Клиника и этиология умственнойотсталости
Под понятием умственнаяотсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии,проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Умственная отсталость относится кболезням развития – дизонтогениям. Соответственно, она может возникнуть толькопри поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах,в раннем и младшем возрасте( до трех лет)
Под умственной сбособностьотсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в которомцентральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельностии других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталостиограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальнойжизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительнойравномерностью недоразвития разных сторон психики.
Наиболее частой экзогеннойпричиной постнатальной умственной отсталости являются нейроинфекции, главнымобразом энцефалиты и менингоэнцефалиты, а та же параинфекционные инцефалиты.Реже причиной умственной отсталости являются постнатальные интоксикации ичерепно-мозговые травмы. Экзогенные формы составляют не менее половины всехдефектов развития познавательной сферы, возникших после рождения ребенка.
Современные исследования в областиэтиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль впроисхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам.Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями)обусловлено примерно ¾ всех случаев недоразвития познавательной сферы удетей.
Мутации могут быть хромосомными игенными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофренииявляется болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей.При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокоенедоразвитие познавательной сферы.
Генные мутации могут затрагиватьодин единственный ген, либо группу генов слабого действия, контролирующих одини тот же признак.
Таким образом, поэтиологии все случаи умственной отсталости делят на экзогенные и генетические.Необходимо при этом помнить, что в процессе развития и жизнедеятельностиорганизма генетические и экзогенные факторы находятся в сложном взаимодействии.При умственной отсталости, например, те экзогенные факторы, которые не являютсянепосредственной причиной недоразвития мозга ребенка, могут способствоватьвыявлению генетических дефектов или утяжелить проявления наследственногозаболевания. Дополнительные экзогении могут привнести в клиническую картинунаследственной умственной отсталости новые, несвойственные ей симптомы.
Приведенные данные свидетельствуюто том, что дефекты развития познавательной сферы чрезвычайно неоднородны попроисхождению. Соответственно, могут существовать многочисленные разнообразныемеханизмы, нарушающие формирование и развитие мозга, а та же большое числосамостоятельных нозологических форм умственной отсталости. Общим для всех формпатологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальныйдефект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психикиребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.
Клиническая картина дефектовразвития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детейпсихопатологических, неврологических и соматических симптомов. Те формы, прикоторых отмечаются четко очерченные специфические соматические проявления,позволяющие установить нозологический диагноз на основании клинических данных,и те, при которых нозологическую форму болезни можно установить при помощисовременных методов специальных лабораторных исследований, называют дифференцированнымиформами умственной отсталости.
Неосложные формы умственнойотсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологическихрасстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как и у всехумственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениями мышления:тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей,неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки кинтеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточнойпроизвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностьюсосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности кмеханическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативнойпамяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания новогоматериала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретнымипримерами. Тем не менее дети с неосложненной умственой отсталостьюхарактеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менееудовлетворительной продуктивностью.
Уровень недоразвития речи убольшинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степениих интеллектуального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстройства,но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющеся скудностью активногословаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием.Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развитияречи с кажущимся богатством словарного запаса, правильным построением фраз,выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становитсяясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы.
Недоразвитие моторики проявляетсяглавным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких,медленностью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинстваумственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Поэтомувелика важность занятий физкультуры для таких детей.
Выраженных нарушений поведения удетей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается. При адекватномвоспитании дети с легким интеллектуальным дефектом без особого труда осваиваютправильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать своипоступки.
Общее недоразвитие личностихарактерно для всех детей с общим психическим недоразвитием.
Таким образом, при неосложненныхформах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом отстепени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.
Осложненные формы характеризуютсяналичием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющихна интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.
По характеру дополнительныхсимптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на тригруппы:
1. Сцеребрастоническим или гипертезионным синдромами;
2. Свыраженными расстройствами поведения;
3. Сэмоционально-волевыми расстройствами.
Такоеделение отражает главным образом то. Какой из дополнительныхпсихопатологических синдромов занимает ведущее место в клинической картинеболезни.
У детей первой группы страдаетглавным образом интеллектуальная деятельность.
Церебрастонический синдром –синдром раздражительной слабости. В его основе лежит повышенная истощаемостьнервной клетки. Проявляется общей психической невыносливостью, неспособностью кдлительному напряжению, к длительной концентрации внимания.
Гипертензионный синдром – синдромповышенного внутричерепного давления – возникает в связи с ликвородинамическимирасстройствами, развивающимися в следствие органического поражения ЦНС иливрожденного дефекта ликворной системы мозга. Повышение внутричерепного давлениясопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общегосамочувствия ребенка. Нарастает истощаемость и резко снижаетсяработоспособность ребенка. У таких детей отмечают своеобразные нарушениявнимания: слабость концентраци, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушаетсяпамять. Дети становятся двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми.Отчетливо выражены эмоциональная лабильность и явления вегетативно-сосудистойдистонии. Школьная успеваемость заметно снижается.
У детей второй группы на первыйплан в клинической картине болезни выступают расстройства поведения, которыепроявляются в виде гипердинамического и психопатического синдромов.
Гипердинамический синдромхарактеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений,неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаяхповедение ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции.Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции.
Психопатный синдром наблюдаетсяобычно у детей с умственой отсталостью, обусловленой черепно-мозговыми травмамиили нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности срасторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений.Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральноеместо в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как быусугубляет их проявления.
У детей третьей группы, кромеумственной отсталости наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Онимогут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированныхколебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений кдеятельности, в виде нарушений эмоционального контакта с окружающими.
Среди учащихся вспомогательных школчаще можно встретить детей с псевдоаутизмом, т.е. нарушением контакта,обусловленным реактивными моментами: страхом новой обстановки, новых требований,страхом перед учителем, боязнью агрессивности детей.
Кроме того, к осложненным формамотносят также умственную отсталость с локальными церебральными расстройствами:локальным недоразвитием или расстройством речи, локальными пространственнымиили лобными нарушениями, локальными двигательными расстройствами (ДЦП).
Помимо осложненных форм, существуюттакже атипичные формы умственной отсталости.
1. Эпилептическиеприпадки встречаются у умственно отсталых детей значительно чаще, чем уинтеллектуально полноценных и тем чаще, чем глубже недоразвитие у ребенка.
2. Группаумственной отсталости с эндокринными расстройствами включает значительное числоразных дефектов развития познавательной сферы, при которых, кроме интеллектуальногодефекта, наблюдаются первично эндокринные или вторичные – церебро-эндокринныенарушения.
3. Расстройствазрительного и слухового анализатора отрицательно влияют на компенсаторные иадаптивные возможности умственно отсталого ребенка и осложняют его обучение.
Таким образом, по клиническимпроявлениям все случаи умственной отсталости делят на неосложненные,осложненные и атипичные.
Психологические особенности умственно отсталых школьников
Вспомогательнаяшкола ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи – дать ученикамзнания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитатьу них положительные личностные качества – честность. Правдивость, доброжелательностьк окружающим, любовь и уважение к труду, скоррегировать имеющиеся у них дефектыи таким образом –подготовить их к социальной адаптации, к жизни срединормальных людей.
Умственно отсталые (слабоумные)дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляютпримерно 1 – 3% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребеноквключает в себя достаточно разнорордную массу детей, которых объединяетналичие повреждения мозга, имеющего широко распространенный характер.
Преобладающеебольшинство всех умственно отсталых детей – учеников вспомогательной школы –составляют дети-олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозганосит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистическогопрогноза. Такие дети составляют основной контингент вспомогательной школы.
Умственнаяотсталость, возникшая позднее полного становления речи ребенка, встречаетсяотносительно редко. Она не входит в понятие олигофрения.
Уже в дошкольныйпериод жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена,прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическомуразвитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическаяего основа патологична.
Дети-олигофреныхарактеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенноотчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеетместо не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностныхпроявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мерене могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшеговозраста. Они иные по многим своим проявлениям.
Дети-олигофреныспособны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всехпрогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляетсязамедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее,оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные измененияв психическую деятельность детей, в их личностную сферу. Дидактические принципы вспомогательной школы
Различают следующие принципыобучения:
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность учащихся;
- индивидуальный и дифференцированый подход;
- прочность знаний, умений и навыков.
1. Воспитывающаяи развивающая направленность обучения
Процессобучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на формирование уучащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучениипроисходит и воспитание, и развитие учащихся.
Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит вформировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватныхспособов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материалаи в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
В учебном плане можно выделить две группы учебных предметов, которыеособенно ярко способствуют воспитывающей направленности обучения. С однойстороны, это учебные предметы, в содержание которых включается материал,отражающий героизм нашего народа при защите Родины и в мирном строительстве,рассказывающий о богатствах родного края и необходимости беречь родную природу,о людях труда, некоторых профессиях и т.д. Эти предметы (объяснительное чтение,история, география, естествознание) дают материал для воспитания учащихсясловом. Однако эту работу необходимо увязывать с общественно-полезнойдеятельностью по охране природы и памятников истории, культуры, краеведческойработы и др.
