Реферат по предмету "Социология"


Отказничество от детей глазами школьников

Содержание
Введение
1. «Отказничество» — острая социальная проблема сегодняшнего дня
2. Причины отказа от материнства
3. Социальный портрет юной отказницы
4. Профилактика раннего социального сиротства
Заключение
Источники и литература
Введение
Проблема сиротства и, преждевсего, сиротства социального, за последние 15 лет приобрела в России масштабынациональной катастрофы, выражающейся не только в беспрецедентном ростеколичества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостаткеэффективных способов противодействия этому процессу, несмотря на последниеправительственные постановления.
Обнаружилось качественно новоеявление сиротства — оставление матерью новорожденного ребенка с передачей егопод опеку государства — «отказничество» (1).
Только за один 2001 год вродильных домах Москвы было оставлено более двухсот пятидесяти детей, в Санкт-Петербургеежегодно появляется более трехсот новых сирот. В г. Йошкар-Ола, где живет авторисследования, ежегодно оставляется около двадцати детей. Двадцать один процентдетских домов — это именно отказные, из них пятнадцать процентов детей рожденынесовершеннолетними матерями. Уровень социального сиротства в Республике МарийЭл остается стабильно высоким. За 2006 г. выявлено и учтено 520 детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, из них 92% социальные сироты (9).
В лексиконе акушеров,психологов, педагогов появились выражения: «отказные дети», «казенныемладенцы», «мать-подросток».
Из-за социальной незрелостимолодых матерей, отсутствия у них профессии, финансовой стабильности,эмоциональной и практической поддержки со стороны близких, они не в состояниисодержать и воспитывать детей. Малыши, становясь социальными сиротами, остаютсяна попечении государства.
Согласно официальнымстатистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации около восьмисоттысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4). Налицо — острая социальная проблема сегодняшнего дня.
Многие годы все, что касалосьэтих вопросов, тщательно скрывалось. Лишь в последнее время, благодаря усилиямдемократической общественности, достоянием гласности стали эти пугающие цифры. Поданным регионального мониторинга, проводимого в ЮНИСЕФ, за 2001 год коэффициентрождаемости у подростков в России (количество рожденных детей на 1000 девушек ввозрасте 15 — 19 лет) составляет 29,2. Кроме того, многие несовершеннолетниебеременные под давлением общественного мнения или других обстоятельств (страхперед будущим, конфликты с родителями, неустроенный быт) делают аборт. Коэффициентабортов (число абортов на 100 живорождений) в России на начало XXI века составил 179,6. (6).
Неблагоприятным фактором,ведущим к раннему материнству, становится и изменение общественной морали, вчастности, повышение терпимости к сексуальным отношениям до брака. Нашиподростки — вместе с прочими модами — легко переняли обычаи своих западныхсверстников. Но наших от «ихних» отличает половая неграмотность, нашине задумываются о последствиях своих порывистых действий. Взять, к примеру,Швецию: эта страна считается родиной сексуальной революции. Но при этом вШвеции нет абортов. Подростки достаточно грамотны в сексуальном плане и умеютпредохраняться. А у нас разумное сексуальное воспитание, профилактическаяработа среди детей и подростков практически не ведется.
По разным причинам кнесовершеннолетним матерям, родившим детей вне брака, общество всегдаотносилось неоднозначно. Долгое время тенденция отношения сводилась к осуждению.В общественном сознании такая мать, считалось априорно греховной, моральноразложившейся и недостойной сочувствия и помощи. Недаром стереотипы бытовогосознания заставляли бывших депутатов союзного парламента требовать созданиязакона, который бы беспощадно карал таких матерей. А средства массовойинформации, соревнуясь в поисках «истины», всерьез обсуждали «предложения»некоторых граждан о стерилизации таких женщин, об их направлении на принудительныйтруд, об их публичном опозорении на работе, в школе, в институте.
Внимательные исследованияобстоятельств причин отказничества отношения молодежи к поднятой проблемепредставляется делом важным и необходимым как с педагогической точки зрения,так и с точки зрения общественных интересов. Мы считаем необходимыминформирование молодежи по данной теме; на самом деле многие просто не знаютмасштабов катастрофы, не задумываются об этом. Наш небольшой труд в этомнаправлении — маленький крик о помощи, обращенный ко всем добрым людям, ковсем, кто неравнодушен к проблеме детей-сирот.
Цели исследования определилисьсами собой — выяснение отношения школьников к ситуации с брошенными детьми; насколькораспространено среди подростков и их окружения пренебрежение к родительскомудолгу; данным исследованием способствовать воспитанию осознанного отношения к созданиюсемьи и рождению детей.
Задачи исследования — выяснитьпричины отказничества; составить социальный портрет юной отказницы; найти путирешения проблемы, насколько это видится нашим сверстникам.
Достичь цели и задачученического исследования поможет анкетирование учащихся школы, в которойучится автор исследования (ЦО № 18 г. Йошкар-Олы), а также изучение литературыпо теме и обращение на сайты в Интернете.
1. «Отказничество» — острая социальнаяпроблема сегодняшнего дня
В последние годы проблемасиротства в России стала чрезвычайно актуальной. Согласно официальнымстатистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитываетсяоколо восьмисот тысяч детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(10).
Специалисты (В.К. Зарецкий, М.О.Дубровская, В.Н. Ослан, А.Б. Холмогорова) выделяют следующие группы сирот:
1. Собственно сироты: несовершеннолетниедети, чьи родители умерли.
2. «Лишенцы»: детиродителей, лишенных родительских прав.
3. «Отказники»: детиродителей, отказавшихся от родительских прав.
4. Интернатские сироты: дети,воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практическине участвуют в их воспитании.
5. Домашние условные сироты: ребенокживет с родителями. Но им не до ребенка. Родители и дети в данном случаеощущают себя чужими по отношению друг к другу или даже находятся вантагонистических отношениях.
Растет «скрытое» социальноесиротство, обусловленное ухудшением отношения в семьях к детям, вплоть дополного вытеснения из них. Как следствие увеличивается число беспризорных детейи подростков.
Драматична судьба, детей,выросших в интернатах. Жизнь без семьи в условиях длительной социальнойизоляции, в ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формированияличности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальномусовершенствованию. Особенно катастрофична судьба младенцев, оставшихся без материсразу после рождения в результате отказа от них оной, поскольку именно в первыедни и месяцы жизни ребенку наиболее необходим постоянный эмоциональный ителесный контакт с биологической матерью. Лишаясь его, новорожденныйподвергается риску искажения психического развития на всю жизнь. Оказываясь визоляции, без матери сразу после рождения, уже к полугоду ребенок заметноотстает в развитии, а через год невосполнимо утрачивает должный потенциалэмоциональности и интеллекта.
Необходимость исследованияистоков именно раннего социального сиротства продиктована обеспокоенностьюдетских врачей катастрофическим увеличением детей, брошенных матерями в первыедни жизни, сразу после рождения, а также озабоченностью теми драматическимипоследствиями для здоровья и судьбы, которое несет сверхранний отрыв ребенка отбиологической матери. Проблема социального сиротства очень актуальна в нашевремя, так как с каждым днём всё больше матерей отказываются от своих детей.
 2. Причины отказа от материнства
Большинство исследователей (2,3,6)связывают рост отказов от материнства экономическими, политическими исоциальными причинами. Это низкие доходы большинства семей, спад производства,жилищные проблемы, падение социального престижа семьи, увеличение внебрачнойрождаемости, снижение стабильности брака. На традиционную структуру семьи, наиндивидуальное сознание и моральный облик женщины в определенной мере негативновлияют глобальные цивилизационные процессы в мире, и, в первую очередь,прогрессирующая урбанизация.
