Реферат по предмету "Психология"


Когнитивное направление в теории личности

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Джордж Келли

Глава 9 из книги Л. Хьелла, Д. Зиглера «Теорииличности»
То, что люди — думающие существа, является фундаментальным фактом.Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактическивсе персонологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведениечеловека. Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первыхперсонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основнойчерте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой,получившей название психология личностных конструктов, человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть иконтролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективновзаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователялежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивнойориентации в психологии личности.
Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть наиспытуемых как на пассивные организмы, «реагирующие» на внешниераздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые,делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Егособственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направленийпсихологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, вомногом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как людиосознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийсякогнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателякогнитивного аспекта личности. «Что меня удивило… это точность, с какойон предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие двадесятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы,оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и… на много лет вперед».В этой главе мы познакомимся с теорией личностных конструктов Келли,иллюстрирующей когнитивный подход к личности. Давайте начнем с биографииДжорджа Келли.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерскойобщине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельскойшколе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его вУичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. РодителиКелли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в картыи танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келлибыл обожаемым единственным ребенком.
Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год вПарк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но,отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальнымпроблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным инеубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, ноКелли это не заинтересовало.
После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическуюсоциологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную наисследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити,и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, гдевел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс поамериканизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже дляподростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой ГлэдисТомпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.
В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университетев Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Подруководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написалдиссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году онвозвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качествепретендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получилстепень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов прирасстройствах речи и чтения.
Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологическойпсихологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Великойдепрессии, он решил, что ему следует «заниматься чем-то еще, кромепреподавания физиологической психологии» [Kelly, 1969, р. 48]. Он сталзаниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным вобласти эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943)Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он сосвоими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощьв системе государственных школ народного образования. На основе этого опытародились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретическиеформулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Егоклинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают отпродолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от силлибидо.
Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделенияморской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков.Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, гдеоставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора вУниверситет Мэриленда.
После окончания войны возникла значительная потребность в клиническихпсихологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, былиразнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая войнабыла важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии каксоставной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области.В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда сталпрофессором и директором отдела клинической психологии в Государственномуниверситете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовалсвою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии длялучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.
В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он былприглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора)дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований.Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу избесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленныйвариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакциейБрендана Мэра (Brendan Maher).
Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, онзанимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двухподразделений — клинического и консультативного — в Американскойпсихологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатахи за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможномуприменению своей теории личностных конструктов в разрешении различныхмеждународных проблем.
Самый известный научный труд Келли — двухтомная работа «Психологияличностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретическиеформулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающимпознакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги:«Новые направления в теории личностного конструкта»; «Психологияличностного конструкта» и «Развитие психологии личностногоконструкта».
ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ
Основной темой данного учебника является то, что все теории личности всвоей основе имеют определенные философские положения о природе человека. Тоесть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияниена разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности,Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включаяего собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теориюличности на основе целостной философской позиции — конструктивногоальтернативизма.
Конструктивный альтернативизм
Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стилижизни и способы мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли,появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Лежащий в основефилософии Келли конструктивный альтернативизм дает людям поразительноеколичество возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически этафилософия даже требует, чтобы люди поступали таким образом.
Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все нашесовременное толкование мира нуждается в пересмотре или замене» [Kelly,1955, р. 15]. Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Несуществует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот илидаже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были быабсолютно и непреложно «верными». Все изменится, если люди простопосмотрят на мир с другой стороны. Келли утверждал, что не существует такойвещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений».Осознание человеком действительности — это всегда предмет для истолкования. Помнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные людиосознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно.Правда, как и красота, существует только в сознании человека.
Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуюттолько в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Для примерарассмотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. Что этоозначает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька. Однако, если мы попросимдетского терапевта истолковать это событие, то он может дать детальноеобъяснение чувств девочки по поводу неприятия ее матерью, которое, возможно,возникло как результат фрустрации матери по поводу того, что она должнаоставаться дома и растить дочь, а не делать свою личную карьеру. Если мыспросим у матери, та может сказать, что ее дочь «плохая» и ей нестоит доверять. Отец девочки может предположить, что она«недисциплинированная». Дедушка может рассматривать этот факт какдетскую проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежеланиеродителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. В то время как самособытие (присвоение денег) отрицать невозможно, его значение открыто дляальтернативного истолкования. Следовательно, любое событие можно рассматриватьс разных сторон. Людям предоставляется великолепный набор возможностей винтерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практическихсобытий. Келли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизмуследующим образом: "… какова бы ни была природа или чем бы в конце концовни обернулись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно датьстолько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум".
Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить ещелучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотельвыдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и внесебя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например,автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и темже физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этогоследует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагает,что А — это то, что индивид объясняет как А! Реальность — это то, что мыистолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различныхточек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидногоспособа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведениедругого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегдасуществуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума.Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что нашеповедение никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторойстепени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в тоже время, Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определеныпредшествующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно,когнитивная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словамиКелли: «Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно,есть, по тому же признаку, свобода от другого».
Люди как исследователи
Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как людиосознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно,сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическуюсферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной нааналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, чтоподобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочиегипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть иконтролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждыйчеловек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природыили социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных.Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди- ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятсяони или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что иученый в ходе научного поиска [Kelly, 1963]. Таким образом, в основе теорииличностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука являетсяквинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из насвыдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказать, изменить и понятьсобытия, то есть основная цель ученого — уменьшить неопределенность. Но нетолько ученые — все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидениибудущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.
Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, кпримеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятияведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о«репутации» профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении(возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять иинтерпретировать профессора как «беспристрастного». Келлихарактеризует этот процесс термином истолкование; студентка«истолковывает» (или видит) беспристрастность профессора. В сущности,что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ейпредвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этотпрофессор. Если гипотеза студентки окажется «правильной», можноожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, дастсоответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако,если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этихпредположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например:профессор несправедлив, профессор — педантичный зануда или что-то в этом роде).Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивыхспособах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действоватьэффективно.
Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человекакак ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на своесобственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектовисследования. Он описывает это различие следующим образом.
Психолог как бы говорит себе: «Я — психолог, следовательно, ученый,я выполняю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенныхфеноменов поведения человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческимсуществом, явно движим неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, или жеон жадно стремится найти средства к существованию и/или защиту».
Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог,носящий белый халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий вжизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную ибездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самымиустремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.
Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого,которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оноподтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневнойжизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. То, чтовсе люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий длятеории Келли.
Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы набудущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келлиутверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своейприроде. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, онаредко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попыткепредвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет своеотношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради негосамого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучшепредставить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегдастремится к будущему через окно настоящего».
Второе следствие уподобления всех людей ученым — это то, что людиобладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а непросто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует ипроверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, непринадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. ДляКелли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальныймир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу.Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или актуальнойситуации — если только они сами не соглашаются с таким истолкованиемсобственной персоны. Короче, человек не контролируется настоящими событиями(как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорееконтролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденныхответов.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИПРИНЦИПЫ
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которогоиндивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении.Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует вниманиена психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понятьсобытия, происходящие в их жизни.
Личностные конструкты: модели для действительности
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснитьсобытия, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт- это сам термин конструкт:
Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей,которые он создает и затем пытается приспособить к объективнойдействительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же безтаких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированноеи гомогенное, что человек не сможет осмыслить его.
Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил какличностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль,которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить илипредсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человекосмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный-спокойный,»умный-глупый", «мужской-женский»,«религиозный-нерелигиозный», «хороший-плохой» и«дружеский-враждебный». Это только несколько примеров бесчисленныхконструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своейповседневной жизни.
В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разныелюди могут объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместотого, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи иотправляется со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец молодогочеловека мог бы объяснить такой поступок как «огорчительный» или«разочаровывающий», а его мать заявила бы, что сын «живет вгрехе». Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона,может подумать, что он сделал это «в поисках своей идентичности», апрофессор социологии может полагать, что он просто «отрицает нормыобщества, ориентированного на молодых профессионалов». Сам юноша можетрассматривать этот поступок как «естественный», как «то, чтонужно было сделать в этот момент». Какое из объяснений верное? В теорииКелли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимаетдействительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых длясоздания непротиворечивой картины мира.
В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает:стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можноадекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, какон начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили.Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно,сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основаниикоторого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще можетбыть исключен (вспомните наш пример с профессором, которого сначала оценили как«беспристрастного»). Валидность конструкта проверяется с точки зренияего прогностической эффективности, степень которой может меняться.
Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичныпо природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознаниижизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее,переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга(у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человекможет заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, акто-то белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опаснодотрагиваться, а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдениясходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Такимобразом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы дляформирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими другна друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Конструкт можносформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мысчитаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть, и различиедолжны иметь место в пределах одного и того же контекста.
Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, вчем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентнымполюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьемуэлементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта.Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами.Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом людиинтерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства иразличий.
К сожалению, Келли отказался от исследования процессов, путем которыхчеловек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Онпросто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношениюк происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени этопонятно, так как теория Келли «неисторична» в том смысле, что в нейне акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны изчего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что ониявляются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразиеиндивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошломжизненном опыте.
Формальные свойства конструктов
Келли предположил, что все конструкты характеризуются определеннымиформальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что онзатрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включаетв себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт«научный-ненаучный», например, вполне применим для интерпретациимножества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объясненияпреимуществ положения человека женатого или холостого. Келли заметил, что прогностическаяэффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда онобобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно,все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта кконструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт«хороший-плохой» имеет широкий диапазон применимости, так как онпредполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт«непорочность-проституция» имеет значительно более узкие границы.
Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится кявлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболееприменим. Например, конструкт «честный-нечестный» у одного человекаимеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денеги имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическимсобытиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен длячеловека, применяющего его.
Проницаемость-непроницаемость — еще один параметр, по которому конструктымогут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимостиэлементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объясненияновых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления,которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым дляинтерпретации нового опыта. Существует относительная степень проницаемости инепроницаемости. Конструкт «компетентный врач-некомпетентный врач» уодного человека может быть вполне проницаемым для интерпретации любого новогодоктора, которого он встречает, то есть, общаясь какое-то время с любым новымдоктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. Но другойчеловек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая натом, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом былего педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными инекомпетентными докторами для него больше не релевантно. Все доктора некомпетентны!Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта — конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего задиапазон применимости. Так, понятие «компетентный-некомпетентный» неимеет смысла, если судить о вкусе крабов.
Типы конструктов. Келли также предположил, что личностные конструктыможно классифицировать в соответствии с природой контроля, который ониимплицитно осуществляют над своими элементами. Конструкт, которыйстандартизирует («упреждает») элементы для того, чтобы они былиисключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом. Это типклассификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключаетсяиз другой. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикоймышления ригидного человека, как «ничего, кроме». Примеромупредительного конструкта может быть этнический ярлык. Скажем, если человекидентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как омексиканце и никак иначе. Или, если профессору приклеют ярлык«упрямец», то некоторые студенты даже и не подумают о нем по-другому(что он, например, может испытывать нежные чувства к своим детям или активноинтересоваться проблемой социальных реформ). Упредительное мышление отвергает правопересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидетьоцениваемое явление в новом свете.
В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежатьдругим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явлениеотносится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристикификсированы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта. Примерконстелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, онскорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». В этомпримере нет места для иных суждений об этом человеке. По определению,констелляторные конструкты ограничивают наши возможности для альтернативныхмнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всемисоответствующими ей характеристиками.
Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативныхконструкций, называется предполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямопротивоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяетчеловеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зренияна мир. В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, являетсянастолько предполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее.Следовательно, утверждающее мышление — гибкое мышление. Индивид открыт длянового опыта и может изменять существующие конструкты. Хотя есть соблазнинтерпретировать упредительный и констелляторный конструкты как нежелательныетипы, а предполагающий конструкт — как желательный, Келли утверждал, что это нетак. Если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывалибы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.