Другая группа учебных предметов (трудовое обучение в младших классах,профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка) способствуютвоспитанию честности и добросовестности, желанию быть полезным человекомобщества.
Кроме того, есть учебные предметы, способствующие эстетическому ифизическому воспитанию (физкультура, рисование, пение и музыка, ритмика).
Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников ксамостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкаяорганизация и высокий методический уровень проведения занятий по труду,производственной практике, хорошая техническая оснащенность мастерских, наличиебазовых предприятий по профилю обучения, соответствующая подготовка учителей.
Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит всодействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условияхпостоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталыхшкольников к жизни, направленность обучения на их общее развитие преобретает особоезначение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции ихмышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.Поэтому обучение во вспомогательной школе носит коррекционно развивающий характер.Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционнойнаправленности. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственноотсталого ребенка, но развитие может быть и не связано с коррекцией.
Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия,важнейшим из которых является обучение их во вспомогательной школе или другихадекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические особенностиразвития этой группы аномальных детей. Осуществление развивающего обученияпредполагает повышение качества уроков путем включения учащихся в активнуюучебную деятельность и развития у них познавательной активности исамостоятельности.
Воспитательная и коррекционная направленость обучения пронизывает весьучебный процесс.
2. Научностьи доступность обучения
Принцип научности в общей педагогике предполагает отражениесовременных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном предмете.
Содержание обучения во вспомогательной школе отличается элементарностью ипрактической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, которыйнеобходимо усвоить умственно отсталым школьникам, они должны быть научными, непротиворечить объективным научным знаниям.
Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ исоставлении учебников, а так же в деятельности учителей и воспитателей.Известно, что у умственно отсталых школьников могут возникать неправильные, аподчас и ложные представления об окружающей действительности, так как они не всостоянии понимать сущность явлений в отвлечении от внешних, случайныхпризнаков и связей. Поэтому с самого начала поступления учащихся вовспомогательную школу необходимо помогать им познавать окружающий мир с научныхпозиций, в соответствии с реальной действительностью.
Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в конечномсчете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот материал, которыйим доступен.
Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсалыхшольников на уровне их реалных учебных возможностей.
Многолетняя практика и научные исследования показывают, что учебныевозможности учащихся вспомогательных школ весьма различны. В основе этихразличий лежат объективные причины, заключающиеся в неоднородности, степени ихарактере проявлений основного и сопутствующего дефектов развития детей. Всвязи с этим осуществление принципа доступности во вспомогательной школеотличается определенным своеобразием: с одной стороны предполагаетсянеодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, имеющими разныеучебные возможности, с другой – определяется необходимость дифференциации их вобучении с целью повышения уровня усвоения программного материала.
Принцип доступности, так же как и принцип научности, реализуется, преждевсего, при разработке учебных программ и учебников. Содержание обученияумственно отсталых школьников определяется на основании проверки его вмноголетней практике работы вспомогательной школы. Содержание обученияотдельным учебным предметам непрерывно совершенствуется, уточняется объемзнаний, умений и навыков по годам обучения на основе результатов научныхисследований и передовой практики.
Принцип доступности реализуется так же в постоянной деятельностипедагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов.Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделатьдоступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебныйматериал.
3. Систематичностьи последовательность в обучении
Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, чтознания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены вопределенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться,т.е. более успешно применять на практике.
Для вспомогательной школы этот принцип имеет большое значение потому, чтодля умственно отсталых школьников характерна неточность, неполнота илифрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности они испытывают при ихвоспроизведении и использовании в практической деятельности.
Принцип систематичности и последовательности реализуется как приразработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога.Это предполагает такой выбор и расположение учебного материала в прогаммах,учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частямиего существует логическая связь, когда последующий материал опирается напредыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоениюнового.
В каждом учебном предмете излагается своя система взаимсвязанных понятий,фактов и закономерностей.