Для женщины в городе создаетсяизвестный феномен «покрова социальной анонимности». С этим связываютувеличение статистики разводов, распространение алкоголизма и наркомании средиженщин. Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизнисовременной молодежи, «сексуальная революция», снижение возрастаначала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношенияобщества к добрачным связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из годав год числа подростковых беременностей.
Определенное значение имеетповышенное стремление современной женщины к социальной независимости, в чем непоследнюю роль играет растущее влияние феминистских движений в развитыхцивилизациях.
В специальной литературе (4) определенычетыре основные группы риска по возможности ранней беременности:
1. Девочки, имеющие негативныйопыт общения в родительской семье, которые ищут в половой жизни не собственноудовольствия, а путей разрешения эмоциональных проблем, компенсациинедостающего тепла, ласки, внимания.
2. Девочки, начинающие половуюжизнь в качестве сексуального экспериментирования с приятелем — ровесником. Они,как правило, не знают ни о возможных нежелательных последствиях, ни о путях ихпредупреждения.
3. Неопытные и пассивныедевочки, привыкшие во всем подчиняться взрослым. Начало половой жизни,возникающей под давлением со стороны взрослого, может тяготить девушку, поэтомудаже беременность иногда воспринимается с радостью, так как есть поводпрекратить связь.
4. Девочки, чьи отношения с отцомхарактеризуются эмоциональной близостью, а с матерью — большей или меньшейотдаленностью. При этом стиль отношения к отцу переносится на всех мужчин, амать не имеет возможности участвовать в психосексуальном развитии дочери.
5. Огромный процент юных матерейсоставляют выпускницы детских домов и школ-интернатов. Это девочки сгоспитальным синдромом, от которых матери отказались еще в роддоме. Чаще всегоименно они поступают в кризисные центры, так как не имеют семейной поддержки иположительного опыта развития в условиях семьи. Кроме того, примерно у сорокапроцентов воспитанников интернатов для детей-сирот наблюдается задержкапсихического развития или педагогическая запущенность. Девочки не могутадекватно оценить собственные действия и самостоятельно выбрать правильныйспособ решения проблемы.
В целом, анализ литературы ипоследующий опрос помог определить две группы мотивов отказа женщин отноворожденных. Одна из них, более многочисленная, — это трудная житейскаяситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказмужчины от ребенка). В таких случаях особенно необходима консультация юристапсихолога.
Если говорить обобщегосударственном уровне, то проблема касается не только отказниц, но ибольшинства женщин, имеющих маленьких детей, так как в настоящее время ониявляются самой незащищенной, и в то же время самой нуждающейся в защите группойнаселения.
Другая группа, с явнымипсихологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрическойпомощи. Следует, однако, отметить, что водораздел между этими двумя группами нерезкий.
Можно выделить также женщин,родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежеланияиметь ребенка во время беременности. Предотвращение такого рода случаев должнобыть в центре внимания гинекологов и социальных работников, начиная с раннихсроков беременности.
 3. Социальный портрет юной отказницы
Во-первых, это выпускницыдетских домов, у которых утрачена ценность материнства, присутствует социальнаянезрелость личности. Во-вторых, это рано родящие, которые лишены поддержкисемьи, родственников, социального окружения. Третий тип — это мигранты, лицабез определённого места жительства (1).
Мы проанализировали основныехарактеристики отказников: возраст, образование, материальное и жилищноеположение.
Значимой характеристикойотказницы является ее возраст. По данным различных исследований (1) отказницыраспадаются на две неравные группы. Большую часть составляет молодые девушки ввозрасте от 15 до 19 лет (60%). Как правило, они не замужем, многие живут сродителями. При таких условиях мнение родителей о судьбе только что родившегосяребенка имеет важное, часто решающее значение. Меньшую часть отказницсоставляют женщины зрелого возраста.
Чаще всего отказницывоспитываются в неполной семье, где отношения почти всегда бываютнеблагополучными. В большинстве семей детей «воспитывают» криком,побоями. Отметим, что этот «стиль» передается впоследствии этим детями воспроизводится уже в их семьях. Образовательный уровень таких семей низок,материальные и жилищные условия отказниц плохие. Как правило — это семьи, гдезлоупотребляют алкоголем.
Образование. В силу молодости,но еще более в силу личностных особенностей, образование отказниц не слишкомвелико (ПТУ, незаконченное среднее), большинство не имеет определеннойпрофессии или специальности.
Среди отказниц чаще всеговстречаются эмоционально незрелые личности, которых отличает эгоцентризм,зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам,отсутствие установок на материнство. Их отличает неспособность контролироватьсвои влечения, импульсы.
 4. Профилактика раннего социального сиротства
Приют «Молодая мама»
В настоящее время государствотратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываютсямногомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные,общественные организации и фонды, призванные помочь детям-сиротам, но это ни вкоей мере не решает вопросов предупреждения социального сиротства.
Обобщая накопленный опыт попредупреждению социального сиротства в нашей стране, можно увидеть, что решениепроблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплексмероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Это и мероприятия,направленные на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся копределенным социальным группам. И, наконец, это мероприятия, которыеадресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейсяв кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
К мерам, направленным напредупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихсясущественных частей всего общества, относится вся социальная политикагосударства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечениевысокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юнымсемьям — это действительно базисные условия, существенные для предупреждениясоциального сиротства.
Важными мероприятиями вмасштабах государства являются: увеличение продолжительности декретного отпускаи мера его оплаты; открытие и распространение учреждений, помогающих семьям ввоспитании детей, начиная с яслей, детских садов и кончая домами социальнойопеки сирот, опекающими семьями, интернатами и пр. Очень важным факторомявляются также бесплатные службы здравоохранения. Социальная политикабольшинства современных европейских стран предусматривает оказание одинокимсемьям значительной помощи со стороны государства. Одним из примеров модели помощималообеспеченным одиноким родителям является Великобритания. Здесь болееполовины всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамкахпрограммы «Поддержка дохода». При этом одинокая родительница можетоставаться дома по достижении ребенком 16 лет, получая необходимое содержаниеот государства. Одинокие матери также получают пособие на детей, бесплатнопользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественноеправо на получение государственного жилья. В 2001 году средний доход неполныхсемей по государственному пособию составлял 40% от среднего дохода полных семей.
Просвещение общества в областипроблем социального сиротства, истинных причин, его порождающих, егодраматических последствий для ребенка и матери может ознакомить широкуюобщественность и создать необходимый благоприятный моральный климат длябеременных женщин, находящихся в кризисной ситуации, угрожающей отказом отребенка, а также для потенциальных приемных родителей. Ведущей задачейпросвещения в данной области является указание путей, с помощью которых можнопреодолеть противоречие между потребностями ребенка в тесном и непосредственномконтакте с матерью (в том числе с приемной) и потребностями общества всовременных условиях.
