Реферат по предмету "Психология"


Психология и педагогика профессиональной деятельности

(НаименованиеВУЗа)
Специальность:«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
 
КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«Психология и педагогика»
Тема:«Психология и педагогика профессиональной деятельности»
Студента __________
__________________
Группа____________
Проверил _________
__________________
МОСКВА 200__г.

С О Д Е РЖ А Н И Е
1. Введение
2. Психология профессионального межличностного общения.
3. Специалист и трудовой коллектив.
4. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста.
5. Профессиональная адаптация специалиста.
6. Стресс и личность специалиста.
7. Профессиональная готовность специалиста.
8. Список литературы.

1.ВВЕДЕНИЕ
Вся существующаяреальность выступает объектом и предметом изучения в различных системахнаучного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимаютпсихологические науки.
Психология в переводе сгреческого – учение о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Этонаука прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человекаи различных форм общности людей. Психология как наука изучает факты, закономерностии механизмы психики (А.В.Петровский). Традиционно основным объектом психологииявляется человек. В таком случае психология – это наука о закономерностяхвозникновения, формирования, развития, функционирования и проявления психикилюдей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Объектомпсихологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различныесоциальные группы, массы и другие формы общности людей.
Человек в своемфизиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии,участвует во многих сферах жизни, занимается различными видами деятельности.Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы,возрастные профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные,организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей.
Основная задачапсихологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей,закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений,возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека.Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям поповышению их стрессовой устойчивости и психической надежности при решениипрофессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни идеятельности.
Психология выступаетодной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии,поскольку для них основным объектом являются человек, организация имотивирование его деятельности, формирование и развитие личности. К.Д.Ушинскийне без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знатьво всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать егокак на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политическихсистем, так и в практической деятельности.
Каждый человек выполняетте или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые функции (учителя,врача, юриста, руководителя, матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом вовзаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальныхсвязей и отношений. Все многообразие этих связей и отношений людей можно свестик шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие иодностороннее действие, несодействие, противодействие. Очевидно, что наиболееприемлемой формой является взаимное содействие людей при решении имипрофессиональных и других социальных задач. Что же касается взаимного несодействия,то это наиболее приемлемая форма взаимодействия людей в общественных местах ихпребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т.п.).
В ходе социальноговзаимодействия между людьми могут возникать различные межличностные отношениякак позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего)уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношениянеприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическаясторона социального взаимодействия людей, которая и является предметомсоциальной психологии.

2. ПСИХОЛОГИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Межличностные отношения,выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другогосоциального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и отпсихологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействиесубъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения имисоциально-ролевых функций.
Частным случаемсоциального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение какцеленаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваютсяконтакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика истратегия поведения.
В психологии принятовыделять следующие закономерности общения:
наличие общностиинтересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;
отсутствие дефицита,вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потомуневозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства испособы ее реализации;
развитие, наращивание, совершенствование.Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается;
позитивный настрой напартнера по общению. В противном случае возникает так называемыйперсонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, таки понимание идущей от такого партнера информации.
В социальной психологиивыделяют три взаимосвязанные стороны в общении:
коммуникативную (обменинформацией между партнерами по общению);
перцептивную (взаимноевосприятие и понимание людьми друг друга);
интерактивную(взаимовлияние партнеров).
Межличностное общениевыполняет много разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:
профессионально-деловую;
познавательно-диагностическую;
педагогическую;
информационную;
управленческую;
обратной связи;
самоутверждения личности;
реализации потребности вобщении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общенияименно с этим человеком;
решение других задач.
В целом преобладание техили иных функций в конкретном общении зависит от того, по поводу чего и длячего люди общаются. В этом смысле выделяют пять основных видов общения взависимости от определяющих их целей.
1. Цели общения находятсявне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого ипроисходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловоеобщение.
2. Цели общения состоят вприобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора(коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическоеобщение.
3. Цели общения состоят впознании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатораинформации: познавательное общение.
4. Цели общения состоят впобуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию:управленческое общение.
5. Цели общения находятсяв нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей иудовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийноеобщение.