Следует отметить, что при разработке содержания учебных предметоввспомогательной школы в основном используется та же система и логика, что и вмассовой школе. Так, на уроках математики сложение и вычитание изучается раньшесложения и деления, при обучении грамоте сначала изучаются звуки родного языка,затем буквы в определенной последовательности, формируется чтение по слогам, азатем – целыми числами. Однако в отдельных случаях построение содержанияучебных предметов вспомогательной школы имеет свою систему, логику и последовательностьрасположения учебного материала. И только при изучении истории, в связи с тем,что учащиеся испытывают большие трудности в понимании исторических событий в ихпоследовательности и вовремени педагоги вынуждены сообщать им не систематические,а эпизодические знания о наиболее значимых обытиях из истории нашей Родиы.
Особенностям умственно отсталых школьников соответствуетлинейно-концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те жеразделы сначала изучаются в элементарном виде, а через неоторое время, обычно вследующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечениемновых сведений. Содержание многих учебных предметов построено именно такимобразом.
Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения:обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, которыйзакладывается в младших классах, изучение каждого предмета происходит на основепредыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов. Каждый разделучебного материала должен опираться на ранее изученный.
В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в планированиипоследовательности прохождения нового учебного материала и в повторении ранееизученного, в проверке полученных школьниками знаний и умений, в разработкесистемы индивидуальной работы с ними. Исходя из этого принципа переходить кизучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвояттот, который прорабатывается в данное время. С учетом этого обстоятельстваучитель вносит коррективы в ранее намеченные планы.
4. Связьобучения с жизнью
Этот принцип отражаетобусловленность обучения в школе общественными потребностями и влияниемобщественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.
Сущность его состоит в тесномвзаимодействии школы и общественности в деле обучения и воспитания детей. Всовременных условиях этот принцип получает новое звучание.
Большинство вспомогательных школ –это интернатные учреждения и для них существует потенциальная опасностьопределенного обособления от оржающей жизни. Поэтому принципу связи обучения сжизнью отводится важная роль в процессе обучения и воспитания умтвенно отсталыхшкольников. Ведь после окончания школы выпускники вступают в самостоятельнуюжизнь и подготовленность к ней в определенной степени зависит от того, какосуществляется этот принцип в жизни.
Реализация этого принципа вовспомогательной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы наоснове тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, впервую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений. Этот принципреализуется так же путем связи обучения с производительным трудом учащихся внародном хозяйстве.Формы участия при этом могут быть различными, но во всехслучаях учащихся старших классов нужно знакомить с социально-экономическими иправовыми отношениями на производстве, включать их в посильные общественныедела базовых и шефствующих предприятий.
Вспомогательная школа должна такжеактивно учавствовать в общественных мероприятиях.
Только на основе многогранной связиобучения с окружающей жизнью вспомогательная школа, как образовательноеучреждение, может завоевать авторитет среди местного населения и общественности.А это улучшит положение выпускников вспомогательных школ и способствует болееуспешной их адаптации.
В повседневной деятельностипедагога этот принцип реализуется путем использования на уроках и вовнеклассной работе положительных примеров из жизни, в том числе и местногонаселения, но не следует обходить и недостатки с обязательным анализом их причин.Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовойинформации, просмотры телепередач и прослушивание радиопередач.
5. Принципкоррекции в обучении
Для умственно отсталых детей, какизвестно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных формпознавательной деятельности(причем имеет место неравномерное нарушение).Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена, но есть и такие дети, укоторых она относительно охранна.
Умственно отталый ребенок, как ивсякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самогоначала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальнуюсреду, расчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучение во вспомогательной школеимеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитациив обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в техслучаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправлениеприсущих этим детям недостатков.
Только то обучение хорошо, котороестимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащениюребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л.С. Выготский,1985)
Таким образом, принцип коррекциизаключается в исправлении недостатков психофизического развития умственноотсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методическихприемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостаткиу учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстреепродвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенокпродвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом,т.е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – это двавзаимосвязанных процесса.
Исправление недостатков развития уучащихся вспомогательных школ происходит медленно и неравномерно. –поэтомуучителю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессову учащихся, в формировании волевых и других качествах личности. Он хорошознает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этогонедостаточно для характеристики уовня его продвижения в развитии.
Одним из показателей успешностикоррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся привыполнении новых учебных и трудовых заданий.
Из психологических исследованийизвестно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности уних обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципакоррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т.е.умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий,анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этогоимеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Обобщенные учебные и трудовыеумения формируются на основе конкретных умений по каждому учебному предмету ипутем систематической целенаправленной работы с применением специфических длякаждого предмета методических приемов.
Коррекции подлежат не тольконедостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталыхшкольников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальнаякоррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект уумственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, естьсопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительныхразличиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками ив неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.
Дляосуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений,испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причинэтих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальнойкоррекции.
