Реферат по предмету "Психология"


Игра как средство развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

Введение
Память лежитв основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний,формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальноефункционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделилсяиз животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да идальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
«Без памяти,- писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертводля будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы впрошлом».
Младшийшкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большиепотенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в техформах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьномвозрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяетсяучением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные видыдеятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеютопределенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес длямладших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры,заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развитьсвои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Актуальностьданного исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует объективнаянеобходимость развития словесной памяти у младших школьников посредством игры.Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но иуспешности учебной деятельности.
Игра какфеноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в такихобластях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподаваниябольше внимания уделяется играм
младшихшкольников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Этосвязано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения длядетей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности вобщеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М.Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. Вперестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре(В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин,А.С.Прутченков и др.).
Высокихуспехов в изучении словесной памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии иГермании (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большойэкспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый рядтеоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрастеизучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, одной такихособенностей является игра.
Младшийшкольный возраст – самая благодатная почва для развития словесной памяти в еемногообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия,Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромныесредства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышенияуровня развития словесной памяти в процессе обучения.
Изучениемсловесной памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие какГ. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие.
Исследованиямисловесной памяти и в настоящее время заняты представители различных наук:медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многиевопросы относительно проблемы словесной памяти.
Современныеисследователи (М.Н. Борисова, A.M. Вейн, Б.И. Каменецкая, Б.М. Теплов)исследовали игру как средство развития словесной памяти у детей младшегошкольного возраста. Они считают, что игра очень сильно влияет на развитиесловесной памяти, ведь дети, играя, усваивают больше материала, чем простозаучивая, читая, слушая.
Возникает противоречиемежду необходимостью развития словесной памяти у учащихся младшегошкольного возраста и недостаточной разработанностью эффективных средствреализации этого процесса. Одним из таких средств является игра. Поэтому темуисследования мы сформулировали следующим образом: «Игра как средство развитиясловесной памяти у детей младшего школьного возраста».
В ходе даннойработы необходимо изучить проблему: каковы возможности игры как средстваразвития словесной памяти у детей младшего школьного возраста.
Цельработы:изучение возможностей игры как средства развития словесной памяти у детей младшегошкольного возраста.
Объектисследования: словесная память у детей младшего школьного возраста.
Предметисследования: игра как средство развития словесной памяти у детей младшегошкольного возраста.
Поставленнаяцель определяет решение следующих конкретных задач:
1. Изучить ипроанализировать литературу по данной теме;
2.Выявить особенности развития словесной памяти у детей младшего школьноговозраста;
3.Реализовать игру как средство развития словесной памяти у детей младшегошкольного возраста и проверить эффективность этой реализации;
Гипотезойисследования является то, что развитию словесной памяти у детей младшегошкольного возраста будет, возможно, способствовать игра.
Висследовании использовались следующиеметоды:
· теоретическийанализ литературных источников по исследуемой проблеме;
· диагностическаяметодика, ее организация и проведение:
— Методика Джекобса: «Классификация изображений предметов»,
Теоретическаязначимостьисследования заключается в том, что изучается значение игры как средстваразвития словесной памяти детей младшего школьного возраста.
Практическаязначимость: полученные результаты могут быть использованы учителями,психологами, для более эффективного развития словесной памяти у детей младшегошкольного возраста.
Исследованиепроводилось в 3 этапа:
1.      Поисково-теоретический:посвящёнизучению и анализу психолого-педагогической литературы по данной теме;формированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подборуметодов и планированию экспериментов исследования.
2.      Опытно-экспериментальный:проведениеэкспериментального исследования, проверка гипотетического предположения,обработка полученных результатов.
3.      Заключительно-обощающий:обработкарезультатов и систематизации материала, формулировка выводов и оформлениекурсовой работы.
Базаисследования: ученики 1 «А» класса СОШ №1 (5 девочек, 5 мальчиков); ученики 1«Б» класса (7 девочек, 3 мальчиков); СОШ № 1 г. Ишима. В экспериментальномисследовании участвовало двадцать человек младшего школьного возраста.
Структураработы: введение,две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Глава 1. Теоретическиеосновы использования игры как средства развития словесной памяти у детеймладшего школьного возраста
 
