СОДЕРЖАНИЕ
введение. 3
ГЛАВА I.НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА. 6
1.1.Особенности развития организма дошкольника, 6
1.2. Основы гармоничногопсихофизического развития ребенка. 9
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА В ХОДЕАКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. 18
2.1. Деятельность психологадошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физическойкультуры. 18
2.2. Сюжетные занятияфизкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 43
введение
В настоящее время вниманиемногих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этотинтерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизниявляется периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когдазакладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Оттого, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, такжезакладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
Развитие психологии современного человека закладывается в раннемвозрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия нанего общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самыхблизких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, котораяоказывается психологом-педагогом в формировании личности, формированиипсихологических её характеристик.
В воспитании и развитиидошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание,так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Однако психологическое влияниена развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутреннейличностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитиевсех характеристик человека, в том числе и физических. Дело в том, что вседействия (бездействия) человека напрямую зависят от его психическиххарактеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего,важно отметить и значительную роль оказываемую именно психологом на развитиефизических характеристик и качеств человека.
Особенно указанное воздействиеважно в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянииинтенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказатьзначительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной,коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурнойдеятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
Однако роль психолога в развитиисферы физкультурной деятельности дошкольника на этом не заканчивается. Здесьважно также отметить значимость работы психолога с родителями, а такжепроецирование педагогических воздействий, оказанных на ребенка в условияхдошкольного учреждения, на его поведение в семье, направленных на созданиеусловий для полноценного развития личности.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровеньурбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуальнодля нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия наздоровье ребенка, здоровье дошкольника.
И здесь особую значимостьприобретает воздействие детского психолога на развитие и формирование удошкольников физкультурной деятельности.
Итак, в соответствии сзаявленной актуальностью, тема работы сформулирована как: «Роль детскогопсихолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника».
В ходе работы проводится анализроли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника.
Целью представленнойнаучно-методической разработки является рассмотрение и анализ роли, которуюиграет (должен играть) детский психолог в сфере развития и активизациифизкультурной деятельности дошкольника.
В ходе написания даннойнаучно-методической разработки решались следующие задачи:
– Анализ особенностейфизкультурной деятельности дошкольников;
– Анализ особенностей работыдетского психолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии снаправлениями развития психики ребенка;
– Анализ возможностейвоздействия на активизацию физкультурной деятельности дошкольника со стороныдетского психолога в условиях дошкольного учреждения.
При этом под развитиемпонималось направленное, закономерное изменение, когда в результате измененийвозникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.
Общество декларирует своиусловия социального поведения выработанные в ходе общественной эволюции. Издесь важно таким образом ориентировать воспитание и развитие дошкольника,чтобы его поведение, как взаимодействие с окружающей средой (обществом),включающее ориентацию по отношению к этой среде, а также развитие личностныххарактеристик, в том числе и физических возможностей организма, соответствоваливыработанным нормам и принципам, требованиям условий социализации. ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА1.1. Особенностиразвития организма дошкольника,
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенкаот 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие исовершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения егостановятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний ипредставлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно –вначале он замедляется до 4–6 см в год, а затем на 6–7-м году жизниускоряется до 7–10 см в год (период так называемого первогофизиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное иобдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костнойткани, методами физической культуры. Усредняя приведенные цифры, ориентировочноможно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см.Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительнорассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см Х n), где n – возраст ребенка. Если рост в 1 годнеизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный75 см[1].
Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно.За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й – около 2 кг, за6-й – 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, весребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: весребенка в возрасте одного года + (2 кг Х n), где n – возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен,то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг.К 6–7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годоваломвозрасте[2].
Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятсяэластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становитсяболее стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кгвеса у детей до 6–7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легкоперегреваться или переохлаждаться.
К 5–6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослогочеловека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем ещемного хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурноразвивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелетребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениямии играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры науказанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой илинеровной, он должен пользоваться только детской мебелью.
Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но онидолжны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитаниянеобходимо постепенно и осторожно.
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органовдыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых,развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится всеболее глубоким и редким – к 7 годам частота дыхания – 23–25 в 1 мин.
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительноеразвитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается массасердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физ. нагрузкам.Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых.Постепенно урежается пульс – к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 – до 85–90в 1 минуту[3].
Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможностикак органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрастенамного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должныстрого дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, например, когдана прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, елепоспевая за ним.
