Реферат по предмету "Психология"


Наркомания - болезнь ума

Наркомания — болезнь ума?
Владимир Александрович Иванов
Наркомания – принципиально новое явление в нашей жизни, с которым столкнулось общество в самом начале демократических преобразований. Ее особенность – стремительный рост и распространение среди молодежи 18-24 лет. Государство и общество явно не в состоянии справиться с этой проблемой, нет эффективной системы лечения наркотической зависимости, нет эффективной системы профилактики...
А может быть, мы не понимаем чего-то главного, не понимаем сущности наркомании? Не видим, что является источником, причиной этой страшной болезни?
Если природа болезни не ясна, то и попытки ее лечения обречены на неудачу.
Природа наркомании настолько неясна, что НИИ Наркологии признал:
“Специфической особенностью клиники наркологических заболеваний является принципиальное отсутствие возможности выздоровления. Эти болезни являются хроническими, и в процессе их преодоления, в том числе в рамках реабилитационной работы, в любой момент могут возобновиться проявления патологического влечения к ПАВ (психоактивным веществам) и связанные с ними аффективные и поведенческие расстройства, т.е. развиться рецидив болезни”. (Реабилитация наркологических больных: концепция, программа, 2001г. Анахарсис). Подобное заявление лишь констатирует факт безуспешности способов лечения, но никак не неизлечимость наркомании. Все это говорит о том, что способ объяснения, парадигма, в которой мыслит наука, ответа на поставленные в начале этой статьи вопросы не дает.
Таким образом, в решении проблемы наркомании перед наукой объективно встает вопрос о смене парадигмы, объясняющей природу наркомании и психофизиологических зависимостей в целом. Человек – единство физиологического и психологического. Доминирующая сегодня парадигма мышления исходит из того, что источник наркомании находится в области физиологии: в теле человека, в клетке, в органической функциональной системе (например, в таком-то участке мозга), или обменные биохимические процессы под влиянием наркотика необратимо изменяются и тем самым запускают патологическое влечение к наркотику, что в свою очередь приводит человека к употреблению ПАВ. Другими словами наркомания – это телесная болезнь. Исходя из понимания наркомании как болезни организма, строятся лечебные действия, направленные на органические функциональные системы в виде хирургических операций, использования лекарств и другое лечебное воздействие. Признаем – данная парадигма не приводит к желаемому результату.
Что же остается неучтенным при рассмотрении существа наркомании? Остается вторая часть единства человека – психологическое (точнее – психическое). Можем ли мы найти здесь решение проблемы? Посмотрим.
В указанной выше “Реабилитации наркологических больных: концепция, программа” психолого-психотерапевтическая система рекомендует для применения 15 групповых методик. Как указано в документе: “Это групповые модели жизни, обеспечивающие получение непосредственного жизненного опыта обучения и позитивного развития. Они направляются на раскрытие и мобилизацию ресурсов личности пациентов, решение их личных, семейных и социальных проблем, формирование навыков психической (психофизической) саморегуляции и адекватного поведения в различных проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях повышенного вовлечения в наркотизацию”. И здесь констатируется желаемый результат психотерапии, но нет ответа на поставленный нами вопрос: что является источником наркомании? Получаемый совокупный медицинский и психотерапевтический результат приводит специалистов к выводам о неизлечимости наркомании. Тем не менее работа с психическим признается неотъемлемой частью лечения.
Накопленный опыт дает нам право поставить вопрос: нельзя ли объяснить наркоманию исходя из другой парадигмы. Попытаемся это сделать. Рассмотрим наркоманию как явление сугубо психологическое.
Специалисты диагностируют наркотическую зависимость по наблюдаемому поведению человека в виде действий приобретения и употребления ПАВ. Таким образом, физиологические изменения в организме наркомана следуют за поведением человека и являются результатом этого поведения. Без поведения, направленного на употребление наркотика, человек наркоманом не станет никогда. Любое совершаемое и наблюдаемое поведение, выраженное в действиях приобретения и употребления наркотика является целенаправленным и изучается физиологией высшей нервной деятельности и научной психологией. Все это дает нам основание объяснять наркоманию не как заболевание, а как специфическое поведение человека. Любое поведение имеет свою структуру и строится в соответствии с определенными закономерностями, которые открыты и изучены еще в начале двадцатого столетия великими русскими физиологами академиками И.П. Павловым и П.К. Анохиным. Наше поведение сопровождается и управляется работой ума, которую мы называем мышлением. Как оно обнаруживается у наркомана?
