Реферат по предмету "Психология"


Невербальные средства общения

Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации
Дальневосточный государственныйтехнический университет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Институт экономики и управления
Кафедра социологии и социальнойработы
Реферат
Невербальные средства общения
 
Владивосток 2006

Содержание
 
Введение
1. Общеепредставление о языке телодвижений
1.1 Невербальные компонентыкоммуникаций
1.2 Восприимчивость, интуиция ипредчувствия
1.3 Врожденные, генетические иприобретенные сигналы
2. Жестика
2.1 Основные коммуникационные жесты иих происхождение
2.2 Совокупность жестов
2.3 Положение в обществе и богатствожестикуляции
2.4 Как сказать неправду, не раскрывсебя
3. Проксемика
3.1 Зональные пространства
3.2 Практическое использованиезонального пространства
Заключение
Списокиспользованной литературы
 

Введение
Общение какособого рода деятельность — это творческая игра интеллектуальных иэмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров,постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труддостижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями,деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).
Тема общения, а в частности невербального общения, рассмотренного в моейработе, является очень актуальной во все времена. Потому что невербальноеобщение появилось много миллионов лет назад, тогда же, когда и появились люди.Даже когда человек еще не умел говорить, он общался со своимисоотечественниками на жестах. И я считаю, что только лишь невербальная частьнашего общения доносит до собеседника всю полноту излагаемой информации.
Наиболее ярко невербальные средства общения выражены, например, приразговоре людей, говорящих на разных языках, при общении глухонемых людей. Жестикуляцияпри этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубокоммуникативную функцию.
Да и в повседневной жизни все люди используют жесты, главным образом, ядумаю, для придания речи эмоциональности. Готовясь к написанию работы на этутему, я провела небольшое исследование среди своих знакомых, и в конечном итогепришла к двум заключениям:
1. Девять из десятичеловек постоянно в своем общении используют жестикуляцию.
2. Речьжестикулирующего человека наиболее выразительна, восприимчива, доступна, атакже вызывает наибольший интерес у слушателей.
Функции общения:
Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений,знаний (от человека — к человеку, от поколения — к поколению, от культуры — ккультуре и т. д.).
Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которогоуточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместнойили индивидуальной деятельности.
Эмоционально-психическая функция проявляется как создание комплексачувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения.
В невербальной коммуникации используются любыесимволы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно свербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами,выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоуменииброви, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения илинеодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальцакак указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза такжеотносятся к невербальным способам передачи значения (смысла).
Согласно исследованиям, значительная часть речевойинформации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса.55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — черезинтонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам,воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальноезначение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов,которые мы произносим.
Итак, через невербальные проявления собеседникдемонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данномслучае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за нимикроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальнымповедением, Вы получаете в пользование очень действенный инструментприсоединения к собеседнику и воздействия на него. И в данной работе я попытаюсь показать вам какнаучиться читать невербальные средства общения, как разоблачать людей во вранье,и как самому использовать жесты.
Целью этой работы является демонстрирование и анализирование наиболеечасто употребляемых в нашей жизни, в нашем общении жестов и телодвижений.

1. Общее представление о языке телодвижений
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста вобласти невербалики. Невербалик изучает поведение людей. Невербальные аспектыкоммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, аобщественности стало известно об их существовании только после того, как ЮлийФаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования оневербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными — бихевиористами до1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существованииязыка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.
Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальникаминевербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения наэкране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, какон мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный)канал используется для передачи информации, в то время как невербальный каналприменяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторыхслучаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина можетпослать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему своеотношение, даже не раскрыв при этом рта.
 
1.1 Невербальные компоненты коммуникаций
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику,жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Этиневербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку.
Проксемика[1] объединяет следующиехарактеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, ихвекторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильнуюкоммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), котораярассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении.Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственныминструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция).Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так,расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяютсяхарактером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять рольметакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (1,52). Например,снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.
Т. А. Ван Дейк (2, 34) в качестве одного из уровней анализа высказываниявыделяет Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочиежесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками.
В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональныекомпоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действиякоммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящегочто-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат можетвыполнить требуемое действие.
Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными впроцессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубоповеденческая (практическая).
 