Нервно-психическое развитие, на которое также важно ориентироватьсяв процессе физического воспитания и формирования здорового образа жизнидошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенказначительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями;любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составитьнебольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках,рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребеноквыражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение. Вэтом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральныепонятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действиявзрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования,предъявляемые ими к ребенку.
Указанные данности психического развития дошкольника можно умелоиспользовать в ходе составления и разработки занятий направленных на физическоесовершенствование ребенка и становление здорового образа жизни.
Таким образом, само развитие ребенка дошкольного возраста предполагаетважности воздействия на его организм методами физической культуры и ориентируети родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образажизни именно методами физической культуры и физического воспитания. 1.2. Основы гармоничного психофизического развитияребенка
Учитывая вышесказанное, хочетсяотметить важность гармоничности психофизиологического развития дошкольника.Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но ипсихические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важносовмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими,т.е. совмещать физическое и психологическое развитие ребенка.
В данном случае особую роль изначимость приобретает наличие в условиях дошкольного учреждения детскогопсихолога, организующего и направляющего работу с детьми именно в соответствиис развитостью психических характеристик и ориентиров дошкольника.
В работе в условиях дошкольногоучреждения детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основныминаправлениями психофизического развития дошкольников. Рассмотрим их. В этомвозрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и другихравнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.
Рассмотрим особенности развитиявнимания у дошкольника. Под вниманием понимают направленность психическойдеятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личностиопределенную значимость. Внимание может быть направленно как на объектывнешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость вниманияобладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том числеи в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенкафизкультурой – ориентация на слова и указания инструктора – педагога.
Для того чтобы достигатьпоставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия иследить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитиепроизвольности – это и формирование умственных действий контроля. И здесь ужеможно психологу ориентировать детей на постановку и решение определенныхглобальных задач[4]. Так, например, именно вэтом возрасте плодотворно объяснение детям значимости занятий физическойкультурой для их дальнейшей жизни.
Психологические исследованияпоказали, что:
– максимальная длительностьодной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годамона возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетниедети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более10-15 минут.
– если в три года за 10 минутигры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.
– устойчивость внимания усдержанных, уравновешенных детей в 1,5 — 2 раза выше, чем у легко возбудимых[5].
В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка и способность какможно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), атакже быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобымалыш стал более внимательным, психологу нужно научить его подчинять своевнимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) иподмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Так,например, дошкольник при занятиях физической культурой должен помнить, что она являетсядеятельностью, направленной на повышение качественных характеристик егоорганизма, способствует улучшению здоровья и т.д.
Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, темглубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей еерешить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая.К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слаборазвитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной ималопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессеэмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставатьсявнимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований,по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных,волевых усилий, например, на тех или иных физических упражнениях.
При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах иявлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А принедостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит попредметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результатевпечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими. Соответственно и, например,осознание слов педагога о важности занятий физической культурой и спортом будетменее продуктивным.
Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается,если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его иизучает, а не просто смотрит. Так, например, детям просто необходимо датьвозможность как можно больше пользоваться предлагаемыми для занятий спортивнымиснарядами.
Во-первых – это условие занятий физической культурой.
Во-вторых, при правильной постановке задачи педагогом, занятие наспортивных снарядах может стать для ребенка стимулом к физкультурнойдеятельности вообще. Достаточно, например, указать, что подтягивание наперекладине сможет обеспечить ребенку более высокий результат при прохожденииспортивных состязаний по бросанию какого-либо предмета.
Большую значимость при восстановлении образов используемых назанятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость воображения.
Воображение – это процесспостроения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а такжесоздания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуацияхарактеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоитв том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемнойситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимымышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы«перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечныйрезультат.
В случае, когда ребенку в ходезанятия физической культурой для выполнения того или иного упражнения важновосстановить (представить) тот или иной образ важны практически все видывоображения. Таким образом, воображение дошкольников является одним изнаправлений работы детского психолога с целью совершенствования у детей, в томчисле, и физкультурной деятельности[6].
Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека.Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что онапроявляется в результате внутренней умственной активности, когда человекстарается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указаниюизвне. Вторая особенность-наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением.Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимомногое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять ихобщие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогаетим познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужноеще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в теснойсвязи с развитием памяти и мышления, а также одновременно сформированиемпознавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которыхявляется любопытство и любознательность.
Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьмифизической культурой в связи с тем, что большинство образов, приводимыхпедагогом на занятиях для заинтересования детей, требуют как раз активноговключения наблюдательности.
В дошкольном возрасте детисталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, вчастности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и спроизведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, такили иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно,оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. Впять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины ицвета. Правильное формирование этих понятий необходимо не только для усвоения вдальнейшем, многих учебных предметов в школе, и для формирования способностейко многим видам творческой деятельности, а также для более успешного проведениязанятий физической культурой.
Этапы целенаправленного развитиясенсорных способностей включают в себя:
– формирование сенсорныхэталонов
– обучение способам обследованияпредмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все болеесложные глазомерные действия.
– развитие аналитическоговосприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов,выделять отдельные измерения величины.
Естественно, при организацииработы направленной на воздействие на дошкольников методами физической культурыважно исходить и из уровня развитости мышления дошкольников.
Мышление – это процесс познаниячеловеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза,суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
– наглядно-действенное (познаниес помощью манипулирования предметами (игрушками);
– наглядно-образное (познание спомощью представлений предметов явлений);
– словесно-логическое (познаниес помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышлениеособенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойствапредметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними ирешать самые разные практические задачи.
На основаниинаглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачина основе представлений, без применения практических действий. Это позволяетребенку, например, использовать схематические изображения в ходе того или иногоспортивного занятия, когда осуществляется противоборство двух команд илиотдельных их представителей.
К шести-семи годам начинаетсяболее интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано сиспользованием и преобразованием понятий.
Достижение высшей стадиилогического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценноеразвитие логического мышления требует не только высокой активности умственнойдеятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признакахпредметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Роль памяти в развитии ребенкатрудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и осамом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения инавыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставитперед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминаетсякак бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, чтопривлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление,что интересно.
В памяти различают такиепроцессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Взависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память – этозапоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-тозапомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляютсянепосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольнаяпамять – это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминаниекакого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку целизапомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемови способов запоминания.
В зависимости от особенностейматериала, который запоминается и воспроизводится, различают также памятьобразную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминаниенаглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бываетзрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно — логическая память – это память на отдельные слова, понятия, мысли. Выделяюттакже и физическую (кинетическую) память – способность организма зафиксироватьс целью последующего воспроизведения ту или иную последовательность действий.Развитие кинетической памяти имеет большое значение в сфере активизациифизкультурной деятельности дошкольника.
Итак, анализ направленийразвития факторов влияния на особенности восприятия дошкольником окружающегомира, в том числе и на проводимые с ними занятия физической культурой и спортомпоказал значимость работы дошкольного психолога по организации исовершенствованию у детей вышеуказанных сторон развития восприятия.ГЛАВА II. НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ВХОДЕ АКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения всфере развития дошкольников методами физической культуры
Никогда так остро, как сегодня,не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическомувоспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом квыяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленныеисследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма,совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мирдвижений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепчездоровье.
Анализ работы дошкольныхучреждений, проведенный специалистами свидетельствует о том, что во многих изних физическое воспитание отсутствует как система, с помощью которой у детейформируются здоровые привычки (не только умения выполнять то или иное действие,но и первичные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни),Самое страшное: отсутствует интерес к физическому воспитанию у педагогов иродителей: последних порой больше интересуют успехи ребенка в математике, чемдостижения в физкультуре. В подавляющем большинстве рассмотренных дошкольныхучреждений роль детского психолога в сфере активизации физкультурнойдеятельности дошкольника сводилась к минимуму[7].
Конечно, нельзя не отметитьсчастливые исключения, когда в дошкольном учреждении работают грамотныеметодист и инструктор по физической культуре, которые вместе с психологоморганизуют не только физкультурные занятия, но и осуществляют это в общейсистеме физического воспитания. Но, к сожалению, один, два человека не всостоянии охватить весь объем работы по физическому воспитанию в дошкольномучреждении[8].
Известно: для того чтобы у детейбыла удовлетворена потребность в движении, 50 % всего времени пребывания вдошкольном учреждении они должны двигаться[9]. Поэтому важно грамотноорганизовывать весь режим в детском саду, а это множество разнообразныхаспектов, среди которых, несомненно, есть и направления деятельности детскогопсихолога.
Чтобы обеспечить максимальное физическоеразвитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватныхсредств и методов обучения, который должен проводится с непременным участиемпсихолога; творческая направленность педагогического процесса; использованиенаряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурныезанятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивныепраздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическаягимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и пр.
Поэтому осуществлениефизического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знанийо физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними не только уметодистов, психологов но и у воспитателей. Чрезвычайно важно, чтобы педагогиграмотно обучали детей движениям, их качеству, сами понимали оздоровительное ипсихокоррекционное воздействие физических упражнений на организм ребенка. Издесь в работу по «просвещению» воспитателей, наряду с методистом должен включатьсяпсихолог, объясняя направленность и взаимодействие в развитии психических ифизиологических особенностей всех детей и каждого в отдельности, что реализуетусловия индивидуального подхода в воспитании. Со своей стороны воспитателидолжны активнее идти на контакт с детским психологом, консультироваться с нимпо поводу тех или иных возникших проблем.
Правильная организацияфизического воспитания в условиях детского дошкольного учреждения,предусматривает систематический медико-педагогический контроль и оперативнуюмедицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и включает всебя:
– динамические наблюдения засостоянием здоровья, психики, физическим развитием детей;
– контроль засанитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал ит.д.);
– наблюдение за рациональнымдвигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работыпо физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль заосуществлением закаливающих мероприятий, организация и руководствосамостоятельной двигательной деятельностью детей – во всех этих направленияхтакже могут быть реализованы опыт и знания детского психолога, так как ни одинпроцесс развития ребенка не проходит без зависимости от психической сферыдеятельности);
– просветительная работародителей по вопросам здоровья и физического развития детей (и здесь такжеважна роль детского психолога – его задачи не только подсказать родителямправильную тактику поведения с ребенком, но и самому, в силу имеющихся знаний,найти индивидуальный подход к каждому из родителей).
Успешное овладение разнообразнойдвигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы,ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости. При этом выделяютт.н. «психологическую выносливость», основанную на конкретных характеристикахтемперамента, психики дошкольника.
Как отмечает Н Кожухова,«Проблема развития выносливости у детей – способности к длительному выполнениюкакой-либо деятельности без снижения ее эффективности – представляется важной иактуальной. Но не следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку наребенка, тем он становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратныйэффект, приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервнойсистемы»[10].
Физические игры и упражнения,развивающие все виды выносливости, должны входить во все виды деятельностидетей.
Попав из ограниченного круга семьив большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способамиобщения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужнымиигровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазахсверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом нафоне недовольства обиды нередко появляются и агрессивные действия: ребенокломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагаетвсе усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.
В этом случае требуется большаяработа как педагога и психолога детского сада, так и родителей. Психологприглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в ихприсутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей сприблизительной тематикой игр, принятых группе, предлагает им литературу для«проигрывания» сказок и рассказов объясняет последовательность усложненияигровых действий в соответствии возрастом ребенка. Рекомендуется ежедневноиграть с ребенком в игрушки, также в ролевые игры или хотя бы вести «ролевыебеседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
Также для сокращения уровня агрессии можно рекомендовать включениеданного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он понялсвою ответственность перед командой за агрессивное поведение на площадке. Приэтом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей, которые играют вдругой команде необходимо постоянно «смешивать» игроков различных команд.
Большое значение в физическомвоспитании детей имеет совместная работа с родителями. Педагоги, методисты,психологи передают им необходимые знания о возрастных и психологическихособенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений,которые имеются у ребенка. Через наглядную агитацию, консультации, беседы,практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развитиядетей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг всемье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностяхдошкольного возраста – одна из главных задач дошкольных учреждений, в том числеи психологов.
Основными направлениямидеятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками ивзрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности всебе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работепсихолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителямии воспитателями, с самим ребенком проективные методы (например, рисунок«семья»). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения,если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку,можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своейдеятельности как родителя, воспитателя и педагогов.
Различные диагностическиеприемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогаютпсихологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведенияребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Особую сложность в ходе занятий в группе представляет гиперактивныйребенок – он снижает скорость выполнения упражнений всей группой, вносясумятицу в её действия, успевает «пошалить», мешает остальным детям заниматьсяфизическими упражнениями, препятствует донесению слов педагога до детей. Оченьчасто гиперактивные дети и сами не слушают воспитателя, не понимая смысл егослов, либо не уделяя время для «вслушивания».
В основе направленности работыдетского психолога с гиперактивными детьми должны быть следующие направления:
– работу с гиперактивнымребенком строить индивидуально, при этом основное внимание отвлекаемости ислабой организации деятельности;
– по возможности игнорироватьвызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять егохорошее поведение;
– во время проведениявоспитателем физкультурных занятий рекомендовать ему ограничивать до минимумаотвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выборместа для занятий именно гиперактивного ребенка (допустим – в первом ряду,перед воспитателем)
– предоставлять ребенкувозможность быстро обращаться за помощью к воспитателю в случаях затруднения;
– физкультурные занятия строитьпо четко распланированному, стереотипному, насколько это возможно, распорядку;
– задания, предлагаемые квыполнению, повторять несколько раз, выделяя самые важные места голосом ижестами;
– на определенный отрезоквремени давать только одно задание;
– дозировать выполнение большогозадания, предлагать его в виде последовательных частей и периодическиконтролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Практический психолог долженприменять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Таккак у детей «группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности,то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей такихпроцессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки впространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения,направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемовсамоконтроля. Задачей индивидуального подхода является наиболее полноевыявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укреплениеего собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, небороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальныевозможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуальногоразвития.
Работа психолога с учетом зоныближнего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции вусловиях контроля со стороны воспитателя, позволяет оптимизироватьфизкультурную деятельность как этого ребенка, так и всей группы в которой онзанимается.
Остановимся подробнее на работедетского психолога с родителя с семьями детей с целью активизации физкультурнойдеятельности дошкольников. Из факторов социализации самым важным и значительнымбыла и остается родительская семья, как первичная ячейка общества. Кромесознательного целенаправленного воспитания, которое дают ребенку родители, наребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этоговоздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Таким образом, для ребенкасемья, какая она бы ни была, является непререкаемым авторитетом. Именно в семьеребенок с удовольствием покажет те упражнения по физической культуре, которымего обучили в садике. К сожалению, семьи не всегда адекватно воспринимают поданныеребенком упражнения. Некоторые родители просто устают и не способны что-либовоспринимать, другие особенно не заботятся о именно физическом развитииребенка, третьи… К сожалению еще много семей, где родители не готовы совместнос дошкольным учреждением оказывать все возможные влияния на физическое развитиедетей. В подобного рода случаях психолог должен обязательно встретится сродителями, обсудить сложившуюся обстановку, наметить возможные пути выхода изкризисной ситуации, объяснив родителям важность физического развития ихребенка.
Таким образом, в целом рассматривая вопросы оказания положительноговлияния детского психолога на развитие у дошкольников физической культурыследует выделить следующие направления действий:
– Психологическая поддержка работыпо физкультурному образованию (в т.ч. экспериментальной работы).
– Анализ программ,методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольноговозраста.
– Присутствие на занятияхпедагога (воспитателя, методиста по физкультуре) с целью определения (посоответствующим методикам) поведения и характеристик дошкольников(произвольность, комфортность и т. п.).
– Участие вдиагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно спедагогом (воспитателем, методистом по физкультуре) (разработка диагностическихзаданий с учетом материала по экологическому образованию).
– Составление рекомендацийпедагогу (воспитателю, методисту по физкультуре) с учетом индивидуальныхособенностей детей.
– Анализ результатовкачественной диагностики, проводимой воспитателями и методистами (записиособенностей поведения детей, их высказываний и т. п.).
– Участие в составлениидиагностических карт.
– Работа с родителями.
Итак, физическое воспитание детей дошкольного возраста содержитмножество аспектов, которые требуют вмешательства психолога. Мы остановилисьтолько на некоторых из них. Так, не менее важными являются подвижные игры,которые позволяют с большой эффективностью формировать у детей «практическийинтеллект», а благодаря эмоциональному воздействию служить психокоррекционнымсредством, формировать положительные черты личности. И, как считают психологи,понятие «игра» надо рассматривать более широко. Это и игровые ситуации, иимитационные ситуации, и этюды, которые можно включать во все формы работы сдетьми[11].2.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, какобразец совместной работы воспитателя по физической культуре и детскогопсихолога
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов вжизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основыздоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательныхспособностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываютсяличностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических,культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояниездоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитаниезанимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастанияобъема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническоеразвитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
В то же время анализ многочисленных литературных источниковсвидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания вдошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиеныи профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи (1997), за последниедесятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количествоабсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющихразличные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хроническиезаболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления вшколу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей[12].
Исследованиями Е.А. Пимоновой (1990) установлено, что занятия вобъеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоениеопределенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективномувоспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста[13].
По мнению А.Б. Лагутина (1994), работа по единой, жесткорегламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежноприводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничиваетвозможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированныйстандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития[14].
В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствованиестарых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детейдошкольного возраста.
