Реферат по предмету "Криминалистика"


Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Кузбасский Институт Экономики и Права Кафедра правовых дисциплин Особенности расследования преступлений несовершеннолетних (Курсовая работа по предмету Криминалистика) Выполнила: студентка 4 курса Юридического факультета Гр. 993 Топкина Е.А. Проверил: к.ю.н Доцент Безуглов М.В. Кемерово 2003 Содержание: 1. Введение 2. Глава 1 3.

Глава 4. Глава 5. Заключение 6. Список используемой литературы Введение. Преступность в среде несовершеннолетних – это серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается.

В Российской Федерации уголовно-процессуальным и уголовным законом установлены некоторые особенности, связанные именно с несовершеннолетием преступников, но помимо законодательно установленных есть и другие особенности, связанные не столько с процессуальной защитой прав малолетних правонарушителей, сколько с защитой их психики от того воздействия, которое может оказать на них расследование и суд, а также сам факт вынесения в отношении них обвинительного приговора.

Поскольку важность уголовного закона состоит не в строгости, а в неотвратимости наказания, необходимо наказывать в том числе и несовершеннолетних преступников, но делать это надо не с бессмысленной жестокостью, а разумно, чтобы несмотря на совершенное преступление у подростка все же оставалась возможность в дальнейшем избрать непреступный путь. О важности правильного подхода к перевоспитанию малолетних преступников писал в свое время А.С. Макаренко, не только обосновывая своё мнение о важности и возможности перевоспитания,

но и указывая на достигнутые результаты. С моей точки зрения, его работы вполне убедительно говорят о необходимости применения, когда это возможно, к несовершеннолетнему преступнику принудительных мер воспитательного воздействия. Обо всех этих особенностях и будет сказано в данной работе, причем будут рассмотрены не только особенности расследования преступления несовершеннолетних, а также особенности участия несовершеннолетних в расследовании преступлений, поскольку именно несовершеннолетние чаще всего

являются свидетелями и потерпевшими, когда речь идет о преступлениях, совершенных несовершеннолетними преступниками. Глава 1. Общие положения об уголовной ответственности несовершеннолетних. Прежде чем говорить о преступлениях несовершеннолетних и особенностях расследования таких преступлений, необходимо определиться с сами понятием «несовершеннолетний». Кто это такой? Чем он отличается от совершеннолетнего?

Каковы его особенности? Почему эти особенности вообще имеются? На вопрос, кто такой несовершеннолетний, можно ответить по-разному. Можно сказать, что это человек, которому не исполнилось 18 лет, что это лицо, не достигшее совершеннолетия, не достигшее возраста, в котором человек считается совершеннолетним. Все эти ответы указывают лишь на одну особенность – возраст.

Но только в возрасте ли дело? Ведь главное-то не столько в числе прожитых лет, сколько в содержании, которым наполнены годы! Откроем «Толковый словарь» В. Даля. Читаем: «Несовершеннолетний, не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый…» Помимо возраста, там говорится и о таких характеристиках, как «взрослость», «возмужалость», то есть

не внешних, а внутренних признаках личности. По российскому законодательству совершеннолетними признаются граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста у них возникает в полном объеме способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, что свидетельствует о гражданской дееспособности. Возраст с 14 до 18 лет, когда, собственно, и имеет место уголовная ответственность несовершеннолетних, это трудный возраст. Помимо того, что человек еще не сформировался окончательно как личность, не всегда

имеет четко определенные взгляды на мир, у него зачастую есть потребность совершать поступки из чувства протеста, наперекор всем, и не так, как его об этом просят. Кроме того, из-за присущего этому возрасту чувства коллективизма, нежелания отставать от других либо стремления казаться лучше в глазах сверстников, несовершеннолетний может совершить преступление. В Российской Федерации в 1995 году был принят новый