1.2 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеемв виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналыдругого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другимисловами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестоечувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы вдействительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела исказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории.Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещеннымина груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что егосообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобызаинтересовать аудиторию. Женщины обычно более чувствительны. Женщины обладаютврожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы,фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей можетобмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайнумужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.
Таким образом все люди обладают предчувствием, и именно это качество, какмне кажется, и позволяет человеку читать жесты и телодвижения.
1.3 Врожденные, генетические и приобретенные сигналы
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссиипо поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными илиприобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другимпутем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, иглухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаряслуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения зажестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайшихантропологических родственников — обезьян и макак.
Немецкий ученый Айбль — Айбесфельдт установил, что способность улыбатьсяглухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения иликопирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен иЗорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденныхжестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубокоотличных друг от друга культур. Они установили, что представители различныхкультур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенныхэмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.
Итак, невербальное общение появилось с начала существования людей, ноизучать этот способ общения (невербалику) начали примерно с XX годов. К средствам невербальногообщения относятся различные прикосновения, жесты, мимика, выражение лица, позы,всякого рода телодвижения. Собственно можно сказать, что невербальное общение –это всё, что используется человеком в речи, кроме слов. Наиболее выраженнуюжестикуляцию и телодвижения можно наблюдать в общении людей, которые говорят наразных языках, а так же глухонемых людей.
 

2. Жестика
 
2.1 Основные коммуникационные жесты и их происхождение
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга.Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когдасердятся — у них сердитый взгляд./> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 1. Пожимание плечами. Рис.2. «Все в порядке».
Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» илиутверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используетсяглухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания илинесогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов,изобретенных в детстве.
Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашегопервобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападенияна противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобноусмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбкапервоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбнымижестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.
Жест «пожимание плечами» является хорошим примеромуниверсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает,о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутыеладони, поднятые плечи поднятые брови.
Жест«ОКей» или кружок, образуемый пальцами руки.
Этот жест был популяризован в Америке в начале 19 века, главным образом,прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и ходовых фраздо их начальных букв. Существуют разные мнения относительно того, чтообозначают инициалы «ОК». Некоторые считают, что они обозначали-«все правильно,» но потом, в результате орфографической ошибки,превратились в. Другие говорят, что это антоним к слову «нокаут»,которое по-английски обозначается буквами К.О. Имеется еще одна теория,согласно которой эта аббревиатура от имени места рождения американскогопрезидента, использовавшего эти инициалы (О.К.) в качестве лозунга впредвыборной кампании. Какая теория из этих верна, мы никогда не узнаем, нопохоже, что кружок сам по себе обозначает букву «О» в слове 0'кеу.Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также вЕвропе и в Азии, в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другоепроисхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» или«ничего», в Японии он значит «деньги», а в некоторыхстранах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначениягомосексуальности мужчины.
Поднятый Вверх Большой Палец
В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большойпалец имеет 3 значения. Обычно он используется при «голосовании» надороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение — «все впорядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становитсяоскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство или «сядь наэто». В некоторых странах, например, Греции этот жест означает«заткнись», поэтому можете представить себе положение американца,пытающегося этим жестом поймать попутную машину на греческой дороге! Когдаитальянцы считают от одного до пяти, этот жест обозначает цифру «1»,а указательный палец тогда обозначает «2». Когда считают американцы иангличане, указательный палец означает «1», а средний палец«2»; в таком случае большой палец представляет цифру «5».
Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестамииспользуется как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когдакто-нибудь вас хочет «раздавить пальцем». Ниже мы внимательнеерассмотрим использование этого жеста в таком специфичном контексте.
V — Образный знак Пальцами
Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и имеетоскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилльпопуляризировал знак «V» для обозначения победы, но для этогообозначения рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этомжесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительноезначение — «заткнись». В большинстве стран Европы, однако, V жест влюбом случае означает «победа», поэтому, если англичанин хочет этимжестом сказать европейцу, чтобы он заткнулся, тот будет недоумевать, какую победуимел ввиду англичанин. Во многих странах этот жест означает также цифру«2».
Эти примеры говорят о том, к каким недоразумениям могут привестинеправильные толкования жестов, не учитывающие национальные особенностиговорящего. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы о значении жестов иязыка тела, необходимо учесть национальную принадлежность человека.
 
