Реферат по предмету "Социология"


Игрушки Советского общества. История и значение

Содержание
ØВведение…………………………………………………...
ØПервая глава. История «советской»игрушки……….….
ØВторая глава. Социологическийаспект рассмотрения игрушек…………..……………………………………………..
ØТретья глава. Значение современныхигрушек для общества…………..………………………………………………..
ØПрактическаячасть………………………………………..
ØЗаключение…………………………………………………
ØБиблиографическийсписок……………………………….
ØПриложения………………………………………………...
Введение
Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства.И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает степлотой и трепетом.
Игрушка редко становится предметом исследований, чащевсего она понимается только как составная часть игровой реальности, каквключенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную,относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении»игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимоучесть опыт осмысления игры.[1]
Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушекв жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним изэлементов социализации.
В разные времена игрушки отличались друг от друга, ноих назначение оставалось неизменным.
Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушекдля детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых«близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствамисоциализации ребёнка.
Цель данной курсовой работы заключается в исследованиимира «Советских игрушек», их изменения и значения, как для людей того времени,так и для людей современного периода. Помимо этого, хотелось бы сравнить Советскийпериод и наши дни и выяснить, к чему же привели все эти изменения.
Гипотеза исследования состоит в том, что попрохождении определённого периода времени, игрушки в СССР видоизменялись истановились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. Отручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становилисьдоступнее для простых граждан. Во все времена игрушка показывала статусчеловека. Советское время не является исключением. Чем он (человек) был богаче,имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у егодетей. Не остался без внимания и гендерный аспект влияния современных игрушекна поведение детей.
Методом исследования было выбрано интервью, так каконо позволяет узнать наиболее полную информацию по теме непосредственно уконкретного человека.
Глава І
История «советской» игрушки
История «Советской» игрушки насчитывает многие десяткилет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории иэтнографии игрушки.
В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для куколнаступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильноразорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-товремя совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишьна базарах и ярмарках у кустарей – одиночек. Но, уже несколько лет спустя, вместах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели ифабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами ив богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще – в кукольном мире, как взеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всюсвою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили своюочаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одеждасшита из отходов дешёвой ткани».[2] Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами –розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немогокино.
Московская артель «Забава детей» в те годы выпускалатряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц.Загорские мастера (Сергиев Посад тогда переименовался в Загорск) вытачиваликрасноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров – барабанщиков. Адля мальчишек из жести и из папье-маше лепили коней и каталок.
Немного забегая вперёд, хотелось бы отметить, что впоследующие годы, а именно в 50 – е, «лошадки были самой популярной игрушкой».[3]
Возвращаясь к более раннему периоду, следует отметить,что Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад.
После 1930 года началась работа по созданию новой«советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителясоциализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистическихнормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцовигрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно — исследовательскийинститут игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это былиединственные в мире научные учреждения.[4]
Как уже отмечалось выше, ВОВ приостановилапроизводство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось.
В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурсна новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленнойкооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 Марта (г. Москва)подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцысоветских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы – мальчики икуклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми ипрофессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика,пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названысоответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник»,«Школьница», «Нахимовец» и др.
Подробнее хотелось бы остановиться на 50 – х годах ХХв., а именно, рассмотреть некоторые из моделей игрушек этого периода.
В 50 – е годы возобновляется производство популярныхперед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные изрезины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткиештанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.
Разрушенное войной хозяйство постепенновосстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы.Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большимипартиями.
Что касается вышеупомянутой популярности игрушек –лошадок, то их существовало несколько разновидностей, и они имели разныеназвания. «Например, «Лошадка малая» изготавливалась из папье-маше, еёокрашивали разноцветными масляными красками, соответственно определённой масти.Ушки были изготовлены из кожи. Обязательной была уздечка, изготовленная изразноцветной тесьмы».[5]Помимо этой модели были также «Лошадка средняя», основное отличие которойзаключалось в том, что у неё имелись колёса, и её можно было возить по полу.«Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалеристов. Но мечтой каждогомальчика была «Лошадка озвученная». Голова её была подвижной, но самоеинтересное в том, что она умела ржать. Специально для этого, внутрь лошадкивставлялось звуковое устройство. Естественно, что цена её была дороже, чем упредыдущих.
