Реферат по предмету "Психология"


Наркозависимость у детей

Оглавление
Введение                                                                                                           3
Глава 1.Понятие и сущность факторов риска формированиянаркозависимости у детей                                                                                      4
Глава 2. Социальные факторы наркотизации                                                        7
Глава 3. Особенности семьи, способствующие возникновению
 наркотической зависимости у детей                                                               11
Глава 4.Личностно-психологические предпосылки наркотизации              17
4.1. Личностныеособенности наркотизирующегося ребенка                       17
4.2. Психологическиефакторы риска формирования наркотизации у детей        20
Заключение                                                                                                       25
Список использованнойлитературы                                                              27
 

Введение
 
Число молодых людей,употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать. Но приэтом, сегодня вряд ли можно найти подростка, который бы не знал о смертельнойопасности наркотиков. Очевидно, что это знание в большинстве случаев никого неостанавливает.
Что же заставляет молодыхлюдей начинать употребление наркотиков? Это главный вопрос, на которыйнеобходимо искать ответ. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этодело не только специалистов. Прежде всего, об этом нужно задуматься всемродителям. Задуматься о том, что нужно сделать, чтобы уберечь своих детей отнаркотиков и как помочь им, если уберечь уже не удалось. Можно все время впоисках утешения перекладывать ответственность за распространение наркомании нагосударство, которое «не заботится» о подрастающем поколении, направоохранительные органы, «которые ничего не могут» и т.д. Так чащевсего и делается.
Самая сложная проблема,связанная с подростковой наркоманией – это проблема социально–психологической ипсихологической предрасположенности подростка к употреблению наркотическихвеществ, социально–психологических причин, лежащих в структуре так называемойпреднаркотической личности и ее непосредственного окружения. Предупредитьболезнь гораздо легче, чем ее лечить. Обстоятельного и конструктивного описаниятакой личности в отечественной и зарубежной литературе пока нет.
Практически важным, нанаш взгляд, является вопрос классификации первопричин донаркотической личностии определения стадий ее ранней наркотизации.
Это позволяетспециалистам вести диагностическую, профилактическую и реабилитационную работус подростками более целенаправленно и эффективно.

Глава 1.Понятиеи сущность факторов риска формирования наркозависимости у детей
Общественное отношение кнаркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется какоднозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием инепониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании проявляется общаясоциальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому – пугающим,боязнь наркомафии (раздутая не без участия СМИ), тревога за собственных детей иродственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики,культурно–исторические стереотипы.
Все это приводит к резкойсоциальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества.Эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается накраю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией,социальными службами, работодателями. Единственная среда, где наркоманапринимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как–то“функционировать”, – это среда, в которой господствует культура потреблениянаркотиков и других психоактивных веществ.
“Выдавливание” наркоманаиз “нормального” общества приговаривает его к жизни в среде, которая впсихологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которойнаркоман уже не способен существовать.
Таким образом,формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образомжизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. Примеромможет послужить такой миф, что наркоман при принятии наркотика испытываетнеземное наслаждение. На самом деле это выдумка самого наркомана. Наслушавшисьо “наркотическом блаженстве”, он создает у себя в мозгу иллюзию, котораявследствие воздействия наркотика и проявляется. Сам наркотик как таковой лишькатализатор выдуманных ощущений.
В то же времянаркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощныйфактор приобщения к наркотикам. Дело в том, что субкультура “смягчает”восприятие явлений, на которые люди, за пределами субкультуры, смотрят как напсихическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманскаясубкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношениюк наркомании, и ее появление и развитие – неизбежный процесс. Анализ содержанияи направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об“антисистеме” и явлении крайне негативном, поскольку она способствуетприобщению к наркотикам и закреплению их употребления.
Злоупотреблениенаркотиками лишает сегодняшних детей как права вступать в грядущий век счувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимыйвклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые детисталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миромэто жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из–завыработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам[1].
Наркомания чаще всегоявляется продуктом патологического развития личности в результате дефицитаправильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, чтов сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями средыжизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ.