Специальной формой социально-педагогическойдеятельности, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств иобязанностей. К сожалению, иногда данное воспитание суживается до информации осексуальных вопросах. Однако воспитание будущих родителей является гораздоболее широкой и глубокой задачей.
Чрезвычайно актуальной формойдеятельности по предупреждению отказов от материнства является конкретнаяработа в группах повышенного риска. Одной из таких форм является женскийкризисный центр.
Мы приведем пример частичногоразрешения проблемы в нашей стране.
В январе 1998 году в Санкт-Петербургебыл открыт единственный пока в России приют «Маленькая мама» (9). Здесьоказывают помощь несовершеннолетним и юным матерям из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей.
В период пребывания в учреждении,воспитанницы с детьми обеспечиваются комплексным медицинским обслуживанием,включающим диагностику состояния здоровья детей и коррекцию их развития вслучае необходимости.
Социальная служба занимаетсяоформлением документов матери и ребенка, помогает продолжить образование поспециальности на курсах, в школе, в профессиональных училищах и т.д. Вдальнейшем содействует трудоустройству матери и определению ребенка в детскоеучреждение. Во время пребывания в отделении, воспитанницы, прервавшие своеобучение, имеют возможность оформить академический отпуск.
Коррекционно-воспитательнаяслужба помогает юной матери обрести чувство материнства, освоить умения инавыки, необходимые для ухода за ребенком, формирует представления о необходимомучастии в дальнейшем развитии малыша. Многие воспитанницы учреждения росли вчрезвычайно неблагоприятной социально-психологической обстановке. Поэтомуспециалистам приюта приходится преодолевать стойкие стереотипы в поведении мам,оказывать помощь в проработке негативного прошлого опыта.
"Мог бы я бросить своегоребенка?" (по материалам исследования учащихся 8 — 11-х классов ЦО № 18 г.Йошкар-Ола)
Факты участившихся случаевотказничества в России и Республике Марий Эл, в частности, появление брошенныхдетей, от которых молодые мамы отказываются сразу после рождения, были сообщеныколлективу учащихся ЦО № 18 на классных часах. В трех классах (8 «б»,10 «д», и 11 «в») было решено провести исследование с цельювыяснения отношения учащихся к поднятой проблеме.
Учащимся задавались следующиевопросы:
Что Вы понимаете под термином«отказничество»?
Есть ли в Вашем окружении такиепримеры, когда молодые родители избавились от новорождённого ребёнка?
Почему, по Вашему мнению,некоторые молодые родители бросают своих детей? Можно ли как-то оправдатьмолодых родителей, отказавшихся от своих детей и почему?
Как Вы относитесь к молодыммамам в возрасте 15 — 16 лет?
Считаете ли Вы позорным рождениеребёнка вне брака?
Что бы Вы сделали, если бы сВами произошла подобная ситуация?
Считаете ли Вы, что дети-отказникив дальнейшем будут чем-либо отличаться от других детей? Если считаете, то чемконкретно?
Считаете ли Вы нужным ввестикакое-либо наказание тем мамам, которые бросают своих детей? Если считаете, токакое?
Ваши советы молодым мамам,попавшим в такую ситуацию.
Исследование строилось всоответствии с рекомендациями специалистов по организации ученическихсоциологических исследований гуманитарного факультета Марийскогогосударственного педагогического института им. Н.К. Крупской. (Л.А. Тысько)
Ответы на вопросы и дальнейшийанализ мы представили в виде таблиц и отдельно по классам, так как ответы восьмиклассниковнесколько отличаются от ответов старшеклассников, хотя в общей массе ониоказались одинаковыми.
По первым вопросам нашепредположение о том, что одноклассники не знают о таком социальном явлении как«отказничество», что их глубоко не волнует поднятая проблема — неподтвердились. Только 22% опрошенных ответили, что не понимают сути проблемы иони к ней безразличны. Мы назвали их группой риска, и в первую очередь на них хотимповлиять своей небольшой, но на наш взгляд, нужной и своевременной работой.
Итак, перед вами три одинаковыеанкеты, проведённые в трёх классах (8-м, 10-м и 11-м).
Результаты опроса
учащихся 8 «д» классас гуманитарным направлением ЦО № 18
(18 респондентов, из них 4девочки и 13 мальчиков; возраст от 13-15 лет)
Вопрос 1. Что Выпонимаете под термином «отказничество»?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки «отказничество» — это отказ родителей от своего ребёнка; 65% 22% «отказничество» — это отказ родителей от своего ребёнка, от дальнейшего его воспитания (бросают своего ребёнка, либо оставляют в роддоме или детдоме); 59% «отказничество» — это то, когда родители не могут содержать своего ребёнка; 6% не понимают термин «отказничество». 22%
Анализ: большинствореспондентов (87%, из них 22% девочек и 65% мальчиков) ответили, что подтермином «отказничество» они понимают отказ родителей от своегоребёнка, от дальнейшего его воспитания. Это говорит о том, что основная частьопрашиваемых понимает, хотя и не совсем точно, что такое «отказничество».
Вопрос 2. Есть ли в Вашемокружении такие примеры, когда молодые родители избавились от новорождённогоребёнка?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) есть; 11% 11% б) нет; 67% 11% в) не знаю. - -
Анализ: большая частьопрошенных (78%, из них 11% девочки и 67% мальчики) ответила, что в ихокружении таких примеров нет, однако 11% девочек и 11% мальчиков с такимиситуациями встречались. В целом ответы успокаивают, однако 22% респондентов всёже заставляют насторожиться.
Вопрос 3. Почему, поВашему мнению, некоторые молодые родители бросают своих детей?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) из-за неготовности к воспитанию собственных детей; 67% 16% б) из-за плохого материального положения; 50% 11% в) из-за наличия врождённой патологии у ребёнка; 56% 16% г) из-за наличия каких-либо отклонений в здоровье у самих родителей; 17% 11% д) родители — наркоманы; 11% е) родители, ведущие разгульный образ жизни; 16% ж) другие причины (в данном случае укажите свою причину); 61% 5% з) затрудняюсь ответить. 0% 5%
Анализ: основная частьреспондентов, в частности, девочек разделилась (по 16%), считая, что некоторыемолодые родители бросают своих детей из-за неготовности к воспитаниюсобственных детей, из-за наличия врождённой патологии у ребёнка и из-зародителей, ведущих разгульный образ жизни, а основная масса мальчиков (67%) считает,что некоторые молодые родители бросают своих детей из-за неготовности квоспитанию собственных детей. Думается, что мальчики серьезнее поняли причинуотказничества.
Вопрос 4. Можно ли как-тооправдать молодых родителей, отказавшихся от своих детей и почему?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки нельзя, потому что родительская любовь ничем не заменима; 11% это зависит от ситуации; 11% можно, потому что у родителей может быть плохое материальное положение, возможно, неполноценная семья, какие-либо ещё более серьёзные причины: ребёнку так будет лучше; 17% нельзя, потому что родители не могут бросать своего ребёнка даже, если у них есть какие-либо причины; 30% не знают. 4%
Анализ: мнениеопрашиваемых девочек разделилось (по 11%) между нельзя оправдать молодыхродителей, отказавшихся от своих детей, и зависит от ситуации: нельзя оправдатьмолодых родителей, отказавшихся от своих детей, потому что родительская любовьничем не заменима; можно, потому что могут иметься серьёзные проблемы у родителей,бросивших своих детей, а большинство мальчиков (30%) ответили, что нельзя,потому что родители не могут бросать своего ребёнка даже, если у них естькакие-либо причины. Мы тоже так считаем: ребёнок не должен страдать из-завозникших, в связи с его рождением, проблем у родителей; он имеет право нажизнь и на родительскую любовь и опеку в любом случае.
Вопрос 5. Как Выотноситесь к молодым мамам в возрасте 15 — 16 лет?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) положительно; - б) отрицательно; - 5% в) считаю это ненормальным; 78% 22% г) безразлично. 6% -
 
Анализ: основная частьреспондентов (100%, из них 22% девочки и 78% мальчики) считают ненормальным такоеявление, как молодая мама в возрасте 15 — 16 лет. Отсюда следует, что большинствотрезво оценивает данную ситуацию и оценивает её как негативное явление всовременном обществе.
Вопрос 6. Считаете ли Выпозорным рождение ребёнка вне брака?

Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) считаю; 6% - б) не считаю; 56% 16% в) затрудняюсь ответить. 16%
Анализ: респонденты почтиединогласно (72%, из них 16% девочки и 56% мальчики) не считают позорнымрождение ребёнка вне брака. Это говорит о неком падении нравственности усовременной молодёжи.
Вопрос 7. Что бы Вы сделали,если бы у Вас произошла подобная ситуация?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) оставили бы у родителей, чтоб они продолжали воспитывать его, а сами жили как ни в чём не бывало; 11% б) оставили бы в роддоме; в) подкинули бы куда-нибудь, например, в детдом; г) избавились любыми средствами; 5% д) такой ситуации с нами просто бы не произошло; 61% 11% е) затрудняюсь ответить; 5% ж) свой вариант ответа: оставили бы у себя своего ребёнка и воспитывали его сами; остальные варианты ответа респондентами выбраны не были. 5%
Анализ: большинствоопрашиваемых (72%, из них 11% девочки и 61% мальчики) ответили, что с ними немогла произойти подобная ситуация, однако 5% девочек предложили свой вариантответа (оставили бы у себя своего ребёнка и воспитывали его сами). Здесь мывидим, что основная масса уверена в том, что такого с ними просто бы непроизошло. Но излишняя самоуверенность не внушает доверия; выделились жереспонденты, предложившие свой вариант ответа.
Вопрос 8. Считаете ли Вы,что дети-отказники в дальнейшем будут чем-либо отличаться от других детей? Еслисчитаете, то чем конкретно?
 
Ответы:Варианты ответов
Ответы
мальчики
девочки а) считаю, что отказники будут чувствовать себя никому не нужными; озлобленными на мир; более замкнутыми в себе и более твердыми в характере; не будут доверять людям; выглядят взрослее, чем остальные дети, у которых есть родители; 66% - б) не считаю; 11% 22% в) мне всё равно. -
Анализ: девочкиединогласно (22%) ответили, что дети-отказники в дальнейшем не будут отличатьсяот других детей в чём-либо, а мальчики, в большинстве своём (66%), что считают,что отказники будут серьезно и кардинально другими, чем остальные дети, укоторых есть свои родители. Мальчики вновь более рационально рассматриваютданную проблему, чем девочки.
Вопрос 9. Считаете ли Вынужным ввести какое-либо наказание тем мамам, которые бросают своих детей? Еслисчитаете, то какое?
 
Ответы: Варианты ответов Ответы мальчики девочки нужно ввести штраф, запрет на последующее рождение ребёнка; 16% не нужно вводить, потому что родители сами себя наказали, бросив своего ребёнка; 11% 5% нужно ввести лишение родительских прав, дальнейшую выплату денег на содержание своего ребёнка; 61% это зависит от причины, которую указали родители, отказавшиеся от своего ребёнка. 6%

Анализ: большинствореспондентов (77%, из них 16% девочки и 61% мальчики) считают нужным ввестинаказание тем мамам, которые бросают своих детей, девочки же отметили следующиенаказания: введение штрафа, запрет на последующее рождение ребёнка, а мальчикиответили следующим образом: нужно ввести лишение родительских прав, дальнейшуювыплату денег на содержание своего ребёнка. В данной ситуации основная частьвсё же не желает оставлять подобные случаи безнаказанными и предъявляет ряддовольно существенных наказаний для отказниц.
Вопрос 10 Ваши советымолодым мамам, попавшим в такую ситуацию.
 
Ответы: Варианты ответов Ответы мальчики девочки оставить ребёнка у себя и самим воспитывать его; нужно было всё обдумать раньше, но, если так произошло, без сомнения оставить ребёнка в семье, быть может, он ваш единственный ребёнок; 16% не знают, что посоветовать; 22% 5% воспитывать ребёнка с помощью родителей, чтобы нормально доучиться и устроиться на работу, а дальше воспитывать самим; нужно всё решить заранее, необходим вам ребёнок на данный период времени или же нет; если всё же ребёнок родился, то необходимо его оставить в семье, ведь родительская любовь незаменима; 50%
 
Анализ: респонденты (93%,из них 21% девочки и 72% мальчики) посоветовали молодым мамам, попавшим в такуюситуацию, следующее: девочки — оставить ребёнка у себя и самим воспитывать его,быть может, он ваш единственный ребёнок; мальчики — воспитывать ребёнка спомощью родителей, чтобы нормально доучиться и устроиться на работу, а дальшевоспитывать самим, ведь родительская любовь незаменима. Эти ответы — хорошийпоказатель: большая часть учащихся дала весьма дельные советы.
Общий вывод: большинствореспондентов (87%, из них 22% девочек и 65% мальчиков) имеют хотя бы какое-топредставление о том, что подразумевается под термином «отказничество»;большая часть опрошенных (78%, из них 11% девочки и 67% мальчики) не имеет всвоём окружении таких примеров, когда молодые родители избавились отноворождённого ребёнка; при ответе на 3-й вопрос мнения опрашиваемыхразделились, однако я считаю, что наличие врождённой патологии у ребёнка — этоне повод, чтобы бросать своё дитя, как это считают 11% опрашиваемых женскогопола; мнения респондентов при ответе на 4-й вопрос также разделились между девочками- можно оправдать и нельзя оправдать, мальчики же большей своей частью решили,что оправдать никак нельзя, и мы с этим согласны. Основная часть респондентов (100%,из них 22% девочки и 78% мальчики) считают ненормальным такое явление, как молодаямама в возрасте 15-16 лет; респонденты единогласно (72%, из них 16% девочки и56% мальчики) не считают позорным рождение ребёнка вне брака, то есть семейныеценности в современном обществе стали иметь меньшее значение, чем в былыевремена; большинство опрашиваемых (72%, из них 11% девочки и 61% мальчики) ответили,что с ними не могла произойти подобная ситуация, спасибо им за этитеоретические предположения, а уж как произойдет на самом деле — жизнь покажет;мальчики, в большинстве своём (66%), считают, что дети-отказники в дальнейшембудут отличаться от других детей и предположили чем именно; девочки жеединогласно (22%) ответили, что так не считают, и это неприятно удивило нас; большинствореспондентов (77%, из них 16% девочки и 61% мальчики) считают нужным ввестинаказание тем мамам, которые бросают своих детей, и наказания, предлагаемыереспондентами, являются достаточно гуманными, что характеризует пониманиепроблемы; респонденты (93%, из них 21% девочки и 72% мальчики) посоветовалимолодым мамам, попавшим в такую ситуацию очень многое, поэтому можно считать,что опрашиваемые вникли в суть решаемой нами задачи.
Результаты опроса учащихся10 «д» класса с экономико-правовым направлениемЦО № 18(19 респондентов, из них 13 девочек и 6 мальчиков; возраст 15 — 16 лет)
Вопрос 1. Что Выпонимаете под термином «отказничество»?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки «отказничество» — это отказ от чего-либо, в том числе, отказ родителей от своего ребёнка, от его дальнейшего воспитания в силу каких-либо причин. 30% 70%
Анализ: респондентыединогласно (100%, из них 70% девочки и 30% мальчики) ответили, что термин«отказничество» они понимают правильно, за небольшим исключением.
Вопрос 2. Есть ли в Вашемокружении такие примеры, когда молодые родители избавились от новорождённогоребёнка?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) есть; 5% б) нет; 25% 70% в) не знаю. - -
Анализ: большая частьопрошенных (95%, из них 70% девочки и 25% мальчики) ответила, что в ихокружении нет молодых родителей, избавившихся от новорождённого ребёнка; такойпример нашёлся лишь у 5% мальчиков. В общем, это является неплохим показателем,но малый процент заставляет задуматься.
Вопрос 3. Почему, поВашему мнению, некоторые молодые родители бросают своих детей?
 

Ответы: Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) из-за неготовности к воспитанию собственных детей; 5% 32% б) из-за плохого материального положения; 5% 36% в) из-за наличия врождённой патологии у ребёнка; 10% 32% г) из-за наличия каких-либо отклонений в здоровье у самих родителей; - 21% д) родители — наркоманы; 10% - е) родители, ведущие разгульный образ жизни; 20% 21% ж) другие причины (в данном случае укажите свою причину); - - з) затрудняюсь ответить. 20% -
Анализ: девочки (36%) ответили,что некоторые молодые родители бросают своих детей из-за плохого материальногоположения, а мальчики разделились (по 20%) между вариантами ответа «родители,ведущие разгульный образ жизни» и «затрудняюсь ответить». Итак,каждый из респондентов высказал своё мнение.
Вопрос 4. Можно ли как-тооправдать молодых родителей, отказавшихся от своих детей, и почему?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки согласны оправдать из-за плохого материального положения родителей; 5% это зависит от ситуации, возможно, так будет лучше для ребёнка; а молодых родителей от части можно оправдать, так как, может быть, они просто не понимают всей ответственности воспитания своего ребёнка, а родителей старшего возраста оправдать уже нельзя, так как они должны понимать всю серьёзность данной ситуации; 11% нельзя, потому что это бесчеловечно: дети должны воспитываться в своей семье, где их окружат лаской, заботой и любовью, отказавшись от своего ребёнка, родители обрекают его на дальнейшие страдания; тем более нельзя отбирать жизнь у своего ребёнка, родители просто не имеют на это права; 54% нельзя, потому что надо было анализировать данную ситуацию раньше, понять, готовы ли они заводить ребёнка, но, если так произошло, то нужно оставить ребёнка в семье, так как он является вашей частичкой. 30%
Анализ: большинстводевочек (54%) ответили, что нельзя оправдать молодых родителей, отказавшихся отсвоих детей, потому что, это, в первую очередь, бесчеловечно; нельзя отбиратьжизнь у своего ребёнка (делать аборт); мальчики единогласно (30%) несогласились оправдать таких молодых родителей; разумеется, это так: отказ отсвоего ребёнка ничем не может быть оправдан.
Вопрос 5. Как Выотноситесь к молодым мамам в возрасте 15 — 16 лет?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) положительно; - - б) отрицательно; 5% 10% в) считаю это ненормальным; 15% 54% г) безразлично. 6% 5%
Анализ: основная частьопрашиваемых (69%, из них 54% девочки и 15% мальчиков) считают такое явление,как молодая мама в возрасте 15 — 16 лет, ненормальным. Отсюда следует, чтобольшинство трезво оценивает данную ситуацию рассматривает её как негативноеявление в современном обществе.
Вопрос 6. Считаете ли Выпозорным рождение ребёнка вне брака?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) считаю; 5% 10% б) не считаю; 20% 48% в) затрудняюсь ответить. 5% 10%
Анализ: респонденты почтиединогласно (68%, из них 48% девочек и 20% мальчиков) не считают позорнымрождение ребёнка вне брака, это говорит о некотором падении нравственности усовременной молодёжи.
Вопрос 7. Что бы Высделали, если бы у Вас произошла подобная ситуация?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) оставили бы у родителей, чтоб они продолжали воспитывать его, а сами жили как ни в чём не бывало; - - б) оставили бы в роддоме; - - в) подкинули бы куда-нибудь, например, в детдом; - - г) избавились любыми средствами; - - д) такой ситуации с нами просто бы не произошло; 15% 65% е) затрудняюсь ответить; 10% 5% ж) предложили свой вариант ответа (будут воспитывать с поддержкой родителей). 5% -
Анализ: большинствоопрашиваемых (80%, из них 65% девочки и 15% мальчики) ответили, что с нимиподобная ситуация произойти не может, но 5% отметили, что в этом случае оставятребёнка в семье и будут воспитывать с поддержкой родителей. Мы думаем,уверенность — это хорошо, а излишняя самоуверенность — не очень.
Вопрос 8. Считаете ли Вы,что дети-отказники в дальнейшем чем-либо будут отличаться от других детей? Еслисчитаете, то чем конкретно?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки считаю, что такие дети будут ненавидеть своих родителей за то, что они их бросили, либо искать свою настоящую семью и человека, который поможет заменить её; возможно, перешагнув через всё на своём пути, чтобы достичь поставленных целей, будут чувствовать себя брошенными, обозлившимися на окружающий их мир, замкнуться в себе и поведут плохой образ жизни; 72% считаю, что такие дети будут чувствовать себя одинокими, озлоблёнными на мир; 10% не считаю; 15% мне все равно. - -
Анализ: 72% девочекответили единогласно, что дети-отказники в дальнейшем будут отличаться отдругих детей и определили эти отличия; остальные варианты ответа или не быливыбраны, а мальчики, в большинстве своём (15%) так не считают. Наконец-тодевочки более рационально рассматривают данную проблему, нежели мальчики.
Вопрос 9. Считаете ли Вынужным ввести какое-либо наказание тем мамам, которые бросают своих детей? Еслисчитаете, то какое?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки считают нужным ввести уголовную ответственность, штрафы и лишение свободы (зависит от причины, указанной родителями, отказавшимися от своего ребёнка), лишение родительских прав, но с дальнейшей выплатой денег на содержание своего ребёнка; 35% считают нужным ввести в уголовный кодекс Российской Федерации оплату штрафов, лишение свободы, лишение родительских прав; 25% не считают: это личный выбор каждого; 20% не считает нужным делать это, но необходимо проводить пропаганду в СМИ; 5% не знают. 15%
Анализ: большинствореспондентов (60%, из них 35% девочки и 25% мальчики) считают нужным ввестинаказание тем мамам, которые бросают своих детей и назвали эти наказания. Они довольносерьезные, вплоть до лишения свободы.
Вопрос 10. Ваши советымолодым мамам, попавшим в такую ситуацию.
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки нужно всё делать осмысленно, всё хорошенько обдумать, прежде чем заводить своего ребёнка, ни в коем случае нельзя убивать ребёнка (делать аборт) или бросать его, ведь вашему ребёнку будет очень трудно в жизни, не имея своих родителей, их поддержки и любви; 70% если вы решили завести своего ребёнка, то его нужно оставить в семье, несмотря на то, что у вас могут возникнуть разные проблемы, связанные с этим, что не нужно вымещать их на своём ребёнке, ведь он ни в чём не виноват, поэтому постарайтесь окружить его родительской любовью и заботой; 25% не знают. 5%
Анализ: респонденты (95%,из них 70% девочки и 25% мальчики) нашли, что посоветовать молодым мамам,попавшим в подобную ситуацию, и их советы рисуют положительный образ молодежиЦО № 18.
Общий вывод: респонденты(100%, из них 70% девочки и 30% мальчики) имеют представление о том, что подразумеваетсяпод термином «отказничество»; большая часть опрошенных (95%, из них70% девочки и 25% мальчики) ответила, что в их окружении нет примеров, когдамолодые родители избавились от новорождённого ребёнка; при ответе на 3-й вопросмнения респондентов разделились, но те 20% мужского пола, выбравшие вариантответа «затрудняюсь ответить» наводят на мысль о том, что они несовсем вникли в суть данной проблемы; большинство респондентов (80%, из них 54%девочки и 30% мальчики) не захотели оправдывать молодых родителей, бросившихсвоё дитя; основная часть опрашиваемых (69%, из них 54% девочки и 15% мальчиков)считают ненормальным такое явление, как молодая мама в возрасте 15 — 16 лет,так как она сама еще нуждается в родительской опеке, следовательно, она несможет в полной мере дать своему ребёнку ту материнскую заботу и ласку, которыенеобходимы каждому ребенку; респонденты почти единогласно (68%, из них 48%девочек и 20% мальчиков) не считают позорным рождение ребёнка вне брака, этоговорит о неком падении нравственных, духовных, семейных и культурных ценностейсовременного общества; большинство опрашиваемых (80%, из них 65% девочки и 15%мальчики) ответили, что с ними подобная ситуация не может произойти, но 5%отметили, что в этом случае оставят ребёнка в семье и будут воспитывать споддержкой родителей; радует, что нашелся такой процент, хоть и очень малый,который трезво оценивает данную ситуацию; девочки (72%) ответили единогласно,что дети-отказники в дальнейшем будут отличаться от других детей, а мальчики (15%)так не считают, видимо, мужской пол не слишком задумывается о тех последствиях,которые могут произойти с детьми, лишившимися своих родителей; основная частьреспондентов (60%, из них 35% девочки и 25% мальчики) считают нужным ввестинаказание тем мамам, которые бросают своих детей, наказания, представленныеопрашиваемыми, являются достаточно реальными и возможными для приведения их вдействие; респонденты (95%, из них 70% девочки и 25% мальчики) посоветовалимолодым мамам многое, к чему следует прислушаться.
Результаты опроса
учащихся 11 «в» классас медицинским направлением ЦО № 18
(34 респондента, из них 23девочки и 11 мальчиков; возраст 16 — 17 лет)
Вопрос 1. Что Выпонимаете под термином «отказничество»?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки это (иногда добровольный) отказ от своих детей по каким-либо причинам; 26% 68% это официальный заявление и дальнейшая потеря прав на своего ребёнка, отказ от него. 6%
Анализ: большинствореспондентов (94%, из них 68% девочки и 26% мальчики) понимают термин «отказничество»правильно.
Вопрос 2. Есть ли в Вашемокружении такие примеры, когда молодые родители избавились от новорождённогоребёнка?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) есть; 5% - б) нет; 17% 59% в) не знаю. - 6%
Анализ: основная частьреспондентов (76%, из них 59% девочки и 17% мальчики) ответила, что в ихокружении, когда молодые родители избавились бы от новорождённого ребёнка, такогоне происходило, однако у небольшой части мальчиков (5%) такие знакомые нашлись.В целом это является неплохим показателем, но даже самый малый процент даётповод для раздумий.
Вопрос 3. Почему, поВашему мнению, некоторые молодые родители бросают своих детей?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) из-за неготовности к воспитанию собственных детей; 20% 38% б) из-за плохого материального положения; 17% 65% в) из-за наличия врождённой патологии у ребёнка; 29% 59% г) из-за наличия каких-либо отклонений в здоровье у самих родителей; 3% - д) родители — наркоманы; 27% е) родители, ведущие разгульный образ жизни; 23% 21%
ж) другие причины (в данном случае укажите свою причину):
нежеланный ребёнок, неполноценная семья, мать ребёнка была изнасилована;
развод родителей; 8% 56% з) затрудняюсь ответить. - -
Анализ: 65% девочек считают,что некоторые молодые родители бросают своих детей из-за плохого материальногоположения, а мальчики (29%) ответили, что некоторые молодые родители бросаютсвоих детей из-за наличия врождённой патологии у ребёнка. Мы не согласны смнением мальчиков, что наличие врождённой патологии является поводом для того,чтобы избавиться от ребёнка.
Вопрос 4. Можно ли как-тооправдать молодых родителей, отказавшихся от своих детей и почему?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки можно, потому что иногда родители отказываются от своего ребёнка, понимая, что ему так будет лучше, так как осознают свою безответственность, неготовность к воспитанию своего ребёнка; когда у последнего врождённая патология и родители не могут дать ему соответствующего лечения; достаточно того, что они дали ребёнку жизнь; 35% можно, потому что у родителей, может быть, плохое материальное положение, а в чужой семье ребёнку будет лучше; 12% нельзя, потому что ребёнку нужна родительская любовь и забота; такие дети могут вырасти преступниками; также своего ребёнка нужно оставить в семье, если даже он был незапланированным и имеет врождённую патологию; 32% нельзя, потому что родители, независимо от своего материального и физического состояния и каких-либо других причин несут ответственность за своего ребёнка, за его будущее, они должны обеспечить его своей родительской любовью и заботой. 20%

Анализ: большинстводевочек (35%) ответили, что можно оправдать молодых родителей, отказавшихся отсвоих детей, потому что в этом случае ребенку будет лучше, оправдывают решениеразными причинами. Мальчики (20%) ответили, что нельзя, потому что родители, независимоот своего материального и физического состояния и каких-либо других причин,несут ответственность за своего ребёнка, за его будущее; они должны обеспечитьего своей родительской любовью и заботой. Мы думаем, что мальчики совершенноправы: никто не имеет право отобрать счастливое детство у ребёнка, даже егородители.
Вопрос 5. Как Выотноситесь к молодым мамам в возрасте 15 — 16 лет?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) положительно; 6% - б) отрицательно; 3% 24% в) считаю это ненормальным; 26% 53% г) безразлично. - 3%
Анализ: большинствореспондентов (79%, из них 53% девочки и 26% мальчики) считают ненормальным такоеявление, как молодая мама в возрасте 15 — 16 лет. То есть большинство трезвооценивает данную ситуацию, рассматривает её как негативное явление всовременном обществе.
Вопрос 6. Считаете ли Выпозорным рождение ребёнка вне брака?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) считаю; 5% 3% б) не считаю; 23% 50% в) затрудняюсь ответить. 3% 15%

Анализ: респонденты почтиединогласно (73%, из них 50% девочки и 23% мальчики) не считают позорным рождениеребёнка вне брака. Это говорит о постепенном падении нравственности усовременной молодёжи и мы не знаем что с этим делать.
Вопрос 7. Что бы Высделали, если бы у Вас произошла подобная ситуация?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки а) оставили бы у родителей, чтоб они продолжали воспитывать его, а сами жили как ни в чём не бывало; б) оставили бы в роддоме; в) подкинули бы куда-нибудь, например, в детдом; г) избавились любыми средствами; 3% д) такой ситуации с нами просто бы не произошло; 17% 27% е) затрудняюсь ответить;
ж) предложили свой вариант ответа:
будут воспитывать с поддержкой родителей;
будут воспитывать своих детей в начальный период времени с помощью родителей, затем сами;
будут воспитывать своих детей, имея поддержку отца ребёнка и своих родителей;
оставят своего ребёнка себе и будут воспитывать его сами.
9%
6%
9%
3%
6%
18%
Анализ: большинствореспондентов (44%, из них 27% девочек и 17% мальчиков) ответили, что с нимиподобная ситуация не может произойти, однако 33% предложили свой вариант ответа.Уверенных больше, если так будет на самом деле, то это очень даже неплохойпоказатель.
Вопрос 8. Считаете ли Вы,что дети-отказники в дальнейшем чем-либо будут отличаться от других детей? Еслисчитаете, то чем конкретно?
 

Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки считаю, что у детей-отказников не будет любви и заботы своих родителей, будет присутствовать много различных комплексов, чувство собственной ненужности, комплекс неполноценности, они будут завидовать тем, у кого есть свои родители, вырастут замкнутыми, с низкой самооценкой, плохо входящими в контакт с окружающими, в большинстве случаев, у них не будет достойного будущего, но они всегда смогут постоять за себя; 65% считаю, что у детей-отказников не будет любви и заботы своих родителей, возможно, будет присутствовать комплекс неполноценности, более низкое культурное развитие, что они будут более жестокими по отношению к окружающим, могут попасть в криминальные структуры, отличаться иным психическим состоянием; 23% не считаю; 9% 3% мне все равно. - -
Анализ: основная массаопрошенных (88%, из них 65% девочки и 23% мальчики) ответила, чтодети-отказники в дальнейшем будут отличиться от других детей, и обосновали своипредположения. Как девочки, так и мальчики серьёзно подошли к этому вопросу,дав достаточно полные объяснения.
Вопрос 9. Считаете ли вынужным ввести какое-либо наказание тем мамам, которые бросают своих детей? Еслисчитаете, то почему?
 
Ответы:Варианты ответов Ответы мальчики девочки считают нужным ввести наказание, но это зависит от причины, из-за которой родители бросили своих детей; выплата штрафа, публичный позор, исключение с престижной работы, если таковая имеется; дальнейшая выплата денег на содержание ребёнка; если родители несовершеннолетние, то за них должны платить их родители; 23% считают нужным ввести закон о привлечении к уголовной и административной ответственности; выплата штрафа, публичный позор, принуждение оставить своего ребёнка и воспитывать в семье, но оказывать какую-либо государственную помощь; 26% не считают нужным вводить, потому что, это личный выбор каждого; они сами себя наказали, бросив своего ребёнка; 32% не считают нужным вводить, потому что мы не имеем права наказывать родителей, бросивших своих детей; 3% не считают нужным вводить закон; 5% не знают 6%
Анализ: большинствореспондентов женского пола (32%) ответили, что не считают нужным вводитьнаказание тем мамам, которые бросают своих детей, основная часть мальчиков (26%)ответила, что считает нужным ввести наказание таким мамам и определили видынаказаний. Вновь большая часть мальчиков отнеслась к проблеме серьезнее, чемдевочки.
Вопрос 10. Ваши советымолодым мамам, попавшим в данную ситуацию.
 
