Курсовая работа
по психологии
«Изучение влияниястилей семейного воспитания на психическое развитие подростков»
Оглавление
Введение
1. Cтили семейного воспитания
1.1 Семейное воспитание
1.2 Стили семейноговоспитания
1.3 Факторы родительскоговоспитания
1.4 Факторы, создающиенегармоничные стили семейного воспитания
2. Дисгармония семейныхотношений и подросток
2.1 Психологическиедеформации семьи и подросток
Нарушение ролей подросткав семье
2.2 Патологизирующее семейноевоспитание
2.3 Влияние стилей семейноговоспитания на подростка
3. Практическая часть
3.1 Анализ методики АСВ Э.Г. Эйдемиллера,В. Юстицкиса
3.2 Качественный анализродителей
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблемеисследования влияния стилей семейного воспитания на психическое развитиеподростков посвящены исследования А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.
Всвоей работе А.Е. Личко подробно описал неблагоприятные сочетанияотклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями.
Исследования Э.Г. Эйдемиллера,В. Юстицкиса посвящены проблеме факторов семейного воспитания, создающихнегармоничные стили семейного воспитания.
Существуеттакже ряд исследований, посвященных проблеме взаимоотношений подростка в семье:работы Н.А. Авдеевой, Н.А. Землянухиной, Т.М. Гершиганова, Т.Б. Ушениной.
Значительноевлияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями,который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Крайниетипы отношений (авторитарность или либеральная всетерпимость) негативно влияютна психическое развитие детей. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждениеот родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.Либеральный стиль вызывает у подростка ощущение своей ненужности родителям.Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуютформированию личности со слабым «Я».
При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания былопоказано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детейположительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное.Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложностиотцовской профессии.
Цельисследования: изучение стилей семейного воспитания, их особенностей, и влиянияна психическое развитие подростков.
Задачиисследования:
– теоретическийанализ исследуемой проблемы;
– изучениестилей семейного воспитания и их влияния на психическое развитие подростков.
Предметисследования: стили семейного воспитания и их влияние на психическое развитиеподростков.
Объектисследования: подростки и их родители.
1.Cтили семейного воспитания
1.1Семейное воспитание
Семейноевоспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия,осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
Воспитательныевоздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряяповедение, которое взрослые считают правильным, и выказывая за нарушениеустановленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную системунорм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой ивнутренней потребностью; механизма идентификации – ребенок подражает родителям,ориентируется на их пример, старается стать таким же.
Прирассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:
–различные стили воспитания; – факторы воспитательного воздействия;
–воспитательную позицию родителей.
Процесссоциального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственномвзаимодействии ребенка с родителями, так при взаимодействии членов семьи междусобой.
1.2Стили семейного воспитания
Существуютразличные подходы к стилям семейного воспитания. Одним из подходов являетсятрадиционный подход, который выделяет следующие стили воспитания:
– авторитарный
– демократический
– попустительский
– хаотический
– опекающий
Следующийподход представлен А.Е. Личко, который выделяет неблагоприятные стилисемейного воспитания с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями:
– потворствующая гиперпротекция
– доминирующая гиперпротекция
– гипопротекция
– эмоциональное отвержение
– повышенная моральная ответственность
– жестокое обращение с ребенком
Авторитарныйстиль воспитания
Авторитарныйстиль (в терминологии других авторов – автократический, диктат, доминирование) –все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчинятьсяих воле, авторитету.
Родителиограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновыватьсвои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами,выговорами и физическими наказаниями.
Вподростковом возрасте авторитарности родителей порождает конфликты ивраждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются ибунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом,как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаютсяво всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либосамостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонныреализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердопридерживаются избранного типа родительской власти.
Притаком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля,основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угрозанаказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциальноантиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми,поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, чтоведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности кокружающим.
Демократическийстиль воспитания
Демократическийстиль (в терминологии других авторов – авторитетный, сотрудничество) родителипоощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствиис их возрастными возможностями.
Подросткивключены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений,выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детейосмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Приэтом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости ипоследовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственноесоциальное поведение.