Согласно сведениям,содержащимся в изданиях ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), причинынаркомании расположены на четырех уровнях:
1.          Биофизиологическийуровень: наследственная предрасположенность, влияние генетически передающихсяособенностей расового, этнического, морфологического планов, спсихофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов,врожденные и приобретенные нарушения метаболизма, эндокринные нарушения,патологии мозга).
2.          Индивидуально — психологический уровень: особенности психологии и личного опыта, которыеобусловливают неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к егокомпенсации за счет искусственной регуляции психоэмоционального состояния.
3.          Микросоциальныйуровень: положение в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре,то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркоманиимодели поведения.
4.          Макросоциальныйуровень: социальные кризисы и другие негативные социальные явления в рамкахобщества
Период началаупотребления психоактивных веществ является ключевым моментом в формированиинаркотической зависимости. Нужно отметить, что этот этап постепенно сдвигаетсяк все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована,неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов, т.е. постояннодействующих условий.
Рассмотрим четыре группытаких факторов, которые способствуют возникновению подросткового наркотизма:социальные, семейные, личностные и психологические. Заметим, что ни одна изэтих групп факторов не может быть причиной приобщения подростка к наркотикам,но их сочетание и одновременное воздействие порождает благоприятные условия длявозникновения наркотической зависимости.
Глава 2.Социальные факторы наркотизации
Формирование личностиподростка не происходит изолированно от общества, и во многом зависит от егоособенностей, поэтому рассматривать проблему наркомании в отрыве отсоциально-культурного контекста было бы неверно. В нашей стране кризис подростковоговозраста усугубляется общественным и экономическим состоянием государства.
Причины наркомании — внеправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми иобщественными институтами. Но эти причины проявляются не сами по себе, а черезконкретные жизненные обстоятельства, которые могут иметь и случайный характер.Индивидуальные психофизиологические особенности личности подростка тормозят илиже, напротив, облегчают действие указанных причин, способствуют илипрепятствуют возникновению тяги к наркотикам[2].
Задача подростковоговозраста — это, прежде всего, задача взросления, т.е. определения собственногоотношения к себе и миру, становления Я-концепции, формирования мировоззрения иморальных ценностей[3].Эта задача значительно усложняется неустойчивостью общественной жизни, быстрым инеобратимым разрушением старых стереотипов поведения, норм и ценностей.Построение планов на будущее, которое характерно для подросткового возраста,теряет смысл из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Нестабильность вобществе порождает кризис в отношениях между детьми и взрослыми, отчуждение ихдруг от друга. В результате подросток находится в состоянии значительнойнеопределенности, незащищенности, из которого ему трудно выйти самостоятельно,без посторонней помощи. Это вызывает у него неуверенность, тревогу, пессимизм.Малый жизненный опыт затрудняет принятие правильных решений самостоятельно,подросток нуждается в примере, которому можно было бы доверять и подражать. Этохарактерная черта подросткового возраста. Но те примеры, которые может предложитьтрадиционная культура, не выдерживают критики с точки зрения современности,взрослые не могут предоставить детям эффективных моделей поведения.
Кто может стать образцомповедения для ребенка? Только человек, который не боится быть личностью, проявлятьсебя в создании собственной судьбы. Но это очень сложный процесс — самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, поэтому многиелюди предпочитают «жить как все». И тогда подростковый протест — этопротест не против взрослых как таковых, а против этого «серого»«как все». В поисках себя, собственной целостности подросток идет нев семью, а вовлекается в молодежную субкультуру. Первостепенная значимость дляподростка группы сверстников и удаление семьи на второй план сегодня могут бытьсвязаны не только с особенностями возраста, но и с тем, что взрослые, восновном, оказываются бессильными перед проблемами ребенка. В молодежной среденаблюдается постепенное сближение подростковой и наркоманской субкультур, вчастности, используется одинаковый сленг, похожие атрибуты и стереотипыповедения, понятия и представления о мире.
Наркомания являетсясоциально «заразным» заболеванием, распространение которогопроисходит внутри социальных групп. Изолированное существование наркомананевозможно, вокруг него быстро образуется компания людей, объединенных«общественно значимой» целью.
