План: Введение…ст.1. Выдвижение следственных версий…ст.2. Планирование расследования. Техника планирования…ст.8 Заключение…ст.14 Библиография…ст.15 Введение Криминалистика — развивающаяся наука, изучающая возможности противодействия преступности. Она долж¬на реагировать на изменчивость преступлений, их изощ¬ренный характер, появление новых видов и способов со¬вершения преступлений.
Правильное применение средств и приемов криминалистики позволяет раскрывать самые сложные преступления. Каждое преступление может и должно быть раскрыто. Криминалистические знания яв¬ляются мощным оружием в руках профессионалов — оперативно-розыскных сотрудников, следователей, проку¬роров, судей, экспертов. Криминалистика дает возможность получить представле¬ние о сущности криминалистической науки, ее содержа¬нии, о криминалистических рекомендациях, средствах,
приемах и методах раскрытия и расследования преступ¬лений. Одним из важных разделов криминалистики является «Организация и планирование расследования». Грамотное планирование расследования по сложным уголовным делам на основе полной отработки следственных версий являет¬ся одним из важнейших условий установления объективной истины. Как справедливо считает Н. А. Селиванов, выделение комп¬лекса первоначальных следственных действий
“ориентирует следователя на использование максимума возможностей для обнаружения доказательств, имеющихся на исключительно важ¬ном — первоначальном этапе расследования, и на создание надлежащей базы для тщательного, обоснованного планирова¬ния всего следственного производства по делу”. Изучение этого раздела имеет большую важность для подготовки криминалиста-профессионала и даёт базу для его дальнейшего совершенствования. 1. Выдвижение следственных версий
Планирование - это сложный по своей структуре творческий мыслительный процесс. Наиболее типичными логическими средствами познания, которыми пользуется следователь, являются: версия и вопрос. Версия лежит в основе планирования, вопрос - в основе про¬верки версии. Названные логические формы мышления используются, прежде всего, потому, что, приступая к расследованию, следователь, как правило, не располагает доста¬точными данными.
В начале рассле¬дования перед следователем возникает обычно задача со многими неизвестными. Чтобы решить ее и объяснить исследуемое событие и его отдельные обстоятельства, следователь прибегает к такому приему, как построение версий. Версия — это одна из форм познания неизвестного. По своей природе версия — разновидность гипотезы; у нее есть те же элементы, что и в структуре гипотезы. Вер¬сия имеет значение только для данного случая.
Отличие версии от иных частных гипотез состоит в следующем: 1) формируется и используется в уголовном судопроиз¬водстве; 2) выдвигается специально уполномоченными на то лицами; 3) объясняет факты значимые для установле¬ния истины по делу; 4) проверяется с помощью проведе¬ния действий, предусмотренных законом.
Версия охваты¬вает: возникновение и формирование предположительного суждения; анализ предположения и разработку следствий; проверку следствий. Версия — обоснованное предположение относительно отдельного факта или группы фактов, имеющих или мо¬гущих иметь значение для дела, указывающие на нали¬чие и объясняющие происхождение этих фактов, их связь между собой и содержание, служащие целям установле¬ния объективной истины. В расследовании версии выпол¬няют функцию обеспечения фактов в форме предположе¬ний и функцию
метода познания. По своей структуре версия включает в себя следующие элементы: а) основу (сведения, которыми располагает сле¬дователь); б) логическую обработку информации; в) пред¬положения; г) выведение следствий; д) проверку и оцен¬ку предположений. Сложный мыслительный процесс выдвижения следственных версий и их проверка состоят, как отмечает Я.Н.Пещак, из трех основных этапов: “ первый этап- собирание фактического материала, его логический анализ и оценка.
Второй этап- выведение и формулировка собственно следственных версий, включая выведение и формулировку предположений составляющих основу этих следственных версий. Третий этап выведение следствий, которые должны существовать в случае истинности отдельных следственных версий, и проверка существования этих следствий”. Проверка состоит в установлении следствий при помощи проведения след¬ственных (судебных) действий или оперативно-розыскных мероприятий либо их комплексов
(тактических операций). Выдвинув версию, следователь рас¬суждает следующим образом: если версия верна, то в действительности должны существовать определенные факты являющиеся следами, признаками преступления и подтверждающие версию. Например, по делу об убийст¬ве выдвигается версия, что убийство совершил А. из пистолета «ТТ» с целью завладеть имущество потер¬певшего. Из данной версии выводится следующее: у А. должен быть пистолет «ТТ»; у
А. должны быть вещи, принадлежащие потерпевшему. Прежде чем проверить практически, соответствует ли это действительности, мысль следователя приобретает форму вопроса: «Есть ли у А. пистолет «ТТ»?», «Имел ли он право на ношение оружия?», «Хранятся ли у А. похищенные вещи?», «В каком месте они хранятся?» и т. п. Для разрешения пос¬тавленных вопросов в плане намечается проведение следственных действий и розыскных
мероприятий, по¬ручаемых органам милиции. Получив ответы на постав¬ленные вопросы, следователь тем самым получает и не¬обходимые данные для вывода о подтверждении или опровержении выдвинутой версии. Свойствами версии являются: обоснованность, реаль¬ность, конкретность и относимость. Версия — это всегда обоснованное предположение. Не каждая догадка или предположение становится версией. Предположение становится версией только тогда, когда оно основано на известных фактических данных.
Причем версия должна быть реальной именно в данных обстоя¬тельствах места и времени (отсутствие свойства реально¬сти позволяло бы выдвигать версии о совершении преступ¬ления, например, инопланетянами). Версия — это предположение о факте, относящемся к делу (речь идет о свойстве относимости). Поэтому не яв¬ляется версией предположение о фактах, не связанных с предметом доказывания. Версии классифицируются по различным основаниям: по субъекту выдвижения — следственные, оперативно-
розыскные, судебные, экспертные; по объему понятий — общие и частные; по степени определенности — типич¬ные и конкретные; по отношению к предмету доказыва¬ния — обвинительные и оправдательные. Важную функцию выполняют типичные версии. Они наиболее характерны для определенной ситуации и позво¬ляют объяснять событие при минимальных исходных данных. Значение типичных версий состоит в том, что при дефиците информации возможно определить направление
расследования. Так, применительно к расследованию убийств типичными версиями могут быть: совершено убийство, самоубийство, имеет место несчастный случай или естественная смерть. Более детально типичные вер¬сии по делам об убийствах сформулированы в так назы¬ваемых таблицах Видонова, в которых учтен целый ряд параметров; их разработка основана на выявлении зави¬симостей в результате обобщения 1000 уголовных дел об убийствах.
Важное значение при расследовании преступлений имеет выдвижение общих и частных версий. Общие вер¬сии выдвигаются для объяснения события в целом. Част¬ные версии — для установления и объяснения отдельных обстоятельств и фактов, имеющих значение в ходе рассле¬дования преступления. В процессе классификации версий иногда выделяют рабочие версии. К таковым относятся предположения, над которыми работает следователь.
В большинстве случаев следователь проверяет не менее двух версий — основную версию и контрверсию. Требования, предъявляемые к версии: 1) обоснованность данных, на которых строится предположение; 2) реаль¬ность; 3) объективная потребность объяснения фактов и обстоятельств; 4) отсутствие логических противоречий; 5) конкретность объяснения события или отдельных об¬стоятельств. При построении следственных версий большое значе¬ние имеют приемы логического мышления: анализ и син¬тез,
индукция и дедукция, аналогия. 2. Планирование расследования. Техника планирования Планирование расследования — определение путей и способов расследования, обстоятельств, подлежащих уста¬новлению по уголовному делу, определение системы след¬ственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, их содержания, последовательности проведения, сроков вы¬полнения. Планирование деятельности — это способ орга¬низации работы в процессе расследования преступлений.
