Реферат по предмету "Психология"


Конструированный рисунок человека из геометрических фигур

«Конструированныйрисунок человека из геометрических фигур»
  Цель применениятеста – выявлениеиндивидуально – типологических различий.
  Инструкция: «Вамнужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которыхмогут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшатьэти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга помере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человекаприсутствовали, а сумма общего количества использованных  фигур была равнадесяти. Если при рисовании вы использовали больше количество фигур, то нужнозачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять,необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».
  Материал: испытуемым предлагается три листабумаги размером 10 на 10 см, каждый лист номеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый подробный рисунок; далее соответственно, на листе № 2 –второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данныеобрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.
  Оценка результатов.
Обработка данныхпроизводиться следующим образом: подсчитывается количество затраченных визображении человечка треугольников, кругов, квадратов (по каждому рисункуотдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотниобозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы –количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулурисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам иподтипам, которые представлены в таблице.

  Интерпретацияданных.
Собственные эмпирическиеисследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков,показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках неслучайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуютописанные ниже типологические характеристики.
  Интерпретация текстаоснована на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках,различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой»,«наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая,более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Изэлементов квадратной формы строить что– либо легче, чем из других, поэтомуквадрат, прямоугольник интерпретируется как специфически техническаяконструктивная фигура, «технический модуль».
  Типология, основаннаяна предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода«систему» индивидуально-типологических различий:
901    802    703    604   505    406    307   208    109           .
910    811    712    613   514    415    316    217    118     019
820   721    622    523   242    325    226     127    028
730    631    532    433   334    235    136    037
640   541    442    343   244    145    046
550    451    352    253   154    055
460    361    262    163   064
370    271    172   073
280    181    082
190    091
  Типы:
         I.              Тип –«руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей иорганизаторской деятельности. Ориентированны на социально – значимые нормыповедения, могут обладать хорошим даром рассказчиков, основывающимся на высокомуровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной среде,доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Обычно выбирают зеленыйцвет (по М. Люшеру) и рисуют «ёлку» в тесте «Дерево».
Формулы рисунков: 901,910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
   Наиболее жестокодоминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальныйруководитель или «преподавательский подтип» -  604, 613, 622, 631, 640.
   Нужно помнить, чтопроявление данных качеств зависит от уровня психологического развития. Привысоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточнохорошо осознаются. При низком  уровне развития могут не выявляться впрофессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, еслинеадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
       II.              Тип –«ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель»,однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей болееориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высокимчувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценитправду, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Частоони страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствиеперенапряжение.
Формулы рисунков: 505,514, 523, 532, 541, 550.
      III.               Тип –«тревожно-мнительный» — характеризуется разнообразностью способностей и одаренности – от тонкихручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно врамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную инеожиданную, иметь хобби, которое по сути является второй профессией. Физическине переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другимилюдьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаютсяв мягком подбадривании.
        Формулы рисунков:406, 415,  242, 433, 442, 451, 460. Кроме того,  415 – «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу   рисунка, обладают поэтической одаренностью;424 – подтип людей,   узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себене представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаютсяособой тщательностью в работе.
     IV.                Тип –«ученный». Эти людилегко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаютсяспособностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевнымравновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307,316, 325, 334, 343,  352, 361, 370.
Подтип 316характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, илиосуществлять большую и сложную координационную работу; 325 – подтип,характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья,биологическими дисциплинами, медициной.
Представители данноготипа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства:кино, цирк, театрально – зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
       V.             Тип –«интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервнойсистемы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают напереключаемости от одной деятельности к другой,  обычно выступают «адвокатамименьшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышеннойчувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других,обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что даетвозможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают своинормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е предпочитают самоконтроль,отрицательно реагируя сна посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208,217,  226,  235 ,244, 253, 262, 271, 280. подтип 235 – часто встречается средипрофессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;244 –обладает способностью литературного творчества; 217 – обладаетспособностью к изобретательской деятельности; 226 –большая потребность вновизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
     VI.                 Тип–«изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Этолюди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, частозанимаются различного вида технического, художественного и интеллектуальноготворчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живутсобственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны,кроме самоконтроля.
Эмоциональны, одержимысобственными оригинальными идеями.
Формы рисунков: 109, 118,127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 –встречаются среди лиц, хорошовладеющих аудиторией; 118 –тип с наиболее сильно выраженными конструктивнымивозможностями и способностью к изобретениям.
    VII.          Тип - «эмотивный». Обладаютповышенным сопереживанием  по отношению к другим людям, тяжело переживаютжестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колей и быть потрясённымиот жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие,сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергий, врезультате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулырисунков:550,451,460,352,361,370,253,262,271,280,154,163,
172,181,190, 055,064,073,082,091.
   VIII.          Типобладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствуетпереживаний других людей  или относится к ним с невниманием и даже усиливаетдавление на людей.
Если это хороший специалист,то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для негохарактерна «чёрствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либопричин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802,703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.
Комментарий к тексту:несмотря на относительную ненадёжность диагностики, данная методика можетслужить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта сконсультируемым.Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно наоснований особенностей построения изображения задать следующие вопросы (накоторые обычно следует утвердительный ответ):
¾  При наличии шеи: «Являетесь ли выранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»
¾  Ушей: «Вас считают человеком, умеющимслушать?»
¾  Кармана на теле человека: «У вас естьдети?»
¾  На голове шляпы в виде квадрата илитреугольника: «Вы, по видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете наэто?»; при наличии «шляпы» на всех трех рисунках: «Можно ли сказать, чтосейчас вы переживаете «полосу скованного положения »?
¾  Полностью прорисованного лица:«Считаете ли вы себя общительным человеком?»
¾  Одного рта на лице: «Любите ли выпоговорить?»
¾  Одного лишь носа: «Чутко ли выулавливаете запахи, любите духи?»
¾  Изображение кружка на теле человечка:«В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».

Испытуемый: Юля, 13 лет.
Обработка данных:
При обработке  получилисьследующие цифры: 325, 352, 019.
Тип – «ученный». Эти люди легко абстрагируются отреальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностьюразрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием ирационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307,316, 325, 334, 343,  352, 361, 370.
325 – подтип,характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья,биологическими дисциплинами, медициной.
Представители данноготипа часто встречаются среди лиц, занимающихся 
синтетическими видамиискусства: кино, цирк, театрально – зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
Тип –«изобретатель,конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающиебогатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различноговида технического, художественного и интеллектуального творчества. Чащеинтравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральныминормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля.
Эмоциональны, одержимысобственными оригинальными идеями.
Формы рисунков: 109, 118,127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 –встречаются среди лиц, хорошовладеющих аудиторией.

Испытуемый: Арсланов Ринат, 17 лет.
 Обработка данных:
При обработке получилисьследующие цифры: 352, 352, 262.
Тип – «ученный». Эти люди легко абстрагируются отреальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностьюразрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием ирационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307,316, 325, 334, 343,  352, 361, 370.
Представители данноготипа часто встречаются среди лиц, занимающихся   синтетическими видамиискусства: кино, цирк, театрально – зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
Тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильнойчувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают напереключаемости от одной деятельности к другой,  обычно выступают «адвокатамименьшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышеннойчувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других,обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что даетвозможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают своинормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е предпочитают самоконтроль,отрицательно реагируя сна посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208,217,  226,  235 ,244, 253, 262, 271, 280

Испытуемый: Сергей, 10 лет.
 Обработка данных:
При обработке получилисьследующие цифры: 460, 550, 280.
Тип –«тревожно-мнительный» — характеризуется разнообразностью способностей и одаренности – от тонкихручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно врамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную инеожиданную, иметь хобби, которое по сути является второй профессией. Физическине переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другимилюдьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаютсяв мягком подбадривании.
Тип – «ответственныйисполнитель»обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственныхрешений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей болееориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высокимчувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценитправду, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Частоони страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствиеперенапряжение.
Тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильнойчувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают напереключаемости от одной деятельности к другой,  обычно выступают «адвокатамименьшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышеннойчувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других,обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что даетвозможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают своинормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е предпочитают самоконтроль,отрицательно реагируя сна посягательства, касающиеся их свободы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет привода швейной иглы
Реферат Система Качества как часть Системы Управления
Реферат Рапс, выращивание и перспективы в РБ
Реферат Объективная сторона преступления 6
Реферат Hindu Religion And Women Essay Research Paper
Реферат Правители эпохи Смутного времени
Реферат Воспитание как общественное явление 2
Реферат Фундаментальные исследования и разработка перспективных технологий НТП
Реферат Политический строй допетровской Руси
Реферат Ревматология
Реферат Организация рабочего места водителя
Реферат Проект холодильной установки для охлаждения воды в технологических целях холодопроизводительностью 200 квт в г. Кирове
Реферат «Дом учителя Уральского федерального округа» положение о Международной олимпиаде школьников по географии, проводимой государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования
Реферат Межведомственная комиссия для проверок лесного хозяйства
Реферат Iii международная научно-практическая конференция www objectsystems ru