Сегодня можно говорить осуществовании наркоманской субкультуры, которая продолжает распространяться вмолодежной среде и выступает как фактор приобщения подростков к наркотикам.
Экономическое/социальноенеблагополучие
Дети из социальнонеблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность,неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижныйрод занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постояннымучастником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определенысоциальным работником, социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений какодин из возможных факторов риска[4].
С другой стороны,примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных,состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением,напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях междубизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку всемье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка. Ксожалению, многие состоятельные люди (особенно, отцы) по тем или иным причинамне всегда признают наличие неблагополучной атмосферы в семье, поэтому вовремяне обращаются к психологу. Со стороны психологов контроль практическиневозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могут вмешиватьсяв семейную ситуацию и, следовательно, противостоять высоко вероятнойнаркотизации подростка. В данном случае важным является сотрудничествопсихологов со школами, лицеями, колледжами и другими, в том числе инегосударственными, образовательными учреждениями, в которых специалисты(педагоги, психологи) имеют больше возможностей общения с детьми и их семьями,а значит, больше возможностей профилактической работы.
Неблагоприятноеокружение и общественная необустроенность
Районы, отличающиесявысоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуютвозникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, котороесуществует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения инизким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная необустроенностьдают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем средиместной молодежи.
Частые перемены местажительства
Частые перемены местажительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояниеподростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений сновыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появлениетрудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасностьвозникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семьяумеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте а соседи ей рады,данный риск понижается.
Положение дел с употреблениемалкоголя и наркотиков напрямую связано с существующими законами и правилами,действующими в отношении алкоголя и наркотиков, содержащимися в федеративном иместном законодательстве. Кроме того, сейчас сложилось явно негативноеотношение к законам и законодательной власти, поэтому существует опасностьигнорирования законов как выражение протеста существующей политической иэкономической ситуации в нашей стране. Также является важным, что частоменяющееся законодательство не всегда становится известно обывателю, и незнаниеможет толкать его на преступление.
Доступность наркотиковобъективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотикиболее доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков.Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседствосо школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков,парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков иалкоголя. Действительно, несмотря на существующий запрет на продажу алкоголядетям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжатьподростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности.

Глава 3. Особенности семьи, способствующиевозникновению наркотической зависимости у детей
 
Рассмотрим основные сферыжизни семьи, при патологическом развитии которых повышается риск возникновениянаркотической зависимости у вашего ребенка.
Родительско-детскиеотношения.
Родительско-детскиеотношения — это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку,а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, пониманияхарактера личности и поступков друг друга[5].
Особенностьродительско-детских отношений состоит в том, что они отличаются особойэмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей. Очевидно, чтоособенность родительского отношения изменяется в зависимости от возрастаребенка. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность,забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечениебезопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают всебя две противоположные тенденции. Одна из них — стремление к познанию, риску,волнующим ситуациям, а другая — стремление к защите и безопасности. Однатенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешниймир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрятьэти тенденции определяет полезность родительского отношения для развитияребенка. В проблемных семьях преобладает одна из этих тенденций. В первомслучае происходит эмоциональное отвержение ребенка, когда родители лишьформально играют роль воспитателей, на самом деле не интересуясь жизньюподростка. Тогда ребенок предоставлен самому себе, его потребность в любви иблизких отношениях оказывается неудовлетворенной. Во втором случае, наоборот,родители следят за каждым шагом ребенка, не предоставляют ему никакойсамостоятельности, считают его маленьким, берут на себя ответственность за всюего жизнь. Тогда ребенок, который раньше не пытался сопротивляться, вподростковом возрасте начинает протестовать весьма активно и разрушительно. Этоявление А.Личко называл «отравлением свободой», когда подростокначинает делать все, что запрещали ему раньше, в том числе, употреблятьнаркотики[6].Для ребенка наркотик — это своего рода избавление от постоянной родительской(материнской) зависимости и приобретение в какой-то степени внутренней свободы.Дети могут использовать наркотик как аргумент в борьбе за собственнуюнезависимость. И против него родители, часто оказываются бессильны.
