Реферат по предмету "Психология"


Исследование межличностных отношений учащихся старших классов

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«ИССЛЕДОВАНИЕМЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

Введение
В последнеевремя, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, необходимонаходить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше,позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход оттоталитарного общества и переход демократичному укладу жизни требует от наспересмотра многих аспектов окружающей нас действительности. Особенно важнонаучиться новым способам взаимодействия с окружающими нас людьми.
В настоящеевремя не нужно доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимоеусловие жизнедеятельности людей, что без него невозможно полноценноеформирование личности. В отрыве от общества человек не сможет полноценноразвиваться, невозможно полноценное развитие ни одной психической функции ипроцесса.
Межличностныеотношения оказываются таким процессом, при котором мы находим путивзаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализациив обществе. В процессе межличностных отношений и взаимодействий у современногошкольника возникает ряд проблем связанных с созданием новых способов отношений.Во время формирования нового уклада общества на школьников непроизвольнонакладывается некий отпечаток в навыках межличностных отношений, в связи ссохранением старых устоев, которые во многом не применимы в современномобществе. Особенно важно сформировать навыки положительных отношений у учащихсястарших классов, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьеромдля благоприятного освоения в социуме. Важно учитывать особенности данноговозраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом спецификиповедения, интересов и ценностей переживаемого периода. Тем самым можно ясчитаю, что проблема развития у школьников навыков и способов межличностногообщения, является актуальной темой исследований.
Не малыйвклад в изучение данного вопроса внесли работы
Обозова Н.Н.,Андреевой Г.М., Акоффа Р. и Ф. Эмери, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова,А.М. Матюшкина, Т. Лири, совместные работы Т. Хустона и ГЛевингера.
Объектисследования – межличностные отношения.
Предмет – формированиемежличностных отношений в процессе общения.
Цельисследования – выявить особенности межличностных отношений старшеклассников, атакже степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить индивидуальнуюоценку отношений учащихся с классом.
Для реализации поставленной цели необходиморешить следующие задачи:
1)рассмотреть общее представление о межличностных отношениях;
2)рассмотреть общую характеристику межличностных отношений учащихся старшихклассов;
3) подобратьметодику, сформулировать выборку;
4) выявитьособенности межличностных отношений учащихся старших классов;
5) обработатьданные, сделать выводы.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза – длястарших школьников характерно тесное взаимодействие с коллективом изаинтересованность в общении с группой одноклассников.
Практической значимостью исследованияявляется то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителейстарших классов, в работе практикующего психолога.
Теоретическаяценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиесяпредставления о межличностных отношениях; возрастных особенностях отношенийстарших школьников.
Базаисследования. Для изучения межличностных отношений учащихся старших классовбыло проведено исследование базе школы № 13 города Мурманска. В нем принималиучастие ученики 10 «а» класса в возрасте 15–16 лет. В классе обучается 31человек, на момент проведения исследования присутствовали 16 человек, из них 6мальчиков, 10 девочек.
Структура курсовой работы соответствует темеисследования, состоит из введения, 2 глав, заключения и приложения.


1.Теоретический анализ межличностных отношений
 
1.1 Понятие«Межличностных отношений»
Понятие«межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенкив описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.
Взаимодействиемежду людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оноудовлетворяет следующим критериям:
·         в нейучувствует не большое число людей
·         этонепосредственно взаимодействие: его участники находятся в пространственнойблизости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга
·         этотак называемое, личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждыйиз его участников признает не заменимость, универсальность своего партнера,принимает во внимание особенности его эмоционального состояния самооценки,личностных характеристик
«ОТНОШЕНИЕМЕЖЛИЧНОСТНОЕ» – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективнопроявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместнойдеятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов ипр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, привзаимодействии и содержании совместной деятельности. [6]
Уровеньмежличностного общения опосредован целями, задачами и содержанием совместнойдеятельности и уровнем ее развития – от случайно собравшихся людей, до высокоорганизованных коллективов. [30]
Однако изэтого определения не ясно, какие возможности для анализа проблем межличностногообщения представляет понятие «межличностное отношение» в сравнении с понятием«межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация»
«Межличностноевзаимодействие» – это инструментально – технологическая сторона общения;взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждойиз сторон и организацию их достижения в процессе общения.
«Межличностнаякоммуникация» понимается как процесс одновременного речевого взаимодействиякоммуникантов и их воздействия друг на друга. [26]
В связи сэтим обратим внимание на следующие моменты:
·         Анализмежличностных отношении – это обращение не к случайным кратковременнымситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительнымвзаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют липартнеры в данной ситуации).
·         Долгосрочныйхарактер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени вкачестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от однойстадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций,неопределенностью, переговорами и т. п., – все это принципиальные вопросытеории межличностных отношений.
·         Единицейанализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональноеотношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувствстановится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.
·         Ядроотношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобысделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласияотносительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающиеих действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строитсяобщение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как системаопределенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают егопреемственность между данными партнерами.
Такимобразом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации,которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительномконтакте.
К структурнымпараметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:
·         дистанция,или степень психологической близости партнеров, – близкая, далекая;
·         валентность,или оценка отношений, – позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;
·         позицияпартнеров – доминирование, зависимость, равенство;
·         степеньзнакомства – отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские,дружеские, любовные, супружеские, родственные.
У каждогочеловека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на негоособые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучаютспециально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения спартнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт.
Такимобразом, межличностные отношения представляют собой сложное образование. [23]
 
