Реферат по предмету "Психология"


Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения

Наркоманияи токсикомания. Меры профилактики и лечения

Содержание
Введение
1. Понятияи причины наркомании и токсикомании
2. Профилактиканарко- и токсикомании среди учащихся
3. Направленияработы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Список литературы

Введение
Среди многих проблем,стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании, как глобальнаяугроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно изпервых мест. Угрожающими темпами идет рост наркомании среди молодежи.Показатели молодежной наркомании бьют все новые и новые рекорды.
По данным официальнойстатистики в Кировской области фиксируется уровень заболеваемости наркоманией в41,5 случаев на 100 000 населения. В реальности цифра намного выше, так какуказанный выше уровень отражает число выявленных лиц и лиц, обратившихся замедицинской помощью. Медики также констатируют, что за последние годызначительно снизился возрастной порог первой пробы наркотиков – с 18 до 12 лет.
СотрудникиГоснаркоконтроля отмечают стремительное развитие химической промышленности,позволяющей в короткие сроки не только разрабатывать, но и производить вбольших количествах вещества, вызывающие зависимость. Подобные «новинки» чащевсего проникают к нам из-за рубежа.
Тому яркий пример –курительная смесь «спайс», которая у нас в Кирове очень популярна средимолодежи. Зачастую оперативно оценить воздействие на организм человека инаносимый вред не всегда возможно по ряду причин. По мнению молодежи они, якобыне вызывают привыкания и не являются наркотиком. На самом деле – наличие в нихнаркотических средств доказано.
Так же вызывает опасениеих доступность – даже после приема закона от 22 января, в клубах иразвлекательных центрах города по сей день можно доступно купить подобнуюкурительную смесь.
Данные СПИД-центраприводят еще одну страшную статистику – из 500 тысяч ВИЧ инфицированных – 80%заразились СПИДом при внутривенном введении наркотиков. Практически все 100% — молодежь, работоспособное население, будущее страны.
Таким образом, проблеманаркозависимости и употребления психоактивных веществ имеет на сегодняшний деньогромную социальную значимость. В связи необходимо вести работу на всех этапах– начиная от пропаганды  здорового образа жизни и заканчивая работой с теми,кто уже вступил на путь зависимости от наркотиков.

1.Понятия и причины наркомании и токсикомании
Наркомания — это состояние периодической илихронической интоксикации, вызванной употреблением наркотических веществ имедицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственныхформ, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации.
Токсикомания — злоупотребление теми веществами,которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологическиеи лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.
С практической точки зрения все вещества,оказывающие то или иное влияние на центральную нервную систему и психикучеловека, можно подразделить следующим образом.
1. Вещества типа опиума( морфин, героин,синтетические аналоги морфина);
2. Кокаини препараты из него («крэк»);
3. Вещества,добываемые из индийской конопли( смолистый сок цветущих верхушек – гашиш,анаша, пыльца – « план», марихуана и другие части растения);
4. Снотворные,это в первую очередь производные барбитуровой кислоты( ноксирон, адалин,бромурал);
5. Стимуляторыцентральной нервной системы, к этой группе препаратов относят также кофеин,чифир, эфедрин, допинги применяемые в спорте;
6. Транквилизаторы,которые при длительном применении в больших дозах вызывают наркотическоеопьянение и непреодолимое стремление к дальнейшему приему препарата мепрабомат,димедрол;
7. Психомемитическиесредства, главнейший и опаснейший препарат этого ряда, самый сильнодействующий– ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты, который даже после одноразовогоприменения может способствовать развитию психозов и стойкой зависимости;
8. Органическиерастворители и средства бытовой химии;
9. Атропиносодержащиепрепараты – атропин, белладонна, астматол, это группа включает такжелекарственные препараты, содержащие атропин и применяемые в психиатрическойпрактике для лечения шизофрении и психозов – циклодол, артан, рампаркин,галоперидол;
10.Ненаркотические анальгетики – верозон, пирафен, новоцефальгин;
11.Никотиносодержащие препараты.
Самый популярный наркотик в молодежных клубах –это «экстази». «Экстази» — наркотик, обладающий возбуждающим и галлюциогеннымдействием, который выпускается в форме таблеток [10]
Диагноз«полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или болеепрепаратов при условии возникновения наркотической зависимости к обоимвеществам. При « осложненной наркомании» кроме основного наркотическогосредства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенноек наркотическим.
