Реферат по предмету "Философия"


Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа

1. Мировоззрениекак картина бытия и форма самосознания
Философия(филео — любовь, софос – мудрость.) — любовь к мудрости. Будьте мудрыми и всепроблемы найдут плодотворное решения, вы почувствуете себя счастливым человеками поймете, что овладеть внешним миром можно при условии осознания себя самогокак микрокосмоса и Вселенной как макрокосмоса. Уже Протагор в 6 в. До н. э. говорил«Человек есть мера всех вещей!»
Возрождение –ренессанс (от фр. Renaissanse –возрождение), эпоха расцвета культуры в странахЗападной Европы 14-16 веков. Возрождение — эпоха в истории культуры иискусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. Вклассических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего вИталии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. Вкаждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ееэтническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием другихнациональных культур. Возрождение связано с процессом формирования светскойкультуры, гуманистического сознания.
В сходныхусловиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали,социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV векаориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие иэстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В другихстранах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущностьпроцесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободыличности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансноготипа. Для эпохи Возрождения характерны: — развитие мировых торговых связей;
— ростпромышленности городов-коммун, освободившихся от власти феодалов;
— возрождениеинтереса к литературе, искусству, философии Древней Греции и Рима.
Висторическом развитии Возрождения можно выделить три периода. Первый (14 в.) —начальный этап становления нового искусства и философии, период размежевания сосредневековой философией и рождения гуманизма. «Искусство жизни», разработанноеПетраркой и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды назагробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствованияземного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевиднымзнамением поворота к обновлению.
Второй период(15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных мировоззренческихмоделей. Гуманистическая этика окончательно формируется как особый типфилософского отношения к жизни и творчеству, Параллельно с гуманистическоймыслью, стремящейся христианизировать язычество, существует тенденция обновлениясобственно христианства. Она более свойственна северному Возрождению. Третий,последний период Возрождения (16 — нач. 17 вв.) знаменуется началомобщеевропейской религиозной революции — Реформации, которая стимулировала ряддискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями. Существуети другая более подробная периодизация этой эпохи
Этапы историиискусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкойотсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте иДжотто», ок.1260-1320), частично совпадающий
2. Религиозноемировоззрение
В становлении и развитии философии вДревней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470–469 – 399 до н. э.).Сделав философию своей специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так ибыло, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократничем другим не занимался, древнегреческий мыслитель тем не менее не оставилпосле своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеиСократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям иоппонентам.
То, что известно о жизни идеятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона иАристотеля. Именно на основании их воспоминаний, главным образом первых двух,можно излагать взгляды Сократа, так как у Аристотеля, по существу, нет ничегоиного, чего бы не было у Ксенофонта или Платона. Современников поражало уСократа многое: неординарная наружность, образ жизни, высокая нравственность,парадоксальность суждений и глубина философского анализа.
Сократ является, по существу, первымдревнегреческим философом, кто отходит от натурфилософского истолкования мира ифилософски, то есть путем рассуждений и умозаключений, пытается найти истину,ответы на поставленные им самим и его предшественниками-философами вопросы.Другими словами, предметом его философских рассуждений являются человеческоесознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как этобыло у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского илиаристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы ихвоззрений.
Анализируя проблемы человеческогобытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики,то есть тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способдоказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разностороннейи неотразимой формой воздействия.
В своей философской деятельностиСократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:необходимостью каждому “познать самого себя” и тем, что “ни один человек ничегоне знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”. Содной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которыхСократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины игромогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этихпринципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижениюистины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке –методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частьюкоторой является признание своего невежества. В интерпретации Сократа ирониявыступает способом самоанализа человеком самого себя, результатом чего являетсяпризнание собственного невежества, что, в свою очередь, побуждает человека красширению своих знаний. По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своихбеседах и речах Сократ мастерски владел иронией, ставя порой собеседников ислушателей, которые до встречи с Сократом считали себя образованными, вположение ничего не знающих и не понимающих людей.
Познание самого себя, по Сократу, –это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить,то есть это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание сдобродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что емунужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступаеткак добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболееполно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людейпроявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различныесубстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказываетникакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, кактого требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. ПоСократу, наука, а в более узком смысле – знание, которая демонстрирует своюнеспособность влиять на человека особенно в моменты воздействия чувственныхимпульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, чтоэтическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько нанравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, егоконцепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, адальше – к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
Рассматривая другие идеи Сократа,оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие философии, важно отметить егороль в разработке общих определений и индуктивных рассуждений. “Две вещи можнопо справедливости, – пишет Аристотель, – приписывать Сократу – доказательствачерез наведение и общие определения”.* При этом общие определения, с помощьюкоторых Сократ стремится отыскать “сущность вещей”, Аристотель увязывает споявлением диалектического анализа, который, по существу, отсутствовал доСократа. “Ведь тогда еще не было, – объясняет свою мысль Аристотель, –диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути,рассматривать противоположности.