1.2 Межличностныеотношения в работах психологов
Впервые вотечественной литературе межличностные отношения анализировались в 1975 г. вкниге «Социальная психология».
Проблемамежличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке вопределенной степени исследована. В монографии Н.Н. Обозова (1979)обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежныхспециалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящеевремя сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблемемежличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблемаанализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интереснымсовместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является«Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger,1978), не потерявшее значения и в настоящее время.
Вотечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какоеместо занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельностилюдей. В первую очередь необходимо упомянуть о В.Н. Мясищеве, которыйсчитал, что самое главное, что определяет личность –»… ее отношения к людям,являющиеся одновременно взаимоотношениями…"[21]. Анализируя «месторасположение»межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М. Андрееваотмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественныхотношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественныхотношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений(Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что:»… природа межличностныхотношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд собщественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающихвнутри каждого вида общественных отношений, не вне их…»
Н.Н. Обозовотмечает: «Межличностные отношения – всегда «субъект-субъектные» связи» [22].Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливаетсяактивностью не только одной из сторон).
Исходя изтаких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров,функции отношений, Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностныхвзаимоотношений [23]: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские,любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.
Гораздобольший интерес представляет прогностическая модель совместимости американскихпсихологов Р. Акоффа и Ф. Эмери, приведенную С.В. Ковалевым,выделяющих 4 основных типа людей в зависимости от их характера. В этом случаемежличностные отношения рассматриваются в зависимости от принадлежности «субъектов»к определенному типу. [33]
1.3 Межличностнаяаттракция
Исследованиеаттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Еевозникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое времясчиталось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, неможет быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературыи т.д.
Однако логикаизучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять иэту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количествоэкспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области. [2]
Аттракция (отлат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновениепри восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.Формирование привязанности возникает у субъекта как результат егоспецифического эмоционального отношения, оценка которого порождаетразнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) ипроявляется в виде особой социальной установки на другого человека. [26]
Уровни аттракции:
Симпатия – устойчивоеодобрительное отношение человека к другим людям, их группам или социальнымявлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности. Симпатиявдохновляет людей к упрощенному взаимопониманию, к рвению узнавать собеседникав процессе общения. [33]
Дружба – вид устойчивых,индивидуально – избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимнойпривязанностью участников, усилением процессов аффиляции (стремления быть вобществе др. людей), взаимными ожиданиями ответных чувств ипредпочтительности. [2]
Любовь – эмоциональноокрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту,выражающееся в потребности идентификации с ним. Любовь, наивысшая степеньэмоционально-положительного дела, воздействуя на субъект восприятия, любовьвытесняет все остальные интересы субъекта, а на 1-ый план выводятся отношение кобъекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. [33]
Среди людей,входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те,кто нам нравится меньше, и те, кто нам вообще не нравится. То есть наше восприятиедругих людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочнымотношением к ним. При этом мы достаточно быстро определяем, кто нам нравится, акто нет. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению кнам составляют важную сторону социальной жизни, играют значительную роль вхорошем самочувствии любого человека. Наши предпочтения проявляются при выборедрузей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимнойпривлекательности входящих в них людей. [16]
Такимобразом, межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людейдругими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.
Диапазонпривлекательности одного человека для другого можно представить следующимобразом (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Шкалаэмоциональной оценки в межличностной аттракции предпочтительностиУровень аттракции Эмоциональная оценка Действие Люблю Другой человек значит для вас все Вы хотите постоянно быть вместе с ним Очень нравится Вы считаете этого человека своим другом Вам нравится быть вместе, строить совместные планы Нравится Этот человек вызывает у вас положительные эмоции Вам приятно поговорить с этим человеком Нейтральный Этот человек не вызывает у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций Вы не ищете с ним встреч, но и не избегаете его Не нравится Этот человек в общем вызывает у вас негативные эмоции Вы предпочитаете не разговаривать с ним Очень не нравится Он входит в список нежелательных лиц Вы активно избегаете любых контактов с ним Ненавижу Когда вы видите этого человека или просто слышите его имя, вы выходите из себя По крайней мере в мыслях, вы хотели бы причинить ему вред
На процессмежличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренниефакторы.
Внешниефакторы аттракции
К внешним, тоесть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, фактораматтракции можно отнести следующие:
1.        степеньвыраженности у человека потребности в аффилиации;
2.        эмоциональноесостояние партнеров по общению;
3.        пространственнаяблизость.
1) Потребностьв аффилиации – потребности быть с другими людьми, входить в общество, устанавливатьдружеские отношения, сотрудничать и т.д. Потребность в аффилиации была 1 из 20психологических потребностей, описанных Г.А. Мюрреем. В 1938 г. Г. Мюррейопределил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытыватьпривязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать иобщаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» (Цит. по: Хекхаузен, 1986, т.1, с. 289). [24]
Степеньвыраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мереопределяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженнойпотребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающеголюдей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянноищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы егозаметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночестваоказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором,усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на начальномэтапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению.
2). Эмоциональноесостояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешнийфактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека />распространяетсяна все вокруг, включая окружающих людей. Это состояние можно описать словами –«сегодня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-тохорошее для него или нет. Экспериментально установлено, что человек,переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда оннаходится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека снегативными эмоциями другие люди либо просто не существуют (он их не видит),либо на них переносится его плохое настроение (они его раздражают, досаждают ит. п.). Таким образом, то, как мы относимся к другим и как они – как намкажется – относятся к нам, может быть лишь частью нашего общего эмоциональногосостояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды:политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка имногое другое.
3) Межличностная аттракцияопределяется также и пространственной дистанцией между партнерами как вбуквальном, так и в переносном смыслах. Исследования показывают, что сувеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг кдругу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении напространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффектотрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение вэту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызывать ростдискомфорта. [32]