В качестве примера представим, что при игре в бейсбол мяч летит в вашуголову. Вы можете начать интерпретировать мяч предположительно, рассматриваяего со всех сторон. Но когда он ударит вас по лицу, вы увидите, что куда лучшебыло бы при таких обстоятельствах интерпретировать мяч упредительно (то естьрешить, что мяч, который летит в вашу голову, — это мяч, который летит в вашуголову, и ничего больше). Однако Келли полагал, что если мы не хотимзакостенеть интеллектуально, мы должны включать предположительное мышление. Безнего мы были бы обречены на неизменяемый, шаблонный и нерезультативный способосознания действительности. Таким образом, и упреждающие, и констелляторные, ипредположительные формы мышления необходимы для объяснения явлений, вещей илюдей. Преположительное мышление просто является противоположностью упредительномуи констелляторному способу осознания действительности.
Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами.Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительноширокий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшойдиапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей). Естьосновные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, ипериферические конструкт?, которые могут меняться, не изменяя значительно основнуюструктуру. И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающиминеизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различныепрогнозы при сходных условиях.
Личность: конструкт персонолога Келли никогда не предлагал точногоопределения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию водной статье, утверждая, что личность — «наша абстракция деятельностичеловека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи сдругими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может представлятьопределенную ценность» [Kelly, 1961, p. 220-221]. Следовательно, Келлиполагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психическихпроцессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельнаяреальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своейприроде включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи,можно дать более точное определение личности в теории Келли, а именно: личностьиндивида представляет организованную систему более или менее важныхконструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретироватьмир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентнаконструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понятьдругого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, особытиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг сдругом. Короче, узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свойличный опыт.
Мотивация: кому она нужна
Психологи традиционно используют концепцию мотивации для того, чтобыобъяснить два аспекта поведения: а) почему люди ведут себя активно и б) почемуих активность направлена на одно, а не на другое. С точки зрения Келли, термин«мотивация» подразумевает, что люди по своей природе статичны идействуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила. Сам онотвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинаютдействовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людейдля мотивации нет иной причины, как только та, что они живы [Kelly, 1958].Действительно, суть жизни — движение или развитие; люди представляют собой однуиз форм этого всепроникающего движения. Исходя из этого, не требуетсяспециальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения,мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведениячеловека.
Возражение Келли против использования концепции мотивации для объясненияповедения пришло из его опыта практикующего психотерапевта. Как выяснилось,чтобы помочь пациентам, не обязательно приписывать им какие-то мотивы.Мотивационные концепции — это интерпретация того, что психотерапевтыобнаруживают в поведении своих пациентов. Они могут быть полезны для прогнозаповедения (например, Памела ленива и поэтому, возможно, вовремя не закончитшколу), но они бесполезны для понимания человека и оказания помощи ему, потомучто отражают взгляд психотерапевта, а не пациента. Далее Келли отмечал, чтомотивационные утверждения в большей степени характеризуют того, кто ихвысказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются: «Когда мы видим человека,озабоченного поиском мотивов, обычно оказывается, что он один из тех, кточувствует угрозу со стороны коллег, и хочет поставить их на место».
Келли характеризует современные теории мотивации и противопоставляет ихсвоей точке зрения следующим образом:
Теории мотивации можно разделить на два типа — теории толчка и теориитяги. В теории толчка можно найти такие термины, как влечение, мотив или дажестимул. В теории тяги используются такие конструкты, как цель, ценность илипотребность. Используя хорошо известную метафору — есть теории сенных вил, содной стороны, и теории моркови, с другой. Но наша теория не относится ни кодной из них. Так как мы предпочитаем заглянуть в природу самого живогосущества, нашу теорию, вероятно, лучше всего назвать ослиной теорией.
Теория личностных конструктов рассматривает человека в качестве активногои думающего организма просто потому, что он живой. Следовательно,«мотивация» — это излишний конструкт.
Чем же, полностью отрицая мотивацию как движущую силу деятельностичеловека, Келли объяснял ее направление? Ответ следует искать в его основномпостулате, который мы обсудим в следующем разделе.
ОСНОВНОЙ ПОСТУЛАТ И НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ НЕГО
Формальная структура теории личностного конструкта очень лаконична,потому что Келли развивал свои центральные принципы, используя один основнойпостулат и следующие из него 11 выводов. Сначала мы опишем основной постулат, апотом обсудим те выводы, которые дополняют наше объяснение когнитивной позицииКелли.
Основной постулат
Оказывается, каждый персонолог имеет свой язык для описания поведениячеловека. Келли — не исключение, и в этом можно убедиться на примере егоосновного постулата: «Процессы личности — это проложенные в психикеканалы, в русле которых человек прогнозирует события». Этот постулатобразует основу теории Келли, так как в нем личность и поведение трактуютсясовершенно иначе, чем в большинстве других направлений. Он является основным вформальной системе Келли, поэтому, чтобы лучше его понять, давайте остановимсяна нем подробнее. Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, каклюди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мыслии поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, чтоКелли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты егоповедения (например, межгрупповые отношения). Выражение «процессыличности» предполагает, что человек — это организм, находящийся вразвитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсыили побуждают к действию раздражители окружения (вспомните «ослиную»точку зрения Келли на мотивацию человека). Келли уподобляет человекаисследователю и считает, что люди управляются своими конструктами,ориентированными на будущее.
Основной постулат Келли также показывает, что его система лежит впределах психологии и диапазон ее применимости ограничен пониманием поведениячеловека. Выражение «проложенные каналы» означает, что поведениеотносительно стабильно во времени и ситуациях. Келли полагал, что людидействуют в пределах сети тропинок или каналов, а не беспокоятся о неподдающейся прогнозированию пустоте. Иначе говоря, люди прокладывают илинаправляют свои процессы к предупреждению будущего.
Слово «каналы» синонимично слову конструкты, а упоминаниеличности выдвигает на первый план индивидуальность интерпретации явлений.Относительно последних Келли отмечал, что каждый человек прокладывает ихарактерным способом использует разные каналы (конструкты), а также что выборопределенного канала определяет его психические процессы. И наконец, выражение «прогнозируетсобытия» отражает прогностические и мотивационные черты, присущиекогнитивной теории. Подобно ученому, человек пытается объяснитьдействительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь.Именно это соображение объясняет направленность деятельности в теории Келли.Согласно ей, люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощьюуникальной системы своих личностных конструктов.
Выводы из основного постулата
Одиннадцать выводов, которые можно сделать из основного постулата, служатдля разработки теории личностных конструктов Келли. Далее мы обсудим важнейшиеиз них.
