Реферат по предмету "Психология"


Кризис семьи, как социологическая проблема

Оглавление
Введение
Глава 1 Кризиссемьи: основные подходы
Глава2 Семья как посредник между социумом и индивидом:
основныеориентации
Глава3 В чем же состоит кризис, и что в нем должно быть преодолено
Глава 4 Психотерапевтическая помощь семье
Заключение
Библиографический список

Введение
Актуальностьтемы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводствачеловеческих поколений, их первичной социализации, который оказывает огромноевлияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие формобщения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества.Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая ицеленаправленная, несет реальную угрозу будущности того или иного общества,человеческой цивилизации в целом.
Семья — особый социальный институт, регулирующиймежличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другимиродственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностьюи взаимопомощью.
Целью нашейработы будет служит то, чтобы мы попытаемся изложить важную информацию окризисах семьи в целом, как справляться с трудностями.
Современнаяситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политическойнапряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальнаяполяризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной частисемей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемыроссийской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только дляспециалистов, но и для широкого круга общественности.
Уникальность семьисостоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют втечение длительного времени, насчитывающегося десятки лет, то есть напротяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивноговзаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Негативныетенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижениироли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находитвыражение в росте, малодетных семей — по данным социологов таких уже болееполовины), увеличении числа искусственных абортов. Растет число бесплодныхсупружеских пар (по данным ряда научных исследований их число достигает 15-20%к общему числу супружеских пар); увеличивается естественная убыль населениявследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности.

Глава 1 Кризис семьи: основныеподходы
Семья как социальныйинститут имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаясясистема: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; этонеизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновениемпротиворечий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, чтообеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членовсемьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует каксанкционированный обществом союз, стабильность которого возможна привзаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом,общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнеевоздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этихинститутов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.[1]
Семья как социальный институтвыполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества(репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводствосоциальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональноеудовлетворение (гедонистическая).
Как уже выше отмечалось,семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и какмалая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнемкачестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз междусупругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями идетьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношенияиграют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; ониформируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделятьприсущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: наоснове взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования другихпервичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуреобщества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.[2]
Итак, под семьейпонимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другимиродственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностьюи взаимопомощью.
Если обратиться к рассмотрениюспециальной литературы по проблематике психологии семьи, то даже самое беглоеознакомление с данной предметной областью позволяет увидеть два эпицентра, накоторых сосредоточено внимание как психологов-исследователей, так и психологов-практиков:семья как социальная система и семья как образовательная институция. Иначеговоря, по крайней мере в настоящее время психологи, занимающиеся проблемамисемьи, обслуживаю главным образом следующие два запроса: обеспечениесохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечениетрансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Вместес тем акцентирование именно этих двух социальных запросов в исследованиях ипрактике свидетельствует о том, что современная семья, испытывающая нарастающийстресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций.В России, в частности, прямыми и косвенными показателями неблагополучия семейявляются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мирепоказатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокаямладенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокийуровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи(материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров,гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокогообращения с детьми в семьях
Подавляющее большинство специалистов(философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих семью,сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причемпроявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общийуровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровеньжизни и материального благополучия людей.
Здесь, однако, необходимо сделатьважную оговорку: интенсивность процессов социально-экономического развития(особенно высокая в так называемых «переходных» обществах, к которымв частности относится современная Россия) оказывает на все общество и,следовательно, на семью как его важнейшую подструктуру чрезвычайнодестабилизирующее влияние, которое во многом маскирует более общую зависимостьроста числа семейных проблем от общего уровня социально-экономического развития.
Кризис семьи во многом обусловлензначительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся настыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что:«Радикальный переворот в системе социальных связей человека во многомобусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества.Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциацииобщества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаютсянепосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления,ценности.… значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп,ее „низовыми“, первичными ячейками и личностью.
Как правило, причины кризиса семьиусматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних(социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и дажебиолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризисасемьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семьярассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихсявнешних условиях; кризис семьи — результат действия неблагоприятных внешнихвлияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболееблагоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманиюприроды, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь всамое последнее время он начинает критически переосмысляться.[3]
На первый взгляд, рассмотрениякризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, чтооптимизация (улучшение) социальных условий ведет не к уменьшению, но, напротив,к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, но, напротив, кобострению кризиса современной семьи.
Констатация данного парадоксаявляется, одновременно, непреодолимым тупиком для исследований, реализуемых влогике социологического подхода.
Наряду с данным традиционным подходомк кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение даннойпроблематики. Это видение можно назвать экологическим: семья рассматриваетсякак достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений „социум — семья — индивид“, причем сама семья также является сложной системой интер-и транс-персональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Этовидение можно назвать также психологическим: семья как определенная системавнутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует,конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широкомсмысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем эторазвитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать доотклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное,вторичное).
Если рассматривать семью как системуинтер- и транс-персональных отношений, имеющую собственную цель и логикуразвития, отличающуюся от логики развития общества, то уместно спросить, — вчем же состоит развитие семьи, каковы ее специфические (не социальные только!)предназначение и миссия?

Глава 2 Семья как посредник междусоциумом и индивидом: основные ориентации
Общепризнано, что семья являетсясвоеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точномсоответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе ипсихологическая наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функциисемьи, — ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развитиясоциума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Однакосемья, как такой посредник, может решать (и всегда решала!) и другой классзадач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессеразвития, самоактуализации индивида как такового. [4]
Специфика социо-центрированной семьисостоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлениивсех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которыеявляются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретномсоциуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность,селективность семьи означает также, что сам способ ее функционированияобеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые,которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Еслисформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, чтосоциальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимаеттолько „персоны“ (К.Юнг) своих членов, т.е. только социальноприемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздоболее содержательной и многоаспектной психической тотальностью.
Иначе говоря, социальная ориентациясемьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность восуществлении ее посреднических функций в триаде „социум — семья — индивид“.
Следует также отметить, что даннаяориентация семьи предполагает также существование особой „латентнойконцепции“ психического развития, которое понимается исключительно каксоциализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности,т.е. процессом своеобразной актуализации, воспроизводства социальности вовнутреннем мире индивида. Основным регулятивом в данном процессе выступают»системы ценностей" социума.
Так можно охарактеризовать социальнуюориентацию семьи в ее посреднических функциях, в ее роли посредника междусоциумом и индивидом.
Если же рассмотреть семью как системуконкретных межличностных отношений и общений, то ее социальная ориентацияобнаружит себя в следующих основных коммуникативных установках.
Первую из этих установок можноназвать «условным принятием»: принятие любого проявления индивида втакой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. Коммуникации всоцио-центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст:«Если ты...,то я...». [5]
Вторая установка характеризуетсистему эмоциональных связей между членами семьи. В социо-центрированных семьяхэмоциональные отношения и состояния постоянно варьируют в следующемконтинууме:«идентификация — симпатия — антипатия — ненависть».Динамика эмоциональных состояний в рамках данного континуума отражает динамикуусловного принятия членами семьи друг друга. Полное принятие означает здесьотождествление с другим человеком, утрату себя; полное непринятие, напротив,проявляется как утрата партнера по общению, как превращение этого«партнера» во врага. В тех случаях, когда партнер лишь частичносоответствует выставляемым условиям общения, он может быть либо симпатичен (каксоблюдающий большинство условий), либо антипатичен (как игнорирующийбольшинство этих условий).
Третья коммуникативная установкахарактеризует отношение члена семьи к самому себе, его аутокоммуникацию.Доминирование социальной ориентации в семье неизбежно связано с вытеснением индивидомиз своего самосознания (Я-концепции) всего, что так или иначе расходится ссодержанием его персоны. Иначе говоря, самопринятие человека также оказываетсяусловным: чем более частично заданной оказывается персона человека, тем большесвоих качеств ему приходится вытеснять из сознания и тем больше становится его«тень». [6]
Все эти три коммуникативные установкиможно суммировать в одной характеристике общения в рамках социо-центрированнойсемьи — это интерперсональное общение, т.е. общение, осуществляющееся междуперсонами, принадлежащими разным членам социо-центрированной семьи.
Доминирование социальной ориентациихарактерно для т.н. традиционной семьи или для семьи, по преимуществуявляющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семьяпредставляет собой закрытую и статичную систему фиксированных ивзаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такойсемьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, какперсонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей.Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьиопределяются как внепсихологические (правовые).
Таким образом, социо-центрированнуюсемью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья являетсяэффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека,складывающейся из его персоны и тени (или, точнее, — из мозаики его субперсон исубтеней).
Итак, основная функциясоцио-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности(внешнего Я) человека.

Глава 3 В чем же состоит кризис, ичто в нем должно быть преодолено
Во-первых, как уже отмечалось, кризиссемьи — это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную,переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризиссемьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальнаяориентация семьи как ее доминирующая ориентация.
Во-вторых, этот кризис естьпроявление кризиса идентичности современного человека, основной характеристикойкоторого является его ложное самоотождествление со своей персоной, с»позитивным" компонентом своей личности, а не со своей подлинной сущностью,имеющей транс-персональную природу. Подобное рассмотрение кризиса семьи даетвозможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, чтонеразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.
И, наконец, в-третьих, кризис семьиможно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболееинституциализированной формы, какой является социально санкционированный брак.Действительно, что собственно чаще всего преодолевается в каждом конкретномсемейном кризисе? Как правило, преодолевается определение семьи через системубрачных отношений, преодолевается брак как таковой. Семья как система отношенийконкретных людей может испытать при этом очень сильные напряжения и деформации,но как таковая она не преодолевается и, на наш взгляд, не может быть преодоленав принципе. [7]
Иначе говоря, маргинальная семьяявляется такой «экспериментальной площадкой», на которой идетнепрекращающийся эксперимент, во-первых, с социальной ориентацией семьи,во-вторых, — с личностью каждого ее члена и, в-третьих, — с браком как наиболееинституциализированным, социальным, формальным и ролевым аспектом семейнойжизни.
Представленный в данной работе ракурсрассмотрения эволюции межличностных отношений в современной семье позволяет, нанаш взгляд, обозначить в самом первом приближении ту искомую и единственнуютраекторию развития семьи, которая выводит ее из маргинальной кризиснойситуации. Данная траектория может быть намечена тремя основными вехами: отказсемьи от служения обществу в пользу служения человеку; отказ семьи от служенияличности человека в пользу служения его сущности; отказ семьи от социальносанкционированного брака как интерперсонального отношения в пользу сущностносанкционированной любви как отношения транс-персонального.

Глава 4 Психотерапевтическая помощьсемье
Семейная психотерапия каксамостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в серединеXX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, ипопытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье:"…именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежийимпульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе спсихологией развития и социальной психологией она пытается создать новуюпсихологическую основу для понимания семьи.
Подобно тому как традиционнаяиндивидуальная психотерапия изначально тяготела к «медицинскоймодели» «нормализации» экспертом дефектного функционированияличности, выпадающей из социального контекста, семейная терапия такжепроектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полномотечественном руководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплинаопределяется следующим образом:«Семейная терапия является областьюпсихотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с цельюпрофилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовойреабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего принепсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных исуицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушенияхповедения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматическихзаболеваниях. [8]
Будучи областью психотерапии, т.е.системы „лечебного воздействия на психику и через психику на организмбольного“, семейная психотерапия включает описание методов, показания ипротивопоказания к их использованию, изучает условия их применения при леченииразличных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовкипсихотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряддополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, — это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика,влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушенийжизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которыесоставляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методылечения и т.д.»
«Развитие семейной психотерапиипроисходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, преждевсего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указанныхотраслей психотерапии — лечение профилактика, реабилитация».
В рамках подобного «медицинскогоподхода» семья рассматривается прежде всего как группа людей, особымобразом функционирующая в социальном контексте, а не как развивающаяся по своейлогике система межличностных отношений. Здесь на первый план выходят вопросы,связанные с определением «нормальных» и «нарушенных»функций, структуры и динамики семьи.[9]
Семейная терапия, призванная«навести порядок в семьях», оказывается, в конечном счете,человеко-центрированной психологической практикой. И в этом своем качестве онапризвана, на наш взгляд, содействовать тем гуманистическим тенденциям вразвитии современной семьи, которые трансформируют ее традиционную базовуюсоцио-центрированную ориентацию в ориентацию человеко-центрированную.[10]

Заключение
Почти всеми социологамиразделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисомсемьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, чтосемья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции(репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один наиболеесущественный показатель кризиса семьи — резко возросшее количество разводов.Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, чтолегкость и частота разводов стали основным фактором возникновениянетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычноймонородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всегоматери). Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождаетсяотрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современномобществе идет формирование новых ценностных ориентаций в отношении форм, стилейи образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развитиясемьи в начале ХХI в.
Основой семьи являетсябрак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспектысемейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем иженой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, тоесть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательствапо его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальноеобеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество,признавая в определенной культурной форме законность брака, оказываетматериально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семьяявляется многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществепроводится соответствующая семейно-демографическая политика.
Итак, семья, основойкоторой является брак, представляет собой один из важнейших социальныхинститутов, придающих обществу стабильность и способность восполнять населениев каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной)социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей всебе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человеквходит во множество самых разных групп, но семья остается той социальнойгруппой, которую он никогда не покидает.

Библиографический список
1. Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1994.
2. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесло-вия) // В кн. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья кактерапевт. М., 1993.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
4. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1995. Оположении семей в Российской Федерации. Доклад Национального Совета поподготовке и проведению Международного го- да семьи в Российской Федерации. М.,1994.
5. Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального ктранс-персональному общению // Московский психотерапевтический журнал, 1994, N3.
6. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Ячеловека // Вопросы психологии, 1995, N 2.
7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья кактерапевт. М., 1993.
8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.,1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.