Индуктивное рассуждение предполагает,что в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений можносделать общее суждение через понятие. Так, например, (в диалоге Платона“Горгий”) из утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, являетсяархитектором, кто обучался музыке, является музыкантом, тот, кто изучалмедицину, стал врачом, Сократ приходит к общему утверждению, то есть к понятию,что тот, кто изучил науку, – это тот, кто сделал саму науку. Таким образом,индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия и это понятиедолжно выражать сущность или природу вещи, то есть чем в действительности онаявляется. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоковформирования в философии общих понятий.
Существенным, как уже отмечалосьвыше, является вклад Сократа в развитие диалектики. Аристотель, например,считает, что до Сократа не существовало диалектики. Учению Гераклита опостоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа одиалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленнымсуществованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолетьпротиворечие. Диалектика Сократа – это учение о преодолении противоречия,отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимодобавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с еготелеологией, то есть учением о целесообразности.
Таким образом, Сократом завершаетсянатурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый,можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие вработах Платона и Аристотеля.
Хотя попытки вырваться из объятийнатурфилософии предпринимались, правда скорее стихийно, чем сознательно, и доСократа, например, Гераклитом и Пифагором то удалось это осуществить толькоему.3. Философское мировоззрение
Духовная революция Сократа. Сократ совершилв философии коренной переворот. Натурфилософы би­лись над разрешением проблемы:что такое природа и по­следняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия вомногом безразлична человеку, Сократ переиначи­вает основное философскоевопрошание: в чем приро­да и главное содержание человека? Не физику, а эти­ку ставитСократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом кфилософии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первосте­пенноезначение тому, что человек есть существо позна­ющее, разумное.
Сущность человека — душа. ЭтикаСократа. Че­ловекаотличает от других существ душа, считает Со­крат. Душа — это способностьчеловека осознавать, про­являть мыслительную активность, быть совестливым иморальным, добродетельным. Потенциал души реали­зуется в познании, недостатокпоследнего есть невеже­ство. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот,оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, ноеще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, сре­дикоторых главные — мудрость, справедливость, уме­ренность. Развивая своидобродетели, человек достига­ет гармонии души, даже физическое насилие не можетее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом исостоит его счастье.
Этика Сократа, описанная в предыдущемабзаце, име­ла в становлении современного человека, как свидетель­ствуетистория, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся надследующими слож­ными для этики Сократа вопросами.
1. Почему много знающий человек, какизвестно хо­тя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, толькокажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно.Современ­ный философ склонен считать, что преступник не об­ладает доброй волей.Этика Сократа не содержит пред­ставления о доброй воле.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явилисьвоззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит длявыражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народумудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философскиеспоры [2].
2 Сведения о его воззрениях историки философии черпают изисторических источников, главным образом из «сократических» сочиненийПлатона и Ксено-фонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном с удивительнымхудожественным мастерством, навеки вошел в сознание всех последующих поколенийкак замечательный пример кристально чистого, независимого, ироничного,уникальнейшего мыслителя, ставящего искание истины путем диалога, споров вышевсяких иных побуждений души.
Сократ был женат на Ксантиппе, злой нрав которой итерпение, с которым переносил его Сократ, вошли в пословицу. Так, однажды,когда Сократ подходил к дому, Ксантиппа из окна выбросила ему на голову целыйтаз арбузных корок. Но Сократ лишь отшутился. Он утверждал, что такая женапослана ему судьбой, чтобы он закалял свой характер и оттачивал лезвие бритвысвоих слов. Свои едкие уколы в спорах Сократ толковал так: он, как овод,призван жужжать и кусать, с тем чтобы государственные мужи не дремали, а честнослужили обществу.
Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит втом, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Еслипрежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всестороннеобсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, вотказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял такназываемое повивальное искусство, именуемое майевтикой — искусство определятьпонятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов онвыделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразныхпонятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словамАристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и даватьобщие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование наукилогики.
Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один изродоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий врассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов иответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак ихистинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумностькак мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервыепоставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренниепротиворечия его души. Благодаря этому познание переходит от философскогосомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредствомсамопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречениедельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии- восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегалиистиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душанеподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенствуобщения, дабы уяснить истину. Софисты не считались с истиной ради денег ибогатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софистыпретендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничегоне знает [1].