Планирование расследования должно подчиняться оп¬ределенным принципам: законности, конкретности, обосно¬ванности, индивидуальности и динамичности. В частности, принцип динамичности планирования означает то, что планирование нельзя рассматривать как разовый и неиз¬менный акт. К составляемому плану нельзя относиться как к жесткому и неизменному. План расследования яв¬ляется динамичным, он может изменяться, уточняться, дополняться по мере установления
новых фактических данных. Динамическая структура процесса планирования, как и со¬держание соответствующей деятельности следователя, состоит из нескольких последовательных этапов. Первый этап планирования заключается в определении не¬посредственных целей расследования и в уточнении целей бо¬лее общего уровня, сформулированных в процессе построения версий и выведения из них логических следствий. Именно на данном этапе в основном создается свое¬образное “дерево целей”, которое и представляет
собой одну единую, но детализированную цель данной системы в целом. Второй этап заключается в выделении общеверсионных во¬просов и обстоятельств, т. е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий. Подобные общеверсионные вопросы имеют отношение к проверке несколь¬ких версий, а потому, чтобы избежать дублирования, нерацио¬нальной траты времени и сил, их необходимо выделить в само¬стоятельный раздел
формируемого плана. Третий этап планирования состоит в выявлений вневерсионных вопросов и обстоятельств, которые, не будучи логическими бедствиями какой-либо версии, тем не менее подлежат обяза¬тельному установлению в порядке так называемого “простого информационного поиска”. Чаще всего выяснение вневерсионных вопросов носит очевидный характер и обусловлива¬ется стандартными, типовыми факторами. К ним относятся, на¬пример, уточнение возраста обвиняемых или потерпевших, ис¬следование
места происшествия при обнаружении трупа или его частей, установление скорости движения автомобиля по исход¬ным данным. Четвертый этап заключается в определении и учете средств, находящихся в распоряжении следователя. При планировании расследования термин “средства” понимается в широком смыс¬ле—как человеческие, материально-технические, информацион¬ные, временные и иные факторы, которые необходимо учиты¬вать при раскрытии и расследовании преступлений. Следователь фиксирует имеющиеся в его распоряжении ресурсы,
т. е. ту ор¬ганизационную систему, которая сформирована на данный мо¬мент расследования. Пятый этап можно определить как этап постановки задачи. В настоящее время принята классификация задач на два наиболее общих типа—на нахождение и на доказательство — главным образом потому, что тип задачи предопределяет метод ее решения. Целью задачи на нахождение является поиск опре¬деленного объекта, не известного в этой задаче, но удовлетво¬ряющего
ее условию, которое связывает неизвестное с исход¬ными данными. Цель задачи на доказательство заключается в установлении правильности или ложности некоторого положе¬ния (высказывания), его подтверждении или опровержении. Под задачей в логической форме следует понимать высказывание типа: дано А; требуется В (<А; В>), где А—заданные условия (средства, ресурсы) и
В—цель деятельности (желаемая конечная ситуация). Субъект планирования одновременно анализирует средства с позиции цели (целевой подход к наличным ресурсам), а цели—с позиции имеющихся ресурсов (ресурсный подход к цели). Шестой этап заключается в разработке, анализе и оценке вариантов возможных моделей процессуальных, оперативно-ро¬зыскных и других действий, направленных на подтверждение или опровержение логических следствий и установление вневерсионных обстоятельств.
Именно на данном этапе следователь принимает решение использовать определенные средства. Чем разнообразнее по характеру запланированные действия, чем шире их поисковые возможности, тем больше ве¬роятность достижения оптимального результата. На этом этапе планирования следователь принимает не только организационные, но и процессуальные и тактические ре¬шения. Седьмой этап планирования состоит в определении наиболее оптимальной очередности ранее намеченных действий
и меро¬приятий. Восьмой этап планирования заключается в определении, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерной продолжительности намеченных дей¬ствий. Несмотря на функциональное различие решений следова¬теля (сроки и исполнители), они настолько тесно связаны меж¬ду собой, что их целесообразно объединить в один этап, в то время как в статической структуре планирования (плане) они являются самостоятельными элементами.
На данном этапе необходимо решить и вопрос об организа¬ционно-управленческой структуре, форме организации участни¬ков расследования (следственно-оперативная группа, следствен¬ная бригада, временное подключение следователей и оператив¬ных работников для оказания помощи и т. п.). Девятый этап состоит в объединении отдельных планов, раз¬работанных по каждой версии (эпизоду), а также планов про¬ведения вневерсионных и общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый сводный план
расследования по делу. Это объединение происходит не механически. Несмотря на пред¬варительную оптимизацию, проводимую на предыдущих (осо¬бенно на 2-м, 7 и 8-м) этапах планирования, следователь вновь корректирует отдельные разделы (составные части) единого плана расследования. Десятый этап заключается в учете результатов реализации сформированного плана и внесении в него соответствующих из¬менений, что предопределяет специфику данного этапа и рассмот¬рение
его многими исследователями как дополнительного, фа¬культативного. Именно этим и объясняется тот факт, что в спе¬циальной литературе корректировка составленного плана обыч¬но выносится за рамки планирования и структурно включается в процесс реализации плановых решений. Планирование расследования — есть мыслительная де¬ятельность следователя, связанная с выдвижением обосно¬ванных следственных версий. Планирование основано на предвидении результатов предстоящих действий.