1.1  Понятие словесной памятив психологии
Четкогоединства на счет определения словесной памяти у ученых нет. Вшироком смыслесловесной памятью можно назвать сохранение информации ораздражителе, после того как его действие уже прекратилось. Таккак ни одно из существующих определений словесной памяти не может считатьсядостаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколькоформулировок, дополняющих друг друга.
Поопределению, данному в психологическом словаре, «словесная память — этосистема мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения ипоследующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний,которые были усвоены в прежнем опыте субъекта»[3, c.213].
Поопределению А.В. Петровского, «словесная память — запоминание, сохранениеи последующее воспроизведение индивидом его опыта»[14, c.13].
Поопределению Ж. Пиаже, «словесная память — совокупность информации,приобретенной мозгом и управляющей поведением человека»[8, c.346].
Поопределению В.Г. Крысько, «словесная память — процесс запечатления,сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал»[5,c.103].
Словеснаяпамять считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Нодальнейшее изучение закономерностей словесной памяти в наши дни опять сделалоее одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченнойтеории словесной памяти.
Рассмотрим основныетеории словесной памяти. Ассоциативная теория. Психологи XVIII-XIX вековАнглии и Германии, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, рассматривалисловесную память не как активный процесс (деятельность) человека с предметамиили их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Еецентральное понятие — «ассоциация» — обозначает связь, соединение ивыступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований.Важным вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователямиметодов количественного изучения процессов словесной памяти.Бихевиористыпровозгласили в качестве единственной задачи психологии установлениеоднозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителямии ответными движениями организма. Центральное место заняла проблема навыка (Э.Торндайк, Э. Толмен). Словесная память изучалась преимущественно внепроизвольной форме[15,c. 268].
Представителигештальт-теории (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин) в качествеведущего условия запоминания рассматривали структуру материала, но они упустилииз виду собственную деятельность человека.
В результатеогромного числа экспериментально-психологических исследований сложисьличностные теории словесной памяти, которыевыявили ряд фактороввлияющих на протекание процессов словесной памяти, особенно сохранения(активность, интерес, внимание) [2, c.371].В смысловой теории словесной памяти (А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержаниематериала, а не механическое заучивание.
Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А. Смирнов) включаетсистему теоретических и практических действий,подчиненных решению мнемической задачи — запоминания, сохраненияи воспроизведения информации. Здесь внимательно исследуется сравнительнаяпродуктивность произвольного инепроизвольного запоминания. Начало изучения словесной памяти как деятельностибыло положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактоватьсловесную память как систему действий, ориентированных на запоминание,переработку и хранение материала[10,c.91].
В теории происхождения высшихпсихических функций (А.Н. Леонтьев, П.И.
Зинченко, А.А.Смирнов) были выделены этапы фило — ионтогенетического развития словесной памяти, особеннопроизвольной и непроизвольной, непосредственнойи опосредствованной. Согласно деятельностной теориисловесной памяти, образование связей-ассоциаций междуразличными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведениематериала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе егомнемической обработки [11, c.201].
Такимобразом, мы выяснили, что словесная память — память на информацию,представленную в словесной форме. В младшем школьном возрасте ребенок особеннохорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которыеимеют определенную ритмичность, звучность[5,c.129]. Их смысл ребенкуможет быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именноблагодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен.Запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений — в младшемшкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а такжеблагодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.
1.2Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
игра младший школьниксловесная память
7 лет — этоуже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение,свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно вэтот период он начинает осмысливать себя, свои способности, своюиндивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности кзапоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а мы, взрослые, должныему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, взначительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуацияменяется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении икакими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерныепричины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольнои непроизвольно, может заучивать материал, но может и применить какой-либоспособ для запоминания информации. Однако непосредственная память иопосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях.
Словеснаяпамять представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человеквоспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки накаждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведениизанятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспектфункционирования процесса словесной памяти, но и психологический[2,c.47].
Словеснаяпамять формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной идостигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительными ее чертами являетсяточность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли[1,c.74].
Воспроизвестизрительный образ — не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразузначительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдаются искажения. Так,при запоминание ряда слов точнее всего запоминаются начальные и конечные. Крометого, деталь в рассказе, которая привлекла внимание человека, при пересказеимеет тенденцию передвигаться к его началу. Отношения словесной памяти созрительной — сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнеезрительной, с другой — она может влиять на зрительные образы, сохраняющиеся впамяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью[13,c.123].
Словеснаяпамять — память на информацию, представленную в словесной форме, которые имеютопределенную ритмичность, звучность[5,c.129]. Их смысл ребенку может быть не совсемпонятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнемузвуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминаниелитературных произведений — сказок, стихотворений — в младшем школьном возрастепроисходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаряосуществлению мысленных действий с персонажами.
Висследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминаютстихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующеголица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активныхигровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтениястихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игрепо этому стихотворению — 23 строчки; после повторной игры и показа картинок — 38 строчек. Таким образом, активное действие — игровое или мысленное — значительно повышает словесное запоминание[7,c.452].
Такимобразом, мы выяснили, что ребенок запоминает лучше, проигрывая какие-либо ролиили играя, а так же стихотворения, потешки, скороговорки, пословицы, при этомразвивается словесная память. Простой набор слов будет труднее запомнить,потому что дети могут просто не понять смысл текста. В словесной памятизакрепляется отражение предметов. Словесная память формируется в процессеприжизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13годам. Отличительными ее чертами является точность воспроизведения изначительно большая зависимость от воли и явлений в их общих и существенныхсвойствах, связях и отношениях.

1.3 Средства развитиясловесной памяти у детей младшего школьного возраста
 
Развитие словесной памяти у детей начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенкомеще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем.Вначале словесное запоминание и воспроизведение возникают при выполненииребенком каких-либо поручений или заданий, особенно если они непосредственносвязаны с основным видом деятельности детей этого возраста — игрой. Интерес кигре способствует развитию словесной памяти, так как создает сильноеэмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемыхдействий. Как показало исследование Истоминой, словесное запоминание младшимишкольниками даже небольшого числа слов гораздо лучше происходит в условиях игры(когда дети запоминают слова для выполнения определенных «игровых поручений»),чем тогда, когда им предлагают просто запомнить слова[9,c.94].
Отличительнойчертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучшезапоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественнообразные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия ирассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. Всилу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развитыотвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядновоспринятые отношения предметов. Преобладание у детей наглядно-образной памятине означает отсутствия у них словесной памяти. Напротив, последняя развиваетсябыстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления состороны непосредственных (предметных) раздражителей[12,c.100].
Совершенноневерно утверждение некоторых зарубежных психологов (Мсйман и другие), что доподросткового возраста (до 12—13 лет) высоко развита лишь
механическаяпамять. В действительности это совсем не так. Осмысленное запоминание начинаетразвиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все болеесовершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по меренакопления жизненного опыта. Если в первые два-три года жизни временных связейу детей еще мало, то в дальнейшем, по мере развития речи и накопления опыта,количество и степень систематизированности связей резко возрастают. Благодаряэтому одно и то же внешнее впечатление связывается со многими другими,результатом чего является большая прочность памяти и все растущая осмысленностьее. К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда онизатрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшиерезультаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишьзаучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различныхскороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмомпроизнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Вовсех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже,чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми ивзрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чемвзрослые (данные Леонтьева)[7,c.561]. Это объясняется тем, что у взрослых имеется большеразличных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материалс чем-либо осмысленным.
В школьномвозрасте под влияниемсистематического воспитания и обучения развитие словесной памяти продолжается.При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скоростизапоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти.Значительно увеличивается, прежде всего, роль второй сигнальной системы. Этосказывается в усилении роли преднамеренного запоминания, без которогоневозможно выполнение ни одного школьного задания, и во все убыстряющемсяразвитии отвлеченной, словесной памяти[16,c.58].
Определенноположительную роль, (как показали опыты К. Мальцевой, в которых картинки былизаменены словами) играют у школьников словесные опоры. Особенно возрастает ихроль в тех случаях, когда они придумываются самими учащимися, а не даются им вготовом виде. В связи с общим умственным развитием учащихся у них возрастает ироль логической обработки (систематизации и обобщения) материала — разбивки егона отдельные части, выделения наиболее важных из них, установления связи спредыдущим материалом и т. д. Такая смысловая обработка материала значительнооблегчает запоминание; вместе с тем она позволяет учащимся воспроизводить нетолько буквально (как это обычно наблюдается при отсутствии такойпредварительной работы над текстом), но и «своими словами»[4,c.45].
Исследованияпоказали полную возможность использования этих приемов учащимися, начиная смладших классов школы. Однако первоначальное применение их бывает сопряжено с некоторымитрудностями. Младшие школьники часто затрудняются, например, в правильнойразбивке текста на отдельные, логически связанные между собой части, делают этонеточно, разбивая текст на очень дробные части. При задании связать материал суже известным из прошлого опыта они отмечают главным образом сходство и реже —различие. Однако при наличии руководства со стороны учителя применение этихприемов становится все более доступным и успешным. Усвоение всех указанныхспособов запоминания происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяет имучитель, который должен знакомить учащихся с наиболее рациональными приемамизапоминания и припоминания. Применение рациональных методов запоминания —важнейшее условие развития и воспитания памяти[7,c.385].
Одноиз средств развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста – этоигра. Словесная игра построена на словах и действиях играющих. В таких играхдети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знанияо них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания оновых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразныемыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки;отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируютпредметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.Дети обожают играть. Иногда для них не просто проведение времени, а серьезное,полное смысла и крайне важное занятие. Взрослые не видят ничего особенного виграх ребенка, хотя им надо знать, что игра – это способ психического,социального и физического развития ребенка.
Также средством развития словесной памяти является: различные методики, простоезаучивание текста. Но, по мнению великих психологов и педагогов, болееэффективным средством развития словесной памяти является — игра. С помощьюсловесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игресам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенокпреодолевает легко, не замечая, что его учат.
Такимобразом, мы выяснили, что ребенок запоминает лучше, проигрывая какие-либо ролиили играя, а так же стихотворения, потешки, скороговорки, пословицы, при этомразвивается словесная память. Простой набор слов будет труднее запомнить,потому что дети могут просто не понять смысл текста. В младшем школьномвозрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо длявоспроизведения в будущем. Поэтому, чтобы дети развивали словесную память ивоспроизводили нужную информацию, нужно дать поручения или задания, которые непосредственносвязаны с основным видом деятельности детей этого возраста — игрой. Интерес кигре способствует развитию словесной памяти, так как создает сильноеэмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемыхдействий. Есть различные способы развития словесной памяти младших школьников,но по мнению многих ученых, мы выяснили, что более эффективным средствомявляется – игра. Во второй главе с помощью эксперимента мы проверим эффективностьигр и методик.

Глава2. Экспериментально – опытная работа по использованию игры как средстваразвития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
2.1Диагностика уровней развития словесной памяти у детей младшего школьноговозраста
Для развитиясловеснойпамяти младших школьников в процессе изучения на базе СОШ № 1г. Ишим был проведен эксперимент.
Вэксперименте приняли участие учащиеся 1 «А» класса (5 девочек, 5 мальчиков);ученики 1 «Б» класса (7 девочек, 3 мальчиков). Список детей, участвующих висследовании приведен в приложении 1.
Испытуемых мыразделили на контрольные и экспериментальные группы. Контрольная группа – 1 «А»класс, экспериментальная – 1 «Б» класс. Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап –констатирующий этап — первичная диагностика уровня развития словесной памятимладших школьников.
2 этап –формирующий этап — реализация условий развития словесной памяти младшихшкольников в процессе игры.
3 этап –контрольный этап — повторная диагностика уровня развития словесной памяти детеймладшего школьного возраста, проведен анализ полученных результатов.
Для выявленияуровня развития словесной памяти использовался следующий критерий:
1.Точностьзапоминания  точность проявляется в запоминании содержания информации, котораяпредлагается ребенку.
На основевыделенного критерия, а также для обработки результатов исследования иполучения количественных показателей были выделены три уровня развитиясловесной памяти у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Высокийуровень — быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок (в среднем 1—2ошибки). Для учащихся характерно стремление к активному поиску приемов,облегчающих запоминание, и использование их: 1) воспроизведение материала в томпорядке, в каком он предъявлялся, 2) повторение, 3) припоминание, 4)перессказывание единиц материала, 5) проговаривание и т. п.
Среднийуровень — простейшие мнемические приемы: повторение, проговаривание. Однако этииспытуемые не всегда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилияволи, поэтому часто допускают ошибки.
Низкийуровень — с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляетсяустановка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применениеспособов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны крезультату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дифференцировкав материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процессзаучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок.
С целью определения уровня развития словесной памяти удетей младшего школьного возраста мы использовали методику Джекобса:
Методика«Классификация изображений предметов».
Экспериментальныйматериал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображенияпредмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Перед началомисследования карточки располагаются на щите в случайном
порядке изакрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкцияследующего типа, в которой говорится о том, что будет проводиться опыт наумение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоитв том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этомпорядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта егоучастникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначалапредметы, изображённые на карточках, а затем числа[8,c.65].
Данныепроведенного эксперимента в приложении 2 и приложении 3.
После проведения методики Джекобса, мыполучили следующие результаты:
Высокий уровень – имеется лишь у одногоребенка из контрольной и 1 ребенка из экспериментальной группы. Эти дети слегкостью запомнили и воспроизвели материал, но допустили 1 ошибку, так какметодика была для детей не очень интересной.
Средний уровень – дети, допустившие от 3до 4 ошибок. В контрольной группе трое ребят допустили ошибки в заданиях, а вэкспериментальной группе – 4 ребенка. Детям было тяжело запоминать материал ираспределять по группам.
Низкий уровень – дети, допустившие от 5 до10 и более ошибок. Таких детей оказалось намного больше. В контрольной группе 6ребят, в экспериментальной – 5. Дети без заинтересованности выполняли данноезадание, часто отвлекались. С большим трудом смогли правильно распределить изапомнить 1-2 карточки.
Таким образом, в ходе проведения методикидля развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста были полученыследующие результаты:
Низкий уровень развития словесной памяти:11 человек, дети допустили от 5 до 10 и более ошибок.
Средний уровень развития словесной памяти:7 человек, дети допустили от 2 до 4 ошибок.
Высокий уровень развития словесной памяти:2 человека, дети допустили по 1 ошибке.

2.2 Реализация игры каксредства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
 
Самым любимым занятием детей являетсяигра, поэтому они, возможно, смогут лучше усвоить материал, занимаясь любимымделом. Оценивание детей будет проходить в баллах, самая высокая оценка – 10баллов. Мы выбираем комплекс игр, которые могут способствовать развитиюсловесной памяти детей:
Игра «Мамины помощники»
Количество игроков: 10
Оборудование: предметные картинки(фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежда, посуда и т. д.)
Этаигра направлена на развитие словесной памяти детей. Как известно, запоминаниеслов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов. В силу конкретностидетского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с егопредметным содержанием. Для этого требуются особые усилия. Данная игра как рази создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а сдругой — облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминанияслов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение с воспитателем.
Играносит сюжетный характер. Преподаватель берет на себя роль мамы, которая даетсвоим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно длядома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет ихпотребность в общении со взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенностьдетей в игру, побуждает к условным игровым действиям. Очень важно и то, чтовзрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы,объединенные общим игровым смыслом.
Осмысленноеи целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешномуосмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно дляобучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.
Опишемвариант игры. Учитель предлагает поиграть в новую игру со знакомыми картинками.«Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками. Я хочу сварить для вас вкусныйовощной суп. Антошечка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку,картошку. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответивна вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены всекартинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям,а они вместе с учителем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли онпринес, не перепутал ли что-нибудь. Мама благодарит Антошу и понарошку варитсуп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некотороевремя. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу иапельсин. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение,а потом все лакомятся фруктами.
Впроцессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы(три-четыре вида), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купитьигрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол(чашку, чайник, сахарницу), вазу с цветами для красоты или принести то, чтонужно для уборки в комнате (веник, совок, ведро с водой).
Постепенно,при повторении игры, можно расширять число запоминаемых слов (до пяти-семи) иобогащать содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супадобавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чисткиодежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.
Выполнениевсех поручений оценивается и учителем и детьми. Принесенные картинкииспользуются в воображаемых игровых действиях — дети понарошку варят суп,лакомятся фруктами, играют с игрушками, одеваются на прогулку и пр.
Правилаигры.
1.Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.
2.Подсказывать не разрешается.
3.Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, детинапоминают ему и он отправляется снова за недостающим предметом.
Игра «Составлялка»
Избукв детям нужно составить несколько слов с условием, что все эти буквысоставят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которыхвам надо составить как можно больше слов:
а)о, к, т;
б)у, р, д, а;
в)а, а, к, н;
г)о, о, е, л, с, к.
Кзаданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можнобольше слов (имен существительных в единственном числе):
а)в, г, д;
б)с, к, р, т;
в)ж, к, л;
г)н, л, с, к;
д)ф, х;
е)ж, ц;
ж)б, р, щ;
Игра «Найди недостающее»
Эта игра наизмерение словесной памяти методом определения отсутствующего элемента.Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются вэксперименте. Затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задачаиспытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов рядаотсутствует в предъявленной последовательности. В качестве стимулов длязапоминания выступают ряды слов, предметы, картинки:
Ряд слов:машина, верблюд, кольцо, очки, фотография, стул.
Предметы:ложка, сережки, ручка, книжка, шарик, кружка.
Картинкиживотных: слон, кошка, кенгуру, зайчик, волк, медведь.
Игра «Хип-хоп»
Называешьребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д.Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово,обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру сначала.
В другой разпредлагается ребенку вставать каждый раз, когда услышит слово, обозначающеерастение. Затем объединяется первое и второе задания, т.е. малыш хлопает владоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесениислов, обозначающих какое-либо растение.
Результатыэксперимента: в контрольной группе не было детей, которые бы получили меньше 7баллов, таким образом, дети очень хорошо запоминали материал, играспособствовала этому. В экспериментальной группе так же у детей только высокиебаллы. У детей не возникало больших проблем в запоминании материала.
От 0 до 5баллов – ребенок с низким уровнем развития словесной памяти.
От 6 до 8 –ребенок со средним уровнем развития словесной памяти.
От 9 до 10 –ребенок с высоким уровнем развития словесной памяти.
Данныепроведенного эксперимента в приложении 4.
Таким образом, нами была реализована игра,которая проводилась у учащихся экспериментальной группы ( 10 человек ).Эксперимент включал следующие виды игр: «мамины помощники», «составлялка»,«найди недостающее», «хип-хоп». И мы получили следующие результаты эксперимента:
Низкий уровень: -
Средний уровень: 3 человека
Высокий уровень: 7 человек
 
2.3 Эффективность реализацииигры как средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
 
Для того, чтобы определить, насколько эффективной оказаласьреализована в экспериментальной группе игра, мы снова обратились к той же самойметодике, которая была проведена на констатирующем этапе эксперимента.
Методика «Классификацияизображений предметов»
Экспериментальныйматериал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображенияпредмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Перед началомисследования карточки располагаются на щите в случайном
порядке изакрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкцияследующего типа, в которой говорится о том, что будет проводиться опыт наумение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоитв том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этомпорядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта егоучастникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначалапредметы, изображённые на карточках, а затем числа[8,c.65].
Данныепроведенного эксперимента в приложении 4.
После повторного проведения методикиДжекобса, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – имеется лишь у одногоребенка из контрольной и 1 ребенка из экспериментальной группы. Эти дети слегкостью запомнили и воспроизвели материал, но допустили 1 ошибку, так какметодика была для детей не очень интересной.
Средний уровень – дети, допустившие от 3до 4 ошибок. Детям было тяжело запоминать материал и распределять по группам.
Низкий уровень – дети, допустившие от 5 до10 и более ошибок. Дети без заинтересованности выполняли данное задание, частоотвлекались. С большим трудом смогли правильно распределить и запомнить 1-2карточки.
Таким образом, в ходе проведения методикидля развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста были полученыследующие результаты:
Низкий уровень развития словесной памяти:1 человек, ребенок допустил 5 ошибок.
Средний уровень развития словесной памяти:4 человека, дети допустили от 2 до 4 ошибок.
Высокий уровень развития словесной памяти:5 человек, дети допустили по 1 ошибке или не допустили ни одной.
При реализации игры, которая проводилась уучащихся экспериментальной группы ( 10 человек ), были использованы игры:«мамины помощники», «составлялка», «найди недостающее», «хип-хоп». И мы получилиследующие результаты эксперимента :
Низкий уровень: -
Средний уровень: 3 человека
Высокий уровень: 7 человек
Гипотезу исследования мы полностью подтвердили: развитиюсловесной памяти детей младшего школьного возраста будет способствовать игра.
Заключение
 
Припроведении исследования, мы изучили особенности развития словесной памяти вмладшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективностизапоминания учебного материала посредством игры.
А.А. Смирновотмечает, что как и все психические процессы, словесная память в младшемшкольном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возрастхарактеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию ивоспроизведению.
Многие ученыевыделили и обозначили, что с помощью игровых приемов, дети младшего школьноговозраста лучше понимают и усваивают материал.
Входе исследования данной проблемы, мы установили, что развитие словесной памятив процессе игры является более эффективной. Выявили, что ребенок запоминаетлучше, проигрывая какие-либо роли или играя, а так же стихотворения, потешки,скороговорки, пословицы, при этом развивается словесная память. Простой наборслов будет труднее запомнить, потому что дети могут просто не понять смыслтекста. В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачизапомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Поэтому, чтобы дети развивалисловесную память и воспроизводили нужную информацию, нужно дать поручения илизадания, которые непосредственно связаны с основным видом деятельности детейэтого возраста — игрой. Интерес к игре способствует развитию словесной памяти,так как создает сильное эмоциональное подкрепление для запоминания ивоспроизведения требуемых действий. Есть различные способы развития словеснойпамяти младших школьников, но по мнению многих ученых, мы выяснили, что болееэффективным средством является – игра.
В ходе проведения методики для развитиясловесной памяти у детей младшего школьного возраста были получены следующиерезультаты:
Низкий уровень развития словесной памяти:11 человек, дети допустили от 5 до 10 и более ошибок.
Средний уровень развития словесной памяти:7 человек, дети допустили от 2 до 4 ошибок.
Высокий уровень развития словесной памяти:2 человека, дети допустили по 1 ошибке.
При реализации игры, которая проводилась уучащихся экспериментальной группы (10 человек), были использованы игры: «маминыпомощники», «составлялка», «найди недостающее», «хип-хоп». И мы получилиследующие результаты эксперимента:
Низкий уровень: нет
Средний уровень: 3 учащихся
Высокий уровень: 7 учащихся
Таким образом, в рамках данной курсовойработы задачи были реализованы полностью, гипотезуисследования мы подтвердили: развитию словесной памяти детей младшего школьноговозраста будет способствовать игра.

Библиографическийсписок
 
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы[Текст]/Б.Б.Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процессобучения [Текст]/Р.Аткинсон. — М.: Наука, 1980. — 321 с.
3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальнойшколе [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л.Васильева. — М.:Совершенство, 1998. — 467 с.
4. Выготский, Л.С. Психология[Текст]/Л.С.Выготский. — М.: Эксмо-пресс, 2002. -108 с.
5. Краткий психологический словарь[Текст]/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 347 с.
6. Леонтьев, А.А. Л.С. Выготский [Текст] /А.А.Леонтьев. — М.: Просвещение, 1990. – 237 с.
7. Леонтьев, А.Н. Развитие высших формзапоминания [Текст] / А.Н.Леонтьев; Хрестоматия по общей психологии: Психологияпамяти. — М.: просвещение, 1979. — 672 с.
8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка[Текст]/Ж.Пиаже. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 528 с.
9. Практическая психология образования [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Сфера, 1998. — 327 с.
10. Психологический словарь [Текст]/Под общ ред.Неймера Ю. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л.Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1989. — 321 с.
12. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома:Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. — М.: Новая школа, 1995.- 312 с.
13. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков[Текст]/Л.М.Фридман; Справочник для учителей и воспитателей. — М.: ИнститутПсихотерапии, 2003. — 480 с.
14. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего неразвивает учебная деятельность младших школьников [Текст]/Г.А.Цукерман //Вопросы психологии.- 2002.- №5. — с. 15-21.
15. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей[Текст]/Л.В.Черемошкина. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 317 с.
16. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие иобучение [Текст] / Н.И. Чуприкова. — М.: Столетие, 1994. – 192 с.
17. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменнойречи учащихся [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.

Приложение 1
1«А» класс:
1. Апойченко МарияВладимировна
2. Коняхина ЕкатеринаВасильевна
3. Лаптева Мария Петровна          
4. Павленков ИгорьОлегович
5. Чекардин Антон Юрьевич
6. Савченков НиколайАлександрович
7. Останин ВладимирНиколаевич
8. Артюхов ВасилийВикторович
9. Чашкова ВалентинаАлександровна
10. Санькова АнастасияАлексеевна
1«Б» класс:
1. Сучков АлексейВалерьевич
2. Баландин ДмитрийАлександрович
3. Винярских ДмитрийЛеонидович
4. Беляева АнастасияАлександровна
5. Волынцева АнастасияВалерьевна
6. Альхименок АнастасияСергеевна
7. Белова СветланаСтепановна
8. Кибицева ОльгаАлександровна
9. Фурукина ТаисияВикторовна
10. Кугаевская ЮлияСергеевна

Приложение 2
Данные контрольной группыпосле проведения методикиУчастники эксперимента 1 «А» класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Апойченко Мария Владимировна Сделала 7 ошибок 2. Коняхина Екатерина Васильевна Сделала 1 ошибку 3. Лаптева Мария Петровна Сделала 6 ошибок 4. Павленков Игорь Олегович Сделал 10 ошибок 5. Чекардин Антон Юрьевич Сделал 4 ошибки 6. Савченков Николай Александрович Сделал 7 ошибок 7. Останин Владимир Николаевич Сделал 3 ошибки 8. Артюхов Василий Викторович Сделал 5 ошибок 9. Чашкова Валентина Александровна Сделала 3 ошибки 10. Санькова Анастасия Алексеевна Допустила 6 ошибок

Приложение 3
 
Данные экспериментальнойгруппы после проведения методики для развития словесной памятиУчастники эксперимента 1 «Б» класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Сучков Алексей Валерьевич Сделал 8 ошибок 2. Баландин Дмитрий Александрович Сделал 3 ошибки 3. Винярских Дмитрий Леонидович Сделал 1 ошибку 4. Беляева Анастасия Александровна Сделала 5 ошибок 5. Волынцева Анастасия Валерьевна Сделала 4 ошибки 6. Альхименок Анастасия Сергеевна Сделала 7 ошибок 7. Белова Светлана Степановна Сделала 3 ошибки 8. Кибицева Ольга Александровна Сделала 10 ошибок 9. Фурукина Таисия Викторовна Сделала 9 ошибок 10. Кугаевская Юлия Сергеевна Сделала 4 ошибки

Приложение 4
 
Данные экспериментальнойгруппы после проведения игр для развития словесной памятиУчастники эксперимента 1 «Б» класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Сучков Алексей Валерьевич Сделал 4 ошибки 2. Баландин Дмитрий Александрович Сделал 1 ошибку 3. Винярских Дмитрий Леонидович Не допустил ошибок 4. Беляева Анастасия Александровна Сделала 4 ошибки 5. Волынцева Анастасия Валерьевна Сделала 1 ошибку 6. Альхименок Анастасия Сергеевна Сделала 3 ошибки 7. Белова Светлана Степановна Сделала 1 ошибку 8. Кибицева Ольга Александровна Сделала 5 ошибок 9. Фурукина Таисия Викторовна Сделала 4 ошибок 10. Кугаевская Юлия Сергеевна Сделала 1 ошибку


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Повреждения причиняемые острыми предметами
Реферат Фінансове планування як основний елемент управління фінансами підприємства
Реферат Разработка и расчёт линии первичной переработки бройлеров убойного цеха мощностью 40000 голов в смену
Реферат Оценка бизнеса затратным подходом
Реферат On Intelligence Jeff Hawkins
Реферат Формы права (источники)
Реферат Психологические барьеры в профессиональной деятельности педагога
Реферат Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития
Реферат Профессиональная этика практического психолога, как основа его деятельности
Реферат Трудовые отношения в условиях рыночного хозяйства
Реферат Некоторые особенности проявления аномалий электрического поля в приземной атмосфере перед землет
Реферат Гуманизм в произведениях Томаса Мора "Утопия" и Евгения Замятина "Мы"
Реферат Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют)
Реферат Техника выполнения и метод предписания алгоритмического типа при обучении некоторым акробатическим элементам
Реферат Пожаро - и взрывоопасные объекты и их классификация