Содержание
Введение
Глава 1. Терапевтическая коммуникация
1.1. Виды психотерапии
1.2. Структурапсихотерапии
Глава 2. Коммуникативные модели психотерапии
Заключение
Список источников литературы
Введение
Данная творческая работапредставляет собой исследование коммуникационных моделей в психотерапии.
Актуальность даннойработы определяется тем, что психотерапия является важной наукой и практикой комплексноголечебного воздействия на эмоции, суждения и самосознание человека с цельюпсихологической коррекции психики людей с психическими расстройствами ипсихологической помощи психически здоровым людям при решении их проблем. Запоследние десятилетия усиленный темп жизни привел к увеличению числапсихических заболеваний и отклонений у людей. В связи с этим наметилсяповышенный интерес к психотерапии, в том числе с точки зрения теориикоммуникации.
Объектом исследованиявыступают методы клинической и личностно-ориентированной психотерапии, каккоммуникационные акты.
Предмет исследования –модели коммуникативного акта психотерапии как коммуникации.
Цель работы: выяснитьспецифику коммуникационных актов в психотерапии, ее особенности икоммуникативные модели.
В ходе выполнения работыпереда автором работы (фамилия) стоят следующие задачи:
1. Охарактеризоватьпонятие терапевтической коммуникации,
2. Описать психотерапиюкак одну из разновидностей терапевтической коммуникации, привести примеры ееспецифики.
3. Рассмотреть психотерапиюс точки зрения существующих моделей коммуникативных актов.
В работе используютсяразличные отечественные и зарубежные источники, как в переводе, так и воригинале. Использованная литература относится к научным изданиям, исследующимосновы терапевтической коммуникации и практику психотерапии.
Степень разработанностиданного вопроса является средней. Среди зарубежных ученых проблемамипсихотерапии как коммуникации и коммуникативных терапевтических технологийзанимались Милтон Х. Эриксон, Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В., средиотечественных представителей науки можно назвать Василюка Ф.Е., Капину Н.Ф., КолпаковуМ.Ю., Копьеву А.Ф., Флоренскую Т.А. Их труды о состаляют теоретическую основуданной работы.
Перед началом выполненияработы автором формулируется гипотеза о том, что психотерапия является одним изнаиболее значимых видов терапевтической коммуникации и для ее эффективнойорганизации необходимо четкое знание моделей коммуникации и работа всоответствии с ними.
Методологияисследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукциии аналогии.
Сопоставительныйанализ дает возможность расчленить теоретические данные, почерпнутые излитературных источников на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них вотдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результатеанализа. Но, синтез в исследовании литературного произведения – не простоеподведение итогов анализа. Он помогает логически связать основные элементытеории для выведения практических результатов.
Индуктивныйметод, в свою очередь, помогает исследовать черты характера главных героев отчастного к общему. Можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельнымичертами героев и условий, в которых они пребывают.
Глава 1. Терапевтическаякоммуникация
1.1. Видыпсихотерапии
Терапевтическаякоммуникация – это специальная коммуникация, имеющая своей целью воздействие начувства и сознание человека с целью коррекции его суждения и самосознания.
Чащевсего терапевтическая коммуникация применяется при психокоррекции, но иногдаможет сопровождать и обычную физиологическую терапию для нейтрализациинегативных психологических последствий физических заболеваний.
Психотерапия– межличностное, относительное взаимодействие между терапевтом и клиентом, сцелью устранения психологических проблем у последнего. Как правило,психотерапия затрагивает и корректирует индивидуальное восприятие мира клиентомили пациентом, его опыт общения с другими людьми. [1]
Психотерапевтыиспользуют широкий диапазон методов, основанных на методиках построениядиалога, коммуникативных моделях, и призванных улучшить психическое здоровьеклиента, его отношения с окружающими. В роли психотерапевта могут выступатьпсихологи, психиатры, занимающиеся вопросами межличностных отношений и имеющиелицензию.
Психотерапияприменяется как для психически здоровых, так и для больных людей и делится наклиническую и личностно-риентированную.
Существуетмножество различных школ и направлений в психотерапии: психоанализ, когнитивнаяпсихотерапия, гештальт-терапия, групповая психотерапия, психодрама, игровая психотерапия,лечение гипнозом и прочие.
Большинство форм психотерапииглавным инструментом избрали беседу. И в данном случае это не просто диалог, а нарративныйдиалог. Такие формы дискурса, как, например, разговорный реплицирующий диалог,предполагают равное участие коммуникантов в создании коммуникативного пространства.В нарративном диалоге один из коммуникантов добровольно передаеткоммуникативную инициативу партнеру, оставляя за собой функцию поддержанияконтакта в виде эмоциональных реакций, речевых поддержек, уточнений и т.п. Еслитакое коммуникативное неравноправие признается всеми участниками коммуникации, тонет необходимости специально акцентировать его при помощи языковых и речевыхсредств или коммуникативных приемов.
В ином случае привилегиякоммуниканта на речь может быть не предусмотрена. Например, в некоторыхтехнологиях психоанализа. Если условия терапевтических сеансов икоммуникативная ситуация не предполагают активности, то игнорирование этихправил участниками, является коммуникативной агрессией, сопротивлением влияниюпсихотерапевта. Это попытки внесения коммуникативного дисбаланса. [2]
В основе любого способасоздания коммуникативного дисбаланса лежит установка адресанта или адресата (впроцессе убеждения адресантом может выступать психотерапевт, а клиентыадресатами) направленная на перестройку коммуникативного процесса пособственному сценарию, без учета целей других его участников. В этом изаключается специфика психотерапии. Роли участников в данном коммуникативномпроцессе могут постоянно меняться, как и используемые коммуникативные средстваи модели.
Некоторые используют,например, технику драмы или лечение искусством, когда пациенту предлагаютсятворческие задания. Но, по своей сути, психотерапия не просто диалог, а некоестолкновение между психотерапевтом и клиентов, управляемое и контролируемоепервым участником этого коммуникационного процесса. Многие психотерапевтыпредпочитают считать своих клиентов вполне здоровыми людьми, но имеющиминекоторые коммуникативные проблемы. К тому же психотерапия предполагаетоткровенность клиента и ответственность психотерапевта.
Такодна из первых методик психоанализа, разработанная З. Фрейдом и егопоследователями, предусматривает беседу, как главный способ лечения пациента. Входе беседы психотерапевт использует вопросы, позволяющие выяснить причиныневрозов, психозов или других заболеваний, кроющиеся в бессознательной сфереличности. При этом клиент может сопротивляться подобному контакту. [3]
Вметодике когнитивной психотерапии сначала клиент и терапевт выбирают совместнопроблему, над которой им предстоит потрудиться. Саму проблему, а не личностныекачества или свойства клиента. А потом вступают в сократический диалог, вкотором проясняются и определяются проблемы, идентифицируются мысли, образы иощущения клиента, исследуется смысл событий для него, и оцениваются последствияего поведения. При этом в диалоге психотерапевт может использовать техникуубеждения, внушения, использовать небольшие стихи или притчи, чтобы затронутьвоображение пациента, заставлять его интерпретировать ранее полученнуюинформацию по-новому.
Гештальт-терапиятакже практикует терапевтический диалог, однако при этом клиенту предлагают неуглубляться в проблему, а правильно осознавать свои потребности и рациональновоспринимать происходящее. Считается, что подобный способ дает хорошую обратнуюреакцию в коммуникационном процессе и не вызывает сопротивления клиента.
Групповаяпсихотерапия предусматривает групповую коммуникацию, когда клиентамипсихотерапевта становятся целые группы людей, например семью или трудовыеколлективы.
Психодрама- это разновидность групповой терапии, в которой применяются элементытеатрального мастерства, артистический инструментарий, например, импровизация,нацеленная на раскрытие и познание внутреннего мира участников. Это делаетсядля развития творческого потенциала человека и расширения возможностейадекватного поведения и взаимодействия с людьми, улучшения коммуникативныхнавыков.
Психодраматическаясессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативноеупражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участниковна определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выборпротагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будетработать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главнуюроль»). Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться сосвоей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затемкаждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди,сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем,представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для менясейчас наиболее актуальна».[4]
Послетого, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист,с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию.Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть егосамого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем – выбираются участникина роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть какреальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы завершения этогоэтапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом. Послеэтапа действия проходит шеринг – обмен чувствами между участниками действия изрителями. На шеринге категорически запрещено все, что может ранитьпротагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций.Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.
Таким образом, привзаимодействии с коллективом, посредством многосторонней коммуникации участникиобмениваются не только информацией, но и эмоциями, что помогает им разобратьсяв себе и решить психологические проблемы.
Игротерапия — видпсихотерапии, в которой специально обученный игротерапевт используеттерапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолетьпсихологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональноеразвитие. При этом игра не обязательно подразумевает вмешательствопсихотерапевта. Один ребенок или группа могут играть в определенные игры междусобой.
Особый вид психотерапииарт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекциихудожественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография,кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое. Приэтой терапевтической коммуникации вербальные средства между психотерапевтом иклиентом как таковые не используются. Но этот вид скорее исключение из правил иприменяется гораздо реже, чем все остальные виды психотерапии. [5]
1.2. Структурапсихотерапии
Основные компоненты психотерапии — это распорядитель разговора – психолог или психиатр, то есть сам психотерапевт,клиент или клиенты, язык и стиль взаимодействия. И распорядитель, и участникимогут одинаково выступать коммуникаторами и коммуникантами. Смысл и пониманиедоступны всем участникам коммуникационного процесса, если прилагаютсяпостоянные усилия. Могут возникать проблемы в языковом комплексе, но иустраняются они благодаря вербальным средствам. Изменения вносятся путемразвития нового языка, то есть совершенствования вербальных средствкоммуникации.
Структура психотерапии представленаначальной:
— Установлениеотношений доверия между пациентом и психотерапевтом;
Средней:
— Изложениепациентом проблемы, включающее его «субъективную теорию болезни», обратнаяреакция психотерапевта в ходе коммуникации.
— Анализпроблемы с учетом ее функционального значения, теперешних условий, историижизни пациента в ходе диалога.
— Определениепроблемы, выбор цели и планирование психотерапии.
— Проработкапроблемы и использование пациентом полученных результатов в своей реальнойжизни. [6]
И конечной (завершение психотерапии)стадиями:
Вопросы задаются мягко, тактично, сцелью углубить и развить смыслы индивида, привлеченные в его систему. Беседапроисходит зигзагообразно, ведущий, психотерапевт должен не поддаваться напредложения принять роль «знающего». Советы или рекомендации не могут бытькатегоричными и решающими, а лишь принимать форму некоторых наметок средимногообразия идей. Психотерапевт должен быть готов, и относится с пониманием ктому, что определенная информация может стать непонятной клиенту, вследствиенедостаточности опыта. Воспринимать его обратную реакцию, в виде мыслей илиидей с уважением и заинтересованностью. Задачи специалиста изменить эту системусмыслов клиента в ходе конструирования беседы в заданном направлении. Групповаяпсихотерапия предполагает также общение клиентов или пациентов между собой вприсутствии семьи или иных наблюдателей.
Различныепсихотерапевтические методы имеют элементы структурного сходства в отношениивременной организации. Первая после прояснения показаний терапевтическая задачасостоит в том, чтобы установить терапевтические отношения между психотерапевтоми пациентом. Затем на этой основе начинается процесс терапевтического научения.Сами изменения более или менее систематически и непрерывно оцениваются.
Глава 2. Коммуникативные моделипсихотерапии
В большинстве случаевкоммуникативные акты психотерапии включают в себя использование вербальныхсредств коммуникации. И это не просто обмен информацией, а метод внушения,психологического программирования. Впервые подобную модель разработал Милтон Х.Эриксон. Он предложил методику вербального гипноза, введения коммуниканта втранс посредством вербального инструментария. Это техника получила название«эриксоновского гипноза» а сама коммуникативная модель была названа«Милтон-моделью».
До Милтона главнымимоделями были модели З. Фрейда и К. Юнга, которые, однако, постепенно терялисвою актуальность. Фрейд и Юнг желали проникнуть в сферу подсознания инейтрализовать действие неврозов, возникающих в результате действия защитныхмеханизмов психики в ситуации конфликта осознанного и подсознательного.
Модель Милтона позднее была развита Бендлером Р. и Гриндером Д., чтопривело к созданию теории нейролигнвистического программирования (НЛП). Вмногоуровневой коммуникации Милтона выделяют два основных уровня: сознательныйи бессознательный. Например, на сознательном уровне пациенту сообщаетсяувлекательная история, часть слов или фраз в которой маркируется, активируяпоиск бессознательных ресурсов или давая прямые указания бессознательному нановое поведение.
Более подробный анализ многоуровневой коммуникации и, в частности, ееиспользования в практике обучения эриксоновскому гипнозу и самогипнозу,обнаруживает в ней целый ряд слоев или подуровней, на которых воспринимаетсясообщение психотерапевта и благодаря которым происходит переструктурированиебессознательных процессов клиента, изменяя его внутренние и внешние реакции.Обращаясь к области сознательного, психотерапевтическое сообщение чаще всегоапеллирует к системе ценностей и убеждений клиента, подчеркивает целостность исвоеобразие его личности. В сфере бессознательного при этом могут быть полученыуказания на гармонизацию физиологических процессов, изменение стратегий имета-программ и т.д.
В структуре НЛП используется не только модель Милтона, но и другиекоммуникативные модели, например метамоделирование и рефрейминг. [7]
Метамодель — модель, выявляющая те языковые конструкции, которые приобретают в общении расплывчатое содержание вследствие процессов искажения, обобщения и опущения. Метамодель состоит из уточняющих вопросов, которые позволяют подвергнуть сомнению и прояснить неточный язык, восстановить его связь с исходными переживаниями, «глубинной структурой».
Понятие«метакоммуникация» было введено Эрнстом Росси для описания бессознательныхпроцессов, происходящих в ходе психотерапии доктора медицины Милтона Эриксона — автора современного недирективного гипноза.
Рассмотрим подробнееструктуру и содержание метакоммуникации на примере использования эриксоновскихгипнотических внушений. Функциональная схема метакоммуникации может бытьпредставлена следующим образом (в скобках указаны психотерапевтическиестратегии и ответные реакции клиента) (рисунок 1):
В противоположность Метамодели, модель Милтона искусно пользуется неопределенными языковыми конструкциями для того, чтобы присоединиться к переживаниям собеседника и получить доступ к ресурсам подсознания.
Рефрейминг — дословно «смена рамки», системы отсчета, восприятия утверждения, поступка или события, которое после этого получает иной смысл; переход к иной точке зрения, например прозрение, связанное с видением проблемы. В результате выходит как бы треугольник коммуникативных моделей (рисунок 2)
Рисунок 1
Структураметакоммуникации Э. Росси
/>
Эриксоновский подход кмежличностным отношениям предполагает признание уникальности личности и еебессознательных ресурсов и использование транса как естественного явления дляих развития.
Эриксоновская коммуникация кооперативна: соблюдая принцип сотрудничества, «гипнотизер предоставляет возможность субъекту выполнять продуктивную работу», принимает и использует возникающее поведение и создает «возможность и ситуации, благоприятные для адекватного функционирования субъекта» [8]
НЛП построено на следующем базисе: человек получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальный и т.д.), но для каждого из индивида тот или иной канал является доминирующим, ведущим. Все люди как бы сориентированы на него и даже привычно описывают ситуации, часто не обращая на это внимания, словами из одного набора.
Рисунок 2
Схема нейролингвистического программирования
/>
Соответственно, по предпочтению, отдаваемому темили иным группам слов, определяется ведущая репрезентативная система дляиндивида. НЛП предлагает также визуальный метод определения ведущей системы.
Врамках НЛП предлагается следующий контрольный список для визуальногонаблюдения:[9]
1. Руки индивида.
2. Движения индивида.
3. Ноги и ступни ног индивида.
4. Паттерны фиксаций при движении глаз (под этимимеется виду отмеченные выше модели движения глаз при запуске доступа кинформации).
5. Взаимосвязь голова/шея/плечи.
6. Выражение лица, в особенности брови, рот илицевые мышцы.
В целом получается, что психотерапевт работает снеконгруэнтными ситуациями, которые он должен дешифровать.
Неконгруэнтность — внутренний конфликт,отсутствие полной уверенности в утверждении или намеченном результате. Проявляетсяв расхождении слов человека и его поступков, общего склада характера.
Однойиз наиболее эффективных стратегий эриксоновской терапии, унаследованных иразвиваемых в настоящее время эриксонианцами и нейролингвистами, являетсявзаимодействие с глубинным «Я» или глубинным паттерном как источником«цельности личности, жизненной энергии и продуктивности».
В первой фазевзаимодействия с глубинным «Я» создается познавательный контекст, в которомклиент и терапевт выступают в роли исследователей неосознаваемых аспектовличности клиента. Они одинаково имеют «право на голос», выступаю полноправнымикоммуникантами в диалоге. Отсутствие жестких указаний и вопросов,концентрирующих на проблеме, позволяет клиенту свободно сообщать любуюинформацию, связанную с изначально заявленным результатом. Задача терапевта наданном этапе состоит в формировании и углублении доверительных отношений склиентом, поддержании в нем тенденций к самораскрытию и самоисследованию.[10]
Следующая фазавзаимодействия состоит в поиске взаимосвязей всех внешне проявленных паттерновмежду собой. Клиент и терапевт совместно создают карту психологическогопространства, метафору или мета-модель, описывающие данный процесс — взависимости от профессиональных ориентаций терапевта и познавательнойнаправленности клиента. По созданному им конструкту клиент можетпутешествовать, дополняя его информацией, либо в состоянии легкого трансазадаться вопросом «а что стоит за этим?», постепенно продвигаясь к болееглубоким слоям своей личности. Информация идет от терапевта, играющего рольадресанта к клиенту-адресату при помощи выработанного языка. Возможныабреакции, при утилизации которых процесс продвижения к глубинному «Я»значительно оптимизируется. Абреакция – это способ осознания подавленных эмоциональныхреакций (в присутствии аналитика) с помощью пересказа и повторного переживаниятравматического события.
Метафорическое мышление –это преодоление хаоса мироздания, вычленение из бесконечной энтропии конечногопонятия – метафорического концепта. Механизм образования метафорическогоконцепта как средства активного познания может быть представлен на примеревысказывания известного американского теоретика коммуникации МаршаллаМак-Люэна.
Динамическаяприрода познания обусловливает двоякую функциональность метафорическогоконцепта. Выполняя эвристическую функцию, метафора способствует осмыслениюновых понятий путем захвата и освоения новой области-цели с использованиемизвестных источников. Реализуя деконструктивную функцию, метафора разрушаетсложившиеся стереотипы сознания. С психологической точки зрения, метафорическаядеконструкция представляет собой перестройку известной области-цели посредствомиспользования нового источника, что позволяет по-новому осознать определеннуюсущность. Итак, можно сделать вывод, что познание мира, самопознание ипсикоррекция невозможны без метафорического мышления.