2.2 Совокупность жестов
телодвижение жестикуляция невербальный интуиция
Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички вделе изучения языка тела, является стремление выделить один жест ирассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Как любойязык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жестподобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений.Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставитеэто слово в предложение наряду с другими словами.
/>

Рис. 3. Типичная поза критической оценки
Рис.3 показывает совокупность жестов, обозначающих критически оценочноеотношение, главным здесь является жест «подпирание щеки указательнымпальцем», в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палецлежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится квам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежитпоперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно).Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Мне ненравится, что вы говорите, и я с вами не согласен».
Таким образом, человек, анализируя какие либо жесты и телодвижения недолжен рассматривать их по отдельности. Они должны оцениваться, как мнекажется, только в совокупности. В противном случае это может привести к неправильномупониманию и толкованию невербальных средств общения.
 
2.3 Положение в обществе и богатство жестикуляции
Научные исследования в области лингвистики показали, что существуетпрямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека иего словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное илипрофессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться науровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимостьмежду красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человекомдля передачи смысла своих сообщений.
Это означает, что существует прямая зависимость между социальнымположением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений,которыми он пользуется.
Быстрота, некоторых жестов и их очевидность для глаза зависит от возрастачеловека. Например, если 5-летний ребенок скажет неправду своим родителям, тосразу же после этого он прикроет одной или своими руками рот (рис.4). Этот жест«прикрывание рта рукой» подскажет родителям о том, что ребеноксолгал, но на протяжении всей своей жизни человек использует этот жест, когдаон лжет, обычно меняется только скорость совершения этого жеста.
/>
/> />
Рис. 4. Ребенок обманывает
 
Рис. 5 Подросток обманывает Рис. 6 Взрослый обманывает.
Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как иу пятилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ (рис.5). Этожест прикрывания рукой рта становится более утонченным во взрослом возрасте.Когда взрослый человек лжет, его мозг посылает ему импульс прикрыть рот, впопытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком илиподростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другойжест-прикосновение к носу (рис.6). Такой жест есть ни что иное, какусовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой,который присутствовал в детстве.
Это пример того, что с возрастом жесты людей становятся менее броскими иболее завуалированными, поэтому всегда труднее считать информацию 50-летнегочеловека, чем молодого.
 
2.4 Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работаетавтоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас сголовой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду,независимо от того, насколько убедительно они это преподносят. В тот самыймомент, когда он начинают лгать, их тело начинает давать совершеннопротивоположные сигналы, что дает вам ощущение, что вам лгут.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы не выдать себя в моментпроизнесения неправды, вам нужно сделать так, чтобы не было полного обзоравашей позы. Вот почему во время полицейского допроса подозреваемого помещают настул в хорошо просматриваемом или хорошо освещенном месте комнаты, чтобы он былвиден допрашивающим и легче было бы обнаружить, когда он говорит неправду.Естественно, что ваша ложь будет менее заметна, если вы в этот момент будетесидеть за столом и тело ваше будет частично скрыто, или стоять за забором илизакрытой дверью. Легче всего врать по телефону!
Итак, мы пришли к выводу, что наше общение очень богато жестами, и чтобыуметь понимать людей и их отношение к тебе без слов, нужно уметь читать ихтелодвижения движения. И, я считаю, что это умение может очень даже пригодитьсяи помочь в жизни.

3.Проксемика.
 
3.1 Зональные пространства
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченногосоциального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он вСеверной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкиепространственные зоны./> />
1. Интимная зона (от 15 до 46см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняеттак, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зонутолько тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Этодети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зонеимеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть толькопосредством физического контакта. Это сверх интимная зона.
2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра)
Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль- вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)
На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например,водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме,почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошознаем.
4. Общественная зона (более 3,6 метра)
Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоятьименно на этом расстоянии от аудитории.
 
