Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Кафедра «Психологии»
Контрольная работа по «Психология профессионального образования» на тему:
«История развития психологии педагогического образования»
Выполнил: Никитина Н.А. –
студентка группы ПЗ-08-02
Проверила: к.п.н., доцент
Макарова А.Н.
Нижний Новгород
2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………………
История развития психологии педагогического образования……….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы.……………………………………
Введение.
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования, механизмы овладения профессией, под которой
понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие «профессиональное образование» отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением
определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.
Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности.
Организация профессионального образования должна подчиняться ряду принципов:
— принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования;
— принцип фундаментализации профессионального образования требует связи с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний;
— принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессионального важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии.
Исходя из этих положений предметная область психологии профессионального образования включает в себя:
— изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
— изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
— изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
— изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.
Будучи призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.
Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы, или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических), о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки».
Таким образом, психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии» социологии, педагогики. Психология профессионального образования также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда
и психодиагностикой.
В развитии исследований можно условно выделить следующие направления:
— психологическое изучение профессий и разработка «профессиограмм». Выявлялись объективные требования, предъявляемые профессией к человеку — к отдельным психическим функциям, способностям или свойствам личности работника. Профессиограммы использовались для разных целей: профотбора, профконсультаций, борьбы с утомлением и производственными травмами;
— изучение закономерностей формирования профессиональных умений и навыков в процессе профессионального обучения (выяснение условий и их влияние на формирование умений);
— проблемы совершенствования профессиональных умений и развития способностей (выявление влияния условий профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности) на совершенствование профессиональных умений и развитие профессиональных способностей (сенсорных, интеллектуальных, моторных);
— теоретическая разработка психологических проблем профессионального обучения.
История развития психологии педагогического образования.
В истории развития психологической проблематики по профессиональному образованию выделяется три периода. Каждый из них характеризуется своими особенностями: ведущим направлением исследований, их теоретической ориентацией и своеобразием вклада в разработку теоретических проблем профессионального обучения. Первый период — «психотехнический» — падает на 20—30-е годы; второй — с конца 30-х годов до середины 50-х; третий — с середины 50-х по 70-е годы. Рассмотрим особенности каждого из них.
Психотехнический период. Впервые проблемы психологии профессионального образования встали в 20-х годах в рамках психотехники как науки о труде. В отечественной психологии в этот период остро стояли проблемы переориентации науки в связи с восстановлением промышленности, индустриализацией страны, повышением производительности труда. Психотехника включалась в решение широкого круга проблем: профотбор, профконсультации, профобучение, борьба с профессиональным утомлением, производственным травматизмом. Важное значение в эти годы приобретает изучение профессий и составление «психограмм» (профессионально важных качеств), определенным образом структурированных и выражающих требования данной профессии к определенным свойствам и качествам человека. В связи с задачами выделения «профессионально важных качеств» встала задача их тестирования, во многом заимствованному из буржуазной психотехники тестов.
При этом диагностика «профессионально важных признаков» проводилась на начальных этапах развития профессиографии не для задач обучения и развития этих качеств, а для задач профотбора и профконсультации. В 20-е годы в центральном институте труда разработан метод упражнений, трудовых приемов для выработки так называемых трудовых установок, которые должны были менять трудовую сноровку, приспосабливая конкретные органы к конкретному виду труда.
В 30-е годы в профессиографии встают проблемы «реконструкции» профессии с возможностью предвосхищения новой психологической типологии профессий. В эти годы осознается недостаточность выделения формально-психологических признаков и требований к отдельным трудовым операциям, выдвигается задача построения профессиографии как науки о связи между профессией и структурой личности. В связи с задачами политехнизма организуются поиски рациональных методов профессионального обучения, изучаются вопросы содержания, объема и характера знаний, необходимых не
только для овладения данной профессией, но и ориентации в технике, производстве. Изменяется подход к выделению профессионально важных качеств с точки зрения политехнизма, акцентируются условия обучения, обеспечивающего развитие профессионально важных признаков,
Психотехническое направление, активно развиваемое в 30-е годы, имело как положительные результаты; связанные с разработкой проблем политехнизма, так и негативные, механистические. С резкой критикой психотехники в эти годы выступили
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Отмечалось, что в основе трудовой деятельности лежат не механические функции, которые подвергались тестированию со стороны психотехники, а высшие психические функции. Труд, как отмечал Л.С. Выготский, есть деятельность, опосредованная не только орудием, но и сознательным поведением человека. В этой связи политехнизм рассматривался как проблема органического соединения в трудовом акте «мышления и умения», «теории и практики», составляющих общую структуру трудовой деятельности. С.Л. Рубинштейн, разрабатывая фундаментальное теоретическое положение о единстве сознания и деятельности, обращался к изучению осмысленной предметной деятельности как основы жизнедеятельности субъекта и его реальной связи с миром.
Исследования Н.А. Бернштейна явились важным экспериментальным материалом о психологической природе произвольных движений, имеющих большие степени свободы и входящих в состав действия по решению стоящей перед человеком двигательной задачи. Развернувшаяся критика психотехники привела к ее свертыванию, что привело к прекращению ее существования к концу 30-х годов.
Развитие исследований в 30-50-е годы. Перед психологией труда встала задача ответить на социальный заказ по подготовке высококвалифицированных специалистов. Одной из главных стала проблема профессионального мастерства: выявление закономерностей формирования и совершенствования трудовых умений и навыков, их перестройка и функционирование в новых условиях, процесс формирования профессиональных способностей, разработка психологических вопросов профессионального обучения.