Эмоционально-эмпатийноеобщение крайне необходимо в служебной, деловой обстановке, где оно проявляетсяв различных формах так называемого психологического поглаживания: одобрения,поощрения, моральной поддержки и т.п.
Различают и другие видыобщения:
примитивное,субъект-объектное общение, когда партнер по общению рассматривается лишь каксредство решения тех или иных задач;
манипулятивное, прикотором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению ипоследний с ним соглашается и потому действует соответствующим образом;
паритетное общение, каксубъект-объектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность,имеющую право на свою позицию, точку зрения.
В общении широкоиспользуются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразиеможно свести в три группы:
1) вербальные (слово,речь);
2) невербальные(неречевые средства);
3) смешенные (сочетаниевербальных и невербальных средств общения, что обычно и бывает при вербальномобщении).
В вербальноммежличностном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное решениекоторых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретнымсодержанием и успешным. Так, если у коммуникатора проблема состоит в том, чтобыподобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществитьпередачу информации реципиенту, то у последнего происходит обратный процесс: онполучает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникаютуже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствияобразов, мыслей, переживаний у коммуникатора и реципиента может оказатьсянеполной и даже вообще отсутствовать. В целом же исследования показали, чтопотери и искажения в информационным общении между коммуникатором и реципиентомсоставляют около 60 %.
3. СПЕЦИАЛИСТИ ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ
В отечественнойсоциальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностеймалой социальной группы, как определенный уровень социального ипсихологического развития социальной группы. Однако далеко не всякая социальнаягруппа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту илииную деятельность.
Понятие «малая социальнаягруппа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть многоразновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считатьколлективом (диффузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.).
Существует немалоподходов к пониманию категории и явлению «малая социальная группа» и ееколичественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественнойсоциальной психологии.
Малая группа – это любоеколичество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждыйчлен группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого членагруппы (Р. Бейлз).
Малая группа – этосоциальная общность, которая состоит из определенного количества лиц,находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенныхпозициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм,регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам.
Малые социальные группыразличаются:
а) как условные иреальные, лабораторные и естественные;
б) по способувозникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся(формальные) для решения отдельных задач;
в) по характеруконтактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные)контактные группы;
г) по содержаниюдеятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые,самодеятельно-творческие;
д) по характерусоциальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;
е) по уровню развития:диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы;
ж) по степени принятияличностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группычленства и референтные группы.
Предметом изучениясоциальной психологии в малых социальных группах выступают, прежде всего, такиепсихические феномены, как групповые, коллективные мнения, настроения традиции,отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, самоутверждение, адаптацияличности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние,социально-психологический климат и др.
Психика группы – этореальное сознание людей данной общности, характеризующееся конкретнымсодержанием (нравственным, эстетическим, политическим, профессиональным,правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии,безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений.
Психика социальной группыне сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика,выступая совокупностью содержания и состояния социально-психологическихпроцессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членовгруппы, своеобразием материально- технических и экологических условий ее жизнии деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровеньфункционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов,своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретнойситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальнымфактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.
Коллектив – этоконтактная общность людей, объединенных единством общественно полезнойдеятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признакисоциальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезнаяцель деятельности людей данной общности (А.С. Макаренко, А.В. Петровский);
2) контактность (какнепосредственная, так и опосредованная);
3) наличие организации, субординацииотношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А.С. Макаренко);
4) определенный уровеньразвития коллективистической психологии – психологии взаимного понимания,сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.
Во многих видахсовременной профессиональной деятельности коллектив становится основным еесубъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многимвидам спортивной, воинской и другой деятельности.
Коллектив является однимиз основных субъектов формирования и развития гуманистической,коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить иутвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступаетсвоеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном длясоответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворениямногих значимых для нее потребностей.
Коллективу присуще общиепсихологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся:
достаточный уровеньпрофессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместныхдействий;
нравственнаявоспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношенияхчленов коллектива;
высокая организованность,дисциплинированность, управляемость социальной группы;
достаточный уровеньполитической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;
благоприятный иустойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого членаколлектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологическойкомфортности.
При вхождении молодогосотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающихпроблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся вколлективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно),какова мотивация его профессиональной деятельности. Например, люди в коллективемогут в разной степени проявлять готовность принять профессиональные,нравственные и другие ценности и нормы, правила группы, коллектива.
В социальной группе,производственном, трудовом коллективе складываются разные структуры связей иотношений людей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучшеориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.
Различаютсоциометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властныхотношений.
Социометрическаяструктура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системевнутригрупповых межличностных предпочтений по тому или иному критерию,признаку.
Коммуникативная структурагруппы – это совокупность позиций членов группы в системах информационныхпотоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, а такжеконцентрация у них того или иного объема групповой информации. Владениеинформацией – показатель положения члена группы. Члена группы, обладающегонаибольшим количеством информации, называют коммуникативным лидером.
Структура социальнойвласти в коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властныхотношений: руководство и лидерство.
Руководство – этоофициальная, формальная, социальная, административная система властныхотношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах иправилах система регулирования поведения и деятельности, прежде всего впрофессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующихруководителей.
Лидерство – этонеофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологическихпреимуществах лидера властная система отношений.
Эти две системы властныхотношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой,совпадения.
Одной из важныххарактеристик (и форм проявления) властных отношений выступает стиль поведенияи деятельности руководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельностиприменимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.
В психологии выделяютследующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости отпреимущественной ориентированности человека, руководителя:
деловой стиль – решениепрофессиональных и других поставленных задач;
коммуникативный стиль –преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми.
В зависимости отхарактера такого взаимодействия различают стили: командный, административный,авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный,попустительский, анархический;
эгоистический стиль –преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного идругого характера.
Выделяется также гибкийстиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может ииспользует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточноадаптивную, гибкую, нестереотипную личность.
Групповое коллективноемнение – это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или ихзначительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива иего отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнениевыступает показателем нравственности групповой психики. В общем мнении,сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целогоколлектива.
Наиболее динамичнойформой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповыенастроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настройколлектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживаниилюдей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иноймомент или отрезок времени.
Интегративнойхарактеристикой и формой проявления групповой, коллективной психики выступаетморально-психологическое состояние (атмосфера) группы.
Морально-психологическоесостояние коллектива – это обусловленное влияние социальных, групповых,деятельностных и других факторов относительно устойчивое и ограниченное повремени состояние мобилизованности и настроенности психики членов коллектива;та или иная степень реализации, актуализации и проявления духовных возможностейколлектива; определенный функциональный настрой психики людей в конкретныхобстоятельствах жизни и деятельности, реально действующие духовные силы людейкак фактор успешности действий и поведения.
Морально-психологическоесостояние коллектива характеризует степень психологической готовности людейрешать те или иные задачи, осуществлять соответствующее поведение.
Одной из интегральныххарактеристик групповой, коллективной психики выступает сплоченность как та илииная степень ценностно-ориентированного единства группы. Сплоченность – этостепень единомыслия, единочувствования и единодействия членов группы,коллектива, степень принятия ими соответствующих норм, правил, ценностей,отношений и т.п. Это степень единства членов коллектива, социальной группы наоснове общности их интересов, потребностей, отношений, целей деятельности,взаимоотношений, подлинного коллективизма при решении профессиональных и другихзадач групповой жизни и деятельности. Степень единства может быть от полногосогласования, совпадения до полного согласования.
Основные направленияработы по сплочению коллектива, созданию в нем благоприятнойморально-психологической атмосферы:
а) правильное решениеорганизационных вопросов; подбор и расстановка людей, обучение и воспитаниеактива, руководителей нижних звеньев, контроль и оценка деятельностисотрудников, стимулирование их деятельности и поведения и др.;
б) правильная организациядеятельности и ее обеспечение средствами, материалами и т.п.;
в) целенаправленноепроведение воспитательной работы в коллективе, направленной на формирование улюдей коллективизма, нравственно-психологического здоровья, профессионализма,деловитости и т.п.;
г) повышение авторитетаруководителя, актива, использование ими адекватного стиля взаимодействия ссотрудниками, психологически обоснованного стимулирования сотрудников,оценочной деятельности в коллективе;
д) недопущение ипреодоление, профилактика негативных социально-психологических явлений,мешающих сплочению коллектива: индивидуалистического, эгоцентрическогосамоутверждения сотрудников; отрицательного лидерства, ведущего к созданиюнегативных стихийно складывающихся микрогрупп; недовольств, страхов,конфликтов, слухов.
4.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Одной из фундаментальныхпотребностей личности является потребность в самоутверждении – это стремлениереализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении,взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определеннойвысоте в своих глазах и во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человекпроизвольно и целенаправленно проявляет себя, свое «Я», свою индивидуальность иутверждает себя как личность.
Самоутверждение –атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и помере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание,способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальномсамоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь к все более значимымобщественным ролям.
Стремление личности ксамоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее кпрофессиональному самоутверждению – одним из факторов ее профессиональногостановления и совершенствования.
Сущность самоутверждениясостоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессевзаимодействия со средой и осуществления деятельности.
Основные сферыпрофессионального самоутверждения специалиста: профессионально-деятельностная,социально-ролевая и социально-психологическая (система неформальных отношений вколлективе).
В самоутвержденииличности, а это в полной мере относится к профессиональному самоутверждениюмолодого специалиста, выделяются три этапа: подготовительный, основной(исполнительный) и заключительный.
Основным содержаниемподготовительного этапа является самоопределение личности: осознание еюпотребности в самоутверждении и реализации, выработка своей позиции, отношениек окружающей ее действительности, постановка целей деятельности, определениесвоего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива,обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлениюсвоих целей.
И с п о л н и т е л ь н ый этап – это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.
На з а к л ю ч и т е л ьн о м этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своегосамоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепеннопереходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способовдальнейшего самоутверждения личности.
В отечественнойпсихологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальныхсоциальных потребностей и тем самым как важное условие и фактор развитияличности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении можетвыступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением другихпотребностей.
Выделяют четыре группыиндивидуальных потребностей в самоутверждении:
1) в достиженииопределенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своейсоответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверияокружающих;
2) общении, выполненииопределенных социальных, социально-психологических ролей в контактнойсоциальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезнымему;
3) потребностипрестижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих,сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие,самолюбие, потребность в аффилиации;
4) познании своейиндивидуальности, сил и возможностей, приобретении или усилении чувствауверенности в себе.
Соотношение этих групппотребностей в конкретном случае самоутверждения и определяет в значительнойстепени его цели, характер и динамику. Потребности личности в самоутверждениивыступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели имотивы самоутверждающего поведения.
Личность обычно стремитсяк самоутверждению в разнообразных официальных и неофициальных сферахвзаимоотношений в коллективе, социальной среде и на различных уровнях общения:по горизонтали (среди равных) и вертикали (среди старших, начальников и вомнении младших, подчиненных).
Успешностьсамоутверждения личности может быть различной, что соответствующим образомсказывается на психическом состоянии, как самой личности, так и социальнойконтактной среды, коллектива.
Неотъемлемой чертой,характеристикой, атрибутом самоутверждения личности выступает ее осознанно-мотивированнаяактивность. Отсюда внутренними критериями самоутверждения как феноменавыступают потребности в самоутверждении, цели и мотивы данного процесса. Авнешними – уровень, широта, устойчивость и направленность активности,устремления личности, сферы, средства, формы ее самоутверждения.
Успешностьрассматриваемого процесса характеризуется степенью совпадения первой и второйгрупп критериев в конкретном акте самоутверждения личности.
Одной из активных формутверждения личностью своей индивидуальности является ее стремление статьлидером в микрогруппе, коллективе. В каждой социальной группе в неофициальнойсистеме взаимоотношений стихийно возникает процесс выделения лидера в интересахобеспечения внутренней социально-психологической самоорганизации группы.Лидером становится тот, кто не только может что-то дать группе, но и хочет,умеет это делать.
Основу лидерствасоставляет психологический механизм состязательности. В этом смысле и борьба залидерство может проявляться в разных и даже противоположных формах.
При соревновательныхотношениях выдвижение лидера происходит на основе действительных иконструктивных, соответствующих интересам социальной группы, осуществляемойдеятельности, достоинствах и качествах лидера. Когда же лидер перестаетоправдывать ожидания группы, происходит его безболезненная, основанная надобровольном согласии замена другим лидером.