Третья фаза направляетпроцесс самоисследования на идентификацию глубинных паттернов и продвижение кэпистемологическому ядру личности клиента. В данный момент особенно важныпринцип лингвистической экологии, избегание ярлыков в обозначении сущностныхпроявлений клиента, использование его языка (а не профессионального языкапсихотерапевта) для определения глубинного.
Четвертая фазавзаимодействия с глубинным «Я» состоит в идентификации глубинного паттерна,которая осуществляется в НЛП на сознательном уровне (вербализация), вэриксоновском гипнозе — на бессознательном в состоянии транса. В обоих случаяхклиент становится способен идентифицировать обнаруженное в своем теле,обозначая локализацию в нем глубинного паттерна, пожелать оставить его как есть,или сформировать новый паттерн, организующий взаимодействие с глубинным «Я»более конструктивно. На данном этапе возможны экстатические переживанияклиента, связанные с пребыванием в центре самого себя, в различных видахнеоэриксоновских терапий они поддерживаются медитацией либо усилениемратификации любых личностных проявлений.
Завершающий этапвзаимодействия с глубинным «Я» в эриксоновской терапии состоит в утилизацииполученного состояния как ресурса для решения заявленных первоначально проблем,саморазвития и интеграции личности. В зависимости от целей терапии возможнылибо поэтапный возврат к первоначальной фазе, объединяющий все проявленияклиента с его самоощущением глубинного «Я», либо переформирование проблемы иизначального состояния, либо эволюционная ориентация по отношению к личностнойистории, изменяющая систему взаимоотношений клиента.
Использованиемежличностного транса требует значительного мастерства от психотерапевта. Понятиемежличностного транса (МТ) появилось в результате самоанализа и целостногомоделирования процесса профессиональной коммуникации психотерапевтов
Условия, при которыхнеобходимо использовать МТ, впервые были описаны З.Фрейдом, сформулировавшемпринцип свободно плавающего внимания на этапе сбора информации в общении склиентом. Фрейд предостерегал от многочисленных заметок и сознательногоанализа, предлагая врачу «просто слушать и не заботиться о том, сидит ли у негочто-то в голове», иначе часть материала окажется упущенной, т.к. «смыслуслышанного в большинстве случаев осознается лишь позже».[11]
М. Эриксон и его последователи использовали МТ не только в первичномконтакте и развертывании процессов общения с клиентом, но в различныхпроблемных ситуациях. Эриксон погружался в межличностный транс, когда возникалисомнения в выборе терапевтических стратегий, а также в критические моментыпсихотерапии.
Межличностный транс какфеномен человеческой коммуникации может создаваться искусственно или возникатьестественным образом, по силе своего воздействия он занимает место междураппортом и клиническим гипнозом. Закономерности его возникновения будутподробнее рассмотрены в последующих публикациях.
Первичное освоение МТпроисходит в парах, где субъектам предлагается переключить свое внимание навнутренние процессы. И по мере того, как субъект отслеживает различныефизиологические ритмы и сопровождающие их ощущения, он замечает их изменение,что в свою очередь повышает сосредоточенность и внутреннюю поглощенность. Вполе внимания субъектов также оказываются внутренние источники физического иэмоционального напряжения, которые затем утилизируются, способствуя развитиюрелаксации.
Следующий этап освоенияМТ связан с переключением внимания на партнера по взаимодействию, а именно навнешние показатели его психических процессов (дыхание, поза, мышечноенапряжение, мимика и т.д.), сохраняя при этом тип дыхания, характерный длянаступления измененного состояния сознания. Таким образом, в задачуобучающегося входит не только быстрое переключение, но и распределение вниманиядля успешного выполнения двух видов деятельности: отслеживания реакций субъектаи саморегуляции.
Отечественные ученыепсихотерапевты, в числе которых можно назвать Ф.Е. Василюк, Е.Т. Соколову, Т.А.Флоренскую, А.Ф. Копьева, А.У. Хараш и других, в последние десятилетия такжеактивно занимались изучением теории коммуникации в психотерапии. Особеннопристальное внимание уделялось российскому типу вневрачебногопсихотерапевтического консультирования, в результате чего был сформировандиалогический подход к к коммуникативной модели психотерапии.