Другоеобъяснение связи между пространственной близостью и межличностной аттракциейпредложил известный психолог Роберт Зайонц, сформулировав следующую зависимость(Zajonc, 1968): неоднократное использование какого-либо стимула увеличиваетпривлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе говоря, то, чтознакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо. В своих экспериментахисследователь находил подтверждение этому выводу. Например, он показывалиспытуемым фотографии, варьируя число показов от 1 до 25 раз. Было замечено,что чем чаще человек видит конкретное лицо, тем более привлекательным оно ему />кажется. Другой эксперимент: в ходе определенной игры человеквстречался со своим партнером от одного до восьми раз; затем игроков просилиназвать тех, кто им понравился больше других. Результат был сходен спредыдущим: чем чаще люди встречались в игре, тем больше они нравились другдругу. Правда, было введено важное уточнение – для того чтобы повторная встречавызывала аттракцию, начальная реакция на партнера должна быть либо нейтральной,либо положительной (хотя бы в слабой степени). Повторный негативный стимулусиливал негативное восприятие партнера. [16]
Внутренниефакторы аттракции
К внутренним,или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:
1.        физическуюпривлекательность партнера по общению;
2.        демонстрируемыйстиль общения;
3.        факторсходства между партнерами по общению;
4.        выражениеличного отношения к партнеру в процессе общения.
1) Физическаяпривлекательность
Нам нравятсякрасивые люди. Разумеется, взгляды на красоту субъективны, но тем не менее мывоспринимаем ее как важный элемент установления и развития межличностныхотношений. Эмоционально положительный образ начинает как бы позитивнодостраиваться.
Существуетряд гипотез, объясняющих наличие связи между внешней красотой и аттракцией.
/>1.        Красотаявляется положительным подкреплением: нам приятно видеть красивое.
2.        Красивыелюди могут быть более коммуникабельными, обладать более развитыми коммуникативныминавыками, что может объясняться различными условиями социализации красивых инекрасивых людей. Замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении сдругими людьми преобладает ориентация непосредственно на партнера, например,разговор о нем доминирует над ориентацией на достижение какой-либо внешнейцели.
3.        Популярностькрасивых людей может быть вызвана определенными выгодами общения с ними.Красивый человек как бы повышает уровень физической привлекательности своегопартнера.
4.        Действиеэффекта ореола – «красивый – значит, хороший»; люди склонны ассоциироватькрасоту с положительными личными характеристиками, а некрасивость – сотрицательными.
Однако связьмежду физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных,опосредованных другими переменными зависимостях. Некоторые социальные психологиутверждают, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столькостремление человека выбрать в качестве партнера по общению самого красивого,сколько прогноз его реакций на себя. В случае, когда человек уверен в себе, онвыбирает наиболее красивого из возможных претендентов, при отсутствии такойуверенности ориентируется на средний или даже низкий уровень физическойпривлекательности.
2) Стильобщения
Важнымфактором межличностной аттракции является манера поведения. Общение с однимилюдьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляетщедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность,решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают какскупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.
В одномисследовании испытуемых просили описать черты человека, которого они не любят.В полученных описаниях были выделены следующие три группы определенных качеств.
Во-первых, – самовлюбленность,высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. С таким человекомнеприятно иметь дело, потому что он больше думает о себе, чем о ком-либо еще.При взаимодействии с ним вы чувствуете отсутствие интереса к себе, к вашемумнению, вашим идеям; результатом этого может стать снижение самоуважения.
Во-вторых – догматичность,постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику. Отчаститакие люди напоминают первый тип – их меньше интересуют чувства и взглядыдругих людей, чем желание проявить свою волю над ними. Подобное оскорбительноеповедение может вызвать несколько вариантов ответных реакций:
·         встречноеоскорбление;
·         пассивноесопротивление в форме молчаливого протеста;
·         вынужденноеподчинение, при котором сохраняется или даже усиливается негативное отношение ктакому человеку.
В-третьих – двуличность,неискренность; в общении с таким человеком возникает ощущение опасности («чегоон хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?»),чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях.
3) Сходство
«Приятныйчеловек – это человек, который согласен со мной», – однажды сказал Дизраэли(премьер-министр Великобритании в конце XIX в.). Три четверти века спустя этовысказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нравятся, и мыскорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мыне нравимся людям, отличающимся от нас [16]. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установлениямежличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли нерешающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспортенеобходимо найти общую тему диалога, что способствует быстрому развитиювзаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона. [32]
В основеэтого утверждения лежит принцип когнитивного соответствия, нашедший отражение вцелом ряде социально-психологических теорий. Согласно этому принципу, людиимеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности.Социальные установки, верования, чувства, ценности человека взаимосвязаны, и онпытается поддерживать их в согласованности или создать ее, если она утрачена.
Множествоэкспериментов, проводимых в рамках теории когнитивного баланса показывают, что когдамы общаемся с кем-то, кого считаем похожим на нас, мы с большой долейвероятности становимся похожими друг на друга в оценках и взглядах. Кроме того,чем больше мы воспринимаем взгляды другого человека как подобные своим, тембольше вероятность того, что мы нравимся ему.
Некоторыефакторы усиливают воздействие сходства на аттракцию. Среди них:
1.        числовопросов, по которым люди достигают согласия;
2.        важность,значимость тех или иных взглядов;
3.        взаимность.
Взаимность – ещеодна переменная, усиливающая воздействие принципа сходства на межличностнуюаттракцию. От того, чувствуем ли мы, что тог, кто нам нравится, испытывает теже чувства к нам, что этот человек к нам не равнодушен, во многом зависит,станет ли наше увлечение сильнее. Знание того, что мы нравимся другомучеловеку, оказывается своеобразной наградой, повышает самооценку. Если же нашечувство не вызывает взаимности, мы постараемся справиться с ним, уменьшая илиутрачивая интерес к этому человеку. [16]
4) Дополнительность
Теорию,подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной />аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав еетеорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулироватьследующим образом: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираемтех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеетместо тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходныепотребности.
Винч выделялдва типа дополнительности. Во-первых, два человека могут удовлетворять разныепотребности друг друга. Например, А имеет сильную потребность в том, чтобыкого-то защищать, а Б – сильную потребность в зависимости от кого-то.Во-вторых, два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность, напримеркогда А имеет сильную потребность в доминировании, а у Б эта же потребностьвыражена значительно слабее. [5]
5) Поддержка
Факторподдержки: аттракция возникает в ответ наположительные действия, неприязнь – на отрицательные.
Поддерживающийстиль поведения можно определить как любое поведение, в результате которогодругой человек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль – поведение,в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.
Следующиевиды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:
·         обращениек партнеру по имени: имя символизирует личность человека, соответственно, такоеобращение демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие его, какправило, окрашено положительной эмоцией;/>
·         комплименты,то есть похвала, содержащая небольшое преувеличение положительных качеств того,кому делается комплимент;
·         прямоепризнание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, чтопроявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;
·         выражениеположительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально илиневербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;
·         благодарности.
Средисообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:
·         уходот обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводитразговор в другом направлении или собеседник не делает даже попытки связатьсвой ответ с тем, что услышал
·         безличныепредложения – подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личногообращения;
·         прерываниеговорящего;
·         противоречиемежду вербальным и невербальным содержанием сообщения
Такимобразом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов.Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоциональногосостояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человекапотребности в аффилиапии, от того, находится данный человек рядом с вами или ондалеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование,ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общенияподдерживают их самоуважение и достоинство.
 