Уголовный Кодекс, в соответствии с которым уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а в случаях, специально указанных в статье 20 УК РФ, с четырнадцати лет. Таким образом, законодательно установлено, что уголовной ответственности подлежат и несовершеннолетние. Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Такие разделы были известны

Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г а также Уголовному Уложению 1903 г. Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в УК таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной

категории. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигаются уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность

суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности . В отличие от ранее действовавшего законодательства УК РФ впервые дает определение, кого следует считать несовершеннолетним в уголовно- правовом аспекте,

т.е. с какого возраста лицо может быть субъектом уголовно- правовой ответственности. В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Уголовная ответственность для четырнадцатилетних – это исключение, и такая ответственность устанавливается за совершение отдельных, наиболее тяжких преступлений. Это означает, что за их совершение может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 5

до 10 лет, либо на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Согласно статье 20 УК РФ, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132),

кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо

вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267). Лицо считается достигшим соответствующего возраста не в день своего рождения, возраст уголовной ответственности исчисляется с ноля часов следующих за днем рождения суток.

Так, если подросток совершил преступление в день своего восемнадцатилетия, то он считается не достигшим этого возраста. Указанный способ исчисления возраста несовершеннолетнего применим и в случаях, когда юридическое значение придается достижению 14 и 16 лет. При отсутствии соответствующих документов, подтверждающих возраст, назначается судебно-медицинская экспертиза. При установлении возраста несовершеннолетнего обвиняемого судебно-медицинской экспертизой

днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день (31 декабря) того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица. Учитывая то обстоятельство, что личность несовершеннолетнего еще окончательно не сформировалась, а уголовное наказание – очень сильное средство воздействия на личность, уголовный закон устанавливает ряд серьезных ограничений в применении мер наказания к несовершеннолетним

преступникам. В частности, статья 59 устанавливает, что смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, статья 57 устанавливает, что пожизненное лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет. Кроме того, статья 88 устанавливает, что несовершеннолетним могут быть назначены только следующие виды наказания: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы;

г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок. Ограничения действуют и при назначении этих видов наказания. Так, штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной

платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Уголовная ответственность может быть заменена применением принудительных мер воспитательного воздействия.

При назначении наказания несовершеннолетнему, помимо положений статей 61 и 63, учитываются и условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Сам несовершеннолетний возраст учитывается как смягчающее вину обстоятельство. Устанавливаются уголовным законом и другие отступления от общих правил. При избрании меры наказания суды должны обеспечивать строго индивидуальный подход к несовершеннолетнему.

Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества. При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо не только выяснить все обстоятельства совершения преступления, но и выяснить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Под выяснением условий жизни и воспитания несовершеннолетнего понимается установление фактов, относящихся

к семейно-бытовой обстановке несовершеннолетнего и его окружению. Способствовать совершению преступления могут, во-первых, отрицательное влияние на несовершеннолетнего родителей и других близких родственников, неправильное воспитание в семье, употребление спиртных напитков, отсутствие у подростка определенных занятий, нормальных жилищных условий, достаточной материальной обеспеченности. Во-вторых, это недостатки воспитательной работы в школе или по месту работы, влияние

преступной среды. Выясняя условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, следователь должен изучить его жилищные и материальные условия, наличие родителей, их занятия, образ жизни, участие в воспитании несовершеннолетнего, организации его досуга, обучения и т.п. Выяснение условий, в которых формируется личность несовершеннолетнего, нередко помогает вскрыть непосредственные причины, которые привели подростка к преступлению, позволяет сделать правильный вывод о том, является

ли преступление случайным эпизодом или обусловлено глубокими причинами. Введение в УК РФ специального раздела, посвященного несовершеннолетним, не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей УК, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых. Например, правила наказания по совокупности преступлений и приговоров, минимальные сроки лишения свободы и т.д. Несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности не только за совершение преступлений,