Но научной основой дляданной модели стали еще досоветские исследования российских ученых:физиологическая концепция доминанты А.А. Ухтомского и литературоведческаяконцепция диалога М.М. Бахтина. Согласно этому подходу диалог является одновременнофактом практики психотерапевтического консультирования, полученным опытнымпутем, общением между психотерапевтом-консультантом и пациентом-клиентом и в тоже время, основным средством научного психологического анализа и обобщения.
В разработках А.А.Ухтомского изначально общение рассматривается как монологи, из-за того, что«двойник» личности, ее системная проекция, занимает промежуточную позицию междусамой личностью и другим индивидом, ставя барьер в непосредственном общении,ограничивая человека в его эгоцентрической (аутичной, нарциссической,солипсической) доминанте. Общение прямое, диалогическое осуществимо лишь вотдельных ситуациях, как тог напряженной внутренней работы, направленной на«смерть двойника» и формирование принципиально новой, другой доминанты –акцентуации на собеседнике, интереса к другому индивиду, неподдельного вниманияк другому человеку.
У М.М. Бахтина всенаоборот – общение для него всегда диалогично, в то время как сам диалогуниверсален, абсолютен и является характеристикой бытия человека. Диалог – этоосновная предпосылка сознания и самосознания личности. А проявления индивидаприравниваются к репликам в большом глобальном диалоге, глобальномкоммуникативном процессе. С этой точки зрения даже молчание, отсутствиедействия или игнорирование тоже, по сути, явления диалогичные. Монолог несуществует изначально. Жизнь – это уже проявления и процесс общения. [12]
Диалогический подход ккоммуникативной модели психотерапии объединил феноменологическую теориюУхтомского и онтологическую теорию Бахтина, устранив противоречия впсихологической плоскости диалога, выступающего как реальная ситуация общения. Вэтом диалоге формируется доминанта на другом человеке, собеседнике,осуществляется расширение границ внутреннего мира, движение к другому индивидуи одновременно реализуется настоящее непосредственное человеческое бытие, егодиалогическая сущность. Общение между двумя индивидами – конкретная антитезамонологу, но она может быть удачной, а может и не иметь места. Уровеньдиалогичности в общении является результат сопротивления видам неподлинногомонологического (закрытого, ролевого, конвенционального, игрового,манипулятивного) общения. В диалогической модели психотерапевтические сеансырассматриваются как ситуации, в которых нужен и возможен настоящий диалог.
Работая над содержаниемосновных понятий диалогического подхода, его творцы ввели в обиход четыреглавные категории: «позиция вненаходимости», «внутренняя диалогичность»,«диалогическая интенция» и «диалогическая позиция».[13]
Позиция вненаходимости — специфическаяпозиция профессионала-терапевта, оказывающего консультационные услуги, в ходеосвоения которой он должен научиться не рассматривать внутренний мир клиента,как область своей профессиональной деятельности или как объект анализа ивыдвижении гипотез, а как содержание, отражающее понимание и видение клиента.
Внутренняя диалогичность— следствие внутреннего диалога, происходящего внутри каждой личности, междудвумя категориями его сущности, личным Я и духовным Я.
Диалогическая интенция — свойствапсихологической внутренней активности клиента или пациента, возникающие вмомент фрустрации и блокирования собственной диалогичности, и имеющиеопределенные параметры характеристики.
Диалогическая позиция — позицияспециалиста психотерапевта или психолога, сформированная системой иго установоки внутренних правил, запретов или рекомендаций.
На основе диалогическогоподхода также выстраивается триалогическая коммуникативная модель психотерапии(рисунок 3).