При конкурентныхотношениях в борьбе за лидерство могут использоваться недозволенные,безнравственные, не в полной мере соответствующие групповым ожиданиям средстваи способы в таком случае лидер обычно пытается любыми способами не толькоутвердить себя, но и всячески поддерживать, отстаивать свое лидерство идобровольно от него обычно не отказывается. Такое лидерство чаще всего бывает вкриминальных и других асоциальных структурах, организациях, системах отношений.Вполне очевидно, что в производственных и других общественно значимыхорганизациях такое лидерство малоэффективно и чаще носитсоциально-разрушительный характер.
В психологии различают идругие разновидности лидерства (и соответственно типы лидеров):
лидерство в малойсоциальной группе, контактной социальной среде (производственный коллектив,студенческая группа, школьный класс, семья и т.п.) – парное лидерство: лидер вборьбе с другими претендентами и непосредственном контактном взаимодействии сними доказывает свое право на лидерство и добивается признания, поддержкиокружающих;
— фронтальное лидерство:преподаватель и аудитория, оратор на митинге и т.п.;
— иерархическоелидерство: в политических партиях, профсоюзных организациях и другихиерархически организованных структурах.
В зависимости отпреобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективевыделяют три основных вида лидерства:
1) деловое, когда лидерспособен организовать группу на решение значимой для нее задачи;
2) эмоциональное,связанное преимущественно с тем, что лидер налаживает необходимыевзаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным арбитромвозникающих недоразумений во взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуациии создает в микрогруппе необходимую нравственно-психологическую атмосферу;
3) смешенное, когда лидерсовмещает обе названные выше функции. Такое лидерство чаще всего имеет место вустойчивых, длительно функционирующих группах, и особенно характерно для группс отрицательной, антиколлективной направленностью в деятельности.
Одним из факторовсамоутверждения, оказывающим влияние на его характер и успешность, являетсяавторитет.
Авторитет ( в переводе слат. – сила, власть, влияние) – одна из форм взаимоотношений, Под авторитетомпонимают влияние человека (или группы лиц) на окружающих и признание со стороныпоследних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другогочеловека или группы, соглашаются с ним. Без авторитета не возможна никакаяорганизация, его наличие – одно из основных условий успешного руководствалюдьми.
Различают авторитетруководителя, товарища, специалиста (юриста, учителя, инженера и т.п.).
Авторитет человекаявляется результатом и выступает функцией личностных особенностей человека,групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач. При этом ведущую рольиграют индивидуальные психологические особенности человека, степень ихсоответствия требованиям деятельности и ожиданиям людей.
Выделяют двевзаимосвязанные стороны авторитета: объективную Ао и субъективную Ас:
А = Ао + Ас
Объективная сторонаавторитета включает в себя: авторитет должности – Ад, возраста – Ав, стажаработы – Аср, профессии – Апр, ученой степени – Ауч.ст., ученого звания – Ауч.зв.и т.п.
Ао = Ад + Ав + Аср + Апр+ Ауч.ст. + Ауч.зв…
Разновидностью, граньюобъективного авторитета выступает административный, должностной,социально-статустный авторитет: авторитет политической власти, экономическогоприсуждения и даже насилия, административного, правового влияния руководителя ит.д. При таком авторитете осуществляются отношения людей, в которых происходит,с одной стороны, воздействие, чьей либо воли, господствующей воли, а с другой –подчинение этой воле. Например, специалист подчиняется воле руководителя,ребенок – воле родителя, военнослужащий – воле командира и т.п. При такомавторитете подчинение воле другого обычно ведет к снижению меры ответственностиисполнителя, сужению его инициативы, творчества, самостоятельности.
Субъективная сторона вавторитете личности (так называемый моральный, личностный авторитет) выступаетинтегральным синтезом личностных качеств человека: профессионально деловых –Кпд – профессиональное мастерство, добросовестность, ответственность,трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость и др.; нравственных – Кн –честность, порядочность, отзывчивость, товарищество и др.; политических – Кп,организаторских – Ко, коммуникативных – Кк, педагогических – Кпед и др.:
Ас = Рпп { Кпд + Кн + Кп+ Ко + Кк + Кпед….