Рассматривая семью какисточник тревоги, внутреннего напряжения, которое заставляет ребенка проживатьподростковый возраст «под наркозом», нужно заметить следующееобстоятельство. Отношения родителей с детьми подросткового возраста неизбежноменяются. На протяжении всего детства у ребенка складывается идеализированный,почти волшебный, образ родителей. Но реальные родители полностьюсоответствовать этому образу не могут. В подростковом возрасте это противоречиестановится для ребенка остро переживаемым. Но отказаться от идеальныхпредставлений очень сложно, поэтому он начинает считать родителей плохими,приносящими разочарование. Такое несоответствие реальных людей идеальнымпредставлениям вызывает внутреннее рассогласование, которое заставляетподростка ощущать чувство опустошения, болезненного отчуждения. Этой болью онне может поделиться с родителями, но она обязательно отражается на отношениях сними (например, в виде агрессивности и непослушания).
Задача подростковоговозраста — преодоление представлений об идеальных родителях, что проходитнелегко и всегда сопровождается кризисом. С пониманием отнестись к состояниюподростка, позволить его агрессии, растерянности и боли выливаться естественнымпутем — это единственная возможность для родителей не потерять контакт сребенком подросткового возраста.
Важной особенностьюродительско-детского общения в этот период является соответствие вербального(речевого) и невербального (чувственного) проявления отношений. Известно, чтоинформация передается от человека к человеку не только при помощи слов. Смыслсообщения складывается из интонаций, мимики, жестов — всего того, что выражаетистинные чувства и отношения.
В семьях наркозависимыхбыстро складывается некий скрытый подтекст в поведении и взаимоотношениях — недосказанность, неискренность, когда говорится одно, а подразумевается совсемдругое. Эти «двойные послания», содержащие несоответствие междувербальными и невербальными сообщениями (между текстом и подтекстом),обращенными к ребенку, трудно понимать. «Затуманенный» смыслсообщений затрудняет ориентирование ребенка в семейной ситуации, искажает ответна самый важный для него вопрос — любят ли его родители? Это вызывает тревогу,чувство неопределенности, причины которой вряд ли могут быть определены подросткомсамостоятельно. Подобная ситуация становится хронической, ведет кневротическому развитию личности ребенка, становится дополнительным источникомотклонений в его поведении.
Семейнаяпредрасположенность
Дети, рожденные иливоспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему рискупристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому,играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения.Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье,усыновившей их, подвергаются в –4 раза большему риску стать алкоголиками, чеммальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиковродителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того,чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (необязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что детиначнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители ктому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, иалкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь инаркотики, тем выше риск[7].
Неумелость инепоследовательность в воспитании
В семьях, в которыхродители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаютсяпредоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова инепоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершенияправонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые,эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором,предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.
Относительно влияниясупружеских конфликтов на формирование отклоняющегося поведения у ребенкасуществуют различные точки зрения.
М. Боуен в своей теориисемейных систем говорит о том, что при возникновении супружеского конфликта,дети могут быть относительно свободными в плане эмоций. Они оказываются вне«эмоционального треугольника» и ситуация не наносит им никакого вреда[8].
Нам это утверждениепредставляется сомнительным, хотя бы потому, что в 17% случаевнаркоманы-подростки в качестве фактора, способствующего формированиюнаркотической зависимости, называли постоянные конфликты между родителями.Причин такому влиянию может быть много.
Во-первых, боясь потерятьодного из родителей в результате развода, к которому могут привестиповторяющиеся конфликты, ребенок добровольно становится«стабилизатором» семейной системы, то есть, использует для сплочениясемьи собственное заболевание. Родители в такой ситуации бывают вынуждены«объединиться для спасения ребенка», и семья на какое-то времястановится сплоченной.
Во-вторых, прихронических конфликтах между супругами, один из них может попытаться найтиподдержку и близость у ребенка, что приводит к формированию симбиотическойсвязи, то есть таких отношений между родителем и ребенком, при которой онистановятся эмоционально полностью зависимы друг от друга. Освобождения от такойсвязи и приобретения, хотя бы подобия внутренней свободы, подросток часто ищетв наркотике.
В-третьих, если родителизаняты выяснением отношений между собой, то ребенку уделяется гораздо меньшевнимания, он оказывается на периферии семейной системы в ситуации эмоциональнойотстраненности. Так, потребность подростка в любви и эмоциональной близостиоказывается неудовлетворенной, и это воспринимается как трагедия. В этом случаемогут появляться соматические заболевания, психологические нарушения, в томчисле наркомания, как способ обратить на себя внимание родителей.
Перечисленные механизмывлияния супружеских конфликтов на психологическое здоровье ребенка неисчерпывают все их многообразие. Особенно тяжело переживается ребенком разводродителей и последующая жизнь в неполной семье.
Исследования показывают,что 51% наркоманов росли в неполной или деформированной (с приемным родителем)семье[9].Естественно, что не само по себе отсутствие одного из родителей провоцируетразвитие отклоняющегося поведения у подростка, а какие-то специфическиеособенности неполной семьи. Дело в том, что при нарушении структуры семьи,неизбежно возникает психологическая напряженность, и тогда конфликтностьотношений в семье увеличивается. Родитель в такой ситуации часто не в состоянииуправлять воспитанием своих детей. Согласно исследованиям американских ученых,качество воспитания в семьях, где детей воспитывает одна мать, снижается, ариск приобщения детей к наркотикам повышается. И это происходит,преимущественно, из-за падения авторитета матери-одиночки в глазах собственныхдетей. Однако это явление (падение авторитета матери) неверно считатьнеизбежным. Психология и жизнь знает много положительных примеров воспитания внеполных семьях. Определяющим фактором возможного отклонения остается семейнаяатмосфера и характер взаимоотношений близких людей.
Другой причинойвозникновения наркомании у подростка после развода родителей может статьчувство вины за происшедшее, вследствие чего возникает сильное душевноенапряжение, которое можно снять доступным и легким способом. Кроме того, онможет просто не верить в возможность прекращения приема наркотиков, потому чтоподсознательно считает себя недостойным жить после того, что произошло.
 
 

Глава 4. Личностно-психологическиепредпосылки наркотизации
 
4.1. Личностныеособенности наркотизирующегося ребенка
 
Роль личностныхособенностей в возникновении наркомании не вызывает сомнений. Однако до сих порне выявлены те личностные черты, которые можно было бы назвать общепринятымфактором риска в приобщении к наркотикам. Кроме прочих трудностей вустановлении подобных личностных особенностей, не последнее место занимает тотфакт, что, как правило, личность наркомана исследуется уже на фоне заболевания,поэтому трудно определить изначальное ее состояние, приведшее к формированиюнаркотической зависимости.
Наиболее часто на первомместе среди мотивов приобщения к наркотикам стоит «любопытство», воснове которого лежит извечное стремление детей, молодежи познавать все новое,волнующее, таящее опасность.
С одной стороны — этоестественная любознательность, являющая замечательной особенностью человека.Она проявляется в самом раннем возрасте и предопределяет развитиеисследовательских наклонностей. Неудивительно поэтому, что некоторые молодыелюди пробуют наркотики исключительно, чтобы испытать их действие на себе.
С другой стороны,любопытство — стремление к опасности, которое тесно связано с проблемойрискованного поведения. Риск, как известно, это действие, свершаемое «наавось», на удачу, в надежде на счастливый случай, то есть действие вусловиях большей или меньшей неопределенности[10].
Кроме того, посколькуподавляющее большинство подростков знакомится с психоактивными веществами вкомпании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения своего любопытства,испытывает чувство принадлежности к «своей» группе, престижной длянего в данный момент. Ведь иначе бы подросток в нее не стремился и не рисковалбы испытывать на себе действие вещества, о котором он, как правило, имеетпредставление как о вредном для здоровья[11].