3.2 Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двумпричинам. Первая, когда «нарушитель» является нашим близкимродственником или другом, или же человеком имеющим сексуальные намерения.Вторая, когда нарушитель проявляет враждебные тенденции и склонен атаковатьнас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальныезоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашегоорганизма различные физиологически реакции и изменения. Сердце начинает битьсябыстрее, происходи выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцамкак сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевойготовности.
Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимитечеловека, с которым вы только что познакомились, то это может вызвав у негоотрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вамулыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится. Если вы хотите,чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило:«Держи дистанцию». Чем интимнее наши отношений с другими людьми, темближе разрешается нам проникать в их зоны. Например, только что принятый наработу служащий первое время может подумать, что коллектив относится к немуочень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потомучто мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальноерасстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигатьсяв пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.
Дистанция между двумя целующимися может много рассказать вам о характеревзаимоотношений между этими людьми. Любовники крепко прижимаются телами друг кдругу и находятся внутри интимной зоны друг друга. Совершенно другое будетрасстояние, если вы получаете поцелуй от постороннего человека, поздравляющеговас с Новым годом, или от мужа лучшей подруги, поскольку оба будут отставлятьнижнюю часть тела, по крайней мере, на расстояние 15 сантиметров от вашей.
Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционнойзоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена егосоциальным положением.
Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, втранспорте, лифте приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны другдруга и интересно наблюдать реакцию людей на эти вторжения. Существует ряд неписанныхправил поведения западного человека в условиях скученности людей, например,в автобусе или лифте. Это такие правила:
1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.
3. Лицо должно быть совершенно беспристрастным — никакого проявленияэмоций не разрешается.
4. Если у вас в руках книга или газеты, вы должны быть полностьюпогружены в чтение.
5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой
Следователи полиции используют специальные методы, построенные нанарушении территории личности, для того, чтобы сломить сопротивлениедопрашиваемых преступников. Для этого они усаживают преступника на стул безподлокотников, ставят стул в центре комнаты и постоянно во время допросапроникают в его интимную и особо интимную зону, оставаясь в ней до тех пор,пока тот не даст ответ. С помощью таких методов сопротивление! преступникаочень быстро подавляется. Администраторы могут использовать тот же самый методдля того, чтобы получить скрываемую информацию от подчиненного, но людям,занятым в торговле, не следует применять эту тактику при общении с клиентами.
Таким образом, человеческое пространство имеет четыре зоны, и вторжение внекоторые из них он воспринимает без каких либо возражений, но есть и такиезоны, в которые он пустит не каждого. Но когда эти зоны нарушает посторонний,человек чувствует себя дискомфортно. Вы можете это проверить даже проанализируясвое общения, и свои зоны. И, я уверена, вы заметите, что буквально каждый денькто-нибудь так и норовит нарушить ваше пространство, вашу личную и сверхличную(интимную) зону.
 

Заключение
Как мы увидели по ходу реферата, невербальные средства общения, т.е.жесты, телодвижения, прикосновения, взгляд и т.д., имеет огромное значение внашем общении. Благодаря им, наша речь становится более эмоциональной,понятной, доступной слушателю. Жестикуляция придает выразительности рассказу.Вообще, как выяснилось, невербалику начали изучать только с XX века, но зародилось невербальноеобщение гораздо раньше.
Все люди разные и у каждого человека отличный от других уровеньвосприимчивости, интуиции, поэтому любой человек по-своему читает язык тела.Одни понимают его сразу и без слов, а другим требуется долгое и тщательноеобдумывание той или иной ситуации. Но каждый должен помнить, что если приоценке действий человека рассматривать все его жесты и телодвижения отдельнодруг от друга, то получится недостоверное мнение, поэтому невербальные средстваобщения нужно рассматривать только в совокупности.
В нашем мире существует огромное множество жестов и нужно не забывать,что в разных странах значение того или иного жеста может трактоватьсяпо-разному. Например, жест «Поднятый вверх большой палец» в Америке означает«всё в порядке», а в Греции – «заткнись».
Также в реферате мы выяснили, что человеческое пространство делится начетыре зоны: общественная, социальная, личная и интимная. В одни из них мыпускаем буквально каждого человека, а в некоторые не пускаем никого, кромесамых близких людей. Поэтому, я считаю, что нужно тщательно оберегать своизональные пространства.
Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует своёистинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, этипроявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется

Список использованной литературы
1. Почепцов, Г. Г.Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств.Калинин, 1981
2. Ван Дейк, Т. А.Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
3. Дерябо С, ЯсвинВ. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.
4. Панасюк А.Ю. Ачто у него в подсознании? – М.: Дело, 1997.
5. Мескон. М.,Альберт М. Основы менеджмента. М.: ДЕЛО, 1998
6. Тренев Н.Н.Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.
7. Ларичев О.И.Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
8. Малаяэнциклопедия этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000
9. Средстваневербального общения [Электронный ресурс] — режим доступа: URL: www.refworld.ru/referat_763022.html
10. Невербальноеобщение [Электронный ресурс] – режим доступа: URL: www.edusearch.ru/v760523b5.html
11. Алан и БарбараПиз. Новый язык телодвижений. М.: ЭКСМО, 2005 — 396с.
12. Нэпп М., Холл Д.Невербальное общение: Пер. с англ. Учебное пособие. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК /М.: Олма – Пресс, 2004 – 254с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.