Политоксикомания– злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными кнаркотикам [2].
Единой причины развития наркомании и токсикоманиине существует, их множество и у каждого человека свои.
Мотивы наркомании и токсикомании:
- Удовлетворениелюбопытства относительно действия наркотического вещества;
- Испытаниечувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
- Выражениенезависимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
- Познаниеприносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
- Достижение«ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
- Достижениечувства полного расслабления;
- Уходот чего-то гнетущего.
Одной из причин стремления к уходу отдействительности с помощью наркотиков и ПАВ является нестабильная экономическаяситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населенияРоссии, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в рядерегионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрогоулучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой «социальнойдепрессии», отсутствию чувства личной перспективы и значимости.
Отсутствие целостной информационной стратегии,ориентирующей молодое поколение страны на «сохранение» собственногоздоровья и работоспособности, как основного и обязательного факторасобственного жизненного благополучия.
Неосторожное и зачастую легкомысленное обращениес материалами о наркотиках в отдельных средствах массовой информации,приводящее к формированию «нездорового» интереса к потреблению ипотребителям,  «позитивного» к ним отношения.
Недостаточно разработанная молодежная политика,отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение«позитивных форм» досуга, излишняя коммерциализация досуговых иобразовательных учреждений.
Значительная роль среди этиологических факторов,приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних,традиционно отводится семье. Влияние ближайшего окружения в рядя случаевявляется основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний.Алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является болеезначимым фактором риска употребления наркотиков и ПАВ подростками.Недостаточная информированность родителей в вопросах формированияантинаркотических установок в сознании детей, дисгармоничные отношения в семьеи т. д.
Употребление психоактивных веществ, и в частностиотносящихся к наркотическим, может быть обусловлено различными психологическими(или психиатрическими) причинами. Имеют значение личностные особенности(инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональнаянеустойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкийуровень образования и профессиональной квалификации, сопровождающийсяотсутствием интереса к учебе, работе, безыдейность и бездуховность; неумениезанять свой досуг, влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье,недостатки в воспитательной работе; низкий уровень медико-просветительнойработы.
 Наркомания — это болезнь коллективная. Еслинаркоман попадает в компанию, он может «заразить» и других, т.к. наркоманыстремятся к тому, чтобы и окружающие попробовали наркотик, тоже приобщились к этомуувлечению. Тяжело и покинуть компанию наркоманов, т.к. они не дают никомувыбиться из их стада, преследуют, всячески стараются помочь вернуться к наркотизации.Наркомания — это болезнь молодых, т.к. до старости они просто не доживают.
А начинают употреблять наркотики чаще в подростковомвозрасте, больше всего подверженном отрицательному влиянию. Подростковыйвозраст — это период самоутверждения, отрицания общепринятых авторитетов,выбора собственных ценностей, когда особое влияние оказывает среда товарищей,авторитет лидера «своей группы». Чувство своеобразного коллективизма,стремление не отстать от сверстников, порой просто любопытство и желаниеотведать запретный плод, безделье и скука — вот некоторые из причин приобщенияподростков и молодых людей к наркотикам.
Диагноз «наркомания» устанавливается только в томслучае, если присутствует определенный комплекс клинических признаковзаболевания:
1. непреодолимоевлечение к приему наркотиков (пристрастие к ним);
2. тенденцияк повышению дозы принимаемого вещества (повышение толерантности);
3. психическаяи физическая зависимость от наркотиков.
Психическая зависимость возникает во всех случаяхсистематического употребления наркотических веществ. Чаще всего наблюдается такназываемая негативная привязанность, при которой наркотик принимают с цельюизбавления от плохого самочувствия, напряжения и дискомфорта. Позитивнаяпривязанность отмечается тогда, когда наркотик употребляют для полученияприятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, прилива сил).
Физическая зависимость означает тягостные,мучительные ощущения в организме, вызванные прерыванием наркотизации.Проявляется физическая зависимость абстинентным синдромом — синдромомвоздержания от наркотика, который возникает обычно через 12-48 часов послепрекращения приема наркотика. Наркоман не может переносить это состояние,доставляющее ему страдания, и будет пытаться любыми путями достать наркотик.