Индивидуальность и организация. Вывод об индивидуальности особеннополезен для понимания уникальности личности: «Люди отличаются друг отдруга тем, как они интерпретируют события». По Келли, два человека, будьони даже идентичными близнецами или, предположим, имей они схожие взгляды,обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимаетдействительность с «колокольни» своего уникального личностногоконструкта. Итак, разница между людьми состоит в том, что они интерпретируютсобытия под разным углом зрения. Имеется большое количество примеров,показывающих, что система конструктов каждого человека уникальна. Рассмотримтрадиционную разницу во мнениях между политическими либералами и консерваторамипо таким вопросам, как благосостояние, военное вторжение на чужую территорию,аборты, налоги, принудительная национальная интеграция, порнография и высшаямера наказания. Или подумаем о том, почему студенты могут не соглашаться спрофессорами, профессора с заведующими кафедрами, заведующие кафедрами сдеканами и все они — с президентом колледжа. Или то, что называется«проблема отцов и детей» — несовпадение во взглядах между людьмиразных поколений — ситуация, которую в теории Келли точнее можно назвать«несовпадение личностного конструкта». Во всех этих примерах людирасходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системыконструктов. Неудивительно, что люди не могут согласиться друг с другом — сточки зрения Келли, они даже говорят не об одном и том же!
По мнению Келли, кроме того, что личностные конструкты имеютотличительные черты, они и организованы в человеке по-разному. Это четкоуказано в его выводе об организации: «Каждый человек специфическиразвивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события системуанализа, определяющую ранговые отношения между конструктами». Этот выводпоказывает, что люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобысвести до минимума несовместимость и несоответствия. И, еще того важнее, онподразумевает, что люди отличаются друг от друга не только по числу и типуконструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, какони организуют свои конструкты. Короче, было бы ошибкой думать, что конструктыбеспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности.
По Келли, организация личностных конструктов весьма логична: конструктыорганизованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либов подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы.(Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.)Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненныйконструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт. Конструкт«хороший-плохой», например, может включать в себя оба полюсаконструкта «сексуальный-несексуальный». Следовательно, первыйконструкт подчиняет последний. Эту мысль можно пояснить на примере мужчины-сексиста,который анализирует девушку — модель месяца в журнале «Плейбой». Он,возможно, интерпретирует ее как «сексуальную» и, следовательно, втерминах подчиняющего конструкта как «хорошую». Но даже в системеконструктов самого законченного сексиста «хороший» обычноподразумевает больше, чем «сексуальный». Например, он можетинтерпретировать интервью месяца в том же журнале как «хорошее»,потому что оно «вдохновило» его. В этом случае конструкты«сексуальный-несексуальный» и «вдохновляющий-не вдохновляющий»будут подчиненными по отношению к подчиняющему конструкту«хороший-плохой». Но главное здесь то, что люди создают различнуюиерархию личностных конструктов. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системеодного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого.Келли предположил, что только если мы знаем, как человек организует конструкты,мы можем правильно судить о его поведении.
Однако Келли считал, что иерархические отношения конструктов — величинанепостоянная. Организация конструктов сохраняет связь с событиями только тогда,когда она имеет прогностическую эффективность, что справедливо и для самихконструктов. Действительно, Келли считал вполне допустимым, что два конструктаменяются местами в иерархии, и подчиненный конструкт может стать подчиняющим инаоборот. Например, человек однажды почувствовал, что «любить-нелюбить» включает в себя (в числе других) и конструкт«принять-отвергнуть». Однако в результате последующего опыта человекможет прийти к другому заключению, а именно: значение «принятия»гораздо основательнее и шире, и «любить» находится в подчиненнойпозиции по отношению к нему. Следовательно, иерархическое построениеконструктов не следует понимать как инертное или законченное.
Интерпретировать или не интерпретировать: вот в чем вопрос. С точкизрения Келли, люди имеют несколько конструктов, с помощью которых ониинтерпретируют события своей жизни. Более того, каждый день они должнывыбирать, какой конструкт и какой его полюс использовать для прогноза событий. Выводо выборе показывает, как человек проводит этот отбор: «Человек выбираетдля себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как оножидает, он получит большие возможности для расширения и определения своейсистемы». Итак, по Келли, если мы стоим перед выбором (то есть передситуацией, в которой мы должны использовать наши конструкты тем или инымобразом), мы выберем то, что наиболее вероятно либо расширит наше пониманиемира, либо уточнит нашу конструктную систему. Иначе говоря, мы выберем полюсконструкта, который позволит понять событие более полно — то, что будетполезнее всего для прогностической эффективности нашей конструктной системы.Келли назвал это «продуманный выбор».
Вывод о выборе также предполагает, что наша конструктная системаразрабатывается либо в направлении определения, либо в направлении расширения.Определение включает в себя выбор альтернативы с большей вероятностьювалидизации аспектов опыта, которые уже были соответствующим образом точноинтерпретированы. То есть человек без особого риска для себя ждет, какповернутся события, основываясь на предыдущем опыте, а затем смотрит, что изэтого получилось. Если ожидаемое событие имеет место и конструктная системаподтвердилась, тогда конструкт еще сильнее закрепляется тем фактом, что онприводит к правильному прогнозу. Следовательно, определение подразумеваетиспользование конструкта знакомым образом, путем применения его к событию,которое лучше всего подходит к нему. Другой тип разработки — расширение — включает в себя выбор альтернативы, которая с большей вероятностью позволитрасширить наше понимание событий (увеличить диапазон применимости конструкта).Если прогноз правильный, тогда конструкт становится валидным и, по крайней меревременно, более широко применимым. Конечно, расширение дает больший простор дляпрогностической ошибки, чем определение, так как оно использует конструкты дляпрогноза события, которое ранее было ему неизвестно. Но все-таки оно даетбольше информации, чем определение.
