ГОУ СПОПензенский педагогический колледж
Контрольнаяработа
по ВОЗРАСТНОЙАНАТОМИИ,
ФИЗИОЛОГИИ ИГИГИЕНЕ
студентки группыПДО 3-1
заочногоотделения
Карнауховой АллыВикторовны
Преподаватель:
г. Пенза ул. Кронштадтская2-263
Пенза 2008 г
1. ВВЕДЕНИЕ
Речь – важнейшаяпсихическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общениюотражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетсятем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всейобщественно-производственной и культурной деятельности человечества. Такимобразом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляетсяпосредством того или иного языка.
На основе речи и еёсмысловой единицы – слова, формируются и развиваются такие психическиепроцессы, как восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессеобщего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальнойречи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нормальногослуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых сребёнком.
Речь является средствомобщения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннююречь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностямивнешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развиваетсявнутренняя (речь – «думание») которая позволяет человеку мыслить на базеязыкового материала. Речь не является врождённой способностью человека, онаформируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Развитие речиначинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Этот этап активнойподготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляетсяпроцесс развития понимания речи, то есть формируется импрессивная речь. Преждевсего, малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметыи действия. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в еёформировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетическиправильная речь взрослых. В этот период необходимо развивать пассивныйсловарь (слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами).Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляетв своей речи).
В тех случаях, когда уребёнка сохранён слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевыенарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики,говорят об особой категории аномальных детей – детях с речевыми нарушениями.
Изучением,предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии –логопедия. Логопедия исторически складывалась как интегративная область знанийо психической и, конкретнее речевой деятельности человека, речевых и языковыхмеханизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме ипатологии. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных формобучения и воспитания таких детей.
2. НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
дислексия (алексия)– частичное (полное) нарушение процессов чтения,
дисграфия ( аграфия)– частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Эта классификациястроится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений,позволяющих на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи приразличных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействиес максимальным учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Принцип системногоподхода, основывающийся на системном строении и системном взаимодействии различныхкомпонентов речи: звуковой (произносительной) её стороны, фонематическоговосприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушенийречи с другими сторонами психического развития ребёнка.
НАРУШЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХСРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ (компонентов речи):
Фонетико-фонематтческое недоразвитиеречи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языкау детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия ипроизнесения фонем;
Общее недоразвитие речи (нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет речевыерасстройства, тоесть те случаи, когда у детей по разным причинам нарушеноформирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой исмысловой сторонам.
Фонематический слухформируется у ребёнка в процессе его обучения пониманию устной речи какпервичная форма речевой деятельности. При восприятии речи ребёнок сталкиваетсяс многообразием звучаний в её потоке. Он слышит множество вариантов звуков,которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывныекомпоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всехвариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постояннымразличительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставленадругой. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно словоот другого и не сможет узнать его как тождественное.
В случае, если уребёнка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы неразличаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикулярная базаоказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звукисформировались.
В других случаях уребёнка оказываются сформированными все артикулярные позиции, но нет умения правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, однои тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит названиесмешения или взаимозамены звуков. Замены и смешения звуков квалифицируются какфонологические или фонематические дефекты, при которых нарушена система языка.При нарушении речевого слуха у ребёнка возникает нарушение звукопроизношения. Всвязи с неопознанием того или другого признака звук узнаётся неправильно. Этоприводит к неправильному воспроизведению слова(гора – «кора», жук – «щук», рыба– «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самомуговорящему, так и слушающему.
3.ОРГАНЫ ЧУВСТВ - (АНАЛИЗАТОРЫ)
Для нормальногостановления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достиглаопределённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание –были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательногои речеслухового анализаторов.
Анализаторы – сложныенервные механизмы, проводящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемыхорганизмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. Канализаторам относятся все органы чувств, а также специальные рецепторныеаппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Адекватный раздражитель– звук.
Слуховой анализаторимеет 3 отдела:
1. переферический - орган слуха;
2. проводниковый– нервные пути;
3. корковый, расположенный в височной доле головного мозга.
Рецепторные клетки,воспринимающие звук, расположены глубоко в черепе, в самой плотной частичеловеческого скелета – пирамиде височной кости. В процессе филогенетическогоразвития животного мира нежные, легко ранимые слуховые рецепторные клеткипостепенно погружались в глубь черепа, одновременно развивался аппарат, с помощьюкоторого звук может достигать звуковоспринимающих клеток без искажений ипотерь, то есть аппарат проведения звуков. К моменту рождения ребёнказвукопроводящий аппарат, несмотря на то, что отличается от такового у взрослыхпо размерам и расположению некоторых деталей, уже полностью выполняет функциюпроведения звука.
В составзвукопроводящего аппарата входят: ушная раковина,наружный слуховой проход, барабанная перепонка, барабанная полость со слуховымикосточками и мышцами, слуховая труба, окна лабиринта и жидкость вестибулярной ибарабанной лестниц улитки. Каждая часть имеет своё функциональное назначение,поэтому существует определённая зависимость между характером потери слуха ипоражением каждого отдела.
Наружный слуховойпроход выполняет практически только проводящую функцию для звука. Его длина иширина не влияет на усиление и ослабление звука.
Звуковая волнадостигает среднего уха, пройдя наружный слуховой проход, и приводит в движениебарабанную перепонку и слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремя, которое как бы вставлено в окно преддверия внутреннего уха (лабиринта).Соотношение площадей барабанной перепонки и окна преддверия равно примерно 20:1. Нижний отдел барабанной перепонки расположен напротив окна улитки и как бызащищает его, экранирует от звуковой волны. В результате сочетания этихфакторов: разницы площади барабанной перепонки и основания стремени, а такжеэкранирующего эффекта её нижних отделов — происходит усиление звука. Системаколеблющихся слуховых косточек обеспечивает в основном передачу звука, усиливаяего в норме очень незначительно.
В среднем ухе имеютсядве мышцы: напрягающая барабанную перепонку и стременная. Непосредственно онине проводят звуковые волны, но выполняют функции, регулирующие этот процесс.Они приспосабливают звукопроводящий аппарат к оптимальной передаче звука ивыполняют защитную функцию при сильных звуковых раздражениях, уменьшаяподвижность слуховых косточек и защищая внутреннее ухо.
Слуховая труба имеетважное значение для проведения звука в среднем ухе. Она выполняетвентиляционную функцию, а также служит для поддержания в барабанной полостидавления, одинакового с внешним. Изменение вентиляционной функции приводит кснижению остроты слуха, ухудшению восприятия звуков низкой частоты в результатенарушения колебаний барабанной перепонки. Слуховая труба имеет ряд защитныхмеханизмов, препятствующих попаданию инфекции из носоглотки в барабаннуюполость.
Во внутреннем ухеусиленная звуковая волна с помощью системы барабанная перепонка – слуховыекосточки, достигает окна преддверья, и её колебания передаются на перилимфулестницы преддверья улитки. Дальнейший путь звуковой волны проходит уже поперилимфе лестницы преддверия улитки до её верхушки. Здесь через отверстиеулитки колебания распространяются на перилимфу барабанной лестницы, слепозаканчивающейся окном улитки, затянутым плотной мембраной – вторичнойбарабанной перепонкой.
В результате всяэнергия звука оказывается сосредоточенной в пространстве, ограниченном стенкойкостной улитки, костным спиральным гребнем и базилярной пластинкой. Движениебазилярной пластинки вместе с расположенным на ней спиральным (кортиевым)органом приводят к непосредственному контакту рецепторных волосковых клеток спокровной мембраной. Это становится окончанием проведения звука и началом звуковосприятия – сложного физико-химическогопроцесса, сопровождаемоговозникновением слуховых электрических биопотенциалов.
Вся эта сложная системапроведения звуковой волны с участием ушной раковины, наружного слухового прохода,барабанной перепонки, слуховых косточек, перилимфы вестибулярной и барабаннойлестницы условно называется воздушным путём проведения звука.
Кроме воздушного путипроведения или подведения звука к рецепторным клеткам, существует костный путьпроведения звука. Звуковые волны не только попадают в наружный слуховой проход,но и приводят в колебание кости черепа. В результате различной подвижностилабиринтных окон также происходит незначительное движение перилимфы от окнапреддверия к окну улитки, зависящее от компрессии и инерции слуховых косточек,в основном стремени. При костном проведении звука лишь высокие звуки с малойамплитудой колебаний достигают рецепторных клеток.
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗАТОР
Голос – этосовокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих врезультате колебания эластических голосовых складок. Голосовой аппарат включаетчетыре основные части:
1. гортань– генератор звука;
2. надставную,резонаторную часть – глотка, полость носа, околоносовые пазухи;
3. энергетическийаппарат – трахея, бронхи, лёгкие и дыхательная мышца (диафрагма);
4. артикулярныйаппарат – ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо.
Голосовой аппарат –сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируютсякорой головного мозга.