Помимо лошадок изготавливались такие игрушки, как«Мишка», которого
шили из чёрного или коричневого плюша и набиваливатой, стружками или опилками, «Собачка», изготавливаемая также из плюша.
«Познавательно – техническую нагрузку несла игрушка«Ветряная мельница». Её делали из отходов фанеры… Она крепилась к небольшойплощадке. Крылья мельницы можно было приводить в движение путём вращенияприкреплённой оси и короткого шнура…».[6]
Таковым является ассортимент игрушек поколения 50 – хгодов. Но это не означает, что нужно ограничиваться лишь им. Кроме этого, нафабриках выпускали кукол, различные машинки и т.д.
Что касается 60 – х годов, то игрушки старалисьпроизводить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом незадумывались об их разнообразии. Наступает время, которое называется перестройкой.В это время в магазины хлынули «игрушки – иноземки»  — новые, яркие, необычные.Самой необычной была кукла по имени Барби с точёной фигурой и «настоящимиволосами», которая потеснила пухлую куклу Любочку.
 
Глава ІІ
Социологический аспект рассмотрения игрушек
Во второй главе хотелось бы поговорить осоциологическом значении игрушек в обществе. Как известно, игрушки несут в себене только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую.
«Л.Г. Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушкеинтересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточнотакже психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и ещёмного иных сторон».[7]
Социологическое изучение игрушек и игр дополняетпедагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой.Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на двааспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и«общество в игрушке» (социолого-искусствоведческий аспект).
Первый аспект связан с изучением функционированияигрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средствосоциализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Какписал игрушковед Н.Д.Бартрам, «каждая из этих игрушек есть одно иззвеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различныхкультур».[8]
 К первому же аспекту относится вопрос, связанный свлиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов,влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитиеих тем и образов.
Второй аспект невозможно считать чистосоциологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии иискусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное обществоотражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темахи образах игрушек. Бартрам считал, что «каждая страна выражается в своейигрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху».[9]
Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушкув качестве средства передачи общественного опыта.[10]Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного,социального и общественного опыта.
В 50-е гг. в практической работе советских педагогов идетских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1)игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия(настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3)технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных испортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.[11]Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляциюразличного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.
Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общиепризнаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки,декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют«творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет,закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его… Они направляютвнимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержаниеигры, дают направленность интересам, переживаниям».[12]
Отражательная функция образной и сюжетной игрушкиотмечалась давно: «Обладая целым рядом самых различных ценностей, — писалН.Д.Бартрам, — игрушка по своему существу делится на игрушку как „радостьребенка“ и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом».[13]К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически — «игриво» отражает природу, социум, объекты культуры и техническиедостижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты,содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется наигрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику «своеобразиемизобразительного языка игрушки». Элементы социальной системы специфическиотражаются в советских игрушках.
В заключении второй главы следует отметить, чтосоциологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой,которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также,цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, чтопозволяет использовать специфический угол научного зрения на игрушку и выявитьнеизвестные стороны ее функционирования, известные же — рассмотреть полнее.
Глава ІІІ
Значение современных игрушек для общества
Так как во введении помимо всего прочего говорилось означении современной игрушки, то в третьей главе необходимо рассказать о еёзначении для нынешнего поколения.
В настоящее время в наших магазинах присутствуетполное изобилие различных игрушек. «Мальчишкамнравятся все технические новинки: пистолеты, грузовики, самолеты и подводныелодки, — все то, что движется, мигает, звучит. Их привлекают Человек-Паук иБэтмен. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не очень-тонравятся маленьким мужчинам. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой.Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить».[14]Для девочек актуальными являются куклы Барби, их копии, куколки с «фарфоровымиличиками». В отдалении остаются обычные куклы, не имеющие шикарной фигуры ипричёски. Девочкам нравятся Барби, так как, помимо самой куклы, в придачупродаются дома с мебелью, машины, яхты и прочие принадлежности «хорошей» жизни.Судя по всему, это и привлекает маленьких покупательниц, мечтающих о красивом ибеззаботном будущем.