Клиническая картина морфинизма ярко показываетвсе этапы развития наркомании, от начальных проявлений до исхода. Уже приоднократном приеме опия или морфия возникает эйфория (повышенное безоблачноенастроение, все представляется в розовом свете, ощущение тепла в теле), что и являетсяповодом к дальнейшему употреблению этих веществ. Опий наркоманы либо вдыхаютпри курении, добавляя в сигареты, либо употребляют внутрь, либо — в инъекциях.Морфин и его аналоги используют только в виде подкожных и внутривенныхвливаний. Доза принимаемого препарата быстро нарастает.
Явления абстиненции возникают через 8-18 часовпосле приема наркотика, если он не принимался повторно. Сначала появляетсяслюнотечение, слезливость, зевота, потливость. Затем присоединяется тремор,«гусиная» кожа, расширяются зрачки, исчезает аппетит. Через 36 часов послепоследнего приема наркотического средства начинается озноб, повышаетсяартериальное давление, учащается сердцебиение, появляется ломота в суставах,тошнота и рвота. Повышается тонус мышц брюшной стенки (живот, как «доска»,иногда имитирует картину острого живота), возникают судороги мышц конечностей.
Максимально выражены симптомы зависимости от наркотикана 3-4 день, а постепенно стихают они к концу второй недели. Находясь в такомсостоянии, больной возбужден, агрессивен, злобен, требует наркотиков илистарается их достать любыми путями (идет даже на преступление). Приемопределенной дозы морфия или опия снимает эти явления, и больному на некотороевремя становится легче. Сначала наркоманы делают 1 инъекцию в день, затем 2-3 вливания.
При хронической интоксикации наркотическимипрепаратами изменяется внешний облик человека. Отмечается резкое похудание,волосы и ногти становятся ломкими, лицо одутловатым, кожа сухой с землистымоттенком. Зубы поражает кариес. На коже в местах вливаний препарата — следыуколов, рубцы, нагноения. Постепенно изменяется характер (личностнаядеградация).
 Наркоманы становятся все более грубыми,эгоистичными, теряют интерес к работе, не исполняют семейных обязанностей.Поначалу они скрывают свое пристрастие к наркотикам, а затем начинают приниматьих открыто. Для покупки наркотиков продают вещи из дома, совершают кражи,обманывают близких и знакомых. Добыча наркотика становится целью из жизни.
2. Профилактика нарко- итоксикомании среди учащихся
Химическаязависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного(зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ.Профилактика различных видов химической зависимости включает в себядиагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие врешении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).
Диагностика.Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальныйпедагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторыриска:
— объективныеусловия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);
— здоровьечленов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образованиеподростка.
— уровеньумственного развития подростка, его социального интеллекта( уровеньвключенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально-психологических характеристик.
На основаниинаблюдения и анализа документов психолог делает выводы о методах и качествевоспитания родителями своих детей.
Сбор и анализинформации. Психологу совместно с другими специалистами необходимо ответить наряд вопросов: «Что происходит?», «Где происходит?», «Почему происходит?» «Чтонужно делать?», «Что будет дальше, если…?»
Информирование.Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химическойзависимости. Психолог организует информационные мероприятия, определяетпериодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий,приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов,юристов).
Обучение. Входе социально- педагогического взаимодействия психолог обеспечивает усвоениенесовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков [12].
Обучениеорганизуется с учетом личностного развития подростков( при необходимостипсихолог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр,привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводитьобучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальныхнавыков.
Решениесоциальных и психологических проблем. Работники социально-психологическойслужбы школы осуществляют патронаж, который включает в себя непосредственнуюпомощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность(контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда,администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различныхуровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.
Контроль.Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации(включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетними его окружением.
Профилактиканаркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляетсякомплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы,различные по концептуальной основе и структуре.
Поэтомупервой и основной профилактической стратегией является развитие концептуальногосистемного подхода к профилактике. Вторая стратегия – развитие и апробацияпредлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплексаобучающих программ профилактики. Четвертая – развитие сети специалистов илидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей среднихшкол, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая– разработка механизмов развития социальной системы профилактическогоантинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров,организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков идругих психоактивных веществ [11].
В общуюструктуру профилактической активности, объединенной основной концептуальнойпрограммой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимоотнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста,школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программыподготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотическойкомпетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологическойработы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивныхвеществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичнойпрофилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, нореализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно,с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований[5].
Перечислимсуществующие программы профилактики:
1 Программыформирования мотивации на изменение поведения.
2 Обучающие иразвивающие программы формирования протективных ресурсов личности иповеденческих стратегий.
3Коррекционные, модификационные программы.
4 Программыподготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.
5 Программыразвития социально- поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы,сеть анонимных наркоманов).
Профилактиказависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной итретичной [4].
К технологиямпервичной профилактики относят социальные и педагогические — цель технологиипредоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни,создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средствмассовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности,общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.
Медико-психологические – цель преодоление социально- психологического стресса,адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методыосуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной иперсональной компетентности, формирование функциональной семьи.
Медико–биологические-цель проведения технологии определение генетических и биологическихконтингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска намедицинском уровне [8].
К технологиямвторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактикаразвития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методыосуществления технологии формирование мотивации на полное прекращениеупотребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения [6].
Медико –психологическая технология – цель выработка мотивации на изменение жизненногостереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществлениятехнологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ,осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоленияпроблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.
Медико –биологическая технология – цель нормализация физического и психическогоразвития, био – химического и физиологического гомеостаза. Методы технологиифармакотерапия, оздоровительные мероприятия.
Технологиятретичной профилактики: Медико–психологические и психотерапевтические – цельтехнологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертовповедения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренингпрофилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальнойкомпетентности, тренинг когнитивного развития.
Социальные ипедагогические – цель формирование социально- поддерживающей среды. Методыосуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы,альтернативные к употреблению наркотиков.
Медико –биологическая технология – цель нормализовать биологическое функционирование,физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологиипсихофармакотерапия [9].
Раскрываяосновные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили,что на их основе разработаны и апробированы программы для детей и подростков,программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей иродителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов кпроведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств.Программы адаптированы к современным условиям/
Лечение проводится только в специализированномстационаре. Прежде всего больного лишают наркотика, либо сразу, либо постепеннов зависимости от длительности заболевания и величины принимаемой дозы. Такиенаркотики как морфий, опий, барбитураты обычно отменяют, постепенно уменьшаядозы. Для купирования явлений абстиненции проводят дезинтоксикационную терапию,применяют психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы), ноотропил, пирроксан.Необходимо лечебное питание, витаминотерапия.
Если больной в период абстиненции чувствует себяхорошо, то есть основания подозревать его в скрытом приеме наркотиков.Необходима психотерапия, трудовая и социальная реабилитация. Прежде всего следуетотказаться от коллектива наркоманов, коренным образом изменить жизненныеустановки.
Это очень сложно, ибо «дружки» не дают покоя.Иногда необходимо поменять место жительства, сменить работу, профессию. Лечениеот наркомании — процесс длительный. После пребывания в стационаре не менее 2 месяцевтребуется еще длительная амбулаторная поддерживающая терапия. Только желаниеизбавиться от болезни и установка на здоровый образ жизни могут привести к благоприятномуисходу.
3.Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Основная проблемапсихологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можносделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, чтосреди наркоманов есть три категории лиц:
— те, кто могут, но нехотят покончить с употреблением наркотиков;
— те, кто хотят, но самине могут отказаться от одурманивающих веществ
— те, кто не хотят и ужене могут освободиться  от  пагубного пристрастия.
Принципы поведения вотношении этих трех категорий лиц кардинально различаются. В первом случаеначальная задача заключается в том, чтобы вызвать у наркомана негативноеотношение к употреблению одурманивающих веществ. Во втором случае прежде всегоследует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолениисильного психического влечения к наркотикам, с которым он борется и от которогохочет избавиться. Наиболее трудный третий случай связан с одновременнымвыполнением обеих задач.
Какими же способами можно достичь их решения?
1-й вариант: Отдаетсяпредпочтение методам терпимости, партнерства, лечения, лишенного элементовпринуждения и наказаний.
2-й вариант:Предусматривается применение жесткого режима по отношению к наркоманам.
Общее в обоих вариантахлечения — требование обязательного соблюдения принципа добровольности.