Звук голоса – колебаниячастиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения.Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, своё окончательное тембровоезвучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостяхглотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не толькоусиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благодарянепрерывному изменению положения, размера, формы и объёма ротоглоточнойполости. При этом образуются затворы, замыкающие или суживающие резонанснуюполость. Поэтому каждый звук является результатом сложной мускульной работыцелого комплекса органов, участвующих в произношении. Кроме того, на звучаниеголоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица,слизистая оболочка ротоглоточного резонатора.
Помимо строения ифункции голосовых складок, громадную роль в голосообразовании играет надставнаятрубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система. Дыхательная(энергетическая) система сообщает энергию для колебаний голосовых складок,увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Механизмголосообразования чрезвычайно сложен, поэтому до настоящего времени полностьюне изучен.
Существует несколькотеорий голосообразования, одна из которых – миоэластическая теория фонации,согласно которой голосовые складки колеблются в результате между сомкнутымикраями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом. При этом голосовыескладки колеблются пассивно, и частота их колебаний зависит от упругих, эластическихсвойств тканей голосовых складок.
Согласно миоэластической теории, основными факторами голосообразования являются давлениевоздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочнымдавлением устанавливается тесное взаимодействие, выражающееся в том, чтодавление столба воздуха в трахее тем сильное, чем большее сопротивлениеоказывают складки.
Сложная системадыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальноедавление на определённом уровне, необходимом для произнесения того или иногозвука в связи с различными условиями голосообразования. Голосовые складки вовремя фонации не находятся в полной зависимости от величины воздушногодавления, а наоборот, своей активной деятельностью регулируют тонус мышцорганов дыхания при постоянном контроле со стороны центральной нервнойсистемы. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочногодавления, кора головного мозга «принимает срочные меры», изменяя тонусвнутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частотуколебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путём попринципу обратной связи при участии слухового анализатора.
Таким образом,голосообразование у человека – очень сложный механизм тесного взаимодействияорганов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового,вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в центральнуюнервную систему об их состоянии и деятельности.
4.СИСТЕМАЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Логопедическая помощьдетям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется вследующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи,логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детскихсадах общего типа, учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушениямиречи, логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей снарушениями речи при детских домах общего типа.
В системездравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры:логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары иполустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрахмедицинских институтов, детские санатории, сурдологические кабинеты,специализированные ясли.
В системе социальнойзащиты имеются специализированные дома ребёнка, в основную задачу которыхвходят своевременная диагностика и исправление речи детей.
Детские сады для детейс нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениямиречевого развития. Их основная задача – коррекция речевого нарушения иподготовка к обучению в общеобразовательной школе или специальнойобщеобразовательной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В соответствии стиповым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речиопределены три профиля специальных групп:
1.группы для детей сфонетико-фонематическим недоразвитием
2.группы для детей собщим недоразвитием речи
3.группы для детей сзаиканием
Коррекционное обучениепредусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитиисловаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должныбыть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
В процессе обучения ивоспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функцийребёнка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующихв развитии интеллекта и личности ребёнка в целом. Работа направляется наразвитие всех видов деятельности ребёнка, в том числе и речи как одного извидов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношенияребёнка с окружающими.
Программой детскогосада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи,ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математическихпредставлений. Проводятся занятия по изобразительной деятельности иконструированию, физкультурные и музыкальные занятия, которые также даютбольшие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку речьпредставляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в еёразвитии и её нарушение, как правило, является признаком серьёзных измененийсостояния центральной нервной системы. Это означает, что страдает не толькоречь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией,как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.
Помощь детям с речевыминарушениями в настоящее время оказывается в системе образования,здравоохранения и социальной защиты.
Подавляющее число детейс речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. В первую очередьдетей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма ичтения, необходимо направить к логопеду.
Упражнения,направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены вструктуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных ивоспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседыили зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязимежду собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение,адресованное к какому-либо определённому познавательному процессу, одновременновлияет и на другие.
В коррекционныхпрограммах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторноеразвитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственныхпредставлений; критичность, контроль, программирование психическойдеятельности; развитие мышления.
При общении сучащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большоевнимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качествовосприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой,размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоциональновыразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям(мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребёнкажелание сотрудничать.
Учитывая то, чтоколичество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годомрастёт, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формыобучения и воспитания таких детей.
Логопедия представляетсобой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание иобучение детей подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сапин М. П., Сивоглазов В.И. Анатомияи физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М.,1997.
2.Пузанов Б.П., Селивёрстов В. И.,Шаховская С. Н.; Под ред. Пузанова Коррекционная педагогика: Основы обучения ивоспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Издательский центр«Академия», 1998.
3.Семёнов Э.В. Физиология и анатомия.-М., 1997.
4.Пузанов Б. П., Лапшин В. А. Основыдефектологии. – М.: Просвещение, 1991