2. Межличностныеотношения старшеклассников
 
Широкоизвестно высказывание Макаренко А.С. о том, что истинным объектомпедагогической работы являются отношения. В.А Сухомлинский видел задачувоспитания в том, чтобы ученик пережил чувство благодарности коллективу зачуткость, за помощь в трудную минуту. Эти высказывания имеют общую мысль: непостроив в детском коллективе нормальных отношений – коллективизма, сотрудничества,дружбы, – не воспитать полноценного в социальном и нравственном смыслечеловека. [28]
 
2.1Юношеский тип общения
Коллективстаршеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для негохарактерно ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзыгрупп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностнойоснове, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.
Все это взначительной мере объясняет, почему эмоционально-смысловой доминантой общенияюношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимыхсферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников совсеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных состановлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характерсодержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.
Отличительнойособенностью общения детей в юношеском возрасте является, некотораясоциально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаясяобразованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной,обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологическиизолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуютвопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. Удетей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворитькоторые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, таккак для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающимивнимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большоезначение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематикабесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров),«взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые,будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальныхпроблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами»,«отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития –физического, интеллектуального»
Через общенияорганизуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели иценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактахдруг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевыеформы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаютсяруководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение вэтом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки июноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематикивыдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самыхразличных аспектах. [10]
Дляюношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружескогообщения со сверстниками своего и противоположного полов.
В старшихклассах дружеское общение становится типичным.
Старшеклассникиразличают дружбу и приятельство, подчеркивается доверительность в отношениях.Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении одних итех же тем с друзьями и приятелями.
Старшеклассникиодновременно могут входить в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5–6человек), большую компанию (до 12–15 человек). Для общения в этих группах характерното, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержаниеобщения этих групп не совпадает. Содержание общения старшеклассников совершенноявно связанос той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки ввоспитательных коллективах. От содержания, интенсивности. Привлекательности иформ ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников. Кругобщения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстниковпротивоположного пола. Общения между юношами и девушками имеет довольноинтенсивный и регулярный характер. Общение между юношами и девушками на товарищескомуровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входятстаршеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяется вомногом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации. Приятельскоеобщение может складываться и за пределами коллектива. Оно основывается наизбирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различныхколлективах не одинакова: в одних – ее практически нет, в других – она оченьинтенсивна. Приятельское общение порой возникает как эпидемия: стоит в классеили в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного членаколлектива, как приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класс,группы. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается числотех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Кругобщения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей.Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главнымобразом не в получении от них той или иной информации, а в возможности найтипонимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. В старших классахпроисходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигаетмаксимума число юношей и девушек, ориентированных на общение дома и в школе минимальнымстановится число ориентированных на общение на улице. У большинствастаршеклассников происходит дальнейшее освоение социального пространства. Ониинтенсивно осваивают свой регион и центр города, определяя в них предпочитаемыеместа общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек,ориентированных на общение на улице и в общественных местах. [20]
 
2.2Отношения старшеклассников в школьном коллективе
Правильнооценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг надруга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают – вотдалеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий склассом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами вклассе можно объяснить целым рядом причин.
Во-первых, коллектившкольного класса выступает важным «условием» развития личности каждого изребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понятьсамого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, нои, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяютее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения содноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесьнеобходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, таки ощущение ребенка от своего положения в классе.
Второй важныймомент связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когдаон имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А вэтом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическуюобщность, что требует от него некоторой ориентировки в психологическихособенностях класса как малой группы.
Еще однапричина связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение оважной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом,соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, этовоздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, чтоколлектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оноосуществляется.
Такимобразом, говоря о межличностных отношений в классе, мы имеем в виду общуюсоциально-психологическую характеристику класса как целого, а также анализположения каждого ребенка в системе отношений в классе. [25]
2.2.1Коллективная жизнь старшеклассника
Уровеньколлективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков.Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержаниесовместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение кколлективу и собственное положение в нем–один из важнейших критериев юношескойоценки товарищей и самооценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллективстаршеклассников ставит своей целью расширение общественно-политическихгоризонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовуюдеятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только насебя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны бытьподлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно насобственных, внутренних проблемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни,которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной. [13]
Для раннейюности типично эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большоезначение придается его сплоченности, дружбе между его членами, причемтребования эти нередко бывают максималистскими. В среднем старшеклассникиположительно оценивают степень сплоченности своих классов, хотя девочки во всехвозрастах настроены значительно более критично, чем юноши, а городскиешкольники – более критично, чем сельские.
Однако свозрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстрорасширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольныхдрузей, с другой–происходит заметная дифференциация межличностных отношений всамом классном коллективе.
Групповойстатус старшеклассника и его отношение к коллективу детерминируются, с однойстороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой–особенностямиданного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос осоотношении общительности как свойства личности, которое проявляется вдеятельности общения относительно независимо от содержания и ситуации этойдеятельности, и коллективизма как устойчивого положительного отношения личностик коллективу, его целям, ценностям и задачам.
Чем бы ниопределялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшеевлияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классномколлективе является одной из главных причин преждевременного уходастаршеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияниевне школы. [12]
2.2.2 Социально-психологическаяструктура школьного класса
В психологиималой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:
ФОРМАЛЬНУЮ(официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).
Формальнаяструктура представляет собой соотношение позиций членов группы друготносительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретнойгруппы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Элементом формальнойструктуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другиедолжности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организацииобучения или для внеклассных дел.
Неформальнаяструктура – это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группысистема отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может бытьчисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто комуне нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии(например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группымоменты). Существенно то, что неформальная структура всегда являетсярезультатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенныйколлектив.
Формальная инеформальная структуры, как правило, не совпадают. В школьном классе формальнаяструктура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большуюроль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опытавзаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальнаяструктура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируетсяпостепенно. [11]
Специальноговнимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Сначала разведемпонятия ЛИДЕР и ЗВЕЗДА, которые довольно часто смешивают между собой. Звезда – этотакой член класса, который является наиболее привлекательным для всеходноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие вконтакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость иудовольствие. Т. е. звезда относится к эмоциональной сфере отношений, сфересимпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более сложный иглубокий. Если звезды общения возникают почти сразу после образования класса,лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповойдинамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений. Трудно представитьсебе класс, в котором бы не было ярких ребят, общение с которыми желанно длявсех одноклассников, однако довольно много классов, в которых отсутствуютлидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-психологический лидер – это такойчлен группы, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников,является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этогоколлектива. Звезду в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве склассом почти сразу же выделяются ребята, к которым тянется большинство. Однакоони совсем не обязательно обладают значительным влиянием, чаще это совсем нетак. Увидеть же, кто определяет решения в классе, бывает непросто. При внешнемнаблюдении взрослые часто ошибаются при оценке влиятельности ребят в средесверстников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (илидругие взрослые) часто подменяют мнение ребят своим собственным, а критерииоценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся.Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса.Это вопросы, направленные на ранжирование одноклассников по критериям их вкладав те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрическихвопросов, в которых отвечающий оценивает степень своей собственной симпатии илиантипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассниковявляется наиболее влиятельным в той или иной ситуации. [31]
Наличиелидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этимколлективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие нагруппу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния.Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт ихвзаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Есливоздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будетблагоприятным. С другой стороны, если учитель идет против лидера, пытаетсядискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится.В последнем случае педагог столкнется не с одним или другим учеником, а склассом как единым целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на ихкласс, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случаелидера в классе просто бы не было). [19]
Перейдем отпроблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описаниюсоциально-психологической структуры группы в целом. Естественно, что видовструктур также может быть великое множество. Но нас в данный момент интересуюттакие виды отношений ребят в классе, которые могут стать предметом беспокойствадля учителей, работающих с ними. Приведем основные примеры такихнеблагополучных взаимоотношений в классе. Первый вариант представляет собойслучай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практическине сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса какчего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей,работающих с ними.
Второйвариант – складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которуювходит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами посебе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировкапротивопоставляет себя всему остальному классу. Если же отношения нейтральны иносят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, чтодействительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологическойобщности, об общих закономерностях которого мы будем говорить ниже.
Третий типвозможной структуры школьного класса – наличие в классе двух или болееконкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатомопределенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично.Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологическогоразвития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов,которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же такихгруппировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.
Приведенныепримеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагностики.Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель).Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структураопределенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразованиядля каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, несуществует формализованных методических процедур. [29]

3.Экспериментальное исследование межличностных отношений учащихся старших классов
1 Методика ипрограмма исследования межличностных отношений учащихся старших классов.
Базаисследования. Для изучения межличностных отношений учащихся старших классовбыло проведено исследование. Исследование проводилось на базе школы № 13 городаМурманска. В нем принимали участие ученики 10 «а» класса в возрасте 15–16 лет.В классе обучается 31 человек, на момент проведения исследования присутствовали16 человек, из них 6 мальчиков, 10 девочек. Для большего удобства в нашемисследовании, мы будем обозначать их цифрами от 1 до 16.
Цели и задачиисследования. Цель исследования – подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Гипотеза: для старших школьниковхарактерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении сгруппой одноклассников.
Задачиисследования:
1.        выявитьособенности взаимоотношений в классе с помощью 4
факторнойшкалированной анкеты представленной В.С. Ивашкиным.
2.        выявитьпреобладающий тип восприятия каждым индивидом класса.
Исследованиепроводилось с помощью двух методик:
1.Исследование взаимоотношений в группе учащихся.
Назначениетеста
Исследованиепроводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена длявыявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видоввзаимоотношений, в школьных группах по шкалам: Социальной дистанции (СД),дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О). Анкета позволяет решать двевзаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы черезсформированность социально-психологических характеристик школьников. Даннаяанкета была предложена Е.М. Крутовой, модифицировалась Д.Я. Богдановой,В.С. Ивашкиным.
Инструкцияк тесту
1.        1. Внимательнопрочитайте анкету и распределите одноклассников по перечисленным пунктам,написав в правой стороне число лиц, с которыми у вас сложились указанныеотношения.
2.        Внимательнопрочитайте анкету. В каждой шкале обведите кружком порядковый номерутверждения, наиболее сходного с вашим мнением.
Тестовый материал
Социальная дистанция –шкала СД№ п/п Мое отношение к одноклассникам Число лиц 1 Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться. 2 Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время. 3 Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют и мне хочется сблизиться с ними. 4 Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений. 5 Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю. 6 Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю 7 Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего
Дружба –шкала Д№ п/п Мое мнение о классе 1 Очень недружный, постоянно происходят ссоры. 2 Не дружный, часто возникают споры 3 Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают 4 Нет ссор, но каждый живет сам по себе 5 Дружный класс 6 Очень дружный и сплоченный.

Альтруизм –шкала А№ п/п Мое мнение о классе 1 Ребята отказываются помогать друг другу 2 Не принято помогать друг другу 3 Помогают друг другу только по требованию учителей. 4 Помогают друг другу по просьбе 5 Помогают только своим друзьям 6 Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания
Ответственность– шкала О№ п/п Мое мнение о классе 1 В классе нет взаимной ответственности 2 Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица. 3 Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела. 4 Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство учеников 5 Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам всего класса. 6 Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей.
Обработкаданных:
1.        Найтисуммы показателей всех анкет по каждому утверждению.
2.        Вычислитьпоказатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений:
/>
где Сi = общее число оценок,совпадающих с утверждением шкалы; n – число учащихся в классе; i – 1,2,3,4,5,6,7.
2. Методикаоценки отношений учащегося с классом.
Назначениетеста
В качествеодного из основных факторов на межличностное отношение могут влиять и отношениеиндивида в группе.
Предлагаемая методикапозволяет выявить три возможных «типа» отношения индивида группе. При этом вкачестве показателя типа отношений выступает роль группы в индивидуальнойдеятельности воспринимающего.
Тип 1.Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к нейнейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида.Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальнойработы, в ограничении контактов. Этот тип отношения индивида к группе можноназвать «индивидуалистическим».
Тип 2.Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех илииных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точкизрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членамгруппы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы илипослужить источником необходимой информации. Данный тип отношения индивида кгруппе можно назвать «прагматическим».
Тип 3.Индивид относится к группе как самостоятельной ценности. На первый план для индивидавыступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованностькак в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внестисвой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективныхформах работы. Этот тип отношения индивида к группе может быть назван«коллективистическим».
На основаниитрех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы быларазработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типавосприятия группы у исследуемого индивида.
Анкетасостоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждомпункте альтернативы расположены в случайном порядке Каждая альтернативасоответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пунктуанкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу всоответствии с предлагаемой инструкцией.
Инструкцияк анкете
Внимательнопрочитайте анкету. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенныебуквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, которыйнаиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших»ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только одинответ
Тестовый материал (см.приложение)
1. Лучшимипартнерами в группе я считаю тех, кто.
А – знаетбольше, чем я;
Б – всевопросы стремится решать сообща;
В -неотвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшимипреподавателями являются те, которые:
А –используют индивидуальный подход;
Б – создаютусловия для помощи со стороны других;
В- создают вколлективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад,когда мои друзья:
А – знаютбольше, чем я, и могут мне помочь;
Б – умеютсамостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В -помогаютдругим, когда представится случай.
4. Большевсего мне нравится, когда в группе:
А – некомупомогать;
Б – не мешаютпри выполнении задачи;
В-остальныеслабее подготовлены, чем я.
5. Мнекажется, что я способен на максимальное, когда:
А – я могуполучить помощь и поддержку со стороны других;
Б – мои усилиядостаточно вознаграждены,
В- есть возможностьпроявить инициативу, полезную для всех.
6. Мненравятся коллективы, в которых:
А – каждыйзаинтересован в улучшении результатов всех;
Б – каждыйзанят своим делом и не мешает другим;
В-каждыйчеловек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиесяоценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.
А – создаютдух соперничества между учениками,
Б – неуделяют им достаточного внимания,
В- не создаютусловия для того, чтобы группа помогала им.
8. Большевсего удовлетворение в жизни дает:
А –возможность работы, когда тебе никто не мешает;
Б –возможность получения новой информации от других людей;
В-возможностьсделать полезное другим людям.
9. Основнаяроль должна заключаться.
А – ввоспитании людей с развитым чувством долга перед другими;
Б – вподготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;
В- вподготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми
10. Еслиперед группой стоит какая-то проблема, то я:
А –предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;
Б –предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;
В -стремлюсьвнести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучшевсего я бы учился, если бы преподаватель:
А – имел комне индивидуальный подход;
Б – создавалусловия для получения мной помощи со стороны других;
В- поощрялинициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нетничего хуже того случая, когда:
А – ты не всостоянии самостоятельно добиться успеха;
Б –чувствуешь себя ненужным в группе;
В- тебе непомогают окружающие.
13. Большевсего я ценю:
А – личныйуспех, в котором есть доля заслуги моих друзей,
Б – общийуспех, в котором есть и моя заслуга;
В-успех,достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотелбы.
А – работать вколлективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,
Б – работатьиндивидуально с преподавателем,
В- работать сведущими в данной области людьми.
Обработкаданных:
1. Наосновании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов покаждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписываетсяодин балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируютсядля каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем тремтипам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.
2. Приобработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группыобозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К».Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:
a И + b П + cК,
где a – количествобаллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b –«прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ дляобработки анкеты
Тип восприятия индивидом группы индивидуалистическое коллективистическое прагматическое




ЗБ
10Б

11А

12А

13В

14Б





10В

11В

12Б

13Б

14А




ЗА
10А

11Б

12В

13А

14В
1.1.Результаты исследования
Результатыисследования по методике «Исследования взаимоотношений в группе учащихся» былизанесены в таблицу по шкалам – Д (табл. 2.1), А (табл. 2.2), О (табл. 2.3)
Таблица 2.1.Респондент № вопроса 1 2 3 4 5 6 №1 ·            
№2
 
