Реферат по предмету "Психология"


Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ И

--PAGE_BREAK--Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[5]
Образ инвалида имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).
Структура и содержание психологического образа инвалида
Рисунок 1

Образ инвалида, рассматриваемый в сознании, как социоперцептивная (социальная перцепция – восприятие социальных объектов, людей, групп и пр.) [2] модель, в первую очередь подразумевает наличие видимых физических недостатков у человека. Понятие «инвалид» вызывает в воображении образ телесных повреждений, отсутствия органов, частей тела или болезни.
Также в сознании индивидов физические недостатки сопряжены с возможными психологическими проблемами индивида, его моральными и физическими страданиями и возможными психическими отклонениями, как следствиями травмы.
Вырисовывается картина ограниченности возможностей людей с инвалидностью, их потребность в посторенней помощи.
Все эти структурные составляющие образа инвалида и их содержание формирует представлении и социальной ответственности общества и его членов перед инвалидами, способствуют укоренению чувства долга.
В общем, содержание образа завершается выработанной системой отношений к инвалидам, и вызываемых ими чувств, от страха и жалости до желания помочь, сочувствия, уважения и опеки.
Структура и содержание образа инвалида может варьироваться у каждого индивида, в зависимости от личного опыта, возрастных, половых и профессиональных факторов. Но, чаще он имеет негативное содержание и требует коррекции.
1.4. Методы изучения образа инвалида в сознании женщин
Для исследования социоперцептивного образа инвалида в сознании женщин мною будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и психогеометрический тест С. Делингера.
Проективная методика анализа и интерпретации «СОЧ(И)» — структура образа человека (иерархическая) основывается на двух других методиках: «20 — высказываниях» (М. Кун и Т. Макпартлэнд, 1954 г.) и «Психогеометрическом тесте» (С. Делингер,1989 г.). Соответственно, методика «СОЧ(И) состоит из 2 частей: вербальной и невербальной.
Вербальная часть методики „СОЧ(И)“ дает возможность сбора вер­бальной, то есть в той или иной степени осознаваемой информации.
Невербальная часть позволяет получить данные об интуитивной, «ало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке. Методика „СОЧ(И)“ относится к группе про-гктивных методик, для которых характерен глобальный подход к оцен­ке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Тест М.Куна и Т. Макпартленда представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: „Кто Я такой?“ Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности. Теоретической основой создания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос „Кто Я такой?“, обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица „Кто Вы такой?“). В данном случае методика «20высказываний» в составе «СОЧ(И)» модифицирована в методи­ку «20 определений» применительно к изучению образа инвалида в сознании женщин.
Обработка ответов по методике «20 определений...» проводится методом контент — анализа. В ходе данного анализа выделяются три группы характеристик:
1 Отражающие объективные или субъективные представления об образе инвалида: «К» Объективные (человек, сестра) конвенциональные, общепринятые. Субъективные характеристики (добрый, умный, злой и т.п.)
2.0тражающие разные стороны личности: «Т» телесно — физические (слабый, беспомощный), «Э» Эмоционально — личностные (веселый, грустный), «В» Личностно — волевые (упорный, настойчивый), «И» Интеллектуально — творческой сферы личности (любознательный, внимательный, умный), «С» Особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (жалобщик, друг), «Д» Поведения личности как субъекта деятельности (труженик, лентяй), «П» Поведение личности, (пассивный, независимый).
3. Характеристики, отражающие отношение женщин к инвалидам: Как к объекту воздействия (пациент, сосед, знакомый); Как к субъекту межличностных отношений (собеседник, прохожий, попрошайка).


Обработка ответов по методике «20 определений» осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об инвалиде нуж­но выделить несколько групп характеристик, в базовом варианте ме­тодики включающих девять категорий определений инвалида:
— Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, се­стра, мужчина и т.п.) — условное обозначение «к»;
— Телесно-физические характеристики (хилый, слабый, худой и т.п.) — условное обозначение «т»;
— Эмоционально-личностные характеристики (грустный, веселый, недоброжелательный и т.п.) — условное обозначение «э»;
— Личностно-волевые характеристики (упорный, усидчивый, це­леустремленный и т.п.) — условное обозначение «в»;
— Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (любознательный, внимательный и т.п.) — условное обо­значение «и»;
— Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (жалобщик, агрессивный и т.п.), социальные характеристики — условное обозначение «с»;
— Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (труженик, лентяй, аккуратный и т.н.), деятельностные характеристики — условное обозначение «д»;
— Характеристики особенностей поведения личности, проявляю­щиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (пассивный, осторожный и т.п.), поведенческие характеристики — услов­ное обозначение «п».
— Метафорические характеристики (ночь, раненный зверь и т.п.) — условное обозначение — «м».
Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям, например: упорный труженик – «в», «д».
Исходя из конкретных особенностей исследования, можно допол­нительно формировать и другие категории, например:
— гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные),
— математические,
— материальные и т.д.

        
 




1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров – М.: Знание, 1991. — 163 с.
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.