Общая и индивидуальная коррекцияосуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно ито же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально,индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. Вклассе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальнойкоррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальнуюкоррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним,то с другим учеником.
Коррекция нарушенийэмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевыхкачеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевыхкомпонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении ксвоим товарищам, учителям.
6. Принципнаглядности
Принцип наглядности в обученииозначает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимисязнаний и формирования у них различных умений и навыков.
Сущность принципа наглядностисостоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимымдля полноценного овладения абстрактными понятиями.
Известно, что ощущения человека,получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. Наследующей ступени преобретаются знания в виде понятий, определений, правил и законов.Чтобы знания у учащихся были осознанными и отражали объективно существующуюдействительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения.Наглядность как раз и –выполняет эту функцию.
Существует общее правило примененияпринципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно бытьнаглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимисязнаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов,явлений и действий.
В основу реализации принципанаглядности во вспомогательной школе положены эти общие правила, однако вчатностях их применение отличается некоторым своеобразием. Прежде всего, вовспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений,общетрудловых умений и навыков, предметная наглядность используется болеедлительное время. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резконарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюденияконкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимодля формирования того или иного понятия.
Предметная наглядность применяетсятакже для изучения свойств предметов как таковых, а так же с целью изготовленияих. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетомособенностей восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что ихвосприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняютсяв выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов,возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи частоотсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верногоотражения свойств наблюдаемых объектов.
Учитывая все эти особенностиучащихся, наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самыеосновные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественныхдеталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которойдобиавается учитель при использовании этих пособий.
Учет особенностей умственноотсталых школьников при реализаци принципа наглядности заключается также в том,что наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающеммире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами итерминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения исвязи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе являетсяорганизующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в техслучаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общихпредставлений и понятий.
Таким образом, реализация принципанаглядности во вспомогательной школе осуществляется по этапам.
· Обогащение чувствнного познавательного опыта, предполагающегообучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признакипредметов и явлений и отражать их в речи;
· Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактныепонятия;
· Использование абстрактной наглядности для формирования конкретныхобразов предметов, явлений и действий.
7. Сознательностьи активность учащихся в обучении
Сознательность вобучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущностиусваеваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций.Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их впрактической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращениязнаний в устойчивые убеждения.
Вовспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших, так как впроцессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивноепсихическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при реализацииэтого принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетическойдеятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуютусвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому вовспомогательной школе вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материалаучащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно втом случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методическиеприемы, направленные на развитие мыслительных операций, а также умений выражатьсвои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или инойучебный материал можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом – по характеруприменения знаний при выполнении упражнений.
Существует рядметодических приемов, помогающих учащимся более осознанно усваивать учебныйматериал: расчленение сложного учебного материала на части, логическизавершенные и связанные между собой, выделение главных существенных сторонпредмета или явления и отличие их от второстепенных, несущественных, отражениев речи выполняемых практических действий, до начала, во время и после работы,связь новых действий с ранее усвоенными, варьирование материала при повторениии др.
С давних поризвестно, что механическое заучивание того или иного учебного материала, неспособствует осознанному его усвоению. Это означает, что приобретенные такимспособом знания ученик не может использовать в практической деятельности, чтоони представляют собой пассивный фонд. Вот почему принципу сознательности вобучении во вспомогательной школе придается такое большое значение.
Сознательноеусвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении.Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаевсама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать. Подактивизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников,направленная направленная на осознание ими учебного материала.
В массовой школеведущим средством активизации учения школьников является проблемный подход вобучении. Сущность его залючается в том, что учитель ставит перед ученикамиучебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятельно определяютпути поиска решения проблемы, самостоятельно или с помощью учителя находятрешение, делают выводы, обобщения, сравнения.
Еслирассматривать проблемный подход в обучении как создание условий длясамостоятельной мыслительной деятельности школьников при изучении новогоучебного материала или его обобщении, то при использовании условий,соответствующих условиям умственно отсталых школьников, его можно применить иво вспомогательной школе как средство организации учебной деятельности. Если учительбудет постепенно подводить школьников к новому учебному материалу, вовлекая ихпри этом в рассуждения и поощряя их собственные высказывания с анализомнаблюдении или своего опыта, то такое обучение будет способствовать активизацииумственно отсталых школьников и в случаях неверных высказываний, боле того, следуетдоброжелательно и внимательно относиться к ним и терпеливо объяснять, в чем ихошибка.