 
 
 
·            
 
№3
 
 
·            
 
 
 
№4
 
 
 
 
·            
 
№5
 
 
 
 
·            
 
№6
 
 
 
 
·            
 
№7
 
 
 
·            
 
  №8
 
 
 
 
·            
  №9
 
 
 
 
·            
  №10 ·             №11 ·             №12 ·             №13 ·             №14 ·             №15 ·             №16 ·             /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица 2.2.Респондент № вопроса 1 2 3 4 5 6 №1 ·            
№2
 
 
 
·            
 
 
№3
 
 
 
·            
 
 
№4
 
 
 
 
·            
 
№5
 
 
 
·            
 
 
№6
 
 
 
 
·            
 
№7
 
 
 
·            
 
  №8
 
 
 
·            
 
  №9
 
 
 
 
·            
  №10 ·             №11 ·             №12 ·             №13 ·             №14 ·             №15 ·             №16 ·             /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица 2.3.Респондент № вопроса 1 2 3 4 5 6 №1 ·            
№2
·            
 
 
 
 
 
№3
 
 
 
·            
 
 
№4
 
 
 
·            
 
 
№5
 
 
 
·            
 
 
№6
 
 
·            
 
 
 
№7
 
 
·            
 
 
  №8
 
·            
 
 
 
  №9
 
 
 
 
·            
  №10 ·             №11 ·             №12 ·             №13 ·             №14 ·             №15 ·             №16 ·             /> /> /> /> /> /> /> />
Поприведенным выше таблицам следует:
1. Дружба –шкала Д:
·         11респондентов рассматривают свой класс, как дружный коллектив.
·         Троереспондентов не считают класс конфликтным, но говорят о том, что ссоры иногда бывают.
·         Двоереспондентов видят классный коллектив не конфликтным, но считают, что каждыйчлен класса живет обособленной жизнью.
2. Альтруизм –шкала А:
·         12респондентов рассматривают класс, как коллектив готовый бескорыстно помогатьдруг другу, при проявлении чьей-нибудь инициативы.
·         4респондента полагают, что члены классного коллектива готовы помогать толькосвоим друзьям.
3. Ответственность– шкала О:
·         1респондент считает, что в классе нет взаимной ответственности
·         1респондент полагает, что ответственно к делам класса относятся только некоторыеученики.
·         3респондента видят класс, как коллектив готовый отвечать только за себя
·         6респондентов считает, что ответственно к делам класса относятся большинствоучеников
·         2респондента считают, что в классе ответственны все ученики.
Из полученныхданных можно сделать вывод о том, что проблема ответственности, в данномколлективе, стоит довольно остро. По данному вопросу у респондентов возниклорезкое расхождение во мнениях.
Респондентпод номером 2 дал самую крайнею негативную оценку ответственности в классе. Вто время, как респондент под номер 11, наоборот, крайнею положительную. Ответыостальных респондентов колеблются в районах средних показателей.
При обработкешкалы дружбы и альтруизма у респондентов более схожее мнение. По шкале дружбыбольшинство респондентов находят свой классный коллектив дружным.
Респондентыпод номером 7 и 14 полагают, что в классе каждый живет обособленно от всейгруппы. А респонденты под номерами 3, 10 и 13, указывают на возникновениепериодических ссор в коллективе.
Результатыисследования по шкале социальной дистанции представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.№ утверждения Кi 1 0,4% 2 0,24% 3 0,5% 4 0,3% 5 0,3% 6 0,06% 7 0,05%
Соотношениекоэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе:
Ø  позитивные
Ø  нейтральные
Ø  негативные
По полученнымданным можно говорить о том, что в данном классе преобладает позитивный типвзаимоотношений. Но при этом необходимо учитывать, что во время проведенияопроса в классе присутствовали не все учащиеся.
Как видно изтаблицы 2.4, наибольший показатель коэффициента К приходится на утверждении 3(я не дружу с ними, но они меня очень интересую и мне хочется сблизиться сними). Наименьший коэффициент К приходится на утверждения 6 (мне не симпатичныэти люди, общения с ними избегаю) и 7 (мне очень не приятны эти люди, я не хочуиметь с ними ничего общего).
Каждый изреспондентов отметил, наличие у них близких людей в классе, число которыхварьируется от 3 до 11 человек.
Респондентыпод номерами 1, 2, 4, 15 указали большое количество людей, с которыми они недружат, но хотели бы сблизиться. Это может говорить о том, что данныереспонденты не чувствуют близкого общения с членами класса, но хотели бы лучшеузнавать друг друга. В тоже время респонденты ответили на вопрос о дружностикласса положительно.
Наблюдается,что мальчики в классе имеют большее желание сблизиться с членами коллектива,чем девочки. Это может объясняться тем, что уровень развития девочек превышаетуровень развития мальчиков, в данном возрасте, в связи с чем, девочкаминтереснее общаться с лицами старшего возраста, чем со сверстниками.
Респондентыпод номерами 8, 14 и 15 отметили большое количество одноклассников, с которымиони общаются только в деловой обстановке, но общаться в свободное время с нимине желают. Несмотря на это респонденты под номерами 8 и 15 считают классдружным и готовым помогать друг другу. Это может указывать на негативноеотношение лишь к некоторым членам класса, по личностным или иным причинам.Респондент под номером 14, наоборот, отмечает обособленность каждого учащегосяв классе, что вполне объясняет наличие большого числа одноклассников в спискенежелательного общения. Так же респондент под номером 14 определил большоечисло учащихся, с которыми у него нет никаких личных и деловых отношений.
Респондентыпод номерами 3, 7, 8, 9 и 10 выделили нескольких людей, с которыми они избегаютобщения или с которыми не хотят иметь ничего общего. Преимущественно к даннымкатегориям отнесли одноклассников девочки.
Результатывторой методики «Оценки отношений учащегося с классом» были занесены в табл.2.5.
Таблица 2.5.№ респондента
Индивидуалистический
тип
Коллективный
тип
Прагматический
тип № 1 ·             № 2 ·             №3 ·             №4 ·             ·             №5 ·             ·             №6 ·             №7 ·             №8 ·             №9 ·             №10 ·             №11 ·             №12 ·             №13 ·             №14 ·             №15 ·             ·             №16 ·            
Математическиданные представленные в таблице имеют следующий вид:
Респондентпод номером 1 – 2И+7К+5П – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 2 – 2И+8К+4П – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 3 – 7И+5К+2П – «индивидуалистический тип»
Респондентпод номером 4 – И1+6К+6П – «коллективистский тип» и «прагматический тип»
Респондентпод номером 5 – 6И+2К+6П – «индивидуалистический тип» и «прагматический тип»
Респондентпод номером 6 – 5И+3К+6П – «прагматический тип»
Респондентпод номером 7 – 9И+5П – «индивидуалистический тип»
Респондентпод номером 8 – 2И+11К+1П – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 9 – 1И+9К+4П – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 10 – 6И+3К+5П – «индивидуалистический тип»
Респондентпод номером 11 – 14К – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 12 – 1И+11К+2П – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 13 – 2И+9К+3П – «коллективистский тип»
Респондентпод номером 14 – 9И+4К+1П – «индивидуалистический тип»
Респондентпод номером 15 – 7И+7К – «индивидуалистический тип» и «коллективистский тип»
Респондентпод номером 16 – 2И+10К+2П – «коллективистский тип»
Порезультатам полученных данных видно, что для некоторых респондентов характерносочетание двух типов восприятия группы.
У респондентапод номером 4 были выявлены коллективистский тип восприятия и прагматический.Можно судить о том, что индивид может воспринимать группу как средстводостижения личных целей, в тоже время он рассматривает ее как самостоятельнуюценность, для него характерны стремления к коллективным формам работы.
У респондентапод номером 15 были выявлены индивидуалистический и коллективистский типывосприятия группы. Можно говорить о том, что для данного респондента личные игрупповые интересы колеблются.
Длябольшинства респондентов характерен коллективистский тип отношения к группе,что благоприятно влияет на отношения в классе. Основная масса старшеклассниковнацелена на достижение общих целей, заинтересованность, как в успехах каждого членагруппы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповуюдеятельность. Можно говорить о том, что при такой организации работы классногоколлектива в нем развиты понятия о дружбе и взаимопомощи, что подтверждаетрезультаты предыдущего исследования.
Респондентпод номером 11, на все вопросы анкеты дал ответы коллективистского типаотношений с классом, это наиболее яркое проявление заинтересованности в судьбеколлектива. Это подтверждает результаты анализа первого исследования.
Респондентыпод номерами 7 и 10, помимо преобладающего индивидуалистического типа отношенияк классу, дали большое количество ответов близких к прагматическому отношению.Это подтверждает их довольно негативную оценку взаимоотношений с классом порезультатам первого исследования.
Дляреспондента под номером 6 наряду с преобладанием прагматического типаотношения, близок и индивидуалистический тип отношений, что по некоторымпоказателям подтверждает результаты первого исследования.
На основанииполученных данных были сделаны следующие выводы:
Дляшкольников данного возраста имеет высокое значение роль коллектива, большинствостаршеклассников нацелены на построение дружеских отношений с другими членамикласса.
Выделяютсягендерные различия в стремлении к сближению с группой одноклассников.
Тоесть, гипотеза исследования подтвердилась, так как эксперимент выявил, что дляданного возраста наиболее характерно тесное взаимодействие с коллективом изаинтересованность в группе одноклассников.