1 Рассказывают, что Сократу однажды сказали, будтодельфийский оракул на вопрос, кто является самым мудрым, ответил:«Сократ». Сократ, не поверив, пошел к одному афинскому политику истал его расспрашивать, что такое государство, политика, в чем секретгосударственного правления. Собеседник, до того утверждавший, что все этознает, не смог ответить. Сократ подумал: управитель Афин полагает, что онзнает, чем и как управлять, а на самом же деле он не знает. А он — Сократ — думал, что не знает, а на самом деле что-то понимает в этом. Затем Сократ пошелк поэту и начал спрашивать его, как он сочиняет стихи. Поэт задумался…оказалось, что он не знает, как это у него получается. А Сократ подумал, что онимеет большее понятие об этом, но говорит, что не знает. Только теперь онпонял, что оракул, быть может, не ошибся, назвав именно его самым мудрымчеловеком. Сократ понимал свое назначение в том, чтобы разбирать мысли других,что он остроумно выражал, уподобляя свою деятельность званию своей матери — повивальной бабки. Он помигал мужчинам, чреватым возможностью родить умные мысли.
Обращенность к духовному миру. Грань между присущимичеловеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченнаяпредшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов идр.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировалсвоеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первыхглубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив еекак нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым какбы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всейпоследующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души,Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма,утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такоедобро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культураинтеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишьпо неведению! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же даже среди людей,очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что такое зло, такмного творящих зло, — утонченных проходимцев, воров, лжецов и убийц?!
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении,что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным,честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусствомгосударственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современнойему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — этобольшинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются вполитических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализмаизбираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал запрофессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может идолжен избирать на руководящие посты.
В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовкубожества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, атакже якобы за «развращение юношества» «крамольными»идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете,приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможностиспастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).
Сократ, по словам Вл. Соловьева, своею благородной смертьюисчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела. Этадрама смерти Сократа есть единственная в мире сверхличная и сверхисторическаятрагедия. Убита Правда. Убит праведник. Убит не грубо личным злодеянием, несвоекорыстным предательством, а торжественным публичным приговором законнойвласти, волею отечественного города. И это еще могло бы быть случайностью, еслибы праведник был законно убит по какому-нибудь делу, хотя невинному, нопостороннему его праведности. Но он убит именно за нее, за правду, за решимостьисполнить нравственный долг до конца [1].
1. См.: Соловьев B.C. Сочинения. М., 1988. Т. 2. С. 625.
Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служениеБогу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеалауниверсального разума и божественной мудрости, который он таким образомпроповедовал [2].
2. Здесь слово «Бог» впервые употребляется сбольшой буквы (применительно к языческим богам это не принято). Платон, говоряо Сократе, утверждает, что Сократ говорит о единственном Боге. Это оченьсущественно. Сократ явился провозвестником идеи единого личного Бога, т.е.монотеизма.
«Думаешь ли ты, — говорит Сократ, — что в тебе естьнечто разумное, а вне тебя ничего разумного нет? Ты знаешь, однако, что такоетело заключает в себе небольшую частицу земли и влаги, которые сами по себестоль велики и обширны; ты знаешь также, что оно сложилось из малых частицпрочих великих мировых стихий. Как же ты думаешь, что ты по счастливойслучайности вместил в себя весь разум, которого больше нет нигде, что все сущеев своей беспредельной величине и бесчисленном множестве благоустроенонеразумной, слепой силой?» [3] В этих словах, которые биограф Сократа Ксенофонтвлагает в уста Сократа, заключается целая программа последующей античнойфилософской мысли, прежде всего учения Аристотеля об универсальном разуме.
3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 28.
Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшейстепени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную вдревней философии, а также всемирно-историческую личность. Ибо главныйповоротный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в формефилософской мысли. Из глубины веков споры, размышления, идеи из сокровищницыего сохраненного наследства несут нам образ мудрого Сократа, который, хотя ипосмеивался над глупостью людей, но любил и уважал их.

Литература
АдоП. Что такое античная философия? М., 1999.
АсмусВ.Ф. Античная философия. М., 1976.
ВиндельбандВ. История философии. Киев, 1997.
ВундтВ. Введение в философию. М., 1998.
ГегельГ.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1-2. СПб., 1993-1994.
Древнекитайскаяфилософия: В 2 т. М., 1972.
ЛосевА.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
ЛукьяновА.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.
СтепанянцМ.Т. Восточная философия. М., 1997.
Чанышев.А.Н. Философия древнего мира. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ellis Island Journal Essay Research Paper Day
Реферат «Робота соціального педагога з попередження негативних явищ у шкільному середовищі та захисту прав та інтересів неповнолітніх»
Реферат 1. Понятие информатики
Реферат Клинические основы интеллектуальных нарушений
Реферат Классификации видов эксперимента
Реферат Free Will Essay Research Paper Do I
Реферат АВР секционного выключателя
Реферат Бизнес-план предприятия, оказывающего услуги по ремонту мобильных телефонов
Реферат Умисне вбивство
Реферат Возможность переноса журналистских жанров на рекламные произведения
Реферат Малий бізнес України
Реферат Інформаційний лист щодо практики розгляду справ з оскарження бездіяльності органів дізнання, слідчого, прокурора
Реферат Водоснабжение и водоотведение на ГСХ-3
Реферат Вода и ее применение в современных технологиях
Реферат Задача ООО "Лесобаза"