«Через Барби, по мнению психологов, девочкам внушаетсясхематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметьбогатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику».[15](См.: www.rususa.com «Барби портит девочек»).
Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игрыне потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость.В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной итворческой личностью. Нужно присматриваться к своему чаду. Если вы купите емупожарную машину, не объяснив, для чего она нужна, не рассказав, как пожарные помогаютлюдям, машинка будет забыта через пару дней. Если же у него сложится в головемодель игры с этой игрушкой, то он будет занят ею долгое время.
 
Практическая часть
В практической части хотелось бы подробнее рассмотретьисследование, проведённое методом интервью и проанализировать его. Суть этогоисследования состоит в том, чтобы выяснить функцию игрушек в обществе, а такжеузнать отношение респондентов к их (игрушек) роли в семье.
Нами было опрошено три респондента, женщины, возрастомшестьдесят семь, шестьдесят девять и тридцать девять лет.
В результате анализа интервью выяснилось, что двоереспондентов во времена своего детства шили игрушки сами, что можно увидеть вследующей цитате: «Игрушки не покупались, так как не было денег. Игрушки шилисами (кукол, собак, одежду для кукол (платья, сарафаны из ситца)). Головунабивали ватой, раскрашивали цветными карандашами (черные брови, голубыеглаза). Куклы были большие, примерно 25-30 см» или «…но, когда мы былималенькие, у нас были только самодельные игрушки. Мы шили кукол сами, лицакуклам рисовали ручкой. Страшные получались, но нам нравилось, наверно потому,что мы других не видели». Возможно, эти фразы свидетельствуют о военномвремени, в которое респондентам довелось проводить своё детство. Для этогопериода вообще характерно бедное существование многих семей. И поэтому люди немогли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Только один респондентответил, что «обычно игрушки покупали в магазинах, очень часто игрушки дарили.Редко шили сами, в основном только одежду для кукол». Это также объясняетсявозрастом респондента, так как он является представителем другого поколения,полностью отличного от предыдущих. Здесь уже нет тенденции, что игрушки детямнужно изготавливать самостоятельно, их можно просто пойти и купить в магазине.
На вопрос о том, передаются ли игрушки в Вашей семьепо наследству, два респондента ответили положительно. «Да, передаются мягкиеигрушки» или «Моя внучка играла в игрушки своей мамы». Это может зависеть от многихфакторов, например, от традиций, принятых в семье, либо от недостаткафинансовых средств и т. д. Один респондент ответил, что «игрушки всеистрепывались и приходили в негодность, поэтому не передавались».
Что касается вопроса «Играют ли в эти игрушки Вашидети?», то респонденты опять разошлись во мнениях. Одна женщина рассказаланебольшую историю о том, что у них «в деревне была женщина, которая считала,что кукла, которую она сшила и подарила своей дочери на четырёхлетие, приносилаеё удачу, и она не в коем случае не разрешала выкидывать эту куклу». Другойреспондент ответил: «Детям покупали всё, так как у себя не было», т. е. этоговорит о том, что для своих детей люди, лишённые в детстве многих игрушек,старались восполнить этот недостаток.
Далее идут вопросы, связанные также с самостоятельнымизготовлением игрушек. Звучат они так: «Делали ли Вы игрушки своими руками?»,«Делали ли Ваши дети игрушки?»
В статье Ольги Бредниковой и Зои Кустафьевой «Стараявещь как персонаж блошиного рынка», говорится, что «типичная для рынкаситуация, когда люди продают свой «хлам» и тут же на вырученныеденьги покупают новый (одна из причин не рассматривать этот рынок какэкономическое предприятие, направленное на получение выгоды)». Для этого у насимеются подтверждения к статье. Отвечая на первый вопрос, респондент рассказал,что в деревне, где он жил, применялись некоторые практики обмена игрушек, т. е.«меняли мохры (одеяла старые) на игрушки. Ездил извозчик с игрушками(свистульки, резиновые мячики, прыгалки) менял мохры на игрушки. Сдавали такжемедные тазы, разную  ненужную утварь. Раздавал сам, что попадется. Это былонесколько лет». Как нам кажется, этоочень интересный вид практик обмена. Как показано в статье, он можетиспользоваться не только в таком качестве, но и во многих других аспектах. Еслисравнить ситуацию с блошиным рынком и вышеприведённым высказыванием, то здесьможно найти некоторые сходства и различия. Различие заключается в том, что нарынке в процессе обмена используются финансовые средства, когда в ситуацииреспондента этого нет. Это можно связать с тем, что в деревне взаимоотношениякупли-продажи намного проще, так как у людей нет достаточного количестваматериальных средств. Сходство состоит в том, что и там, и там люди обмениваюткакие-либо старые вещи на другие, нужные им.
В основном игрушки изготовлялись «из всякого хлама».Как говорит другой респондент: «Мы брали катушки от ниток, разрисовывали их икатали с деревянных горок».
На тот же самый вопрос третий респондент ответил, что«игрушки шили очень редко, только на уроках труда, в основном это были мягкиеигрушки (из меха или ткани)». В общем, в этом также можно сослаться на возрастреспондента. Но здесь присутствует и обучающий аспект, т. е. дети уже несамостоятельно обучаются шитью, а у них имеется некий наставник, которыйпоказывает, как это нужно делать.
Во втором вопросе высказывания всех респондентовсовпали. Они ответили, что, в основном, их дети играли в покупные игрушки, аесли и шили, то очень мало, да и то, только одежду для кукол.
Следует подробнее остановиться на вопросе, связанном стем, как игрушка может определять статус человека в обществе. Ранее говорилосьо значении игрушки в обществе и о том, как  в ней это общество отражается.Повторяя слова Бартрама Н. Д., следует отметить, что «каждая странавыражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху».[16]Также и человек. Игрушка показывает, насколько он (человек) может олицетворятьсобой общество, в котором он находится, и, кроме этого, она указывает на егоположение в нём (обществе).
Каждый из респондентов имел своё мнение на этот счёт.Вот ответ одного из респондентов: «Конечно, если игрушки шили сами, то этопоказывало нищету. У бедных все шили. У богатых были большие куклы,целлулоидные. У подруги отец был инкассатором. А сейчас сверхпоказываютположение в обществе. У богатых железные дороги, огромные мягкие игрушки». 
Другой респондент заявил, что «в нашей деревне, восновном, все жили одинаково. Все шили игрушки сами. Может в городах, там да.Единственное, кто хорошо шил, у тех куклы были симпатичнее (милее). А кто так,чтобы было…страх Божий! А сейчас вряд ли это социальный статус. Игрушкидоступны всем». То есть, несмотря на то, что оба респондента провели своёдетство в деревне, у них существуют разные точки зрения по этому поводу. Можетбыть, как сказал второй респондент, уровень жизни в их деревне был примерноодинаковый, а у первого все-таки существовали некие различия. Но, как намкажется, в ситуации с первым респондентом, людей с высоким статусом было не такуж и много. Для тех, кто проживает в городе, ещё возможна такая ситуация, а вотв деревне наверняка нет.
На этот же вопрос последовал следующий ответ: «…всоветское время германские куклы были доступны только богатым. А сейчас тожеесть дорогие игрушки, себе могут позволить только богатые люди». То естьреспондент тоже соглашается с тем, что, несомненно, игрушки являютсяпоказателем статуса человека.
Переходя к современности, необходимо выяснитьотношение респондентов к игрушкам нашего поколения. В целом, существуют какположительное, так и отрицательное отношение к современным игрушкам, и нетолько у респондентов. Сейчас публикуется множество статей о вредности западныхигрушек. Говорится, что они очень отрицательно влияют на детскую психику ипредставляют собой героев западных сериалов, боевиков и прочих фильмов, что неочень положительно сказывается на ребёнке.
Приведем отрывок из статьи Александра Рудакова«Мистика русской души»: «Сегодня «империя Барби» становится передовымотрядом «магической агрессии» Запада, разрушающей у русских детейунаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Получаяв руки трансформер с центральным образом Бэтмена или собирая конструкторы самериканскими серебряными звездами, маленький человек получает первый опыткультурной колонизации, ощущая не только тот факт, что игрушки — «ненаши», но и подчиняясь, после болезненной внутренней ломки, чужеземномуигрушечному пантеону».