в которых они были исполнителем, но и за те, в которых они являлись организатором, подстрекателем, пособником, а также за приготовление к преступлению и покушение на преступление. Глава 2. Расследование преступлений несовершеннолетних. Допрос несовершеннолетних. В международных правилах в области прав и свобод человека определенное место занимает производство по уголовным делам несовершеннолетних.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные как Пекинские правила. В них подчеркивается, что особые правила производства по делам несовершеннолетних действуют наряду с основными процессуальными гарантиями, предусмотренными статьей 14 Пакта о гражданских и политических правах. Эти Правила устанавливают, что лица, ведущие производство

по этим делам и наделенные властными полномочиями должны обладать соответствующей квалификацией. В Правилах подчеркивается, что судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и проходить таким образом, чтобы несовершеннолетний мог участвовать в нем и свободно излагать свои показания. Для решения этой задачи Правила рекомендуют создание специализированных судов по делам несовершеннолетних. Далее указывается, что любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская

каких-либо ненужных задержек. А также и то, что право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. Правила предусматривают возможность прекращения дела без судебного рассмотрения с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость и др.) . Многие из этих «Правил» выражены в нормах

УПК, а дальнейшее их совершенствование должно усилить гарантии прав несовершеннолетнего обвиняемого. В Российской Федерации с 1 июля 2002 года действует новый уголовно-процессуальный кодекс. Именно в строгом соответствии с этим нормативным актом должно осуществляться расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними. Особенностям производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних посвящена глава 50 УПК РФ. В первой же статье этой главы говорится о том, что производство по уголовному

делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном УПК, с изъятиями, предусмотренными главой 50. Поскольку данная курсовая работа посвящена именно особенностям расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, более подробно будут рассматриваться именно установленные главой 50 изъятия, а самим общим правилам будет уделено меньше внимания. В соответствии с уголовным законодательством, поводом для начала производства по делу могут быть:

1. Заявление о преступлении 2. Явка с повинной 3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Уже в первичных материалах, как правило, содержатся сведения, указывающие, что лицо, совершившее преступление, является несовершеннолетним. Об этом сообщают потерпевшие, исходя из внешнего вида правонарушителя,

манеры поведения и т.п.; в заявлениях, сообщениях, протоколах осмотров нередко содержатся данные об особенностях, присущих преступлениям, совершаемым подростками; иногда известны конкретные правонарушители (задержаны на месте преступления, явка с повинной) или имеются конкретные данные о них, свидетельствующие об их несовершеннолетнем возрасте, например, об этом знают потерпевшие. Решению вопроса о возбуждении уголовного дела или отказе в этом предшествует деятельность, направленная

на выяснение следующих вопросов: является ли сообщение о преступлении законным поводом для возбуждения уголовного дела; содержат ли они признаки преступления, какой статье уголовного кодекса оно соответствует. Стадия возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетних имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь наличием специфических обстоятельств, подлежащих установлению: 1. Достигло ли данное лицо возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2. Нельзя ли, учитывая личность несовершеннолетнего и содеянное им, освободить его от уголовной ответственности; 3. Не было ли взрослых подстрекателей несовершеннолетнего или иных соучастников преступления. В некоторых случаях целесообразнее возбуждать уголовное дело не в отношении конкретного лица, а по факту совершенного преступления. Это особенно необходимо, когда подросток, совершивший преступление, не достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеются все

основания подозревать наличие взрослого соучастника. При установлении случаев совершения несовершеннолетним преступления в состоянии опьянения, должны быть приняты меры к выяснению источников приобретения спиртных напитков и наркотиков, обстоятельств их употребления, причастность к этому взрослых лиц, должен решаться вопрос о привлечении виновных взрослых к административной или уголовной ответственности. При расследовании преступлений несовершеннолетних чаще, чем при расследовании

преступлений, совершенных взрослыми, возникает необходимость в допросе детей и подростков. Объясняется это тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются потерпевшими или очевидцами происшедшего. Кроме того, в среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку обычно не умеют хранить тайну и испытывают непреодолимую потребность