Попустительскийстиль воспитания
Попустительскийстиль (в терминологии других авторов – либеральный, снисходительный, гипоопека)– ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов иограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, длякоторых характерно неумение, неспособность, или нежелание руководить детьми. Становясьболее взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, неспособны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональныесвязи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны,воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявлениеравнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособностьсемьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его васоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые длясамостоятельного ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Хаотическийстиль воспитания
Хаотическийстиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода квоспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований кребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательныхсредств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна изважнейших базовых потребностей личности – потребность в стабильных иупорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности ипровоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложныхситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Опекающийстиль воспитания Опекающий стиль (гиперопека) – стремление постоянно бытьоколо ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительноследят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение,тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу,опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерномупреувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию унего тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
1.3Факторы родительского воспитания
Факторы родительского воспитания – параметры родительскогоповедения и общения с детьми, ответственные за формирование у них определенных личностныхчерт. Родительское отношение является двойственным и противоречивым,представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь сребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное наформирование ценных качеств и способов поведения.
Вомногих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитаниявыдвигаются:
1)эмоциональное отношение, любовь, принятие;
2)особенности требований и контроля.
Э. Фроммвыделил качественное различие между материнским и отцовским отношением кребенку по признакам условность-безусловность и контролируемостъ-неконтролируемость.Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю состороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет).Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема(ее можно заслужитьдобиться собственной активностью ребенка).
1.4Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания
Э.Г. Эйдемиллер,В. Юстицкис[30] выделяли факторы родительского воспитания, наиболее важныес точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.
Уровеньпротекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяютвоспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне многовремени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. Пригипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него«не доходят руки», за воспитание берутся, лишь, когда случается что-тосерьезное, другой важный фактор – степень удовлетворения потребностей ребенка.При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическомуудовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорированиехарактеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностейребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность вэмоциональном контакте, общении с родителями.
Количествои качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степеньтребований–обязанностей, степень требований–запретов, строгость санкций.
Устойчивыесочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилейвоспитания.
Потворствующаягиперпротекция – родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей,потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаютсяминимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результаттакого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлениик лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующаягиперпротекция – ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которыеотдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставямногочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации,либо к безынициативности, неумении постоять за себя.
Гипопротекция – к подростку проявляютмало внимания нет, интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. Прискрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители невключаются в жизнь ребенка.
Эмоциональноеотвержение– ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенкаобузой, проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отверженииродители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботойи вниманием к нему.
Повышеннаяморальная ответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга,не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучиеблизких, и подросток боится их разочаровать.
Жестокоеобращение с ребенком – склонность родителей к применению строгих наказаний даже принезначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка.Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, илибыть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональнойхолодности и враждебности.
Воспитательнаяпозиция родителей
Вподростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позицияродителей – совокупность установок родителей в отношении воспитания детей,характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являютсяадекватность, гибкость и прогностичность.
Адекватность– умениеродителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлятьособенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы,характерологических проявлений, способность замечать ипроисходящие вего душевном мире изменения.
Гибкость– способностьк изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи сразличными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позицияхарактеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланиемменять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.
Прогностичность– способностьродителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических иличностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейнымвоспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», [30] модель взаимоотношений сподростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутнойситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться надболее отдаленными.
Важнейшей,еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитанияявляется мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание.Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействиемосознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которыеопределяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены всознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.
2.Дисгармония семейных отношений и подросток
2.1Психологические деформации семьи и подросток Дисгармония семейных отношений иподросток
Поддисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, необеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи,возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи,отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов[30].
Дисгармониясупружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родительскиеотношения, к которым подростки очень чувствительны.
Нарушениеролей подростка в семье
Психологическийинфантилизм – форма задержки при прохождении стадий онтогенетическогоразвития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так ипсихические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психическогоразвития в дальнейшем. Ролевая структура в гармоничной семье должна бытьцелостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов исоответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структураискажается, и прежде всего отмечается нарушение позиции ребенка.
Например,ребенок выполняет следующие роли:
–«любимчик» (По мнению Э.Г. Эйдемиллера, Юстицкиса «расширение сферыродительских чувств») – чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чащевсего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей(несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют(развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец,сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчастипотребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничнойсемье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляетсястремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства»,всю любовь нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. Принаступлении подросткового возраста у родителей возникает страх передсамостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно родители при этом неосознают побудительных мотивов своего поведения;
–«бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребенке детских качеств») –даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничегоне зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у нихтакие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этомснижая уровень требований к ребенку стимулируя развитие психологическогоинфантилизма;
–«хулиган», «неисправимый», «трудный» – в основе лежит «проекция на подросткасобственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера,которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность,склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм,несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка,родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такиеродители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе сотрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в тоже времяв их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре»такой;
–«вундеркинд», «надежда семьи» – в основе лежит стремление родителейзамещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности(например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своейнеполноценности и т.д.) и желание через идентификацию с ребенком этокомпенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенныетребования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (вспорте, в искусстве и т.д.);
–«козел отпущения» – ребенок служит громоотводом для разрядки эмоцийсвоих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семьеили вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющийадресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семьечасто и является ребенок;
–«судья», «примиритель» – ребенок не по возрасту рано включается всложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родителизаняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимаяв расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват,используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения[30].
Специфическиеролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте междуродителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет). Для таких отцовчасто характерен авторитарно-симбиотический стиль воспитания, но с высокимуровнем принятия ребенка, т.е. при значительной любви, заинтересованности,стремлении проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитанииавторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семейреализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его какличности.
2.2 Патологизирующеесемейное воспитание
Вподростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера,отличающиеся тем. что при действии психогенных факторов, адресующихся кнаиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могутнаступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении.
Нарушениявзаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могутявиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированногоповедения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, дажепсихогении. [14]
2.3Влияние стилей семейного воспитания на подростков
А.Е. Личкоподробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характерас нарушениями взаимоотношений подростка с родителями[14].
Доминирующаягиперпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболеенеблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакциюэмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, Может обусловитьострые аффективные проявления. В то же время при психоастенической, сенситивнойи астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливаетастенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям,ощущение собственной неполноценности.
Потворствующаягиперпротекция (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремлениеосвободить его от трудностей) наиболее травматична при истероидной акцентуации,так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятноевоздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию. Гипопротекция(недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна приакцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем неограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиямпраздности, времяпровождению в уличных компаниях. Подростки конформного типа вусловиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствиенедостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.
Эмоциональноеотвержение(родители тяготятся ребенком) создает психическую травматизацию и ведет кформированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной иастеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию иусилению черт эпилептоидной акцентуации.
Повышеннаяморальная ответственность (предъявление к подростку высоких требований которые он не всостоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками психоастеническойакцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитиютревожно-мнительных черт.
3.Практическая часть
3.1Анализ методики Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера,В. Юстицкиса
Опросникстиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса.
Цель: выявить наличие илиотсутствие шести психогенных стилей воспитания.
Метод: опросник.
Материал: бланк регистрациирезультатов.
Исследование проводилосьна базе муниципальной общеобразовательной школы №31, в котором принялиучастие 1 семья, состоящая из отца (41 г.), матери (41г) и подростка 12 лет.
График 1
/>
Анализграфика 1
На Графике1 максимально выраженной шкалой является Потворствование потребностям (У+).Уровень данной шкалы у опрашиваемого папы составляет 8 б, что соответствует диагностическомузначению (8) и свидетельствует о присутствии данной особенности в стилевоспитания. Отец стремится к максимальному и некритическому удовлетворениюлюбых потребностей ребенка. Менее выражена данная шкала у матери, онасоставляет 2 б, что свидетельствует о недостаточной выраженности данной шкалы иотсутствии данной особенности в стиле воспитания.