На основе средств ритмической гимнастики нами разработана программасюжетных занятий по физической культуре для детей 5-7 лет. Сюжетное занятие — одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре,способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьноговозраста к процессу выполнения физических упражнений.
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, всесредства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчиненыопределенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяютсяупражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др.,общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др.,подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговаятренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.).
Использование приемов имитации и подражания, образных сравненийсоответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процессзапоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия,способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей,познавательной активности.
Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткаммногих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе ииспользуемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можноотнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету вущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, необеспечивающую тренирующего эффекта.
При разработке программы сюжетных занятий мы попытались сохранитьих характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков.Разработанная нами программа направлена на решение следующих задач: укреплениездоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностейорганизма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всехзвеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитиемузыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности всистематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяетсявозрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными)особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используютсяразличные физические упражнения, последовательность которых соответствуетобщепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые вподготовительной и заключительной частях занятий, а также этюдыпсихогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствиис сюжетом.
Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основнойчасти, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняяупражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитыватьуровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен ноувеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц,поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др. (1985), упражнения длямышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возрастаможет выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища — от 40 до 60раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работывызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных системорганизма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и кдействию различных факторов внешней среды, способствует повышению общейработоспособности[15].
После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются подмузыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использованиеритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитаниючувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков. Применениесерийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузкуи моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следуетучитывать, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологическихфункций в соответствии с научными выводами академика Н.М. Амосова, профессораВ.К. Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующийэффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями удетей 5-7 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 140-160ударов в минуту[16].
Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям иактивизации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетныезанятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями: например,комплекс «Морское царство» может быть дополнен познавательнойигрой-занятием М. Сигимовой «Загадки Морского Царя» и т.п.[17]
В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки,песни, соответствующие сюжету: например, перед разучиванием танца «Раки» загадатьзагадку «Под водой живет народ — ходит задом наперед»; при выполнениинесложных по структуре упражнений невысокой интенсивности «Морская волна» и«Я на солнышке лежу» предложить детям всем вместе произнести вслухотрывок из сказки А.С.Пушкина «Ты волна моя, волна.» или спеть песенкуиз мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню». Можно такжепредложить детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные ссюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т.п.), прочитатьрассказы, сказки соответствующего сюжетного содержания (например, сказку Г.Х.Андерсе на «Русалочка»). Подобные домашние задания наряду сдвигательными (например, выполнить дома то или иное упражнение комплекса)помогут привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей,заинтересовать их успехами своего ребенка.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленныхна овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдовпсихогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематическисвязанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природнымизвуками (например, в комплексе «Морское царство» применяются музыкальныекомпозиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина»,«Благоговение», «Морские мелодии» и др.).
Звуки океанских волн, согласно данным научно-методическойлитературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоциональногонапряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитиюпсихических способностей. Результаты научных исследований свидетельствуют онеобходимости применения элементов психорегуляции в процессе оздоровительнойтренировки, особенно на начальном этапе занятий, так как это ускоряет адаптациюорганизма занимающихся к физическим нагрузкам. На данном этапе формированияметодической разработки роль детского психолога просто неоценима.
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звукиприроды (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя идр.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить,прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важноевоспитательное значение. При подборе т.н. релаксирующего музыкальногосопровождения особенно важна роль психолога, т.к. неграмотное использование техили иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важноучитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативнуюпсихическую реакцию.
Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапноеакцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 %времени занятий (например, комплекс «Морское царство» направлен наакцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, комплекс «Любимыеигрушки» — координационных способностей, комплекс «Африка» — выносливости и т.д.).
Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем напротяжении 2-2, 5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К.Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (втечение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельныхдвигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточноэффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующихуровень развития двигательных качеств[18].
После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетныхзанятий проводится физкультурный досуг или праздник (например, комплекс «Морскоецарство» завершается физкультурным праздником «В гостях у МорскогоЦаря»), в процессе которых используются освоенные на занятиях упражнения,танцы, игры и эстафеты. Подготовка к празднику (досугу) является для детейхорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствуетформированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.
С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетныхзанятий на основе ритмической гимнастики в период 1999-2000 гг. был проведенсравнительный педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети ввозрасте 5-7 лет (n=160) детских садов № 141 и № 55 г. Магнитогорска.