рассказать о взволновавших их событиях. Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние дети могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего. Однако, учитывая их ограниченную способность к восприятию и воспроизведению, детей дошкольного возраста следует допрашивать лишь в тех случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены иным путем. Нельзя не согласиться с этим положением – ведь действительно, помимо ограниченной

способности к восприятию и воспроизведению маленькие дети склонны преувеличивать, домысливать события действительности, или воспринимать их слишком субъективно. Кроме того, попытки возвратить ребенка к определенным воспоминаниям могут нанести ему психологическую травму и повредить еще не сформировавшуюся психику. С моей точки зрения, необходимо установить в уголовно-процессуальном законодательстве определенный

минимальный возраст, по достижении которого дети могут привлекаться к расследованию в качестве свидетелей или потерпевших. Подготовка к допросу во многом определяет его успешность по любому делу, но особенно тщательной она должна быть в тех случаях, когда предстоит допрос несовершеннолетнего. Здесь возникает необходимость в решении целого ряда специфических вопросов: как создать обстановку, которая бы менее травмировала допрашиваемого, кого пригласить для участия в допросе, с чего начинать

выяснение тех или иных вопросов, как их сформулировать, чтобы они были понятны и вместе с тем не являлись бы наводящими. При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших важно определить последовательность допроса, так как наряду с ними по этому же делу, как правило, допрашиваются взрослые, способные оказать на несовершеннолетних то или иное влияние. К числу таких лиц относятся родственники и близкие знакомые потерпевших и свидетелей. Это влияние может оказаться как положительным, так и отрицательным.

Если у следователя нет оснований опасаться этого влияния, целесообразно начать допрос именно со взрослых свидетелей, которые могут сообщить много важного не только об обстоятельствах дела, но и в отношении несовершеннолетних и малолетних, подлежащих допросу. Если одно и то же событие наблюдали несколько несовершеннолетних свидетелей (или слышали о нем), начинать допрос нужно, как правило, со старшего по возрасту, восприятие которого носит более целенаправленный

характер. Конечно, такая последовательность применима лишь к тем случая, когда следователь не располагает сведениями о том, что старший из свидетелей причастен к преступлению или подвергался воздействию со стороны заинтересованных лиц. Это же применимо и к допросу потерпевших, если их несколько. Свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцати лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Следователь должен выяснить у самого допрашиваемого или его законных представителей, достиг ли свидетель (потерпевший) указанного возраста. В случаях, когда возникают сомнения, нужно осмотреть документы (свидетельство о рождении, паспорт). Предупреждение об уголовной ответственности несовершеннолетних должно быть особенно обстоятельных и сопровождаться необходимыми разъяснениями закона. Свидетели и потерпевшие, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об ответственности не предупреждаются,

но им разъясняется необходимость правдиво рассказать все известное по делу. Достоверность показаний несовершеннолетних , как и взрослых, должна проверяться еще в ходе их допроса путем детализации и конкретизации полученных показаний и сопоставления их с другими доказательствами. Причем, если возникнет предположение, что несколько несовершеннолетних дают одинаково ложные показания в результате оказанного на них воздействия, каждому из них следует ставить вопросы в разной форме и

последовательности. Особенно трудно несовершеннолетним бывает изложить события, в которых сразу принимало участие несколько (к тому же часто незнакомых) человек. Чтобы облегчить восстановление событий, в таких случаях рекомендуется использовать графическое изображение их взаиморасположения. При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей – подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченными к уголовной

ответственности в связи с недостижением возраста, по наступлении которого они подлежат уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в понятных выражениях объяснить, что им не угрожает уголовная ответственность, а также цель их допроса.