Согласно этой модели Я (эго) человека, осваивая каждую из трехтерриторий. На территории изживания-действия Я человека выступает какперсональный аспект личности, или как внутренний наблюдатель, на территориипереживания-чувства — как теневой аспект личности, или как внутренний клиент, ана территории проживания-бытия — как ликовый аспект личности, или каквнутренний терапевт. Между территориями терапевта и клиента налаживаетсядиалогическая связь. [14]
/>
Рисунок 3. Соотношениевнешних и внутренних триалогов в ситуации психотерапии-консультирования
Т — психотерапевт-консультант, К — пациент-клиент, С —наблюдатель-супервизор, с — наблюдатель-субвизор; Тн, Тк, Тт — внутренниенаблюдатель, клиент и терапевт психотерапевта-консультанта; Кн, Кк, Кт —внутренние наблюдатель, клиент и терапевт пациента-клиента; Сн, Ск, Ст —внутренние наблюдатель, клиент и терапевт наблюдателя-супервизора; сн, ск, ст —внутренние наблюдатель, клиент и терапевт наблюдателя-субвизора.[15]
Триалогический подход делает упор на то, что общение это коммуникация, входе которой психотерапевт налаживает, поддерживает и скрепляет психологическийконтакт с пациентом на уровне поведения, эмоций и семантики. Такой подход такжетребует предварительной проработки, активизации всех объектов триалога междупсихотерапевтом и его клиентом.
Заключение
В результате выполненияданной работы ее автором (фамилия) было приведено понятие терапевтическойкоммуникации и психотерапии, охарактеризованы их случаи и методы применения.
Описана психотерапия какодну из разновидностей терапевтической коммуникации, дана ее краткаяклассификация по видам, приведены примеры ее специфики, заключающиеся в том,что роли участников в данном коммуникативном процессе могут постоянно меняться,как и используемые коммуникативные средства и модели. Психотерапевтическийдиалог может обогащаться невербальными средствами коммуникации.
Рассмотрена психотерапияс точки зрения существующих моделей коммуникативных актов. Установлено, чтопервые коммуникативные модели психотерапии были разработаны З. Фрейдом и К.Юнгом в теории психоанализа. Современные коммуникативные модели обязаны своисуществованием Милтону Х. Эриксону, создавшему милтон-модель и другим ученым,совершенствовавшим ее. На основе данной модели разработано нейролингвистическоепрограммирование, включающее комплекс моделей, техник, и операционных принципов(контекстуально-зависимых убеждений), применяемых главным образом как подход кличностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий(мыслительных и поведенческих).
Таким образом, цель даннойработы можно считать достигнутой.
Списокисточников литературы
1. Бахтин М.М. Проблемыпоэтики Достоевского. М.: Наука, 1963. – 350 с.
2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Паттерныгипнотических техник Милтона Эриксона. Т1 – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 225 с.
3. Бэндлер Р., Гриндер Д.Формирование транса. – М.: Каас, 1994. – 272 с.
4. Введение в теорию,практику и историю психоанализа. М.: Интерпракс, 1994. – 286 с.
5. Воронцова Т.А.Деструктивное речевое поведение в публичном диалоге//Вестник Удмуртскогоуниверситета № 5 (2) от 2005. 45-46 с.
6. Копьев А.Ф.Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопр.психол. 1990. №3. С. 17-24.
7. Копытин А.И.Арт-терапия в эпоху постмодерна. – М.: Речь, 2002. – 224 с.
8. Милтон Х. Эриксон. Стратегия психотерапии: Пер. с англ.: — СПб.: Ювента, 2000. — 512 с.
9. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М.: Рафл-Бук, — 445 с.
10. Романин А.Н. Основы психотерапии. – М.: КноРус, 2006. – 528 с.
11. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл.
12. Соловьева С.Л. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. – М.: АСТ, 2005. – 704 с.
13. Трансформация личности. Нейролингвистическое программирование. – Одесса.: Хаджибей, 1995. – 352 с.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Азбука, 2008. – 480 с.
15. Шутценберг А. Психодрама. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. – 448 с.