Ответы: Варианты ответов Ответы мальчики девочки посоветовали не бросать своих детей, любить и заботиться о них; если возникли какие-либо проблемы, связанные с данной ситуацией, то нужно постараться их решить, можно обратиться за помощью к родителям, родственникам; чтобы не докучать родителям своими проблемами, лучше устроиться на дополнительную работу, учиться, ходить на курсы молодых родителей; зарегистрировать свой брак; 68% посоветовали оставить ребёнка у себя и воспитывать его, окружить своего ребёнка родительской заботой и любовью, даже если он был незапланированный; обдумывать раньше, хотите вы ребёнка в данный период времени или же нет; если возникли какие-либо проблемы, связанные с данной ситуацией, то можно обратиться за помощью к родителям, в центр планирования семьи, чтобы не «садиться» «на шею» своих родителей, лучше всего устроиться на работу, снять квартиру. 32%
Анализ: респонденты (100%,из них 68% девочки и 32% мальчики) посоветовали молодым мамам, попавшим вданную ситуацию многое, но главное — не бросать своих детей, любить изаботиться о них; если возникли какие-либо проблемы, связанные с даннойситуацией, то нужно постараться их решить любыми способами, а их, как считаютучащиеся, много.
Общий вывод: большинствореспондентов (94%, из них 68% девочки и 26% мальчики) понимают, что такое«отказничество», но некоторые не совсем точно; основная частьопрашиваемых (76%, из них 59% девочки и 17% мальчики) ответила, что в ихокружении нет таких примеров, когда молодые родители избавились бы отноворождённого ребёнка; при ответе на 3-й вопрос мнения респондентовразделились, но нам трудно оправдать тех родителей, которые отказались отсвоего ребёнка из-за наличия врождённой патологии, как это сделали 29%представителей мужского пола; большинство девочек (35%) ответили, что можнооправдать молодых родителей, отказавшихся от своих детей, а мальчики (20%) сэтим не согласились; большинство респондентов (79%, из них 53% девочки и 26%мальчики) ответили, что считают ненормальным такое явление, как молодая мама ввозрасте 15 — 16 лет: такая мама ещё сама является ребёнком и воспитыватьсвоего дитя ей будет весьма сложно; респонденты почти единогласно (73%, из них50% девочки и 23% мальчики) не считают позорным рождение ребёнка вне брака, изэтого следует, что нравственность падает, духовные, культурные и семейныеценности уже не так важны для нынешнего поколения; большинство респондентов (44%,из них 27% девочек и 17% мальчиков) ответили, что с ними подобная ситуация неможет произойти, однако 33% предупредили уверенных, что все может произойти; основнаямасса опрошенных (88%, из них 65% девочки и 23% мальчики) ответила, чтодети-отказники в дальнейшем будут отличаться от других детей и ярко иреалистично описали это; большинство респондентов женского пола (32%) не считаютнужным вводить наказание тем мамам, которые бросают своих детей, основная частьмальчиков (26%) считает иначе, здесь мнения между опрашиваемыми мальчиками идевочками разделились: женский пол показал присущий ему более мягкий характер,а вот мужской пол — более суровый; все респонденты (100%, из них 68% девочки и32% мальчики) посоветовали молодым мамам, попавшим в данную ситуацию, что-тосвоё, особенное; равнодушных не оказалось вовсе.
Заключение
Раннее социальное сиротство — этосложное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни. Оно фиксирует фактсуществования ребенка без родительского попечения при наличии живых родителей,самоустранившихся (подкидывание ребенка, отказ от него в роддоме) или фактсуществования ребенка без родителей, отстраненных судом от выполненияродительских обязанностей (лишение /ограничение родительских прав, пребывание взаключении).
Наблюдаемый сейчас ростсоциального сиротства, отказничества в нашем обществе является следствиемкризиса «перестройки», разрушения советской системы воспитания исоциальной защиты детства. Провоцирует и углубляет этот рост распространенностив стране алкоголизма и наркомании.
В Республике Марий Элпрофилактическая работа по усилению борьбы с преступностью, в том числе сотказничеством, определена как одно из приоритетных направлений. В целяхпреодоления роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних иповышения эффективности профилактической работы с подростками «группыриска» (22% — по результатам нашего исследования) проводится большаяработа. В частности, разработана республиканская межведомственная программа«Профилактика безнадзорности несовершеннолетних на 2007-2009 гг. », котораяуспешно реализуется. Мы надеемся своим исследованием внести посильный вклад в разрешениепроблемы осиротевших детей.
Автор настоящей работы пытался углубитьсвои знания по проблеме раннего социального сиротства и его профилактике. По отказничествумало информации, нет статистических данных о брошенных детях, причинах отказаот них, и все эти сведения приходится добывать в частном порядке. Автору пришлосьпосетить немало учреждений, где имеются некоторые интересующие нас данные (Перинатальныйцентр г. Йошкар-Олы, Кризисный центр помощи женщинам, отделы по детским домам иприютам Министерства труда и защиты населения и Министерства образованияРеспублики Марий Эл).
По результатам проведенногоисследования среди учащейся молодежи (ЦО № 18 г. Йошкар-Ола) все респонденты признаютактуальность проблемы отказничества, осуждают молодых родителей, жестокопоступающих со своими новорожденными. Мы задавали одинаковые вопросы тремразным по возрасту классам и выявили радующую нас закономерность: различий воценке проблемы отказничества почти не наблюдается. Осуждающих — большинство. Наверное,это произошло оттого, что наш город, хотя и является столицей Республики, побольшому счету — провинция, в которой нравственность ценится, прежде всего, ителевидение еще не до конца проделало свою разрушительную работу. Причем делаетэто (и не только одно телевидение) так, что западных пороков у нас становитсябольше, чем в самой Европе. В то же время они понимают причины и обстоятельствараннего материнства. Откровенные, иногда наивные или серьёзные ответыопрашиваемых подростков наводят на глубокие размышления об их личных судьбах иперспективах, о будущем нашего города, страны и государства. Позитивныйрезультат нашего исследования заключается не только в привлечении вниманияучащейся молодежи и общественности к обсуждаемой проблеме, но и в том, чтомолодые люди предлагают возможные способы и пути ее решения. Учащиеся ЦО № 18 считают,что молодые мамы не должны бросать ребенка, даже если он был не запланирован,любить и заботиться о нем, устроиться на работу, обратиться за помощью кродителям, в кризисные центры помощи женщинам и другие учреждения. Сопоставлениеответов мальчиков и девочек (гендерный аспект проблемы) свидетельствует о болеерациональном подходе к проблеме юношей, нежели девушек. Социологическоеисследование старших классов показало небезразличное отношение к проблемеотказничества, его причин и желание принять активное участие в ее решении.
Источники и литература
1. Брутман В.И. Раннее социальноесиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема / В.И. Брутман.- М.: Асопир, 1994.
2. Воспитание и развитие детей вдетском доме: Хрестоматия: Ред. — сост. Иванова Н.П. — М.: АПО, 1996.
3. Зарецкий В.К. Пути решенияпроблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослан, А.Б. Холмогорова;- М., 2002.
4. Коробейников, И.А. Проблемасиротства: реальность и ожидания / И.А. Коробейников // Дефектология. — 2006. — № 1. — С.3 — 5.
5. Лиханов А. Дети без родителей: Книгадля учителя. — М.: Просвещение, 1987.
6. Панина Н.А. Профилактика сиротства:социальная работа с несовершеннолетними матерями // Дефектология. — 2006. — № 1.- С.58).
7. Постановление правительства РФ«О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409.
8. Прихожан А.М. Дети без семьи / А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых — М.: 1990.
9. Положение детей в РоссийскойФедерации (информация отдела по делам опеки Министерства образования РМЭ). — 2007.
10. Слуцкий Е.Г. Беспризорность вРоссии: вновь грозная реальность / Е.Г. Слуцкий // Социологические исследования.- 1998. — № 3.
11. Сиротство как социальнаяпроблема: пособие для педагогов / под, ред. Л.И. Смагиной. — Минск: 1999.
12. Семейный кодекс РФ. Глава 21. — М.: 1995.
13. Присяжная, Н.В. Дети-сироты // Социс.- 2007. — № 11. — 54-64.
14. Тысько Л.А. Методика ученическихсоциологических исследований: учеб. пособие / Л.А. Тысько. — Йошкар-Ола, 1997.
15. Фролов Ю.И. Психология подростка:Хрестоматия / Ю.И. Фролов. — М.: 1997.
16. Федеральный закон «Одополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей» № 159 от 21.12.96 г. (с изменениями идополнениями) (по состоянию на 25 марта 2005 г). М.: Изд-во деловой и учебнойлитературы, 2005.
17. Федеральная целевая программа«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российскаягазета. — 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Александр Солженицын летописец своего времени
Реферат Характеристика нефтяного загрязнения территории Мамонтовского месторождения нефти
Реферат Сосуществование романтического и обывательского в повести Грина Алые паруса
Реферат Методична розробка тематичної атестації з всесвітньої історії
Реферат Iсторія української драматургії ГВ Доброскок
Реферат Расчёт ректификационной колонны
Реферат «Организация работы с молодежью»
Реферат Технология литейного производства
Реферат Оцінка економічних збитків від різних видів порушень земельних та водних ресурсів
Реферат Идейно-художественное своеобразие и специфика конфликта в трагедии У.Шекспира "Макбет"
Реферат Микробиология вирусология
Реферат Charles Essay Research Paper Charles might have
Реферат Martin Luther King Jr Essay Research Paper 3
Реферат Протоколы сетевого взаимодействия
Реферат Технология разработки гороховой муки