Психотерапия лежит воснове воздействий при первом варианте психологической помощи и применяется вразличных вариантах. Клинический психолог, работающий с наркоманами итоксикоманами, волен выбирать любой метод психотерапии, в связи со своимхарактером, мировоззрением, интересами, те психотерапевтические методы, которыеближе его личности, его представлениям о психиатрии.
В работе снаркозависимыми можно использовать нейролингвистическое программирование,эриксоновские техники наведения транса, гештальттерапию, психоанализ, техникипсихосинтеза, методики изменения мотивации экзистенциальной психотерапии,джексоновские гуманистические группы и множество других методик. Любой из такихподходов может быть как индивидуальным, так и групповым.
После того, какдезинтоксикация завершена, все усилия клинического психолога должны бытьнаправлены на то, чтобы бывший наркоман изменил свои взгляды на мир, осозналнеобходимость полноценной жизни в обществе.
Это очень сложныйпроцесс, и, в первую очередь, это не борьба с наркотиками, а борьба с желаниемпациента убежать, спрятаться от страха реальной жизни. Важен сам климатпсихотерапии, то есть проявление к человеку доброжелательности, понимание егопроблем и прежде всего — как можно более частое и длительное пребывание в егообществе.
Родным и близкимнаркомана следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. Прииспользовании психологом современных психотерапевтических подходов речь идет обизменении характера, фактически о перевоспитании личности, и мгновенныерезультаты на этом пути невозможны.
Но любые результатыважны. Крайне важно, чтобы пациент начал задумываться о своей жизни, началпонимать, что за все, происходящее с ним, отвечает только он сам. Даже есливидимый результат психотерапии отрицателен, и молодой человек сорвался и началвновь употреблять наркотики, посеянное в его душе психотерапией зерно сомненияв собственном «праве колоться» обязательно «прорастет» и даст свой результат.
Клинические психологи,работающие с проблемами наркозависимости, говорят: главное на первом этапелечения, чтобы в человеческой душе началась «борьба мотивов». Главное, чтобыберя в руки шприц или даже задумываясь об этом, молодой человек испытывалтяжкие колебания и сомнения. Если наркоман начал думать и сомневаться — этопервый шаг к успеху терапии.
Среди многихнаправлений и вариантов современной психотерапии особого внимания заслуживаетметод, основные принципы которого предусматривают следующее:
· восприятие подросткатаким, каков он есть, признание его как личности и уважение к нему, невзирая наего поведение;
· естественность иаутентичность поведения психолога по отношению к своему подопечному. Не тольковосприятие его чувств, но и проявление собственных эмоций, вызванныхоткровенными признаниями подростка, при полном сохранении искренности.
Другой методпсихотерапии, широко используемый в лечении наркоманов, заключается в изучениивнутренних, индивидуальных переживаний подростка и формировании на этой основеего способности управлять своими эмоциями и ощущениями без применениянаркотиков.
Психолог, изучаяличностные особенности наркомана, должен обращать внимание как на егостремление к удовлетворению своих потребностей, так и на активность, связаннуюс самовыражением. Личность рассматривается психологом как единственная в своемроде индивидуальность, имеющая определенную цель жизни и активизирующая своивозможности.
Каждая встреча психологаи наркомана представляет собой совместное переживание, проходящее в атмосфередоверительности и дружеской близости, причем психолог служит для своего клиентаобразцом искренности. Чтобы достичь такого уровня сопереживания, необходимоовладеть искусством проявления своих чувств по отношению к самому себе и кдругим, а также способностью восприятия чувств другого человека.
Весьма ценна системапсихотерапии, в которой ставится акцент на переживаемое наркоманом состояние,вызванное неумением найти смысл и цель жизни. Когда это состояние превыситопределенный уровень, возникает особый вид невроза, который нередко становитсяпричиной наркомании. Лечение такого невроза заключается в расширении кругадуховных ценностей подростка, что облегчает ему возможность найти смысл своегосуществования.
Психотерапевтическаяметодика это как бы язык, на котором психолог разговаривает с пациентом.Системы таких языков складываются в реабилитационные программы.
Такие программы обычноразделяются не по применяемым в них психотерапевтическим методам, а по задачам,которые они ставят перед пациентами.
