Реферат по предмету "Психология"


Младшие школьники: группы риска. Леворукость

УНИВЕРСИТЕТРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОМОСКОВСКИЙФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 
подисциплине: «Педагогическая психология»
по теме:Младшие школьники: группы риска. Леворукость.»

Руководитель: Федотенко Инна Леонидовна
                                                                  Студентка:Буркина Ольга Анатольевна        
                                                                  Группа:П – 03                                                
                                                                  Шифр:0300521/01              

Новомосковск2006

Содержание.
 
Введение.                                                                                             3
1.Особенности учебной деятельности.                                                       5
2.Влияние учения на развитие личности.                                         6
3.Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте  7
4.Особенности межличностного взаимодействия младшего
 школьникасо взрослыми.                                                                           7
5.Причина леворукости.                                                                    8
6.Понятие леворукости.                                                                   10
Заключение.                                                                                       12
Литература.                                                                                        14
          Введение.
 
Младшийшкольник — это начало общественного бытия че­ловека как субъекта деятельности.В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего го­товностью кней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) ипсихического, прежде всего интел­лектуального развития, обеспечивающеговозможность учиться. Основные по­казатели готовности ребенка к школе:сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности,умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучениюозначает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радостиоткрытия, вхожде­ния в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязан­ностям,ответственности перед школой, учителем, классом. Ожи­дание нового, интерес кнему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересекак эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутрен­няямотивация учебной деятельности, когда познавательная по­требность младшегошкольника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
Системаожиданий (экспектаций), как и сформированность предпосылок понятийного,научного мышления, лежит в осно­ве готовности, которая понимается как итогвсего предшеству­ющего психического развития ребенка, результат всей системы воспитанияи обучения в семье и в детском саду. Готовность ре­бенка к школе определяетсяудовлетворением целого ряда тре­бований. К ним относятся: общее физическоеразвитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» на­выкамисамообслуживания, культуры поведения, общения, эле­ментарного труда; владениеречью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки);умение со­трудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъектаучебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качестваформируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности взначительной ме­ре зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отноше­ние кшколе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.
Проблемалеворукости воспринимается многими исследователями как бы вершиной айсберга, ввиде которого можно представить огромную область морфологии и физиологии билатеральныхразличий организма (в том числе и межполушарной асимметрии головного мозга).
Действительно, большаячасть человечества — праворукие и только 5-12% — леворукие. Но следуетпонимать, что и праворукие, и леворукие — это не однородные группы. Среди нихесть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют однойили другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие)- люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученыеотмечают, что количество леворуких возрастает: в 1928 г. среди взрослых быловыявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 г. числолеворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979-1988 гг.достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Цифры по количествулеворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильноразличаются и варьируют от 5 до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и ещеменьше их становится по мере взросления. Леворукость не исчезает, простоагрессивность праворукой среды заставляет леворуких — порой с огромным трудом — приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.
По данным отечественных авторов, количество леворукихлюдей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как втечение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не оченьзаботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, в1987 г. выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек средишкольников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% — средидевочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей,отстоявших свое право на леворукость. В последние годы число леворуких детей вначальной школе составляет 15-23%.
Леворукостьособо четко проявляется и младшем школьном возрасте.

1.Особенности учебной деятельности.
Учебная деятельностьребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и всепредшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).  Учебная деятельностьпредставляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенокучится не только знаниям, но и тому, как усвоение этих знаний.  Учебнаядеятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет — это человек. Вслучае обсуждения учебная деятельность младшего школьника — ребенок. Учасьспособам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя насамоизменение — он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуреспособами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себяпрежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется науровне достижений.
Самое существенное вучебной деятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживание новыхдостижений и происшедших изменений. “Не умел-умею”, “Не мог- могу”, “Был-стал”,-ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений иизменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременнопредметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самогосебя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение кболее совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит,что он психологически погружен в учебную деятельность.
С приходом ребенка вшколу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенокостается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенкапродолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельностиеще предстоит развиться.  Произвольное управление действиями, котороенеобходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах,когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилийограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания кучебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.
Если с приходом в школусразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это можетпривести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебнуюдеятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо ктому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру всебя, начнет негативно относится к школе и к ученью, а возможно, “уйдет вболезни”. На практике оба эти варианта являются типичными: число детей, готовыхк ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказываетсянепосильным, достаточно велико.
Попытки приспособитьдетей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятияэлементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое “обучение”привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебнойдеятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебныхзаданий, не развивает произвольных видов управления действиями.
 В условиях учебнойдеятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем инаядеятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезныетребования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически,”понарошку”.
Дети должны научитьсяразличать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие отигры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенокэто сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активнойжизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим изаниматься игрушками “как маленький” теперь уже должно быть стыдно.
         Игра — не толькосугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, длязаполнения досуга людей всех возрастов.
Обычно ребенок постепенноначинает понимать значение игры в условиях его нового места в системесоциальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть.

2. Влияние учения наразвитие личности.
На умственное развитиеоказывает принципиальное влияние деятельность учения. При этом определяющеезначение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения. К программномуразвитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка: во-первых,усвоение литературного языка, подчиненного норме, во-вторых, овладение чтениеми письмом. И чтение, и письмо — речевые навыки, опирающиеся на систему языка,на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. В третьих,соответствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого недолжен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.
Ребенок в младшемшкольном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватновоспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий оннаучается входить в речевые ситуации и ориентироваться в ее контексте:улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задаватьадекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свойлексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваиватьтипичные грамматические формы и конструкции. Все это — желательные и возможныедостижения в речевом и умственном развитии ребенка.
 На базе овладения языкомпоявляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяютмышление ребенка, но и формируют его личность.

3. Развитиеэмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
 
С момента, когда ребенокпошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше,зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома.
Страхи ребенка отражаютего восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительнорасширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группесверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступаютместо более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметомстрахов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления,и отношения между сверстниками.
Время от времени у детейв этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти вшколу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетруднообнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики вжелудке, рвота и головокружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись кпоявившимся симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатсянормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за родителей (чащевсего — за мать), боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсене вероятностью получить плохую оценку. Родители, выражая при ребенке своитревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них иопосредованно — страх перед школой.
Противоречивые инеуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатление, что они боятсярасставания и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательноестремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлятьнезависимость и настойчивость.
Ребенка, у которогопоявился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть в школу. Иногдаизлишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усилениеуказанных симптомов. Возможно порою лучше “не заметить” плохое настроение ребенкаи проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность впосещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.
 

4.Особенностимежличностного взаимодействия младшего    школьника со взрослыми.
 
В первые школьные годыдети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность вруководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи ивзаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников,однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, чтовсе более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.
Очень важной для ребенкамладшего школьного возраста является педагог( его роль). Вот что говорит обулыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М.Юсупов в книге“Психология взаимопонимания”: “В педагогическом общении улыбка являетсянепременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он впоощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения,но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного иподросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупостьпедагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и безтого большую возрастную дистанцию между ними”.
Различные формы обращениявзрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатомимеют развитие у него тех или других самооценок. В одних случаях у негоразвивается убеждение, что он очень умен, в других — что он некрасив, глуп ит.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценкисказываются на складывании у них критериев оценки других людей.
 

5. Причина леворукости.
В чем причина феномена леворукости – достовернонеизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений.К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласнокоторой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерноодинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели кпреимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежноукоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворукихв числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке,а щит – в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менеезащищенной и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывалсердце, удерживая щит в левой руке, а меч – в правой. Существует еще множествотеорий, выдвигающих версии возникновения леворукости. В частности,доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит отособенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Не самая «мощная»по своей теоретической значимости теория, конечно, — но зато чрезвычайно важнаядля здоровья женщин-левшей. Дело в том, что недавно американские ученые выявилинеприятную закономерность: у дам, предпочитающих действовать преимущественнолевой рукой, существенно повышается риск развития рака молочной железы.
Проблемы левшества и леворукости интересуют науку(психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. Инепонятного здесь гораздо больше, чем понятного.
Левшество связано с асимметрией парных органовчеловека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многимиорганами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз,пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой можетчастично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо,сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людейразвиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим.Преобладание левой части над правой и называется левшеством.
Левшество может быть сенсорным, касающимся органоввосприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ногиили руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторноголевшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но бытьтолчковой левая нога.
Леворукость является частным случаем моторноголевшества. Частным, но вырастающим в огромную проблему, которую нельзя решитьмеханическим способом.
Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: этодоказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых,переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитиеи привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны содним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правойруки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарийраспределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот.Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числалюдей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главныецентры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано сразвитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте,в период становления речи.
В качестве весьма поучительного и одного из наиболееярких разочарований при изучении проблемы леворукости являются исследования, врезультате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речиБрока у левшей в 70% случаев расположен так. Же, как и у правшей, в левомполушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов(когда сердце располагается справа, печень слева и т.д.) и даже локальнаядекстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявлениялеворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чемсамая леворукость. Более того, связь между этими состояниями не ясна. Так,например, среди 12 обследованных людей с тотальной транспозицией внутреннихорганов не было ни одного левши.
Лишь у части леворуких детей картина оказываетсяперевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие (и оно,соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантноеправое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. Врезультате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованиюв этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитииречи и на общем развитии ребенка.
Ситуация с передачей функций доминирования правомуполушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсене означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правоеполушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление.Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» заречь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитиюспособностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собойнаучного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любойлеворукий ребенок — потенциальный гений.
 

6. Понятиелеворукости.
 
В многочисленных исследованиях так или иначевычисляется «коэффициент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, какимиз критериев определения левшества надо придавать большее, а каким — меньшеезначение. Имеются различные точки зрения по этому вопросу. С другой стороны,указанные признаки не коррелируют между собой, в различной степениограничиваются культурологическим давлением и даже могут изменяться в течениежизни с одного типа на противоположный. Мы не знаем, какой вклад в них вноситпереучивание с одной руки на другую.
Наконец, весьма болезненным представляется вопрос отом, где же проводить разграничительную черту между левшами и правшами пристатистическом анализе отдельных признаков. Несмотря на указанные трудности приопределении ведущей руки, уже давно имеет место тенденция к расширениютолкования понятия «левшества», с включением в орбиту рассмотрения ведущегоглаза, ведущего уха, ведущей ноги и т.д., что, конечно, еще больше запутываетпроблему. Не имея надежных данных о морфофизиологических особенностях левшей,мы не можем судить об их происхождении, а следовательно, и о природе самихбилатеральных различий. В чисто практическом плане достаточно знать, чтолеворукость бывает генетически обусловленной, компенсаторной и вынужденной.
Генетически обусловленная леворукость передается понаследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке. Точно так жепередаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа имногое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеетгенетического фона и не передается по наследству, называется патологической.Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основележит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждойруки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей — левое, а у леворуких — правое. Так вот, если левое полушарие по каким-топричинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое можеткомпенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этомслучае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называюткомпенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, котораявозникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в периодактивного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречьтравмированную правую руку и активно использовать левую.
По организации работы головного мозга такие дети неявляются леворукими, но наиболее активной у них будет левая рука. Исходя изэтих трех форм леворукости, интересно поразмыслить, кого же пытаютсяпереучивать «слева направо» некоторые излишне ретивые родители ипедагоги.
Может быть, они мечтают добиться успеха, сломав всюбиологическую иерархию деятельности головного мозга у ребенка с генетическиобусловленной леворукостью?
 Или, в случаях компенсаторной леворукости, у них естьжелание сделать из ребенка-левши образец «праворукости», переложивфункции управления ведущей рукой на пострадавшее в результате какой-то причинылевое полушарие?
А может, кто-то решит, что нужно сломать с трудомвозникшие связи в головном мозге, переключившие функции ведущей руки стравмированной правой на здоровую левую?
Следует помнить, что преимущественное владение той илидругой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особойорганизацией работы его центральной нервной системы. Большими усилиями родителии педагоги могут, конечно, заставить ребенка- левшу действовать правой рукой.При этом они рискуют создать клубок медицинских и психологических проблем, всравнении с которым «исправленная» леворукость малыша покажется лишьзабавной невинностью. Прежде чем попытаться сделать из ребенка-левши правшу, непомешает проконсультироваться с психологом медицинского и педагогическогопрофиля. Взвесить все «за» и «против» самым тщательнымобразом — ведь левшой, между прочим, является каждый пятый всемирнопрославившийся человек.

Заключение
 
Вначальной школе у младшего школьника формируются ос­новные элементы ведущей вэтот период учебной деятельности, не­обходимые учебные навыки и умения. В этотпериод развивают­ся формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение си­стемынаучных знаний, развитие научного, теоретического мыш­ления. Здесь складываютсяпредпосылки самостоятельной ориен­тации в учении, повседневной жизни. В этотпериод происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не толь­ко значительногоумственного напряжения, но и большой физи­ческой выносливости. Младший школьникхарактеризуется доминированием внешней или,  практической активности, причемсила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознаниесебя как субъекта учения.
Для 85% населения земли правая рука является главной ииздавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизацияустроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способписьма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налевоправой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себетакую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобыих было удобно брать левой рукой, — чтобы понять, как встречает мир леворукихлюдей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей нетолько не переучивают, но и создают все условия для нормального существования,обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение кэтим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах естьспециальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы,различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и дажекомпьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей.Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый можетполучить практически любую специальность, так как есть станки, устройства иприспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничениев выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своихлеворуких детей.
Педагоги старого поколения и родители прошлыхдесятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой,руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворукимнеудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижалаадаптивные возможности ребенка.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогическойстратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости.Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальноеопределение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуютпроводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделатьтолько специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, иродителям — для того чтобы потом их подтвердили или опроверглипсихологи-профессионалы.
Несомненно, леворукость нельзя считать причинойнарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных ифизических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукойзависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желанияили нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей нетолько «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высшихпсихических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенкаработать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть

Литература.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва:    ”Академия”,1997.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.М.Логос, 2003.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. — Москва: ”Академия”,1997.
4. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Издательскийцентр “Академия”, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :