Московскийгуманитарно-экономический институт
Тверской филиал
Кафедра прикладной психологии
Реферат по дисциплине
«Клиническаяпсихология».
Тема: «Классификация психическогодизонтогенеза В.В. Лебединского».
Тверь 2009
Содержание
Введение
1. Понятие «дизонтогенез» и основныетипы психического дизонтогенеза
2. Классификация психическогодизонтогенеза В.В. Лебединского
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из важнейшихзадач современной практической психологии является психологическая диагностикаи коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям.При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психологаобычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психическихрасстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития удетей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которойнаходится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненнымпроцессом, его последствиями.
В детском возрастечувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиямопределяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастнойстадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем большена первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чемраньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляетсякомпонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условияхболезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости,асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействиямежду отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции,патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменениязадерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивныеперестройки, необходимые для нормального развития.
К основным направлениямдеятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первуюочередь следующие.
1. Выявление исистематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
2. Осуществлениеструктурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных сболезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием вусловиях болезни.
3. Разработка программыпсихокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения иконкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшениеили устранение.
4. Проведениевосстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций,таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность,имеющих место при локальных поражениях мозга.
Рассмотрим в даннойработе, в чем же сущность дизонтогении и основных видов психическогодизонтогенеза, а так же классификацию психического дизонтогенеза ЛебединскогоВ.В.
1.Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза
Термин «дизонтогенез»(от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее,существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м годудля обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма отнормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состоянияобъединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
В настоящее времяпонятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез,преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когдаморфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смыслеслова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальноеразвитие. Психический дизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельныхсоставляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельныхсфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.
Основными типамипсихического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхронияпсихического развития.
Регрессия (регресс)- возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного,функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного сповреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потеренавыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание впервые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономнойречи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннемдетском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелойфункции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции,находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степенизакрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: пришоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.
Явления регрессадифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции наболее ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чемтяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятенраспад.
Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую(тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнемслучае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психическихфункций, отдельных свойств личности.
Асинхрония,как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие,характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций исвойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроковсозревания других функций и свойств, что становится основой дисгармоническойструктуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как вколичественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологическойгетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральныхструктур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии спредставлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают врезультате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнениепротекают в определенной хронологической последовательности, обусловленнойзаконом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций сопережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психическихфункций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаютсясенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции ипериоды относительной замедленности ее формирования.
На ранних этапахпсихического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи приотносительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия иречи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом.Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностическойфункцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущениеобозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тембольше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Впатологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временнаянезависимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишеннаявоздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется,фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться нетолько поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когдадля ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со сторонынарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторныйрепертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание изстороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобныенарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, скольконедоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.
Ассоциативные связи вусловиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышеннойинертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудностиусложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены впознавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертныеаффективные комплексы тормозят психическое развитие.
К основным проявлениямасинхронии относят следующие:
1. Явления ретардации —незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более раннихформ, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9).Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологическидлительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детейпроисходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самойавтономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.
2. Явленияпатологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0).
3. Сочетание явленийпатологической акселерации и ретардации психических функций, например,сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной имоторной сферы при раннем детском аутизме.
Механизмы изоляции,патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные истойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видовасинхронного развития.
2.Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
Классификацияпсихического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:
· Общеепсихическое недоразвитие;
· Задержанноепсихическое развитие;
· Поврежденноепсихическое развитие;
· Дефицитарноепсихическое развитие;
· Искаженноепсихическое развитие;
· Дисгармоничноепсихическое развитие.
Общее психическоенедоразвитие — общая стойкая задержка психическогоразвития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных,родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальностьнедоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции(особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие,память, моторика, элементарные эмоции).
Наиболее типичноймоделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения(от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психическогонедоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности удетей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный иранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра ЖаннаЭ.-Д. Эскироля, олигофрен — бедняк от рождения, в то время как дементный — эторазорившийся богач.
В зависимости отстепени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают тригруппы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность иотносительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная)степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке,то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенкапо программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу ипрофессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончаниивспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей вдальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В товремя как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения,не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальнуюадаптацию.
Помимо дифференциацииолигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют идругие. В частности клинико-физиологическая классификация олигофрений,представленные в работах С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева(1965) и Д. Е. Мелехова (1965). В педагогическом плане наиболее приемлемойявляется классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер,1979) выделяет пять основных форм состояния:
· неосложненнаяформа олигофрении;
· олигофрения,осложненная нарушениями нейродинамики;
· олигофрениис нарушением различных анализаторов;
· олигофрениис психопатоподобными формами поведения;
· олигофрениис выраженной лобной недостаточностью.
Задержанное психическоеразвитие — замедление темпа формирования познавательной иэмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызваногенетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией,травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания)в период до 3-х летнего возраста (пример — инфантилизм). Характерныпарциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельныхкорково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем.Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении иопределяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.
Задержка психическогоразвития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний,ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровыхинтересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстройпресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Различают ЗПРконституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основепсихического и психофизического инфантилизма, связанного с вреднымивоздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка;ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следуетотличать от олигофрении и педагогической запущенности. Необходимо отметить, чтоавтор приведенной выше этиологической типологии ЗПРК. С. Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишьусловно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать спедагогической запущенностью.
Согласно исследованиямЛ. И. Переслени и Л. Ф. Чупрова, в психологической картинеЗПР выявляется два базисных синдрома:
— нарушение регуляциипсихической деятельности, реализуемой посредством произвольного внимания;
— нерезкое недоразвитиепознавательной деятельности.
Если припсихофизическом инфантилизме на первый план выступают недостатки регуляцииповедения и деятельности, то при ЗПР церебрально-органического генеза — признаки неполноценности познавательной деятельности.
ЗПР имеет относительноблагоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории детей. Многиеиз них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительноосваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПРобучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций(комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательнойшколы. Обычно данное состояние диагностируется только в пределах доподросткового возраста. В более старшем возрасте эти состояния недиагностируются или переходят в другой вид пограничных состояний. «Благоприятныйисход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелостиэмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий».
Поврежденноепсихическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями,интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными,обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Длядифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значениеуказание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка допериода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическаясвязь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическомстатусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожныеприпадки).
Характерной модельюповрежденного психического развития является органическая деменция. Структурадефекта при органической деменции определяется в первую очередь факторомповреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структурыолигофрении, отражающей явления недоразвития. Здесь нет тотальности, нетиерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении.Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаяхэто грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностическиерасстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.),недостаточность которых иногда выражена более чем неспособность к отвлечению иобобщению. Так, нарушения памяти, в особенности механической, более характерныдля деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком ввозрасте после 3-4 лет.
Б. В. Зейгарник(1962) выделяет три преимущественных нарушения мышления при органическойдеменции у взрослых больных:
· снижениефункции обобщения;
· нарушениелогического строя мышления;
· нарушениякритичности и целенаправленности.
Г. Е. Сухарева(1965), исходя из специфики клинико-психологической структуры, выделяет четыретипа органической деменции у детей. Первый тип характеризуется преобладаниемнизкого уровня обобщения. При втором типе на передний план выступают грубыенейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемостьмыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность кнапряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженнаянаклонность к персеверациям. При третьем типе органической деменции более всеговыступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резкимснижением активности мышления. При четвертом — в центре клинико-психологическойкартины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубымирасстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением» (терминК. Левина). Наиболее часто встречаются два последних типа органическойдеменции в детском возрасте.
Дефицитарноепсихическое развитие. Оно связано с первичнойнедостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной(слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральнымипараличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний(сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной- при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет кнедоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлениюряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.
Наиболее показательноймоделью аномалий развития по дефицитарному типу является психическийдизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.
Слепые дети — у которыхполностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение илиостаточное зрение (острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применениемочков).
Слабовидящие дети — обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычныхсредств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротойзрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например,резкое сужение границ зрения). Дефицитарность развития у лиц с нарушениямизрения главным образом проявляется в вербализме мышления, нарушенияхпространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы. Прогноз икоррекционные возможности у таких детей индивидуальны и зависят от рядафакторов, таких как степень нарушения зрения и время возникновения дефекта,уровень интеллектуального развития ребенка, своевременности коррекционногообучения и успешности тифлотехнической коррекции.
Глухие дети — сглубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными илиприобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей:глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).
Слабослышащие дети — счастичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. Кслабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.
Дефицитарность развитиятаких субъектов определяется прежде всего нарушением речевого развития и,вследствие этого, вторичной задержкой психического развития. Как и в случаяхдетей с нарушением зрения, здесь также играют первостепенную роль времявозникновения дефекта, степень его выраженности, наличие и своевременностькоррекционного воздействия.
Общим для любого видадефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности.Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющегополноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результатнеправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток,будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социальноненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяетсяотношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется иего отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.
Искаженное психическоеразвитие. Сложное сочетание общего недоразвития,задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психическихфункций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, неприсущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития.Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннемдетском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.
РДА — это болезненноесостояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своихпереживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушаетсяориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность отмира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия,пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичногоребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего,это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и туже пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т.п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у негодиффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.
В моторике характернывычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи,угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности,производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается симпульсивностью.
Также своеобразны удетей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевогоконтакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и нереагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речьможет быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она можетбыть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность речи аутичногоребенка — автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познанияокружающего мира. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.
Дисгармоническоепсихическое развитие. По своей структуре оно напоминаетискаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущийболезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажениямежфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкаядиспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти такназываемые патологические формирования личности.
Ядерную группу этихсостояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правилоимеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные,циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты вюношеском и зрелом возрасте.
На практике часто имеютместо сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) исоциальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуальногоразвития на протяжении всей жизни.
Г. В. Козловская,согласно Н. В. Римашевской, выделяет 4 основных типа дизонтогенеза:
· дисгармонияпсихофизического развития — парциальная задержка и, реже, акселерация созревания;
· дисрегулярность(неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности переходаот одной ступени развития к другой (кратковременные остановки,«псевдозадержки», «скачки» развития);
· диссоциацияразвития — «переслаивание» или сосуществование в психофизическом состоянииребенка разных по степени развития функций;
— парадоксальностьразвития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с«бесчувствием» к другим;
— амбивалентность всехпсихических проявлений;
· дефицитарностьвсей психической организации в целом -нивелированность всех психических реакций(эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.).
Заключение
Задержанное психическоеразвитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хроническиесоматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), атакже церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера(инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннегопостнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферыпроявляется в различных клинических вариантах инфантилизма(конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического).Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеванияхбудет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), припсихогенных формах — в большей мере с явлениями микросоциальной ипедагогической запущенности, при церебрально-органических, наиболее частоприводящих к трудностям в обучении, с одной стороны, с нейродинамическими (впервую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными,эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев — и с первичнойнедостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса,речи, памяти и т. д.).
Как показываютклинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществоватьразличные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можнонаблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие (так называемой «олигофренический плюс») и даже поврежденноеразвитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяетрассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные независимыеобразования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могутсочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.
Списоклитературы
1. БлейхерВ.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачейи клинических психологов. — М., 2002.
2. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учеб.пособие для студ. вузов. — М., 1999.
3. Лебединский В. В. Нарушенияпсихического развития в детском возрасте. — М., 2003.
4. Римашевская Н. В. Дизонтогенез //Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Подобщей ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
5. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатриидетского возраста. — М., 1998.