В отличие от свидетеля, потерпевший обычно лучше помнит обстоятельства преступного события, так как оно его взволновало и было связано с острыми переживаниями. Но именно это обстоятельство, а также переживания, что его будут осуждать или смеяться над ним, нередко предопределяют склонность несовершеннолетнего к преувеличениям и фантазированию при последующем изложении событий. Кроме того, естественный страз перед внезапно возникшей опасностью нередко приводит к нарушению

правильного восприятия, что также влечет за собой дачу недостоверных показаний. Особую трудность представляет допрос несовершеннолетнего подозреваемого, к которому должен быть особый подход. С одной стороны, еще нет достаточных доказательств для предъявления обвинения, а с другой – это все-таки не свидетель, заведомо непричастный к расследуемому преступлению, в связи с чем ему предоставляется право на защиту. Он не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо

ложных показаний. К несовершеннолетнему, как и ко взрослому, следует подходить объективно, чтобы он понял, что следователь стремится выяснить истину и не намерен обвинить его во что бы то ни стало. Тактика допроса подозреваемого в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или же возникают серьезные сомнения. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен

вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникается ненавистью к следователю и чаще всего замыкается. Даже в том случае, когда совершение преступления подозреваемым следователю очевидно, не рекомендуется торопиться изобличать его. Лучше выразить надежду, что допрашиваемый сожалеет о содеянном и расскажет правду.

Допрос подозреваемого должен помочь следователю найти ответ на вопрос, соответствует ли его развитие возрасту и нет ли отставания, которое препятствовало бы осознанию несовершеннолетним социальной значимости его деяний. Это обстоятельство, в случае его подтверждения, исключает уголовную ответственность и выяснить его нужно по возможности до, а не после предъявления обвинения. Естественно, что допрос подозреваемого тем эффективнее, чем полнее следователь может использовать имеющиеся

в его распоряжении доказательства. Предъявление доказательств, даже если их объем относительно небольшой, часто оказывается достаточным для того, чтобы побудить несовершеннолетнего подозреваемого дать правдивые показания как в отношении своих действий, так и в отношении соучастников. Допрос обвиняемого – это отдельный вопрос. В Конституции указано, что никто не обязан свидетельствовать против себя, поэтому его не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний, кроме того,

показания обвиняемого являются одновременно и источником доказательств, и средством защиты, поэтому он не предупреждается и об ответственности за дачу ложных показаний, так как он не несет уголовной ответственности за это. Убеждая несовершеннолетнего рассказать правду, ему необходимо объяснить, почему это важно прежде всего для него, поскольку правдивые показания могут помочь правильно разобраться в деле. В свободном рассказе любого из допрашиваемых меньше искажений, чем в ответах на вопросы, имеющие внушающее

воздействие и порождающие настороженность. Опасность такого влияния еще больше, когда допрашивается несовершеннолетний. Поэтому во время свободного рассказа несовершеннолетнего не рекомендуется перебивать его вопросами или замечаниями, тем более заявлениями, что он говорит неправду. Даже в том случае, когда обвиняемый признает правильным предъявленное обвинение, естественно его стремление приуменьшить свою вину. В тех случаях, когда обвиняемый признает себя виновным в полном объеме предъявленного

обвинения, допрос должен вестись столь же детально, как и при отрицании им своей вины. Признание, не подкрепленное ссылками на конкретные факты, нередко дезориентирует следователя, способствует формированию неправильного вывода. Полученное на первом этапе расследования, оно опасно и в другом отношении. Не располагая в этот период достаточными объективными доказательствами, следователь снижает активность их поиска, уповая на спасительное признание. Однако одно признание вины еще не доказывает, что преступление

совершено данным лицом. К тому же при отсутствии объективных доказательств ничто не мешает этому лицу изменять показания по своему усмотрению или под влиянием заинтересованных лиц. При частичном признании обвиняемым своей вины, необходимо выяснить, какие конкретно обстоятельства и эпизоды он отрицает, а какие признает. При этом выясняются обстоятельства, помогающие проверить, насколько признание обвиняемого или отрицание им своей вины соответствует действительности.

Ни в коем случае нельзя ограничиваться выяснением, подтверждает ли обвиняемый ранее данные им показания при допросе в качестве свидетеля или подозреваемого. Такой вопрос нередко является поводом для изменения правдивых показаний на ложные. Необходимо допросить его по существу. По делам несовершеннолетних необходимо учитывать возможность самооговора, когда несовершеннолетний обвиняемый старается выгородить своих соучастников или преуменьшить

их роль. Такого рода показания следует сопоставить с другими материалами дела сразу же в ходе допроса. Если показания обвиняемого находятся в явном противоречии с этими данными, возникает предположение о наличии сговора, преодоление которого в ходе допроса обвиняемого является одной их сложных задач следователя по данной категории дел. Трудность заключается в том, что договоренность не признаваться или одному взять на себя вину остальных нередко скреплены ложно понятым чувством товарищества или угрозами.

Учитывая особую сложность получения показаний от несовершеннолетних участников процесса, а также необходимость гарантировать охрану их прав и интересов, закон вводит дополнительные правила их допроса. Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения (статья 424

УПК РФ). Непосредственно сам допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности сделанных в нем записей. Участие защитника должно рассматриваться не как простая формальность, а как участие активного

представителя. Участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого защитника обязательно, и помимо необходимости защищать права несовершеннолетнего, на это есть и другие причины. Защитник может вступить в контакт с родителями несовершеннолетнего, лицами, их заменяющими для установления доверительных отношений с несовершеннолетним, выяснения ряда вопросов, относящихся к биографии несовершеннолетнего, и т.д. Это важно в ходе участия защитника по делу, в целях заявления каких-либо ходатайств, о приобщении

документов, проведения различного вида экспертиз и т.д. С момента допуска к участию в деле защитник вправе иметь свидания с несовершеннолетним подозреваемым, наедине без ограничения количества и продолжительности. Одним из проявлений принципа повышенной юридической охраны несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве является двойное представительство их интересов в уголовном процессе, когда охранительные функции осуществляются

одновременно защитником и законным представителем. Статья 48 УПК РФ также устанавливает обязанность привлекать при производстве уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле законных представителей несовершеннолетних. Необходимость участия законного представителя в рассмотрении судом дел о совершении несовершеннолетним преступления предопределяется неполнотой процессуальной дееспособности несовершеннолетнего и тем обстоятельством,

что законный представитель несет ответственность за воспитание и поведение несовершеннолетнего. В качестве законных представителей в уголовном судопроизводстве выступают – родители, усыновители, попечители подозреваемого или потерпевшего, представители учреждений и организаций, на попечения которых находится подозреваемый, обвиняемый или потерпевший. Закон устанавливает, что по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному

участию в деле привлекаются их законные представители. Когда в отношении несовершеннолетнего принимается решение об избрании меры пресечения, имеется возможность применить такую меру пресечения как присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Эта мера пресечения заключается в том, что родители, опекуны, попечители или иные заслуживающие доверия лица, а также должностные лица специализированного учреждения, в котором он находится, дают письменное

обязательство обеспечить надлежащее поведение (не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя, дознавателя, прокурора или суда, в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора, суда, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу). Такая мера пресечения как заключение под стражу, применяется к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в специально указанных в законе случаях: при подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления,

а в исключительных случаях – при подозрении несовершеннолетнего в совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетний подсудимый – полноправный участник судебного разбирательства. Он обладает всеми процессуальными правами для защиты своих интересов в судебном разбирательстве наряду с другими сторонами. Несовершеннолетние, подозреваемые и обвиняемые в ходе расследования вправе заявлять ходатайства. Эти ходатайства могут заключаться в том, чтобы, например, допросить каких-либо свидетелей,

истребовать документы. Решением суда по делу о преступлении несовершеннолетнего могут серьезно затрагиваться материальные интересы законного представителя, поэтому повышается важность и необходимость правильного установление лица, способного быть законным представителем несовершеннолетнего. Осуществление им полномочий законного представителя и ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей законных представителей приобретают особое значение.

Глава 3. Особенности взаимодействия следователя с инспектором уголовного розыска и комиссией по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений несовершеннолетних. Прежде чем начать говорить о способах взаимодействия и важности такого взаимодействия, следует уточнить, что это не законодательно установленная обязанность следователя. Причины необходимости такого взаимодействия кроются скорее в особенностях психологии несовершеннолетнего.

И обеспечение этого взаимодействия способствует скорее искренности подозреваемого и обвиняемого и их некой внутренней уверенности, что он находится под защитой даже находясь под следствием. Взаимодействие при расследовании преступлений несовершеннолетних должно начинаться с момента поступления в дежурную часть сообщения о совершении противоправного деяния. На этом этапе при организации выезда на место происшествия следственно-оперативной группы желательно

включить в ее состав следователя, специализирующегося по делам несовершеннолетних. Однако это не всегда возможно, так как не всегда при получении сообщения о совершении преступления так же имеется информация, что преступление совершено несовершеннолетним. Тем не менее, даже если в составе группы такого следователя нет, как только станет известно, что преступление совершено несовершеннолетним, такой следователь должен прибыть на место происшествия.

В дальнейшем такой следователь должен привлечь к расследованию преступления инспекцию по делам несовершеннолетних. Очень часто несовершеннолетние преступники еще до совершения первого преступления хорошо известны таким комиссиям, поскольку ранее совершали административные проступки либо как-то иначе нарушали общественный порядок. Перед самими инспекциями стоят следующие задачи: 1. предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 2.

Оказание на них необходимого воспитательного воздействия 3. Обеспечение надлежащих условий для их обучения Исходя из этих общих задач, можно выделить некоторые более конкретные задачи, стоящие перед следственными органами и инспекциями: 1. Глубоко вскрывать причины каждого преступления, выяснять конкретные причины и условия, способствующие его совершению, разрабатывать и осуществлять меры по их устранению 2.

Выявлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также подростков, ведущих антиобщественный образ жизни, оказывать на них воспитательное воздействие, а также принимать предусмотренные законом меры к предупреждению повторных правонарушений 3. Решать вопрос об ответственности родителей и лиц, их заменяющих, которые злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведение способствуют совершению ими правонарушений 4.

Выявлять факты вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, занятие попрошайничеством, азартными играми, проституцией. При установлении в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости постановки несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на учет и своевременного принятия к ним воспитательных мер, следователь должен сообщить о них в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Направляется также информация о родителях и лицах, их заменяющих, которые не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствуют совершению подростками преступлений. Деятельность ИДН и следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, носит характер взаимозависимости и взаимообусловленности: действия одного субъекта порождают действия другого. Взаимодействие следователя с должностными лицами инспекций по делам несовершеннолетних начинается с

первоначального этапа расследования. Следователь обязан сделать запрос в ИДН по месту жительства подростка о наличии на него каких-либо материалов. Если несовершеннолетний состоит на учете, то должностные лица ИДН на запрос следователя должны дать ответ в срок не более 10 суток. Составляется подробная справка, в которой должны отражаться следующие сведения:

1. данные о личности несовершеннолетнего, в том числе, с какого времени и в связи с чем подросток поставлен на учет; когда, какие и с кем совершал правонарушения; какие, кем и когда принимались меры в связи с правонарушениями, реагирование подростка на эти меры; имеются ли сведения об отклонениях в психическом развитии, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ; где проводит свободное время; отношение к учебе, работе; причины незанятости. В справке также сообщается об отношении родителей несовершеннолетнего

или лиц, их заменяющих, к его воспитанию, их влиянии на его поведение. 2. мотивированные выводы о возможности исправления и перевоспитания подростка; о мерах, необходимых для создания наиболее благоприятных условий его перевоспитания, предупреждения повторных преступлений. Взаимодействие следователя с должностными лицами ИДН продолжается в течение всего расследования уголовного дела. Помимо обмена информацией о личности правонарушителя перед обоими субъектами взаимодействия стоит

важная задача – не допустить совершение подростком нового преступления. Важное значение имеет организация четкого взаимодействия между следователями и инспекторами уголовного розыска. Взаимодействие следователей с инспекторами уголовного розыска, специализирующимися на работе по делам несовершеннолетних, как правило, начинается после установления причастности подростка к совершению преступления и должно продолжаться до окончания предварительного следствия.