Менеевыраженной является шкала Гиперпротекция (Г+) у матери и составляет 5б.Данная шкала не достигает диагностического значения (7), и свидетельствует оботсутствии данной особенности в стиле воспитания матери. Данная шкала менеевыражена у отца и составляет 3 балла, что говорит о низкой выраженности данногопоказателя и отсутствия данной особенности в стиле воспитания.
Уровень шкалыЧрезмерность требований-обязанностей (Т+) у мамы составляет 3 балла, чтоне соответствует диагностическому значению (4), и говорит о недостаточнойвыраженности данного показателя. Наименее выражена данная шкала у отца исоставляет 0 б, что не достигает диагностического значения (4) исвидетельствует об отсутствии данной особенности в стиле воспитания.
Как видно награфике более выраженной шкалой является Чрезмерность требований-запретов (З+).Уровень данной шкалы у опрашиваемого отца составляет 4 б, что соответствуетдиагностическому значению (4) и говорит о присутствии данной особенности в стилевоспитания.
Как видно награфике происходит значительное снижение уровня шкал. Уровень шкалы Чрезмерностьсанкций (С+) у матери составляет 1б, это говорит о том, что данныйпоказатель не соответствует диагностического значения (4) и свидетельствует онизкой выраженности данного показателя. Данная особенность не являетсяотличительной чертой стиля воспитания. Уровень данной шкалы у отца составляет 0б, что не соответствует диагностического значения (4) и свидетельствует оботсутствии данной особенности в стиле воспитания.
График 2
/>
Анализграфика 2
Как видно награфике наиболее выраженными шкалами являются Недостаточность требований-обязанностей(Т-) у опрашиваемого отца и Минимальность санкций у опрашиваемойматери.
Уровень шкалыНедостаточность требований-обязанностей (Т-) у опрашиваемого родителя (отца)составляет 5 б, что превышает диагностическое значение (4), это свидетельствуето высоком уровне показателей по данной шкале. Уровень данной шкалы у мамысоставляет о б, что не достигает диагностическое значение (4) и свидетельствуетоб отсутствии соответствующей особенности в стиле семейного воспитания.
Менеевыраженной шкалой является Гипопротекция (Г-) у опрашиваемой мамы исоставляет 4 балла, что не соответствует диагностическому значению (8), исвидетельствует о недостаточной выраженности данного показателя. Таким образом,данная особенность не является отличительной особенностью стиля воспитания.Уровень данной шкалы у папы составляет 2 балла, что говорит о низком уровнегипопротекции.
Уровень шкалыИгнорирование потребностей у опрашиваемого папы составляет 2 б, что несоответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует о низком уровнепо данной шкале. Данная особенность не является отличительной чертой стилявоспитания.
Уровень шкалыНедостаточность требований-запретов у отца составляет 3 балла, чтосоответствует диагностическому значению (3) по данной шкале. Это указывает нато, что отец не желает установить какие-либо рамки в поведении ребенка. Такимобразом, данный стиль воспитания стимулирует развитие гипертимного типаличности у подростка. Уровень шкалы Недостаточность требований-запретов умамы составляет 2 балла, что не соответствует диагностическому значению (3), исвидетельствует о незначительной выраженности данного показателя и отсутствииданной особенности в стиле воспитания.
Как видно награфике происходит увеличение уровня шкал. Уровень шкалы Минимальностьсанкций составляет у матери 5 б, что превышает диагностическое значение (4)и свидетельствует о чрезмерной выраженности данной особенности воспитания. Поданной шкале отец набрал 4 балла, что соответствует диагностическому значению(4) и говорит о присутствии данной особенности в стиле воспитания. Это говорит отом, что отец и мать предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либоприменяют их крайне редко.
3.2 Качественныйанализ родителей
Качественныйанализ (отца)
Уровеньпротекции в процессе воспитания
Гиперпротекция(Г+).По данной шкале отец (С.С.И) набрал 3 балла, что не соответствуетдиагностического значения (7) и свидетельствует о низком уровне гиперпротекции,что говорит об отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.
Гипопротекция(Г-).По шкале Гипопротекция отец набрал 2 балла, что говорит о низком уровнегипопротекции и свидетельствует об отсутствии соответствующей особенности стилявоспитания.
Степеньудовлетворенности потребностей ребенка
Потворствование(У+). Пошкале Потворствование потребностям отец набрал 8 баллов, что достигаетдиагностического значения (8), и говорит о присутствии соответствующейособенности стиля воспитания. Родитель стремится к максимальному инекритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. При потворствованииотец бессознательно проецируют на детей свои раннее не удовлетворенныепотребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счетвоспитательных действий.
Игнорированиепотребностей ребенка (У-). По шкале Игнорирование потребностей ребенкаопрашиваемый родитель набрал 2 балла, что не соответствует диагностическомузначению (4), и свидетельствует о низком уровне по данной шкалеиговорит об об отсутствии соответствующей особенности стиля воспитания.
Количествои качество требований к ребенку в семье
Требования-обязанности
Чрезмерностьтребований-обязанностей (Т+).По данной шкале отец набрал 0 баллов, что говоритоб отсутствии данной особенности стиля воспитания.
Недостаточностьтребований-обязанностей (Т-). По данной шкале опрашиваемый родитель набрал 5баллов, что превышает диагностическое значение (4), это свидетельствует овысоком уровне показателей по данной шкале. Отец предъявляет ребенкунедостаточно требований.
Требования-запреты
Чрезмерностьтребований-запретов (З+). По данной шкале папа набрал 4 балла, чтосоответствует диагностическому значению (4) по данной шкале. Данный подходможет лежать в основе типа негармонического воспитания – «доминирующаягиперпротекция». Родитель предъявляет ребенку огромное количество требований,ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителейотражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка.
Недостаточностьтребований-запретов (З-). По данной шкале опрашиваемый набрал 3 балла, чтосоответствует диагностическому значению (3) по данной шкале. Отец не желает установитькакие либо рамки в поведении ребенка. Данное воспитание стимулирует развитиегипертимного типа личности у подростка.
Строгостьсанкций (наказаний) за нарушение требований ребенком
Чрезмерностьсанкций (С+). По данной шкале отец набрал о баллов, что говорит об отсутствииданной особенности стиля воспитания. Для опрашиваемого не характернаприверженность к применению строгих наказаний и чрезмерное реагирование нанезначительные нарушения поведения.
Минимальностьсанкций (С-). По данной шкале обследуемый набрал 4 балла, что соответствует диагностическомузначению (4). Это говорит о том, что опрашиваемый родитель предпочитаетобходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко.
Качественныйанализ обследуемого родителя (матери)
Уровеньпротекции в процессе воспитания
Гиперпротекция
По даннойшкале мама (С.З.Р) набрала 5 баллов, что не соответствует диагностическомузначению (7), и говорит о том, что данный показатель имеет недостаточнуювыраженности и говорит об отсутствии соответствующей особенности стилявоспитания.
Гипопротекция
По даннойшкале мама набрала 4 балла, что не соответствует диагностическому значению (8),и свидетельствует о недостаточной выраженности данного показателя и отсутствиисоответствующей особенности стиля воспитания.
Степеньудовлетворения потребностей ребенка
Потворствование
Уровень шкалыПотворствование у опрашиваемого родителя (мамы) составляет 2 балла, что не соответствуетдиагностическому значению (8), и указывает на низкий уровень выраженностиданного показателя. При потворствовании родитель стремится к максимальному инекритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Родителибессознательно проецируют на детей свои раннее не удовлетворенные потребности иищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.Но в данном случае потворствование не является отличительной чертой воспитания,так как имеет низкий уровень по данному показателю.
Игнорированиепотребностей ребенка
По даннойшкале мама набрала 1 балл, что не соответствует диагностическому значению (4),и свидетельствует о низкой выраженности данного показателя и отсутствии соответствующейособенности стиля воспитания. Данный стиль воспитания характеризуетсянедостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка.
Количествои качество требований к ребенку в семье
Требования-обязанности
Чрезмерностьтребований-обязанностей.
По даннойшкале опрашиваемый родитель (мама) набрала 3 балла, что не соответствуетдиагностическому значению (4), и говорит о недостаточной выраженности данногопоказателя. Опрашиваемый родитель предъявляет к ребенку высокие требования,которое не содействует полноценному развитию личности, но и представляет рискпсихотравматизации. Но в данном случае данный показатель недостаточно выражен,поэтому данное качество не является отличительной особенностью воспитания.
Недостаточностьтребований-обязанностей.
По даннойшкале опрашиваемый набрал о баллов, что говорит об отсутствии даннойособенности стиля воспитания. В этом случае ребенок не имеет минимальноеколичество требований в семье.
Требования-запреты
Чрезмерностьтребований-запретов
Уровень шкалыЧрезмерность требований-запретов обследуемого составляет 2 балла,что не соответствует диагностическому значению (4), и свидетельствует онезначительной выраженности данного показателя. Данный подход может лежать воснове типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция».Родитель предъявляет ребенку огромное количество требований, ограничивающих егосвободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страхперед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Но в данном случае данныйпоказатель недостаточно выражен, поэтому следует говорить о незначительномвлиянии данного показателя на воспитание ребенка.
Недостаточностьтребований-запретов
Уровень шкалыНедостаточность требований-запретов у мамы составляет 2 балла,что не соответствует диагностическому значению (3), и свидетельствует онезначительной выраженности данного показателя. Когда данный показатель ярковыражен, родители не хотят или не могут установить какие-либо рамки в поведенииребенка. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности уподростка. Но в данном случае данный показатель недостаточно выражен, поэтомуследует говорить о незначительном влиянии данного показателя на воспитаниеребенка.
Строгостьсанкций (наказаний) за нарушение требований ребенком
Чрезмерностьсанкций
По даннойшкале опрашиваемый набрал 1 балл, что не соответствует диагностическомузначению (4), и свидетельствует о низкой выраженности данного показателя иговорит об отсутствии данной особенности стиля воспитания.
Минимальностьсанкций
По даннойшкале опрашиваемый набрал 5 баллов, что превышает диагностическое значение (4),что свидетельствует о чрезмерной выраженности данной особенности воспитания. Этоговорит о том, что мать предпочитает обходиться либо вовсе без наказаний, либоприменяют их крайне редко.
Вывод
Проанализировавданные показатели, можно сделать вывод, что стиль воспитания отца доминирующаягиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителя. Но в тожевремя отец лишает его самостоятельности, ставя многочисленные запреты иограничения. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакциюэмансипации и обуславливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа.При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типахакцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астеническиечерты.
Проанализировавданные показатели, можно сделать вывод, что стиль воспитания мамы повышеннаяморальная ответственность. Мать от ребенка требуют честности,порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагает на негоответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.Наиболее трудно переживается подростками психоастенической акцентуации, так какчрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт.
Заключение
Значительноевлияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.
Последствиянеблагоприятных стилей воспитания на подростка.
Придоминировании такого стиля воспитания как Доминирующая гиперпротекцияпроисходит нарушение позиций ребенка в семье, ребенок вырастаетнесамостоятельным, безответственным, неприспособленным к жизни человеком.
При доминированииследующего стиля семейного воспитания: Повышенная моральная ответственность,ребенок вырастает с развитым чувством долга, высокой степенью ответственности передокружающими людьми, активной жизненной позицией.
Цельисследования: изучение стилей семейного воспитания, их особенностей и влияния напсихическое развитие подростков достигнута.
Задачиисследования: теоретический анализ исследуемой проблемы и изучение стилейсемейного воспитания и влияния на психическое развитие подростков выполнены.
Цельэмпирического исследования: наличие психогенного стиля воспитания достигнута.
В ходеэмпирического исследования выявлено, что у отца стиль воспитания доминирующаягиперпротекция, стиль воспитания матери повышенная моральнаяответственность.
