Реферат по предмету "Психология"


Дети - наше будущее Дети войны

Дети — наше будущее. Дети войны?
Шишова Т. Л.
Мир устроен парадоксально. В моем детстве, пришедшемся на начало 60-х — мы ужасно боялись войны. Эта тема постоянно присутствовала в наших разговорах, играх, ночных кошмарах. Помню, однажды зашедший к нам во двор алкоголик заявил, что завтра начнется война. Мы — стайка пяти-шестилетних детей — с ревом кинулись по домам, и хотя родные постарались нас успокоить, мы еще долго с тревогой прислушивались к гулу пролетающих самолетов — нам все казалось, что может начаться бомбардировка… А ведь тогда война в нашей стране была практически нереальной!
Нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве нет ощущения безопасности. Не знаю, может, это особенность детского восприятия — бояться далекого и таинственного. Но скорее, мы пожинаем первые плоды своей безответственности.
Залив экран потоками крови, нашпиговав кино- и телепродукцию сценами насилия, сделав из смерти шоу, перемежающееся рекламой жвачек и сникерсов, мы вынуждаем детей отгораживаться от жизни, обрастать коркой равнодушия и цинизма. А когда война прекращает быть виртуальной реальностью, ужасаемся безжалостности малолетних солдат.
Конец XX века вообще знаменателен тем, что под разговоры о правах детей и принятии гуманистических международных конвенций детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети все чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто — соучастниками чудовищных преступлений.
За последние десять лет в мире убито в войнах около двух миллионов детей, шесть миллионов получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти тридцать миллионов превратились в беженцев. В Сараево более половины детей было ранено, а 66% подвергались смертельной опасности. В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, избиений и ранений, причем среди пострадавших было много их родственников. В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких. После произошедшей в Руанде резни народа тутси дети при опросах говорили, что им безразлично, вырастут они или погибнут.
Еще каких-то десять-пятнадцать лет назад все это казалось нам бесконечно далеким, а потому недостойным пристального внимания. Но сейчас, когда в Чечне даже десятилетние мальчишки гордо расхаживают с автоматами, пожалуй, стоит поинтересоваться чужим опытом. Как известно, только дурак учится на своих ошибках. Умный предпочитает на чужих.
Вот история, каких сейчас в мире миллионы. Когда Томас пошел на войну, ему было одиннадцать лет. Автомат Калашникова, который он носил, при случае пуская в ход, был больше него самого, но весил немного, и носить его было необременительно. Для начала Томасу велели убить пленного — в доказательство того, что он способен стать настоящим солдатом. Он попытался воспротивиться, но ему пригрозили смертью, и мальчик покорно исполнил приказ. Затем он научился сбрасывать людей в колодцы, где они умирали медленной смертью, видел коллективные изнасилования женщин и принимал психостимулирующий препарат мфетамин, про который ему говорили, что это «сделает его сильным и храбрым воином». Томаса часто наказывали: связав ему за спиной руки, стягивали веревку все туже и туже, пока не начинали хрустеть ребра. Тогда пытка прекращалась, но руки надолго оставались парализованными.
По свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны, не задают лишних вопросов, их легко подавить, легко наказать. А некоторые даже воспринимают войну как игру. В последние годы, с появлением легкого и простого в употреблении оружия детей стали использовать в составе ударных войск. Это умножает потери среди гражданского населения, ведь нынешние боевые действия ведутся уже не столько против вражеской армии, сколько против мирных жителей. В 90-е годы тактика ведения гражданских войн будто специально разрабатывались для малолетних солдат.
Как сообщил пару лет назад журнал «Квакер», везде, где ведутся сейчас войны, детей насильно забирают в армию, и они быстро обучаются чистить и заряжать оружие, увертываться от пуль, мародерствовать, ползать по-пластунски, брать заложников и убивать врагов. В Камбодже дети участвуют в вооруженных конфликтах с 1953 года, когда в стране была свергнута монархия. То есть, там уже сорок лет подряд у детей крадут детство.
А когда войну наконец удается прекратить, встает другой, не менее трудный вопрос, что делать с детьми, уцелевшими на войне? Как быть с армиями мальчиков после подписания мира в Мозамбике и Анголе? Само число этих солдат ужасает. В Либерии их, например, шесть тысяч. Разве можно вернуть детство десятилетним солдатам? Ведь эти ребята видели столько ужасов, они привыкли к насилию и жестокости. Большинство из них неграмотно, и это понятно — где им было учиться? Непонятно другое: как объяснить детям, что такое детство, если они его не знали, не помнят? Неудивительно, что даже когда удается найти родителей этих мальчиков, взрослые не хотят забирать домой детей, превратившихся в закоренелых убийц.
