Используя методы подкрепления и наказания,родители пытаются привести в соответствие с собственными и общественнымиценностями и нормами фактическое поведение ребенка… Фактически задачейсоциализации можно считать развитие у ребенка саморегуляции. То есть конечнойцелью применения дисциплинарных методов служит формирование у ребенкавнутренней мотивации, собственного желания вести себя социально приемлемымобразом.
Подрепление. Подкрепление (или награда) может быть цоциальным (похвала, ласка) илинесоциальным (подарки, послабления). Для маленьких детей подкрепление наиболееэффективно, если происходит непосредственно после демонстрирования желательногоповедения, для старших детей незамедлительность не столь существенна.
Внешниенаграды следует использовать с осторожностью, особенно если поведение ребенкаспонтанно, внутренне не мотивированно, так как при определенных обстоятельствахподобные награды в действительности могут снизить интерес ребенка к поощряемойдеятельности. Наиболее эффективными являются награды отвечающие принципуминимальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствамидолговременного изменения поведения ребенка являются награды, необходимые идостаточные для того, чтобы ребенок усвоил поведение. Минимально достаточныенаграды в большей степени способствуют интериоризации норм.
Наказание.Большенство родителей считают, что в некоторых ситуациях необходимонаказывывать ребенка, особенно когда нужно научить его избегать опасностей.Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка изменить другимспособом практически невозможно. Если все же возникает нужда в наказании, тодля усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следоватьнепосредственно за заслужившим их поступком. Наказание должно бытьсправедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенкастрах или озлобленность. Правила социального поведения, которые навязываютсятакими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в томслучае, если проступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.Установлено, что ребенок быстрее идет на компромис, если понимает, почему ондолжен так поступать. Ребенок, которого часто наказывают или на которого частокричат, отчуждается от родителей, становится эмоционально индиффирентным, проявляетповышенную агрессивность. Наказание, получаемое от заботливого,любящегородителя, скорее приведет к желаемому результату, чем наказаниеравнодушного или агрессивного родителя
Рассуждения опроступкахзачастую являются весьма эффективными, приводя к стойким изменениям вповедении ребенка. Успешное применение индуктивных методов связано с позитивнымобщением между родителем и ребенком, с пониманием ребенком причин, по которымнеобходимо следовать нормам и указаниям, и с их интериоризацией.
Подрожание и идентификация.Немаловажное значение в социализации ребенка в семье имеет родительский пример.Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения иубеждения посредством подрожания и идентификации. Эти процессы не предполагают,что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на егоповедение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактическиребенок зачастую подрожает не лучшему поведению родителей.
Подрожаниеможно определить как простое копирование некоторого вида поведения;идентификация - сходное, но не тождественное понятие; оно заимствовано изпсихоанализа и означает более тонкий механизм, посредством которого человекусваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого человека. Фрейдутверждал, что, идентифицируясь с родителями, особенно с родителем того жепола, ребенок приобретает свое «суперэго», ии совесть, — усваивает нравственныеценности и нормы, с также формы поведения и отношения, свойственные его полу.
1.4 Семейная структура.
Процесссоциолизации обеспечивают не только родители, но и сиблинги. В психологическиразных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети,родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со свомпервенцем родители оращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. Споявлением второго ребенка привелегии старшего брата или сестры обычноограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно,вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычнообращено на младших детей.
Братья исестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Мальчики, укоторых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских черт и интересов,чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживаю у себя женские интересы ичерты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются болеечистолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого братьев нет. Они также обладаютмногими мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальныеспособности, чем девочки, которых воспитывали только старшие сестры.
Дети вовзаимодействии со своими братьями и сестрами проводят столько же времени,сколько и с матерью. Дети 4-6 лет проводят в компании своих братьев и сестер вдва раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях междусиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестрымного играют вместе, сотрудничая в игре; проявляя участие, ппонимание ипривязанность; подражая друг другу; пытаясь помогать друг другу и утешать.Таким образом, можно предположить, что дети оказывают существенное влияние наразвитие друг друга.
Вовзаимоотношения сиблингов, старшие стремятся доминировать, часто даже сприменением физической силы. Однако младший сиблинг не занимает абсолютноподчиненную роль. С возрастом они становятся равноправными партнерами.Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует интеллектуальное исоциальное развитие. Старший сиблинг, по отношению к младшему может выполнятьроль учителя и наставляя своих младших братьев и сестер, присматривает заними, видоизменяя свои собственные указания с тем, чтобы помочь младшемуребенку.
Результатылогнитюдных исследований свидетельствуют о том, что тип взаимодействия междусиблингами довольно устойчив. Дети, дружески расположеные к своим недавнопоявившимся на свет братьям и сестрам, были расположены к ним и 3-4 годаспустя.
Особенностираннего взаимодействия между сиблингами могут отражатся на дальнейшем поведенииребенка. Близкие, теплые отношения способствуют развитию желательных черт иусвоению желательных форм поведения, вкючая ролевое поведение, навыки общения,социальную сензитивность, склонность к сотрудничеству и понимание социальныхнорм и ролей. Еще одно приемущество сиблингов – то, они утешают друг друга впериод неудачь и в трудных ситуациях, такие как болезнь матери, проблемы вшколе и т.п. Иногда после развода наблюдается нарастание конфликта, однакохарактер дальнейших отношений зависит от такового до развода. Если сиблинги былиблизки, то и после развода родителей они будут поддерживать друг друга
Наиболеечастой причиной того, что ребенок живет с одним родителем, является развод. Вбольшинстве случаев разводу предшествует, а также следует за ним, определенноеповышение уровня конфликтности отношений. Подобные трения являются ключевымэлементом негативного эффекта развода.
Наиболеестрессогенным периодом является первый год после развода. Родителисталкиваются со множеством новых и сложных проблем в ведении хозяйства,денежных делах и профессиональной деятельности. После развода доходматери-одиночки (наиболее типичная ситуация) резко падает. Разведенные супругинередко продают свой дом и переезжают на новое место; во многих случаях переездусугубляет проблема адаптации, которые добавляются к затруднениям, связаннымнепосредством с разводом. Неудивительно, что у родителей в этих условиях падаетсамооценка, наблюдается чувства тревоги, подавленности, гнева, одиночества,беспомощности, ощущение собственной несостоятельности в близких значимыхотношениях.