В эти годы развертывается широкий фронт экспериментальных работ, методологической основой которых является принцип единства сознания и деятельности. Ведутся исследования содержания и форм производственного обучения:
— разрабатываются «инструкционные» карты по формированию трудовых приемов;
— изучается динамика формирования производственных навыков;
— исследуются изменения в формировании навыков под влиянием обучения (характер мотивов, влияние знания результатов, роль самоконтроля);
— изучаются изменения навыков после обучения, в процессе выполнения профессиональной деятельности;
— предпринимаются попытки выяснения природы переноса и обобщения навыков.
В эти годы проводится большой цикл работ по выявлению влияния профессиональной деятельности и условий обучения на формирование профессиональных сенсорных способностей.
Изучается роль практического интеллекта — особенности мыслительной деятельности в профессиях, требующих решения сложных практических задач, исследуются закономерности формирования профессиональных умений, навыков, способностей. Было показано, что профессиональные способности — не есть некоторые изначальные задатки, они формируются в деятельности, достигая высокого уровня развития. Процесс формирования умений и навыков в трудовой деятельности определяется не количеством упражнений, а его организацией как активной, целенаправленной, сознательной деятельности субъекта, имеющей для него смысл.
Основные направления исследований 50-70-х годов. Дальнейшее развитие деятельностной парадигмы в отечественной психологии привело к разработке теоретических и прикладных аспектов педагогической психологии (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В, Запорожца, Д.Б. Эльконина), связанных с развитием идеи формирования знаний и умений.
В 60-80 годы развитие идей кибернетики, программирования обучения привело к разработке основ программированного обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
Начавшаяся в середине века научно-техническая революция, изменившая характер и содержание человеческой деятельности, обозначила приоритетность разработки проблем возрастания творческого потенциала личности, более высокого уровня интеллектуального развития, которые активно разрабатываются в инженерной психологии, психологии труда и педагогической психологии. В инженерной психологии развертываются исследования по изучению новых особенностей профессиональной деятельности человека, включенного в сложную систему «человек — машина», в психологии труда усиливается внимание к изучению особенностей новых типов профессий: оператора, летчика, диспетчера, наладчика и др.
В исследовательской проблематике профессионального обучения центральными становятся вопросы формирования и развития активной творческой личности, специалиста, формирования оперативного мышления, воспитания высокого профессионализма в трудовой деятельности. Значительное внимание этой проблематике в 70-е годы стало уделяться в педагогической психологии в связи с разработкой проблем обучения трудовой деятельности: формирование профессиональных умений, политехнических знаний и навыков, технического мышления, теоретических форм мышления, направленных на формирование системных типов ориентировки в объектах.
В современных психологических исследованиях (80—90-е годы) активно разрабатываются проблемы профессионального образования в контексте изучения проблем личности. Особенности личности, выступая профессионально важными качествами (в отличие от психофизиологических признаков), могут выступать как факторы успешности и надежности профессиональной деятельности. В этой связи особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения. Само формирование человеческой личности, как подчеркивают исследования Б. Ананьева, К. Платонова, происходит в значительной степени в профессиональной деятельности и под ее влиянием.
Роль личности в профессиональной деятельности исследуется с позиций того, что личностный подход — это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, а прежде всего изучение путей становления целостной личности профессионала.
В настоящее время успешно разрабатывается такая проблематика исследований в психологии становления личности в условиях профессиональной деятельности как:
— анализ профессионально важных качеств личности профессионала (Шадриков, 1982);
— целенаправленное формирование профессионально важных качеств (Фирсова, 1989);
— исследование свойств личности в профессиональной деятельности (особенности нейродинамики и свойств темперамента, изучение свойств нервной системы как факторов успешности и надежности в профессиональной деятельности, как критериев профотбора и профориентации, изучение путей приспособления человека к трудовой деятельности);
— изучение профессиональной самооценки, эмоциональной устойчивости и других личностных особенностей регуляции профессиональной деятельности;
— исследование целостной личности (теории индивидуальности Л. Тайлера, Д. Сьюпера) в профессиональной деятельности;
— изучение закономерностей развития личности профессионала в возрастном аспекте, в связи с изучением роли профессиональной деятельности в становлении личности, а также с исследованиями проблемы целенаправленного формирования личности профессионала.
Заключение.
Таким образом, подчеркивается уникальность профессиональной деятельности в становлении личности, рассматриваются детерминанты развития профессионала, его жизненного пути.
Важным направлением в современных исследованиях является изучение таких психологических проблем профессиональной деятельности, как профессиональное самоопределение личности, психологические аспекты построения технологии профессионального образования (формирование профессионального мышления и знаний в обучении, формирование политехнического мышления широкопрофильного специалиста, формирование познавательной активности в процессе обучения, формирование профессиональных умений и навыков).
Весь комплекс исследуемых проблем, связанных с психологическим обеспечением современного профессионального образования, создает условия для решения актуальных проблем современного профессионального образования. Следует подчеркнуть важность системного анализа психологических исследований, их взаимосвязь с разработкой содержания и методов обучения и воспитания профессионала в образовательных учреждениях разного уровня.
Список используемой литературы.
1. Поляков С.Д. Сужение реальности, или О границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней «Педагогическая психология») // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С.149.
2. Психология и педагогика / Под ред. А.А.Радугина.- М.: Центр, 2003. — 256с.
3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Академия, 2005. — 318 с.
4. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней «Педагогическая психология») // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С.146.
5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004. — 477 с.
6. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 526 с.
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 544 с.