Келли характеризует разницу между определением и расширением либо какбезопасность, либо как риск. Люди должны постоянно решать, какой из этих двухспособов в дальнейшем будет формировать их личностные конструкты. Студентыколлежда, например, должны часто делать выбор между курсами, похожими на те,которые они ранее слушали, и где, следовательно, есть какая-то гарантияполучить приемлемые оценки, и незнакомыми курсами, где есть риск провалиться,но которые зато дают возможность расширить знания. «Легкий» курс по знакомомупредмету означает «безопасность», а органическая химия длябольшинства студентов — «риск». В этом примере, если студент выбираетальтернативу, которая сводит риск до минимума, конструктная система (если онавалидна) укрепляется и определяется. Однако, если студент выбираетальтернативу, которая расширит его систему, это чревато большим риском — естьвероятность, что он не сможет правильно прогнозировать события (например, сдатьэкзамены). В то же время, конечно, увеличивается возможность приобрестидополнительную информацию, которая пригодится для будущих прогнозов.
Хотя Келли подробно описал признаки, позволяющие узнать, определяет илирасширяет человек свою конструктную систему, все же у нас нет достаточныхэмпирических фактов или теоретических обоснований, чтобы понять, почему и когдаон предпочтет выбрать то, а не другое. Тем не менее, весьма вероятно, что люди,уверенные в правильном прогнозе событий и могущие позволить себе рискошибиться, скорее всего выберут расширение своей конструктной системы. А люди,неуверенные в правильном прогнозе событий, скорее всего выберут определение.Преходящие ситуационные факторы, возможно, также влияют на выбор расширения илиопределения. Например, если человеку скучно, то это приведет к выборурасширения, а если он расстроен — определения. Тот из двух процессов, которыйбудет иметь место в данное время, в конечном итоге и определит, мотивированчеловек к безопасности или к риску.
Цикл О-В-И. Келли представил различные модели для иллюстрации действийчеловека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментомявляется цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит впоследовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того изних, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.
В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов,которые можно использовать для интерпретации данной ситуации — то есть оннамеренно обдумывает различные возможности, которые могут иметь место. Этоаналогично рассмотрению вопроса со всех сторон. Фаза выбора наступает, когдачеловек ограничивает число альтернативных конструктов (гипотез) до количества,наиболее приемлемого в данной ситуации. В этот момент он решает, какиепреимущественные альтернативы наиболее уместно использовать. И наконец, вовремя фазы исполнения он выбирает направление действий и сопровождающее егоповедение. Выбор делается, иначе говоря, на основании оценки, какойальтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или копределению системы.
Келли отмечал, что человек может пройти через ряд циклов О-В-И прежде,чем решит, какой конструкт следует использовать для интерпретации ситуации. Онцитирует Гамлета в качестве классического примера человека, который послеупреждения («Быть иль не быть, вот в чем вопрос...») не можетрешиться на окончательный выбор и вместо этого возвращается в ориентировочнуюфазу цикла. Понятие цикла О-В-И согласуется с убеждением Келли в том, что мыпостоянно рассматриваем существующие альтернативы, ограничивая их выбор дооптимального для действий, и поступаем в соответствии с нашим выбором. Такимобразом, если мы просто изменим наши конструкты, мы, без преувеличения, можемизменить свою жизнь; возможности выбора в теоретической системе Келлипоразительны. Келли, однако, настаивает также на том, что поскольку мирмногомерен, а человек обладает рядом различных категориальных шкал в своейконструктной системе, он перед тем, как начать действовать, вынужден ихсортировать до тех пор, пока не будет представлен один дихотомический параметрвыбора. С точки зрения Келли, когда человек говорит «важно выбрать междуэтим и тем», только тогда он готов выработать жизненную стратегию. В концеконцов, мы должны уметь анализировать для того, чтобы функционировать разумно.
Изменение в конструктной системе. Конструктная система позволяет человекупрогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этогоследует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможноправильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этойсвязи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет местотогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые несогласуются с нашей предыдущей системой конструктов. Его вывод об опыте утверждает:«Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностьюинтерпретации повторных явлений».
Так называемый вывод о научении предполагает, что система личностныхконструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постояннопроверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошоэти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменениюконструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы дляпоследовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываютсяполезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Такимобразом, по Келли, конструктная система последовательно пересматривается собоснованным отбором для принятия правильных решений.
По Келли, опыт человека — это перестройка его жизни, основанная напересмотре конструктов под влиянием текущих событий. Это означает, что человекприобретает мало опыта или вообще не приобретает его, если после наблюденияреальной последовательности событий он все же интерпретирует событияпо-старому. Например, если профессор преподает свой предмет в течение 10 лет ивсе эти годы читает одни те же лекции, делая это так же, как в первый годпреподавания, Келли спросил бы, действительно ли у него десятилетний стаж преподавания.С другой стороны, если то, чему он учил в первый год, заставило его изменить иусовершенствовать преподавание на второй год и делать это последовательно втечение всех десяти лет, он на законном основании может заявить, что у негодесятилетний опыт преподавания.
Вывод о модуляции, сделанный Келли, уточняет условия, при которыхизменяется конструктная система человека: «Изменение конструктной системычеловека ограничено проницаемостью конструктов в пределах того диапазонаприменимости, в котором находятся эти изменения». Как уже указывалось,понятие «проницаемость» относится к степени, с которой конструктможет ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазонаприменимости. Таким образом, этот вывод подразумевает, что чем более проницаемы(открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменениявнутри структур, к которым они относятся. Если у человека нет подчиняющихконструктов для интерпретированного изменения, то изменение не может иметьместа в его системе. Такой человек психологически ригиден. Следовательно,человек должен быть способен не только интерпретировать новые события илипересматривать старые, но также анализировать само изменение. Иначе говоря, таккак изменение конструкта или набора конструктов само по себе является событием,человек должен иметь какую-то концептуальную структуру для того, чтобыинтерпретировать изменения своей конструктной системы. Иначе будет неизменение, а хаос.
Например, мужчина 21 года интерпретирует свои отношения с матерью, продолжаяреагировать на нее как «маменькин сыночек», то есть сверхзависимо.Очевидно, что он встретится с большими трудностями в жизни, если не изменитинтерпретацию данных отношений. Ему удастся это сделать, если он обладаетпроницаемым подчиняющим конструктом «зрелость-незрелость», которыйсможет применить в этой ситуации. Тогда он может интерпретировать себя как«зрелого» и начать реагировать на свою мать по-иному, то есть менеезависимо. В сущности, он будет иначе интерпретировать свое отношение к матери сточки зрения применения конструкта «зрелый» к себе.