Можноожидать, что стресс и неуверенность разведенных родителей отражаются на ихвзаимоотношениях с детьми. По сравнению с другими родителями, недавноразведенные менее нежны, более строги, реже высказывают требование зрелого поведения,хуже общаются, непоследовательны в использовании дисциплинарных методов именее способны контралировать детей.
Два годаспустя после развода родители уже более эффективно справляются со своимипроблемами; их самооценка повышается, улучшаются отношения с детьми. Материстановятся более заботливыми и последовательными в использовании дисциплинарныхметодов, лучше следят за поведением своих детей и в большей мере требуютзрелого поведения; они лучше общаются с детьми, чаще прибегая к объяснениям и рассуждениям.Однако со временем матери становятся менее заботливыми и нежными, отстраняютсяот своих детей.
Как можнопредположить на основе данных о подобных родительских реакциях, разводоказывает наиболее сильное негативное влияние в первый год, а его последствиядля мальчиков серьезнее, чем для девочек. После развода родителей у мальчиковнаблюдается больше проблем в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах;они чаще, чем девочки, становятся неуправляемыми, агрессивными и импульсивнымии в то же время зависимы, тревожны, хуже ориентируются в задании.
С улучшениемпсихологического состояния и адаптации родителей на втором году после разводаулучшается психологическое состояние и адаптация детей. В исследованииХетерингтон и ее коллег было обнаружено значительное смягчение негативныхпоследствий, а у девочек практически полное их исчезновение через 2 года послеразвода. Эти результаты говорят о том, что в конечном счете стабильная семья содним из родителей предпочтительнее сохранения ради детей конфликтныхсупружеских отношений. Супружеский конфликт связан с поведенческими нарушениямиу детей, поскольку он зачастую приводит к ухудшению родительского поведения,ослаблению контроля и отвержению.
Мачехи иотчимы.
После периодапривывакания к проживанию с одним родителем (часто связанного с беспокойством)многим детям приходится справлятся еще с одной жизненной переменой: вхождение вновую нуклеарную семью. Маленькие дети и подростки лучше адаптируются к этойситуации, чем 9-13-летние дети. Проблемы могут усугублятся появлением в семьедетей от предыдущего брака отчема или мачехи.
В литературемачех и отчимов нередко изображают злыми и жестокими, однако результаты исследований свидетельствуют об обратном.Так, 6-11-летние мальчики,воспитывавшиеся с отчимом, были более зрелыми, адаптивными и социальнокомпетентными, чем сыновья одиноких женщин. Этот позитивный эффект, вероятно,объясняется тем, что многие маленькие мальчики страстно желают иметь новогоотца и быстро к нему привязываются. Более того, отчимы нередко оказываютсявнимательными и компетентными родителями. Вновь вышедшие замуж матери обычноболее счастливы и благополучны, чем одинокие, и в связи с уменьшением рабочейнагрузки, финансовых забот и чувства одиночества могут уделять своим детямбольше внимания и сил.
Однако девочкине столь хорошо ладят со своими отчимами; они более тревожны, чем девочки,живущие с родными родителями. Девочки чаще, чем мальчики вступают в конфликтсо своей повторно вступившей в брак матерью.
С другойстороны, доброжилательность и внимание со стороны мачехи могут повысить уровеньадаптации маленьких девочек. Обычно со временем отношения между мачехой ипадчерицей улучшаются.
Успешностьвыполнения родительской роли неродным родителем, т.е. такое его родительское поведение,которое благотворно влияет на ребенка, зависит не просто от его пола илипроживания с ребенком в одном доме, а от его личностных особенностей, интересак ребенку, его системы отношений, используемух методов воспитания, а также оттого, насколько благополучен новый брак. Кроме того, повторный брак можетспособствовать улучшению эмоциональной адаптации самого родителя, повышению егосамооценки, а эти факторы, в свою очередь, обусловливают улучшение еговзаимодействия с ребенком, которое благотворно влиляет на личность ребенка и наего социальную адаптацию. Однако в ситуации с отчимом есть опасность егодистанцирования от детей, особенно от подростков.
Семейныепроблемы: жестокое обращение с детьми
Воспитаниедетей связано с серьезнейшей ответственностью, к которой большинство родителейоказываются не готовы. Эмоциональные проблемы и жизненный стресс некоторыхвзрослых мешает им быть хорошими родителями, и как результат, часть из нихподвергают своих детей жестокому обращению, сексуальному насилию илипренебрегают родительскими обязанностями.
Случаижестокого обращения с детьми типичны для малообеспеченных семей, однако имеютместо во всех социальных, расовых и этнических группах. Жестокое обращение, каки другие формы дисциплинарного воздействия, является функцией от такихвзаимовлияющих факторов, как личностные и когнитивные характеристики родителей,система отношений и поведение ребенка, а также социальный контекст.
Многие жестокообращающиеся со своими детьми родители сами в детстве стали жертвой жестокого иравнодушного отношения, и эта модель, по-видимому, закрепилась ивоспроизводится, особенно в ситуации стресса и отсутствия социальной поддержки.В то же время важно помнить, что детский опыт жестокого обращения родителей неделает неизбежным жестокое обращение с собственными детьми, и многим родителямудается разорвать порочный круг насилия. Только у 10 % жестоких родителейдиагностируются серьезные психические растройства, у большинства же проявляютсяличностные и поведенческие особенности, связанные с неэффективным выполнениемродительской роли и неспособностью адекватно справлятся со стрессом.
Дети, ставшиежертвой жестокого обращения, непроизвольно подкрепляют жестокость своихродителей, поскольку доставляют много хлопот и вносят напряжение в семейныеотношения. Возбудимые, невосприимчивые, капризные младенцы – а также физическинепривлекательные, гиперактивные, непослушные дети – становятся жертвойжестокого обращения чаще, чем отзывчивые, привлекательные, спокойные,непритязательные и послушные дети. Кроме того, жертвой жестого обращения чащестановятся физически слабые маленикие дети, вероятно, в связи с тем, что с нимибольше хлопот.
Социально иэкономическая напряженность повышает вероятность жестого отношения к ребенку(см. таблицу 1). С повышением в обшестве уровня безработицы в следующиенесколько месяцев повышается частота случаев жестокого обращения с детьми.