Как правило, объективнаясторона в авторитете специалиста – величина всегда положительная, тогда какличностный авторитет может не только быть низким, отсутствовать вообще, но ииметь негативное содержание, отрицательную направленность. А поэтому общий авторитетличности может оказаться и отрицательным.
Интересный подход кпониманию истоков авторитета руководителя, специалиста представлен Д.М. Карбышевым.
Д.М. Карбышев не безоснования считал, что авторитет руководителя основывается на доверии, уважениии любви подчиненных, сотрудников. Доверие завоевывается глубоким знанием дела,профессиональной подготовленностью, уважение – добросовестным и ответственнымотношением к делу, а любовь – чуткостью, внимательностью к людям, заботой об ихнуждах. И в этом смысле можно говорить о наличии полного (когда специалистудоверяют, его уважают и любят) и неполного (отсутствуют один или два основанияавторитета) авторитета либо его отсутствии.
Авторитет каксоциально-психологический феномен обладает рядом свойств:
а) приобретаетсямедленно, но утрачен, может быть быстро;
б) имеет определеннуюмеру консерватизма и устойчивости;
в) имеет свойствопереноса из одних сфер жизнедеятельности личности в другие.
Авторитет исамоутверждение – явления близкие, но нетождественные. Достижение личностьюопределенного авторитета может выступать целью ее самоутверждения, а процессреализации этого стремления и есть самоутверждение. В таком случаепсихологические механизмы достижения индивидом определенного авторитетавыступают как механизмы соответствующего самоутверждения личности. Однакоавторитет с необходимостью не предполагает активности личности к егоутверждению. Боле того, авторитет в ряде случаев может возникнутьнепроизвольно, стихийно и даже помимо желания человека. Личность может иметьавторитет в той или иной сфере жизнедеятельности порой не потому, чтостремиться к этому, а просто в силу наличия определенных качеств, спонтаннолибо, наоборот, стремиться к самоутверждению, неадекватному ее возможностям иналичному авторитету.
5.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯАДАПТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Проблема адаптациичеловека длительное время является одним из направлений теоретических иприкладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики,медицины, биологии и др. В наше время уже нет ни одной общественной,антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемыадаптации человека в различных условиях его жизни и деятельности.
В целом, рассматриваяпроблемы адаптации человека, целесообразно исходить из общеизвестного факта:человек предстает в совокупности двух систем – биологической и психической.Каждая из них состоит из многих подсистем. В этом смысле выделяется дваосновных вида (уровня) адаптации человека: биологический и психологический.
Биолого-физиологическаяадаптация присуща и человеку и животным, но важно отметить, что адаптациячеловека как организма, так или иначе, подвержена воздействию социальныхобстоятельств.
Э. Фромм считал, чтоодним из отличий биологической адаптации человека от животных является наличие унего «биологической слабости», под которой ученый понимал «относительныйнедостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации кокружающему миру».
Согласно этой точкезрения отличия адаптации человека от животных на биолого-физиологическом уровнеопределяются низкой инстинктивной адаптируемостью, вследствие чего человеквынужден искать другие пути адаптации, что способствует, в свою очередь,эволюции человека.
В биологической адаптациииспользуется понятие «адаптационный синдром» (Г.Селье). Адаптационный синдром –совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общийзащитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе ипродолжительности неблагоприятные воздействия. Функциональные состояния,развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями.Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение надпочечников,уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов, нарушение обменавеществ с преобладанием процессов распада. В развитии адаптационного синдромавыделяют три стадии:
1. Стадия тревоги:продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: шока ипротивошока на последней из которых происходит мобилизация защитных реакцийорганизма.
2. Стадиясопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Этастадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяетсяпоследней стадией.
3. Стадия истощения:резкое снижение сопротивляемости организма, нарушение его функций, что приводитк заболеваниям и может окончиться гибелью организма.
Наряду с биологическими инейропсихологическими подходами в разработке проблем адаптации человекапоявляются и утверждаются и другие, в первую очередь психологические исоциологические.
Психологическая адаптация– это процесс психологической включенности личности в системы социальных,социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений,в исполнение соответствующих ролевых функций.