Среди форм взаимодействия можно выделить несколько наиболее важных: 1. Составление единого согласованного плана, который включает: розыскные и следственные версии; данные, подлежащие установлению оперативным путем, сроки и исполнителей по каждому пункту плана 2. Обмен информацией взаимодействующих субъектов о данных, представляющих интерес для следствия и оперативно-розыскной деятельности 3. Производство следственных и розыскных действий по поручению следователя.

Работникам уголовного розыска целесообразно поручать проверку показаний несовершеннолетних, сообщающих о неизвестных органам расследования преступных деяниях; выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность; розыск вещественных доказательств и т.д. 4. Совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий, которое проводится в связи с необходимостью обмена информацией для определения дальнейшего хода расследования.

5. Совместное обсуждение профилактических мер. Заключение. В данной работе были рассмотрены некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Дело в том, что в последние годы преступность в среде несовершеннолетних стала более распространена, и необходимость борьбы с ней стала еще больше. Но для правильного ведения борьбы необходимо прежде всего правильное понимание проблемы, и именно на решение этой задачи в первую очередь направлена данная

работа. Выше были рассмотрены возрастные особенности несовершеннолетних, некоторые особенности совершаемых ими преступлений, особенности работы с ними, процессуальные особенности, установленные в законодательстве. Зная все это, возможно более эффективно работать при расследовании преступлений несовершеннолетних, избирать более правильный подход к самим несовершеннолетним, и в конечном итоге не только способствовать профилактике преступлений несовершеннолетних, но и помогать совершившим преступления подросткам удержаться

от повторного нарушения закона. В связи с повышением не только детской и подростковой преступности, но и беспризорности, я считаю данную проблему особенно важной и актуальной. Список литературы: 1. Конституция РФ 2. Уголовный кодекс РФ 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 4. Постановление №5 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних

и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» Сборник постановлений пленумов верховных судов по уголовным делам. М 1999, С.436-442 5. Астемиров З.А. “Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних”. М 1970 6. Гаврилов А.К Кулагин Н.И Черниговский А.Г. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних

Волгоград, 1982 7. Гуковская Н.И Долгова А.И Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М 1974 8. Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. Свердловск, 1973 9. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М 1982 10. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Кемеровское книжное издательство,

1986 11. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для Российских судей. М 1993. 12. Основные процессуальные и организационные документы по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Волгоград, 1982 13. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. М изд. ВНИИ МВД СССР, 1981 14. Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений

несовершеннолетних. Волгоград, 1980



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ основных показателей деятельности предприятия на примере конкретной организации
Реферат Конволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза
Реферат Статическое моделирование систем
Реферат Тактико-психологические приемы допросов
Реферат Управление "человеческим капиталом" в условиях спада деловой активности
Реферат ХАССП критические контрольные точки
Реферат Активізація пізнавальної діяльності шляхом впровадження інтерактивних технологій
Реферат Разработка эффективной системы энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии туристической
Реферат Понятие сплоченности коллектива. Эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными
Реферат Компетентностно-ориентированные задачи в процессе обучения математике учащихся основной школы
Реферат Особливості міокардіальної ендотеліальної дисфункції та дисліпідемії при ішемічній хворобі серця
Реферат Автор – мифтахов зубаер Мударисович, (биолог) фотосинтетическая теория возникновения жизни
Реферат Графические редакторы (пакеты трехмерного моделирования)
Реферат Правила ведения переговоров
Реферат Бой у Мерзбаха