Заключение
Межличностныеотношения вносят новый смысл в описание взаимоотношений между людьми.
Межличностноеотношение – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективнопроявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместнойдеятельности и общения.
Дляправильного понимания данного вопроса необходимо учитывать некоторые факторыформирования отношений, к таким факторам можно отнести межличностную аттракцию.
Межличностнаяаттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжениямежду людьми, взаимной симпатии.
В рамкахизучения аттракции необходимо помнить о составных частях этого понятия: степеньвыраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояниепартнеров по общению; пространственная близость; физическая привлекательностьпартнера по общению; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства междупартнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессеобщения.
Говоря омежличностных отношения старших школьников необходимо развивать у них чувствоколлективного начала, сотрудничества и дружбы. Обращать особое внимание наспецифику возраста и поощрять стремление учеников к совместной деятельности,способствовать их взаимодействию между друг другом. Необходимо пониматьзначимость автономности групп сверстников от взрослых. Создавать в коллективечувство значимости каждого его члена и способствовать стремлению учениковдостигать значимых целей для коллектива. Важно понимать влияние статуса каждогоучащегося в классе. Неблагоприятное положение в классном коллективе являетсяодной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы.
В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение отом, что для учеников старших классов характернотесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группойодноклассников.
В даннойработе использовались две методики: «Исследование взаимоотношений в группеучащихся» и «Оценка отношений учащегося с классом».
Нам удалось достичьосновной цели нашего исследования: выявить особенности отношений в старшемшкольном возрасте.
Таким образом,при составлении данной работы, были достигнуты цели и задачи, поставленныеранее, а именно: мы рассмотрели общее представление о межличностных отношениях;выявили общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов;изучили особенности межличностных отношений учащихся старших классов.
Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что длястаршеклассников характерно тесноевзаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников.
Дальнейшее изучениемежличностных отношений старших школьников является одной из неотложных задачсовременной психологии и педагогики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.