Экспериментальная группа занималась по разработанной программесюжетных занятий на основе ритмической гимнастики. Занятия продолжительностью30 минут проводились три раза в неделю в течение шести месяцев. Контрольнаягруппа в течение этого же периода занималась по традиционной программе пофизическому воспитанию для детского сада (с аналогичной продолжительностью икратностью занятий). Эффективность предложенной методики оцениваласьпосредством сравнения показателей физического и психического развития ифизической подготовленности, а также данных о динамике заболеваемости детейэкспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.
До начала эксперимента дети экспериментальной и контрольной группне имели достоверных различий в показателях физического и психического развитияи результатах физической подготовленности, за исключением результатов в наклоневперед. После проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменениепоказателей физического развития наблюдалось в обеих группах. Таким образом,повышенные нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организмиспытуемых. Средства и методы физического воспитания, используемые вэкспериментальной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики,были адекватны возможностям организма детей данного возраста (этоподтверждается также результатами педагогических наблюдений и данныхпульсометрии).
Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическуюподготовленность детей экспериментальной группы до и после проведенияэксперимента, позволил установить достоверное (р0,05) изменений результатов ненаблюдалось ни в одном контрольном упражнении. Это объясняется тем, что занятияпо традиционной программе физической культуры для детского сада направленыглавным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и неспособствуют воспитанию двигательных качеств, что подтверждается такжерезультатами исследований других авторов.
Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия поэкспериментальной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастикиспособствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполненияфизических упражнений. Это подтверждается также результатами интервьюированиядетей экспериментальной группы после проведения эксперимента. Во времяпребывания в детском саду дети стали отдавать предпочтение занятиям пофизической культуре, поставив их на первое-второе место наряду с занятиямирисованием и лепкой, в то время как до эксперимента занятиям по физическойкультуре отводилось лишь четвертое место по степени важности.
Данные пульсометрии показали, что при проведении занятий поэкспериментальной программе нагрузка на всех этапах занятия соответствовалавозможностям детей и рекомендациям НИИ дошкольного воспитания РАПН. Анализдинамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) на занятиях в экспериментальной иконтрольной группах показал, что физическая нагрузка в экспериментальной группеоказывает более выраженный тренирующий эффект на организм детей по сравнению снагрузкой на занятиях в контрольной группе.
Моторная плотность занятий по физической культуре вэкспериментальной группе составляла от 60-65 до 75-87% в зависимости от задач итипа занятия, в то время как в контрольной группе она была ниже и составляла50-68%. Таким образом, данные пульсометрии и хронометрирования в определенноймере подтверждают эффективность экспериментальной методики.
Кроме того, в контрольной группе значительно выросли показателипсихического развития детей, что несомненно связано с совместной работойвоспитателей по физкультуре и детских психологов. У детей резко повысилсяуровень положительного эмоционального реагирования, возможности психорегуляции,а также приспособленность к окружающей психологической среде.
Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что доэксперимента заболеваемость детей составляла 27,5% в контрольной и 26,25% вэкспериментальной группах. После проведения эксперимента заболеваемость детейснизилась в контрольной группе до 16,25%, а в экспериментальной — до 7,5%.
Более значительное снижение уровня заболеваемости вэкспериментальной группе, по-видимому, можно объяснить тем, чтоэкспериментальная программа, оказывая тренирующее влияние на организм ребенка,способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическимнагрузкам, но и к влияниям внешней среды.
Таким образом, использование в практике работы по физическомувоспитанию сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, базирующихся научете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволило повыситьэффективность процесса физического и психического воспитания и оказалоположительное влияние на состояние здоровья и динамику физическойподготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическимзанятиям физическими упражнениями.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, физическоесовершенствование ребенка является основной заботой руководителя физическоговоспитания дошкольного учреждения. Однако, руководитель физического воспитаниядолжен заниматься физическим совершенствованием ребенка вместе с воспитателем,родителями, психологом[19].
Итак, работа психолога,направленная на активизацию и обеспечение физкультурной деятельностидошкольника методами психологии – одна из основных направляющих работыпсихолога в современном дошкольном учреждении. В ходе своей работы психологдолжен учитывать множественные факторы воздействия на физкультурную деятельностьдошкольника, среди которых можно выделить:
– личностные особенностидошкольника;
– особенности темпераментаребенка;
– особенности взаимоотношений всемье у ребенка;
– особенности отношенияродителей к занятию ребенка физической культурой;
– особенности отношениявоспитателя к физической культуре, осознание им необходимости проведениязанятий, связанных с активизацией физкультурной деятельности дошкольников;
– особенности атмосферы вдетской группе, наличие или отсутствие в ней лидеров, конфликтов,активизирующих и сдерживающих аспектов;
– особенности развития психикиребенка дошкольного возраста;
– направленность требований,предъявляемых школьным образованием к развитости у ребенка определенного родакачеств, на активизацию которых можно воздействовать средствами физическойкультуры;
– особенности сложившихсяотношений между воспитателем и группой, между воспитателем и отдельными детьми;
– возможности активизациифизкультурной деятельности дошкольников через использование различных психологическихприемов.
