Методика «Достань тележку»
Цель: исследование уровня развития мышления детей 3 лет.
Стимульный материал: тележка с кольцом, черезкольцо продета тесёмка; в другом случае – рядом со скользящей тесёмкой –ложная.
Проведение обследования: перед ребёнком на другомконце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зонедосягаемости его руки находятся два конца тесёмки, которые разделены междусобой на 50 см. Ребёнка просят достать тележку. Если он тянет только за одинконец тесёмки, тележка остаётся на месте. Задача заключается в том, чтобыребёнок догадался соединить оба конца тесёмки и подтянул тележку. Обучениепроводится на уровне практических проб самого ребёнка.
Оценка действий ребёнка: если ребёнок тянет за обаконца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же он тянет сначала заодин конец тесёмки, то ему надо дать возможность попробовать ещё раз, но этоуже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесёмкучерез кольцо и, убрав экран, предлагает ребёнку достать тележку. Если ребёнокне догадывается использовать тесёмку, то это оценивается как невыполнениезадания. Фиксируется также отношение к результату, результат.
Оценка в баллах: 1 балл – ребёнок не понимаетзадание, не стремится достичь цели; 2 балла – пытается достать рукой цель,после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания; 3 балла– пытается достать тележку за один конец тесёмки, после 2 – 3 попыток достигаетрезультата, понимает конечный результат своих действий; 4 балла – сразу находитправильное решение и выполняет задание, заинтересован в конечном результате.
Методика «Достань ключик»
Цель: исследование уровня развития мышления детей 4-5лет.
Стимульный материал: заводная игрушка, ключик.
Проведение обследования: ребёнку дают заводнуюигрушку, а ключик от неё висит так высоко, что ребёнок, стоя на полу, не можетего достать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использоватьбольшой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение непроводится.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания,способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул или сразу отказалсяот выполнения задания), отношение к результату.
Оценка в баллах: 1 балл – не принимает задание,в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно; 2 балла –принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практическойзадачи; не пытается достичь цели, используя свои физические возможности(прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либосразу отказывается действовать; 3 балла – принимает задание, анализируетусловия, т. е. понимает, что рукой выполнить задание не возможно, но нетактивного самостоятельного выбора средств для достижения цели, послеактивизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб; 4балла – принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решаетзадачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки.
Методика «Классификация картинок по функциональномуназначению»
Цель: диагностика уровня развития мышления детей 6 лет.
Стимульный материал: 8 предметных картинок с изображениемодежды и 8 – с изображением посуды.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнкомна стол картинку с изображением одежды (юбка) так, чтобы можно было выложитьвертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) икладёт на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно быловыложить другой вертикальный ряд (параллельно первому). После этого взрослыйберёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить ли её подизображением юбки или под изображением чашки, и сам кладёт под изображениеюбки. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. Послеэтого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки на каждой изкоторых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в одиниз столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку.Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребёнок не ориентировалсяна порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки, егоспрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие – в другом». Выявляетсяумение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способвыполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принципгруппировки.
Оценка в баллах: 1 балл – не понимает условийзадачи, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание,выполняет классификацию без учёта основного признака, раскладывает картинкилибо по очереди, либо в один ряд, потом в другой; 3 балла – принимает ипонимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не можетобобщить в речевом плане принцип группировки; 4 балла – принимает и понимаетзадание, выполняет классификацию с учётом основного признака, может егообобщить в речевом плане.
Методика «Группировка картинок по способу действия»
Цель: выявление уровня развития мышления детей 6 лет.
Стимульный материал: восемь пар предметныхкартинок, с одними из которых можно действовать, с другими – нельзя.
Проведение обследования: взрослый кладёт передребёнком рядом две картинки: на одной – чайник с ручкой, на другой – чайник безручки. Затем взрослый показывает ребёнку картинку с изображением часов безстрелок, спрашивает: «Куда её надо положить?» — и сам кладёт под изображениемчайника без ручки. Картинку с изображением часов со стрелками кладут подизображение чайника с ручкой. После этого ребёнку дают по одной картинке,вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнкапросят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, т. е.выясняют, умеет ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, умениеработать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.
Оценка в баллах: 1 балл – задание не понимает,в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – задание принимает,раскладывает картинки без учёта основного принципа; 3 балла – заданиепринимает, раскладывает картинки с учётом основного принципа, но не можетобобщить принцип группировки в речевом плане; 4 балла – задание принимает,раскладывает картинки с учётом основного принципа, может обобщить принципгруппировки в своих высказываниях.