Главной задачей такихпрограмм является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивлениявлиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков). Построениетаких программ должно включать в себя:
· Развитиеспособности к самоосознанию и тренинг уважения к себе, как формы сопротивлениявлиянию наркотической среды;
· Тренингидентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясноформулировать свои потребности;
· Развитиенавыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельныерешения;
· Тренингтворческих способностей;
· Тренинг,направленный на умение бороться со стрессом без употребления лекарств инаркотиков;
· Развитиеумения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;
· Тренинготказа, развитие способности сказать: «Нет»;
· Тазвитиенавыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции.
· Программыфизического развития организма — двигательные и дыхательные гимнастики.
В каждом из этихнаправлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей.Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению кдействительности.
Таким образом, основнойметод работы клинического психолога с наркоманами и токсикоманами —психотерапия, т. к. именно это направление предполагает борьбу не с наркотиком,а с желанием человека сбежать с его помощью от реальности. Ее задачей является,фактически, перевоспитание, изменение взгляда человека на мир. Пациент долженперестать паразитировать на реальности, он должен принять ее и начатьсотрудничать с миром, в котором он живет.

Заключение
 За последнеевремя наркомания в России выросла почти в десять раз. Особую опасностьобеспокоенность вызывает распространение наркомании среди подростков. Каждыйвторой несовершеннолетний в возрасте 16 — 18 лет может легко назвать знакомыхили друзей, употребляющие те или иные наркотические или психоактивные веществ. 
Столкнувшисьвпервые с серьезной проблемой своей наркозависимости, подросток не знает, какему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдь не желает себе вреда.Для большинства детей это лишь любопытный эксперимент со своим сознанием,который, как считают начинающие наркоманы, в любой момент можно прекратить. Но всвоих играх с разумом они часто заходят слишком далеко, и даже тогда, когдаочень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад.
Именно их мы не должныбросать на произвол судьбы. Каждый человек имеет право на ошибки, тем более,если он их в последствии осознал. Нужно создавать и поддерживать ужесуществующие реабилитационные центры для  таких людей.

Списокиспользуемой литературы
1. ВаисовС.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство пореабилитации детей и подростков. Изд: Спб. Наука и техника, 2008-272с.
2. ГалагузоваМ.А., Л.В.Мардахаева – Методика и технологии социального педагога М:Издательский центр « Академия», 2008-192с.
3. ЕременкоН.И.- Профилактика вредных привычек. Изд. « Панорама» 2006-48с.
4. КоробкинаЗ.В., Попов В.А.- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.Изд: « Академия», 2002-192с.
5. Наркоманияв России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия для педагогов иродителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с.
6. НейкА.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с.
7. Профилактикаалкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическоеруководство для педагогов и родителей. М: ТЦ.Сфера,2002-64с.
8. СиротаМ.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр «Академия», 2007-176с.
9. Скрытаяпрофилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей..М: ТЦ.Сфера,2002-64с.
10. ХажилинаИ.И.- Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М: Изд. ИнститутаПсихотерапии,2002-228с.
11. ЦипоркинаИ.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда онаркотиках. М: АСТ – Пресс Книга, 2008- 288с.
12. ШакуроваМ.В. Методика и технология работы социального педагога. М: Издательский центр «Академия», 2008-272с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Анализ предметной области Для того, чтобы определить какое программное обеспечение, а следовательно и материальная часть необходима для рабочего места бухгалтера, необходимо знать какие обязанности возлагаются на него
Реферат Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников
Реферат Analysis Of Isaav Asimov
Реферат Клініко лабораторне обгрунтування застосування безпосереднього протезування на внутрішньокісткових
Реферат The Killer Angels Essay Research Paper Response
Реферат Состояние естественной резистентности и иммунологической реактивности у новорожденных телят при колибактериозе
Реферат Анализ стихотворения "Россия" А.А.Блока
Реферат The Effect Of Stereotypes Essay Research Paper
Реферат Сравнительная характеристика применения суперфосфата и фосфоритной муки при выращивании овса на слабокислой
Реферат Штраус, Натан
Реферат Система контроля качества в строительстве при производстве земляных работ
Реферат Правовая природа процентов в ст. 395 ГК
Реферат Метаморфозы иди Золотой осел
Реферат Юридическая лингвистика: проблемы становления новой науки
Реферат Жириновский Владимир Вольфович