--PAGE_BREAK--Для воспитательной позиции родителей характерно стремление сделать из своего сына «настоящего мужчину». Родители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стремление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отношении себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают «приемам». Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко наказывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.
У детей рассматриваемой группы — завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как им кажется, оценка родителей (отца и матери) совпадает с их собственной. В ответах детей не встретилось ни одного высказывания, касающегося желания иметь друзей.
Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией родителей или других членов семьи, отличающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие ценности и установки впитываются, усваиваются ребенком и переносятся им на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада.
Природа агрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответствующих ценностей и установок, агрессивных форм поведения.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада.
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивных фантазий.
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки и оскорбления.
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая, ужас и слезы ее владельца).
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы — символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия — это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений, у некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме.
1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Теили иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий — в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых — причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточнее развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.
Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников — агрессивных и неагрессивных — показывает: по большинству из них первые мало чем отличаются от вторых. Так уровень развития их интеллекта в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает. У многих зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представленные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже.
Агрессивные дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств. Характерно, что переживанияэти, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало, чем отличаются от других — среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а субъективным восприятием отношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств.
Еще более существенные различия проявляются в процессе реального взаимодействия. В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослый предлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание к успехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотивацией: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание полагать, что главная отличительная черта агрессивных детей — их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них — противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить.
Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувство пренебрежения обычно приписывает другому. Проявляется это в представлении о своей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.
Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию — прямую или косвенную — в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника — готовностью сотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают: дети первой группызначимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта — как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности — не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.
Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия — это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания.
Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель – избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным и единственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому — самоцель.Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия — действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянные жертвы — более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.
В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме — проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) — от первой группы к третьей. Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткие иустойчивые по форме. В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.
Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
Изучив, теоретический материал по проблеме детской агрессивности, можно сделать следующие выводы:
1. Природа агрессивности уже в достаточной мере освоена и можно выделить главные теории агрессии: теория инстинкта (З. Фрейда); теория фрустрации-агрессии (ДЖ.Доллард); когнитивная теория (З.Берковиц); модель образования новых когнитивных связей или теория социального научения (А.Бандура).
2. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в одном случае — спонтанная демонстрация себя, в другом — достижение своих практических целей, в следующем — подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство — невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.
3. Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процесса социализации. Часто повторяющиеся проявления агрессивности родителей оставляют глубокий след в детском сознании, который трудно изменить только усилиями социального педагога и психолога.
4. В возникновении феномена агрессии можно выделить следующие положения: связь между агрессией и негативным фактором окружающей среды; роль эмоционального возбуждения в процессе возникновения деструктивных реакций; критические переменные в социальном окружении, способствующих проявлению враждебности; специфические механизмы нервной системы; методы контроля агрессивного поведения.
2 МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агрессивного поведения у детей.
На первом этапе работы исследуются клинико-биологические; особенности анамнеза подростков и определяется степень уязвимости их психического здоровья. На втором этапe, оцениваются типы акцентуации характера подростка с определением его принадлежности структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения. И, наконец третий этап связан с оценкой социальной ситуации, в которой, происходит развитие подростка и социально-психологическая коррекция личностных и поведенческих расстройств.
Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Психопрофилактика — система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятнй, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.
Первичная профилактика предполагает:
а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
б) изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика предусматривает:
а) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребёнка;
б) исследование генограмм семьи;
в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
продолжение
--PAGE_BREAK--г) наличие чётких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении детей, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения ребёнка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности ребёнка с учётом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Одной из организаций, занимающейся разработкой и распространением программ здорового образа жизни детей во многих странах мира, является «Навыки жизни». Руководитель LSI и автор одноимённой программы д-р Бенджамин Е. Спрангер создал и внедрил национальные программы на базе своей в 27 странах мира, в том числе и России.
Цель программы – обучение детей здоровому образу жизни и навыкам противостояния негативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:
1. Развитие социальной и личностной компетентности подростков – помочь молодым людям приобрести навыки, необходимые для того, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный выбор в жизни, принимать решение с чётким сознанием собственного поведения и с соответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества.
2. Выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем.
Решение каждой из этих задач предполагает формирование определённого социально-психологического навыка:
позитивного общения;
принятия решения;
решения проблем;
критического мышления;
межличностных контактов;
умения постоять за себя и договориться с другими;
сопротивления негативным влияниям сверстников;
совладания с эмоциями;
управления стрессом состоянием тревоги;
социального приспособления;
формирование позитивного «Образа Я».
В русицифицированной форме программа «Формирование жизненных навыков» включает в себя 35 занятий, которые должны проводиться 1-2 раза в неделю.
Тренинг социальных уменийили как научиться не создавать себе проблемы применяется в США для работы с агрессивными детьми и подростками.
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию других… В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различные способы обучения людей таким умениям. Более того, овладение ими, похоже, резко снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения. Положительные стороны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее ярко в исследовании, осуществленном Шнейдером. В рамках его исследования мальчики и девочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного центра для детей с отклоняющимся поведением прошли тренинг социальных умений, целью которого было снижение их очень высокого уровня агрессии. С этими детьми, разделенными на две группы численностью от 2-х до 4-х человек, в течение 12 недель проводились 30 — 40-минутные занятия, во время которых дети, выполняя различные упражнения, обучались тому, как лучше всего вести себя в ситуациях, которые в противном случае могут привести к агрессии. Например, они научились неагрессивно реагировать на поддразнивания, не принимать близко к сердцу фрустрирующие ситуации и с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других детей.
После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналогичные данные позволяют предположить, что привитие социальных умений агрессивным людям может оказаться весьма полезным — оно поможет им избежать опасных стычек с другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у жестких, склонных к агрессии людей, обычно основываются на следующих процедурах:
Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного поведения.
Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.
Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с моделированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реакций — как правило, позитивных — на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение, Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам — принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.
2.2 Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.
Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия — убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других — малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, — сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное — помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.
Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, — родители.
Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка — кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.
С другой стороны, агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на наших чувствах, а в крайних случаях может привести к деструкции, разрушению непосредственного окружения, включая людей, которых мы любим, нанести непоправимое зло нам самим.
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может быть тоже необходим для адаптации и выживания. Наша задача — научить родителей, уважающих своего ребенка, разбираться в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.
Конкретно же для личности эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служит агрессивность. Одно дело, когда она направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность, ненависть и ярость, по сути, предназначены. Как ни трудно с этим согласиться, следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим.
Нормализация детско-родительских отношений имеет для профилактики состояний агрессии и гнева у детей первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В социально-психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.
Одним из главных преимуществ работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.
Оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.
Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения. В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
Дети младшего и среднего возраста (4—5 лет), которые не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства, можно обучить переносу гнева на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале работников социальной службы должны быть резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой), подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей, но в то же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. Релаксация – это физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приёмов. Упражнения, позволяющие научиться расслаблению, являются одной из составляющих работы с агрессивностью. Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным формированием у ребёнка способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние. Это состояние запускается спонтанно глубоким и полным мышечным расслаблением при наличии трёх условий: достаточного уровня утомления, благоприятных для расслабления внешних условий, отсутствие психологических источников активности. Релаксация достигается на фоне установки на покой и отдых посредством трёх действий: проговариванием определённых словесных формул, управление вниманием и образными представлениями. Возможности аутогенной тренировки в нормализации состояния человека после сеансов: самочувствие и работоспособность хорошо отдохнувшего уравновешенного человека. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение.
продолжение
--PAGE_BREAK-- В процессе социально-профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Вдыхая воздух и улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Также можно пригласить к детям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным.
Как известно, эмпатия — это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории. Можно порекомендовать для формирования эмпатии следующие игры: «Эмоциональный словарь», «Мой хороший попугай», «Сороконожка».
2.3 Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ г.Зеи
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:
· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
· работа с родителями агрессивных детей.
Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком
Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.
Остановимся подробнее на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT) — метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном.
Представляемые образы ( лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.
Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу применяем на занятиях с детьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения (Приложение В).
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.
Исследователем Холтом полученные данные свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева».
Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка — это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.
Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной.
Как правило, для педагогов ДОУ не представляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности, но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности по проективной методике «Кактус» или воспользоваться анкетой, разработанной американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер ( Приложение Г).
Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача (Приложение Д).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ социальной работы российских и зарубежных центров позволяет рассмотреть практическую деятельность с агрессивными детьми в различных направлениях. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.
2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
3. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.
Исследования в этой области показали, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.
На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.
В ходе написания курсовой работы была достигнута цель – изучены модели социально-профилактической работы по предупреждению агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:
1. В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.
2. Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.
3. В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.
4. Рассмотрен опыт профилактической работы с агрессивными детьми на примере дошкольного образовательного учреждения №14 г. Зеи. Применяемые технологии работы с детьми: ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, аутогенная тренировка, релаксация, консультации, родительские собрания и просвещение, информирование об агрессивности в детском возрасте.
Подводя общий итог можно сказать следующее, что для повышения эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением.
.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социа- льной работы // Семья в России, 1994, № 2, С. 32.
2 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001
3 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.
4 Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.-с.55-58.
5 Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.
6 Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21.
7 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001.
8 Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. –М., 1993.
продолжение
--PAGE_BREAK--