Списокиспользованной литературы
1. Аккерман Н.В. Семьякак социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия:Хрестоматия/ сост. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб. – 2000. — с. 98–99
2. Авдеева Н.А. Взаимоотношенияподростка в семье // Воспитание школьников. – 2005.– №7. — с. 17–22
3. Габидуллина Р.Ф. Отцыглазами детей: Для бесед с родителями // Воспитание школьников. – 2004.– №10. — с. 47–48
4. Гершиганов Т.М. Окультуре семейных отношений // Воспитание школьников. – 2001.– №3. –с. 25–27
5. Землянухина Н.А. Влияниевнутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина //Социальная педагогика. – 2003. – №1. — с. 81–84.
6. Иванова Н.П. Проблемысемьи и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука иобразование. – 1994. – №1. — с. 4–7.
7. Иванцова А.А. Изучениеособенностей воспитания в семьях. // Воспитание школьников. – 2000.–№9. — с. 16–18
8. Кондратюк В.Н. Изучениеметодов семейного воспитания // Начальная школа. – 1999. – №1. — с. 70–71
9. Костицына Е.А. Влияниетипов семейного воспитания на подростка и его отношение к родителям //Психологическая наука и образование. – 2001. – №2. — с 59–65
10. Кравцов Г.Р. Подростоки семья // Воспитание школьников // 1999. – №1. — с. 66–70
11. Крушельницкая О.Ю. Отцыи дочери: [О взаимоотношениях в семье] // Семья и школа. – 2000.– №11.- с. 10–11
12. Лидерс А.Г. Семьякак психологическая система. Очерки психологии семьи: Монографии по психологиисемьи. – Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2004.-296 с.
13. Лидерс А.Г. Стильсемейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейнаяпсихология и семейная терапия. – 2001.– №4. — с. 61–65
14. Личко А.Е. Психотерапияи акцентуации характера. – 1979. — с. 79
15. Морозова И.С. Особенностивоспитания детей в семье родителями разного пола / И.С. Морозова, К.Н. Белогай //Интеграция образования. – 2004. – №4. — с. 93–98.
16. Морокина Е.О.О проблемах семейного воспитания // Воспитание школьников. – 2003.– №4.- с. 48–49
17. Мустаева Ф.У. Школьник,его семья и социальный педагог. — Зона доверия /Ф. Мустаева // Социальнаяпедагогика. – 2004. – №2. — с. 37
18. Острогорский А.И.,Плеханов А.П. Значение семейных отношений в воспитании //Школьное воспитание. – 1999. – №9. — с. 66–70
19. Панова О.И. //П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. – 2002. – №10.- с. 76–71
20. Реан А.А. Развитиеи социализация личности в семье // Социальная работа. – 2005. – №1. — с. 41–44
21. Реан А.А.,Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб. – 1999.- с. 144–146
22. Ризванова Р.Е. Ктопоможет подростку в семье // Воспитание школьников. – 2005. – №8. — с. 44–51
23. СухарьЕ. Ошибки семейного воспитания // Воспитание школьников. – 2005. – №3.- с. 46
24. Спицын Н.П. Чтодаешь детям? [О проблемах семейного воспитания] Начальная школа. – 2003. –№1. — с. 72–75
25. Тростанецкая Г.Н. Житьв семье: [О различных формах семейного обустройства детей] // Семья ишкола. – 2003.– №6. — с. 2–3
26. Ушенина Т.Б. //Гармония взаимоотношений между поколениями в семье как условие ее благополучия //Воспитание школьников. – 2002. – №7. — с. 36–38
27. Фридман И.П. Изсемьи – в общество: [о задачах семейного воспитания] // Семья и школа. –2002.– №9. — с. 2–3
28. Цукерман Г.А.,Мастеров Б.Л. Как взрослый может помочь ребенку стать взрослым:[Общение с детьми в семье и школе] // Семья и школа. – 2003.– №4. — с. 8–10.
29. Эйдемиллер Э.Г.,Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейнаяпсихотерапия. — СПб. – 2003. — с. 144
30. Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкис В.А Психология и психотерапия семьи. — СПб. – 2003. — с. 112–114
31. Юлацкевич П.И. Практическиеаспекты семейного воспитания // Семья и школа. – 2005. – №3. — с. 46