Здесь важно объяснить, также,что не существует уникального рецепта при решении детским педагогом той илииной проблемы.
Таким образом, рассмотрение ианализ роли, которую играет (должен играть) детский психолог в сфере развития иактивизации физкультурной деятельности дошкольника, показали:
– важность роли детскогопсихолога в сфере физкультурной деятельности дошкольников, подтверждаемую каксовместным развитием (и, следовательно, зависимостью) психики ребенка и егофизических, физиологических показателей;
– необходимость в ходереализации роли детского психолога в сфере физкультурной деятельностидошкольника работы сразу по множеству направлений (см. выше), которые в случаедостижения целей каждого из них способны активизировать физическое развитиедошкольника.
В ходе написания даннойнаучно-методической разработки, в соответствии с поставленными задачами,выявлено, что:
– особенности физкультурнойдеятельности дошкольников предполагают постоянный психологический ипсихотерапевтический контроль со стороны специалиста;
– особенности работы детскогопсихолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии с направлениямиразвития психики ребенка предопределил важность контроля со стороны психологафизкультурной деятельности дошкольника;
– возможности воздействия наактивизацию физкультурной деятельности дошкольника со стороны детскогопсихолога в условиях дошкольного учреждения, будучи явными, должны стать однойиз направляющих работы психолога в дошкольном учреждении.
Таким образом,была подтверждена гипотеза данной работы, реализованная в утверждении важностироли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амосов Н.М. Раздумья оздоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
2. Бальсевич В.К., КоролеваМ.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет.// Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25.
3. Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорнойкультуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
5. Занков Л.В. Развитиешкольников в процессе обучения. – М., 1967.
6. Запорожец А.В. Основныепроблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу огенезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранныепсихологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
7. Зеленин В. Применение нафизкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. –1991. — №4.
8. Змановский Ю.Ф. Воспитаемдетей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
9. Караманова Л.В. Пути повышенияэффективности подвижных игр. // Дошкольное воспитание. – 1986. — №11.
10. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детейхудожественной гимнастике (пер. с болгарского). — М.: ФиС, 1985, 93 с.
11. Кожухова Н. Некоторые аспектыфизического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.
12. Коробков А.В., Головин В.А.,Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 1983.
13. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольномучреждении. // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
14. ЛеонтьевА.Н. Психологическиеосновы дошкольной игры. «Дошкольное воспитание», 1997, № 9;
15. Обухова Л.Ф. Детскаяпсихология. М., 1995.
16. Осокина Т.И.Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986, 304 с.
17. Панкратьев Е.И.Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. //Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, c. 13-15.
18. Пенькова Л. Подготовкадошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. // Дошкольноевоспитание. 1999. №2.
19. Пимонова Е.А.Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис.М., 1990, 23 с.
20. Популярная медицинскаяэнциклопедия. П/р Б.В.Петровского. М. 1981.
21. Принцип развития впсихологии./ Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.
22. Психология. Словарь. / Подобщей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.1990.
23. Развитиепознавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред.Л.А.Венгера. М., 1986. С. 40.
24. Сигимова М.Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольникамив процессе познавательных игр-занятий на экологические темы (конспектпознавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста). //Дошкольное воспитание, 1995, № 2, c. 9-11.
25. Смирнова Е.О., Собкин В.С.,Асадулина О.Э. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольника. // Вопросыпсихологии. 1999. №6.
26. Субботский Е.В. Как рождаетсяличность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). –М., 1978.
27. Сухарев А.Г. Здоровье ифизическое воспитание детей и подростков. – М. 1991.
28. Усова А. П. Роль игры ввоспитании детей Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
29. Филлипова С. О проблемахфизического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольноевоспитание 1999. №4.
30. Хрестоматия по возрастной ипедагогической психологии./ Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. М., 1980.
31. Шарманова С.Б.Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическомвоспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. СПб.: НИИФК, 1995,17 с.
32. Яновская М.Г. Творческая играв воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. –М.: Просвещение, 1974.