Это, несомненно, резкая критика в сторону западныхигрушек. Но, нельзя сказать, что они полностью подавляют русскую культуру иребёнок полностью перенимает западный опыт. Нет, несмотря на отрицательныеотзывы, эти игрушки не могут затмить нашу культуру и влияние родителей, которыеявляются её носителями.
Так что же думают наши респонденты по этому поводу?Все в принципе относятся к современным игрушкам положительно, «потому что естьдоступ к игрушкам. Можно все приобрести. Игрушки очень красивые. Довольна, чтодети могут пользоваться этими игрушками.»; «да, мне нравятся. Они красивые,яркие». Но, есть и отрицательные мнения: «К оружию отношусь отрицательно.Отрицательно к китайским игрушкам, так как они не качественные, в них химикаты,они вредные для организма».
Что касается заключительного вопроса нашего интервью,в котором мы выясняем, как современные игрушки влияют на детей и влияют ливообще, то можно сказать, что он непосредственно связан с предыдущим.
Мнения по этому поводу по-прежнему разделяются.Некоторые из респондентов считают, что современные игрушки «повышают интеллект,такие как мозаика, кубик Рубика и прочие». Одна женщина ответила, что«современные игрушки очень сильно влияют на развитие детей. Особенно компьютер.Дети ещё не ходят в школу, а уже умеют обращаться с компьютером». Как видно изэтих ответов, современные игрушки влияют на детей как положительно, так иотрицательно.
Заключение
Подводя итоги всей курсовой работы, для начала следуетобозначить основные моменты, включённые в неё:
— Развитие «советской» игрушки происходило постепенно.От года к году она становилась всё  качественнее и имела направленность насоздание образа строителя социализма. Но здесь нужно отметить, что в период ВОВпроизводство игрушек было приостановлено, и он является сложным для развития«советской» игрушки.
— Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметьсоциологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества вней.
— Современная игрушка также значима для общества, ноостаётся открытым вопрос о том, как она влияет на ребёнка: положительно илиотрицательно.
Анализируя проведённые интервью, выяснилось, чтосуществуют различные мнения по поводу игрушек как «советских», так и«современных». Мнения респондентов разделяются, но в некоторых вопросах,совпадают.
Так как в цель исследования входит сравнение«советской» игрушки с современной, то необходимо подчеркнуть, что в период СССРона была направлена на воспитание «советского» человека, чем объясняетсясоздание нового образа «советской» игрушки, которая олицетворяла бы новый типличности, строителя социализма. Современные же игрушки не всегда олицетворяютобраз российского человека и в большинстве своём направлены на западныестереотипы общества.
Гипотеза курсовой работы подтверждается, но нецеликом. Респонденты согласились с тем, что игрушка всегда показывает статусчеловека.
В результате опроса выяснилось, что люди не всегдапереходили от ручного создания игрушек к их покупке. Некоторые из них все своедетство изготавливали кукол самостоятельно. Это зависело от финансовогосостояния семьи. Таким образом, гипотеза подтверждается не полностью.
Что же касается гендерного аспекта, то в работе онпоявляется в ІІІ главе, где описывается влияние современных игрушек, как намальчиков, так и на девочек. Если в 50-е года игрушка «Лошадка героическая»напоминала о подвигах кавалеристов, а куклы в образе рабочих различныхспециальностей способствовали выбору определённой профессии, то современныеигрушки больше представляют детям беззаботное будущее, где всё достигаетсялёгким путём, но на самом деле это не так.
В итоге следует сказать, что «нужно следить за тем, вочто и как играет ваш ребенок. Будьте примером для своего чада. Растите с ним.Играйте с ним. И пусть в игре вы поменяетесь ролями. Он вырастет и справится сосвоей ролью родителя, друга, коллеги на «отлично»».[17]
Библиографический список
1.  Дорофеева З. Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002.  №6 (218).
2.   Абрамова И. Всё равно тебя неброшу…// Витебский курьер. 2004. №87
3.  Игрушка Горьковского края.Загорск, 1933. С.4
4.  Оршанский Л.Г. Игрушки //Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. – Петроград, 1923. С.101
5.  Бартрам Н.Д. Воспоминания охудожнике // Избранные статьи. М., 1979. С.46, С.50-51.
6.  Байковская О.Ф. Просмотрмассовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37
7.  Флерина Е.А. Игра и игрушка.М., 1973. С.23
8.  Барби портит девочек //http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8
9.  Бредникова О., Кустафьева З.Старая вещь как персонаж блошиного рынка // Неприкосновенный запас. Дебаты ополитике и культуре. 2004. №34
10.            Рудаков А. Мистика русскойдуши.
 
 
Приложения
 
Гид-интервью
Здравствуйте!
Мы проводим исследование на тему «Игрушки Советскогообщества. Их история и значение». Мы просим Вас ответить на следующие вопросы.
1)         Расскажите,откуда брались игрушки в Вашей семье?
2)      Передаются ли игрушки в Вашей семье понаследству?
            Какие? Почему?
3)      Играют ли в эти игрушки Ваши дети?
4)      Делали Вы игрушки своими руками? Почему?
5)      Делают ли игрушки Ваши дети?
6)      Влияла ли игрушка в Советское время на положениечеловека в обществе? А сейчас?
7)      Как вы относитесь к современным игрушкам?
8)      Как относятся Ваши дети к современным игрушкам?
9)      Как Вы думаете, современные игрушки влияют наразвитие детей?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Интервью
Здравствуйте!
Мы проводим исследование на тему «Игрушки Советскогообщества. Их история и значение». Мы просим Вас ответить на следующие вопросы.
1.   Откуда брались игрушки в Вашей семье?
Игрушки не покупались, так как не было денег. Игрушкишили сами (кукол, собак, одежду для кукол (платья, сарафаны из ситца) Головунабивали ватой, раскрашивали цветными карандашами (черные брови, голубые глаза)Куклы были большие, примерно 25-30 см. Пупсиков покупали. Также покупалимячики. Играли все время в мячики и в куклы. В куклы играли до 7 класса.  Никтоне дарил игрушки.
2.   Передаются ли игрушки по наследству? Какие? Почему?
Игрушки все истрепывались и приходили в негодность,поэтому не передавались.
     3. Играют ли в них Ваши дети?
Своим детям игрушки покупали. Очень много. Дети тожешили игрушки.
 У детей уже были говорящие куклы. Потом раздавалисоседям большими коробками. Детям покупали все так как у себя не было.
 4. Делалили Вы игрушки своими руками?
Да, даже делали мячики. Меняли мохры (одеяла рваные)на игрушки. Ездил извозчик с игрушками (свистульки, резиновые мячики, прыгалки)менял мохры на игрушки. Сдавали также медные тазы, разную  ненужную утварь.Раздавал сам, что попадется. Это было несколько лет.
5. Делалили Ваши дети игрушки?
Да, тоже шили куколок и одежду. Дочка шила кукол иодежду, а сын ничего не делал. Но в основном покупали. Мальчикам покупалимашинки, танки, барабаны, собак, кошек, лошадок. покупали диапроектор идиафильмы. Натягивали на стену простынь и показывали диафильмы. Внучке покупаликоляску для кукол.
6. Показывалили советские игрушки положение человека в обществе? А сейчас?
Конечно, если игрушки шили сами, то это показывалонищету  (некая зависть в голосе). У бедных все шили.  У богатых былибольшие куклы, целлулоидные. У подруги отец был инкассатором. А сейчассверхпоказывают положение в обществе. У богатых железные дороги, огромныемягкие игрушки.
7. Как Выотноситесь к современным игрушкам?
Положительно, потому что есть доступ к игрушкам. Можновсе приобрести. Ни разу не видела роботов. Игрушки очень красивые. Довольна,что дети могут пользоваться этими игрушками. К оружию отношусь отрицательно.Отрицательно к китайским игрушкам, так как они не качественные, в них химикаты,они вредные для организма.
8. Как Выдумаете, влияют ли современные игрушки на развитие детей?
Влияют. Повышают интеллект. Кубики-рубики, мозаикаразвивают.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.