Задачами планирования расследования являются: оп¬ределение оптимальных путей расследования преступле¬ний; обеспечение объективности, полноты и всестороннос¬ти расследования; своевременное применение научно-тех¬нических средств и тактических приемов в расследовании; определение наиболее эффективного сочетания следствен¬ных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий; содействие экономии сил и средств. Применительно к деятельности следователя различа¬ют определенные виды планирования.
Это может быть планирование работы конкретного следователя или всего следственного аппарата. Планирование также может быть перспективным и текущим; планирование по конкретному уголовному делу и календарное планирование. Суще¬ствуют особенности планирования при расследовании дел группой (бригадой) следователей. Результатом планирования расследования выступает план расследования. Составление плана расследования выступает организующим началом в работе следовате¬ля.
Форма плана может быть мысленной, письменной и графической. Так, совершенно очевидно, что в случаях, требующих немедленного выезда на место происшест¬вия производства других неотложных следственных действий, следователь практически составить письмен¬ный план не имеет возможности. Он должен быстро, оперативно, сообразуясь с обстановкой, принять решение, в каком направлении он будет действовать, и мыс¬ленно спланировать весь комплекс необходимых мероприятий, исходя из особенностей
методики расследования преступлений данного вида. Получив необходимые данные, следователь, конечно, должен составить письменный план. В других случаях следователь приступает к составлению письменного плана с момента принятия дела к своему производству, так как характер и вид преступления требуют анализа и глубокого изучения тех материалов, которые послужили основанием к возбуж¬дению уголовного дела. В ходе расследования целесообразно использовать сле¬дующую форму письменного плана:
1) следственные вер¬сии; 2) обстоятельства, подлежащие выяснению; 3) след¬ственные действия и оперативно-розыскные мероприятия; 4) сроки исполнения; 5) исполнитель; 6) примечания. При расследовании сложных дел письменный план целесообразно составлять по эпизодам. В ходе составле¬ния поэпизодного плана фабула дела разбивается на от¬дельные части (эпизоды) и по каждому
из них осуществ¬ляется планирование. План может дополняться определенным графическим материалом, схемами. По сложным, групповым делам целесообразно в отношении каждого обвиняемого систе¬матизировать данные. В ходе расследования может исполь¬зоваться сетевое планирование. Суть данного метода со¬стоит в построении графика, где весь процесс предстоящей работы разбивается на ряд отдельных событий, примени¬тельно к которым должна быть выполнена определенная работа.
На графике это изображается в виде кружков и стрелок (сеть). Заключение. В этой работе раскрыт важный раздел криминалистической техники «Организация и планирование расследования». Грамотное планирование расследования по сложным уголовным делам на основе полной отработки следственных версий являет¬ся одним из важнейших условий установления объективной истины. Выделение комп¬лекса первоначальных следственных действий “ориентирует следователя на использование
максимума возможностей для обнаружения доказательств, имеющихся на исключительно важ¬ном — первоначальном этапе расследования, и на создание надлежащей базы для тщательного, обоснованного планирова¬ния всего следственного производства по делу”. Каждое преступление может и должно быть раскрыто. Криминалистические знания яв¬ляются мощным оружием в руках профессионалов — оперативно-розыскных сотрудников, следователей, проку¬роров, судей, экспертов. Изучение этого раздела имеет большую важность для подготовки
криминалиста-профессионала и даёт базу для его дальнейшего совершенствования. Библиография: 1. Бахін В Гончаренко В. Як розкриваються злочини: (Криміналістика у питаннях і відповідях). К.: Хрещатик, 1996. 2. Криминалистика. – М.: Академия МВД РФ, 1995. – Т.1. 3. Криминалистика. – М.: Высшая школа, 1994. 4. Криминалистика. Учебник под редакцией
Пантелеева И.Ф. и Селиванова Н.А М.: Юр.л 1988. 5. Шепитько В.Ю. Криминалистика: Курс лек¬ций. — Харьков: «Одиссей», 2003. — 352 с. 6. Пещак Я.Н. Следственные версии. М 1976 7. Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М Юрид лит 1982.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |