Изучение индивидуальныхособенностей самосознания личности
Введение
Проблема самосознания личности подразумеваеткак проблему определения элементов, так и проблему их экспериментальногоизучения.
Актуальностьтемы исследованияобусловлена тем, что …. (роль сферы самосознания в процессе развития личности иее жизнедеятельности).
«Самосознание– форма психического отражения, которая представляет собой осознанное человекомсвоего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей».
«Самосознание– не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этомсамосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включаетсякак сторона в процесс ее реального развития». [Ю.Б. Гиппенрейтер].
«Самосознание– полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, вобществе». [С.И. Ожегов «Словарь русского языка»].
«Совокупностьпсихических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качествесубъекта деятельности, называется самосознанием». [Кон И.С.].
«Самосознание– это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностнымсвойствам, переживаниям и мыслям» [Г.А. Урунтаева].
«Самосознание,осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической ипознавательной деятельности, как личности – своего нравственного облика иинтересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения».
«В структуресамосознания выделяют три взаимосвязанных компонента: самопознание,эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование личности».
Самосознаниевсегда расшифровывается некоторым образом как умение смотреть на себя как бы состороны, то есть глазами другого человека, как умение контролировать своисобственные действия под углом зрения внутренней логики активной деятельности,согласующейся с формой предмета деятельности.
Главнаяфункция самосознания – сделать доступным для человека мотивы и результаты егопоступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.Если оценка кажется неудовлетворительной, то человек может либо занятьсясамоусовершенствованием, либо, включить защитные механизмы, вытеснить этинеблагоприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Цельисследования:выведение индивидуальных особенностей самосознания личности А.
Объект: самосознание личности:его структурные элементы; когнитивный (содержательный), аффективный (оценочный)и конактивный (поведенческий).
Предмет:индивидуальныеособенности структурных элементов самосознания и их взаимосвязи.
Метод: тестирование, опрос,анализ результатов исследования.
Глава 1.
1. Измерение самооценки.(Пейсахов).
А) Обобщенноепредставление «Я-идеальное»
Б) Обобщенноепредставление «Я-реальное»
В)Сопоставление между собой.
Г)«Я-идеальное» и «Я-реальное» в общении.
В этом тесте мнепредлагалось выбрать из предложенных характеристик личности те, которые, по моемумнению, подходят мне, «Я-реальное». Затем предлагалось проделать тоже самое дляописания «Я-идеальное». Все предложенные характеристики были поделены на четыреподгруппы: общение, поведение, познание, переживание. В каждой из подгрупп былопо 20 характеристик. После проведения теста результаты «Я-реальное» и«Я-идеальное» сравниваются.
А)«Я-идеальное». Испытуемый видит в своем «Я-идеальном» в сфере межличностныхотношений такие качества как коллективизм, чуткость, обаятельность итребовательность. В сфере деятельности познания – скорость, собранность,точность, находчивость. В сфере переживаний (чувств) – бодрость,жизнерадостность, счастье, уравновешенность.
Б)«Я-реальное». В межличностных отношениях присутствуют такие качества какзаботливость, отзывчивость, сочувствие, приветливость. В поведении – добродушие,порядочность, честность, добросовестность.
В сферепереживаний (чувств) качества полностью совпадают.
В) Присопоставлении двух портретов можно выделить следующие закономерности«Идеальному Я» испытуемого не хватает откровенности, умения соединять своиусилия с активностью других при решении общих задач, строгости исамокритичности.
Г) В сферемежличностных отношений испытуемый в «Я-идеальном» выделяет такие качества какколлективизм, искренность и требовательность; в «Я-реальном» – вежливость,заботливость, сочувствие. Качества, которые выделяет испытуемый в «Я-идеальном»и «Я-реальном» очень противоположны – это может говорить о желании измениться.
Глава 2.
20ответов.
А) Цельное «Я– индивидуальное».
Б)сопоставление социальных ролей.
В тесте «20ответов» (Кун, Мак Партленд) испытуемому предлагается написать 20 ответов навопрос: Кто Я? Ответы должны быть честными, но при этом не забывать про логикуи значимость ответов. Все 20 ответов поделены на 4 группы:
1. А – «Я-индивидуальное»– индивидуальные характеристики.
2. Б – «Я-физическое»– представления о себе в пространстве и времени.
3. В – «Я-социальное»– включенность в различные социальные группы.
4. Г – «Я-трансцендентное»– характеристики неизменные в пространстве и времени.
По результатутеста 20-ти ответов можно сказать, что у нее в большей степени выражено«Я-индивидуальное» (А=19), описание индивидуальных характеристик преобладают над«Я-социальное» (В=1). Описание себя через «Я-физическое», «Я-трансцендентное»не выявлено (Б=0, Г=0).
Болеезначимые для Л индивидуальные качества.
Вывод
Испытуемая Ахарактеризует себя как человека общительного (порой быть может, даже сверхмеры), разговорчива, любит высказываться по разным вопросам, охотно знакомитьсяс новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает впросьбах, хотя не всегда может их выполнить. Бывает вспыльчива, но быстроотходит.
Чего ейнедостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезнымипроблемами, хотя при желании, она может себя заставить не отступать.
Глава 3.
«Методикадиагностики межличностных отношений», Т. Лири.
А) Обобщенныйпортрет «Я-идеальное».
Б) Обобщенныйпортрет «Я-реальное».
В)согласование шкал в портрете.
Т. Лирипредлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е.поведение в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близкихлюдей, для описания идеального Я. В соответствии с этими уровнями диагностикименяется инструкция для ответа.
Разныенаправления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлятьданные по отдельным аспектам, например: «социальное Я», «реальное Я», «моипартнеры» и т.д.
Максимальнаяоценка уровня – 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженностиотношения:
0–4 балла – низкая
5–8 баллов – умеренная Адаптивное поведение
9–12 баллов – высокая
13–16 баллов – экстремальная Экстремальное поведение до патологии
Методическийприем позволяет изучать проблему психологической совместимости испытуемой Аи часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии исоциально-психологического тренинга.
В этойметодике выделено 8 шкал, по которым и приводится анализ (в скобках указан баллвыраженности)
Типыотношения к окружающим
1. Авторитарный(4)
0–8 –уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
2. Эгоистичный(2)
0–12 –эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
3. Агрессивный(4)
0–8 – упрямый,упорный, настойчивый и энергичный.
4.Подозрительный (1)
0–8 –критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
5.Подчиняемый (3)
0–8 –скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться,не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
6. Зависимый(4)
0–8 –конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищениюокружающими, вежливый.
7.Дружелюбный (12)
9–16 –дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальноеодобрение, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех безучета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеем развитые механизмывытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
8.Альтруистический (8)
0–8 –ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональноеотношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеетподбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Глава 4.
Методика изучениясамоотношения.
Автор этойметодики С.Р. Пантелеев.
А) Результатысамоотношения объясняем всем предыдущим анализам (как объяснение причинвыраженности).
Б)Сопоставление выраженности этих шкал между собой.
В этойметодике (МИС) 9 шкал: открытость (честность к себе), самоуверенность(отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку),саморуководство (выражение переживания своего «Я»), отраженное самоотношение(способность вызывать уважения к себе), самоценность (ощущение ценностьсобственной личности), самопринятие (чувство симпатии к самому себе),самопривязанность (желание или нежелание человека изменять самого себя),внутренняя конфликтность (наличие или отсутствие внутренних конфликтов),самообвинение (отрицательные эмоции в адрес своего «Я»).
Методикасостоит из 9-ти шкал, все показатели переведены в стены (1–4 – низкий полюс, 5–6– средний полюс, 7–10 – высокий полюс):
ИспытуемыйА:
1. Открытость= 6, значение стена 6,
2. Самоуверенность= 11, значение стена 7,
3. Саморуководство= 10, значение стена 8,
4. Отраженноесамоотношение = 7, значение стена 6,
5. Самоценность= 9, значение стена 7,
6. Самопринятие= 11, значение стена 9,
7. Самопривязанность= 3, значение стена 4,
8. Внутренняяконфликтность = 5, значение стена 5,
9. Самообвинение= 3, значение стена 4.
Испытуемая Аживет в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценнымумением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и вовзаимоотношениях с людьми. Формулу отношения к себе и окружающим можно выразитьсловами: «довольна собой, довольна другими».
Испытуемая Ахарактеризует себя как человека общительного, готового к сотрудничеству. Всфере индивидуальных характеристик преобладают в основном те, которые связаны синтеллектуальной деятельностью. Такие как: умная, ответственная, уверенная всебе.
У Анормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источникомсилы и, что самое главное, не за счет других.