Выделяют следующие основныесферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется егопсихологическая адаптация (и соответственно основные разновидностипсихологической адаптации):
социальную во всеммногообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического,правового и т.д.;
социально-психологическую:системы психологических связей и отношений личности, включение ее в исполнениеразличных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптацияличности);
сферу профессиональных,учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности(профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);
взаимосвязи сэкологической средой (экологическая психологическая адаптация).
Соответственно с этимичетырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных видапсихологической адаптации:
профессионально-деятельностную;
социальную;
социально-психологическую;
экологическую.
Результатом процессаадаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.
Адаптированность личностиможет быть:
внутренней, когдапроисходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенномизменении среды ее жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная,генерализованная адаптация личности;
внешней, поведенческой,приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается исохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемаяинструментальная адаптация личности;
смешанной, когда личностьчастично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности,нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое«Я», свою самостоятельность, «самость».
Процесс профессиональнойадаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы:
1. Взаимодействиеличности со средой:
а) социальноевзаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами);
б)социально-психологическое взаимодействие;
в) взаимодействие сматериально-технической средой.
2. Возникновениепротиворечия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.
3. Возникновениепотребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадапции.
4. Проявление реактивныхсостояний защитного характера, защитных реакций у человека (ЗР).
5.Осуществлениезащитного, адаптационного поведения (АП) по снижению дезадапционного состояния.
6. Снижение (либо снятие)противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.
Наглядно это можнопредставить следующим образом:
КС    ПС    ЗР     АП    Разрешение
Психологическая адаптация– явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальныеособенности человека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всегосоциальную среду и разнообразные виды деятельности (в первую очередьпрофессиональную), в которые он непосредственно включен.
В процессе адаптацииличности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданнымиусловиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи сэтим показателем степени психологической адаптированности личности можетвыступать уровень (степень) внутреннего, психологического комфорта личности,определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека,степенью удовлетворения его потребностных состояний.
Психологическая адаптациявзаимосвязана с таким психологическим феноменом, как социализация. Эти процессыблизкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но нетождественные.
Социализация личности –это процесс овладения ею социальными и социально-психологическими нормами,правилами, ценностями, функциями.
Становление личностиспециалиста имеет два аспекта:
1.профессионально-ролевую социализацию личности;
2. профессионализацию какопределенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью,специальностью.
Профессиональная адаптация– это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий егос профессиональной средой.
Профессиональнаяадаптация молодого специалиста – это перманентно идущий процесс, имеющий своюдинамику, содержательные и другие особенности. Ее успешность зависит от многихобстоятельств, среди которых ведущую роль играют:
1. наличие у специалистанеобходимых внутренних предпосылок: соответствующей подготовленности,достаточного уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности;
2. особое внимание самогоспециалиста, руководителей и коллектива в целом к процессу профессиональнойадаптации;
3. осуществление процессаадаптации с учетом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этогопроцесса, так и развития социальной среды;
4. специальноепсихологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе егоособенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
Профессиональнаяадаптация молодого специалиста – процесс преодоления внутренних и внешнихтрудностей, препятствий. Это создает те или иные стрессовые состояния,преодоление и недопущение которых требует дополнительных усилий и специальнойподготовленности. К тому же успешная адаптация невозможна без постоянногосамообразования и самовоспитания специалиста.
6. СТРЕССИ ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
Стрессы – вечный спутникжизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровьячеловека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационныевозможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и плохом стрессе. Однакопо мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людейвозрастает, все более нарастает негативное воздействие стрессовых обстоятельствна психику человека: техногенных катастроф, стихийных бедствий, социальныхпотрясений, насилия, этнических, межрегиональных, религиозных и другихконфликтов.
Таким образом, подстрессом понимается общее явление, включающее в себя совокупность стрессовыхфакторов, ситуаций, обстоятельств и возникающих под их влиянием стрессовыхсостояний у людей.
Стрессоры – настоящий бичнашего времени. Однако исследования специалистов показали, что в определеннойстепени стресс полезен для человека, поскольку играет мобилизационную ипобуждающую роль в его жизнедеятельности и способствует адаптации кизменившимся условиям жизни и деятельности.
Все многообразиестрессоров, вызывающих у человека стрессовые состояния, можно свести в тригруппы:
стрессоры прошлоговремени (например, накопленные обиды, неудачи, ошибки прошлых лет, постстрессовыесостояния, возникшие в результате воздействий прошедших экстремальныхобстоятельств и т.п.);
стрессоры настоящеговремени (любая проблема, болезни и т.п.);
стрессоры будущеговремени (предстоящая сдача экзаменов, возможный раздал собственности, развод ит.п.).
Знание и пониманиеистоков стрессовых состояний необходимо для более успешной их коррекции, авозможно, и недопущения.
Особый класс психическихявлений человека составляют психические состояния, под которыми принятопонимать своеобразие функционирования психики человека в данный момент или втечение какого-то времени.
Привычным явлением сталстресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и являетсяпотенциальным источником стресса. К числу наиболее распространенных стрессовыхситуаций, возникающих на работе, относятся:
— неорганизованность илинеспособность распределять время;
— конфликт с начальникамиили коллегами;
— недостаточнаяквалификация специалиста, его профессиональная неподготовленность;
— чувство перегруженностиработой;
— слишком высокая илислишком низкая ответственность;
— неспособностьукладываться в сроки;
— неумение применять своинавыки;
— скука;
— отсутствие поддержки состороны руководства и др.
Психическая напряженность– одно из наиболее часто встречающихся стрессовых состояний. На работе наиболеетипичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность,являются: дефицит времени, ограниченность информации о тех или иныхобстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика или монотониятрудовой деятельности, низкий уровень социальной защищенности работника,высокая интенсивность труда и др.
Напряженность – этосостояние повышенного функционирования психики и организма человека в тех илииных обстоятельствах.
Современная медицина считает,что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стрессвсе больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает привычка кнему, мы научились жить со стрессом.
Особо актуальным длясовременной жизни и деятельности специалиста являются повышение егопсихологической защищенности, использование им разнообразных форм и видовпсихологических защит от стресса.
Психологические защиты –это использование систем регулятивных механизмов, приемов, соответствующих форми способов поведения и деятельности, направленных на локализацию, устранениенегативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними иливнешними дестабилизирующими обстоятельствами.
Психологические защитынаправлены на сохранение стабильности личности, ее отдельных функций, систем:самооценки, образа «Я», образа мира, других личностных структур.

7.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
 
Одним из непременныхусловий эффективности профессиональной деятельности является профессиональнаяготовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствиясодержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиямвыполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал,что профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояниеличности, считающей себя способной и подготовленной к выполнениюсоответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
В профессиональнойготовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны,грани, разновидности:
предварительную,заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональнуюподготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовностьспециалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых компонентов,психических образований – знаний, умений, навыков профессиональнойдеятельности, профессионально важных качеств личности, ее отношений,предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимогопотенциала личности;
непосредственную,сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующеймобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решениеконкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторонапрофессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью,подвижностью и зависимостью от конкретной ситуации, состояния психического ифизического здоровья специалиста, морально психологической атмосферы вколлективе и др.
Ведущей и наиболеесложной стороной профессиональной готовности специалиста являетсяпсихологическая – профессиональная готовность психики специалиста. Это та илииная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалистана решение профессиональных задач, исполнение своих функциональныхобязанностей.
Особую роль впрофессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативнаяготовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточногоуровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактноговзаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения ссотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностноевзаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживатьи развивать такое взаимодействие.
Важным условиемуспешности деятельности специалиста выступают его готовность и способность кпрофессиональному и личностному самоутверждению, его соответствующая активностьв этом направлении; стремление наиболее полно реализовывать себя как прирешении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками,коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многомзависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех,от готовности к успеху. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит отдвух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний(УП) в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которыечеловек ставил в своей деятельности.
Формула успеха может бытьпредставлена следующим образом:
              Результат
Успех = --------------.
                  УП
Успешностьпрофессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от егоспособности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых,выдвинутых жизнью, общественной практикой задач. Высокий профессионализмсовременного специалиста предполагает наличие творческого начала в его труде,смелости в поиске новых путей, средств, способов решения профессиональныхзадач, как традиционного характера, так и выдвигаемых жизнью.

8. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология и педагогика / Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.,2001 г.
2. Методические рекомендации по курсу«Основы психологии и педагогики» / В.П. Каширин – М., 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.