Последствияжестокого обращения могут проявиться уже в раннем возрасте. Взаимодействуя сосвоими матерями, дети, подвергавшиеся жестокому обращению, гораздо чащедемонстрируют избегающие, амбивалентное поведение и непослушание. Они им недоверяют, угрожают и иногда направляют на них враждебные действия. Очевидно,что многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, перестают доверять взрослыми начинают агрессивно реагировать на других людей; эта модель поведениязакрепляется и воспроизводится при воспитании собственных детей. Тем не менеемногие дети, ставшие жертвой жестокого обращения, становятся в последствииадаптивными, эмпатичными и благожелательными родителями.
Жестокоеобращение часто ограничивают от пренебрежения родительскими обязанностями,когда детей просто плохо кормят и одевают, оставляют без присмотра, не прибегаяпри этом к физическому насилию. Но не редко бывает трудно провести черту междужестоким и равнодушным отношением, поскольку они обычно сопутствуют друг другу.Корреляты жестокого и равнодушного отношения очень близки.
1.5 Вывод
Обьектомбольшества исследовательских работ о семье до недавнего времени являлисьнаиболее значимые диадные ( т.е. между двумя людьми) отношения, как правило,отношения между матерью и ребенком. Семья – это сложная система, состоящая измножества взаимовлияющих и взаимозависымых подсистем (таких как мать–отец,мать-ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.). Таким образом,качество отношений между матерью и отцом может влиять на систему мать-ребенок иотец-ребенок; стабильные, благополучные супружеские отношения обуславливаютблагожелательное и заботливое родительское поведение; тогда какнеудовлетворительные отношения между мужем и женой могут привести кнапряженности и тревоге, которые отразятся на родительском поведении. С другойстороны, некоторые родители, обычно матери, могут компенсироватьнеудовлетворенность собственным браком, проявляя особую чуткость и отзывчивостьк своим детям. Или маленький мальчик, подвергающийся жестокому обрашению состороны родителей, может избежать социальной и эмоциональной дезадаптации,находя теплоту и поддержку в отношениях со старшей сестрой или с любящимибабушкой и дедушкой.
С системнойточки зрения, диадные отношения, к прмеру между отцом и ребенком не могутвыступать как независимые, их можно понять только в контексте семьи и ееразнообразных подсистем. Семья – «открытая» система; это означает, что онапереживает периоды стабильности и периоды колебаний. Многие параметры семейнойсистемы и установившиеся модели взаимодействия между членами семьиподдерживают ее стабильное, адаптивное и довольно ровное функционирование.
Используемыеродителями методы воспитания – функция от множества взаимодействующих междусобой факторов, которые включают в себя культурную и социальную среду, уровеньразвития ребенка, личностные особенности родителя и ребенка, а также контекстсоциальных отношений, в частности отношений между родителями.
Средиродительских качеств, влияющих на стиль воспитания и дисциплинирования, можнонавзать зрелость и эмоциональную адаптивность. Процесс дисциплинированияобусловлен также представлениями родителей о мотивации и способностях ребенка.Родители склонны наказывать за пустяки, если считают, что они совершеныпреднамерено и что ребенок достаточно врослый, чтобы контролировать своеповедение. Родители, полагающие, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познаниимира, придерживается стиля воспитания, отличных от таковых у родителей, которыеуверены в том, что ребенок пассивен в своем познании.
Наиболее частоприменяемые в воспитанни методами являются награда, наказание и рассуждение илииндукция. Награда (подкрепление) может быть соцеальной (например, похвала) инесоциальной (например, особые послабления) . Эффективность социальногоподкрепления зависит от отношения ребенка со взрослым. Подкрепление бываетненамеренным, например когда ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь вниманиевзрослых. В этих условия родитель может попытатся присечь нежелательныедействия, проигнорировав их.
Если стратегияподкрепления несрабатывает, родители могут счесть нужным использоватьнаказание. Для того чтобы наказание было эффективным его следыет применять какможно скорее после нежелательного поведения. Наказание более эффективно, еслиисходит от заботливого, любящего родителя, а для присечения нежелательныхдействий важна последовательность в его использовании. Согласно принципуминимальной достаточности, строгость наказания должна быть необходимой идостаточной, чтобы вызвать послушание. Запреты и наказания с большойвероятностью будут иметь запоанированный эффект, если будут сопровождатьсяразяснением и объяснением. Жестокое или несправедливое наказание может иметьнегативный побочный эффект.
Дисциплинарныестратегии, не связанные с наказанием – называемые индуктивными методами –вкючают в себя рассуждения, указания на последствия нежелательных действий илиопеллирование чувства собственного достоинства ребенка или его стремлению кпревосходству.
Успешность применения этихметодов зависит от эффективности общения родителй с ребенком, а такжк отпонимания ребенком причин, по которым необходимо следовать правилам иуказаниям.
Дети социализируютсяне толко по средствам прямого общения но и через родительский пример, т.е.через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либодействий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человекусваивает отдельные характеристики или общие поведенчиские модели другогочеловека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональнойпривязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также отосознания ребенком своего сходства с человеком.
Стиль воспитанияварьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому;они также неадекватны вразных семьях. Исследователи выделяют четыре моделиродительского поведения: авторитарное, авторитетное, либерально-популистическоеи отвергающе0пренебрижительное. Наиболее благоприятным для ребенка являетсяавторитетный стиль, который сочетает в себе высокую требовательность с высокимуровнем теплоты иотзывчивости.
Взаимоотноешениесиблингов - важнейший аспект семейной жизни. Они могут быть каконтогонистами, так и дружелюбными, теплыми. На то, каковы будут отношениямежду сиблингами влияет позиция матери. Тип отношений между сиблингами довольноустойчив. У единственного ребенка, по всей видимости, все же не формируютсянегативные качества.
Наиболее тяжелыми длядетей разведенных родителей является первый год после развода. Стресс и неуверенность, которые испытывают родители, отражается на отношениях с детьми. В наибольшей степени негативным последствием развода подвержены детидошкольного возраста. Дети школьного возраста более способны справлятся сситуацией развода, поскольку лучше понимают проблемы родителей и причиныразвода. Взаимодействие между разведенными родителями играют существеннуюроль в адаптации детей к ситуации развода.
Воспитание детейсвязано с наибольшими трудностями для одиноких родителей, особенно длянесовершеннолетних родителей. Серьезной проблемой для матерей-подростковявляется бедность, отсутсвие перспиктив, необходимость достичь автономий отматери и сформировать собственную личную идентичность, выполняя при этомматеринские обязанности.
Жесткое обращение сдетьми имеет место во всех социальных, этнических и рассовых группах. Оноявляется функцией от взаимодействующих между собой личностных и когнитивныххарактеристик родителей, поведения и системы установок ребенка, а также отсоциального контекста. Многие жестокие родители сами в детстве стали жертвойжестокого обращения и отвержения и, по видимому, воспроизводят усвоеную модель.Жестокое обращение с ребенком нередко является частью модели внутрисемейногонасилия; оно особенно выражено в ситуациях социальной и экономическойнапряженности.
Семью можнорассматривать как сложную систему, состоящую изи взаимовлияущих и взаимозависимыхподсистем. В системной модели каждый член семьи рассматривается как активныйучастник ряда взаимодействующих подсистем. Поэтому, чтобы понять индивидуальноеразвитие и личность ребенка необходимо проанализировать и исследовать своюсистему семьи и ее подсистемы. ГЛАВА 2. Социализация внесемьи
Психологистали постепенно осозновать значение изучения социализации в более широкомсоциальном контексте, чем контекст отношений между родителем и ребенком. Такжебольшое значение в формировании поведения ребенка наряду с оциализацией в семьеимеет социализация вне семьи.
2.1 Отношения со сверстниками.
Свертсники совершенноособым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальноеповедение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваиваетважнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взрослых: каквзаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, какпротивостоять враждебности и доминированию. в позднем детстве сверстники могут помогатьдруг другу справлятся с личными проблемами и тревогами.
Возростныеизменения во взаимодействии со сверстниками.
Отношениядетей сос свертниками играют важнейшую роль в их жизни. Большенстводошкольников стремятся к обшению со сверстниками, получают от него удовольствиеи, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию другихдетей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, асоциальные отношения – приемущественно с участниками совместных игр одного сними пола – становится ближе, интенсивней и усточивее. Способность адаптироватьсвою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Крометого, с возрастом дети все более охотно учавствуют в коллективной деятельности,эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают приразрешении сложных ситуации.
По сравнению смладшими детьми, школьники более целенаправлены в своем взаимодействии, котороестановится все более организовано. В школьные годы все чаще наблюдается кооперацияи другие виды просоциального поведения, такие как альтруизм и склонностьделится, тогда как частота агрессивных действий и ссор снижается. С улучшениемпонимания мотивации и намерений других детей и совершенствованием использованияполучаемой от других обратной связи более эффективны и значительны для детейстановится отношение со сверстниками.
Главнойдвижущей силой развития отношений со сверстниками является совместная игра. В5-летнем возрасте преобладающей формой становится групповая игра. С 3-летнеговозраста одним из преобладающих типов игр становится групповая ролевая игра; впоследствии она усложняется.
Возрастныеизменения в социальном взаимодействии и игре в определенной мере являютсяфункцией от совершенствующихся ролевых навыков, т.е. способности мысленнопоставить себя на место другого. Была высказана гипотеза о том, что в основеролевых навыков лежит эмпати – осознание, понимание чувств другого человека исопереживание им.
Уровеньразвития ролевых навыков коррелируют с уровнем общего уровня интеллекта иуровнем сформированности представлений о нравственности, проявляющихся вальтруистическом поведении, помощи, умении делится и внимании к другим людям.Недостаточность ролевых навыков характерна для несовершеннолетних делинкветнов,а воспитание у них эмпатии иногда помогает скоррелировать нарушение поведения.
Срасширениемсоциального опыта и развитием когнитивных навыков, особенно ролевых навыков испособности понимать мысли и чувства, представление ребенка о других людяхстановятся более абстрактными, более сложными, более психологичными. Фактическиразвитие представлений о других происходит паралельно изменением в «Я»концепции и самоописании.
Отношениесо сверстниками и структура группы.
Влюбом классеили любой социальной группе одни дети популярны среди сверстников, другие –нет. Оценить социальный статус детей, особенно дошкольников, можно с помощьюнаблюдения. Однако чаще исследователь использует то, что называетсясоциометрическими методами. Еще один метод заключается в том, что детей просятраспределить роли среди однокласников: кто лучше всего подойдет на каждую изролей. По результатам таких «назначений» детей разделяют на популярных(получающих много позитивных и мало негативных оценок); отвергаемых(противоположно); неоднозначных (получивших много как позитивных так инегативных оценок); принебрегаемых, или игнорируемых ( получающих малопозитивных и негативных оценок). Кроме того некоторые дети не подходят не пододну из четырех крайних категорий.
Висследованиях Ньюкомба, Буковкого и Пати был сделан обзор исследований по этойтеме. Популярные дети, как можно было ожидать, обладают разнообразнымикогнитивными и социальными навыками. У них высоко развиты ролевые навыки, онидружелюбны, общительны и отзывчивы.
Отвергаемыедети чаще дразнят других и сами чаще становятся объектом насмешек, они болееогрессивны и несговорчивы; их поступки характеризуются незрелостью, антисоциальность, диструктивностью, неадекватностью или девиантностью. В общем,у них высокий уровень агресивности и избегания, а уровень общительности иразвития некогнетивных навыков низок.
Выделяютгруппы агресивных и инеагресивных отвергаемых мальчиков. У неагресивныхотвергаемых мальчиков высокий уровень социальной неловкости и несознательности.Для отвергаемых агресивных мальчиков характерны серьезные поведенческиенарушения и низкий уровень адаптивности. Неагресивные отвергаемые мальчикинередко занимали подчиненное положение, становились жертвой хроническихиздевательств.
У игнорируемыхдетей низкий уровень и агресивности и иобщительности. Социальная замкнутостьносит разнообразны характер. Быть несоциальным в некоторой ситуации можетозначать быть застенчивым, заниматься спокойной конструктивной деятельностью водиночестве или активно играть с сами собой. Эти три вида поведения яркопроявляются у дошкольников.
Неоднозначныедети – интересная но мало изученая группа. Эти дети с выраженными негативнымикачествами, такими как агрессивность, но в тоже время с высоким уровнемразвития когнитивных и социальных навыков. Сочетание привлекательных инепривлевательных качеств обуславливает то, что остальным они могут какнравится, так и нет. Стиль взаимодействия со сверстниками усваивается иформируется под влиянием взаимоотношений в семье ребенка. Матери детей этой группыболее негативны, осуществляют больший контроль, чем матери детей высшихстатусов, они склонны взаимодействовать в позитивном ключе, учитывая чувствасвоего ребенка.
Замкнутых иотвергнутых детей можно обучить тем навыкам, которые необходимы для установленияприемлемых социальных отношений. Некоторые исследоватеои полагают, чтозатруднения с которыми сталкиваются некоторые дошкольники в социальныхотношениях, обусловленны. по краней мере частично, непонимание других людейнедостатком навыков разрешения проблемных ситуаций. Были разработаны программыинтенсивного обучения детей дошкольного возроста трем типам навыков:
Первый тип –навыки поиска альтернатив, придумывания как можно большего количества навыковразрешения проблемы.
Вторым типомнавыков было предвосхищение последствий.
Третий типнавыков – понимание причинно-следственных связей.
Дети,первоначально имевшие низкий уровень адаптации, после обучения были болееадаптивны, чем те кто не прохдил обучение. Это показывает, что развитиеспецифических когнитивных навыков помогает ребенку улучшить свои социальныеотношения.
Дружба
За пределамисемейного круга наиболее значимыми для ребенка социальными отношениями являютсяотношения с друзьями. Между принятием группой сверстников и поддерживаниемотношений с одним из сверстников существует огромная разница. Салливан высказалмнение, что истенная дружба появляется в предподрастковом возрасте, когдамежличностные потребности, удовлетворявшиеся ранее в контексте группы сверстников, перерастают в потребность в близости и самораскрытия. Отсутствиедруга может затормозить развитие способности устанавливать истинно близкиеотношения во взрослой жизни.
Некоторыепсихологи считают, что развитие представлений о дружбе поэтапно и происходитпараллельно развитию ролевых навыков. В период от 5-летнего до подростковоговозраста представления детей о дружбе в своем развитии проходят три этапа. Напервом, типичном для 5-7-летних детей, друзья – это товарищи по играм. В8-11-летнем возрасте дети рассматривают друзей как тех, с кем они сотрудничают,обмениваются услугами, делятся, Важнейшими слагаемыми дружбы являются также ивзаимное доверие, общие интересы, отзывчивость к просьбам друг друга, обладаниетакими желательными чертами характера, как доброта и внимательность. Начинаяпримерно с 12-летнего возраста, ребенок рассматривает дружбу как длительныеотношения, основанные на взаимопонимании, когда люди делятся друг с другоммыслями, чувствами и другими секретами. Друзья помогают друг другу впреодолении психологических проблем, таких как одиночество и страх, стараютсяне обижать друг друга.
Установление дружеских отношений.
Социальныйпроцесс, связанный с установлением дружеских отношений, были проанализированны.Анализировать шесть социальных факторов, задействованных в установлениисоциальных отношений: 1) связанность и ясность, коммуникая; 2) обменинформацией; 3) нахождение общих интересов; 4) разрешение конфликтов; 5)позитивная взаимность; 6) самораскрытие.
При первойвстрече детям нужно начать диалог с простого взаимодействия – обменаинформацией, поиска общего занятия и сглаживания возможных противоречий. Сразвитием отношений появляется необходимость в более ясной коммуникации иобмене информацией, в изучении сходств и различий, а также в самораскрытии.Школьники склонны выбирать друзей одного с ними возроста, пола и рассы. Впериод среднего детства у друзей появляются общие интересы, общая системаотношений и социальная направленность ( т.е. тенденция искать или избегать участия в социальной деятельности), а также общие ценности, однако, какправило, они отличаются по уровню интеллекта и личностным качествам.
С возрастомдружба детей становится более стабильной и крепкой. Для крепкой дружбыхарактерно интенсивное общение и высокий уровень взаимной эмпатии, тогда какнестабильным дружеским отношениям свойственно недостаточная близость. Почастоте возникающих конфликтов друзья и простые знакомые практически неотличаются. Дружеские отношения не всегда гармоничны.
Друзьяразвивают когнитивную и эмоциональную сферы ребенка и иными способами. Азмитияи Монтгомери указывают на то, что друзья чаще, чем простые приятели, искреннеделятся собственными мыслями, проверяют их и совместно ищут решение. Этоспособствует формированию идентичности и познанию мира. С другой стороны Бернднапоминает нам, что дружба свазана с поддразниванием, соперничеством иразногласием. Эти травмирующие моменты некоторых дружеских отношений могутнегативно отразиться на развитие ребенка.
2.2 Детский сад и школа как контекстразвития.
Результатыисследований кокрелятов прибывания в детском саду противоречивы. Согласно однимданным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, ониболее склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящиедошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок вдетском саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальнойдеятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игройдругих. С другой стороны, выяснилось, что дети, имеющие опыт в детском саду,хуже приспособлены, менее покладисты и более агрессивны.
Эффектыраннего воспитания в дошкольных учреждениях неоднозначны; разные дошкольныеучреждения в значительной степени отличаются по форме и качеству ухода. Былодоказано, что качество ухода в детском саду оказывает как приходящее, так идолговременное влияние на социальное развитие ребенка и на успешность егодальнейшего обучения.
Было проведенолюгнитюдное исследование детей, которые в период с младенчества до дошкольноговозраста посещали детские сады с высоким и низким качеством ухода. Дети, вмладенчестве получавшие уход низкого качества, в 2-3-летнем возрастедемонстрировали более низкий уровень послушания и самоконтроля; они были менеекомпетентны в общении со сверстниками, а в старших группах были болееагрессивны и менее целеустремлены.
Все большеечисло исследований подтверждает ту очивидную мысль, что высокое качество уходаспособствует здоровому развитию, а низкое – препятствует.
Одним изсущественных компонентов является взаимодействие взрослого с ребенком, особенновербальное. В детских садах, где высока частота взаимодействия со взрослым,дети быстрее осваивают речь, коммуникативные и социальные навыки.
Важнейшимидетерминантами качества среды обитания являются также физические условия,размер группы и наличие игрового материала.
Тип и игрушеки занятий также влияет на игру и социальное взаимодействие детей. Рисование иигры, связанные с мелкой моторикой (например, конструктор Лего), уменьшаетуровень социального взаимодействия, дети склонны заниматься этими играми водиночестве. Посещение клубов, где детей учат домоводству, а также клубов, гдеосуществляются инсценировки, способствуют кооперации и развитию ролевыхнавыков.
Структурированиедеятельности, осуществляемое взрослым.
Исследователисчитают, что методы, которыми пользуются воспитатели можно разместить наконтинууме от авторитарных до либеральных. Высокий уровень структурированиеядеятельности, осуществляемого взрослым, или учительского руководствапроявляется в том, что учитель говорит детям, что они будут делать, какоезадание они будут выполнять, указывают каким способом решать задачи, даетинструкции, положительную или отрицательную оценку успехам ученика. Низкийуровень структурирования деятельности проявляется в том, что дети сами выбираютсебе занятия и задания, а также без указаний взрослого решают, как ихвыполнить.
Низкий уровеньструктурирования способствует позитивному взаимодействию со сверстниками –помощи, кооперации, эмпатии, а также и агрессии, настойчивости, доминировании.
Не всядеятельность ребенка структурируется взрослыми; и в школе и дома дети нередкосами выбирают себе занятия.
Началная школа
Обсуждаяобучение в началной школе в том виде, в котором оно существует сегодня, мыкосномся четырех вопросов: эффекта ожидания учителей к ученикам; эффектсовместного обучения в группе; рассовая и этническая интеграция; а такжевключение детей с нарушениями в физической и когнитивной сфере в обычныеклассы.
Ожиданияучителя. Учитель ожидая, что неряшливый, плохо одетый ребенок не очень смышлен,поэтому он менее требователен к нему или игнорирует его. Как следствие, уребенка при этом будут низкие отметки, низкий уровень ожидания успеха,притязаний и мотивации, а также низкая самооценка.
Совместноеобучение и соперничество. Поощренеие совместной работы также можетспособствовать повышению эффективности учебного процесса и улучшениювзаимоотношений между учащимися.Совместное обучение не только улучшает усвоениеучебного материала, но и способствует установлению позитивных отношений,заинтерисованности в успехах другого.
Десегрегация иинтеграция. Цель школьной десегрегации предоставление равных возможностей приполучении оброзования детям разных национальностей. Однако не менее существеннымэффектом десегрегации оказалось изменение самовосприятия учеников, ихпритязаний и межгрупповых отношений. Десегрегация не обязательно приводит ксоциальной или академической интеграции. Дружеские отношения между членамиразных этнических групп завязываются чаще в школах, где поощряются несоперничество а совместная работа, где не акцентируются индивидуальныерезультаты. Близкие контакты членов разных этнических групп более вероятны вначалных школах, поскольку там дети большую часть времени проводят в одной итойже классной комнате, а в старших классах дети переходят из одного кабинетав другой.
Интеграциясама по себе не улучшает самооценку или межгрупповое взаимодействие; повышениюсамооценки и улучшению межгуппового общения способствует взаимодействие,основанное на объединении усилий и равенства. Хотя межгрупповые отношения винтегрированных школах, как правило, позитивны, дружеские связи обычнозавязываются по этническому признаку. Эта тенденция, если только она не заходитслишком далеко, может рассцениватся как позитивная, поскольку способствуетразвитию чувства собственной этнической идентичности.
Мэйнстриминг-включение детей с физическими и умственными нарушениями в обычные классы.Защитники мэйнстриминга утверждают, что он дает отстающим в своем развитиидетям уникальный шанс достигнуть определенных успехов в обучении и установитнормальные социальные отношения с другими детьми. Однако, как и школьнаяинтеграция, мэйнстриминг не всегда достигает своей цели. Некоторые дети имеющиенарушения, попав в обычный класс, обнаруживают, что на них наклеян ярлык; ониобщаются со своими одноклассниками меньше, чем это делают дети в специальныхклассах. Даже незначительное отстование детей в развитии приводило их кизоляции; они были тревожны, неудовлетворены своими отношениями сосверстниками, что проявлялось и в их поведении. Некоторые из них былизастенчивы и замкнуты, другие – агрессивны и деструктивны. Переживанияотверженности может привести к снижению самооценки, появлению чувствасобственной неполноценности, которое отрицательно сказывается на способностиребенка к обучению.
2.3 Телевидиние как фактор социализации
Просмотрдетьми телепрограмм
Американскиедети проводят перед телевизором больше времени, чем за любым занятием водиночестве, исключая сон. Популярные СМИ нередко сообщают о том, что всреднем дети смотрят телевизор 25-35 часов в неделю, однако более точныеисследования привели к результату 12-20 часов в неделю – 2-3 часа в день.Индивидуальные различия довольно значительны. Дети из семей низкогосоциально-экономического статуса смотрят телевизор больше, чем дети из семейсреднего класса. Особенно важно ввести два разграничения: 1) аудитория, которойадресована программа: детям или взрослым; 2) содержание – создана программа дляобразовательных, информационных целей или просто для развличения. Особоговнимания заслуживают два момента. Во-первых, довольно много времени маленькиедети смотрят программы, адресованные взрослой аудитории и, вероятно, непонимают их в полной мере. Во-вторых, с возрастом время просмотрапозновательных программ падает, а время просмотра мультиков возрастает, покрайней мере до пяти лет.
Влияниеродителей на просмотры детьми телепрограмм.
Нередкополагают, что пагубное пристрастие детей к телевизору вызвано недостаткомвнимания со стороны родителей. Результаты исследований свидетельствуют:телевизионные привычки дети приобретают в общении со своими родителями.Родители могут помочь ребенку извлечь большие пользы из просмотра, хотя ониредко реализуют эту возможность. Например, дети узнают больше изобразовательных программ, если смотрят их вместе с родителями. С детьмипостарше родители могут использовать телепрограммы как повод для обсуждениямировоззренческих вопросов, нравственных принципов и фактической информации.
Телевизор / никакого телевизора.
Телевидениекак СМИ, безотносительно к содержанию программ, влияет на мышление, социальнуюдеятельность и другие стороны жизни. Критики считают, что телевидение вытеснилоиз нашей жизни внутрисемейное общение, игры и другие занятия, что оно негативносказывается на здоровье, физической форме и школьной успеваимости, а также чтооно прививает пассивный подход к обучению, ослабляет творческий потенциал ивоображение.
Вытеснениедругих занятий.
Телевидениевлият на распределение свободного времени, заменяя одни занятия гораздо вбольшей степени, чем другие. С появлением телевизора дети начинают меньшеслушать радио, магнитофон, реже ходить в кино, однако телепросмотры в оченьнезначительной мере влияют на время, проводимое за чтением. Они действительнопоглощают часть времени, ранее отводившегося для коллективной деятельности, вчасности для занятий спортом, посещения клубов, дискотек и вечеринок. Просмотртелевизора не уменьшает времени, которое члены семьи проводят вместе, однакоснижает уровень взаимодействия.
Здоровье ифизическая подготовка
Результатыисследования свидетельствуют о том, что просмотры телевизора ведут куменьшению времени, отводимого на занятия спортом, что может сказатьс нафизической форме. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведутмалоподвижный образ жизни, часто едят во время телепросмотра; все это можнопривести к ожирению.
Школнаяуспеваемость, когнетивные прцессы.
Разные типытелерередач по разному влияют на успеваемость, когнетивное развитие.Докуметальные учебные программы могут быть эффективно использованы дляприобретения знаний по широкому кругу вопросов. Телевидиние способствуетусвоению когнитивных навыков через наглядное демонстрирование.
Интеллектуальнаяпассивность.
Поскольку детипредпочитают смотреть развлекательные передачи, а не образовательные,телепросмотр для них – это возможность расслабится прилпгая минимальныеумтственные усилия. С другой стороны, дети отнюдь не пассивны в своемвосприятии информации с телеэкрана. С самого раннего возроста они выбирают,что, когда и насколько внимательно смотреть. Их внимание привлекают яркие,подвижные телекартинки со множеством аудио-визуальных спецефектов. Однако однихспецефектов недостаточно, чобы поддерживать интерес ребенка. Содержание должнобыть понятным, а также увлекательным или забавным.
Как детипонимают телепрограммы
Внимание ктелепрограммам. Внимание детей приковывают определенные характеристикителепередач, которые включают в себя юмор, движение персонажей, звуковыеэффекты, изменение звукового фона, детские и женские голоса и анимация. Детейне привлекают мужские голоса, сложная речь, картинки из жизни животных, а ткжедлительная задержка камеры на одном месте. Эпизоды насилия и агрессии большейчастью не повышают интереса к программе, привлекательной в других отношения.Детям нравятся неагрессивные программы с юмористическим сюжетом, анимацией идругими привлекательными характеристиками.
Когнетивноеразвитие. То, насколько дети понимают происходящее на экране, частично зависитот их уровня когнитивного развития.
Пониманиюдетей некоторых телепередачь препятствуют по меньшей мере три обстоятельства.Во-первых, детям трудно в содержании отделить главное, от второстепенного.Во-вторых, детям сложно обьеденить события, происходящие в разное время.В-третьих, иногда трудно сделать логический вывод из события, непоказанных наэкране, а также о чувствах и намерениях героя.
Чтоусваивается при просмотре телевизора.
Особоебеспокойство вызывают три момента: усвоение стериотипов; усвоение агрессивногоповедения; чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Телевиденье имеет ипозитивный эффект – усвоение просоциального поведения.
Стериотипы.Через телевиденье дети усваивают социальные стериотипы женщин, мужчин,национальных меньшинств, пожилых людей и многих других групп, включая и самихдетей.
Дети усваиваюттелевизионные стериотипы, особенно если в жизни не сталкивается с теми, когоони характеризуют. Вероятно даже большее значение имеет то, что образы,противоречивающие преобладающим стериотипам, могут серьезно изменитьпредставления ребенка об определенной группе людей.
Насилие.Телеэфир заполнен эпизодами насилия, а в обществе высок уровень преступности.Влияние на зрителя сцен насилия изучалось серьезнее, чем любой другой аспекттелевидения. Данные, полученые из разных источников свидетельствуют о том, чтонасилие на экране может порождать агрессивное поведение. При просмотре детьмителепрограм со сценами насилия обнаруживается тенденция повышения агрессивностиповедения. Имеет место и обратная зависимость: изначально более агрессивныедети со временем проявляют все больший интерес к насилию на телеэкране, чтосвиделествует о наличии «порочного круга».
Хотя ителевидение не толкает большинство людей на совершение актов физическогонасилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Люди,которые видят много насилия на телеэкране, склонны оправдывать агрессивноеповедение. У них также повышается порог чувствительности к агрессии: их меньепоражает насилие в реальной жизни, и они менее склонны пытатся помочь жертве.
Рекламапродуктов, игрушек и других товаров – неотьемлимая часть того, что дети видятна телеэкране. Малыши особенно легко поддаются ее внушению, поскольку их когнитивныенавыки недостаточны для понимания цели рекламы. В возросте младше 5 лет, детямдовольно трудно отличить телепрограммы от рекламных роликов. Даже в 6-летнемвозрасте они используют конкретные перцептивные сигналы (отмечают, что рекламакороче телепрограммы). совершенствование ролевых навыков в 6-11-летнем возрастеуменьшает доверчивость ребенка к рекламе. К 10-11-летнему возрасту, большенстводетей скептически относятся к рекламным презывам, однако все еще подверженывлиянию тонких уловок.
Просоциальноеповедение. На экране часто можно увидеть и просоциальное взаимодействие:альтруизм, сочувствие. Дети обучаются просоциальным способам разрешенияконфликтных ситуаций, наблюдая их на телеэкране. Программы специальнопредназначеные для обучения позитивному социальному поведению – кооперации,помощи, взаимопонимании, — воздействует на повседневное поведение детей. Можнозаключить, что просоциальные герои в большей мере воздействуют на поведение,чем антисоциальные.
Влияние насемью резкого снижения доходов.
При потереработы одним из родителей вся семья переживает глубокий стресс. При резкомпадении семейного дохода наблюдалось учащение поведенческих проблем у детей – вчастности, неконтролируемых эмоциональных вспышек. Причиной их являлосьповедение отца: отцы, переживающие экономичесский стресс становились болеесуровыми, а дети реагировали на это вспышками раздражения и гнева. Вдальнейшем наблюдались социо-эмоциональные проблемы, соматические симптомы(пример, боль в животе), низкий уровень притязаний и ожиданий в отношенииполучения образования и карьеры. Отсутствие работы у матери или ее потеряоказывает тоже влияние, что и потеря работы отцом.
Приблагоприятной семейной обстановке, где отец остается внимательным, а матьоказывает поддержку, потеря дохода отражается на детях в меньшей степени.
2.4 Вывод
Движущей силойразвитием отношений между детьми является игра, которая появляется у 2-летнихдетей. В период между 2-5 годами жизни взаимодействия между детьми становитсяболее частым, более продолжительным, более социальным иболее сложным. В игровойрепертуар ребенка входят элементы групповой ролевой игры.
Возрастныеизменения в социальном взаимодействии и игре в определенной степени являетсяфункцией от совершенствующихся ролевых навыков. Ролевые навыки в своем развитиипроходят ряд качественно отличающихся этапов; они связаны с общим интеллектом инравственным поведением.
В процессеприобретения социального опыта и развития когнитивных навыков ребенкаформируется более абстрактные, более сложные и более психологичныепредставления о других людях.
Социальныйстатус ребенка определяется множеством факторов. К когнитивным характеристикам,связанным с популярностью, относятся: высокий уровень развития ролевыхнавыков, а текже дружелюбие, общительность и сочувственное отношение к другимлюдям. У детей с высоким социальным статусом выше социальная компетентность,они владеют эффективными способами взаимодействия. Умеренно высокая самооценкас большой вероятностью приводит к принятию со стороны сверстников, чем слишкомвысокая или слишком низкая самооценка.
С возростомизменяется представление детей о дружбе. Если дошкольников не очень интерисуютдлительность отношений, то старшие дети рассматривают дружбу как отношения,выходящие за рамки отнократного непродолжительного взаимодействия.Представление детей о дружбе в своем развитии проходит ряд этапов. На первомэтапе друзьяя – это товарищи по игре, которых ребенок видит чаще остальных; навтором – друзья – это люди, с которыми ребенок сотрудничает и делится; натретьем – дружба рассматривается с точки зрения взаимопонимания.
Многие детипосещают группы подкотовки к школе, принимают участие в программах раннегообразования, и еще больше детей ходят в детский сад. Качество ухода заребенком серьезно влияет на его развитие. Недостаток игрового материала ведетк повышению агрессии и других форм стресса, однако при значительной нехваткеигрового материала дети начинают делится. Игрушки и занятия могут влиять наповедение, повышая уровень агрессии, просоциального поведения, активности ит.п.
Еще однапеременная – структурирование взрослым деятельности ребенка. При высокойструктурированности занятий дети более внимательны, лучше выполняют указанияучителя и обращаются к нему за одобрением. Низкий уровень структурированностинаоборот, способствует позитивному взаимодействию между сверстниками, а такжеагрессии, настойчивости и лидерству и в меньей степени взаимодействуют сучителем.
Последние исследования показали, что ожиданияучителя могут при определенных обстоятельствах влиять на успеваемостьвнезависимости от истинных способностей ребенка. Ожидания передаются детямпосредством проявления положительных чувств к учащимся на которого возлагаютсянадежды.
Рассоваяинтеграция наиболее эффективна в случае, когда школьный порядок способствуеткооперации, а не соперничеству, а индивидуальные достижения не акцентируются.
Мэйнстриминг,или включение детей с физическими и умственными нарушениями в обычные классы неприносит тех значительных результатов, на которые первоначально рассчитывалиего защитники, однако программы, в которых на первый план ставитсявзаимодействие и кооперация детей, могут повысить эффективность мэйнстриминга.
Важнейшимфактором социализации является телевиденье; в среднем дети смотрят телевизор2-3 часа в день. Маленькие дети часто смотрят программы, для них непредназначенные. Некоторые исследователи считают что телепросмотр вытесняетсемейное общение, игру и другие занятия, вызывают пассивное отношение кпознанию. Было обнаружено, что телепросмотры действительно влияют нараспределение свободного времени и уменьшают время, уделяемое спорту, чтонегативно сказывается на физичесской форме. Телепросмотры связанны соснижением успеваемости, если составляют более 20 часов неделю. Они, по всейвидимости, не делают детей интеллектуально пассивными. Фактически дети активнодумают о том, что видят на экране, если программа информативна, расширяют своизнания.
В какой-томере дети понимают то, что видят на экране, часто зависит от уровнякогнитивного развития. Маленьким детям трудно в содержании отделить главное отвторостепенного. Им может оказаться сложно объединить сцены, разворачивающиесяв разное время, а также, сделать вывод относительно событий непоказанных наэкране.
Из программ детимного узнают о социальных отношениях и поведении, а также усваивают социальныестериотипы. Кроме этого эпизоды насилия, показанные на экране, могутспровоцировать агрессивное поведение. Дети могут обучатся просоциальнымспособам разрешения проблемных ситуаций, наблюдая их на экране.
Основныесоциальные тенденции, такие как понижение уровня дохода, оказываетдолговременное воздействие на развитие нынешнего поколения детей.
таблица 1
/>
таблица 1
/>Исследования проводились в США в1995 году. Источником является: R.L. Burgess and R. D. Conger,1995, Child Development, 49, p. 1170.Литература
1. Немов Р. С. т-2 «Психология»
2. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е.,Робинсон, Петси Спин « Развитие ребенка и его отношения с окружающими»
3. Зимска М. « Семья и личность». – М., 1986
4. Лисина М. И. « Общение совзрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной ипедагогической психологии – М., 1981. с.109
5. Нора Ньюкомб « Развитиеличности ребенка» — П., 2002
Содержание:
Глава1 Социализация в семье
1.1Понятие социализации
1.2Детерминанты воспитательного процесса
1.3Методы воспитания и их эффект
1.4Семейная структура
1.5Вывод
Глава 2Социализация вне семьи
2.1 Отношения со сверстниками
2.2Детский сад и школа как контекст развития
2.3Телевидение как фактор социализации
2.4 Вывод
2.5Таблицы
2.6Литература
ИнститутМеждународного права, экономики, гуманитарных наук и управления
им. К. В. Россинского
Р Е Ф Е Р А Т
натему: « Общая характеристика социализации детей»
Выполнил студент:
2-го курса, 20-го потока
гуманитарно-педагогического
факультета
Лежнев Д. В.
Принял преподаватель:
КавуноваЕ. Д.
Краснодар2002