Реферат по предмету "Психология"


Застенчивость как проблема в общении

Содержание
застенчивостьнегативный диагностика уверенность
Введение
1. Происхождение застенчивости
1.1 Генезис застенчивости
1.2 Особенности личности застенчивых
1.3 Негативные последствиязастенчивости
1.4 Проявление застенчивости
2. Методы диагностики застенчивости
3. Преодоление застенчивости
3.1 Пятнадцатьшагов к уверенности в самом себе
3.2 Двадцатьпутей к преодолению застенчивости
Выводы
Литература

Введение
Как отмечает Ф.Зимбардо (1991), застенчивость – понятие весьма расплывчатое: чем пристальнеемы в него всматриваемся, тем большее число видов застенчивости обнаруживаем. ПоФ. Зимбардо, застенчивость – это черта человека, связанная со стремлениемизбегать общения или уклоняться от социальных контактов. Такое определение несовсем точно отражает суть данной черты. Ведь то же самое можно сказать и проинтроверта. В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояниестеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С.И. Ожеговаона характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению вобщении, в поведении. По мнению В. Джонса и Б. Карпентера (W.Jones, B.Carpenter, 1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злыхязыков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены наодиночество.
Застенчивость –явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80% опрошенных им американцевответили, что в какой-либо период своей жизни были застенчивыми. Примерночетверть респондентов назвала себя хронически застенчивыми. В последниедесятилетия число американцев, признающих свою застенчивость, возросло с 40 до50% (Carducci, Zimbardo, 1995). Как полагает В.Н. Куницына (1995), значительнаячасть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30%женщин и 23% мужчин). У школьников таковыми являются от 25 до 35%.
Ф. Зимбардоутверждает, что мера застенчивости неодинакова у представителей разных культур.У японцев и у жителей Тайваня, например, она выше. У них же гораздо большезастенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, болеезастенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.

1. Происхождение застенчивости
1.1 Генезисзастенчивости
О том, чтозастенчивость – качество врожденное, в конце XIX в. писал лондонский врач Г.Кэмпбелл (H. Campbell, 1896). Однако и в наше время Раймонд Кэттелл (R.Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту,связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди(черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью ипотому особенно уязвимы для социального стресса. Это находит подтверждение вданных А.А. Баранова (2002), выявившего отрицательную корреляцию между силойнервной системы и застенчивостью. Это значит, что для застенчивых характернаслабость нервной системы, которая связана с высокой чувствительностью. Правда,данная корреляция была выявлена только у учителей, обладающих высокимпрофессиональным мастерством.
Дж. Чик (1984)тоже считает, что около 40% людей застенчивы от природы. У робких имеетсяопределенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы,которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.
Джереми Каган(Kagan, Snidman, 1991) занимался изучением застенчивости более десяти лет.Исследования с участием маленьких детей и младенцев показали, что одни детиохотно идут навстречу незнакомым людям и объектам, а другие – нет. Каганразличает детей, склонных к торможению (inhibited children), и детей, несклонных к торможению (uninhibited children). Одно из различий между ними – симпатическаяреактивность (автономная активация); для детей, склонных к торможению,характерны более высокие ее уровни. Каган утверждает, что первые и вторыеобладают разными порогами возбудимости миндалевидной железы и, соответственно,в одних случаях ее роль выражена более ярко, а в других – менее; всевышеописанные различия определяют предрасположенность к тому, чтобы у однихдетей развивалась склонность к торможению, а у других – нет. Он обращаетвнимание на то, что дети, склонные к торможению, и дети, не склонные кторможению, не представляют просто два полюса одного и того же континуума –напротив, речь идет о двух отдельных типах разного генетического происхождения.Каган и его коллеги считают целесообразным рассматривать данное явление толькокак предрасположенность, а следовательно, необходимо учитывать также ролькогнитивных факторов и факторов научения. Френкин Р. Мотивация поведения. СПб.,2003, с. 231.
Д. Дэниэлс и Р.Пломин (D. Daniels, R. Plomin, 1985) считают, что застенчивость определяетсякак наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали 1-2-годовалыхприемных детей с их родными и приемными родителями, а также детей этого жевозраста в обычных семьях. В последнем случае застенчивость ребенка напрямуюбыла связана с низкой общительностью и интровертированностью матери. Подобноеже наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Этаразница свидетельствует о социальном факторе. Но, с другой стороны, у приемныхдетей обнаружилось, что их застенчивость тесно связана с интровертированностьюродных матерей, – факт, свидетельствующий о роли наследственности.
В работахпсихоаналитического толка застенчивость увязывается с отклонениями в развитииличности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Супер-Эго. Д. Каплан (D. Kaplan,1972), например, понимает застенчивость как результат ориентации Эго на самоесебя (проявление нарциссизма). Он считает, что глубоко застенчивые люди склоннык фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т. е. к ярким ипродолжительным мечтаниям – «снам наяву»). Но, как справедливо отмечает Ф.Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются патологическойзастенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальнойчерты.
Трудностиизучения генезиса застенчивости связаны с тем, что эта особенность личностиблизка к боязливости, а смущение – к страху. Поэтому некоторые авторы стараютсяне пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческоготорможения или сдерживания (Д. Каган и др. J. Kagan,J. Reznick, N. Snidmann,1988]). Выявлено, что данный феномен устойчиво проявляется с 21 месяца жизниребенка до 5,5 лет.
1.2 Особенностиличности застенчивых
У застенчивыхлюдей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлениии на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (P. Pilkonis, Ph. Zimbardo,1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью,слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия иболее озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающиезастенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов,коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечаетсятолько у тех, кто склонен к самокопанию. И.С. Кон (1989) полагает, чтозастенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачнымопытом межличностных контактов. Однако относительно интроверсии и самоуважения– это еще вопрос, не обстоит ли дело как раз наоборот: не являются ли они самиследствием застенчивости?
Н.В. Шингаева(1998) выявила целый комплекс личностных особенностей застенчивых подростков,влияющих на эффективность общения. Различия между застенчивыми и «свободными вобщении» выявились по параметрам (р
Застенчивые частопогружены в себя, необщительны. Им легче контактировать с младшими по возрасту,чем со старшими и более компетентными людьми. Общение застенчивого человекаподробно описано В.Н. Куницыной и Е.Н. Бойцовой (1983).
В группе людейзастенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, ещереже начинает его сам. В беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центравнимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чемговорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычновысказывает робко и нерешительно.
Застенчивого трудновызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, его ответыобычно односложны. Такой человек подчас не может подобрать для разговора нужныеслова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязньпредпринять что-либо на людях. При всеобщем внимании к нему теряется, не знает,что ответить, как реагировать на реплику или шутку; застенчивому общениенередко бывает в тягость. Ему трудно принять решение. Затруднения в общении,испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается всебе, и это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству, невозможности создатьсемью. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызватьневрозы.
1.3 Негативныепоследствия застенчивости
Крайняязастенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативныепоследствия.
1. Застенчивостьспособствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишаетчеловека радости общения и социальной (эмоциональной) поддержки.
2. Человек оказываетсяуязвимым в стрессовых ситуациях из-за неразвитости навыков социальноговзаимодействия.
3. Не имея опытаискреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе какоб ущербных, не подозревая, что другие также могут испытывать смущение. Из-заподобной неосведомленности у них складывается неправильное представление освоем социальном поведении.
4. Застенчивостьне позволяет другим людям положительно оценить достоинства человека, которомуона свойственна. Его смущение не всегда распознается сторонними наблюдателями,особенно когда тот стремится компенсировать свою стеснительность развязностью,напористостью, шумным поведением (особенно это присуще мужчинам). Иногдасмущение расценивается как замкнутость, отчужденность, высокомерие, зазнайство,а застенчивость подростков взрослые часто принимают за скрытность. Правда,данная черта, в частности – стыдливость, может восприниматься другими и какположительное качество человека, например как привлекательная скромность.
5. Застенчивостьудерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать своиправа.
6. Застенчивость,как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожностии депрессии, она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своемповедении, т. е. представляет собой душевный недуг, калечащий человека.
Диагностиказастенчивости
1.4Проявление застенчивости
Смущение
Часто люди краснеют от смущения — кратковременнойострой потери уважения к себе, которую время от времени всем нам приходится переживать.Мы смущаемся, когда какой-либо случай из нашей частной жизни привлекает к себевсеобщее внимание. Иногда это происходит, когда кто-нибудь что-то сообщает онас другим людям. «Джона уволили. Он совсем никудышный работник», или: «Алисацелый час провела перед зеркалом. Увидели бы вы ее без косметики!» — такиеоткровения, наверное, смутили бы любого из нас. С другой стороны, самыхскромных из нас часто смущает неожиданная похвала. Кроме того, мы смущаемся,когда нас застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз — когдамы целуемся в припаркованном автомобиле, ковыряем в носу или надеваем колготки.
Еще мы смущаемся, когда понимаем, что нашунеспособность что-либо сделать видят или скоро увидят другие люди и не похвалятнас за это. Вспоминает Корнелл Мак-Нил, баритон, звезда Сан-Францискскогооперного театра:
Помню, как ясмущался на вечеринках: ведь я был всего лишь молодым парнем, приехавшим изМиннесоты. Например, в 1966 году в Сан-Франциско по поводу открытия оперногосезона был дан званый ужин. Вы знаете, как элегантен Сан-Франциско и как многов нем изысканных людей. Когда подали молодого цыпленка, он оказался оченьскользким от жира, потому что его слишком долго продержали в духовке. Я боялся,что если я примусь за цыпленка, он соскользнет с тарелки прямо на декольтесидевшей напротив меня дамы. Поэтому мне пришлось удовольствоваться рисом.
Состояние смущения, вызванное сознаниемсобственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересногоэксперимента, поставленного Андре Модильяни. Модильяни провел серию«соревнований», некоторые из участников коих, сами того не подозревая, должныбыли выступить плохо и подвести, таким образом, всю свою команду. Те, ктоиспытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены. Они смущалисьгораздо более тех, которым посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Этипоследние смущались не очень сильно, да и то главным образом из-за того, что обих неудаче вскоре станет известно другим. Те же, кто смущался больше всех,предпринимали усилия чтобы вернуть поколебавшееся чувство собственногодостоинства и отчаянно пытались «сохранить хорошую мину в игре», что, в своюочередь, достигалось с помощью попыток, уверенность всебе. В исследовании Модильяниотмечено шесть тактических приемов сохранения лица:
1.Попытка перенести внимание на другое: «Сколькомне еще ждать? У меня вскоре назначена встреча».
2.Попытка оправдаться: «Лампы дневного светамешают мне сосредоточиться».
3.Стремление показать другие свои достоинства:«Вообще-то теннис не мой конек. Я люблю шахматы».
4.Попытка отвергнуть саму идею соревнования: «Чтотолку есть палочками, когда рядом лежит вилка?»
5.Отрицание своего поражения: «Попробуй-ка ейугоди!»
6.Желание встретить поддержку: «Надеюсь, я неслишком подвел вас ребята?»
Так как у большинства застенчивых людей мнение осебе и так невысоко, они могут и не прибегнуть к этой отвлекающей тактике.Вместо этого они приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытатьсмущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других,сосредоточиваясь на своих недостатках.
Некоторые из опрошенных сообщили, что стесняются,даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, заново переживая своипредыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем. Так застенчивостьдает о себе знать, даже когда мы одни.
Неловкость
Так как застенчивый человек предпочитаетоставаться незамеченным, он постоянно подавляет в себе множество мыслей ичувств и старается избегать действий, способных привлечь к нему общее внимание.Именно в этом неосязаемом мире проходит истинная жизнь застенчивых людей. Дляпостороннего глаза их жизнь ничем не примечательна, но их внутренний мирподобен лабиринту, на дорожках которого лоб в лоб сталкиваются чувства иразбиваются невыполнимые желания.
Самое примечательное свойство застенчивогочеловека — неловкость. Неловкость — это внешнее проявление чрезмернойозабоченности своим внутренним состоянием. Самопознание, стремление кпостижению самого себя лежат в основе многих теорий гармоничного развития личностии являются целью самых разнообразных практикующихся ныне терапевтическихразработок. Однако та же склонность к самоанализу и постоянной переоценке своихчувств и мыслей, становясь самодовлеющей, свидетельствует о психическомрасстройстве. Застенчивые люди нередко кончают именно этим.
Более 85% признавших себя застенчивыми сообщили,что они слишком поглощены мыслями о себе. Их неловкость может проявляться какна публике, так и наедине с самим собой (это отмечено в исследованиях,проведенных Арнольдом Бассом и его коллегами).
Неловкость на публике отражается вбеспокойстве человека о произведенном на других впечатлении: «Что они думаютобо мне?» «Какое мнение складывается у них обо мне?» «Нравлюсь ли я им?» «Какмне об этом узнать?» Если вы испытываете неловкость на публике, вы согласитесьс большинством из следующих высказываний:
1.Мне не дает покоя мысль, правильно ли я делаюте или иные вещи.
2.Меня заботит то, как я выгляжу в чужих глазах.
3.Я стесняюсь своей внешности.
4.Я обычно обеспокоен тем, чтобы произвестихорошее впечатление.
5.Перед тем как выйти из дома, я смотрю на себя взеркало.
6.Меня заботит то, что обо мне думают другиелюди.
7.Я обычно знаю, хорошо ли я выгляжу.
Неловкость перед самим собой — этомозг, обращенный против себя. Это не просто процесс перенесения внимания внутрьсамого себя, но предрасположение выискивать в себе лишь отрицательные качества:«Я неполноценен», «Я неразвит», «Я глуп», «Я некрасив», «Я ни на что негожусь». Каждую из этих мыслей можно долго рассматривать в мощный микроскопанализа.
1.Я очень много думаю о себе.
2.Часто я становлюсь героем своих фантазий.
3.Я всегда придирчиво слежу за собой.
4.В основном, я внимателен к своим чувствам.
5.Я постоянно анализирую мотивы своего поведения.
6.Иногда у меня возникает ощущение, что я как бысо стороны наблюдаю за собой.
7.Я слежу за изменениями своего настроения.
8.Когда я пытаюсь разрешить какую-нибудьпроблему, я отдаю себе отчет о ходе своих мыслей.
Различие между этими двумя разновидностяминеловкости можно распространить и на застенчивость в целом. Исследование,проведенное Полом Пилконисом, выделило два основных типа застенчивых людей: те,кто стесняется на публике, и те, кто стесняется перед самим собой. Первыебольше озабочены тем, как избежать ошибочных действий,вторые — как избежать неприятных ощущений.
Стесняющиеся на публике больше огорчаются из-засвоей неуклюжести в обществе и неспособности должным образом вести себя в тойили иной житейской ситуации. Значительная неловкость, которую они испытывают вприсутствии других, объясняется их страхом ударить в грязь лицом. Для тех же,кто стесняется перед самим собой, действия отступают на второй план передсубъективным ощущением дискомфорта и опасениями прослыть неумехой. Как можнодогадаться, они чаще испытывают неловкость, чем те, кто стесняется только напублике.
Стесняющиеся в обществе
Как, по-вашему, какой из этих двух категорийлюдей приходится хуже? По-видимому, бремя застенчивости с большей силой давитна плечи тех, кто стесняется в обществе. Испытываемые ощущения влияют на ихпоступки, те влияют на складывающееся у других людей мнение, а оно влияет нато, что сами застенчивые думают о себе. Неприятные ощущения — вы чувствуетесебя не в своей тарелке в присутствии других — о вас складываетсянеблагоприятное мнение — от этого страдает ваша самооценка. Замкнутый круг.Значит, в следующий раз пригнись, умолкни, замри — и никто, по крайней мере,тебя не заметит.
Известный в прошлом футболист Рузвельт Грир,человек массивного телосложения, так и поступал в детстве, пытаясь скрытьприсущее многим мальчишкам ощущение неполноценности:
Когда я былеще маленьким, наша семья приехала из Джорджии на Север, в Нью-Джерси. Всевокруг говорили на другом диалекте, с другими интонациями, пользовалисьнепривычными фразами и — что хуже всего — такого акцента, как у меня, здесьникогда не слышали. Поэтому я стал для всех объектом насмешек, особенно вшколе. Несмотря на мой внушительный рост, меня постоянно передразнивали,смеялись надо мной. Меня это так задевало, что вместо того, чтобы ответить нанасмешку, я просто язык проглатывал. Меня    чтобы втянуть в разговор.
О своей неуверенности, страхах, о своих хорошихкачествах и чаяниях стесняющиеся в обществе говорят с неохотой, они не хотятоткрываться даже расположенным к ним людям. Словно поместив себя в глухойфутляр, они ниоткуда не могут получить помощи, совета, признания своих заслуг,не говоря уже о любви, а ведь время от времени живое человеческое участие нужновсем нам.
И, наконец, можно догадаться, что стесняющиеся вобществе просто не в состоянии быть лидерами. В большинстве коллективовлидерами становятся те, у кого неплохо подвешен язык. Им совершеннонеобязательно выдвигать много хороших и новых идей: по мнению коллектива, лидерлучше других контролирует ситуацию только потому, что он подхватывает иразвивает эти идеи. Исследования показали, что если незаметный поначалу человекначинал много говорить (когда именно говорить ему сигнализировала скрытаяэлектрическая лампочка), другие члены группы относились к нему с большимуважением, и соответственно повышались его шансы стать лидером. Однако простопривить стесняющемуся в обществе человеку навыки общения еще недостаточно.Нужно укрепить в нем уверенность в себе и развить в нем чувство собственногодостоинства.
Стесняющиеся самих себя
По сравнению со стесняющимися в обществеинтровертами застенчивые экстраверты оказываются в более выгодном положении.Зная, что нужно делать, чтобы угодить другим, быть принятым в избранный круг,выдвинуться вперед, люди компетентные и испытывающие застенчивость только передсамими собой могут преуспеть в жизни.
Такие люди, если они к тому же наделеныспособностями, могут быстро занять достойное место в своей профессии и дажестать знаменитостью. Но никто, кроме них, так никогда и не узнает, сколько силим понадобилось, чтобы создать иллюзию непоколебимой уверенности в себе.Сколько нервов они тратят перед каждым ответственным событием, сколько энергиирасточают, пытаясь предусмотреть все его мельчайшие детали! Со стороны онимогут показаться бездушными самодурами или показушниками. К сожалению, дажеуспех не всегда приносит им удовлетворение. Застенчивые экстраверты, зная,сколько эмоций они вкладывают в любое дело, ожидают, что результат его будетсовершенным, и неспособны, удовольствоваться меньшим.

2. Методыдиагностики застенчивости
Когда людиописывают свои реакции в состоянии застенчивости, они упоминают три основныхсимптома проявления беспокойства:
· Своимвнешним видом, поведением человек сигнализирует другим: “Я застенчив”.
· Проявляютсяфизические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо.
· Внутренниеощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.
Исследованияпоказывают, что молчание — одна из вероятных реакций на беспокойство, котороемы ощущаем в определенных ситуациях. На физиологическом уровне застенчивыелюди, согласно их собственным словам, испытывают следующие ощущения: учащаетсяпульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе словно начинают порхатьбабочки, и что не удается скрыть застенчивому человеку — он краснеет.
Все люди время отвремени краснеют, чувствуют, как сводит живот или бьется сердце. Однако,застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физиологическихощущениях. Иногда они не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для нихнеловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только оплохом. Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость, анеловкость — это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренниммиром.
Стэндфордский тест назастенчивость
1.Считаете ли вы себя застенчивым? 1=да 2=нет
2.Если да,всегда ли вы были застенчивым? 1=да 2=нет
3.Если выответили «нет» на вопрос I, был ли в вашей жизни период,когда вы чувствовали себя застенчивым?
1=да 2=нег
Если нет, тогда вы закончили этот тест. Спасибо.Если вы ответили «до» на любой из трех вопросов,пожалуйста, продолжайте дальше.
4. Насколько вы застенчивы?
1= чрезвычайно застенчив
2- очень застенчив
3= весьма застенчив
4= умеренно застенчив
5= отчасти застенчив
6= только слегка застенчив
5. Как часто выиспытываете (испытывали) чувство застенчивости?
1- ежедневно
2- почти каждый день
3- часто, почти через день
4- раз два в неделю
5- реже, чей раз в неделю
6- редко, раз в месяц или реже
6.Насколько желательно для вас быть застенчивым?
7- очень нежелательно
8- нежелательно
9- ни то, ни другое
10=желательно
11- оченьжелательно
7.Насколько вы застенчивы друга (одного возраста,пола)?
12=гораздо более застенчив
13= болеезастенчив
14=примерно также
15= менеезастенчив
16-гораздо менее застенчив
8.Имеете (имели) ли вы когда-нибудь проблемы сзастенчивостью?
17- да,часто
18= да,иногда
19= да,время от времени
20= редко
21=никогда
9.Когда вы чувствуете застенчивость, можете ли выскрыть ее от других?
22= да,всегда
23= иногда
24= обычнонет
10.Считаете ли вы себя интровертом или экстравертом?
25=сильный интроверт
26=умеренный интроверт
27= внезначительной степени интроверт
28= ни то,ни другое
29= в незначительнойстепени экстраверт
30=умеренный экстраверт
31=сильный экстраверт
(11—19) Что может быть причиной вашей застенчивости?
11.Беспокойствоо негативной оценке
12.Страхбыть отвергнутым
13.Недостатокуверенности в себе
14.Недостаток определенной социальной сноровки (опишитепоподробнее):
15.Страхблизости с другими
16.Предпочтениебыть одному
17.Установкана необщественные интересы, хобби и т. д.
18.Личнаянеадекватность, дефекты (подробнее);
19. Другиепричины (подробнее):
(20-29) Восприятие вашей застенчивости
Считают аи вас застенчивым следующие люди? Как они оценивают вашузастенчивость? Ответьте, используя шкалу:
32=чрезмерно застенчив
33— оченьзастенчив
34= весьмазастенчив
35=умеренно застенчив
36=отчасти застенчив
37= толькослегка застенчив
38= незастенчив
39= незнаю
40= неподходящее определение
20.Вашамать
21.Ваш отец
22.Вашибратья или сестры
23.Близкиедрузья
24.Вашапостоянная подруга (друг), супруг
25.Студенческиеприятели
26.Соседи
27.Наставникиили работодатели, товарищи по работе, которые хорошо знают вас
28.На чемосновывается ваше предположение, что вы застенчивый человек?
1= вы застенчивы в любое время и в любой ситуации
2= вы застенчивы 50% вашего времени, вбольшинстве ситуаций
3= вы застенчивы от случая к случаю, но этислучаи достоверно показали вам, что вы застенчивый человек
29.Характеризовали ли когда-нибудь вашузастенчивость другими определениями, например, «безразличие», «отрешенность», «уравновешенность»?
Опишите подробнее:
30. Чувствуете ли вы застенчивость в одиночестве?1 = да 2 = нет
37. Испытывали ли выкогда-нибудь затруднения от одиночества?
1 = да 2 — нет
32. Если да, опишите, когда, как или почему;
(33-36) Что делает вас застенчивым?
33. Определите, какие из описанных ситуаций, действий илитипов людей заставляют вас чувствоватьсебя застенчивым. (Отметьте каждый подходящий вариант)
• любые социальные контакты
• большие группы людей
• небольшие группы, объединенные одной целью (например, класс в школе, рабочая группа на службе)
• небольшие социальные группы (на вечере, на танцах)
• общение один на один с человеком одного пола
• общение один на один с человеком противоположного пола
• любая ситуация, в которой ястановлюсь уязвим (например, просьба опомощи)
• ситуация, в которой я на ступень ниже других (например, разговариваю с начальством)
• ситуации, в которых необходимо отстаивать свои права (например,плохое обслуживание в гостинице или неудовлетворительное качество продукта)
• ситуации, в которых я в центре вниманияперед большой аудиторией (например, выступаю с речью)
• ситуации, в которых я в центре внимания внутри небольшой группы (например, когда меняпредставляют или спрашивают конкретно мое мнение)
• ситуации, в которых меня оценивают или сравнивают с другими (например, опрашивают,критикуют)
• любая ситуация, затрагивающая меня лично
• ситуация, в которой возможна сексуальная близость
34. Вернитесь к предыдущему номеру и среди выбранных пунктов определите, проявлялась ли вашазастенчивость в подобной ситуации в прошломмесяце
0= нет, только в позапрошлом месяце
1= да, и очень сильно
2= да, довольно сильно
3= умеренно
4= только немного
5= нет, ни разу
35. Люди, которые делают менязастенчивым
· родители
· братья или се
· другие родственники
· друзья
· посторонние
· иностранцы
·   люди, обладающие властью (полицейские, учителя, начальство на работе)
· люди, обладающие большими знаниями(интеллектуалы, гении)
· люди более старшего возраста (гораздо старше, чем вы)
· лети (гораздо моложе вас)
· люди противоположного пола, когда они в группе
· люди одного с вами пола, когда они в группе
· люди противоположного пола один на один с вами
· люди одного с вами пола один на один с вами
36.Вернитесь к предыдущему номеру и средивыбранных типов людей определите, была ли ваша застенчивость в прошлом месяце вызвана контактом содним аз таких людей (или несколькими)
0= нет, только в позапрошлом месяце
1= да, и очень сильно
2= да, довольно сильно
3= умеренно
4= только слегка
(37-40) Проявления застенчивости
37.По каким признакам вы определили, что вызастенчивы?
1= только мои внутренние ощущения, мысли, симптомы
2= только мое поведение в данной ситуации
3= внутренние реакции и общественное поведение
Физиологические реакция
38.Испытывали ли вы когда-нибудь физиологические реакции, отражающие вашу застенчивость? Поставьте 0 на те реакции, которые вы не испытывали, 1 — на наиболеечастые, обычные для вес реакции, 2 — отражающие боли сильные чувстваи т. д.
румянец
учащение пульса
неприятные ощущения в желудке
внутренняя дрожь
сердцебиение
сухие губы
дрожание конечностей
затрудненное дыхание
усталость
другие (опишите подробнее):
Мысли, чувства
39. Какие мысли, ощущения вызывает у вас ваша застенчивость? Поставьте 0 на те ощущения, которые вы не испытывали, 1 — на наиболее частые, обычные для вас, 2 —отражающие более сильные чувства и т. д.
позитивные чувства (например, доволен собой)
мысли ни о чем (мечты, неопределенные ощущения)
углубленное самосознание (чрезмерная занятостьсобой, своими поступками)
мысли о неприятности ситуации (ситуация ужасна,как жаль, что я в ней оказался)
отвлекающие мысли (например, о том, что я мог бысделать, или о том, что ситуация скоро изменится)
негативные мысли о себе (например, ощущениенеадекватности, неуверенности, собственной глупости)
мысли о том, как оценят меня другие (беспокойствоо том, что подумают другие)
мысли о самоконтроле (например, какое впечатлениея произвел, и как я мог бы этого избежать)
мысли о застенчивости вообще (например, о еевыраженности и обстоятельствах, желание преодолеть ее)
другие (подробности)
Поведение, поступки
40. Если вы когда-либо испытывали чувствозастенчивости, как это проявлялось в вашем поведении? Оцените определенные типыповедения по возрастающей: 0 — действия, вам не свойственные, 1 — типичное длявас поведение, 2 — поведение, отражающее более сильные чувства и т. д. (разныеварианты могут быть обозначены одинаковыми цифрами)
низкий голос
уклонение от общения с людьми
неспособность смотреть прямо в глаза
молчание (нежелание говорить)
заикание
бессвязная речь
позирование
уклонение от ответственных действий
уход от ситуации
другие (подробности):
(41—42) Последствия застенчивости
Каковы негативные последствия застенчивости?(Выберите те, которые касаются вас)
• никаких
• создаст социальные проблемы; трудности в общении слюдьми, приобретении новых друзей
• имеет негативные эмоциональные последствия; сознает ощущение одиночества,изоляции, депрессии
мешает позитивной оценке моих способностей другими людьми (например, из-за того, что я застенчив, никтоне узнает о моих ценных качествах)
• доставляет трудности, когда необходимо отстаивать своемнение, быть напористым, воспользоваться своими возможностями
• способствует неправильной негативной оценке другими людьми(например, меня могут несправедливо посчитать снобом, недружелюбным или слабымчеловеком)
• создает познавательные трудности, препятствует совместномуосмысливанию общих тем, общению с другими людьми
• поддерживает чрезмерное самосознание, поглощение собой
42.Каковы позитивные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас)
• никаких
• создает трогательный образ скромного, сдержанного человека
• помогает избежать конфликтов
• обеспечивает удобное состояние анонимности и защищенности
• обеспечивает возможность пассивно наблюдать со стороны,действовать внимательно и осторожно
• помогает избежать негативной оценки со стороны других людей(например, застенчивый человек ненавязчив, не агрессивен, не обладаетамбициями)
• обеспечивает возможность быть выделенным среди других
• способствует уединению, предлагает удовольствия одиночества
• исключает необходимость отталкивать или запугивать людей,причинять им боль. Создает спокойные условия существования
43.Можно ли преодолеть вашу застенчивость?
1= да
= нет
44.Хотите ли вы серьезно работатьнад ее преодолением?
1= да, конечно
2= да, возможно
3= еще не уверен
4= нет
Как развивалась ваша застевчнвостъ?
Напишите мне письмо о том, как развивалась вашазастенчивость. Раскройте следующие пункты:
• Когда вы впервые почувствовали себязастенчивым? Опишите ситуацию, людей, которые в ней участвовали, я вашиощущения.
а)Какие выводы вы сделали для себя, основываясьна пережитой ситуация?
б)Сказали ли что-нибудь другие люди, чтозаставило вас чувствовать себя застенчивым? Что именно они сказали? Какиевыводы вы сделали для себя, основываясь на том, что сказали другие?
в)Понимаете ли вы сейчас, что это было неверноеистолкование (мотивов, ответственности, нераспознанных сигналов)? Опишите, чтопроизошло в действительности и как это было интерпретировано.
г)Был ли кто-нибудь, кто заставил вас чувствоватьсебя лучше (менее застенчивым) или хуже? Кто? Что он сделал?
д)Ваши выводы относительно себя изменились запрошедшие годы или остались прежними?
••  Когда вы почувствовали себя застенчивым вследующий раз?
Вспомните события детства, юношества и прошедшегогода, когда вы чувствовали себя застенчивым. Были ли эти случаи похожи на то,что вы испытали в первый раз?
Говорят ли в настоящее время о вас что-то, чтоделает вас застенчивым? Что именно?.
Допускаете ли вы, чтобы другие люди знали о вашейзастенчивости? Каким образом вы даете понять о ней, и как скоро это происходит?
Позволяли ли вы когда-нибудь себе действия илислова, делающие других людей застенчивыми?
Убытки и выгоды
Чего вам стоит ваша застенчивость? Какиевозможности вы потеряли, и каких жизненных благ лишились из-за застенчивости?Опишите то, что было утеряно, брошено или имело наименьший результат, составивтаблицу.
Убытки от застенчивости Ценные события, действия, Время возможности, люди, которые Последствия вашей жизни были утеряны, отложены, лично для вас уменьшены и т. д. 1.
Теперь давайте серьезно подумаем о тех едвауловимых выгодах, которые мы получаем, имея клеймо застенчивости. Большинствоиз нас знает, как извлечь что-нибудь позитивное даже из неприятностей. Что вамдает застенчивость? Обычно мы не признаем этих «вторичных выгод» нашейизначальной несостоятельности, однако некоторые из них могут заключаться вследующем: возможность оправданий, уклонение от рискованных действий, избежаниекритики, отход от агрессивных людей, неучастие в чужих проблемах и так далее.Составьте таблицу.
Выгоды застенчивостиСитуация Действия, предпринятые или отвергнутые Полученная выгода Отдаленные последствия 1. 2. '

3. Преодоление застенчивости
Застенчивостьсостоит из трех компонентов:
 - Чрезмерноесамосознание — Вы слишком часто думаете о себе, особенно в социальныхситуациях.
 - Чрезмерноотрицательная самооценка — Вы имеете тенденцию видеть себя только сотрицательной стороны.
 - Чрезмерноотрицательная самоозабоченность — Вы обращаете слишком много внимания на вседействия, которые делаете неправильно, когда находитесь в окружении другихлюдей.
Все мы испытываемзастенчивость по-разному и в различной степени. Однако, первопричина может бытьсведена к одной из следующих причин:
· Слабоепредставление о самом себе — это особенно актуально в школьные годы. Мыошибочно полагали, что наши уникальные качества никому не были интересны и недостойны чьего-либо восхищения. Мы стремились быть похожими на других, врезультате чего не показывали свои способности и таланты.
· Своипредрассудки — Когда мы в окружении других людей, то становимся чрезвычайночувствительными к тому, что делаем, как будто нас поместили на центральнуюсцену. Это порождает беспокойство и заставляет нас подвергать сомнению каждоесвое движение. Все внимание сосредотачивается непосредственно на себе, аособенно на том «что же я делаю неправильно».
· Маркировка- Когда мы вешаем на себя ярлык как на застенчивого человека, в психологическомплане мы склонны соответствовать этим ожиданиям. Мы можем сказать себе: «Я — застенчивый человек и похоже, что это правда, я действительно являюсьзастенчивым». Также когда мы маркируем какую-то вещь, то соответственновоспринимаем ее в соответствии с установленной маркировкой.

1.3Пятнадцатьшагов к уверенности в самом себе
1.Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себедостойные цели.
2.Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьтесвои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть. Сделайтеинвентаризацию в хранилище ваших сценариев и соотнесите их с сегодняшним днем,с вашим нынешним психологическим состоянием так, чтобы эти сценарии неуправляли вами, а помогали жить.
3.Определите, что является основой вашейличности. При помощи анализа собственного прошлого определите, какие личныесвязи и принятые решения заставили вас жить именно так, как вы живете.Старайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этомнуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания.Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, кактщательно извлечете из них все полезное для себя. Помните — пока в вас живутплохие воспоминания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите коннатупамяти прошлыми успехами, даже если их мало.
4.Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводявас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себеобязательно!
5.Рассмотрите причины вашего поведения вфизическом, социальном, экономическом и политическом аспектах вашей нынешнейситуации, но не с точки зрения ваших личных недостатков.
6.Все относительно. Сколько людей — столькомнений. Напоминайте себе, что всегда и на все существует альтернативная точказрения. «Реальность» никогда не была ничем иным, нежели частичным соглашениемлюдей называть вещи одинаковыми словами, а не так, как каждому хотелось быназвать их в соответствии с собственными представлениями. Понимание этогопозволит вам быть более терпимым в интерпретации замыслов других людей и болеевеликодушным в осмыслении мотивов чужого поведения.
7.Никогда не говорите плохо о себе, особенноостерегайтесь таких категоричных оценок, гак «тупица, урод, кретин, неудачник,неисправимый человек*.
8.Не позволяйте другим критиковать вашиличностные качества. Предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Небойтесь обратной связи — она может быть весьма конструктивной.
9.Помните, что иногда неудачи и разочарования —благо. В некоторых случаях неимоверные усилия тратятся на неверно выбранныецели, и тогда, вовремя преподав нам жизненно необходимый урок, неудачипозволяют избежать, куда больших разочарований.
10.Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуетедискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можетеизменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока ввас не начал развиваться комплекс собственной неполноценности. Жизнь слишкомкоротка, чтобы тратить время на печали.
11.Давайте себе время, чтобы расслабиться,отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которымивы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы сможете общаться с самимсобой.
12.На практике будьте общественным созданием.Радуйтесь, чувствуя энергию, которую излучают другие люди, радуйтесь уникальнымкачествам и многогранности ваших братьев и сестер. Представьте себе, какие уних могут быть страхи и сомнения и как вы теперь можете помочь им. Поймите,почему вы нуждаетесь в них и что вы должны им дать. Кроме того, признайте себяготовым поделиться.
13.Не защищайте чересчур свое это; оно болеепрочно и жизнерадостно, чем вы предполагаете. Оно гнется, но не ломается.Намного лучше время от времени чувствовать боль в душе оттого, что выдействовали не лучшим образом, нежели избегать боли ценой эмоциональногоотупения.
14.Определите дальние цели в жизни и оченьтщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближнихцелей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопатьсебя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться отом, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.
15. Вы не являетесь объектом, с которым всегдадолжны происходить только скверные вещи. Вы не похожи на кузнечика,вынужденного вечно прыгать, чтобы на него не наступили. Вы — венец миллионовлет эволюции нашего вида, венец мечты ваших родителей и замыслов Господних. Выявляетесь уникальным индивидуумом, активным актером на жизненных подмостках,способным оказывать непосредственное влияние на события. Вы можете изменитьвесь ход вашей жизни, если захотите этого. Если есть уверенность в себе, тонеурядицы обернутся вызовами, брошенными вам жизнью, а вызовы — победами.
2.3 Двадцатьпутей к преодолению застенчивости
1. Поймите своюзастенчивость — Поймите, какая ситуация вызывает это чувство? И чем выобеспокоены в этот момент?
2. Повернитесамосознание в самопонимание — Признайте, что мир не смотрит на вас.Большинство людей слишком заняты, думая в основном о себе.
3. Найдите своисильные стороны – Все мы обладаем уникальными качествами и различными способамивыражения. Важно знать и полностью принимать вещи, в которых мы преуспеваем,даже если они отличаются от нормы. Если бы все были одинаковыми, то мир был быдовольно скучным местом.
4. Научитесьнравиться самому себе – Практикуйтесь в оценке самого себя и научитесь любитьсвое уникальное выражение, то кем вы являетесь.
5. Не старайтесьстать похожим на всех – Попытки быть похожим на всех утомляют и не оченьзабавны. Поймите, что хорошо отличаться от других.
6. Обращайтевнимание на других людей — Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своейнеловкости в социальных ситуациях, обращайте внимание на других людей и то, чтоони говорят.
7. Выпускайтесвое беспокойство с помощью дыхания — Простой метод по снятию напряжениясостоит в том, чтобы сделать несколько глубоких вдохов с закрытыми глазами.
8. Выпускайтесвое беспокойство с помощью движения — Другой способ снять беспокойство состоитв освобождении заблокированной энергии. Вы можете выпустить эту энергию черезфизическое движение.
9. Визуализация –Представление себя уверенным и счастливым человеком, помогает формироватьположительную самооценку.
10. Подтверждение- Слова могут нести невероятную энергию. То, что вы неоднократно говорите себе,слышит ваше подсознание, и это действует великолепно.
11. Не покидайтенеловких ситуаций – Постарайтесь превратить неловкую ситуацию в местосамоанализа и личного роста.
12. Пониманиеотказов — Поймите вероятность того, что мы можем быть отвергнуты и научитесь непринимать их лично. Помните, что вы не одиноки, и у нас всех есть опыт отказов.Отказы являются частью жизни, частью учебного процесса учебного процесса еслихотите. Ключ заключается в том, как вы принимаете отказы, когда онивстречаются. Это помогает быть психически подготовленным, прежде чем онипроисходят.
13. Оставьтеслишком высокую требовательность к себе — Когда мы сравниваем себя с кем-то, тообычно это самый успешный человек в комнате или знаменитость, которую мы видимпо телевидению. Мы устанавливаем чрезмерные ожидания, сравнивая себянеобоснованно с людьми, отличающимися от нас, а после удивляемся «почему я немогу быть таким?».
14. Прекратитевешать на себя ярлыки — Перестаньте маркировать себя как застенчивый человек.
15. Практикуйтесоциальные навыки – Как и любой другой навык, социальные навыки могут бытьвыращены через практику и опыт.
16.Практикуйтесь, находясь в неудобных ситуациях — Иногда нам не хватает несоциальных навыков, а, скорее, недостатка собственной уверенности в том, что мыможем добиться успеха, и повышенное опасение, что нам что-либо не удастся.Присутствие в неловких ситуациях поможет уменьшить ваши опасения в отношениинеловкой ситуации…
17. Задайте себетри вопроса — В тех социальных ситуациях, когда у вас может возникнутьбеспокойство, периодически задавайте себе следующие три вопроса. Это позволитотвлечь себя от более саморазрушительных мыслей.
 1. Я дышу?
 2. Я спокоен?
 3. Я двигаюсь сизяществом?
18. Что являетсяудобным для вас? — Поход в бары и клубы не для каждого. Поймите, какие чувства,удобны для вас, занимайтесь той деятельностью, которая вам подходит, инаходитесь в обществе с теми людьми, которые помогают выявить в вас лучшиекачества.
19. Сосредоточитесьна моменте — Понимайте, что вы делаете, независимо от того, чем вы заняты, этоуберет внимание от себя.
20. Сделайтезапись своих успехов — Хранение журнала своих успехов не только повыситуверенность в себе, но также поможет перенести внимание к тому, что можетпринести вам пользу

Выводы
По мнению З.Фрейда, застенчивость — это симптом, она представляет реакцию нанеосуществленные первобытные стремления подсознания.
Все вышеперечисленные теоретические подходы к проблеме застенчивости, указывают иподтверждают то, что застенчивость влияет на самооценку и притязания, делая ихнеадекватными по отношению к жизненным ситуациям. И наоборот неадекватная, а вчастности, заниженная самооценка — признак, симптом, характеристиказастенчивости.
Психологическийсловарь под редакцией М.Г. Ярошевского говорит о самооценке и уровне притязанийследующее: “…самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей,качеств и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнемпритязаний человека, то есть степенью трудностей целей, которые он ставит передсобой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведетк тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего егоповедение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышеннаятревожность, застенчивость и др.)
Таковы общиепонятия о самооценке и уровне притязаний. Но каковы особенности этих двухличностных образований в младшем школьном возрасте? Какова их взаимосвязь сзастенчивостью?
Самооценка,выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельностишкольника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владенияприемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Существует связьмежду успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитиемличности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок,и то, к чему он стремится. Самооценка лежит в основе наиболее адекватногомотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано идругое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается какустойчивая потребность в определенной положительной оценке”.
Высотаположительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Однихвполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие,претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных. Нодетям очень важно, чтобы их положительная оценка была общепризнанна. Самооценкаи связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрамиумственной деятельности, позволяет судить о том, как проходит процесс развитияличности младшего школьника под влиянием ведущей деятельности – учебнойдеятельности.

Литература
1. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что этотакое и как с ней справляться: Исследования проведены в сотрудничестве с П.А.Пилконисом СПб.: Питер: Питер-пресс, 1995.
2. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова Издательство «Азъ», 1992
3. «О́ксфордский слова́рь» «Oxford University Press». Издание 2005 г
4. Куницына В.Н. Межличностноеобщение. Санкт-Петербург, 1999 г.
5. Раймонд Кэттелл «Описание иизмерение личности» 1946 г
6. А.А. Баранов «Детские болезни»2002 г.
7. Френкин Р. Мотивация поведения.СПб., 2003, с. 231.
8. Кон И.С. «Психология раннейюности» М.: Просвещение, 1989г.
10. М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский.«Психологический словарь» 1990г.
11. www.sevpsiport.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.