Говоря о старшем школьномвозрасте, следует рассматривать его как приближение к периоду биологического ипсихического равновесия. Появление новых стрессовых ситуаций можетспровоцировать увлечение психоактивными веществами. Отмечено, что в рядеслучаев поводом для этого может послужить просто переутомление: возникаетжелание выпить, покурить «травку», чтобы «забыться»,«встряхнуться», «освежиться».
В литературеперечисляются те качества личности, которые провоцируют человека на «уходот реальности» при первом же столкновении с трудностями. Чаще другихназываются:
o слабое развитие самоконтроля,
o незрелость,
o интровертированность(самоуглубленность, направленность на свой внутренний мир),
o низкая устойчивость к неблагополучнымвоздействиям,
o неумение преодолевать трудности,
o эмоциональная неустойчивость,склонность к тоске и депрессии,
o недостаток жизненных интересов,духовная пустота,
o незнание вреда наркотиков,
o неумение находить продуктивный выходиз психотравмирующей ситуации.
Склонность кантисоциальному поведению и гиперактивности
Этот фактор риска главнымобразом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших классовначальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которыхобъясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошоладить с другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены рискуправонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. Еслиагрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, такжесуществует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы созлоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Неуспеваемость,отсутствие желания продолжать обучение в школе
Начиная с четвертого,пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребленияалкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихся младших классовначальной школы способность к социальной адаптации является более важнымфактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю инаркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическаяуспеваемость.
С распространенностьюслучаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том,насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнениедомашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки,которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней изатем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю инаркотикам в подростковом возрасте.
Положительное отношение калкоголю и наркотикам
Когда дети считают, чтоот курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с “хорошопроведенным временем”, существует очень большая вероятность того, что они будутвыпивать и употреблять наркотики. По большей части то, как подростки объясняютсвое поведение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с существующимимифами типа “В любой момент я могу бросить”, “От бутылки пива не становятсяалкоголиками” и т.д.
Но эти личностные чертысвойственны практически всем подросткам. Мы же считаем, что влечение купотреблению психотропных веществ — признак более глубокого личностногонеблагополучия.
4.2. Психологическиефакторы риска формирования наркотизации у детей
Психологическаяготовность к употреблению наркотиков формируется постепенно, и наркотизацияявляется логическим завершением всего предыдущего развития. Отсутствие такойготовности создает «запас прочности», позволяющий противостоятьнеблагоприятным воздействиям среды[12].
Актуализацияпсихологической готовности к употреблению наркотиков происходит в силу рядапричин:
1.          Неспособностьподростка выйти из ситуации, когда удовлетворение актуальных потребностейоказывается затруднено.
В типичной ситуациипотребность подростка в положительной оценке со стороны взрослых, потребность вобщении, потребность в самоуважении оказываются трудно достижимыми. Врезультате первоначальная цель утрачивается и возникает другая — избавиться ототрицательных эмоциональных переживаний, вызванных травмирующей ситуацией, чтолегче всего сделать при помощи психотропных средств.
2.          Несформированностьили неэффективность способов психологической защиты.
В травмирующей ситуации внорме действуют защитные механизмы, которые позволяют либо забыть о ней навремя, необходимое для передышки и накопления сил для новой активности, либовоспринимать ситуацию не так трагично. Если же эти механизмы не сформированыили их действие оказывается неэффективным, то ребенок инстинктивно ищетподдержки во внешней среде и нередко находит ее в наркотиках.
3.          Наличиепсихотравмирующей ситуации, из которой ребенок не находит конструктивноговыхода.
Подросток оказываетсябеспомощным перед захлестывающими его эмоциями и прибегает к химическимспособам их избегания. Действительно, в семьях наркоманов чаще, чем в других,случались разные болезни, использовались лекарственные препараты. В сознанииподростков постепенно формировался стереотип, что все жизненные проблемы можнорешить приемом какого-нибудь лекарства. В ряде случаев это психологическиоблегчало переход к потреблению наркотиков.
4.          Наличие тенденциик конфронтации с опасностью.
Тревога являетсяпостоянным спутником жизни подростка. Это и тревога, вызваннаянеопределенностью самого подросткового возраста, которая усугубляется кризисомценностей в обществе, и тревога внутри семейного происхождения, причины которойчаще всего не могут быть осознаны. У ребенка возникает внутреннее психическоенапряжение, вызванное смутной тревогой, именно потому, что причину этой тревогиему определить трудно. И эта тревожность «ищет подтверждения во внешнихсобытиях, не столько преломляя, сколько притягивая к себе зримые сигналы беды»[13].Таким сигналом беды для подростка может выступать наркотик. Каждый ребенокзнает, что наркотик несет в себе смертельную опасность, но пока подросток самне сталкивается с ней, опасность остается неопределенной.
Можно говорить о том, чтопод влиянием поисковой тревоги возникает состояние «психологическойприкованности» к опасности, когда человек с необходимостью должен вступатьв единоборство с опасностью.
Решающее значение имееттот факт, что информация о наркотиках противоречива. Различные способыпреподнесения недифференцированных по своему содержанию сведений ведут кмозаичности, разорванности, противоречивости представлений о наркомании уподростков. Резко отрицательное отношение к стереотипу «наркоман»сочетается с интересом к экспериментированию с наркотиками.
Таким образом, мы можемговорить о том, что наркотик выступает как неопределенная, потенциальнаяопасность. Известны две формы реакции на опасность: агрессия и бегство. Каждыйиз них по-своему нейтрализует опасность: агрессия — через устранение источникаопасности, бегство — через устранение самой возможности встречи с угрожающимобъектом. Но дело в том, что это способы реагирования на уже известный уровеньопасности, когда в соответствии с уровнем угрозы можно принять решение онападении или бегстве.
Существует третий способответа — конфронтация с потенциальной опасностью[14].Она представляет собой движение «навстречу опасности». В объектепугает именно его неопределенность, невозможность увидеть его реальныесвойства. При выходе «один на один» с таким объектом переживаниеопасности утрачивает свое сигнальное значение, вследствие чего происходитпсихологическое устранение опасности. Таким образом, употребление наркотиковдля подростка — это способ обращения с тревогой и напряжением.
Итак, в качестве факторов,способствующих приобщению подростков к наркотикам, мы называем следующие:
o Противостояние семейной культуры инаркоманской субкультуры, при котором потенциал последней оказывается всуществующих общественных условиях гораздо выше.
o Плохо осознаваемое и плохолокализованное состояние тревоги, которое имеет, в том числе и семейноепроисхождение. В его основе лежит чувство неуверенности в каком-либо важном дляподростка аспекте жизни (например, неуверенность в родительской любви илипостоянная угроза потери одного из родителей); неуверенность в себе (когдаребенок считает себя источником всех семейных проблем); ощущение неспособностиизменить сложившуюся ситуацию. Когда в жизни подростка появляется наркотик, внем опредмечивается (то есть, локализуется и становится определенной) этатревога, истинные причины которой ребенку осознать трудно. При наличии уподростка такой личностной особенности как стремление к конфронтации спотенциальной опасностью, вероятность возникновения поисковой наркоманииповышается в несколько раз.
o Невозможность удовлетворениякакой-либо особенно важной для подростка потребности. Такая ситуацияскладывается из-за того, что семья не всегда может дать ребенку эффективныеобразцы поведения и достижения целей. Таким образом, жизненно важныепотребности подростка (такие как потребность в любви, защищенности, потребностьв самовыражении и личностном проявлении) оказываются неудовлетворенными. Присвойственных наркоманам инфантилизме, неумении переживать трудности,эмоциональной незрелости, такая ситуация кажется невыносимой, и подростокпытается пережить ее «под наркозом».
Часто единственное, чтонаркоман умеет делать в совершенстве — это добывать и употреблять наркотики. Иесли сначала наркотик служит средством снятия тревоги, то постепенно этоединственное умение становится единственным желанием. Это своего родабессильный протест: «раз я больше ничего не умею, то я больше ничего и нехочу». Таким образом, снимается необходимость прилагать какие-либо усилия[15].
Находясь под действиемнаркотика, человек приобретает избыточные возможности: снимаются запреты,исчезают тревоги и страхи, подросток чувствует себя «способным навсе». Это переживание дает ему, в реальной жизни часто неуспешному ибеззащитному, возможность взглянуть свысока на весь мир, на окружающих, народителей, которые «этого не могут» и даже не подозревают о том, чтоих жизнь ничего не стоит. Отказ от наркотиков означает для подростка отказ отэтих сверх-возможностей, возвращение в реальность, где он бессилен. Вероятно, сэтим во многом связаны сложности, возникающие в реабилитации наркозависимых.

Заключение
 
Итак, для большинстваподростков первая проба дурманящих веществ остается единичным случайнымэпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребленияпсихоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, средикоторых важнейшее место занимает неправильное распространение информации онаркомании и токсикомании.
Различные источникиоказывают на подростков неоднозначное влияние. После проведенных исследованийоказалось, что школьники 10–12 лет, например, под влиянием фильмов, гдеприводится яркое описание жизни наркоманов, начинают играть в “наркоманов”. Уподростков 13–17 лет складываются ложные представления о престижностинаркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться и послечтения сенсационных статей в печати. При этом следует отметить, чтопрофилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами и глубоко непонимающих проблему наркомании, зачастую строится по принципу нудныхнравоучительных нотаций и запугивания. Об эффективности такой профилактикиговорить сложно. А параллельно идет другая “работа”: школьники обсуждаютпроблему в своем кругу, где есть “знатоки”.
В результате опросовполучилась следующая картина: вне зависимости от пола и возраста подростковглавной причиной отказа оказалось не опасение за здоровье, а невозможностьдальнейшего приобретения наркотических веществ.
И напоследок. Школьники,не задумываясь, повторяют за взрослыми: “один раз попробуешь – привыкнешь”,“наркотики – белая смерть” и другие подобные изречения, а в провоцирующейситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов.
По последним данным 32%подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов илиприобретения уверенности.
28% подростков впервыепробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных дляних лиц, т. е. в результате стороннего внушения.
39,5% подростков пробуют наркотики излюбопытства.
Конечно, экономическийкризис, социальная среда, проблемные семьи, дурная компания; педагогическаязапущенность и т. д. – все это очень сильные обстоятельства, которые однимипсихолого–педагогическими воздействиями исправить нельзя.
Однако, отрадно отметить,что в процессе проводимых исследований нам не так уж редко встречалисьнормальные, психологически сбалансированные молодые люди, которые однозначноотрицательно относились к наркотикам, несмотря на то, что выросли исформировались в центрах схождения всех самых негативных условий и факторовриска.

Списокиспользованной литературы
1.     Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
2.     Березин С.В.Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара: Изд-во «Самарскийуниверситет», 2000 — 72с.
3.     Горьковская И.А.Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал.1994. №2. С.57-65.
4.     Лисецкий  К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. Самара,1995.
5.     Лисецкий  К.С., Мотынга   И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара,1996.
6.     Личко   А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
7.     Личко А.Е.,Битенский B.C. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.-304с.
8.     Максимова Н.Ю. Осклонности подростков к аддитивному поведению // Психологический журнал. 1996.Т. 17. №3. С. 149-152.
9.     Петровский А.В.Феномены субъективности в развитии личности.-Самара: Б. и… 1997.-102С.
10.    Предупреждение подростковой июношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М.: Изд-во Института Психотерапии,2000.
11.    Психологические особенностинаркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологическогоисследования) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во«Самарский университет», 1998. — 148с.
12.    Пути и методы предупрежденияподростковой и юношеской наркомании Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого,И.Б.Орешниковой. Самара: Изд-во «Самарккий университет», 1999.-200с.
13.    Райский Б.Ф. Условия и причинывозникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград:ВГПИ, 1998. — 88с.
14.    Ремшмидт X. Подростковый и юношескийвозраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
15.    Саморазрушающее поведение уподростков. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического ин-та, 1991.-125 с.
16.    Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемыпрофилактики наркомании в подростковом возрасте. Пути решения. В сборнике«Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.М.2000.
17.    Фрейд   А. Психология»Я". М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.