Контрольная работа
по логопсихологии
на тему: «Изучение лиц с нарушениями речи»
Рязань, 2009 год
Содержание
Введение
Изучение лиц с нарушениями речи
Изучение лиц с нарушениями речи в психологии
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Заключение
Список литературы
Введение
Речевая функция является одной из важнейших психическихфункций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылкидля специфически человеческих социальных контактов, благодаря которымформируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности,совершенствуются формы ее отражения.
На мой взгляд, необходимо различать понятия нормы инарушения речи. При нормальной речевой деятельности являются сохраннымипсихофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонениев речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде,обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологическихмеханизмов речевой деятельности. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи,сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственнойпредрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушениясозревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Изучение лиц с нарушениями речи
В настоящее время в отечественной логопедии в обращениинаходятся две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая ипсихолого-педагогическая (клиническая). Данные классификации одни и те жеявления рассматривают с разных точек зрения, но они дополняют друг друга, таккак ориентированы на решение многоаспектного логопедического воздействия.
Клинико-педагогическая классификация: ведущая роль отведенапсихолингвистическим критериям, на основе которых речевое нарушение описываетсяв терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которыедолжны стать объектом логопедического воздействия. Исходя из потребностейлогопедического воздействия, выделяют критерии, позволяющие представить, чтонарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение отдругого по принципу отграничения: нарушение произносительной стороны устнойречи (брадилалия, тахилалия, заикание, дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия)и структурно-семантического строя (алалия, афазия), нарушения письменной речи (дислексия,дисграфия).
Что касается психолого-педагогической классификации, тонарушения речи в ней подразделяются на 2 группы:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессовформирования произносительной системы родного языка у детей с различнымиречевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (дислалия,дизартрия, ринолалия).
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевыерасстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевойсистемы, относящейся к звуковой и смысловой стороне (алалия, ЗПР (из-заослабления организма), дети интеллектуальной недостаточностью, реже с сенсорнойнедостаточностью).
Изучение лиц с нарушениями речи в психологии
Немного слов хотелось бы сказать о личности. «Личность- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности»(«Психология». 1990 г) следует отметить, что понятие «личность»употребляется двояко. В одном случае — в качестве синонима психики в целом, чтохарактерно для педагогов, которые склонны относить рождение личности к самымранним стадиям развития человека. В другом значении — как синоним одного изтрех системообразующих аспектов психики наряду с интеллектом и деятельностью. Личность- это совокупность общественных отношений, которая имеет свою структуру (К.К. Платонов):
Направленность: отражает индивидуально-преломленноеобщественное сознание.
Индивидуальная культура: здесь личность аккумулируетисторический опыт человека, приобретает привычки, умения, навыки.
Подструктура форм отражения: охватывает индивидуальныеособенности отдельных психических процессов или психических функций, как формотражения.
Биологически обусловленная структура: объединяет свойстватемперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологическиорганические изменения.
Ядром личности является ценностное (аксиологическое) организующееначало. Без направленности невозможны высшие психические функции и сознание. Поэтомупри оценке личности большое значение придается эмоциям.Психологическая характеристика детей с нарушениямиречи
Также необходимо дать общую психологическую характеристикудетей с нарушениями речи в зависимости от различных функций мозга.
Особенности развития познавательной сферы: определяющеезначение для развития речевой деятельности имеют 3 первые года жизни, так какпоявляется лепет. У детей с алалией он отсутствует или крайне бедный, или болеепоздние сроки его возникновения. Активно развиваются невербальные средстваобщения (мимика, жесты). У детей с ТНР отмечаются поздние сроки появленияпервых слов и фраз. Например, при моторной алалии наблюдается низкая речеваяактивность, при попытке вступления в речевой контакт с ребенком проявляетнегативизм. У детей-алаликов позднее развитие локомоторных функций: поздноначинает ходить, артикуляционная моторика вялая.
Ощущения и восприятие: нарушение фонематического восприятия отмечаетсяу всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие дошкольников с речевойпатологией отстает в развитии от нормы и характеризуется недостаточнойсформированность целостного образа предмета. Наблюдается нарушениеопорно-пространственного гнозиса, необходимого для обучения грамоте у детей сорганическими поражениями мозга. Динамика развития пространственного восприятияблагоприятная у детей с ЗПР и менее благоприятная у алаликов. Дети с ОНР имеютнизкий уровень развития буквенного гнозиса. Нарушение орального и пальцевогостереогноза выражены у детей с тяжелыми нарушениями экспрессивной речи (алалия,дизартрия).
Внимание: неустойчивое, низкий уровень показателейпроизвольного внимания, трудности в планировании своих действий, с трудомсосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов исредств в решении задач. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют напротяжении всей работы. Низкий уровень произвольного внимания у детей с ТНР приводитк несформированность структуры деятельности.
Память: объем зрительной памяти практически не отличается отнормы, но присутствуют выраженные нарушения восприятия формы, слабостьпространственных представлений. У детей с ЗПР различий в объемах словесной изрительной памяти не наблюдается. У дизартриков парамнезии не отмечены, но умоторных алаликов снижены слуховая память и продуктивность запоминания.
Мышление и воображение: по состоянию невербальногоинтеллекта дети с ОНР делятся на: развитие невербального интеллекта которых отличаетсяот нормы, соответствует норме и соответствует нижней границе нормы, нохарактеризуется нестабильностью. Отмечаются нарушения самоорганизации, обнаруживаетсянедостаточный объем сведений об окружающем, очень быстро приступают квыполнению задания или, наоборот, с трудом овладевают синтезом, анализом,сравнением; более низкий уровень пространственного оперирования образами.
Речь и общение: бедность и недифференцированность словарногозапаса, своеобразие связанного высказывания, что приводит к снижениюпотребности в общении, несформированности форм коммуникации,незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения,негативизму. Коммуникативные возможности отличаются заметной ограниченностью иниже нормы.
Особенности эмоционально-волевой сферы: пассивность,сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению,наблюдается более низкая работоспособность. Что касается осознания речевогодефекта, степени фиксирования на нем, то в основном применительно к заикающимсядетям и лицам с нарушениями голоса выделяется 3 варианта эмоциональногоотношения в данному дефекту: безразличие, умеренно-сдержанное,безнадежно-отчаянное; и 3 варианта волевого усилия в борьбе с ним: отсутствие,наличие м перерастание в навязчивые действия. В.И. Селиверстов выделяет 3степени фиксирования на дефекте: нулевая, умеренная, выраженная.
Особенности деятельности: является необходимым условиемвсестороннего развития их личности и интеллекта; ослабленность условно — рефлекторнойдеятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти. Нарушениеобщей и речевой моторики (дизартрия) вызывает быстрое утомление ребенка в игре.Для алаликов содержание игры долго остается недоступным. Заикающиеся дети вигре робки, не верят в свои силы. У детей с патологией наблюдаются нарушениямоторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущенийявляющихся организационным моментом любой деятельности. В учебной деятельностиу заикающихся характерна слабость переключения, пониженный самоконтроль.
Заключение
Таким образом, вопрос изучения лиц с нарушениями речимногогранен и требует длительного и разностороннего рассмотрения.
Список литературы
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. -СПб.: Лениздат;Издательство «Союз», 2001. — 240 с. — (Коррекционная педагогика)
3. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., «Просвещение», 1973. — 272с. с ил.
4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-товпо спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.: ил.