Программы реабилитации, проводившиеся представителями ООН и группами добровольцев, не дали, как говорится в отчетах, «обнадеживающих результатов». Вот что рассказывает про эти занятия английская писательница Кэролайн Мурхед, специалист в области прав человека: «Бывшие малолетние солдаты очень агрессивны, у них размыты представления о добре и зле, а некоторые из этих детей откровенно порочны. Они рисуют только танки и взрывы бомб, играют в палачей, страдают бессонницей, фобиями, приступами тревоги. Кто-то не может есть. Кто-то абсолютно неконтактен. Из их памяти не удается вытравить воспоминания о жестокостях. Один маленький либериец, впервые взявшийся за оружие в десять лет после того, как у него на глазах зверски убили сестренку, сказал на реабилитационном занятии: „Меня должны наказать за то, что я сделал“.Но, пожалуй, больше всего в подростках, чье детство прошло на войне, пугает равнодушие. Смерть стала для них чем-то совершенно обычным, заурядным».
Во всем плохом, что происходит с детьми, виноваты взрослые. Это азбучная истина, которую мы на исходе тысячелетия вдруг начали подзабывать. Отказываясь от традиционных норм поведения, в частности, предполагающих ограждение детей от насилия ВО ВСЕХ ЕГО ВИДАХ, мы нарушаем один из основных жизненных законов. И тем самым ставим под угрозу саму жизнь. И детскую и нашу собственную. Взрывы в Москве и Минводах, военные конфликты в Чечне и Дагестане, захват заложников в «Норд-Осте» и Беслане — это для нас предупреждение.
Но боюсь, мы его не услышим. Ведь российские политики и журналисты тоже, как дети, не желают видеть реальных опасностей, а пуще всего боятся слова «цензура». Даже когда речь идет об охране детской психики и нравственности.
А вот в ведущих странах Запада давно уже приняты законы, устанавливающие ограничения на демонстрацию секса и насилия. Хотя свободой слова там дорожат ничуть не меньше, чем у нас. Просто там понимают, что беспредельной свободы для всех не бывает. Свобода убийцы автоматически влечет за собой несвободу для его жертвы. Давая волю разрушительным силам, мы непременно будем ущемлять созидательные. По-другому не получается, как ни старайся. Поэтому, например, в Англии правила регулирования телевещания предусматривают так называемый «водораздел», отделяющий вещание, ориентированное на всю семью, от вещания, предназначенного для взрослых. В Германии определенные программы и фильмы запрещены к показу между 11 вечера и 6 утра. Даже во Франции, где свобода не просто ценность, а сверхценность, фильмы делятся на те, которые можно смотреть всем, на запрещенные к показу вообще -1981 г. таких, правда, больше не было — и на те, которые нельзя смотреть детям до определенного возраста (до 12, до 16 и до 18 лет).
А что у нас? Утро наших детей, во многих домах проходящее под звуки телевизора, начинается с телеоскорблений (под подсчетам социологов 36,9% всех оскорблений, транслируемых по телевизору в течение суток, приходится на утренние часы), с показа драк (четверть всех теледрак тоже приходится на утро) и убийств. Днем, когда дети приходят из школы, количество телеубийств возрастает почти вдвое ( с 17,4 до 31,6%). Вечером эта цифра становится еще больше, а в дополнение к убийствам показывается масса аварий, стихийных бедствий и катастроф. И все так красочно, динамично, крупным планом. Оторванные конечности, окровавленные тела… Есть чему поучиться, есть что позаимствовать. И они, наши дети, учатся, прильнув к экранам. А потом умело применяют полученные знания на практике. В Чечне, Дагестане… Далее — везде?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции по управлению персоналом
Реферат Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Отдел гуманитарного образования и туризма методические рекомендации
Реферат Всеобщая декларация прав человека
Реферат Slavery In Nova Scotia Essay Research Paper
Реферат Эффективность производства продукции скотоводства
Реферат Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор"
Реферат Адаптивні реакції корів при машинному доїнні
Реферат Расчет технико-экономических показателей строительного участка
Реферат Aaron Barret Essay Research Paper Bio of
Реферат Утварэнне Рэчы Паспалитай
Реферат Тематизация эмоций в разговорной речи английского языка
Реферат Взаимосвязь бухалтерского учета и экономики предприятия
Реферат Деловые беседы и переговоры
Реферат Финансовые риски и способы их снижения.
Реферат A Soldiers Life In The Civil War