Изменения в отношениях со значимыми другими — не единственноеобстоятельство, которое заставляет наши конструкты меняться. Иногда даже оченьполезные конструкты, которые использовались долгое время, становятся менее, чемраньше, пригодными для точного прогноза событий. Келли считал, что в такихслучаях удобный знакомый конструкт будет изменен, хотя бы слегка. Это,вероятно, и происходит почти постоянно с часто используемыми конструктами,потому что наш прогноз событий никогда не бывает совершенным. Однакопроисходящие таким образом изменения не затрагивают существенно конструктнуюсистему. Это просто небольшая коррекция того, как человек понимает события.
Социальные отношения и личностные конструкты. Если, как Келли утверждал всвоем выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как ониинтерпретируют ситуации, то, следовательно, они могут быть похожими друг надруга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Рыбак рыбака видит издалека.Эта идея определенно выражена в выводе об общности: «Если человекинтерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другойчеловек, то его психические процессы подобны психическим процессам другогочеловека. Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи всвоей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (тоесть они будут схожими личностями). Необходимо заметить, что люди похожи непотому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что ихповедение похоже — они похожи потому, что события для них имеют приблизительноодинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивнойориентацией, Келли опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт илинаблюдаемое поведение.
Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная средипредставителей одной культуры, это не только схожесть в поведении. Келлиполагал, что люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково.»Культурный шок", часто переживаемый, когда человек сталкивается спредставителем другой культуры, является результатом различий в том, как ониинтерпретируют события. В поддержку этой точки зрения можно привести недавниеисследования, показывающие, что культурные различия коренятся в разнице конструктов,которые используют люди.
Другой важный аспект теории личностных конструктов Келли касаетсяотношений между людьми и их конструктными системами. Это отражено в выводе осодружестве, который уточняет условия, необходимые для эффективных межличностныхотношений: «Один человек может играть роль в социальном процессе,включающем другого человека, в той мере, в какой первый анализируетинтерпретационные процессы второго». Этим выводом Келли подчеркнул, чтосоциальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человекапонять, как другой человек осознает действительность. Иначе говоря, чтобыплодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретироватькакую-то часть конструктной системы другого человека. Это утверждение отличаетсяот допущения, что люди могут взаимодействовать только когда у них схожаяконструктная система или если они в чем-то похожи. По Келли, для гармоничногосоциального взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологическипоставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать егонастоящее и последующее поведение.
Для того, чтобы «исполнить роль» вашего отца, например,необходимо понять его взгляды (и на вас тоже) с помощью своих конструктов исоответственно построить ваши действия. Для того, чтобы играть роль всоциальном процессе, включающем другого человека, не требуется его согласие, очем свидетельствуют отношения родители-ребенок и учитель-студент. Какуказывалось в выводе об общности, гораздо легче понять ход мыслей другого человека,если ваши взгляды схожи, но это не существенно для эффективного исполненияроли. Критическим моментом в межличностных отношениях является то, что покрайней мере один человек пытается понять, как другой человек оцениваетиграемую им роль.
Понятие «роль», используемое Келли, не следует смешивать стермином, употребляемым в социологической теории ролей. Для социолога роль — единица социальной структуры, к которой принадлежат люди (например, служащийавиакомпании, президент объединения, почтовый работник). А в системе Келли рольопределяется как «форма поведения, которая логически вытекает из тогофакта, что человек понимает, как мыслят другие люди, связанные с ним в егодеятельности». Это определение предполагает, что значимое социальное взаимодействиене существует бессознательно, просто потому что два или несколько человекобщаются друг с другом или делают общее дело. Принятие роли требует, чтобы покрайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, каким образомдругой индивид интерпретирует явления. Далее Келли утверждал, что роли необязательно должны быть обоюдными, то есть человеку (людям) не нужноанализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенным в социальныеотношения. Другому человеку также не нужно вступать в ролевые отношения синдивидом, анализирующим его. Действительно, в нашем обществе преобладаютодносторонние ролевые отношения (например, врач-пациент, адвокат-клиент,работодатель-рабочий). В этой связи Келли отмечал, что оптимальные отношенияпредполагают взаимное понимание взглядов на жизнь, как в случае здоровыхотношений между женой и мужем.
Келли считал, что очень хорошо иметь социальные прогнозы, которыеподтверждаются другими людьми. У нас есть определенные представления о том,чего от нас ждут другие. Когда мы действуем в соответствии с ними и узнаем, чтомы точно предсказали ожидания других, это побуждает нас и дальше вести себятаким же образом.
Вывод об общности, сформулированный Келли, очень важен для сферычеловеческих отношений. В частности, он предлагает возможную, объединяющуюсвязь между индивидуальной и общественной психологией [Jankowicz, 1987].Безоговорочное утверждение, что устойчивые и искренние человеческие отношенияне могут развиваться, если по крайней мере один из людей не пытается встать наместо другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей всамых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями,родственниками, друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир безвойны может, в конечном итоге, зависеть от возможности людей (особенно главгосударств) точно анализировать интерпретационные процессы других.
Давайте теперь рассмотрим основные положения о природе человека, лежащиев основе теории личностных конструктов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЕЛЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Как уже отмечалось, философия конструктивного альтернативизмапредполагает, что Вселенная реальна, но разные люди интерпретируют еепо-разному. Это означает, что наша интерпретация событий оказывает большеевлияние на наше поведение, чем сами события. Доктрина Келли также означает, чторазличия между персонологами относительно природы человека являются отражениемих уникальной конструктной системы. И сам Келли не был исключением в этом вопросе.Как и все другие теоретики, системы которых мы обсуждали в этом учебнике, Келлипредставляет природу человека, основываясь на своей собственной интерпретациипсихологической реальности.
Свобода-детерминизм. В теории личностных конструктов люди представленыкак свободные и зависящие от своего собственного поведения. Вот четкаяформулировка Келли:
Эта система личностных конструктов дает ему [человеку] и свободу решений,и ограничение действий — свободу, потому что она позволяет ему иметь дело созначением событий, а не с силами, которые подталкивают его, и ограничение,потому что он всегда делает выбор в пределах тех альтернатив, которые онвыстроил для себя.
Итак, по Келли, люди обладают громадным набором конструктов, из которогоони выбирают те, что необходимы для интерпретации событий, но, однаждывыбранные, эти конструкты определяют их поведение. Люди действуют только впределах конструктов, которые они приобрели. Например, человек, сталкивающийсяс незнакомым явлением, может использовать или не использовать конструкт«хороший-плохой» для его интерпретации. Если он решит применить этотконструкт, то, вероятно, выберет тот его полюс, который предлагает большуювозможность для дальнейшей разработки своей прогностической системы (вывод овыборе). Однако, когда он сделал выбор, он больше не свободен, если только нерешит интерпретировать незнакомое явление в других терминах, тем самымустанавливая для себя новые границы и новые отношения конструктов. Конечно, онможет интерпретировать и анализировать то же явление в течение всей жизни,таким образом давая возможность циклу свобода-детерминизм, лежащему в основеего поведения, проявляться вновь и вновь. В теории Келли свобода и детерминизмнаходятся в сложном переплетении.
Рациональность-иррациональность. Строгая приверженность Келли положениюрациональности распространяется на все аспекты его теории. Действительно, посравнению с другими направлениями, представленными в этом учебнике, в системеКелли рациональности придается наиболее серьезное значение. Келли считал, чтолюди находятся в постоянном интеллектуальном поиске, стараясь понять мир вокругсебя. То, как Келли интерпретировал личность, ясно показывает приверженностьосновному положению рациональности. Фактически когнитивная теория Келли немогла бы существовать как жизнедеятельная «конструктивнаяальтернатива», не имея в своей основе рациональной позиции.
Холизм-элементализм. Келли придерживался умеренно холистической точкизрения на природу человека. Хотя его единица анализа, личностный конструкт, на первыйвзгляд отражает элементалистский подход к изучению людей, Келли не делаетпредположения о том, что личность можно понять по каждому конструкту вотдельности. Наоборот, он придает особое значение тому, как конструктыорганизованы и связаны друг с другом. Следовательно, чтобы понять человека,необходимо понять всю его конструктную систему.
Например, конструкт «хороший» студента А, будучи применен поотношению к его профессору, может быть просто подчиненным для конструкта«интересный». А конструкт «хороший» студента Б в той жесамой ситуации может быть подчиненным для конструкта «интеллектуальностимулирующий». Согласно Келли, просто невозможно было бы оценить этуразницу, изучая отдельно взятый конструкт «хороший» студентов А и Б.Многочисленные дополнительные взаимоотношения внутри системы также были бы незамечены при поэлементном подходе. Однако можно оценить конструкты поотдельности; в этом смысле Келли не полностью привержен положению холизма.
Конституционализм-инвайронментализм. Здесь Келли в значительной степенисклонен к полюсу инвайронментализма. Так как Келли никогда впрямую не обращалсяк вопросу внешнего или внутреннего происхождения личностных конструктов, то вего теории просто нет никаких ссылок на наследственность. С другой стороны, окружениетеоретически вездесуще; по Келли, люди все время интерпретируют и анализируютсобытия, имеющие место в окружении. Личностные конструкты извлекаются изжизненного опыта, применяются для прогноза будущих событий и изменяются илиотбрасываются, если не помогают прогнозировать эти события. Таким образом,конечная функция конструктной системы человека — интерпретация окружающегомира.
В то же время, в теории Келли окружение не обладает тем абсолютныммогуществом, как в теории Скиннера. Познающий человек активно интерпретирует,оценивает, анализирует окружение, а не формируется под его влиянием. В отличиеот радикального бихевиоризма Скиннера, система Келли рассматривает человека восновном как познающего и рационального субъекта. Влияние окружения признаетсяв системе Келли, но не до такой степени, чтобы полностью заслонить человека.Таким образом, инвайронментализм Келли лучше всего характеризовать какумеренный.
Изменяемость-неизменность. Теория Келли насыщена динамическимиизменениями. Жизнь рассматривается как постоянное движение, причем все событияподлежат пересмотру в свете различных конструктов. Это кинетическое восприятиеотражает убеждение Келли в том, что люди меняют свои взгляды и формируют новыеконструкты в течение всей жизни. Такая точка зрения демонстрирует сильнуюприверженность положению изменяемости.
Положение изменяемости отчетливо проявляется в том факте, что Келлисчитал необходимым объяснить обстоятельства, при которых происходит изменение вконструктной системе. Люди изменяют свои конструктные системы по мере того, какуспешно интерпретируют повторяемость событий (вывод об опыте). С точки зренияосновного положения, это означает, что личность индивида может изменяться стечением времени как функция от опыта. И вывод о модуляции, разработанныйКелли, частично объясняет, как конструктная система человека может изменяться втой степени, в какой его конструкты являются проницаемыми. Чем более проницаемыконструкты, тем больше событий могут они включать в диапазон применимости, итем больше пространство для изменений во всей системе.
Однако Келли утверждал, что не все люди способны изменяться в одинаковойстепени. Например, человек, не пересматривающий свои конструкты в свете текущихсобытий, потому что они лишены проницаемости, не будет сильно изменяться стечением времени. Такой человек всю жизнь будет ригидным в интерпретациисобытий и поведении. Но человек с проницаемыми конструктами действительно можетизвлечь пользу из жизненного опыта — такой человек может изменять конструкты втечение всей жизни. Так как Келли признавал возможность подобного изменения ипытался объяснить, как оно происходит, то можно сделать вывод о том, что он былстрого привержен положению изменяемости.
Субъективность-объективность. Келли утверждал, что люди живут всубъективном мире личностных конструктов. Люди могут интерпретировать ианализировать внешние события, как им хочется, но они, тем не менее, остаются впределах своих субъективных конструктных систем. Каждый индивид рассматриваетдействительность с помощью модели личностных конструктов, и эти моделиуникальны для каждого человека.
Объективные внешние факторы воздействуют на человека не одинаково, потомучто он всегда интерпретирует их в соответствии со своими личностнымиособенностями. То, что является «полезным» опытом для одногочеловека, будет «вызывать тревогу» у другого; то, что«уместно» для одного человека, может быть просто«неосновательным» в конструктной системе другого. Объективнаяреальность всегда видоизменяется в творческом осмыслении человека: реальность — это то, что является субъективной интерпретацией каждого из нас. Итак, поКелли, каждый человек живет в уникальном мире, созданным им самим. Этот мирможно изменить, но только в той мере, в какой мы хотим его пересмотреть. Келлистрого привержен положению субъективности. Фактически своеобразное сочетаниеположений рациональности и субъективности является уникальной чертой еготеории.
Проактивность-реактивность. Положение проактивности-реактивностинепосредственно касается вопроса о мотивации: люди сами выстраивают своеповедение или оно является реакцией на внешние раздражители? Поскольку Келлирассматривает мотивацию как излишний конструкт, он не делает предположения о ееприроде. Для Келли люди ни проактивны, ни реактивны — они живые! Быть живымзначит быть активным; жизнь — это форма движения. Итак, Келли считает совсемнеобязательным рассматривать вопрос о том, что является мотивацией поведения потой простой причине, что человек живет и, следовательно, всегда активен вповедении. Если принять эту неортодоксальную позицию в отношение мотивации,следует согласиться, что положение проактивности-реактивности нельзя применитьк теоретической системе Келли.
Гомеостаз-гетеростаз. Это положение также отражает вопрос мотивации:поведение человека направлено на ослабление побуждений и сохранение внутреннейгармонии или на рост и самоактуализацию? По Келли, ни одна из этих категорий неприменима. Он полагал, что люди стремятся приобрести и организовать логическипоследовательные конструктные системы, чтобы точно прогнозировать будущиесобытия. Поступая таким образом, они занимаются продуманным выбором, то естьони выбирают ту альтернативу, которая ведет к большему расширению и определениюих конструктных систем (вывод о выборе). Для исследователя, ориентированного нагетеростаз, это может звучать как рост и самоактуализация. С другой стороны,те, кто предпочитают гомеостаз, могут возразить, что люди делают именно такойвыбор, потому что они пытаются уменьшить внутреннюю неуверенность по отношениюк миру. Сам Келли не придерживался никакой определенной позиции по этомуключевому вопросу. Мотивация, с его точки зрения, — несущественная концепция.Следовательно, в качестве основного положения о природе человека понятиегомеостаза-гетеростаза не применимо к когнитивной системе Келли.
Познаваемость-непознаваемость. Келли не рассматривал природу человека какпознаваемую в традиционном русле научного исследования. Он отвергал философскуюпозицию реализма, которая утверждает, что объективную реальность можно понять,независимо от ее восприятия нами. Возражая против реализма, Келли выдвинул своюсобственную эпистемологическую доктрину конструктивного альтернативизма,которая утверждает, что реальны только события внутреннего мира. Объективнаяреальность не существует отдельно от нашего личного истолкования ее. Аследовательно, природу человека нельзя познать, ее можно только альтернативноинтерпретировать.
Тогда возникает очевидный вопрос: а при чем тут наука? Келли отвечает,что научные теории служат как обособленные полезные конструктные системы впроцессе объяснения событий. Одни оказываются полезнее, чем другие (какиеименно — покажут будущие события), но надежные устойчивые теории хорошопослужили в качестве конструктивных альтернатив. Рассмотрим несколько избранныхтеорий личности в качестве примера. Фрейд интерпретировал людей в терминахбессознательной мотивации; Адлер выделял стили жизни; Эриксон открылпсихосоциальные стадии развития эго; Кеттел рассматривал черты, лежащие воснове поведения; Скиннер наблюдал опосредованные условные реакции; Бандурапредложил научение через наблюдение в качестве ключевого аспекта поведениячеловека. А Келли? Келли подчеркивал субъективную интерпретацию мира человеком.
По сути, в персонологической теории Келли заложены семена ее кончины. Таккак реальность остается открытой множественным интерпретациям, наступит такойдень, когда события, сейчас интерпретируемые по теории Келли, будут лучшепрогнозироваться с помощью какой-то другой системы теоретических конструктов.Он осознавал это и с обезоруживающей прямотой признавал. Обсуждая, как теорияличностных конструктов была классифицирована достойными уважения учеными, онпришел к заключению: «Ее также классифицировали как абсурд, который,весьма вероятно, в один прекрасный день изживет сам себя». Следовательно,с позиции своих философских воззрений Келли допускал, что поведение человеканепознаваемо с помощью эмпирических исследований.

 
РЕЗЮМЕ
Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальныхили мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли был одним изпионеров этого направления со своей теорией личностных конструктов. Он основалсвой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, чтолюбое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования.Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющимигипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогнозбудущих событий.
Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких системили моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальнойконструктной системой (личность), которую он использует для интерпретациижизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеютопределенные формальные свойства: диапазон применимости ипроницаемость-непроницаемость. Келли также описал различные типы личностныхконструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний,частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный.
Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам,используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуетсяникаких специальных концепций (влечения, поощрения, потребности) для объяснениямотивации человека. Вместо этого он высказал предположение, что людимотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желаниемпрогнозировать события, которые они переживают.
Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих изнего выводах. Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологическипроложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, какфункционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальныевзаимодействия. В частности, Келли рассматривал конструкты как биполярные идихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конструктов в терминахиерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, акакие-то — подчиненными по отношению к другим частям системы. Эта организацияне закреплена жестко, так же как не постоянны и сами конструкты. Были такжерассмотрены другие многочисленные аспекты и приложения теории личностныхконструктов.
Келли более ясно, чем большинство персонологов, осознавал влияниефилософских взглядов ученого на разрабатываемую им теорию личности. Тем неменее его позиция основывалась на исходных положениях, касающихся природычеловека. Теория личностных конструктов отражает:
сильнуюприверженность положениям рациональности, изменяемости, субъективности инепознаваемости; умеренную приверженность положению холизма-инвайронментализма;промежуточную позицию по положению свобода-детерминизм.
Положения проактивности-реактивности и гомеостаза-гетеростаза неприменимы к позиции Келли, поскольку он рассматривал мотивацию как излишнийконструкт.
Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывались другимиисследователями, он изобрел инструмент оценки личности — Реп-тест, которыйшироко применялся в разнообразных исследованиях. Реп-тест оценивает личностныеконструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и другихаспектов своего опыта. Его применение было проиллюстрировано в исследованияхрасстройств мышления у больных шизофренией и на примере формирования дружбы.
Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким от тех,которые традиционно определяют как когнитивные. В разделе главы, посвященномпрактическому использованию, показано применение теории Келли к нуждамклинических психологов — эмоциональные состояния, психологическое здоровье ирасстройства и психотерапия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.