Столкнувшись с наркотиком, человек начинает обдумывание (происходит это осознанно или нет), которое заканчивается принятием решения: употреблять или не употреблять наркотик.
В зависимости от того, как происходило обдумывание и какое было принято решение, поведение человека может развиваться в двух направлениях. Первое: употребить и продолжать употребление наркотика. Второе: полный отказ от употребления.
Итак, наркомания начинается с мыслительного процесса, результатом которого является принятие решения. Без психического акта мышления – принятия решения об употреблении наркотика, “болезнь”, которую мы называем наркоманией, образоваться не может. При продолжении употребления наркотика этот психический акт повторяется, при этом действия ума становятся привычными, не осознаются, поэтому воспринимаются нами как “тяга” (патологическое влечение) к наркотику.
Любое поведение имеет цель и вызывается мотивом. К моменту принятия решения человек уже точно определяет и цель, и мотив своего поведения. Наркотическое поведение также имеет свои цели и мотивы. Мотив – это те приятные переживания, которые получаются в конце совершаемого поведения. У наркомана — это “кайф” или “приход”. Цели бывают разнообразны, но преимущественно это избавление, защита от неприятных переживаний и таких чувств, как раздражение, горе, неуспех, одиночество и т.п.
Таким образом, именно психика определяет процесс употребления наркотика. И как результат мы наблюдаем наркотическое поведение. Согласно теории условно-рефлекторной деятельности И.П. Павлова такое неосознаваемое устойчивое поведение можно считать рефлекторным, только рефлекс в данном случае образуется не в органических структурах тела, а в психике. Когда наркоман пытается излечиться, ему и здесь необходимо совершить акт мышления – принятие решения об отказе от употребления наркотика, –другими словами, решение об изменении привычного хода мысли или устранении наркотического поведения. Указанные акты мышления в доминирующей сегодня научной парадигме во внимание не берутся, но их участие в образовании, течении и лечении наркотической зависимости неоспоримо. Следовательно, мы вправе взять психологические элементы “болезни” за исходную точку дальнейших рассуждений.
Признавая, что без актов мышления наркотическая зависимость не образуется и не протекает, то можно сделать вывод о том, что именно сама работа нашего ума и составляет суть, основу наркомании. Следовательно, сущность наркомании – поведение, источник – акты мышления.
Отсюда выводы:
• Мышление и есть объект, на который должно быть направлено реабилитационное воздействие.
• Для достижения целей избавления от наркотической зависимости надо изменить ход мыслей, полностью устранить приобретенные навыки наркотического поведения.
• Устранив прежние навыки наркотического поведения необходимо обучить человека новому ходу мыслей, новым навыкам мышления, обеспечивающих ему трезвость в любых жизненных ситуациях. Или, говоря привычным языком, излечиться.
• Поскольку поведение характеризуется устойчивостью, то новые навыки будут иметь это свойство. Следовательно, результат реабилитации будет также устойчив.
Таким образом, мы получаем новую парадигму, объясняющую природу наркомании и таким образом обретающую как теоретическую истинность, так и практическую ценность. Поскольку объектом реабилитации в новом способе является психика, а она подчинена закону научения, то и реабилитационная работа строится на научном понимании и применении этого закона. Осознанное применение закона всегда дает высокую эффективность в любой человеческой деятельности. Примером тому является теория и практика саногенного мышления и поведенческий подход доктора психологических наук, академика Ю.М. Орлова, долгое время возглавлявшего кафедру общей психологии Медицинской академии имени И.М. Сеченова в Москве.
Применяя закон научения, психотерапевт производит у наркомана гашение прежнего наркотического поведения, т.е. средствами психики, безопасными для здоровья человека, быстро и полностью устраняет “тягу” (патологическое влечение). Затем проводится курс обучения новым навыкам “безнаркотического мышления” и “безнаркотического поведения”. Результат – устойчивое избавление от наркозависимости. Об этом способе была опубликована статья “Утраченные надежды можно вернуть” в журнале “Земский вестник”, №3 за 2000г. Мы считаем, что такой подход к наркотической зависимости человека позволит выйти из создавшейся ситуации и решить проблему в стране употребления наркотиков.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта parent.fio.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.